Главная / Физика / Повторительно - обобщающий урок по теме " Оптика" ( 11 класс)

Повторительно - обобщающий урок по теме " Оптика" ( 11 класс)









МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИЗИКЕ



«ТАЙНЫ СВЕТОВЫХ ЛУЧЕЙ»

(ПО ТЕМЕ «ОПТИКА»)



Учитель: Сафонова Людмила Алексеевна.

МОУ СОШ №1 г. АРДОН



Свет – это самое темное пятно в физике.

цель урока:

- обобщить и повторить знания по теме « оптика ».

Задачи урока:

- выяснить значение света для жизнедеятельности человека;

- формировать одну из важнейших сторон научного мировоззрения школьников – представление о природе, как о стройной, гармонически взаимосвязанной системе мироздания;

- пробудить интерес к предмету, физическому явлению, эксперименту;

- повысить степень усвояемости полученных знаний, развивать познавательные и творческие способности;

- формировать умения и навыки красивой работы.





«природа проста и плодотворна»

Ж. Френель

1.Вступительное слово учителя. Нас окружают редкие и повседневные оптические явления, которые становятся загадочными именно потому, что мы или затрудняемся объяснить их причины, или просто не задумываемся над ними.

Известно мнение, что обычно мы видим то, с чем уже знакомы, и редко замечаем новое, нам неизвестное, даже если оно находится прямо перед нашими глазами.

Мы живем в удивительном мире света. Свет доставляет радость всем. Внешний мир мы видим благодаря зрению.

2.Давайте вспомним, как происходило развитие взглядов на природу света. ( сообщения учащихся)

  1. Первоначальные представления о природе света.

  2. Корпускулярная природа света.

  3. Волновая теория света.



«Загадка о природе света оказалась неразгаданной в обычном смысле слова и сделалась еще более сложной, чем казалось во времена Ньютона и Ломоносова. Но такова судьба всякой области знания. Чем ближе мы подходим к истине, тем больше обнаруживается ее сложность и тем яснее ее неисчерпаемость».

С.И.Вавилов.



3.Оптика – наука о свете – делится на геометрическую и волновую.

Вопрос: Какие явления изучает оптика?

( отражение, преломление, полное отражение)

Опыт №1 отражение света.

Вопрос: Где применяется это явление?

( зеркала)

Вопрос: Какие виды отражения вы знаете?

( зеркальное и диффузное)

В каждой квартире есть зеркала, создающие мнимые отражения двух видов:

  1. Отражение от стекла с зеркальным покрытием непрозрачным для света. (показываю зеркало)

  2. Отражение от одностороннего зеркала, сквозь которое можно видеть предмет в одном направлении, а в другом они отражают свет, как обычное зеркало.

Вопрос: что является односторонним зеркалом и почему они создают мнимое отражение?

( Односторонними зеркалами в любой квартире служат окна. В солнечные дни из комнат через окно хорошо просматривается пейзаж на улице. Увидеть же с улицы, что происходит в доме практически невозможно. Вечером, когда в доме зажгли свет, а темнота приблизилась к окну, с улицы легко рассмотреть комнату, но нельзя увидеть из комнаты через окно улицу.)

Мы широко используем в своей жизни различные зеркала, которые являются основной частью многих приборов, помогающих нам лучше видеть и изучать окружающий мир. Они находят применение в фотоаппаратах, микроскопах, телескопах, биноклях. Их используют врачи ( окулисты, стоматологи и др.), приборы с зеркалами помогают морякам определять положение корабля, перископы следить за поверхностью моря. Измерения, выполненные с помощью зеркал , являются предельно точными. Отражение света помогает усилить ничтожные колебания в измерительных приборах. Зеркала, которыми снабжены сейсмографы. Записывают на фотобумаге колебания земной коры. Интерферометры используют для измерений недоступных микроскопам

Опыт №2 преломление света.

Вопрос: почему промасленная бумага прозрачна, если масло и бумага не прозрачны? (показываю)

Бумага состоит из тончайших, полупрозрачных для света волокон, между которыми есть воздух. Падающий свет, проникая внутрь, испытывает многократные отражения от волокон и, как бы запутываясь в них, не выходя наружу и не попадая в глаз наблюдателя. Поэтому бумага кажется прозрачной. Тонкий слой масла прозрачен.

Предлагается провести опыт.

На столах имеются кусочки ткани и вода. Предлагается рассмотреть ткань с сухом виде, а затем намочить водой. В чем вы заметили разницу? Почему при уменьшении освещенности цветность предметов блекнет и усиливается, если их пропитать водой?

( при смачивании увеличивается коэффициент поглощения света и уменьшается коэффициент отражения.)

Опыт №3 полное отражение

Все мы восхищаемся радугой – одним из красивейших явлений природы. Радуга поэтизировалась многими народами. Древние славяне считали, что во время грозы бог – громовержец поражает молниями злых духов. Радуга, возникающая после дождя с грозой , означала, по их мнению, торжество добрых сил, победивших зло.

На явлении полного отражения основано появление целого раздела оптики – волоконной оптики, в котором изучается формирование изображений при распространении света по световодам. (показываю световоды и рассказываю о них.)

4. Мы с вами рассмотрели явления геометрической оптики. А теперь давайте вспомним явления волновой оптики ( интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация).

Сообщение « Доказательство волновой оптики»

Посещая залы музеев, мы с вами восхищаемся чудесными картинами художников и совсем не задумываемся о том, какую роль играет физика в написании уникальных шедевров. Как - бы не далеки были между собой эти понятия – физика и живопись, однако между ними есть связь. Прежде всего, обратим внимание на разнообразие цветов и их оттенков, которыми написана картина. Еще английский физик И.Ньютон в начале 18 в. доказал, обычный белый свет состоит из цветных лучей. Пропустив солнечный свет через призму, он получил цветную полосу – спектр.

( опыт по дисперсии света)

Механизм восприятия цветов нашим глазом очень сложен и до конца еще не изучен. Однако известно. Что мы видим не длину волны, а ощущаем тот эффект, который получается при возбуждении светочувствительных элементов сетчатки глаза. Именно этот эффект позволяет нам наслаждаться синевой неба, зеленой свежестью листа, любоваться багряными красками заката и нежными переливами радуги. Поэзия красок – как она отображается в художественных произведениях ( стихи о свете, цвете, радуге и т.д.).

Будто солнце вальс танцует в зале,

Светом заливая все углы.

У девчонки с синими глазами

Волосы, как лучики, светлы

Вьются, ослепительно сверкая,

Рассыпая тысячи огней,

Что летит по залу, наполняя

Золотом своим сердца парней.

Сообщение по теме « Интерференция».

Объяснение явления интерференции на основе волновой оптики вызвало изумление современников Т. Юнга. Французский физик Араго в то время писал: « Вот, бесспорно, самая странная из гипотез! Неожиданностью было видеть ночь среди ясного дня – в точках, которых свободно достигали солнечные лучи. Но кто бы мог подумать, что свет, слагаясь со светом, может вызвать мрак!»

Сообщение о применении интерференции.

Опыт №4 по дифракции света

Вопрос: что такое дифракционные решетки?

Ученикам раздаются фотографии спектров, полученных с помощью дифракционных решеток с различным периодом.

- что происходит с увеличением числа щелей?

( уменьшение ширины светлых полос и увеличивается их интенсивность, увеличивается ширина темных промежутков)

Сообщение «Изготовление и применение дифракционных решеток»

5. «Волшебный день лета»

Учащимся предлагается рассказ «Волшебный день лета» с объяснением физических явлений. Необходимо найти неточности и исправить.

Список литературы

1. под. ред. Пинского А.А. Физика - 11 класс. – М.: Просвещение.2000. - 432 с.

2. Ланина И.Я. Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение. 1991. – 222 с.

3. Лыкова В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. – М.: - Просвещение.1986. – 142 с.

4. Келер В. Сергей Вавилов. М.: - Молодая гвардия. 1984. – 270 с.


















hello_html_648175e3.gif

Повторительно - обобщающий урок по теме " Оптика" ( 11 класс)
  • Физика
Описание:

Конспект урока  по теме "Оптика" может быть использован в качестве повторительно - обощающего урока по данной теме. Урок рассчитан на 2 часа. 

Цель урока - повторить и обобщить материал по теме "Оптика".

Задачи урока: выяснить значение света для жизнедеятельности человека;

пробудить интерес к предмету, физическому явлению, эксперименту;

развивать познавательные и творческие способности;

формировать умения и навыки красивой работы.

Урок насыщен экспериментами: демонстрационными и фронтальными.

Примеры из повседневной жизни.

Умение работать с текстами.

 

Автор Сафонова Людмила Алексеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 935
Номер материала 23861
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓