Главная / Начальные классы / Пояснительная записка по литературному чтению

Пояснительная записка по литературному чтению

Пояснительная записка.

Статус документ

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки

Место предмета в базисном учебном плане

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Задачи:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

4) Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности.

На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное преставление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с истории детской литературы.

Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов – четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.

Программа 4 класса содержит следующие разделы:

-«Любимые книги»;

- «У истоков детской литературы»;

XIX век. Путешествие продолжается»;

- «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями».

Программа предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в книгу для чтения, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

На изучение литературного чтения отводится:

- всего105 часов в учебный год ( 3 часа в неделю).

Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Содержание авторской учебной программы, не обязательно для изучения, в развёрнутом тематическом планировании внесено в раздел « Элементы дополнительного (необязательного) содержания».

Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

В 4 классе дети продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребёнка на каждом из этапов освоение текста. В 4 классе доля самостоятельности читательской деятельности ученик продолжается увеличиваться в основном за счёт творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

  1. Работа с текстом до чтения.

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы.

Это приводит к необходимости уже а первом этапе общаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счёт увеличение дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлений учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста.

Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможно варианты работы с текстом до чтения:

  1. Как часть домашнего задания, где учащийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию , читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предложение о теме, содержании, героях текста)

  2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.

  3. Прогнозирование содержания текста на уроке путём анализа нового материал, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.

  1. Работа с текстом во время чтения.

1.Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения всё чаще переносится на дом. Что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

2.Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумывание вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4 классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведётся диалог с автором через текст. Это вид работы постепенно также всё в большой степени переносится на самостоятельную деятельность учащихся.

Учитель может дать задание детям уже при самостоятельном чтение продумать, записать те вопросы, которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливание детьми текста.

3.Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарём ( в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).

3. Работа с текстом после чтения.

Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представление учащихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов. Но следует заметить, что здесь же возможно чередование рассказа учителя о писателе с сообщениями учащихся, подготовленными самостоятельно, с их обобщениями и систематизацией сведений об авторах, определение их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя.

В ряду творческих заданий, которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше места отводится письменным творческим работам- сочинения, значительно увеличивается доля исследовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы « Тетради по чтению» к учебнику «В океане света».

Все больше внимания на уроках чтения в 4 классе уделяется анализу текста.





Особенности урока внеклассного чтения в 4 классе.


В 4 классе можно выделить 3 типа урока внеклассного чтения:

  1. по итогам самостоятельного домашнего чтения книги из предложенного учителем списка;

  2. знакомство с писателем и его книгами на уроке, структура которого предполагает :

- рассматривание книги, знакомство с писателем;

-чтение учителем фрагмента из любого текста;

- самостоятельное нахождение детьми этого текста в книге;

-самостоятельное чтение детьми этого или другого текста и работа с ним в рамках технологии формирования правильного типа читательской деятельности;

3) урок – отчёт предполагает самостоятельный выбор темы детьми и творческую подготовку к уроку.

Учебно-тематический план

Рабочая программа предусматривает следующее распределение учебного

материала, более расширенное распределение часов представлено в

календарно-тематическом планировании курса.

п/п

Содержание

Количество часов

1

Раздел 1. ПРОИЗВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ

4

2

Раздел 2. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

11

3


Раздел 3. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКОВ

18

4

Раздел 4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

15

5

Раздел 5. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30-50-х ГОДОВ.

5

6

Раздел 6. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90-х ГОДОВ.

10












Содержание тем учебного курса.

 

Произведения современной детской литературы разных жанров

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в.

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в.

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

Развитие устной и письменной речи:

Обучение

- подробному пересказу произведений или эпизодов;

- выборочному пересказу текстов;

- устному словесному рисованию;

- составлению устных рассказов по заданному плану.

Развитие умения писать сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и отрывков прозы (3-7 предложений)

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по литературному чтению осуществляется согласно уставу ОУ  и Положению о порядке проведения аттестации обучающихся начальных классов. Проверка навыка (техники) чтения проводится в начале года (вводный контроль) и в конце 1-го и 2-го полугодий (итоговый контроль) в соответствии с календарно - тематическим планированием.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать \ понимать:

- название, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

- различать элементы книги ( обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

- читать осознанно текст художественного произведения « про себя» (без учёта скорости);

- определить тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст (объём не более 1,5 с.);

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский тест; оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- приводить примеры произведения фольклора (пословицы, загадки, сказки);

-различать жанры художественной литературы ( сказка, рассказ, басни), сказки народные и литературные;

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

Развитие устной и письменной речи Обучение:
– подробному и краткому пересказу текста по плану;
– выборочному пересказу текста;
– словесному рисованию картин к художественным текстам;
– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев;
– составлению устных и письменных описаний-миниатюр.
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений.

Перечень учебно – методического обеспечения.

1. Дополнительная литература.

1. В мире природы, истории и литературы : сборник загадок / авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.

2. Внеклассное чтение. 3–4 классы. Учим играя (задания, тесты, игры, викторины) / авт.-сост. И. В. Блинова. – Волгоград : Учитель, 2008.

3. Кабанова, М. Н. Большая энциклопедия начальной школы : в 2 кн. / М. Н. Кабанова [и др.]. – М. : Олма Медиа Групп, 2009.

4. Круглова, Т. А. Литературное чтение. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания / Т. А. Круглова. – М. : Экзамен, 2011.

5. Кузнецова, М. И. Литературное чтение. 4 класс : зачетные работы / М. И. Кузнецова. – М. : Экзамен, 2011.

6. Литературное чтение. 2–4 классы : внеклассные занятия / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2009.

7. Литературное чтение. 1–4 классы : формирование читательской компетенции : уроки – исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.

8. Литературное чтение. 4 класс : поурочные планы по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой / авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград : Учитель, 2011.

9. Литературное чтение. 4 класс : тестовые задания на основе единого текста / авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград : Учитель, 2011

10. Мишакина, Т. Л. Тренажер по развитию речи в начальной школе / Т. Л. Мишакина, В. Г. Ермолаева. – М. : Ювента, 2008.

11. Развитие речи учащихся 2–4 классов : конструирование и анализ предложений / авт.-сост. Г. Г. Мисаренко. – Волгоград : Учитель, 2011.

12. Русова, Н. Ю. Русский язык и литература в начальной школе / Н. Ю. Русова. – М. : Энас, 2006.

13. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия / Л. Е. Стрельцова. – М. : Просвещение,1992.

14. Чтение. 1–4 классы : тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2011.

15. Шестакова, Н. А. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение». 3–4 классы / Н. А. Шестакова, Т. В. Кулюкина. – М. : Баласс, 2010.

2. Интернет-ресурсы.

1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp/ru/course/category.php&id=15

2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http://www.skool2100.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

5. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

6. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ed

8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

3. Наглядные пособия.

1. Репродукции картин русских художников.

2. Таблицы «Портреты писателей».

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Веселая Азбука Кирилла и Мефодия. – М. : Кирилл и Мефодий, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011. – М. : Кирилл и Мефодий, 2010. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM).

3. Звуки Природы. – М. : RMG, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. Литературное чтение. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа 2100» / Н. В. Лободина, Л. И. Рудченко. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Аудиоцентр.

4. Мультимедийный компьютер.

5. Мультимедийный проектор.

6. Экран проекционный.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт.

2. Штатив для карт и таблиц.

3. Укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.).

4. Шкаф для хранения таблиц.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

Список литературы

УЧЕБНИК «В океане света», в 2 частях. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Москва, Баласс, 2011г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Рабочая тетрадь по чтению к учебнику “« В океане света »” 4 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Москва, Баласс, 2011г



Календарно тематическое планирование.

Литературное чтение – 68 часов (34 нед х 2 часа)

п\п



Тема урока


Тип урока


Элементы содержания


Требования к уровню подготовки обучающихся


Домашнее задание


Дата проведения

План

Факт

1 четверть –18часов (9недель х 2 часа)

Раздел 1. ПРОИЗВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ

1



Знакомство с учебником
«В океане света». Понятие
о прологе. Пролог
Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»

Урок повторения изученного

Основные темы : произведения о родине; о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях

Произведение современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь :

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-читать осознанно текст художественного произведения « про себя»

Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгир



2

Е. Велтистова
«Приключения Электроника»

Урок повторения изученного

Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произведения. Выразительное чтение, использований интонаций, соответствующих уровню текста.

Самостоятельное чтение 4-й части



3

Е. Велтистова
«Приключения Электроника» Сходство и различие сказочной и фантастической повести

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности : чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь :

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

-читать осознанно текст художественного произведения « про себя»

Творческий пересказ на тему «Урок математики»



4

Ю. Мориц «Баллада
о фокусах шоколада»

Урок введение новых знаний

Произведение современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности

Выучит наизусть (по выбору): самый смешной, фантастический, поучительный отрывок



Раздел 2. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

5

Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок) Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

Урок введения новых знаний

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Знать название, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывания с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения;

-читать стихотворные произведения наизусть;


Выучить один текст наизусть



6

«Повесть временных лет». Расселение славян

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

Урок введения новых знаний


Понимание содержание произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонации, соответствующих смыслу текста

Понимание содержание произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонации, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного

Составить «летопись» о своём крае

Тетрадь, с. 16. Творческое задание



7

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого

Урок закрепления изучен

Осознанного чтения, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Устное сочинение повествовательного характера.

Задание №3 на с. 41 учебника



8

«Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV-XVI века. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

Путешествие 1.XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия

Урок развития умений и навыков

Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль.

Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Знать название, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывания с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения;

-читать стихотворные произведения наизусть;

-отличать древнерусские стихи от современных;












Самостоятельно прочитать сказку Д. Герасимова, с.45 учебника

Выразительно читать отрывок из стихотворения Саватия



9

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонации

Выучить наизусть любое стихотворение



10

Древнерусская литература XI- XVII веков

Проверочная работа по теме « Стихи для детей поэтов XVIIвека»»

Урок контроля изученного

Жанры. Автор. Связанный рассказ о прочитанном. Обобщающая деревня.

Задание №4 по тетради для чтения.





11


Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика

С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука»

Урок развития умений и навыков


Герои произведения. Восприятия и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Знать название, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывания с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения;

-читать стихотворные произведения наизусть;


С.57-63 читать по учебнику

Прочитать главы 1-2 -3повести С. Аксакова



12

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни»

Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Задание №4 в тетради, с 30



13

Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок развития умений и навыков. Урок закрепления изученного

Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н.И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи « Развивающий канон». Обсуждение названий журналов. Характеры персонажей, особенности их речей.

Знать:

-о Н.И. Новикове как издателе, писателе, учёном;

-отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

Уметь :

-сравнивать построение нравоучительных статей;

- соотносить текст с пословицами

Выразительно читать из статей Н.И. Новикова. Рассказать об одном из современных детских журналов по плану (тетрадь, с.31)



14

Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребёнка в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь»

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI- XVIII веков. Проверочная работа №3 (20 минут)

Урок введения новых знаний








Урок обобщения и контроля изученного

Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Декламация стихотворных произведений.

Знать название, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

-читать осознанно текст художественного произведения « про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- читать стихотворные произведения наизусть.

- различать жанры художественной литературы

Чтение авторского текста, с.84-85 учебника. Выучит наизусть поэтический текст А. Шишкова




Жанры. Связанный рассказ о прочитанном



Раздел 3. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКОВ

15

Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.А. Крылов «Слон и моська»

И.А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанры басни

Урок введения новых знаний


Выразительное чтение. Жанры : басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения

Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать название, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

-читать осознанно текст художественного произведения « про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- читать стихотворные произведения наизусть.

- различать жанры художественной литературы

Подготовить рассказ об И.А. Крылове; выучит или прочитать его басню.

Выучить наизусть басню



16

Путешествие 4 . 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Чёрная курица»

Урок развития умений и навыков

Различие жанров произведений. Осознанное чтение

Дочитать до конца 1 –ю часть



1

А. Погорельский «Чёрная курица»

Урок повторение изученного

Участие в диалоге прочитанного произведения. Формулирование личной оценки

Уметь:

-характеризовать образ Алёши, составлять план пути проникновение в сказку;

- составлять стилизованный план;

- дать вывод

Творческий пересказ «В гостях у подземных жителей»



2

А. Погорельский «Чёрная курица»

Урок обобщение изученного

Умения ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста








Прочитать сказку А.Погорельского полностью



2 четверть 14 час (7 нед х2 часа)

1

Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А.С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой

Урок введения новых знаний

Выдающиеся представители русской литературы : А.С. Пушкин, В.А. Жуковский

Знать название, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

-читать осознанно текст художественного произведения « про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- читать стихотворные произведения наизусть.

- различать жанры художественной литературы








Подготовить рассказ об А.С. Пушкине



2

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Урок развития знаний и умений

Сюжет, герой- персонаж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей

С 118-126, самостоятельно читать



3

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Урок развития знаний и умений

Понимание содержания литературного произведения

С 127-132,

Самостоятельно читать



4

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Урок закрепление изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний. Литературная сказка

С. 132-145, самостоятельно читать



5

В.А. Жуковский «Спящая царевна»

Урок повторение изученного

Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного


















Выучит наизусть отрывок из сказки В.А. Жуковского



6

В.Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.Даля). « Кузовок» (игра)

Урок развития умений и навыков

Средства выразительности и

сравнения , определения. Богатство языка.

Прочитать любую сказку в обработке В.Даля



7

А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)

Проверочная работа. «XIX век. Путешествие продолжается».

Урок закрепление изученного

Урок обобщение изученного

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

Жанры. Главная мысль.

Краткий пересказ, задание 3 на с. 163 учебника

Задание размышление в тетради




8


Путе-
шествие
6-е.

Мир при-
роды приходит на страницы книг.
С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Урок повторения изученного

Средство выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения


Знать название, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывания с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения;

-читать стихотворные произведения наизусть.

- различать жанры художественной литературы


Выучить наизусть любой отрывок, рассказывающий о встрече Серёжи с весной, со сказкой



9

Поэты XIX века
о природе. Стихи

А. Толстого, А. Плещеева,

А. Майкова,
Ф. Тютчева о природе

Урок закрепления изученного

Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение.

Знать название, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывания с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения;

-читать стихотворные произведения наизусть.

- различать жанры художественной литературы










Любое стихотворение наизусть



10

Н. А. Некрасов
«Дедушка Мазай
и зайцы».

Урок закрепление изученного

Виды текстов : описание, повествование, Герой – персонаж, его поступки, характер

Написать этюд «Летний дождь»



11

Н. А. Некрасов
«Дедушка Мазай
и зайцы».

Урок повторения изученного

Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана

Выучить наизусть отрывок из стихотворения



12

Путе-
шествие
7-е.

Школа
Л. Н. Толстого в Ясной
Поляне

Урок развития знаний и умений

Знакомство с писателем . творчество писателя. «Азбука» Л.Н. Толстого

Ответить на вопросы 1-3 в учебнике на с.190



13

Л. Н. Толстой «Два брата»,
«Какая бывает роса на траве»,»Как ходят деревья»

Урок закрепления изученного

Жанры: сказки, описание, рассказ. Текст – описание. Формулирования вопросов и ответов на них.

Прочитать других жанров, написанные Л.Н. Толстым. Выучит первый абзац описания



14

Учебная книга К. Д. Ушинского «Детский мир
и хрестоматия»
(«Столица и губернский город»)


Урок закрепления изученного

Главная мысль. Жанр. элементы


Ответить на сформулированные вопросы. Прочитать главу « Деревня и уездный город»







3 четверть 20 часов (10 нед х 2 часа)


1

Первое
знакомство с Родиной.
К. Ушинский «Деревня и уездный
город», «Проселочная дорог

Урок повторения изученного

Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путёвого очерка. Работа с текстом

Знать название, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывания с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения;

-читать стихотворные произведения наизусть.

- различать жанры художественной литературы


Самостоятельно

читать главы «Наше Отечество»; ответить на вопросы 1,2,4



2

К. Д. Ушинский «Жалобы зайки».

Сочинение – подражание Ушинскому

Урок повторения изученного

Связной рассказ. элементы

Дописать сочинение



3-5

А. И. Куприн «Слон»

Урок применение новых знаний

Герой – персонаж: характер, поступки. Главная мысль. Пересказ текст построение небольшого монологического высказывания о произведениях (героях, событиях)

Самостоятельно читать части. Выполнить задания в тетради



6

Проверочная работа по разделу «Детская литература XIX века»

Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков





Раздел 4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

7




Путе-
шествие
8-е.

(В… библиотеку). Загадка
Лидии Чарской

Урок развития изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний

Знать название, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

-читать осознанно текст художественного произведения « про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;


Прочитать главу 8. Составить словарик эпохи (задание в тетради)



8-9

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»


Урок повторения изученного

Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ. Участие в диалоге при обсуждение прочитанного.

Чтение глав 10-11, ответы на вопросы 1, 2 , 4 учебника



10

Путе-
шествие
9-е.

Петроград. 1923 год.
Редакция «Воробья»

Урок введения новых знаний

Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Прочитать рассказ Б. Житкова, с. 36-42



11-12

Б. Житков «Николай Исаич
Пушкин». К. Чуковский «Телефон»

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний. Правильность чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Подготовить пересказ текста. С. 44-49. Задание в тетради выполнить



13

Д. Хармса, Ю. Владимирова
и А. Введенского

Урок повторения изученного

Жанр стихотворения: стихотворение. Различие жанров произведений. Выразительное чтение.

Выразительно читать. Ответить на вопросы, с. 51-53. Выучить стихотворение наизусть



14

Путе-
шествие 10-е.

Вокруг Маршака

Урок закрепление изученного

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Аргументация своего мнения

С 58-59, читать. Подготовить рассказ о С.Я. Маршаке



15-16

Е. Шварц

«Два брата»

Комбинированный урок

Произведение классика детской литературы. Понимание содержание произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. пересказ


Дочитать сказку до конца. Выполнить задание в тетради, с. 76



17

А. Толстой: «Фофка», «Кот –
сметанный рот»


Урок повторения изученного

Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения

Знать название, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

-читать осознанно текст художественного произведения « про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.;


Рассказ о своём воображаемом герои



18

М. Пришвин «Изобретатель»

Урок повторения изученного

Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, события, их последовательность. Пересказ текста.

Пересказ текста от лица 3-го



19

С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. Проверочная работа

по разделу «Детская литература ХХ
века»

Урок повторения изученного

Особенности творчества С.Я. Маршака

Выучит любое стихотворение С.Я. Маршака



20

Путе-
шествие 11-е.

1928 год. Литературный утренник в «Сокольниках»

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний













Знать название, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

-читать осознанно текст художественного произведения « про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

-делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- дать определение понятиям гротекс, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;

Выразительно читать сказку В. Маяковского




4 четверть 16 часов ( 8 нед х 2 часа)

1

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом»

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения


Прочитать 3 и 4-ю части; нарисовать куклу наследника. прочитать 5-ю часть сказки, ответить на вопросы с.128



Раздел 5. ДЕЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30-50-х ГОДОВ.

2

Путе-
шествие 12-е.

«Дорогие мои мальчишки».

Р. Фраерман
«Гайдар
и дети»

Урок усвоение новых знаний

Понимание содержание прочитанного; особенности композиции рассказа

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление о книге.

Уметь:

- относить прочитанное произведение к определённому виду и жанру;

- выразительно читать по ролям, инсценировать;

- пересказывать текст с добавлением диалога;

- характеризовать героев;

- участвовать в обобщающей беседе по вопросам

Подготовить рассказ о событии из жизни А. Гайдара



3

А. Гайдар «Тимур
и его команда»


Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения : тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения

Прочитать 3 и 4-ю часть текста



4

А. Гайдар «Тимур
и его команда»


Урок повторение изученного

Восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний. Уметь ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию.

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление о книге.

Уметь:

- относить прочитанное произведение к определённому виду и жанру;

- выразительно читать по ролям, инсценировать;

- пересказывать текст с добавлением диалога;

- характеризовать героев;

- участвовать в обобщающей беседе по вопросам






Дочитать текст. Выучить наизусть отрывок.



5


Путешествие 13-е.

Смешные книжки.

Н. Носов «Федина
задача»

В. Драгунский «Что любит Мишка»

Урок усвоения новых знаний


Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведение. Пересказ текста.

Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержание прочитанного

Задание №5, с. 156 учебника

Подробный пересказ



6

Стихи

А. Барто.

Сатира или юмор?

Урок повторение изученного

Жанр: стихотворение

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов

Уметь :

-читать осознанно текст художественного произведения « про себя»;

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Выучить наизусть



сатирическое стихотворение

Раздел 6. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90-х ГОДОВ.

7


Путе-
шествие 14-е.
«Книжкины именины» во Дворце
пионеров. Стихи
Е. Благининой,
Б. Заходера,
Ю. Коринца и др.

Урок усвоения новых знаний

Жанр : стихотворение. Эмоциональность окрашенность речи

Знать произведение классиков детской поэзии

Выучит наизусть любое стихотворение



8

Стихи
И. Токмаковой
и Г. Сапгира

Урок повторения изученного

Выразительное чтение. Жанр : небылица


Знать:

-отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов;

- авторов и произведения данного периода.

Уметь:

- читать стихотворные произведения наизусть ( по выбору);

- сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;

- определять авторские особенности;

- выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;

- импровизировать произведения;


Выучить любое стихотворение



9

Стихи
Э. Мошковской, Э. Успенского, Саши Черного и В. Долиной

Урок повторение изученного

Жанр6 стихотворение. Выразительное чтение

Выразительное чтение стихотворения. Вспомнить прочитанное ранее произведения Г. Цыферова



9

Миниатюры
Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр

Урок повторение изученного

Выразительное чтение

Продолжить сочинение - миниатюра



10

Стихи
Н. Матвеевой

Урок повторения изученного

Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Выучить наизусть одно из стихотворений Н. Матвеевой



11

«Учусь читать лирический текст» по стихотворению Н. Матвеевой «Лето»

Проверочная работа по разделу

Урок практикум

Урок проверки, оценки коррекции знаний, навыков и умений.


Тема. Главная мысль. Понимание прочитанного

Жанры. Герои произведения.

Знать произведение классиков детской поэзии.

Уметь стихотворные произведения наизусть (по выбору)




13-14

Пьеса-
сказка
С. Козлова «Снежный цветок»

Урок закрепления изученного

Понимание содержания произведения: тема, главная мысль. Выразительное чтение. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний.

Знать особенности жанра драматургии (пьесы – сказки), идею пьесы.

Уметь :

-анализировать характеры героев;

- инсценировать пьесу;

- читать по ролям;

- рисовать волшебный цветок;

- участвовать в обобщающей беседе





Прочитать картины3-5, Дочитать сказку, выполнить рисунки с изображением цветка. Выучить роли к инсценировке



15

Путе-
шествие 15-е.

Молодые детские
писатели.

К. Драгунская
«Крайний случай», «Ерунда
на постном
масле»

Урок усвоение новых знаний. Урок закрепления изученного

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация мнения с привлечением текста произведения.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Прочитать рассказ с. 207-210



16

Интервью

с Тимом Собакиным. Стихи и проза
Т. Собакина

Обобщение по всему курсу. Итоговая проверочная
работа

Урок повторение изученного








Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного








Уметь:

-читать выборочно, цитировать текст;

- замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышление автора




Выразительное чтение стихотворений











Пояснительная записка по литературному чтению
  • Начальные классы
Описание:
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки

.

Цель – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Задачи:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типачитательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

4) Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности.

Автор Тупицина Людмила Олеговна
Дата добавления 10.05.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 214
Номер материала MA-066805
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы