Инфоурок Биология Другие методич. материалыПояснительная записка 8 класс биология

Пояснительная записка 8 класс биология

Скачать материал

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по биологии 8 класса составлена на  основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МоиН РФ №03-1263 от 07.06.2005  г.), развернутого тематического планирования Биология 5-11 классы /авт.-сост. М.В. Оданович, Н.И. Старикова, Е.М.Гаджиева, Е.Ю.Щелчкова – Волгоград: Учитель, 2010/   и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Палядьева.- М.: Дрофа, 2013. и ориентирована на использование учебника Колесова Д.В., Маш Р. Д., Беляева И.Н. Биология. Человек 8 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010, рекомендованного  Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии  в соответствии с базисным учебным планом МБОУ «СОШ № 64» на 2014-2015 учебный год. Авторская программа рассчитана на  70 часов (2 часа в неделю), но учитывая базисный учебный план школы, рабочая программа составлена на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Изучение раздела Биологии «Человек и его здоровье» направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

В рабочую программу внесены изменения.

За счет резервного времени добавлены 1 час на тему «Кровеносная и лимфатическая системы» и 1 час на тему «Покровные органы. Теплорегуляция», так как эти темы более сложные для усвоения, а также   добавлен 1ч на изучение темы «Пищеварительная система».

В рабочей программе изменена практическая часть, добавлены лабораторные работы. Изменения внесены с учетом  примерной программы по биологии  и стандарта основного общего образования по биологии.

В связи с большим количеством лабораторных работ и гигиеническими нормами, некоторые работы рекомендуется выполнять дома.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии 8 класса является логическим продолжением курса биологии 7 класса, где изучалось внутреннее строение органов и систем органов у млекопитающих, а также тесно связан с такими дисциплинами как: физика, химия, математика, история.

  Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

 

Учебник:

 

Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 336с.;

 

Методические пособия для учителя:

 

         1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное . планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2009;

2. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.- 416с.

 

Дополнительная литература для учителя:

 

1. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. СПб, ООО «Виктория плюс», 2008.- 128с.

2. Кириленко А.А. Биология. 8-11классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2013.- 298с.

3.  Контрольно-измерительные материалы. Биология:8класс /Сост. Е.В.Мулловская.- М.: ВАКО, 2012.- 112с.

4. Панина Г.Н. Диагностические работы. 6-9классы (авторская линия В.В. Пасечника). СПб.: Паритет, 2006.- 160с.

5. Попова Л.А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8классы.- М.: ВАКО, 2009.- 192с.

 

Дополнительная литература для учащихся:

 

1. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: - М.: Просвещение, 1989.

2. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология- 5-е изд., перераб.и доп. / Глав. Ред. М.Д.Аксенова.- М.: Аванта+, 2000.

3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина.- М.: АСТ, 2001.

 

   Электронные издания:

 

1. Биология. Человек. 5-9классы. Мультимедийное учебное издание, ООО «Дрофа», 2008. 

2. Биология. Тестовый контроль 6-8классы. – Волгоград: «Учитель», 2010.

   Интернет-ресурсы

 

www.bio.1september.ru

 

 

 

                                  

Оборудование и приборы:

 

Модели:

 

      1.Микропрепараты: набор по курсу анатомии и физиологии

      2 Модель – бюст «Мышцы головы и шеи» 

      3. Модель глаза                                 

      4. Модель головного мозга

      5. Модель гортани

6. Модель сердца

      7.Модель уха

      8. Скелет человека

      9. Торс человека

 

Динамические пособия на магнитах:

 

 1.Ткани животных и человека

 2.Переливание крови

 3. Наследование групп крови

 4. Соединение костей

 

Таблицы:

 

       1.Дыхательная система  

       2.Зрительный анализатор        

       3. Кровеносная система 

       4.Нервная система          

       5. Половая система                              

       6. Слуховой анализатор 

       7. Строение костей         

 

Демонстрационный и раздаточный  дидактический материал:

 

1.«Анализаторы»

      2. «Дыхательная система»

      3. «Индивидуальное развитие организма»

      4. «Кровеносная система»

      5. «Кровообращение»

      6. «Кровь»

      7. «Кожа»

      8.»Мочевыделительная система»

      9. «Нервная система»

    10. «Обмен веществ и энергии»

    11.»Опора и движение»

    12. «Поведение и психика»

    13. «Скелет человека»

    14. «Слуховой анализатор»

    15. «Эндокринная система»


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен знать:

 

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма,;

- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

- особенности строения и жизнедеятельности клетки;

- особенности строения и функций основных тканей, органов и систем органов;

- как обеспечивается целостность организма;

- интегрирующую функцию кровеносной, нервной, эндокринной систем органов;

- биологический смысл размножения, строение и функции органов размножения;

- элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии;

- элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;

- основные правила здорового образа жизни; факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье

уметь

находить:

· в тексте учебника отличительные признаки основных систем органов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

· в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

· родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

· оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

· рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

· проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

По изучению курса биологии 10 класса, учащиеся овладеют следующими компетенциями: учебно – познавательной ( самостоятельно учиться, определять цели и порядок работы и др.), коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды), социальной (умение анализировать свои достижения и ошибки, видеть проблемы в общении и др.)

Формы промежуточной итоговой аттестации обучающихся: тесты, зачеты, лабораторные и практические работы.

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства контроля

 

Рабочая программа включает определенную систему контролирующих материалов. Это в основном тестовые задания, которых по количеству –15, лабораторные работы и  практические работы –15, зачеты-4.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Пояснительная записка 8 класс биология"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по биологии 8 класса составлена на  основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МоиН РФ №03-1263 от 07.06.2005  г.), развернутого тематического планирования Биология 5-11 классы /авт.-сост. М.В. Оданович, Н.И. Старикова, Е.М.Гаджиева, Е.Ю.Щелчкова – Волгоград: Учитель, 2010/   и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Палядьева.- М.: Дрофа, 2013. и ориентирована на использование учебника Колесова Д.В., Маш Р. Д., Беляева И.Н. Биология. Человек 8 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010, рекомендованного  Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии  в соответствии с базисным учебным планом МБОУ «СОШ № 64» на 2014-2015 учебный год. Авторская программа рассчитана на  70 часов (2 часа в неделю), но учитывая базисный учебный план школы, рабочая программа составлена на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Изучение раздела Биологии «Человек и его здоровье» направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

 

В рабочую программу внесены изменения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 713 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 786
    • DOCX 72 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полтева Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Полтева Татьяна Петровна
    Полтева Татьяна Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3856
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 20 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 18 регионов

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 179 человек из 53 регионов