Инфоурок Физика Другие методич. материалыПовторительно - обобщающий урок по теме " Оптика" ( 11 класс)

Повторительно - обобщающий урок по теме " Оптика" ( 11 класс)

Скачать материал

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕКАЯ     РАЗРАБОТКА  ПО ФИЗИКЕ

 

                       «ТАЙНЫ     СВЕТОВЫХ     ЛУЧЕЙ»

                                           (ПО ТЕМЕ «ОПТИКА»)

                                             

                                               

 

Учитель: Сафонова Людмила Алексеевна.

МОУ СОШ №1              г. АРДОН

 

Свет – это самое темное пятно в физике.

цель урока:

- обобщить и повторить знания по теме « оптика ».

Задачи урока:

- выяснить значение света для жизнедеятельности человека;

 - формировать одну из важнейших сторон научного мировоззрения школьников – представление о природе, как о стройной, гармонически взаимосвязанной системе мироздания;

- пробудить интерес к предмету, физическому явлению, эксперименту;

- повысить степень усвояемости полученных знаний, развивать познавательные и творческие способности;

- формировать умения и навыки красивой работы.

 

 

 «природа проста и плодотворна»

                                                                    Ж. Френель

1.Вступительное слово учителя. Нас окружают редкие и повседневные оптические явления, которые становятся загадочными именно потому, что мы или затрудняемся объяснить их причины, или просто не задумываемся над ними.

Известно мнение, что обычно мы видим то, с чем уже знакомы, и редко замечаем новое, нам неизвестное, даже если оно находится прямо перед нашими глазами.

Мы живем в удивительном мире света. Свет доставляет радость всем. Внешний мир мы видим благодаря зрению.

2.Давайте вспомним, как происходило развитие взглядов на природу  света.                ( сообщения учащихся)

1)    Первоначальные представления о природе света.

2)    Корпускулярная природа света.

3)    Волновая теория света.

 

«Загадка о природе света оказалась неразгаданной в обычном смысле слова и сделалась еще более сложной, чем казалось во времена Ньютона и Ломоносова. Но такова судьба всякой области знания. Чем ближе мы подходим к истине, тем больше обнаруживается ее сложность и тем яснее ее неисчерпаемость».

                                              С.И.Вавилов.

 

3.Оптика – наука о свете – делится на геометрическую и волновую.

Вопрос: Какие явления изучает оптика?

( отражение, преломление, полное отражение)

Опыт №1   отражение света.

Вопрос: Где применяется это явление?

                 ( зеркала)

Вопрос: Какие виды отражения вы знаете?

  ( зеркальное и диффузное)

В каждой квартире есть зеркала, создающие мнимые отражения двух видов:

1)    Отражение от стекла с зеркальным покрытием непрозрачным для света.             (показываю зеркало)

2)    Отражение от одностороннего зеркала, сквозь которое можно видеть предмет в одном направлении, а в другом они отражают свет, как обычное зеркало.

Вопрос: что является односторонним зеркалом и почему они создают мнимое отражение?

( Односторонними зеркалами в любой квартире служат окна. В солнечные дни из комнат через окно хорошо просматривается пейзаж на улице. Увидеть же с улицы, что происходит в доме практически  невозможно. Вечером,  когда в доме зажгли свет, а темнота приблизилась к окну, с улицы легко рассмотреть комнату, но нельзя увидеть из комнаты через окно улицу.)

Мы широко используем в своей жизни различные зеркала, которые являются основной частью многих приборов, помогающих нам лучше видеть и изучать окружающий мир. Они находят применение в фотоаппаратах, микроскопах, телескопах, биноклях. Их используют врачи ( окулисты, стоматологи и др.), приборы с зеркалами помогают морякам определять положение корабля, перископы следить за поверхностью моря. Измерения, выполненные с помощью зеркал , являются предельно точными. Отражение света помогает усилить ничтожные колебания в измерительных приборах. Зеркала, которыми снабжены сейсмографы. Записывают на фотобумаге колебания земной коры. Интерферометры используют для измерений     недоступных микроскопам

Опыт №2         преломление света.

Вопрос: почему промасленная бумага прозрачна, если масло и бумага не прозрачны?         (показываю)

Бумага состоит из тончайших, полупрозрачных для света волокон, между которыми есть воздух. Падающий свет, проникая внутрь, испытывает многократные отражения от волокон и, как бы запутываясь в них, не выходя наружу и не попадая в глаз наблюдателя. Поэтому бумага кажется прозрачной. Тонкий слой масла прозрачен.

Предлагается провести опыт.

На столах имеются кусочки ткани и вода. Предлагается рассмотреть ткань с сухом виде, а затем намочить водой. В чем вы заметили разницу? Почему при уменьшении освещенности цветность предметов блекнет и усиливается, если их пропитать водой?

( при смачивании увеличивается коэффициент поглощения света и уменьшается коэффициент отражения.)

Опыт №3  полное отражение

Все мы восхищаемся радугой – одним из красивейших явлений природы. Радуга поэтизировалась многими народами. Древние славяне считали, что во время грозы бог – громовержец поражает молниями злых духов. Радуга, возникающая  после дождя с грозой , означала, по их мнению, торжество добрых сил, победивших зло.

   На явлении полного отражения основано появление целого раздела оптики – волоконной оптики, в котором изучается формирование изображений при распространении света по световодам. (показываю световоды и рассказываю о них.)

4. Мы с вами рассмотрели явления геометрической оптики. А теперь давайте вспомним явления волновой оптики ( интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация).

Сообщение « Доказательство волновой оптики»

Посещая залы музеев, мы с вами восхищаемся чудесными картинами художников и совсем не задумываемся о том, какую роль играет физика в написании уникальных шедевров. Как -  бы не далеки были между собой эти понятия – физика и живопись, однако между ними есть связь. Прежде всего, обратим внимание  на разнообразие цветов и их оттенков, которыми написана картина. Еще английский физик И.Ньютон в начале 18 в. доказал, обычный белый свет состоит из цветных лучей. Пропустив солнечный свет через призму, он получил цветную полосу – спектр.

( опыт по дисперсии света)

Механизм восприятия цветов нашим глазом очень сложен и до конца еще не изучен. Однако известно. Что мы видим не длину волны, а ощущаем тот эффект, который получается при возбуждении светочувствительных элементов сетчатки глаза. Именно этот эффект позволяет нам наслаждаться синевой неба, зеленой свежестью листа, любоваться багряными красками заката и нежными переливами радуги. Поэзия красок – как она отображается в художественных произведениях  ( стихи о свете, цвете, радуге и т.д.).

Будто солнце вальс танцует в зале,

Светом заливая все углы.

У девчонки с синими глазами

Волосы, как лучики, светлы

Вьются, ослепительно сверкая,

Рассыпая тысячи огней,

Что летит по залу, наполняя

Золотом своим сердца парней.

Сообщение по теме « Интерференция».

Объяснение явления интерференции на основе волновой оптики вызвало изумление современников Т. Юнга. Французский физик Араго в то время писал: « Вот, бесспорно, самая странная из гипотез! Неожиданностью было видеть ночь среди ясного дня – в точках, которых свободно достигали солнечные лучи. Но кто бы мог подумать, что свет, слагаясь со светом, может вызвать мрак!»

Сообщение о применении интерференции.

Опыт №4  по дифракции света

Вопрос: что такое дифракционные решетки?

Ученикам раздаются фотографии спектров, полученных с помощью дифракционных решеток с различным периодом.

- что происходит с увеличением числа щелей?

( уменьшение ширины светлых полос и увеличивается их интенсивность, увеличивается ширина темных промежутков)

Сообщение «Изготовление и применение дифракционных решеток»

5. «Волшебный день лета»

Учащимся предлагается рассказ «Волшебный день лета» с объяснением физических явлений. Необходимо найти неточности и исправить.

 

                      Список литературы

1. под. ред. Пинского А.А. Физика  - 11 класс. – М.: Просвещение.2000. - 432 с.

2. Ланина И.Я. Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение. 1991. – 222 с.

3. Лыкова В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. – М.: - Просвещение.1986. – 142 с.

4. Келер В. Сергей Вавилов. М.: - Молодая гвардия. 1984. – 270 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Интерферометр 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Повторительно - обобщающий урок по теме " Оптика" ( 11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока  по теме "Оптика" может быть использован в качестве повторительно - обощающего урока по данной теме. Урок рассчитан на 2 часа. 

Цель урока - повторить и обобщить материал по теме "Оптика".

Задачи урока: выяснить значение света для жизнедеятельности человека;

пробудить интерес к предмету, физическому явлению, эксперименту;

развивать познавательные и творческие способности;

формировать умения и навыки красивой работы.

Урок насыщен экспериментами: демонстрационными и фронтальными.

Примеры из повседневной жизни.

Умение работать с текстами.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 1009
    • DOCX 89 кбайт
    • 32 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сафонова Людмила Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сафонова Людмила Алексеевна
    Сафонова Людмила Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 39188
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 117 человек

Курс повышения квалификации

Информационные технологии в деятельности учителя физики

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 865 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе