Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Программа работы группы эмоциональной поддержки «Коллеги» для педагогов.
цель работы в рамках данной Программы: создание условий для эмоциональной поддержки педагогов в течение учебного года, используя приемы и методы практической психологии (здоровье-сберегающие технологии), активизирующие когнитивно-креативный потенциал личности педагога, стимулируя потребность к личностному росту и способствуя позитивизации мировоззрения участников группы эмоциональной поддержки.
Учитывая тот факт, что объектом предполагаемой деятельности являются педагоги, т.е. представители гуманитарного профиля, основным предметом деятельности определяется мотивация на развитие когнитивно-креативного потенциала личности
методология Программы – приемы рациональной (В.Франкл), гуманистической (Р.Адлер) и позитивной (Н.Пезешкиан) терапии, а так же приемы групповой и личностной рефлексии и эмоциональной подстройки (Н.Линде). В ходе работы предусмотрен диагностический блок, целевая нагрузка которого – выяснение степени мотивации группы к заявленному типу деятельности, уровня освоения приемов самоконтроля и самоуправления (исходный уровень контроля предмета деятельности, подтверждающий – в середине цикла; и итоговый – в конце года). Диагностический блок представлен методом самооценки актуального самочувствия и восприятия критериев эмоциональной поддержки (отношение к группе, ведущему, самооценка), что позволяет осуществить психолого-педагогический мониторинг групповой ситуации. Диагностический блок составлен из методик проективного типа (рисуночных, описательных) и мини-опросника «Мои отношения». Кроме того, планируется использование методов ведения дневниковых записей и выполнение домашних заданий, расширяет диапазон коррекционно-обучающего воздействия и дополняет диагностический блок.
Структура и содержание Программы:
Программа деятельности группы эмоциональной поддержки «Коллеги» состоит из 3 разделов и рассчитана на 72 часа (36 занятий).
Раздел 1.: «Искусство самонаблюдения». – 1-3 занятия, в ходе которых формируется раппорт группы и ведущего, происходит передача необходимых для работы психологических знаний, уточняется запрос (выявление актуальной индивидуальной проблематики). Освоение метода ведения дневников самонаблюдения.
Раздел 2.: «Эмоциональная топография». – 4 -16 занятия.
Тематика:. взаимодействие физического тела и психики; виды эмоций, принцип проективности и психосоматизация; «государство нашего тела»; сегментарность психорегуляции и обратной телесной связи; типология и особенности нервной системы; дыхание как инструмент саморегуляции; анатомические, физиологические и психологические аспекты дыхательных практик; дыхательные психотехники (практикум).
Раздел 3.: «Релаксация, визуализация и рационализация». – 17 – 36 занятия.
Тематика: мышечный панцирь и проблемы в здоровье; релакс-практикум (упражнение «Самая дальняя точка, «Цветок лотоса», «Разговор с телом» и др.); воображение как инструмент саморегуляции, визуализация как форма саморегулирования (упр. «Моя проблема», «Цвет моего имени»; и др.); рационализация самовосприятия; 5-ступенчатая модель саморегуляции и работы с проблемой (дистанцирование, ревизия внутренних ресурсов, ситуативное ободрение, выявление скрытого потенциала, расширение системы целей).
Структура занятия: 1. Структуривание интервью с применением психотехник эмоционально-образной терапии (принцип «Здесь и сейчас»;
2.Оновная часть: а) работа по заявленной проблеме (запрос и коррекция);
б) соответствие планируемой тематике (обучение и просвещение);
3.Заключительная часть: отзыв участников по динамике самочувствия в течение занятия; резюме по наблюдениям психолога.
Условия реализации:
Форма проведения занятий – цикл встреч участников группы, в течение учебного года, 1 раз в неделю по 2 часа,
Время и протяженность встреч (сессий) фиксировано и определено утвержденным администрацией графиком работы группы. Для эффективной работы необходимо следующее оборудование:
· Отдельное помещение для организации работы в форме «психологического круга»;
· Стулья или кресла по числу участников;
· Магнитофон для прослушивания релаксирующей музыки;
· Тетради для ведения дневников и выполнения домашних заданий;
· Бумага формата А-4 для выполнения рисунков и схем;
· Карандаши цветные, фломастеры, маркеры;
· Коммуникативный предмет (мяч или мягкая игрушка небольшого размера).
Предполагаемая результативность:
В ходе реализации программы неизбежно прогнозируется личностный рост участников, повышение степени саморегуляции и овладение ими приемов самонаблюдения и самоконтроля, что может быть отражено в диагностическом материале, полученным методом скрининга (трижды в течение года) по критериям самочувствия и самооценки психофизиологического статуса. Анализ диагностического материала, представленный в виде отчета и графическом оформлении, и отзыв
участника – отражение степени эффективности данного вида деятельности.
Список
использованной при составлении Программы литературы:
1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. «Психология в медицине» - М.,ЛПА «Кафедра-м», 1998.
2. Клюева Н.В. «Технологии работы психолога с учителем»
3. «Практическая психология для преподавателей» под ред. Академика М.К.Тутушкиной. – М.,:Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ»,1997.
4. Столяренко Л.Д. «Основы психологии» Ростов-на-Дону, 1996
5. Форманюк Т.В. «Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя»//Вопросы психологии 1994
6. Фридман Л.М. «Психология в современной школе»- М., ТЦ «Сфера»2001
6 626 671 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Марина Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36/72/108 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.