Главная / География / Пояснительная записка к курсу География 6 класс ФГОС

Пояснительная записка к курсу География 6 класс ФГОС



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Составитель: Балахнина Татьяна Николаевна, учитель географии

Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по географии для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по географии И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.

Рабочая программа по курсу «География. Начальный курс» ориентирована на учащихся 6 -ых классов. Уровень изучения предмета базовый.

Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данное количество часов полностью соответствует варианту авторской программы по географии 6 класс И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, М.:Дрофа, 2014 г.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. Авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин. Вертикаль.ФГОС, 2013

  2. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс». С тестовыми заданиями ЕГЭ. Вертикаль. ФГОС, 2013 г.

  3. География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой. Вертикаль. ФГОС, 2013 г

  4. География. Начальный курс. 6 класс. Электронное приложение.

  5. Атлас «География. Начальный курс» 6 класс. М.: Дрофа, 2013 г.

Значение « Начального курса географии» в преподавании огромно. Учащиеся не только знакомятся с географией как наукой, но и приступают к изучению Земли как естественного природного образования, состоящего из оболочек или сфер. Школьники, получая географическое образование, должны овладеть основами географической науки, включая знания, умения и навыки. Они потребуются им для самообразования в будущем и для ориентирования в жизни по вопросам экономики, экологии и политики. Цель обучения, как заранее запланированный конечный результат – это не только расширение и углубление знаний теории предмета, но и всестороннее развитие личности, нравственное её формирование, воспитание достойного гражданина России. На уроках географии усваивается не только обширный информационный материал, но и формируются навыки работы с географическими источниками информации - учебниками, научными книгами, картами, таблицами, графиками, схемами. Кроме того, посредством системы знаний и умений целенаправленно воспитывается глубоко порядочный человек, искренне любящий Россию. У учащихся формируется познавательный интерес к географии как науке, развиваются творческие способности. Учитель обязан заложить основы бережного отношения к природе, её эстетическому восприятию, а также способствовать формированию экологической культуры детей.

Содержание материала 6 класса позволяет учителю реализовать главные цели курса:

образовательную – сформировать знания основ предмета, познакомив учащихся с геосферами Земли, а также, раскрыть роль физической географии, отметить её значение в решении экологических проблем. Познакомить учащихся с основами бережного отношения к природе, подготовив их к её эстетическому восприятию, а также формировать экологическую культуру детей

воспитательная – способствовать формированию личности, обладающей системой географических знаний. Систематизировать диалектико–материалистические взгляды на природу и взаимосвязи человека с окружающей средой. Формировать навыки природоохранного поведения.

развивающая – вызвать у учащихся интерес к географии как науке. Научить их устанавливать причинно - следственные связи между компонентами в природных комплексах. При изучении географии формируются не только общеучебные умения и навыки; но развиваются разнообразные способы деятельности - познавательные, информационно - коммуникативные, а также формируются первые социально – трудовые привычки. Всё это требует развития познавательных способностей учащихся – их памяти, воображения, логики, пространственного восприятия мира, расширения кругозора и формирования мышления учащихся благодаря анализу, синтезу, сравнению.

К основным задачам курса относятся:

а) формирование знаний, понятий и представлений о природе нашей планеты;

б) развивать умения учащихся в составлении комплексных характеристик отдельных географических объектов;

в) выработать приёмы учебной работы, умения в работе с учебником, географическими картами и другими источниками географической информации;

г) обучить способам самостоятельной деятельности, то есть приёмам творческой работы;

д) развивать умение работать не только индивидуально, но и в группах;

е) формировать познавательный интерес и творческие способности учащихся;

ё) применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни.

ж) формировать высокую географическую и экологическую культуру, а также выработать навыки разумного поведения в природе.

Для обучения географии в МОУ «Липицкая СОШ» по содержанию, структуре и методическому аппарату выбрана так называемая «классическая» линия, выпускаемая издательством «Дрофа». УМК данной линии в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.

В курс «География. Начальный курс». 6 класс включен краеведческий компонент. Согласно Протоколу №1 от 27.08.2014 г. заседания ММО учителей географии краеведческий компонент в 6 классе используется при изучении следующих тем:


Тема

Краеведческий компонент

1.

Литосфера - каменная оболочка Земли.

(краеведческий компонент используется на одном уроке по данной теме).

  1. Составление описания форм рельефа своей местности

2.

Гидросфера - водная оболочка Земли.

(краеведческий компонент используется на 3-х уроках по данной теме).

1. Специфика подземных вод своей местности.

  1. Реки Серпуховского района.

  2. Составление описания внутренних вод своей местности.

3.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

(краеведческий компонент используется на 2-х уроках по данной теме).

  1. Погода своей местности.

  2. Климат своей местности.



4.

Географическая оболочка.

(краеведческий компонент используется на одном уроке по данной теме).

  1. Характеристики природного комплекса

(ПК) своей местности.

5

Население Земли

(краеведческий компонент используется на 2-х уроках по данной теме).

  1. Население Липиц и Серпуховского района.

  2. Влияние деятельности человека на природу Липиц.


Итого: Краеведческий компонент используется на 9 уроках.





Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники текстовых заданий, определенных в Рабочей тетради «Введение в географию» 6 класс. Авторы С. В. Курчина. М.:Дрофа, 2013г

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, географических диктантов, практических и проверочных работ.

Итоговая аттестация – в форме контрольной работы.


Данная рабочая программа состоит из 3-х разделов:

  1. пояснительная записка с определением целей и задач основного общего образования с учётом специфики предмета «География. Начальный курс», 6 класс.

  2. календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по каждой теме;

  3. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Содержание курса «География. Начальный курс. 6 класс»


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география. Земля— планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.


Виды изображений поверхности Земли (9 ч)

ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практикумы.

1. Изображение здания школы в масштабе.

2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

3. Составление плана местности.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус— модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

  • называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

  • приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

  • находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • читать план местности и карту;

  • определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

  • производить простейшую съемку местности;

  • классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

  • определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

  • называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности

Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)

ЛИТОСФЕРА (5 ч)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие

рельеф дна Мирового океана.

Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа.

ГИДРОСФЕРА (6 ч)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.

АТМОСФЕРА (7 ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения

температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практикумы.

7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

8. Построение розы ветров.

9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)

Население Земли. Человечество— единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы

на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

  • называть и показывать основные географические объекты;

  • работать с контурной картой;

  • называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

  • приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

  • определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

  • классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению; объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана,

  • особенности циркуляции атмосферы;

  • измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

  • составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

  • описывать погоду и климат своей местности;

  • называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

  • называть меры по охране природы.

Учебно – тематический план

Наименование тем

Количество

часов

В том числе

практических работ

6 класс

Введение

1

0

План местности

4

3

Географическая нарта

5

1

Литосфера

5

1

Гидросфера

6

1

Атмосфера

7

3

Биосфера. Географическая оболочка

3

1

Население Земли

2

0

Итого

33

10


Планируемые результаты освоения программы

по географии к концу 6 класса.

В результате изучения курса 6 класса ученик должен знать:

1. Основные географические понятия и термины за курс 6 класса; различия плана, глобуса и географических карт.

2. Главные особенности природы Земли при изучении оболочек – литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и географической оболочки.

3. Географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

4. Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

В результате изучения курса 6 класса ученик должен уметь:

1. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

2. Читать и анализировать план местности и географические карты, называя и показывая программные географические объекты.

3. Сравнивать географические объекты и явления, выделяя их особенности и причинно – следственные связи в них.

4. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли.

5. Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов крупнейших регионов мира.

6. Составлять краткую географическую характеристику географических объектов на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

7. Определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.

8. Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

В результате изучения курса 6 класса ученик должен уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

1. Ориентирования на местности и проведения съемок ее участков.

2. Обозначения на контурной карте программных географических объектов.

3. Учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

4. Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.

5. Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

6. Проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развивается трудолюбие, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.


Система оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета направлена на обеспечение качества образования. Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «География» для шестого класса. Система оценивания выстраивается в зависимости от этапа обучения: используется диагностическое и срезовое оценивание.

Проверочные работы проводятся по окончании изучения крупных разделов курса.

В программе запланировано большое количество практических работ, в ходе которых учащиеся должны демонстрировать приобретенные умения и знания: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Специфическое сопровождение (оборудование):

Наглядные пособия:

  • натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород;

  • изобразительные:

  • физический глобус Земли,

  • компас,

  • атласы;

- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Политическая карта мира»;

  • рисунки, иллюстрации.


Электронно-программное обеспечение:

  • электронные библиотеки по географии, электронные энциклопедии, DVD-фильмы о природе, космосе;

  • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);

  • презентации по географии.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер с учебным программным обеспечением;

  • демонстрационный экран;

  • магнитная доска;

  • сканер, ксерокс, принтер.

11


Пояснительная записка к курсу География 6 класс ФГОС
  • География
Описание:

Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по географии для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по географии  И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.

 

      Рабочая программа по курсу «География. Начальный курс» ориентирована на учащихся 6 -ых классов.  Уровень изучения предмета базовый.

Автор Балахнина Татьяна Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2174
Номер материала 47992
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓