МЕТОДИЧЕКАЯ
РАЗРАБОТКА ПО ФИЗИКЕ
«ТАЙНЫ СВЕТОВЫХ
ЛУЧЕЙ»
(ПО ТЕМЕ «ОПТИКА»)
Учитель:
Сафонова Людмила Алексеевна.
МОУ
СОШ №1 г. АРДОН
Свет – это самое темное пятно в физике.
цель
урока:
- обобщить и повторить знания по теме «
оптика ».
Задачи урока:
- выяснить значение света
для жизнедеятельности человека;
- формировать одну из
важнейших сторон научного мировоззрения школьников – представление о природе,
как о стройной, гармонически взаимосвязанной системе мироздания;
- пробудить интерес к
предмету, физическому явлению, эксперименту;
- повысить степень
усвояемости полученных знаний, развивать познавательные и творческие
способности;
- формировать умения и
навыки красивой работы.
«природа
проста и плодотворна»
Ж.
Френель
1.Вступительное слово учителя. Нас
окружают редкие и повседневные оптические явления, которые становятся загадочными
именно потому, что мы или затрудняемся объяснить их причины, или просто не
задумываемся над ними.
Известно
мнение, что обычно мы видим то, с чем уже знакомы, и редко замечаем новое, нам
неизвестное, даже если оно находится прямо перед нашими глазами.
Мы
живем в удивительном мире света. Свет доставляет радость всем. Внешний мир мы
видим благодаря зрению.
2.Давайте
вспомним, как происходило развитие взглядов на природу света.
( сообщения учащихся)
1)
Первоначальные представления о природе
света.
2)
Корпускулярная природа света.
3)
Волновая теория света.
«Загадка о природе света оказалась
неразгаданной в обычном смысле слова и сделалась еще более сложной, чем казалось
во времена Ньютона и Ломоносова. Но такова судьба всякой области знания. Чем
ближе мы подходим к истине, тем больше обнаруживается ее сложность и тем яснее
ее неисчерпаемость».
С.И.Вавилов.
3.Оптика – наука о свете – делится на
геометрическую и волновую.
Вопрос:
Какие явления изучает оптика?
( отражение, преломление, полное отражение)
Опыт №1 отражение света.
Вопрос:
Где применяется это явление?
( зеркала)
Вопрос:
Какие виды отражения вы знаете?
( зеркальное и диффузное)
В
каждой квартире есть зеркала, создающие мнимые отражения двух видов:
1)
Отражение от стекла с зеркальным покрытием
непрозрачным для света. (показываю зеркало)
2)
Отражение от одностороннего зеркала,
сквозь которое можно видеть предмет в одном направлении, а в другом они
отражают свет, как обычное зеркало.
Вопрос: что
является односторонним зеркалом и почему они создают мнимое отражение?
( Односторонними
зеркалами в любой квартире служат окна. В солнечные дни из комнат через окно
хорошо просматривается пейзаж на улице. Увидеть же с улицы, что происходит в
доме практически невозможно. Вечером, когда в доме зажгли свет, а темнота
приблизилась к окну, с улицы легко рассмотреть комнату, но нельзя увидеть из
комнаты через окно улицу.)
Мы широко
используем в своей жизни различные зеркала, которые являются основной частью
многих приборов, помогающих нам лучше видеть и изучать окружающий мир. Они
находят применение в фотоаппаратах, микроскопах, телескопах, биноклях. Их используют
врачи ( окулисты, стоматологи и др.), приборы с зеркалами помогают морякам
определять положение корабля, перископы следить за поверхностью моря.
Измерения, выполненные с помощью зеркал , являются предельно точными. Отражение
света помогает усилить ничтожные колебания в измерительных приборах. Зеркала,
которыми снабжены сейсмографы. Записывают на фотобумаге колебания земной коры.
Интерферометры используют для измерений недоступных микроскопам
Опыт
№2 преломление света.
Вопрос:
почему промасленная бумага прозрачна, если масло и бумага не прозрачны?
(показываю)
Бумага состоит из
тончайших, полупрозрачных для света волокон, между которыми есть воздух.
Падающий свет, проникая внутрь, испытывает многократные отражения от волокон и,
как бы запутываясь в них, не выходя наружу и не попадая в глаз наблюдателя.
Поэтому бумага кажется прозрачной. Тонкий слой масла прозрачен.
Предлагается
провести опыт.
На столах имеются
кусочки ткани и вода. Предлагается рассмотреть ткань с сухом виде, а затем
намочить водой. В чем вы заметили разницу? Почему при уменьшении освещенности
цветность предметов блекнет и усиливается, если их пропитать водой?
(
при смачивании увеличивается коэффициент поглощения света и уменьшается
коэффициент отражения.)
Опыт
№3 полное отражение
Все
мы восхищаемся радугой – одним из красивейших явлений природы. Радуга
поэтизировалась многими народами. Древние славяне считали, что во время грозы
бог – громовержец поражает молниями злых духов. Радуга, возникающая после
дождя с грозой , означала, по их мнению, торжество добрых сил, победивших зло.
На явлении полного отражения основано появление целого раздела оптики –
волоконной оптики, в котором изучается формирование изображений при
распространении света по световодам. (показываю световоды и рассказываю о них.)
4.
Мы с вами рассмотрели явления геометрической оптики. А
теперь давайте вспомним явления волновой оптики ( интерференция, дифракция,
дисперсия, поляризация).
Сообщение
« Доказательство волновой оптики»
Посещая
залы музеев, мы с вами восхищаемся чудесными картинами художников и совсем не
задумываемся о том, какую роль играет физика в написании уникальных шедевров.
Как - бы не далеки были между собой эти понятия – физика и живопись, однако
между ними есть связь. Прежде всего, обратим внимание на разнообразие цветов и
их оттенков, которыми написана картина. Еще английский физик И.Ньютон в начале
18 в. доказал, обычный белый свет состоит из цветных лучей. Пропустив солнечный
свет через призму, он получил цветную полосу – спектр.
(
опыт по дисперсии света)
Механизм
восприятия цветов нашим глазом очень сложен и до конца еще не изучен. Однако
известно. Что мы видим не длину волны, а ощущаем тот эффект, который получается
при возбуждении светочувствительных элементов сетчатки глаза. Именно этот
эффект позволяет нам наслаждаться синевой неба, зеленой свежестью листа,
любоваться багряными красками заката и нежными переливами радуги. Поэзия красок
– как она отображается в художественных произведениях ( стихи о свете, цвете,
радуге и т.д.).
Будто солнце вальс танцует в зале,
Светом заливая все углы.
У девчонки с синими глазами
Волосы, как лучики, светлы
Вьются, ослепительно сверкая,
Рассыпая тысячи огней,
Что летит по залу, наполняя
Золотом своим сердца парней.
Сообщение
по теме « Интерференция».
Объяснение
явления интерференции на основе волновой оптики вызвало изумление современников
Т. Юнга. Французский физик Араго в то время писал: « Вот, бесспорно, самая
странная из гипотез! Неожиданностью было видеть ночь среди ясного дня – в
точках, которых свободно достигали солнечные лучи. Но кто бы мог подумать, что
свет, слагаясь со светом, может вызвать мрак!»
Сообщение
о применении интерференции.
Опыт
№4 по дифракции света
Вопрос:
что такое дифракционные решетки?
Ученикам
раздаются фотографии спектров, полученных с помощью дифракционных решеток с
различным периодом.
-
что происходит с увеличением числа щелей?
(
уменьшение ширины светлых полос и увеличивается их интенсивность, увеличивается
ширина темных промежутков)
Сообщение
«Изготовление и применение дифракционных решеток»
5.
«Волшебный день лета»
Учащимся
предлагается рассказ «Волшебный день лета» с объяснением физических явлений.
Необходимо найти неточности и исправить.
Список литературы
1.
под. ред. Пинского А.А. Физика - 11 класс. – М.: Просвещение.2000. - 432 с.
2.
Ланина И.Я. Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение. 1991. – 222 с.
3.
Лыкова В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. – М.: -
Просвещение.1986. – 142 с.
4.
Келер В. Сергей Вавилов. М.: - Молодая гвардия. 1984. – 270 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.