Повторительно –
обобщающее занятие по теме «История России 19 век»
учителя истории Бородиной О. В. в 8 «Б» классе
Цели урока:
Учебные: 1. Повторить и обобщить
изученный материал.
2. Выявить и устранить пробелы в знаниях.
3. Развивать мышление и познавательный интерес.
Развивающие: 1. Включить учащихся в самостоятельную
поисковую
деятельность по решению поставленных проблем.
2. Формировать умения по работе с различными источниками
информации: анализировать, систематизировать, делать выводы.
Воспитательные: 1. Учить совместной работе в группах.
2. Формировать такие черты как; уважение друг к другу,
взаимопомощь,
чувство коллективизма.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и её
героев.
Конкретизация
целей:
Учащиеся должны
знать:
1.
Главные исторические
события, происшедшие в России в 19 веке.
2.
Ключевые фигуры этого
периода и этапы их жизни и деятельности.
3.
Основные даты и понятия.
Учащиеся должны
уметь:
1.
Готовить сообщения на
заданную тему и выступать с ними в классе.
2.
Давать характеристику и
оценку исторических личностей и событий.
3.
Работать с историческими
документами, анализировать их.
4.
Отвечать на вопросы.
5.
Устанавливать
хронологическую последовательность и причинно – следственную связь исторических
событий.
6.
Обобщать изученный
материал.
Тип урока: Обобщающее повторение.
Оборудование урока: Мультимедийная установка, стенгазеты,
портреты, учебные пособия, раздаточный материал.
Ход урока.
Этапы
|
время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1. Организационный
|
5 мин.
|
1. Называет тему и цели урока
2. знакомит с планом проведения занятия.
3. Представляет эксперта.
|
1. Распределяются на 2 команды.
2. знакомятся с памяткой по проведению
занятия.
|
2.Основной.
1. Сообщения участников команд.
2. перекрёстный опрос.
3. Выступление эксперта.
|
30 мин
5 мин.
2 мин
|
1. дополняет выступления презентацией
|
- выступают с сообщениями на заданные темы.
- Задают вопросы и отвечают на них.
|
3. Игра: «Калейдоскоп имён и дат».
Выступление эксперта.
|
30 мин.
3 мин
|
1. Даёт краткие пояснения о ходе игры.
2. Помогает командам в случае затруднений
|
1. знакомятся с заданиями.
2. поэтапно их выполняют
3. озвучивают свои ответы, либо записывают
их на доске.
|
4. Подведение итогов.
|
5 мин.
|
1. эксперт подводит общие итоги.
2. заключительное слово учителя
|
|
1.
Вступительное слово
учителя.
«Мы с вами закончили
изучение курса «История России 19 век». На сегодняшнем нашем занятии мы должны повторить
и обобщить знания, полученные вами. Каким образом это будет происходить
отражено в плане нашего занятия, который вы видите на доске и, в памятках,
которые лежат перед вами на столах. На предыдущих уроках мы разделились на две
команды. Участники первой из них расскажут об эпохе императора Александра 1,
второй – о жизни и реформах Александра II.
Затем команды будут
работать и выполнять задания в соответствии с планом.
Итоги каждого этапа
вашей работы будет подводить и оценивать эксперт – учитель по истории
Санкт-Петербурга Павлова Ирина Ивановна».
2.
Основной.
1.
В своих сообщениях
представители команд рассказывают об основных моментах жизни, содержании
внешней и внутренней политики, главных событиях, итогах правления и
исторических оценках своего героя. В своих выступлениях учащиеся используют
материал ранее выпущенных ими стенгазет. Учитель по ходу сообщений представляет
презентацию, которая содержит иллюстрации и таблицы, т. е. обеспечивает
образность и наглядность повторяемого материала.
2.
Участники команд задают
вопросы друг другу и отвечают на них.
3.
Эксперт оценивает и
объявляет результаты работы отдельных учащихся и команд в целом.
3. Игра –
викторина.
Задание 1:
Назовите имена исторических деятелей.
(По приведенной
характеристике участники команд называют исторического деятеля.)
Задание 2:
«Неотправленная депеша (телеграмма).
Кто, когда и в
связи с чем мог послать каждое из этих донесений?
Задание 3
«Историческая путаница».
Найдите ошибки в
тексте и исправьте их.
Задание 4. «Соотнесите
даты и события».
К каждой дате из первого
столбца найдите соответствующее событие из второго.
Задание 5.
«Разгадай кроссворд». (Знание
терминов).
4.
Подведение итогов.
1.
Эксперт оценивает и
объявляет результаты работы отдельных учащихся и команд в целом на каждом этапе
игры.
2.
называет команду -
победительницу, и по одному лучшему игроку от команды.
3.
Заключительное слово
учителя.
Примечание: Все, используемые на уроке материалы, прилагаются:
1.
Сценарий игры – викторины
с ответами к каждому заданию и критериями оценки (памятка для эксперта).
2.
Памятка для учащихся.
3.
Таблица результатов по
командам и отдельным участникам.
Викторина «Калейдоскоп имён и дат».
Задание 1:
Назовите имена исторических деятелей. По 2 балла за каждый правильный ответ.
1.
Император.
Ему принадлежат
слова: «Благосостояние государств не играет никакой роли в управлении делами.
Существует только неограниченная власть, которая всё творит шиворот
навыворот…Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние
уничтожены. Вот картина современной России…» В его правление к России были
присоединены Восточная Грузия, Финляндия, герцогство Варшавское. Пытался
осуществить в России либеральные реформы.
Это о нём написал
поэт: Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно
пригретый славой,
Над нами царствовал тогда».
Оценки и мнения.
Наполеон Бонапарт:
«Это истинный византиец,
тонкий притворщик, хитрец. Он гораздо умнее, чем о нём думают».
Н.А. Бердяев,
философ. «…был царь-интеллигент,
всю жизнь искавший правды, в молодости – враг самодержавия, но человек
раздвоенный и несильный».
2. Император.
Не раз жалел, что
«родился великим князем».
Владел немецким,
французским, английским и польским языками.
Реформатор. Пережил
несколько покушений на свою жизнь.
Оценки и мнения:
Маркиз де Костин,
французский писатель: «Это
был, в полном смысле слова, государь…Он прекраснейший образец государя, из всех
когда-либо мною виденных».
3. Политический деятель.
Сын сельского
священника, этот человек и сам готовился к духовной карьере. Он окончил
петербургскую духовную академию и сам преподавал в ней некоторое время.
Его отличала
уникальная широта взглядов и феноменальные способности. Наполеон шутя предлагал
Александру 1 обменять этого человека на какое-нибудь королевство. Этот человек
в 1809 году подготовил проект государственных преобразований, который не был
осуществлён. Многие его не любили…В 1812 году он был арестован по ложному
обвинению и сослан в Нижний Новгород. После смерти Александра 1 его вновь
привлекли к государственным делам и поручили заниматься кодификацией российских
законов, где опять ярко проявились его уникальные способности.
4. Полководец.
Военную службу начал
с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Был дважды, казалось,
смертельно ранен. После второго исцеления его врач писал: «Провидение сохраняет
этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух
ран, из коих каждая смертельна». Имел почти все русские награды.
В годы Великой
Отечественной войны в его честь был утверждён орден трёх степеней.
А.В. Суворов,
русский полководец: «Генерал…
шёл у меня на левом крыле, но был моей правой рукой».
Александр 1: «Благодарное Отечество не забудет никогда
заслуг его. Европа и весь свет не перестанут ему удивляться и внесут его имя в
число знаменитейших полководцев».
5. Адмирал.
Учился блестяще. В 15
лет получил чин мичмана. Командовал эскадрой Черноморского флота. В 1854 – 1855
гг. – командир Севастопольского порта и военный губернатор. Блестяще выиграл
Синопское сражение. Однажды чуть не погиб, спасая матроса. Легко раздавал деньги
из своего жалования нуждающимся матросам.
Погиб в возрасте 53
лет. В 1944 году был учреждён орден его имени трёх степеней.
Оценки. Н.В. Берг
историк: «… привлёк сердца всех. О нём говорили, страдали и плакали не только
мы, на холмах, орошённых его кровью, но везде, во всех отдалённых уголках
бесконечной России. Вот где его Синопская победа».
А.М.Зайончковский
историк: «…в действиях… обнаружилось то редкое соединение твёрдой решимости с
благоразумной осторожностью, то равновесие ума и характера, которое составляет
исключительную принадлежность великих военачальников».
6. Ученый.
Учился в Москве,
Петербурге, Германии. По словам А.С.Пушкина «историк, ритор, механик, химик,
минеролог, художник, стихотворец…» Создал первую в России
научно-исследовательскую лабораторию. Первым в историографии описал древнейшую
историю славян. Написал «Российскую грамматику». Добился пожизненной лицензии
на сбыт стеклянных украшений по всей России.
Оценки и мнения.
А.С.Пушкин, поэт: «…он был везде тот же – дома, где все его
трепетали, во дворце, где он драл за уши пажей, в академии, которая не смела
при нём пикнуть. Со всем тем, он был радушен и деятельно сострадателен».
С.И.Вавилов физик:
«…по необъятности его
интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории
человечества…»
7. Министр
финансов.
Провел в России
денежную реформу, по которой бумажные банкноты подлежали обмену на золото в
неограниченных количествах. Золотая монета предыдущего периода новую оценку:
империал стал равен 15 рублям. Проводил политику поддержки отечественной
промышленности. Его реформы укрепили государственные финансы и стимулировали
развитие экономики страны.
8. О каком государственном деятеле 1 – ой
четверти 19 века идёт речь
Всей России
притеснитель, губернаторов мучитель.
А царю он друг и
брат...
Полон злобы, полон
лести. Без ума, без чувств, без чести.
Кто ж он? «Преданный
без лести»?
Просто, грошовый
солдат». А.С. Пушкин
9. Назовите
императора.
Немало царствовал и
много начудесил,
125 в Сибирь сослал и
пятерых повесил.
10. К кому
обращается А.С. Пушкин в стихах.
Во глубине сибирских
руд храните гордое терпение,
Не пропадёт ваш
скорбный труд, и дум высокое стремление.
Оковы тяжкие падут,
темницы рухнут
И свобода вас
встретит радостно у входа…
ЗАДАНИЕ 2
«Неотправленная депеша (телеграмма). По 2 балла за каждый правильный ответ.
Кто, когда и в
связи с чем мог послать каждое из этих донесений?
1.
Войска выведены на
Сенатскую площадь. Где Трубецкой?
2.
Я должен был остановить
свой выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки.
3.
В этом сражении французы
показали себя достойными одержать победу, русские стяжали право быть
непобедимыми.
4.
Дабы сохранить армию
принял трудное решение – оставить Москву.
5.
Я жалею о том, что не могу
родиться ещё раз, дабы посвятить свою жизнь служению русскому царю.
6.
Ты будешь присылать ко мне
всё, что сочинишь, отныне я сам буду твоим цензором.
7.
Необходимо отменить
крепостное право сверху, пока его не отменили снизу.
8.
Привести войска в полную
готовность, обнародовать Манифест.
Задание3
«Историческая путаница».
Найдите ошибки в
тексте и исправьте их. (По 2
бала за правильный ответ по текстам 1 и 2 до 6 баллов по тексту 3).
1.
Посол Наполеона в
России о состоянии дел в начале Отечественной войны 1812г. «Я не открою Америки, когда скажу, что,
если бы Наполеон, перейдя границу России объявил об отмене крепостного права,
то партизанская война гусар развернулась бы не против немцев, а против
российских помещиков».
2.
Французы об итогах
Бородинского сражения: «Ему
(Наполеону), улыбалась, однако, перспектива вступления в Москву, и этот успех
завершил всё…Все заметили, что император весел и доволен…»
3.
Бородинское сражение.
Крупнейшее сражение войны началось 20 июня 1812 года в половине шестого
утра. Самые ожесточённые бои развернулись на Масловских укреплениях. Они
длились здесь не менее 6 часов. Не менее упорное сражение происходило и на
батарее генерала Багратиона. Только к вечеру бои затихли. Сражение закончилось
победой французов. Они потеряли около 40 тысяч солдат. Россия оплакивала гибель
52 тысяч своих сынов. Оценивая позже эту битву, Кутузов сказал: «Самое страшное
из моих сражений – это то, которое я дал под Москвой.
1 сентября на военном совете в подмосковной деревне Фили Кутузов принял
решение дать Наполеону ещё одно сражение. Это оказалось единственно верным в
тех условиях шагом, спасшим Россию.
Задание 4 «Соотнеси
даты и события».
К каждой дате из
первого столбца найдите соответствующее событие из второго. По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Даты:
События.
1.
1801-1825
гг. А. Годы правления императора Александра 11
2.
14 декабря 1825
г. Б. Начало Бородинского сражении.
3.
1810 г. В. Указ «О
вольных хлебопашцах
4.
12 июня 1812
г. Д, Выступление
декабристов.
5.
1853 – 1856
гг. Г. Русско – турецкая война.
6.
1825 – 1855
гг. Е. Годы правления императора Александра 1.
7.
1803 г. Ж. Учреждение
Государственного Совета.
8.
1877 – 1878
гг. З. Крымская война.
9.
1817 – 1864
гг. И. Годы правления императора Николая 1.
10.
1855 – 1881
гг. К. Кавказская война.
11.
26 августа 1812
г. Л. Начало Отечественной войны с Францией.
Задание 5
«Разгадай кроссворд». (прилагается)
до 8 баллов
ПАМЯТКА УЧАЩИМСЯ:
Сообщения учащихся
на заданную тему: до 5 баллов за сообщение.
Критерии оценки
выступлений:
1.
Доступность и простота
изложения.
2.
Хорошее знание материала
(рассказывают без бумажки).
3.
Чёткая ясная речь.
Критерии оценки при
постановке вопросов и ответов на них:
правильность, содержательность, соответствие теме
сообщений.
2 балла за вопрос и
до 3 баллов за правильный ответ.
Игра – викторина.
Задание 1:
Назовите имена исторических деятелей.
(По приведенной
характеристике участники команд называют историч. деятеля.) По 2 балла за
каждый правильный ответ.
Задание 2:
«Неотправленная депеша (телеграмма).
Кто, когда и в связи
с чем мог послать каждое из этих донесений? 2 балла
Задание 3
«Историческая путаница».
Найдите ошибки в
тексте и исправьте их. (По 2
балла за правильный ответ по текстам 1 и 2 и до 6 баллов по тексту 3).
Задание 4.
«Соотнесите даты и события».
К каждой дате из
первого столбца найдите соответствующее событие из второго. По 1 баллу за
каждый правильный ответ.
Задание 5.
«Разгадай кроссворд». (Знание терминов) до 8 баллов
Сводная ведомость итогов работы каждого учащегося и
группы в целом.
КОМАНДА 1
|
ЭТАПЫ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
|
№ п\п
|
Участники
|
Сообщен.
|
Вопросы и ответы
|
ИГРА ПО
ЭТАПАМ
1
2 3 4 5
|
ИТОГ
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КОМАНДА 2
|
ЭТАПЫ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
|
№ п\п
|
Участники
|
Сообщен.
|
Вопросы и ответы
|
ИГРА ПО
ЭТАПАМ
1
2 3 4 5
|
ИТОГ
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы
Задание 1
1.
Александр 1 6.
Ломоносов
2.
Александр II
7. Витте
3.
Cперанский М. М. 8. Аракчеев
4.
Кутузов М.
И. 9. Николай 1
5.
Ушаков 10.
Декабристы
Задание 2
Декабристы 14 декабря
1825 года.
Александр 1 1812 год,
назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армией.
Наполеон после
Бородинского сражения.
Кутузов 1 сентября
1812 года, совет в Филях.
Имам Шамиль об
Александре II.
Николай 1 А. С.
Пушкину после поражения декабристов.
Александр II в период подготовки крестьянской реформы.
19 февраля 1961 года,
Манифест об отмене крепостного права.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.