Главная / Русский язык и литература / Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию 9 класс литература

Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию 9 класс литература

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа разработана в соответствии со структурой средней школы, утвержденной Законом Российской Федерации, и намечает единую систему литературного образования от I до XI класса.

Данная программа составлена на основании программы под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого.

Ядро программы составляет обязательный минимум литературного образования, установленный Минобразования РФ, хотя программа не сводится к этому минимуму. Она создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормирования учебного времени, отводимого на чтение и изучение литературных произведений.

Содержание и структура программы определяется целью литературного образования, которая может быть сформулирована следующим образом: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Достижение этой цели предполагает:

чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

С учетом возрастных способностей учащихся школьный курс литературы складывается из нескольких этапов: IIV, VVIII, IX, XXI классы.

Основы литературного образования учащихся закладываются в начальной школе (IIV классы) – в рамках единого предмета «русский язык», который имеет практическую направленность, выраженную в принципе развития речи. Развитие речи, являясь целью и средством обучения, определяет сознательное овладение говорением, слушанием, чтением и письмом, знакомство с кругом детского чтения во всем многообразии тематики, видов и форм произведений.

Круг детского чтения в IIV классах составляют произведения фольклора, русской и зарубежной литературы, доступные и интересные школьникам данного возраста. Школьники знакомятся с этими произведениями в классе, слушая чтения учителя и аудиозаписи, а также участвуя в исполнительской деятельности и посильном литературное чтение с сопутствующей ему работой по анализу текста и развитию речи учащихся.

Курс VVIII классов, когда литература становится самостоятельным учебным предметом, можно назвать начальным курсом литературы.

В VVI классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определенные устные и письменные работы.

В VIIVIII классах усложняется содержание изучаемых произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, о некоторых особенностях художественной литературы, в частности о ее образности, о произведении как художественном единстве, о художественном пространстве и времени, о родах и жанрах литературы.

В IX классе, завершающем вторую ступень литературного образования и готовящем школьников к продолжению образования на следующей ступени, изучаются произведения в историческом освещении (хронологическое расположение материала, сведения о жизни творчестве писателей, об общественном и литературном значении произведений, начальные знания о литературных направлениях).

Более обстоятельно (в контексте творчества писателя и литературной жизни эпохи) литературные произведения изучаются в XXI классах (курс на историко-литературной основе).

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома), выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации, освоению художественных произведений – основа изучения литературы в школе. Теоретико- и историко-литературные знания, выполняя определенную самостоятельную роль, все же не являются самодовлеющими: их назначение – прежде и больше всего способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателя.

Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед (в ряде случаев стихотворные произведения объединяются под рубрикой «Для чтения в классе»), для самостоятельного чтения. Первые произведения разбираются более подробно, во всяком случае, в основных их компонентах, вторые, также прочитанные полностью, рассматриваются на уроках более общо (с позиций их главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками и т.д.). В рубриках «Для самостоятельного чтения» после определенных тем указаны произведения, которые примыкают к изученным, а в конце разделов или в конце каждого курса – произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству самостоятельным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год.

Учителю предоставлено право определять последовательность изучения тем и отдельных произведений; переносить некоторые произведения из разделов для обязательного учения в разделы для чтения и обсуждения, и наоборот; решить вопрос о глубине знакомства учащихся с тем или иным произведением; заменять произведения современной отечественной литературы, рекомендованные для свободных бесед, другими, избранными по своему усмотрению; проводить беседы по современной литературе как в течение, так и в конце года; избирать методы, приемы и формы занятий; распределять учебное время на основе программного материала; определять виды и систему устных и письменных работ в связи с изучением курса.

К основным темам и разделам программы даются аннотации. Их назначение – общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать изучение и намечать объем предстоящей работы. Аннотации не предопределяют ни единственно возможной литературоведческой трактовки художественных произведений, ни последовательности изучения темы; учитель может, исходя из данных науки и критики, самостоятельно формулировать проблематику предлагаемых программой произведений и с учетом конкретных условий намечать последовательность их изучения.

Вместе с тем любой выбор, сделанным учителем, любое его методическое решение должны соотноситься с образовательным эффектом, предусмотренным стандартом литературного образования.








Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса


Учащиеся должны знать:

- содержание текстов программных произведений;

- определения основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

- основные этапы стадиального развития литературы в XIX и XX столетиях;


Учащиеся должны уметь:

- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма);

- выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть;

- анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;

- определять идейно-художественную роль в произведении сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка;

-выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя;

- обосновывать свое мнение о произведениях и героях;

- свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать;

- составлять план (в том числе тезисный) и конспект общественно-политической и литературно-критической статьи;

- готовить сообщение, доклад или реферат на литературную тему (по одному источнику);

- писать рецензию (или отрывок) на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль;

- пользоваться различными типами учебных словарей и справочников.


























Оценка устных ответов учащихся.


При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.


Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.


Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.


Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.


Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.


Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.




Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию 9 класс литература
  • Русский язык и литература
Описание:

Содержание и структура программы определяется целью литературного образования, которая может быть сформулирована следующим образом: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Учителю предоставлено право определять последовательность изучения тем и отдельных произведений; переносить некоторые произведения из разделов для обязательного учения в разделы для чтения и обсуждения, и наоборот. 

Автор Кравченко Валентина Лукинична
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1336
Номер материала 43611
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓