Главная / Технология / Пояснительная записка к рабочей программе 7 класс к УМК под редакцией В.Д. Симоненко

Пояснительная записка к рабочей программе 7 класс к УМК под редакцией В.Д. Симоненко



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2012 по направлению «Технология. Обслуживающий труд»,

составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В.Д. Симоненко (М. 2012).

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения технологии:

освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

задачи обучения:

приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

овладение способами деятельностей:

умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;

освоение компетенций – коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей.


Общая характеристика учебного предмета

В курсе технологии базовыми являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технологии ведения дома», «Творческие проектные работы», каждый из которых предусматривает использование общепедагогических дидактических принципов: связь теории с практикой, научность, сознательность и активность усвоения знаний.

В реализации программы должное место отводится методу проектов для вовлечения школьников в исследовательскую деятельность, что формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.

Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.



Учащиеся должны владеть компетенциями:

 информационно-коммуникативной;

 социально-трудовой;

 познавательно-смысловой;

 учебно-познавательной;

 профессионально-трудовым выбором;

 личностным саморазвитием.



Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

 проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;

 планировать и оформлять интерьер помещения;

 ухаживать за одеждой и обувью;

 применять знания технологии на практике;



Требования по разделам технологической подготовки

Кулинария.

Знать: правила поведения в кабинете, санитарно- гигиенические требования. Понятия микроорганизмов. Понятия пищевой ценности продуктов, технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки. Состав теста и способы его приготовления;

- правила первичной обработки муки. Значение количества сахара для сохранения и качества блюда.

Уметь: соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с продуктами. Подбирать инструменты и оборудование для разделки продукта, определять свежесть органолептическим методом, выполнять первичную и тепловую обработку продуктов, определять готовность блюд. Определять готовность блюда, условия и сроки хранения.


Материаловедение.

Знать: технологию производства, свойство тканей, использование в производстве одежды,

Уметь: определять состав ткани.


Машиноведение.

Знать: устройство швейной машины выполняющих зигзагообразную строчку, сферой применения при изготовлении различных швейных изделий. Назначение, конструкцию, условное графическое обозначение.

Уметь: образцы обработки срезов зигзагообразной строчкой, выполнять данные виды швов. Соблюдать ТБ и ВТО


Конструирование и моделирование плечевого изделия.

Знать: силуэт и стиль в одежде, виды плечевых изделий, требования к одежде, мерки, правила снятия и запись результатов измерения, линии чертежа, виды прибавок.

Последовательность построения чертежа ,определять линии чертежа (базисная сетка, конструктивные линии), способы моделирования на основе БЧ по эскизу модели.

Уметь: определять стиль, делать эскиз плечевого изделия, снимать и записывать мерки, выполнить моделирование по эскизу модели. Строить базисный чертёж, пользоваться инструментами.


Проектирование и технология изготовление швейных изделий.

Знать: детали кроя, количество ткани, раскладка на ткани, ТУ на раскрой,

дублирование деталей, контрольные точки, определять дефекты ткани. Терминологию работ, способы обработки узла,

контроль.

Уметь: определять детали кроя, срезы, готовить лекала, рассчитывать количество ткани на изделие, раскладывать лекала, обмелять, выполнять обработку узла, проверять качество, выбирать способ обработки, соблюдать ТБ и ВТО.



Технология ведения дома. Эстетика и экология жилища

Знать: инструменты и материалы, используемые при вязании, правила подготовки пряжи, технологию выполнения образца.

Уметь: читать схемы выполнять основные приемы вязания, выполнять образец полотна.



Декоративно-прикладное творчество.

Знать: инструменты и материалы для вязания крючком основные виды петель

Уметь: выполнить изделие по выбранной схеме.

Оформлять законченное изделие.



Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 7 класса


Должны знать:

  • об источниках и путях проникновения болезнетворных микробов в организм человека, способах профилактики инфекций и т. п.;

  • о применении системы автоматического проектирования при конструировании и моделировании одежды;

  • о методах сохранения продуктов при кулинарной обработке;

  • правила оказания первой помощи при ожогах, поражении током, пищевых отравлениях;

  • требования к качеству готовых блюд, правила подачи готовых блюд к столу;

  • общие сведения о различных видах мяса, пищевая ценность мяса, способы термической обработки мяса, условия и сроки хранения, полуфабрикатов и готовой продукции;

  • Сахар и роль его в кулинарии и питании человека, виды желирующих веществ.

  • Способы приготовления разных видов теста, значение блюд из теста в питании человека;

  • Назначение и правила первичной обработки фруктов и ягод, значение заготовки овощей и фруктов на зиму, условия сохранения в них витаминов;

  • основные свойства искусственных волокон и тканей из них, характеристику переплетений, зависимость свойства тканей от вида переплетения;

  • классификацию машинных швов, их назначение, конструкцию и условное графическое изображение;

  • устройство швейной машины, выполняющей зигзагообразную строчку;

  • силуэт и стиль в одежде, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа плечевого изделия, особенности моделирования плечевых изделий;

  • экономную раскладку выкройки из ткани с направленным рисунком, технологическую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения первой примерки, выявление и исправление дефектов изделия;

  • современные стили в интерьере, основные виды комнатных растений и правила ухода за ними;

  • традиционные виды рукоделия – вязание крючком, инструменты и приспособления, узоры;




Должны уметь:

  • оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током, отравлении;

  • работать по технологическим картам;

  • готовить блюда из мяса и полуфабрикатов;

  • готовить различные виды теста для кондитерских изделий и блюда из него (печенье, торты)

  • проводить первичную обработку фруктов и ягод, приготавливать фруктовые пюре, желе и муссы;

  • рассчитывать норму продуктов для приготовления блюд;

  • соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы в мастерских;

  • закреплять строчку обратным ходом швейной машины, обмётывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;

  • читать и строить чертёж, снимать и записывать мерки, моделировать фасоны плечевого изделия;

  • выполнять машинные швы: стачные ( двойной, настрочной с открытым срезом) и краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами, окантовочный тесьмой)

  • выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и асимметричными полосами, заготавливать косые обтачки, обрабатывать срезы;

  • подбирать крючок и нитки в зависимости от изделия.


Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:

для учащихся:

  • Технология. Обслуживающий труд : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных. учреждений / Ю.В. Крупская, О.А. Кожина,Н.В. Синица; под ред. В.Д. Симоненко. – 3-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2012.

  • Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. - 160с.

  • Искусство сервировки. – М.: «АСТ-ПРЕСС Книга», 2004. – 151с.

  • Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. – 120с.


Для учителя:

  • Технология. Обслуживающий труд : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных. учреждений / Ю.В. Крупская, О.А. Кожина,Н.В. Синица; под ред. В.Д. Симоненко. – 3-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2012.

  • Старикова Е. В. Корчагина Г. А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы, Обработка ткани: 5 Класс: Книга для учителя М.: Просвщение, 1996.

  • Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2008.

  • Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2009.

  • Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Автор-составитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2002. – 224с.

  • Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. - 160с.

  • Искусство сервировки. – М.: «АСТ-ПРЕСС Книга», 2004. – 151с.

  • Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры. Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 176с.

  • Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. – 120с.




Оценочная система.

Все знания, умения, навыки и компетенции ученика оцениваются в баллах. Максимальная сумма, которую может набрать ученик за учебный год составляет:

100 баллов – 35часов в год (1час в неделю).

300 баллов – 70 часов в год (2 часа в неделю).



Эта сумма складывается из баллов, полученных за выполнение предусмотренных рабочей программой практических работ, ответов на вопросы, выполнение творческих заданий.


В данной рабочей программе предусмотрено:

Наименование

Количество

Максимальный оценочный бал

Практическая работа

25

10

Ответы на вопросы

10

5

Выполнение творческого проекта

1

30



Бально-рейтинговая система предполагает использование общей оценочной шкалы, с единой системой соотношения стобальной и пятибальной оценочных шкал, согласно нижеследующей таблицы.


Баллы

Оценка

Полная запись

Сокращенная запись

Числовой эквивалент

91-100

Отлично

Отл.

5

74-90

Хорошо

Хор.

4

61-73

Удовлетворительно

Удовл.

3

0-60

Неудовлетворительно

Неуд.

2






Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану и с учетом технической базы, рабочая программа предполагает обучение в объеме 68 часов в год. (Два часа в неделю).

На основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии, реализуется программа базисного уровня в 7-х классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено ниже в табличной форме.


Пояснительная записка к рабочей программе 7 класс к УМК под редакцией В.Д. Симоненко
  • Технология
Описание:

Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд»

для общеобразовательных школ  рабочая программа по учебникам под редакцией В.Д.Симоненко – М. : Вентана-Граф, 2011.

Все знания, умения и навыки учащихся  оцениваются в баллах, так как наша школа имеет бальную систему оценивания.

Оценочная система.

Все знания, умения, навыки и компетенции ученика оцениваются в баллах.  Максимальная сумма, которую может набрать ученик за учебный год составляет:

 100 баллов – 35часов в год (1час в неделю).

 

300 баллов – 70 часов в год (2 часа в неделю).

 

Автор Зобнина Ольга Юрьевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 600
Номер материала 52839
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓