Литературное
чтение
Авт. Климанова
Л.Ф.
I. Пояснительная
записка
Настоящая рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.Ф.Климановой
(УМК «Перспектива»). Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
технологии, которые определены стандартом.
В авторскую программу изменения не внесены.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
·
развитие предметных умений
и навыков;
- целенаправленное
формирование универсальных учебных действий и духовно-нравственное,
личностное развитие обучающихся.
·
овладение
осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в
системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
·
развитие
художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование
эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
·
обогащение нравственного
опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование
нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран.
Результаты любого обучения, в том числе и обучения
литературному чтению, должны на каждом этапе отражать решение определённых
промежуточных задач.
Задачи:
- овладение элементарными
литературоведческими представлениями и знаниями;
- формирование умения грамотно читать и
понимать прочитанное произведение (это умение предполагает осмысленное
освоение учащимися содержания текста, а также понимание художественного
замысла и подтекста);
- развитие опыта творческой деятельности,
то есть умения интерпретировать прочитанный текст;
- формирование библиографических умений, то
есть умения учащихся квалифицированно отобрать необходимую книгу на основе
авторского или тематического каталога.
II.Общая характеристика курса
Литературное чтение —
один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных
направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение
литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков
и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого
навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой
развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие
ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение
способствует развитию интеллектуально-познавательных,
художественно-эстетических способностей младших школьников, а также
формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро,
честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в
доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет « Литературное
чтение » вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у
начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом
чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства
слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный
вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных
классических произведений происходит преображение личности учащегося,
формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру,
происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное
чтение формирует читательскую компетенцию — важное средство
самообразования.
Литературное чтение, которое
обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения
детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности
и бесконфликтном стиле общения.
III.Место предмета
в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение
«Литературного чтения» в 4 классе отводится 104 часа
-3 часа в неделю.
IV. Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения литературному чтению
является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Эта система ценностей аналогична той, которая
предлагается программой изучения русского языка,т.к. эти два курса тесно
взаимосвязаны друг с другом:
ценность добра, ценность общения, ценность природы,
ценность красоты и гармонии, ценность истины, ценность семьи, ценность труда и
творчества, ценность гражданственности и патриотизма.
V. Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает
достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю,
российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений
целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям
иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к
школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений
со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению
к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого
и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления
информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации
в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии
с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и
письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей
цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение
окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением
вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных,
научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое),
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных
текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план,
находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На
практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —
создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос,
описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное
произведение;
8) развитие художественно-творческих
способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения,
репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
VI.
Учебно-тематический план
№
п/п
|
Тема
раздела
|
Количество
часов
|
1.
|
Книга в мировой культуре
|
8
|
2.
|
Истоки литературного творчества
|
20
|
3.
|
О Родине, о подвигах, о славе
|
12
|
4.
|
Жить по совести, любя друг друга
|
13
|
5.
|
Литературная
сказка
|
26
|
6.
|
Великие русские
писатели
|
21
|
7.
|
Литература как
искусство слова
|
4
|
|
Итого
|
104
|
VII.
Содержание тем учебного курса.
1.
Книга в мировой культуре (8 часов)
Основные понятия: библиотека, каталог, аннотация.
Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.
2.
Истоки
литературного творчества(20 часов)
Основные понятия: сказки, притчи, былины, мифы. Виды
устного народного творчества.
3.
О Родине, о
подвигах, о славе (12 часов)
Основные понятия: поступок,
подвиг. Пословицы о Родине. Стихи и рассказы о войне.
4. Жить по совести, любя друг друга (13часов)
Основные понятия:
ответственность, совесть. Рассказы о дружбе, хороших делах.
5. Литературная сказка (26 часа)
Основные понятия: отзыв на
книгу, переводная литература. Собиратели народных сказок. Литературные сказки.
6.
Великие
русские писатели (21 час)
Основные понятия: средства
художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.
Сравнение произведений живописи и литературы.
7. Литература как искусство слова (4 часов)
Обобщение по курсу литературного чтения.
Самостоятельные работы.
IX. Требования к
уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
·
отличительные
особенности произведений различных жанров:сказки (элементы чудесного, волшебные
предметы, волшебные события), стихотворения, басни;
·
наизусть 10-12
стихотворений;
·
5-6 книг по
темам детского чтения.
Учащиеся должны уметь:
·
читать вслух
бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 80 слов в минуту;
·
читать про
себя произведения различных жанров;
·
читать текст
выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в
составе текста;
·
выражать своё
отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;
·
находить
средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
·
находить
метафоры и сравнения на примере загадки;
·
различать
народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;
·
пересказывать
тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
·
соблюдать при
пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
·
составлять
план, озаглавливать текст;
·
различать
художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к
прочитанным произведениям;
·
пересказывать
текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой
диалога повествованием;
·
выбирать при
выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы,
соответствующие содержанию произведения;
·
находить слова
и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
·
соотносить
пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
·
находить в
произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое,
событиях;
·
пользоваться
ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания,
заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
·
выбирать книги для
самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику
книг;
·
определять содержание книги,
ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.
X. Критерии и нормы оценивания.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя");
- умения выразительно читать и пересказывать текст;
- учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать
текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного
содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета,
выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую
деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных
произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов
и их жанровые приоритеты (писал сказки,
стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская
деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности.
Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы
чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших
текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще
учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения
чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное
учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками
быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от
10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель
ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
- достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не
менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про
себя");
- проверка выразительности чтения подготовленного текста
прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств
выразительности: пауз, логических ударений.
Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:
"5"
("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше
удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему
учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной
ошибке); логичность и полнота изложения.
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше
удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и
логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего
отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по
текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному
материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование
нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении
материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень
выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок
или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не
более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики
изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже
удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему
материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на
рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие
аргументации либо ошибочность ее основных положений.
XI. Перечень учебно-методической
литературы.
1.
Л.Ф.Климанова,
Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина
Литературное чтение: учебник для 4 класса общеобразовательной школы в 2х частях. М. «Просвещение», 2013 год.
2.
М.В.Бойкина
Уроки чтения. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.
«Просвещение», 2013 год.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.