Главная / Школьному психологу / пояснительная записка к программе "Коллеги" по работе с педагогами в формате профилактики синдрома эмоционального выгорания

пояснительная записка к программе "Коллеги" по работе с педагогами в формате профилактики синдрома эмоционального выгорания

Вопрос о месте психолога в школе представляется довольно сложным.

При этом практический психолог не должен быть поставлен в положение только помощника учителя в осуществлении учебно-воспитательного процесса, он равноправный член школьного коллектива, обеспечивающий ту область педагогического процесса, которую кроме него никто обеспечить не может.

Помимо этого он осуществляет синтез педагогического опыта и знаний с данными психологической науки.

Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы и с отдельными учащимися, и с детским коллективом следует рассматривать как необходимое условие обеспечения работы психологической службы. Следует обратить особое внимание на то, что вся деятельность практического психолога направлена, прежде всего на создание благоприятного психологического климата для развития учащихся.

Такой климат является результатом взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь предстает общение детей разного возраста со взрослыми и сверстниками, общение между собой взрослых, работающих с этими детьми.

При этом главная задача - совместными усилиями психолога и учителей понять особенности ребенка как формирующейся личности в контексте его жизненных условий, с учетом истории его воспитания, возрастных, половых и индивидуальных особенностей, характера взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и на этой основе определить программу дальнейшей работы с ним.

В силу определенных причин у некоторых учащихся формируется негативное отношение к школе, к обучению, неадекватное отношение к самим себе, к окружающим людям. Эффективное обучение и развитие личности в таких условиях невозможны.

Поэтому создание благоприятного психологического климата, основа которого - личностное, заинтересованное общение взрослых и учащихся, - одна из главных задач практического школьного психолога.

Эту задачу психолог может решать только совместно с учителями, в творческом общении с ними, определяя высокий уровень содержания и продуктивную форму этого общения.

Работа с педагогическим коллективом является связующим звеном между учащимся и психологом

1.Практический психолог в своей психопрофилактической работе предупреждает "профессиональные опасности" педагогического труда, связанные с низким уровнем развития коммуникативных качеств: конфликты с учащимися, психологическая перегрузка и эмоциональное перенапряжение педагога и т. п. Небезызвестно, что у большинства педагогов наблюдается эмоциональное выгорание, низкая нервно-психическая устойчивость, синдром хронической усталости. Поэтому стоит уделить особое внимание программе психологической поддержки педагогов: релаксационным, снимающим высокое эмоциональное напряжение техникам

2.Психолог может оказать содействие в организации учебно-воспитательного процесса с учащимися, дать рекомендации по работе с трудными подростками..

3.Немаловажным моментом является и то, что, поданным различных исследований, у многих учителей крайне низок уровень развития таких важных для их профессиональной деятельности компетенций, как эмпатия, уважение к личности другого человека и искренность.

Поэтому необходима организация специальной подготовки, направленной на развитие у учителей способности к позитивному и плодотворному общению с учащимися.

Необходимо приложить все усилия, чтобы в результате этой подготовки учитель приобрел бы восприимчивость, необходимую для взаимодействия с людьми, научился воспринимать учебный процесс как полноценное человеческое общение, наполненное глубоким смыслом для всех его участников.

Этот метод может повысить позитивное изменение отношения учителя к себе и к другим.

Как показывают исследования, эффективность преподавания но многом зависит от эмоциональной зрелости и степени уверенности в себе учителя. Повеление уверенного в себе педагога отличается большей спонтанностью, инициативой, эмпатией; оно не располагает к конфликтам, не отличается эмоциональной холодностью.

В идеале каждый учитель должен создать такую обстановку, чтобы, каждый учащийся был уверен, что его не унизят, если он выскажет необычную мысль, даже если она резко расходится с точкой зрения учителя.

Как свидетельствуют данные, приводимые Джерсилдом (1955), чрезмерная личностная напряженность учителя проявляется в ранимом самолюбии и мелочных обидах, в неуверенности в себе, в склонности к соперничеству, в постоянном опасении оказаться несостоятельным.

Задавая себе подобные вопросы, учитель сможет глубже разобраться в собственном поведении. Он научится размышлять об особенностях и последствиях своей преподавательской деятельности, что является необходимой предпосылкой, как самопознания, так и понимания других. И психолог может помочь учителю в этом процессе, оказать ему необходимую психологическую поддержку (Бернс, 1986).
Таким образом, 
работа с педагогами - это сложный, но очень важный аспект деятельности психологической службы.


Личностная направленность на определенный тип профессиональной деятельности (включая актуальный статус и возможные перспективы развития сферы интересов);

Индивидуальные склонности Социально- значимые качества Сферы предпочтений

выявление уровня сформированности системы предпочтений (актуальных идеалов) как показателя индивидуальной «Я-концепции» в процессе самоидентификации личности

выявление степени проявлений доминирующего инстинкта(основа системы приоритетов личности и выбора ведущей стратегии в педагогическом общении), как показателя индивидуальной «Я-концепции»

Методология исследования: комплексный опросник Гарбузова «Выявление доминирующего инстинкта», «Уровень локус-контроля», тест Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации». «Ориентировочная анкета»

Предмет исследования: отношение педагога к социально-значимым ценностям коммуникативной культуры

Ожидаемая результативность: выявление индивидуальных особенностей педагога в выборе средств формирования ситуации педагогического общения

Поставленные задачи:

ОБЪЕКТ

ПЕДАГОГИ

ЗАДАЧА

1.Мониторинг профессиональной компетентности и повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса

(Выявление базовых предпосылок формирования индивидуального педагогического стиля и обучение приемам коммуникативной культуры педагогов)

2.Диагностический контроль самочувствия, активности, профессиональной мотивации (профилактика эмоционального выгорания и профессиональной усталости) педагогического коллектива





ОБЪЕКТ

ПЕДАГОГИ

ЗАДАЧА

1.Мониторинг профессиональной компетентности, повышение психологической грамотности и социальной толерантности педагога как организатора и участника образовательного процесса

(Выявление базовых предпосылок формирования индивидуального педагогического стиля и обучение приемам коммуникативной культуры педагогов)



2.Диагностический контроль степени проявления профессиональных компетенций (готовности к формированию духовно-нравственных ЛОО учащихся) педагогического коллектива



3. Методическая и информационная поддержка педагогов в вопросах психолого-педагогического сопровождения процесса формирования УУД, учебных и коммуникативных компетенций учащихся










пояснительная записка к программе "Коллеги" по работе с педагогами в формате профилактики синдрома эмоционального выгорания
  • Школьному психологу
Описание:

Программа работы группы эмоциональной поддержки «Коллеги» для педагогов.    

цель работы в рамках данной Программы: создание условий для эмоциональной поддержки педагогов в течение учебного года, используя приемы и методы практической психологии (здоровье-сберегающие технологии), активизирующие когнитивно-креативный потенциал личности педагога, стимулируя потребность к личностному росту и способствуя позитивизации мировоззрения участников группы эмоциональной поддержки.

 

     Учитывая тот факт, что объектом предполагаемой деятельности являются педагоги, т.е. представители гуманитарного профиля, основным предметом деятельности определяется мотивация на развитие когнитивно-креативного потенциала личности

 методология Программы – приемы рациональной (В.Франкл), гуманистической (Р.Адлер) и позитивной (Н.Пезешкиан) терапии, а так же приемы групповой и личностной рефлексии и эмоциональной подстройки (Н.Линде). В ходе работы предусмотрен диагностический блок, целевая нагрузка которого – выяснение степени мотивации группы к заявленному типу деятельности, уровня освоения приемов самоконтроля и самоуправления (исходный уровень контроля предмета деятельности, подтверждающий – в середине цикла; и итоговый – в конце года). Диагностический блок представлен методом самооценки актуального самочувствия и восприятия критериев эмоциональной поддержки (отношение к группе, ведущему, самооценка), что позволяет осуществить психолого-педагогический мониторинг  групповой ситуации. Диагностический блок составлен из методик проективного типа (рисуночных, описательных) и мини-опросника «Мои отношения». Кроме того, планируется использование методов ведения дневниковых записей и выполнение домашних заданий, расширяет диапазон  коррекционно-обучающего воздействия и дополняет диагностический блок.

Структура и содержание Программы:

Программа деятельности группы эмоциональной поддержки «Коллеги» состоит из 3 разделов и рассчитана на 72 часа (36 занятий).

Раздел 1.: «Искусство самонаблюдения». – 1-3 занятия, в ходе которых формируется раппорт группы и ведущего, происходит передача необходимых для работы психологических знаний, уточняется запрос (выявление актуальной индивидуальной проблематики). Освоение метода ведения дневников самонаблюдения.

Раздел 2.: «Эмоциональная топография». – 4 -16 занятия.

Тематика:. взаимодействие физического тела и психики; виды эмоций, принцип проективности и психосоматизация; «государство нашего тела»; сегментарность психорегуляции и обратной телесной связи; типология и особенности нервной системы; дыхание как инструмент саморегуляции; анатомические, физиологические и психологические аспекты дыхательных практик; дыхательные психотехники (практикум).

Раздел 3.: «Релаксация, визуализация и рационализация». – 17 – 36 занятия.

Тематика: мышечный панцирь и проблемы в здоровье; релакс-практикум (упражнение «Самая дальняя точка, «Цветок лотоса», «Разговор с телом» и др.); воображение как инструмент саморегуляции, визуализация как форма саморегулирования (упр. «Моя проблема», «Цвет моего имени»; и др.); рационализация самовосприятия; 5-ступенчатая модель саморегуляции и работы с проблемой (дистанцирование, ревизия внутренних ресурсов, ситуативное ободрение, выявление скрытого потенциала, расширение системы целей).

Структура занятия: 1. Структуривание интервью с применением психотехник эмоционально-образной терапии (принцип «Здесь и сейчас»;

2.Оновная часть: а) работа по заявленной проблеме (запрос и коррекция);

б) соответствие планируемой тематике (обучение и просвещение);

3.Заключительная часть: отзыв участников по динамике самочувствия в течение занятия; резюме по наблюдениям психолога. 

  

     Условия реализации:

 Форма проведения занятий – цикл встреч участников группы, в течение учебного года, 1 раз в неделю по 2 часа,

Время и протяженность встреч (сессий) фиксировано и определено утвержденным администрацией графиком работы группы. Для эффективной работы необходимо следующее оборудование:

·       Отдельное помещение для организации работы в форме «психологического круга»;

·       Стулья или кресла по числу участников;

·       Магнитофон для прослушивания релаксирующей музыки;

·       Тетради для ведения дневников и выполнения домашних заданий;

·       Бумага формата А-4 для выполнения рисунков и схем;

·       Карандаши цветные, фломастеры, маркеры;

·       Коммуникативный предмет (мяч или мягкая игрушка небольшого размера).

 

Предполагаемая результативность:

 

    В ходе реализации программы неизбежно прогнозируется личностный рост участников, повышение степени саморегуляции и овладение ими приемов самонаблюдения и самоконтроля, что может быть отражено в диагностическом материале, полученным методом скрининга (трижды в течение года) по критериям самочувствия и самооценки психофизиологического статуса. Анализ диагностического материала, представленный в виде отчета и графическом оформлении, и отзыв

участника – отражение степени эффективности данного вида деятельности.

 

 

 

 

Список

использованной при составлении Программы литературы:

 

1.    Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. «Психология в медицине» - М.,ЛПА «Кафедра-м», 1998.

2.    Клюева Н.В. «Технологии работы психолога с учителем»

3.    «Практическая психология для преподавателей» под ред. Академика М.К.Тутушкиной. – М.,:Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ»,1997.

4.    Столяренко Л.Д. «Основы психологии» Ростов-на-Дону, 1996

5.    Форманюк Т.В. «Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя»//Вопросы психологии 1994

6.    Фридман Л.М. «Психология в современной школе»- М., ТЦ «Сфера»2001

Автор Степанова Марина Павловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 496
Номер материала 29860
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы