Главная / Русский язык и литература / Повторительно-обобщающий урок "Вводные слова и предложения"

Повторительно-обобщающий урок "Вводные слова и предложения"



Повторительно-обобщающий урок в 8 классе

по теме:

«Вводные слова, предложения и вставные конструкции».

Эпиграф урока: То, что мы знаем, — ограниченно, а то, что мы не знаем, — бесконечно. (П. Лаплас)

Девиз урока: Мы много знаем о вводных словах и предложениях, но хотим знать больше.

Оборудование: Компьютер (презентация), таблички, карточки с заданиями, схемы.

Цели урока:1) Обобщить сведения о предложениях с вводными словами и предложениями, закрепить навыки: а) нахождения предложений с вводными словами, предложениями, вставными конструкциями. б) определения пунктуационных, интонационных и стилистических особенностей предложений с вводными словами. в) различения вводных слов от омонимичных членов предложения.

2)Развивать устную и письменную речь, орфографическую и пунктуационную зоркость.

3) Воспитывать любовь к русскому языку, интерес к изучаемой теме, желание узнать больше по теме.

Ход урока.

I.Организационный этап.

1.Учитель: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи».

(Н. В. Гоголь)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о вводных словах и предложениях.

Эпиграф нашего урока: «То, что мы знаем, — ограниченно, а то, что мы не знаем, — бесконечно». (П. Лаплас)

Девиз урока: Мы много знаем о вводных словах и предложениях, но хотим знать больше.

На уроке мы должны повторить и закрепить свои знания и научиться правильно использовать вводные конструкции в устной и письменной речи.

2.Постановка целей урока.

Что такое вводные слова и предложения.

Каковы их роли в предложениях.

Значение вводных слов.

Знаки препинания и интонация при вводных словах.

Вводные слова и омонимичные члены предложения.

Стилистическая принадлежность вводных слов.

Какие слова всегда являются вводными, а какие не являются вводными словами.

Зависят ли вводные слова от других членов предложения в предложении.

II.Проверка домашнего задания.

Учитель: Вам дано было задание пронаблюдать за текстами разных стилей. Выписать из них предложения с вводными словами.

а) 1 группа – из художественной литературы. (Дети зачитывают) Вывод: В художественном стиле вводные слова нужны для выражения чувств, мыслей, переживаний, эмоций героев, авторов художественных произведений.

б) 2 группа – из публицистического стиля. (Дети зачитывают) Вывод: В публицистическом стиле вводные слова указывают на источник сообщения, помогают логически связать темы сообщений между собой, делают нашу речь более простой и понятной публике.

в) 3 группа – из разговорной речи. (Дети зачитывают)Вывод: В разговорной речи мы часто используем вводные слова, указывающие на различную степень уверенности, порядок мыслей и их связь. Взрослые часто используют слова: следовательно, значит, итак, одним словом, а дети – конечно, кажется, наверное, может быть.

Учитель: Спасибо! Надеюсь, что на живом примере вы поняли, что такое вводные слова. Вывод: Вводные слова разделены на группы по значению (вот они на доске), от других членов предложения отделены запятыми.

III. Работа с тренажёром на интерактивной доске.

IV.Задание: сравнить предложения и определить: в каких предложениях выделенные слова являются членами предложения, а в каких  - вводными словами. ( В тетради)

1.Кажется шепчут колосья друг другу.

2.Мир кажется мне книгой бесконечной.

3.Вы верно едете в горы.

4.Задача решена верно.

5 .Правда в огне не горит.

6. Правда с годами мои стихи делались лучше.



Вывод: В предложении можно умело вводить и убирать вводные слова без ущерба для смысла предложения. Могут быть вводные слова в предложении везде.

 Физкультминутка.

V. Работа по карточкам. Задание: в текст вставить подходящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для справок. Определить их значение.

.. много я слышал разных споров о счастье. Счастье, ………, - это богатство, деньги. Но ведь, ……., настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, ….., человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, …… , немного не по себе. Совесть, ………, точит. А от совести, ………., никакими деньгами не откупишься. Счастье, ……….., это не только иметь, брать, получать. Счастье, ……., в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

Слова для справок: говорили некоторые, конечно, скажем, по-моему, несомненно, разумеется, наверно, бесспорно, я думаю…

Проверка.

Конечно, много я слышал разных споров о счастье. Счастье, говорили некоторые, - это богатство, деньги. Но ведь, по-моему, настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, скажем, человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, разумеется, немного не по себе. Совесть, несомненно, точит. А от совести, я думаю, никакими деньгами не откупишься. Счастье, наверное, это не только иметь, брать, получать. Счастье, бесспорно, в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

Слова для справок: говорили некоторые, конечно, скажем, по-моему, несомненно, разумеется, наверно, бесспорно, я думаю…



Выводы. Итоги. Презентация для повторения теоретического материала.

В русском языке есть слова, которые показывают отношение говорящего к высказываемому. Эти слова, а также словосочетание и целое предложение так и называются – вводные. Они не связаны грамматически с другими членами предложения и выделяются на письме запятыми, тире или скобками. Нередко они показывают воспитанность или невоспитанность того, кто говорит.Среди таких слов едва ли чаще других употребляется « пожалуйста». Как мы уже убедились, оно используется в качестве вежливого обращения. При выражении просьбы или согласия.Значение вежливости, деликатного привлечения внимания собеседника присуще и другим вводным словам, которыми каждый из нас должен пользоваться как можно чаще: извините, простите, позвольте, видите ли… С помощью таких слов можно даже в чем-то отказать собеседнику, но так вежливо, что он не обидится .Вводное словосочетание скажите, пожалуйста, употребляется для выражения удивления, возмущения, негодования, насмешки, иронии. «Пожалуй» выражает предположение, неуверенность, так же как и слова очевидно, вероятно, кажется, может быть, по-видимому, наверное, должно быть и другие.



Стихотворение А. Кушнера.

«Вводные слова».

Возьмите вводные слова. От них кружится голова, Они мешают суть сберечь. И замедляют нашу речь, И все ж удобно потому, Что выдают легко другим, Как мы относимся к тому, О чем, смущаясь, говорим. Мне скажут «К счастью»…И потом …Пусть что угодно говорят, Я слушаю с открытым ртом И радуюсь всему подряд. Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них Слова «Во-первых», «Во-вторых», Они, начав издалека, Давали повод не смеша Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа.



Домашнее задание. Найти текст научного стиля с употреблением в нём вводных слов и вставных конструкций. Подготовиться к диктанту.

Повторительно-обобщающий урок "Вводные слова и предложения"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок в 8 классе - это систематизация изученного по теме "Вводные слова, предложения, вставные конструкции". В качестве домашнего задания обучающиеся получили задания по группам. Первая группа находила вводные слова и предложения в текстах разговорного стиля речи, вторая - в текстах публицистического стиля, третья - в текстах художественной литературы: поэтической и прозаической.

На уроке осуществлялась работа с тренажёром, быстрая проверка .

Автор Федосова Галина Ивановна
Дата добавления 11.08.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1162
Номер материала MA-060372
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓