Главная / Начальные классы / Повышение мотивации учащихся к изучению математики, окружающего мира, чтения и русского языка через использование новых информационных технологий

Повышение мотивации учащихся к изучению математики, окружающего мира, чтения и русского языка через использование новых информационных технологий

Повышение мотивации учащихся к изучению математики, окружающего мира, чтения и русского языка через использование новых информационных технологий

Сегодня хочу поделиться с вами опытом своей работы по использованию современных информационных технологий в обучении математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения.

Если мы обратимся к «Словарю методических терминов» (авторы Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». Проще говоря, это технологии обучения с использованием компьютеров и сети Интернет.

Почему меня заинтересовали именно информационные технологии?

Как известно, мотивация – необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной. Однако нужно иметь ввиду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями.

Чтобы определить сферу интересов учащихся, мы предложили им расположить различные виды времяпровождения (занятия физкультурой, музыкой, искусством, танцами, чтение книг, прогулки с друзьями, а также компьютерные игры, общение с друзьями через Интернет (ICQ)) в порядке их предпочтения. 60 % учащихся на первое место поставили компьютерные игры и общение с друзьями через Интернет (ICQ).

Мы предположили, что раз новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов, то их использование в учебном процессе может способствовать формированию положительной мотивации, а, следовательно, не может не влиять положительно на успеваемость.

Я выделила основные направления использования информационных технологий: использование готовых мультимедийных продуктов и обучающих систем; создание собственных мультимедийных обучающих программ и презентаций; использование ресурсов сети Интернет и электронной почты.

Использование готовых мультимедийных продуктов и обучающих систем

Компьютерные программы для изучения математики, окружающего мира, русского языка и литературного чтения обычно включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала, отработку фонетической стороны речи и, как правило, сопровождаются увлекательным звуковым и графическим оформлением. С одной стороны, по своей сути мультимедийные программы – это компьютерные игры, которые так привлекают учащихся. С другой стороны, это интеллектуальные игры, которые позволяют решать ряд методических и дидактических задач.

Другие достоинства:

- предлагают интересные задания, сопровождающиеся увлекательными спецэффектами;

- разработаны специалистами и в области преподавания начального школьного образования и в области программирования, а следовательно выполнены на высоком методическом и техническом уровне; - позволяют экономить время учителя при подготовке к урокам;

- некоторые программы предусматривают возможности в составлении тестов для контроля знаний и навыков, проверки своих ответов, компьютерное подведение результатов выполнения заданий;

- могут использоваться в любых классах.

В настоящее время разработано огромное количество мультимедийных приложений к различным предметам, они отличаются хорошим качеством.

Создание собственных мультимедийных обучающих программ и презентаций

Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель и сам способен создавать оригинальные учебные материалы следующими программными средствами: пакет программ Macromedia Flash, редактор HTML, систем объектного программирования Borland Delphi, Visual Basic, MS Power Point.

Компьютерная программа Power Point уже зарекомендовала себя как доступное, эффективное средство подготовки и демонстрации презентаций.


Преимущества презентации PowerPoint:

универсальность и простота; в сочетании разнообразной текстовой, графической, аудио- и видеонаглядности, возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок; возможность осуществлять как опорную поддержку, так и работать в интерактивном режиме; возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.); экономии учебного времени (на уроке, при подготовке к урокам).

Использование презентаций возможно на любом этапе урока.

При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки, фотографии, которые позволяют осуществить метод представления лексики.

При изучении орфографии возможно анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию, выделять функциональные особенности.

Для закрепления изученного материала возможно представление заранее созданных упражнений (например, с пропусками).

При наличии в классе мультимедийной доски можно вызывать к ней учащихся, которые будут самостоятельно выполнять различные задания.

Использование ресурсов сети Интернет и электронной почты

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио и визуальный материал по различной тематике. Для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, мы рекомендуем использовать уже готовые учебные Интернет-ресурсы по изучаемым темам или создать их самим. А затем рекомендовать их учащимся. Интернет в помощь учителю

Специализированные сайты для учителей

В настоящее время в сети Интернет существует множество сайтов предназначенных специально для учителей, которые предлагают широкий выбор наглядных материалов: тематические карточки по разделам школьной программы, плакаты, готовые мультимедийные презентации, маски для ролевых игр, лексические и грамматические упражнения и многое другое.

Результаты работы

Мною была проведена опытно-экспериментальная работа «Повышение мотивации обучения в классе СКК путем использования новых информационных технологий в школе»

На первом этапе я проанализировала данные, полученные в результате опроса учащихся, и сделали следующие выводы: исходный уровень учебной мотивации учащихся является невысоким и требует повышения; мотивы получения знаний подменяются мотивами получения отметки, что требует смещения акцентов с оценки на практическую ценность знаний; среди факторов, способных изменить отношение к обучению учащиеся назвали изменение содержания, применение новых ТСО, изменение форм работы на уроке.

С целью повышения заинтересованности учащихся, мною были проведены уроки, построенные с применением информационных технологий в учебном процессе.

После завершения эксперимента, были подведены итоги и сделаны следующие выводы:

- ощутимо возрос уровень проявления интереса к содержанию процесса обучения.

- возросла активность школьников на уроке.

- у учащихся появилось чувство удовлетворения от проделанной работы.

- новые информационные технологии формируют и развивают мотивацию учеников.

Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, хочется подчеркнуть, что никакие новейшие информационные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка может только учитель. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку. Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания при отработке навыков, нет альтернативы работе в парах и группах на уроке.

Главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, и применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса и на более продвинутом этапе при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством для обучения математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения.

Повышение мотивации учащихся к изучению математики, окружающего мира, чтения и русского языка через использование новых информационных технологий
  • Начальные классы
Описание:

Сегодня хочу поделиться с вами опытом своей работы по использованию современных информационных технологий в обучении математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения.

               Если мы обратимся к «Словарю методических терминов» (авторы Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». Проще говоря, это технологии обучения с использованием компьютеров и сети Интернет.

Автор Дмитриева Людмила Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 577
Номер материала 44375
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓