Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПояснительная записка. Литература 6 класс.

Пояснительная записка. Литература 6 класс.

Скачать материал

Пояснительная записка.

Литература 6 класс.

            Рабочая программа составлена по   программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2005).

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебной хрестоматии: Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2013 г. Программа рассчитана на 68 часов. 

             Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы  и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Цель  предмета:

-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Задачи обучения:

-                   приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

-                   овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

-                   устного   пересказа  (подробному,   выборочному,   сжатому,     от  другого  лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

-                    свободному   владению   монологической   и   диалогической   речью   в   объёме изучаемых произведений;

-                   научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

-                    отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

-                    способами свободного владения письменной речью;

-                   освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенциями.

 

 

             Особенности организации учебного предмета по предмету

На уроках литературы в 6 классе применяются формы работы: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная, ТРКМ.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:

·                    словарная работа,

·                    различные виды пересказа, беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, подбор аргументов, анализ текста,

·                    устные и письменные сочинения,

·                    отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,

·                    произведения для заучивания наизусть,

·                    списки произведений для самостоятельно чтения.

Формы контроля:

●   чтение наизусть, выразительное чтение;

●  пересказы, опрос, тестирование, анализ произведения;

●  контрольные, проверочные, самостоятельные работы, зачёт;

●  творческие работы (сочинения).

Особенности классного коллектива

            В 6 классе 12 человек. У трёх учащихся  в классе техника чтения выше нормы, у трёх учащихся техника чтения ниже нормы, у остальных учащихся соответствуют норме. Двое учащихся имеют высокий уровень усвоения программного материала, четверо учащихся имеют низкий уровень усвоения учебного материала. Значительное место в обучении занимает индивидуальная работа. Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед, составлением алгоритмов, таблиц. Чтобы повысить технику чтения, проводятся пятиминутки в начале урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Устное народное творчество: обрядовый фольклор, пословицы и поговорки. Эстетическое значение обрядового фольклора

Из древнерусской литературы: русская летопись « Повесть временных лет», « Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий в вымысле, отражение народных идеалов.

Из литературы 18в. : басни И.И. Дмитриев. Противопоставление труда и безделья. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18в.

Из русской литературы 19 в. : басни Крылова И.А. (басня, аллегория), лирика А.С. Пушкина ( « Зимнее утро», « И.И. Пущину», « Зимняя дорога») повесть « Дубровский». Вольнолюбивые устремления поэта. Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Изображение русского барства. Эпитет, метафора, композиция. М.Ю. Лермонтов ( « Тучи», « Листок», « На севере диком…», « Утес», « Три пальмы»). Тема красоты гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

И.С. Тургенев « Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Портреты героев как средство изображения характеров.

Ф.И. Тютчев « Листья», « неохотно и несмело…» Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта.

А.А. Фет « Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», « Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике поэта. Природа как воплощение прекрасного.

Н.А.Некрасов « Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей.

Н.С. Лесков « Левша». Гордость писателя за русский народ. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Сказовая форма повествования.

А.П. Чехов « Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Роль художественной детали.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ( Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский, А.К. Толстой). Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.

Произведения русских писателей 20 века

А.С. Грин « Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев.

А.П. Платонов « Неизвестный цветок» Ни на кого не похожие герои Платонова.

А.И. Куприн «Чудесный доктор».  

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне ( К.М. Симонов, Д.С. Самойлов). Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

В. П. Астафьев « Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Самобытность героев рассказа.

 В.Г. Распутин «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Нравственные проблемы рассказа.

В.М. Шукшин. «Критики». «Странные люди» - герои Шукшина.

Ф.А. Искандер « Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

А.А. Блок « Летний вечер», « О, как безумно за окном». Поэтизация родной природы. Средство создания поэтических образов.

С.А. Есенин « Мелколесье. Степь и дали…», « Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине.

А.А. Ахматова, Н.М. Рубцов. Тема Родины в поэзии.

Из литературы народов России

Габдулла Тукай « Родная деревня, « Книга». Кайсын Кулиев « Когда на меня навалилась беда…» тема Родины. Великая роль книги в жизни человека.

Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Понятие о мифе.

 Геродот « Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Гомер « Илиада» и « Одиссея». Понятие о героическом эпосе.

Мигель де Сервантес Сааведра « Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

Фридрих Шиллер « Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

 Проспер Мериме « Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении.

 Антуан де Сент-Экзюпери « Маленький принц».  Вечные истины в сказке. Понятие опритче.

 В результате изучения литературы ученик

должен знать:

§     содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

§     наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

§     основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

§     основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

§     работать с книгой

§     определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

§     выявлять авторскую позицию;

§     выражать свое отношение к прочитанному;

§     выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

§     владеть различными видами пересказа;

§     строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

§     участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

 

Произведения для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Пояснительная записка. Литература 6 класс."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка.

Литература 6 класс.

            Рабочая программа составлена по   программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2005).

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебной хрестоматии: Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2013 г. Программа рассчитана на 68 часов. 

 

             Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 361 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 330
    • DOCX 20.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Доминова Раиса Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Доминова Раиса Владимировна
    Доминова Раиса Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2953
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1527 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе