Главная / Начальные классы / Повышение орфографической зоркости учащихся начальных классов на уроках русского языка средствами словарной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий

Повышение орфографической зоркости учащихся начальных классов на уроках русского языка средствами словарной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, ...
развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие спосо...
Подготовительный: - распределение словарных слов по тематике; - составление к...
Зрительное восприятие темы Орфографическое и орфоэпическое произношение слов ...
Морковь - корнеплод с оранжевым сладким корнем Родственные слова морков ка мо...
Капуста - от латинского слова сaput – «голова». Названа так за похожую форму.
Капусту дождик поливает: кап, кап! Капуста не пуста, сама летит в уста.
1. Поставь знак ударения. 2. Раздели его для переноса. 3. Раздели его на сло...
Подбор родственных слов Составление цепочки слов Подбор синонимов и антонимо...
иощво овощи дроимпо помидор оргодо огород лакьрфоте картофель орхго горох врь...
Бросить камешек в чужой . Всякому своё время. огород овощу Держи хвост ! морк...
МОРКОВКА Раскудрявая коса, И блестит на ней роса! Чья коса лежит на грядке? ...
,,, ′
м … рковь о Молодец! О А
Попробуй еще раз
* о а а и а а а а о е а о о о о о Зеленый цвет - верно; красный - неверно м о...
е н а л о с у д а е т у х а л ь т о о м и до р а с с аж и р Кроссворд
Зрительный диктант Картинный диктант Допиши предложения словарными словами Иг...
Запомни цепочку слов и запиши по памяти!
Огурец, горох, овощи, морковь, помидор, капуста, картофель, огород.
Проверь! Запиши!
В каком слове спряталась нота? поМИдор Какое слово любит ворона? КАРтофель В ...
1 из 30

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гиб
Описание слайда:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.   А.Куприн Учитель начальных классов Клинова Л. М.

№ слайда 2 развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способно
Описание слайда:

развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; усилить мотивацию учения; сформировать у школьников умение работать с информацией; развить коммуникативные способности; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.

№ слайда 3 Подготовительный: - распределение словарных слов по тематике; - составление крос
Описание слайда:

Подготовительный: - распределение словарных слов по тематике; - составление кроссвордов, ребусов, вопросов; - составление электронных карточек. Процессуальный: - постановка проблем; - выяснение степени готовности к изучению словарных слов; - нахождение путей достижения поставленных целей. Закрепляющий: - подбор упражнений, которые позволяют решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи; - отработка знаний в различных «нестандартных» формах организации мыслительной деятельности. Завершающий: - оцениваются итоги обучения, развития учащихся; - диагностика.

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Зрительное восприятие темы Орфографическое и орфоэпическое произношение слов Зна
Описание слайда:

Зрительное восприятие темы Орфографическое и орфоэпическое произношение слов Знакомство с лексическим значением слов Этимологический анализ слова Фонетические ассоциации Состав слова Рубрика "Это интересно"

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Морковь - корнеплод с оранжевым сладким корнем Родственные слова морков ка морко
Описание слайда:

Морковь - корнеплод с оранжевым сладким корнем Родственные слова морков ка морков ник морков ный

№ слайда 10 Капуста - от латинского слова сaput – «голова». Названа так за похожую форму.
Описание слайда:

Капуста - от латинского слова сaput – «голова». Названа так за похожую форму.

№ слайда 11 Капусту дождик поливает: кап, кап! Капуста не пуста, сама летит в уста.
Описание слайда:

Капусту дождик поливает: кап, кап! Капуста не пуста, сама летит в уста.

№ слайда 12 1. Поставь знак ударения. 2. Раздели его для переноса. 3. Раздели его на слоги.
Описание слайда:

1. Поставь знак ударения. 2. Раздели его для переноса. 3. Раздели его на слоги. 4. Подбери к нему однокоренные слова, запиши их, выдели корень. 5. Подбери к нему однокоренные слова, разбери их по составу. 6. Запиши его транскрипцию. 7. Составь и запиши предложение с данным словом, сделай синтаксический разбор предложения. 8. Сделай фонетический разбор слова. 9. Составь и напиши с данным словом словосочетания (прил. + сущ.).

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Подбор родственных слов Составление цепочки слов Подбор синонимов и антонимов Р
Описание слайда:

Подбор родственных слов Составление цепочки слов Подбор синонимов и антонимов Работа с электронным словарём Игра "Подсказка" Загадки, кроссворды, ребусы Составление текста по опорным словам Работа с фразеологизмами

№ слайда 15 иощво овощи дроимпо помидор оргодо огород лакьрфоте картофель орхго горох врьомк
Описание слайда:

иощво овощи дроимпо помидор оргодо огород лакьрфоте картофель орхго горох врьомко морковь

№ слайда 16 Бросить камешек в чужой . Всякому своё время. огород овощу Держи хвост ! морковк
Описание слайда:

Бросить камешек в чужой . Всякому своё время. огород овощу Держи хвост ! морковкой

№ слайда 17 МОРКОВКА Раскудрявая коса, И блестит на ней роса! Чья коса лежит на грядке? Где
Описание слайда:

МОРКОВКА Раскудрявая коса, И блестит на ней роса! Чья коса лежит на грядке? Где оранжевые пятки? В землю спрятана плутовка, Витаминная...

№ слайда 18 ,,, ′
Описание слайда:

,,, ′

№ слайда 19 м … рковь о Молодец! О А
Описание слайда:

м … рковь о Молодец! О А

№ слайда 20 Попробуй еще раз
Описание слайда:

Попробуй еще раз

№ слайда 21 * о а а и а а а а о е а о о о о о Зеленый цвет - верно; красный - неверно м ов.щ
Описание слайда:

* о а а и а а а а о е а о о о о о Зеленый цвет - верно; красный - неверно м ов.щи п.мидор картоф.ль .гурец г.рох ог.род м.рковь к.пуста

№ слайда 22 е н а л о с у д а е т у х а л ь т о о м и до р а с с аж и р Кроссворд
Описание слайда:

е н а л о с у д а е т у х а л ь т о о м и до р а с с аж и р Кроссворд

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24 Зрительный диктант Картинный диктант Допиши предложения словарными словами Игра
Описание слайда:

Зрительный диктант Картинный диктант Допиши предложения словарными словами Игра "Цепочка слов" Игра "Кто больше запомнит" "Угадай слово" "Вставь букву"

№ слайда 25 Запомни цепочку слов и запиши по памяти!
Описание слайда:

Запомни цепочку слов и запиши по памяти!

№ слайда 26 Огурец, горох, овощи, морковь, помидор, капуста, картофель, огород.
Описание слайда:

Огурец, горох, овощи, морковь, помидор, капуста, картофель, огород.

№ слайда 27 Проверь! Запиши!
Описание слайда:

Проверь! Запиши!

№ слайда 28
Описание слайда:

№ слайда 29 В каком слове спряталась нота? поМИдор Какое слово любит ворона? КАРтофель В как
Описание слайда:

В каком слове спряталась нота? поМИдор Какое слово любит ворона? КАРтофель В каком слове слышим вздох? горОХ В каком слове есть уста? капУСТА

№ слайда 30
Описание слайда:

Повышение орфографической зоркости учащихся начальных классов на уроках русского языка средствами словарной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий
  • Начальные классы
Описание:
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет мне дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески  расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом,  формирует у учащихся навыки рационального запоминания материала     за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.      Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.

Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, рисунков и  анимации, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.   

Слайд.

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности,  

  творческие способности;

· усилить мотивацию учения;

· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить

  коммуникативные способности;

· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

· качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.

    Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах  являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию орфографической зоркости учащихся.

 

Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами я провожу планомерную словарно-орфографическую работу.

Изучение словарных слов ведётся по тематике. Словарные слова делятся на группы, объединённые одной темой. Каждая группа слов изучается в течение недели.

Группы слов расположены в порядке проведения словарной работы по неделям в течение года.

Слайд

Технологическая цепочка организации словарной работы на уроках складывается из нескольких этапов:

1.     Подготовительный

·        распределение словарных слов по тематике

·        составление вопросов, кроссвордов, ребусов

·        составление электронных карточек

2.     Процессуальный

·        постановка проблем

·        выяснение степени готовности к изучению словарных слов

·        нахождение путей достижения поставленных целей

3.     Закрепляющий

·        подбор упражнений, которые позволяют решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи

·        отработка знаний в различных «нестандартных» формах организации мыслительной деятельности

4.     Завершающий

·        оцениваются итоги обучения, развития учащихся

·        диагностика

Слайд

         В своей работе я руководствуюсь следующими принципами обучения:

·        принцип научности

·        принцип сознательности

·        принцип доступности

·        принцип наглядности

·        принцип успешности

·        принцип последовательности

·        принцип регулярного повторения

·        принцип учёта знаний

 

 

 

Работая учителем в школе мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Передо мной всегда стояла главная задача, чтобы заинтересовать детей в предмете, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Мною был создан пакет материалов по теме «Повышение орфографической зоркости учащихся средствами словарной работы с использованием ИКТ».

 

 

Слайд

В этот пакет входят:

·        Презентации к каждой теме словарных слов.

·        Электронные карточки, которые используются как тренажеры при закреплении.

·        Тесты.

Слайд

Презентация темы включает в себя:

·        Зрительное восприятие темы

·        Орфографическое  и орфоэпическое     произношение слов

·        Знакомство с лексическим значением слов

·        Этимологический анализ слова

·        Фонетические ассоциации

·        Состав слова

·        Рубрика "Это интересно"

Слайд

Например, изучая тему «Огород» учащиеся зрительно воспринимают тему, прочитывают слова орфографически и орфоэпически.

Слайд

Определяем лексическое значение каждого слова, называем родственные слова.

Слайд

Ещё одна работа над словарными словами является важной для лингвистического развития – это этимологический анализ. Применяю для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам.

Слайд

Использую также фонетические ассоциации по схожести звучания слов. Суть в подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.

Слайд

Также с каждым словом проводятся задания грамматико-орфографического характера.

Слайд

Следующий вид работы – тренажёры.

Слайд

Тренажёры включают в себя:

·        подбор родственных слов

·        составление цепочки слов

·        подбор синонимов и антонимов

·        работа с электронным словарём

·        игра «Подсказка»

·        загадки, кроссворды, ребусы

·        составление текста по опорным словам

·        работа с фразеологизмами

Слайд  «Расшифруй слово»

Слайд  «Дополни крылатые выражения»

Слайд «Загадки»

Слайд «Разгадай ребус»

Слайд «Вставь букву»

Слайд «Разгадай кроссворд»

Слайд «Тестирование»

 

 

 

Слайд

Тестирование включает в себя:

·        зрительный диктант

·        картинный диктант

·        допиши предложение словарными словами

·        игра «Цепочка слов»

·        игра «Кто больше запомнит»

·        «Угадай слово»

·        «Вставь букву»

Слайд «Зрительный диктант»

Слайд «Картинный диктант»

Слайд «Угадай слово»

                 Выводы о сформированности речевой культуры учащихся делаются на основе анализа динамики формирования словарного запаса учащихся и по выделенным критериям.

Слайд   Критерии обученности.

·        соблюдение орфоэпических норм

·        проявлять познавательный интерес к слову

·        иметь эмоционально-ценностное отношение к богатству русского языка

·        владеть нормами речевого этикета

·        использовать словарный запас в устной и письменной речи

                 

 

Автор Клинова Лариса Михайловна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 563
Номер материала 20021
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓