Пояснительная записка.
Литература
6 класс.
Рабочая
программа составлена по программе по литературе для
5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной
(Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я.
Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я.
Коровиной. – М: Просвещение, 2005).
Календарно-тематический
план ориентирован на использование учебной хрестоматии: Литература. 6 класс.
Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В. П.
Полухина. – М.: Просвещение, 2013 г. Программа рассчитана
на 68 часов.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой
личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах
связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и
новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических
представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения,
овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
В
6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая,
лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная
компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая
и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по
литературе; овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая
компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры,
взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики
русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
Цель
предмета:
-осмысление
литературы как особой формы культурной традиции;
-формирование
эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
-формирование
и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование
эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия,
анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Задачи
обучения:
-
приобретение знаний по чтению и анализу художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы;
-
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения
вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
-
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому,
от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести,
рассказа, сказки;
-
свободному владению монологической и диалогической
речью в объёме изучаемых произведений;
-
научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном
герое, характеристике героя;
-
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
-
способами свободного владения письменной речью;
-
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Особенности организации учебного предмета по предмету
На уроках литературы в 6 классе применяются формы работы: коллективная,
групповая, фронтальная, индивидуальная, ТРКМ.
В программу
включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
·
словарная работа,
·
различные виды пересказа, беседа, комментированное
чтение, выразительное чтение, подбор аргументов, анализ текста,
·
устные и письменные сочинения,
·
отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
·
произведения для заучивания наизусть,
·
списки произведений для самостоятельно чтения.
Формы контроля:
● чтение наизусть, выразительное чтение;
● пересказы, опрос, тестирование, анализ произведения;
● контрольные, проверочные, самостоятельные работы, зачёт;
● творческие работы (сочинения).
Особенности классного коллектива
В 6
классе 12 человек. У трёх учащихся в классе техника чтения выше нормы, у трёх
учащихся техника чтения ниже нормы, у остальных учащихся соответствуют норме.
Двое учащихся имеют высокий уровень усвоения программного материала, четверо
учащихся имеют низкий уровень усвоения учебного материала. Значительное место в
обучении занимает индивидуальная работа. Теоретический материал повторяется
посредством обобщающих бесед, составлением алгоритмов, таблиц. Чтобы повысить
технику чтения, проводятся пятиминутки в начале урока.
Содержание программы
Устное народное творчество: обрядовый фольклор, пословицы и поговорки.
Эстетическое значение обрядового фольклора
Из древнерусской литературы: русская летопись « Повесть временных лет»,
« Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий в вымысле,
отражение народных идеалов.
Из литературы 18в. : басни И.И. Дмитриев. Противопоставление труда и
безделья. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18в.
Из русской литературы 19 в. : басни Крылова И.А. (басня, аллегория),
лирика А.С. Пушкина ( « Зимнее утро», « И.И. Пущину», « Зимняя дорога») повесть
« Дубровский». Вольнолюбивые устремления поэта. Светлое чувство дружбы – помощь
в суровых испытаниях. Изображение русского барства. Эпитет, метафора, композиция.
М.Ю. Лермонтов ( « Тучи», « Листок», « На севере диком…», « Утес», « Три
пальмы»). Тема красоты гармонии человека с миром. Особенности выражения темы
одиночества в лирике Лермонтова.
И.С. Тургенев « Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные
верования и предания. Портреты героев как средство изображения характеров.
Ф.И. Тютчев « Листья», « неохотно и несмело…» Передача сложных,
переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе
поэта.
А.А. Фет « Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «
Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике поэта.
Природа как воплощение прекрасного.
Н.А.Некрасов « Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ –
созидатель духовных и материальных ценностей.
Н.С. Лесков « Левша». Гордость писателя за русский народ. Горькое
чувство от его униженности и бесправия. Сказовая форма повествования.
А.П. Чехов « Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Роль
художественной детали.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов ( Я.П. Полонский, Е.А.
Баратынский, А.К. Толстой). Выражение переживаний и мироощущения в
стихотворениях о родной природе.
Произведения русских писателей 20 века
А.С. Грин « Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью
жизни. Душевная чистота главных героев.
А.П. Платонов « Неизвестный цветок» Ни на кого не похожие герои
Платонова.
А.И. Куприн «Чудесный доктор».
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне ( К.М. Симонов, Д.С.
Самойлов). Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.
В. П. Астафьев « Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской
деревни в предвоенные годы. Самобытность героев рассказа.
В.Г. Распутин «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.
Нравственные проблемы рассказа.
В.М. Шукшин. «Критики». «Странные люди» - герои Шукшина.
Ф.А. Искандер « Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на
формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.
А.А. Блок « Летний вечер», « О, как безумно за окном». Поэтизация
родной природы. Средство создания поэтических образов.
С.А. Есенин « Мелколесье. Степь и дали…», « Пороша». Чувство любви к
родной природе и Родине.
А.А. Ахматова, Н.М. Рубцов. Тема Родины в поэзии.
Из литературы народов России
Габдулла Тукай « Родная деревня, « Книга». Кайсын Кулиев « Когда на
меня навалилась беда…» тема Родины. Великая роль книги в жизни человека.
Из зарубежной литературы
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Понятие о мифе.
Геродот « Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
Гомер « Илиада» и « Одиссея». Понятие о героическом эпосе.
Мигель де Сервантес Сааведра « Дон Кихот». Проблема истинных и ложных
идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.
Фридрих Шиллер « Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
Проспер Мериме « Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери « Маленький принц». Вечные истины в сказке.
Понятие опритче.
В результате
изучения литературы ученик
должен
знать:
§
содержание литературных произведений, подлежащих
обязательному изучению;
§
наизусть стихотворные тексты и фрагменты
прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
§
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
§
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
§
работать с книгой
§
определять принадлежность художественного
произведения к одному из литературных родов и жанров;
§
выявлять авторскую позицию;
§
выражать свое отношение к прочитанному;
§
выразительно читать произведения (или фрагменты), в
том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
§
владеть различными видами пересказа;
§
строить устные и письменные высказывания в связи с
изученным произведением;
§
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям,
понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Произведения
для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин.
Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов.
Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная
дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев.
«Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель
рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский
«Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний
вечер.
А.А. Ахматова
«Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2
стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.