Пояснительная
записка
Рабочая программа по
биологии 8 класса составлена на основе Федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного общего
образования по биологии, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования», Примерной программы основного общего и
среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента
государственной политики в образовании МоиН РФ №03-1263 от 07.06.2005 г.), развернутого тематического планирования
Биология 5-11 классы /авт.-сост. М.В. Оданович, Н.И. Старикова, Е.М.Гаджиева,
Е.Ю.Щелчкова – Волгоград: Учитель, 2010/ и Программы для
общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под
руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Палядьева.- М.: Дрофа, 2013. и
ориентирована на использование учебника Колесова Д.В., Маш Р. Д., Беляева И.Н. Биология.
Человек 8 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа,
2010, рекомендованного Министерством
образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в
работе по биологии в соответствии с базисным учебным планом МБОУ «СОШ №
64» на 2014-2015 учебный год. Авторская программа рассчитана на 70 часов
(2 часа в неделю), но учитывая базисный учебный план школы, рабочая программа
составлена на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Изучение раздела Биологии «Человек и
его здоровье» направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания
человека;
овладение умениями применять биологические знания
для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности
собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в
области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за
биологическими объектами и состоянием собственного организма,
биологические эксперименты;
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим
организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками
информации;
воспитание позитивного ценностного
отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в
природе;
иcпользование приобретенных
знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье,
оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности
по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;
для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа
жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек,
ВИЧ-инфекции.
Рабочая программа для 8 класса
предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых
уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место
человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и
гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма
человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека,
вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма
человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На
последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные
и приобретенные качества личности.
В рабочую программу внесены
изменения.
За счет резервного времени добавлены
1 час на тему «Кровеносная и лимфатическая системы» и 1 час на тему «Покровные
органы. Теплорегуляция», так как эти темы более сложные для усвоения, а также
добавлен 1ч на изучение темы «Пищеварительная система».
В рабочей программе изменена
практическая часть, добавлены лабораторные работы. Изменения внесены с учетом
примерной программы по биологии и стандарта основного общего
образования по биологии.
В связи с большим количеством
лабораторных работ и гигиеническими нормами, некоторые работы рекомендуется
выполнять дома.
Принципы отбора
основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных
ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными
особенностями развития учащихся. Курс биологии 8 класса является логическим
продолжением курса биологии 7 класса, где изучалось внутреннее строение органов
и систем органов у млекопитающих, а также тесно связан с такими дисциплинами
как: физика, химия, математика, история.
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью
естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация
образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего
поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники
школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его
развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух,
которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
Перечень учебно-методического
обеспечения
Учебник:
Д.В. Колесов «Биология.
Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 336с.;
Методические пособия для
учителя:
1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш,
И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное . планирование
к учебнику. - М.: Дрофа, 2009;
2. Пепеляева О.В., Сунцова И.В.
Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 класс. – М.: ВАКО,
2007.- 416с.
Дополнительная
литература для учителя:
1. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и
абитуриентов. СПб, ООО «Виктория плюс», 2008.- 128с.
2. Кириленко А.А. Биология. 8-11классы. Человек и
его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные
задания: учебно-методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2013.- 298с.
3. Контрольно-измерительные материалы.
Биология:8класс /Сост. Е.В.Мулловская.- М.: ВАКО, 2012.- 112с.
4. Панина Г.Н. Диагностические работы. 6-9классы
(авторская линия В.В. Пасечника). СПб.: Паритет, 2006.- 160с.
5. Попова Л.А. Открытые уроки: Природоведение.
Биология: 5-8классы.- М.: ВАКО, 2009.- 192с.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене
человека: - М.: Просвещение, 1989.
2. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология- 5-е изд., перераб.и доп. /
Глав. Ред. М.Д.Аксенова.- М.: Аванта+, 2000.
3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина.- М.: АСТ, 2001.
Электронные издания:
1. Биология. Человек. 5-9классы. Мультимедийное учебное издание, ООО
«Дрофа», 2008.
2. Биология. Тестовый контроль 6-8классы. – Волгоград: «Учитель», 2010.
Интернет-ресурсы
www.bio.1september.ru
Оборудование
и приборы:
Модели:
1.Микропрепараты: набор по курсу анатомии и физиологии
2 Модель – бюст «Мышцы головы и шеи»
3. Модель глаза
4. Модель головного мозга
5. Модель гортани
6.
Модель сердца
7.Модель уха
8. Скелет человека
9. Торс человека
Динамические пособия на магнитах:
1.Ткани животных и человека
2.Переливание крови
3. Наследование групп крови
4. Соединение костей
Таблицы:
1.Дыхательная система
2.Зрительный анализатор
3. Кровеносная система
4.Нервная система
5. Половая система
6. Слуховой анализатор
7. Строение костей
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
1.«Анализаторы»
2. «Дыхательная система»
3. «Индивидуальное развитие организма»
4. «Кровеносная система»
5. «Кровообращение»
6. «Кровь»
7. «Кожа»
8.»Мочевыделительная система»
9. «Нервная система»
10. «Обмен веществ и энергии»
11.»Опора и движение»
12. «Поведение и психика»
13. «Скелет человека»
14. «Слуховой анализатор»
15. «Эндокринная система»
Требования к уровню подготовки
учащихся
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен знать:
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности
организма,;
- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности
и поведения человека;
- особенности строения и жизнедеятельности клетки;
- особенности строения и функций основных тканей, органов и систем
органов;
- как обеспечивается целостность организма;
- интегрирующую функцию кровеносной, нервной, эндокринной систем
органов;
- биологический смысл размножения, строение и функции органов
размножения;
- элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии;
- элементарные сведения о соотношении физиологического и
психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом
источнике и социальном смысле;
- основные правила здорового образа жизни; факторы, сохраняющие и разрушающие
здоровье
уметь
находить:
·
в тексте учебника отличительные признаки основных систем
органов; в биологических словарях и справочниках значения биологических
терминов;
·
в различных источниках (в том числе с
использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую
информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической
информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
·
родство человека с млекопитающими животными, место
и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость
собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и
изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
роль гормонов и витаминов в организме;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
·
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых
растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики
травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
·
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего;
·
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения
правил поведения в окружающей среде;
·
проведения наблюдений за состоянием собственного
организма.
По изучению курса биологии 10 класса, учащиеся овладеют следующими
компетенциями: учебно – познавательной ( самостоятельно учиться, определять
цели и порядок работы и др.), коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь
другим, участвовать в работе команды), социальной (умение анализировать свои
достижения и ошибки, видеть проблемы в общении и др.)
Формы промежуточной итоговой аттестации обучающихся: тесты, зачеты,
лабораторные и практические работы.
Средства контроля
Рабочая программа включает определенную систему контролирующих
материалов. Это в основном тестовые задания, которых по количеству –15,
лабораторные работы и практические работы –15, зачеты-4.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.