Главная / Начальные классы / Пояснительная записка по литературе

Пояснительная записка по литературе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 2 «Б» класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г № 373, с рекомендациями Примерной программы по литературному чтению (в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»), рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, с возможностями УМК «Перспектива», с особенностями школы, образовательных потребностей и запросов учащихся.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Основные задачи курса «Литературное чтение»:

- развивать коммуникативно-речевые умения и навыки, обеспечивающие потребность в чтении литературных произведений, их свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;

- формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;

- обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;

- научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения;

- развивать интерес к литературному творчеству;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.

Общие принципы, реализующие указанные цели:

-принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;

- принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;

- принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;

- принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;

- принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;

- культурно-исторический принцип;

- принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.

Для обучения литературного чтения учащиеся 2 «Б» класса выбрана содержательная линия учебно-методического комплекта «Перспектива» авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская. Рабочая программа разработана на основе Сборника рабочих программ Система учебников «Перспектива» 1-4 классы Москва «просвещение» 2011г.

УМК по литературному чтению состоит в том, что она включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Календарно-тематическое планирование рассчитано на 4 часа в неделю, что составляет 140 часов в год. Авторская программа рассчитана на 136 часов. Поэтому в рабочую программу внесены следующие изменения: резерв 36, 64, 88, 124.

Общая характеристика курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Место курса в учебном плане.

Курс рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения1отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах — по 140 ч (4 ч в неделю, 35 учебные недели в каждом классе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведений, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.



Результаты изучения курса

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и

историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть

положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.)

6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Литературное чтение

Вводный раздел.

Приглашение в страну Литературию. Книга – друг и советник.

Жанровый блок.

Устное народное творчество: загадки. Пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных стран).

Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).

Литература – искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков, А.Барто, Н.Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.

Тематический блок.

Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно – эстетические, морально – этические и патриотические темы ( о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и её людях).











ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Учебно – методическое обеспечение (книгопечатная продукция):

- учебно – методический комплекс (УМК) по литературному чтению для 1-4 классов (программа, учебники, рабочая тетрадь и др.):

  • Л.Ф.Климанова Программа по литературному чтению, Москва, «Просвещение», 2008г.

  • Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий; Литературное чтение 2 класс, часть 1; Москва, «Просвещение», 2011г.

  • Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий; Литературное чтение 2класс, часть 2; Москва, «Просвещение», 2011г.


Печатные пособия:

- набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой;

- словари по русскому языку;

- репродукции картин и художественные фотографии;

- детские книги разных типов из круга детского чтения;

- портреты поэтов и писателей.



Технические средства обучения:

- классная доска;

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

- экспозиционный экран;

- телевизор;

- видеоплеер (видеомагнитофон);

- магнитофон;

- ДВД.



Оборудование класса:

-ученические столы двухместные с комплектом стульев;

-стол учительский;

-шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;

-настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов

от «____» __________ 201__ г. № ___


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________ О.Е. Соколова

«___» _____________2014 г



Пояснительная записка по литературе
  • Начальные классы
Описание:

Пояснительная записка по литературному чтению для 2 класса. В мою пояснительную записку входит: общая характеристика учебного предмета, Описание места учебного предмета в учебном плане, Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета, Результаты усвоения курса, СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Автор Петрова Татьяна Владимировна
Дата добавления 27.08.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 650
Номер материала MA-060499
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓