Пояснительная записка
Рабочая учебная
программа разработана в соответствии с требованиями
ФГОС начального образования, на основе примерной программы по физической
культуре и авторской программы Р.И.Тарнопольской «Физическая культура» УМК
«Гармония» 2011 г.
Рабочая программа в
соответствии с учебным планом школы на 2014 – 2015 учебный год рассчитана на
96 часов (исходя из 32 учебных недель в году), что соответствует авторской
программе (Физическая культура: программа 1-4 классы Р.И.Тарнопольская,
Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011).
В связи с тем, что условия школы не
позволяют реализовать темы «Плавание» и «Конькобежная подготовка», а учебный
график составляет 32 учебных недель, учебные часы распределены
следующим образом: «Подвижные и спортивные игры» - 35 часов, «Гимнастика с
элементами акробатики» - 33 часа, «Лыжная подготовка» - 19 часов, Знания о
физической культуре - 3 часа, Способы физкультурной деятельности – 3 часа,
Итоговое занятие – 1 час.
О
введении третьего дополнительного часа физической культуры в
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации отражено в нормативном
документе: Письмо МО РФ от 26.03.2002г. № 30 –
51 – 197 / 20. Программа адаптирована к местным условиям.
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем
формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы –
воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие
закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение
этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания,
начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического
воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за
счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой
формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание
положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим
занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников
умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий
физкультурой. Содержание уроков строить так, чтобы удовлетворять наиболее
актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении,
утверждении собственной личности.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная
деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения
этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества,
осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление,
творчество и самостоятельность.
Логика изложения и содержание
рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента
государственного стандарта начального образования.
Уровень программы -
базовый стандарт.
Характеристика особенностей программы
В соответствии с
Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры
предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с
общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у
младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно
развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по
физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение
следующих целей и задач:
целью программы
- формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни,
развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной
деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих
образовательных задач:
¾ укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств
и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
¾ совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых
видов спорта;
¾ формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в
жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
¾ развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным
играм, формам активного отдыха и досуга;
¾ обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой,
отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа направлена на:
— реализацию принципа вариативности, обосновывающего
планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями
учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный
зал, спортивные пришкольные площадки, региональными климатическими условиями .
— реализацию принципа достаточности и сообразности,
определяющего распределение учебного материала в конструкции основных
компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей
формирования познавательной и предметной активности учащихся;
— соблюдение дидактических правил «от известного к
неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование
учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в
практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование
учебного культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности
изучаемых явлений и процессов;
— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе
активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических
упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня,
самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической
культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной
деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию
личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся
универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции)
выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно
проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки
предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по
физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать
и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной,
эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической
культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со
сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять
своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить
с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им
объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать
способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время
активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом
требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации
места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять
нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты
собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать
эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с
эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и
взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
—
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической
культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме
дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры,
характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с
трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели
физического развития (длину и массу тела), развития основных физических
качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку
сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно
объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры
и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием,
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с
разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и
выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты
пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических
качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения
двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их
исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении
общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении
двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и
элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на
высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта,
применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения
различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
1
класс
Знания
о физической культуре
Физическая культура
как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение
физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание,
ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и
личная гигиена.
Способы
физкультурной деятельности
Оздоровительные
занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные
игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и
инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития
мышц туловища.
Физическое
совершенствование
Гимнастика с
основами акробатики
Организующие
команды и приемы: построение в шеренгу и колонну;
выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!»,
«Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на
месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и
направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными
шагами в шеренге.
Акробатические
упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа
сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в
плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно
(с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.
Гимнастические
упражнения прикладного характера: передвижение по
гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре;
ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с
элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой,
переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по
наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя
спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Легкая
атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся
направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных
положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением
вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на
горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в
вертикальную цель, в стену.
Лыжные гонки
Организующие
команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!»,
«Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой;
передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на
лыжах ступающим и скользящим шагом.
Повороты переступанием на месте.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение падением.
Подвижные
игры
На материале
раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя
во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки»,
«Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди
бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых
упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале
раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки»,
«Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины
с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий
лишний».
На материале
раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени»,
«Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше
прокатится», «На буксире».
На материале
раздела «Спортивные игры»:
Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с
места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа
«Точная передача».
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне
головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч
сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры:
«Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Общеразвивающие
физические упражнения на развитие основных
физических качеств.
Требования к уровню подготовки
обучающихся (базовый уровень)
1 класс
В
результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1
класса должны:
·
иметь представление:
-
о связи занятий физическими упражнениями
с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
-
о способах изменения
направления и скорости движения;
-
о режиме дня и личной гигиене;
-
о правилах составления
комплексов утренней зарядки;
·
уметь:
-
выполнять комплексы упражнений,
направленные на формирование правильной осанки;
-
выполнять комплексы упражнений
утренней зарядки и физкультминуток;
-
играть в подвижные игры;
-
выполнять передвижения в
ходьбе, беге, прыжках разными способами;
-
выполнять строевые упражнения;
·
демонстрировать уровень
физической подготовленности (см. табл. 1).
Контрольные упражнения
|
Уровень
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
Мальчики
|
Девочки
|
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во
раз
|
11 – 12
|
9 – 10
|
7 – 8
|
9 – 10
|
7 – 8
|
5 – 6
|
Прыжок в длину с места, см
|
118 – 120
|
115 – 117
|
105 – 114
|
116 – 118
|
113 – 115
|
95 – 112
|
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях
|
Коснуться лбом колен
|
Коснуться ладонями пола
|
Коснуться пальцами пола
|
Коснуться лбом колен
|
Коснуться ладонями пола
|
Коснуться пальцами пола
|
Бег 30 м с высокого старта, с
|
6,2 – 6,0
|
6,7 – 6,3
|
7,2 – 7,0
|
6,3 – 6,1
|
6,9 – 6,5
|
7,2 – 7,0
|
Бег 1000 м
|
Без учета времени
|
Формирование универсальных учебных
действий:
Личностные УДД
- Ценностно-смысловая
ориентация учащихся,
- Действие
смыслообразования,
- Нравственно-этическое
оценивание
Коммуникативные УДД
- Умение
выражать свои мысли,
- Разрешение
конфликтов, постановка вопросов.
- Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
- Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Построение высказываний в соответствии с условиями коммутации.
Регулятивные УДД
- Целеполагание,
- волевая
саморегуляция,
- коррекция,
- оценка качества и уровня усвоения.
- Контроль в форме сличения с эталоном.
- Планирование промежуточных целей с учетом результата.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
- Умение
структурировать знания,
- Выделение и формулирование учебной цели.
- Поиск
и выделение необходимой информации
- Анализ
объектов;
- Синтез, как составление целого из частей
- Классификация
объектов.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Начальное
образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в
ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение
учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности,
определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом,
так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К
физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и
гигиенические требования.
Подбор
оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей.
Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям
младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия
всех детей в процессе занятий.
Важнейшее
требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его
необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку
деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание
травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с
закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность
проверяется учителем перед уроком.
Таблица
№
п/п
|
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
|
Количество
|
1.
|
Основная
литература для учителя
|
|
1.1.
|
Стандарт начального общего образования по
физической культуре
|
Д
|
1.2.
|
Лях
В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического
воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.:
Просвещение, 2008.
|
Д
|
1.3.
|
Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник
для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2006.
|
Ф
|
1.4.
|
Рабочая программа по физической культуре
|
Д
|
2.
|
Дополнительная
литература для учителя
|
|
2.1.
|
Дидактические материалы по основным
разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
|
Ф
|
2.2.
|
Кофман
Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и
спорт, 1998.
|
Д
|
2.3.
|
Холодов
Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания
2001г.
|
Д
|
2.4.
|
Школьникова
Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры
1- 6 классы. Издательство «Первое сентября» 2002
г.
|
Д
|
2.6.
|
Ковалько
В.И. Поурочные разработки по физкультуре 1-4 класс, Москва «Вако» 2006
|
Д
|
3.
|
Дополнительная
литература для обучающихся
|
|
3.1.
|
Научно-популярная
и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому
движению.
|
Д
|
4.
|
Технические
средства обучения
|
|
4.1.
|
Музыкальный
центр
|
Д
|
4.2.
|
Аудиозаписи
|
Д
|
5.
|
Учебно-практическое оборудование
|
|
5.1.
|
Бревно гимнастическое
напольное
|
П
|
5.2.
|
Козел
гимнастический
|
П
|
5.3.
|
Канат для
лазанья
|
П
|
5.4.
|
Перекладина
гимнастическая (пристеночная)
|
П
|
5.5.
|
Стенка
гимнастическая
|
П
|
5.6.
|
Скамейка
гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
|
П
|
5.8.
|
Мячи: набивные
весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные
|
К
|
5.9.
|
Палка гимнастическая
|
К
|
5.10.
|
Скакалка детская
|
К
|
5.11.
|
Мат гимнастический
|
П
|
5.12.
|
Гимнастический подкидной мостик
|
Д
|
5.13.
|
Кегли
|
К
|
5.14.
|
Обруч пластиковый детский
|
Д
|
5.15.
|
Планка для прыжков в
высоту
|
Д
|
5.16.
|
Стойка для прыжков в
высоту
|
Д
|
5.17.
|
Флажки: разметочные
с опорой, стартовые
|
Д
|
5.18.
|
Лента финишная
|
|
5.19.
|
Рулетка измерительная
|
К
|
5.20.
|
Набор инструментов
для подготовки прыжковых ям
|
|
5.21.
|
Лыжи детские (с
креплениями и палками)
|
П
|
Д –
демонстрационный экземпляр (1экземпляр);
К – полный комплект (для каждого
ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы
(не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.