Главная / Русский язык и литература / Пояснительная записка. Литература 6 класс.

Пояснительная записка. Литература 6 класс.

Пояснительная записка.

Литература 6 класс.

Рабочая программа составлена по программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2005).

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебной хрестоматии: Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2013 г. Программа рассчитана на 68 часов.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Цель предмета:

-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

  • свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

  • способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенциями.



Особенности организации учебного предмета по предмету

На уроках литературы в 6 классе применяются формы работы: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная, ТРКМ.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:

  • словарная работа,

  • различные виды пересказа, беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, подбор аргументов, анализ текста,

  • устные и письменные сочинения,

  • отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,

  • произведения для заучивания наизусть,

  • списки произведений для самостоятельно чтения.

Формы контроля:

● чтение наизусть, выразительное чтение;

● пересказы, опрос, тестирование, анализ произведения;

● контрольные, проверочные, самостоятельные работы, зачёт;

● творческие работы (сочинения).

Особенности классного коллектива

В 6 классе 12 человек. У трёх учащихся в классе техника чтения выше нормы, у трёх учащихся техника чтения ниже нормы, у остальных учащихся соответствуют норме. Двое учащихся имеют высокий уровень усвоения программного материала, четверо учащихся имеют низкий уровень усвоения учебного материала. Значительное место в обучении занимает индивидуальная работа. Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед, составлением алгоритмов, таблиц. Чтобы повысить технику чтения, проводятся пятиминутки в начале урока.

































Содержание программы

Устное народное творчество: обрядовый фольклор, пословицы и поговорки. Эстетическое значение обрядового фольклора

Из древнерусской литературы: русская летопись « Повесть временных лет», « Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий в вымысле, отражение народных идеалов.

Из литературы 18в. : басни И.И. Дмитриев. Противопоставление труда и безделья. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18в.

Из русской литературы 19 в. : басни Крылова И.А. (басня, аллегория), лирика А.С. Пушкина ( « Зимнее утро», « И.И. Пущину», « Зимняя дорога») повесть « Дубровский». Вольнолюбивые устремления поэта. Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Изображение русского барства. Эпитет, метафора, композиция. М.Ю. Лермонтов ( « Тучи», « Листок», « На севере диком…», « Утес», « Три пальмы»). Тема красоты гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

И.С. Тургенев « Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Портреты героев как средство изображения характеров.

Ф.И. Тютчев « Листья», « неохотно и несмело…» Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта.

А.А. Фет « Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», « Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике поэта. Природа как воплощение прекрасного.

Н.А.Некрасов « Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей.

Н.С. Лесков « Левша». Гордость писателя за русский народ. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Сказовая форма повествования.

А.П. Чехов « Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Роль художественной детали.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ( Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский, А.К. Толстой). Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.

Произведения русских писателей 20 века

А.С. Грин « Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев.

А.П. Платонов « Неизвестный цветок» Ни на кого не похожие герои Платонова.

А.И. Куприн «Чудесный доктор».

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне ( К.М. Симонов, Д.С. Самойлов). Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

В. П. Астафьев « Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Самобытность героев рассказа.

В.Г. Распутин «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Нравственные проблемы рассказа.

В.М. Шукшин. «Критики». «Странные люди» - герои Шукшина.

Ф.А. Искандер « Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

А.А. Блок « Летний вечер», « О, как безумно за окном». Поэтизация родной природы. Средство создания поэтических образов.

С.А. Есенин « Мелколесье. Степь и дали…», « Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине.

А.А. Ахматова, Н.М. Рубцов. Тема Родины в поэзии.

Из литературы народов России

Габдулла Тукай « Родная деревня, « Книга». Кайсын Кулиев « Когда на меня навалилась беда…» тема Родины. Великая роль книги в жизни человека.

Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Понятие о мифе.

Геродот « Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Гомер « Илиада» и « Одиссея». Понятие о героическом эпосе.

Мигель де Сервантес Сааведра « Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

Фридрих Шиллер « Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Проспер Мериме « Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери « Маленький принц». Вечные истины в сказке. Понятие опритче.

В результате изучения литературы ученик

должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Произведения для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.





Пояснительная записка. Литература 6 класс.
  • Русский язык и литература
Описание:

Пояснительная записка.

Литература 6 класс.

            Рабочая программа составлена по   программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2005).

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебной хрестоматии: Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2013 г. Программа рассчитана на 68 часов. 

 

             Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Автор Доминова Раиса Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 896
Номер материала 33603
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы