Пояснительная записка
·
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании Российской Федерации».
·
Федеральный компонент Государственного стандарта
общего образования. Приказ
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089.
·
Примерные программы, созданные
на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования
и Федерального Государственного образовательного стандарта ООО.
·
Учебный план школы.
Цель данных занятий – познакомить с природой планет и звезд, строением Солнечной системы и
звездных систем, научить правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические
явления, определять расстояния до небесных тел, их размеры. При этом
сознательно выделены именно элементарные математические формулы и расчеты,
приводимые для подтверждения строгости и логичности астрономии и ее достижений.
На основе этих расчетов обучающиеся смогут самостоятельно провести аналогичные
вычисления. Это продиктовало выбор задач, предлагаемых для решения.
При отборе учебного материала важное значение
имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных
астрономических явлений, что прослеживается как в теоретической части, так и
при решении задач.
Актуальность и новизна
Учащимся нужно показывать, что ценность науки
определяется не только тем, что она помогает создать материальные блага, среди
которых мы живем. Наука формирует и интеллектуальную атмосферу.
Предмет астрономии исключен из школьного курса
общеобразовательных школ. Однако в реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с
элементами астрономии. Поэтому возникла необходимость познакомить обучающихся с
основными понятиями и определениями астрономии, показать неизменную связь
астрономии с математикой. В процессе изучения данного курса обучающиеся учатся
не бояться «больших чисел», используют координатную плоскость для построения
созвездий, знакомятся с основными характеристиками звезд, планет Солнечной
системы, созвездий и т.п. При изучении полезно сделать акцент на
самостоятельной работе, ограничившись только небольшими вводными определениями
и понятиями, но с последующим обсуждением результатов.
В астрономии и в математике, либо в этих
областях одновременно мы обнаружим довольно интересные зависимости. Разумеется,
явления, охватывающие несколько областей, оказываются значительно богаче и
интереснее. И дело не в том, что возрастает число возможных взаимосвязей между
элементами астрономии или математики, а в том, что обогащается сам метод
изучения происходящих в них явлений.
Цели обучения
Мотивация.
Повышение и углубление знаний учащихся.
Активизация изучения обучающимися учебного
материала по математике и астрономии.
Повышение интереса обучающихся к астрономии.
Учебные задачи.
Углубить и обобщить знания обучающихся,
полученные из обязательного курса математики.
Показать практическое приложение изучаемой в
данной теме теории.
Показать взаимосвязь математики с астрономией.
Развивать у учащихся умение самостоятельно и
творчески работать с дополнительной литературой при подготовке докладов.
Воспитательные задачи.
Воспитание высокой культуры математического
мышления.
Воспитание у учащихся чувства коллективизма и
умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Данный курс разработан для обучающихся 9
классов общеобразовательных школ. Уровень изложения курса скорректирован с
учетом способностей учащихся по данной тематике.
Изучение вопросов начинается с разъяснения
понятий.
Программа курса рассчитана на 17 часов в год, 1 час в неделю в 1 и 2 четвертях.
Логические связи
курс имеет с астрономией, физикой, геометрией, алгеброй ,историей
Формы
организации учебного процесса: индивидуальные,
групповые, фронтальные, классные
Формы занятий:
·
Лекции;
·
Практические, самостоятельные работы;
·
Семинары;
·
Защита проектов.
Организация обучения и контроля .
Программа предусматривает использование системы контроля уровня знаний
в виде устных опросов, тестирования, при этом применяются компьютерные
технологии. Текущий контроль проводится практически на каждом занятии и имеет
целью проверить уровень владения материалом или степень сформированности
соответствующих навыков. Текущий контроль помогает учителю внести
соответствующую коррекцию в тактику обучения и служит также большим
мотивационным фактором. Итоговый контроль проводится по окончании элективного
курса.
Образовательные
технологии :
Здоровьесбережения,
поэтапного формирования умственных действий, парной и групповой деятельности,
личностно– ориентированного обучения, проблемного обучения, развития
исследовательских навыков.
Требования к
уровню подготовки
знать:
·
как используются математические формулы, уравнения;
примеры их применения для решения математических и практических задач по
астрономии;
·
как математически определенные функции могут
описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
·
вероятностный характер многих закономерностей
окружающего мира
·
смысл идеализации, позволяющей решать задачи
реальной действительности математическими методами
уметь:
- Решать
практические задачи по вычислению расстояний до недосягаемых объектов с
помощью темы «Решение треугольников»
- Определять
размеры Солнечной системы
- Решение задач на
определение размеров Земли
- Траектория
движения космических аппаратов и квадратные уравнения.
Содержание
программы
- Введение в астрономию. Взаимосвязь
астрономии и математики. Строение Солнечной системы. Что изучает
астрономия, ее значение. Связь астрономии с другими науками. Движение
планет. Сидерические (звездные) и синодические периоды обращения планет.
- Законы Кеплера – законы движения небесных
тел. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. Определение
расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих тел. Пространственные
скорости звезд.
- Солнце и звезды. Планеты и их спутники.
Физическая природа тел Солнечной системы, их происхождение. Земля – Луна.
Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Марс). Планеты – гиганты (Юпитер,
Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Солнце.
- Король математики К.Гаусс, его вклад в
астрономию. Астероиды, «место жительство «малых
планет»; геометрия и малые планеты – «троянцы», «греки», «Амур», пояс астероидов.
- Математика, геодезия и размеры Земли – как и
когда измерили Землю. Эратосфен – математик, геодезист и астроном.
- Геометрия на Земле; «Дуга Струве». Струве –
основатель Пулковской обсерватории.
- Земля – планета Солнечной системы, смена
времен года и наклон земной оси, изменение климатических поясов на Земле.
- Электродинамика и земной магнетизм. Земля –
магнитная стрелка; магнитное поле и человек.
- Солнце. Характеристики. Солнечно-земные
связи, солнечный ветер. Практическая работа : «Наблюдение пятен на
Солнце».
- Магнитные и радиационные пояса и
космонавтика. Траектория движения космических аппаратов и квадратные
уравнения.
- Искусственные спутники Земли. Их отличие от
естественных спутников планет. Луна.
- Математика и современные проблемы освоения
космоса. Компьютеры и космические аппараты.
- Основоположники космонавтики,
первооткрыватели космоса. Уравнение скорости движения космических
аппаратов.
Перечень ключевых слов:
Астрономия – наука о Вселенной («астрон» –
звезда и «номос» – закон).
Афелий – наиболее удаленная от Солнца точка
орбиты планеты.
Горизонтальный экваториальный параллакс –
угол, под которым со светила, находящегося на горизонте, был бы виден
экваториальный радиус Земли.
Небесная механика – раздел астрономии,
исследующий движения небесных тел под действием их взаимного притяжения.
Параллакс – угол, под которым из недоступного
места виден базис (в пределах Солнечной системы в качестве базиса используется
экваториальный радиус Земли).
Парсек – расстояние до звезды, которое
соответствует параллаксу в 1`` (от слов «параллакс» и «секунда»).
Перигелий – ближайшая к Солнцу точка орбиты
планеты.
Периоды обращения планеты
сидерический (звездный)– промежуток времени, в
течение которого планета совершает полный оборот вокруг Солнца по орбите;
синодический – промежуток времени между двумя
одинаковыми конфигурациями планеты.
Пространственная скорость – скорость, с
которой звезда движется в пространстве относительно Солнца.
Световой год – расстояние, которое свет
проходит за год.
Угловой радиус светила – угол, под которым
земному наблюдателю видны небесные тела Солнечной системы.
Интернет — ресурсы
http://crydee.sai.msu.ru/ak4/Table_of_Content.htm
http://avisdim. narod. Ru
http://www. tlgleonid. chat. Ru
http://ggreen. chat. Ru
http://tambov. fio. ru/vjpusk/vjp003/rabot/11/index. htm
http://yastro. narod. ru/ Y - net Astro
http://space. city. tomsk. net/
http://www. space. vsi. ru/page1.htm
Образцы задач.
1.Почему самые продолжительные солнечные
затмения наблюдаются в тропических странах?
2.12 знаков Зодиака имеют одинаковую
протяженность по эклиптике. В каком из них Солнце находится наименьшее время?
3.Комета Галлея обращается вокруг Солнца за 76
лет, а планета Нептун за 165 лет. Кто из них более удален от Солнца в точке
афелия своей орбиты?
4.Почему у молодой Луны хорошо видна не
освещенная Солнцем поверхность, а в момент солнечного затмения она не видна?
5.От звезды О m на 1 см 2 земной поверхности
падает около 1млн. фотонов в секунду. Сколько фотонов попадает на фотопластинку
от звезды 20 m за 1 ч ,если диаметр объектива телескопа 1м?
6.Подлетев к незнакомой планете и выключив
двигатели, космический корабль вышел на низкую круговую орбиту. Могут ли
космонавты, используя только бортовые часы, определить среднюю плотность
вещества исследуемой планеты?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.