Саватеева Татьяна Михайловна,
учитель иностранного языка
БОУ «Орловская
средняя общеобразовательная школа»
Тарского муниципального района
Омской области
Повышение уровня мотивации учащихся к изучению
немецкого языка через систему деятельностных приёмов
Заинтересовавшись проблемой формирования учебной мотивации учащихся, я
обратилась к научной специальной литературе. Многочисленные психологические
исследования Петра Яковлевича Гальперина, Василия Васильевича Давыдова, Леонида
Владимировича Занкова, Даниила Борисовича Эльконина показывают, что характер
мотивации можно программировать, так как это длительный процесс, связанный со
становлением личности школьника.
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс физиологического
и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его
направленность, организованность, активность и устойчивость.
Психолог Ирина Алексеевна Зимняя называет мотивацию "запускным
механизмом" всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или
познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, поэтапный и
конечный результат. Если нет успеха, то мотивация угасает, и это отрицательно
сказывается на выполнении деятельности. Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве
побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, стремления,
желания и намерения.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным
языком, обеспечивающую его результативность, учитель должен иметь в виду
следующее: мотивация - сторона субъективного мира ученика, она определяется его
собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями.
Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Я могу лишь опосредованно
повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у
учащихся возникает личная заинтересованность в работе. Ученик только тогда
станет субъектом учебно-воспитательного процесса, когда деятельность на уроке
приобретёт личностно-значимый смысл.
Поэтому важную роль в организации обучения играет деятельностный подход. Это
требование нового стандарта, национальной стратегии «Наша новая школа» и новой
идеологии образования. Как нельзя научиться плавать, не входя в воду,
невозможно выучить немецкий язык, изучая его только по учебникам, не погружаясь
в языковую среду!
Собирая копилку приемов, способствующих повышению внутренней мотивации
учащихся, пришла к выводу, что все это разнообразие необходимо структурировать.
Все приемы, необходимые для повышения мотивации учащихся, я представила в
методическом конструкторе урока.
Любой из основных разделов урока (последовательность не столь важна)
может быть реализован разными приемами повышения мотивации учащихся, или их
комбинацией. То есть приемы, по сути, и есть элементы нашего
конструктора.
Пользуясь таблицей «Методический конструктор урока» (идея конструктора
принадлежит педагогу Анатолию Гину) как универсальной шпаргалкой, я в
соответствии со своими целями составляю формулу (схему, структуру)
конкретного урока.
Например: А23, Б12, Б6, В14, Г12, Д7, Е6, Ж13
А 23 (начало урока): Апелляция к жизненному опыту.
Б 12 (объяснение нового материала): «Цель и цели». Учитель, сообщая тему и основную цель урока,
предлагает учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной
деятельности (разобраться в сути явления; понять главное определение; составить
опорный конспект и пр.). Таким образом, учащиеся включаются в процесс
организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.
Учителю необходимо вернуться к целям учащихся на заключительном этапе урока.
Б 6: Связь теории с практикой.
В14(закрепление, тренировка, отработка умений): Прием: ролевой подход. В этом случае ученику (или группе учащихся)
предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, в
роли главного героя прочитанной истории. Исполнение роли заставляет
сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и
является учебной целью. Впрочем, ролевой подход мотивационно используется
и во многих других ситуациях.
Например: "Расскажите неправдоподобную историю о своём путешествии",
"Представьте, что вы гид, и проведите экскурсию по Берлину",
"Расскажите туристам о достопримечательностях". Подобные
задания предоставляют ученику право выбора, что очень важно, так как он может
выбрать ту часть материала, которую лучше усвоил, тем самым устраняются
отрицательные эмоции.
Г 12 (повторение): Показательный ответ
Д 7 (контроль): «Светофор»
Е 6 (домашнее задание): «Необычная обычность» (Ментальная карта)
Ж 13 (конец урока): Прием «Фантастическое животное»
Конструктор повышает эффективность проектирования урока учителем. Даже
если все эти приемы знаешь, без конструктора трудно удержать их в голове. С
конструктором можно разнообразные уроки готовить довольно быстро.
Методический
конструктор урока в руках каждого учителя будет «дышать» по-своему и
изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны – их можно просто
исключить из таблицы. А возможно, появятся свои, фирменные. У каждого учителя
может быть свой конструктор.
Логическим продолжением урока считается внеурочная деятельность. Чтобы создать
условия для понимания культуры немецкоговорящих стран, мною разработаны
программа кружка «Занимательный немецкий ». Работа по развитию детской
одарённости также играет существенную роль в повышении мотивации к изучению
немецкого языка. Это и подготовка к участию в олимпиадах, в научно-практических
конференциях, учащиеся с интересом выполняют творческие проектные работы,
неоднократно становились лауреатами.
Инновационность опыта вижу в обогащении коммуникативной технологии обучения
иноязычной культуре деятельностными приемами (приемами технологии модерации,
проектной технологии, элементами информационно-коммуникационных технологий),
что значительно повышает уровень мотивации учащихся к изучению немецкого языка.
Именно мотив побуждает человека к деятельности, в деятельности мы
добиваемся определенных результатов. При получении желаемых результатов, у нас
появляются новые мотивы, которые ведут нас на новый этап развития. В этом и
заключается смысл непрерывности образования.
В любых делах при
максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежеланье — множество причин.
Э. Асадов
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.