Главная / Физика / Повторительно-обобщающий урок по теме "Тепловые явления в природе" (8 класс)

Повторительно-обобщающий урок по теме "Тепловые явления в природе" (8 класс)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления в природе»

8 класс

Цели урока:


Образовательная:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать материал темы;

  2. Совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач.

Развивающая:

  1. Развитие коммуникативных способностей, познавательных интересов и мотивации, образного мышления;

  2. Формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в изученном материале.

Воспитательная:

  1. Умение видеть физику вокруг себя;

  2. Воспитывать культуру устной и письменной речи, культуру работы в группе.


Оборудование:

  1. Мультимедиа-проектор;

  2. Презентация;

  3. Карточки;

  4. Приборы: пипетки, мензурки с водой и спиртом.


План урока:

  1. Организационный момент;

  2. Мотивационное начало;

  3. Повторение;

  4. Работа в группах;

  5. Итог урока.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Тепловые явления в природе». Сегодня мы с вами не только повторим и обобщим материал, изученный нами ранее, а так же научимся видеть проявление изученных нами закономерностей в окружающей среде. Поэтому обратимся к литературе, поэзии и устному народному творчеству.

Учитель: Предлагаю вам послушать фрагмент песни «Зима» и найти слова в тексте песни, которые имеют отношение к повторяемой теме.


У леса на опушке жила Зима в избушке.

Она снежки солила в березовой кадушке,

Она сучила пряжу, она ткала холсты.

Ковала ледяные да над реками мосты.


Потолок ледяной, дверь скрипучая,

За шершавой стеной тьма колючая.

Как пойдешь за порог - всюду иней,

А из окон парок синий-синий.


Учащиеся: в этой песни прозвучали слова: «снежки», «ледяной», «иней», «парок».


  1. Мотивационное начало.

«Радость видеть и понимать есть величайший дар природы»

Альберт Эйнштейн


Фронтальный опрос.


  1. Что такое материя?

  2. Главное свойство материи?

  3. Как называются изменения, происходящие в природе?

  4. Приведите примеры изученных вами явлений.

  5. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество?

  6. Чем отличается одно агрегатное состояние одного и того же вещества от другого?

  7. Что такое плавление? Кристаллизация?

  8. Что такое парообразование?


В результате фронтального опроса делается обобщение:

  • любое вещество, состоящее из атомов и молекул, может находиться в трех состояниях жидком, твердом и газообразном;

  • в разных агрегатных состояниях расположение атомов и молекул различно;

  • внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкости и газа при одинаковых температурах различна.


  1. Повторение.

Индивидуальная работа. Физический диктант.


  1. Как обозначается количество теплоты, в каких единицах она измеряется в СИ?

  2. Как обозначается удельная теплоёмкость вещества, в каких единицах она измеряется в СИ?

  3. Запишите формулу количества теплоты, которая затрачивается для нагревания тела или выделяется при охлаждении.

  4. Как обозначается удельная теплота сгорания топлива, в каких единицах она измеряется в СИ?

  5. Запишите формулу количества теплоты, которая выделяется при сгорании топлива.

  6. Как обозначается удельная теплота плавления вещества, в каких единицах она измеряется в СИ?

  7. Запишите формулу количества теплоты, которое затрачивается при плавлении вещества или выделяется при кристаллизации.

  8. Как обозначается удельная теплота парообразования, в каких единицах она измеряется?

  9. Запишите формулу количества теплоты, которое затрачивается при парообразовании или выделяется при конденсации.

  10. Запишите формулу плотности тела


Проверка физического диктанта.


  1. hello_html_m3d9d40fd.gif

  2. hello_html_5d112a82.gif

  3. hello_html_539684dc.gif

  4. hello_html_m3d52c804.gif

  5. hello_html_m5b037a26.gif

  6. hello_html_643859cd.gif

  7. hello_html_m35275380.gif

  8. hello_html_15068512.gif

  9. hello_html_7b8ca7d6.gif

  10. hello_html_6e254079.gif


Критерии оценивания физического диктанта.


9-10 - «5»

7-8 - «4»

5-6- «3»

hello_html_7c00753d.gif4 - «2»


  1. Работа в группах.

Задание 1


1 группа

2 группа

На лист бумаги с помощью пипетки нанесите по капле воды и спирта. Понаблюдайте за испарением и сделайте вывод.

Нанесите пипеткой по капле спирта на лист бумаги и на ладонь. Понаблюдайте за испарением и сделайте вывод.

(Вывод: скорость испарения спирта больше, чем воды)

Скорость испарения зависит от рода жидкости

(Вывод: капля на руке, имеющая более высокую температуру испарится быстрее, чем капля на бумаге)

Скорость испарения зависит от температуры


3 группа

4 группа

Нанесите пипеткой по капле спирта на два листа бумаги. Один лист отодвиньте в сторону, а возле второго создайте движение воздуха с помощью бумажного веера. Сделайте вывод.

На разные листы бумаги с помощью пипетки нанести по капле спирта и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого один лист бумаги расположите вертикально, чтобы капля растекалась по нему. Сделайте вывод.

(Вывод: вторая капля испарится быстрее, чем первая)

Скорость испарения зависит от наличия ветра

(Вывод: скорость испарения второй капли больше, чем первой)

Скорость испарения зависит от площади свободной поверхности


Делаем вывод:


Скорость испарения жидкости зависит от:

  1. Рода жидкости;

  2. Площади свободной поверхности;

  3. Температуры;

  4. Наличие ветра.


Задание 2


К каждой из ниже перечисленных ситуаций подберите график, который наиболее верно отражает происходящие с веществом процессы:

  1. Медь нагревают и плавят;

  2. Цинк нагревают до 400 ͦС;

  3. Плавящийся стеарин нагревают до 100 ͦС;

  4. Воду, взятую при температуре 20 ͦС нагрели до 100 ͦС и испарили.


z07-07c


1 группа: вопрос а.

2 группа: вопрос б.

3 группа: вопрос в.

4 группа: вопрос г.


Задание 3

«Увидеть физику вокруг себя»


Каждой группе предлагается иллюстрация. Найдите в каждой иллюстрации то, что относится к нашей теме.


  1. «Масленица» Б.М. Кустодиев

d27e45a4aa30

  1. «Лед прошел» С.В. Герасимов

13

  1. «В голубом просторе» А.А. Рылов

А. Рылов - В голубом просторе

  1. «Ледоход» В.Л. Худяков

big_1320749151_drifting


Учащиеся: 1 группа – на картине «Масленица» деревья и улицы покрыты хлопьями пушистого снега – процесс кристаллизации.

Учащиеся: 2 группа – на картине «Лед прошел» около деревьев изображены лужи. Лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, т.е. плавления.

Учащиеся: 3 группа – на картине «В голубых просторах» изображены облака. Образование облаков объясняется конденсацией пара. Пары воды, поднимающиеся над землей, превращаются в верхних, более холодных слоях воздуха в мельчайшие капельки воды, т.е. облака.

Учащиеся: 4 группа – на картине «Ледоход» видны большие участки чистой воды, которые образуются в результате таяния снега и льда, т.е. плавления.

Учитель: мы с вами увидели примеры тепловых явлений в живописи.


Качественные задачи


1 группа: почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем?

2 группа: почему ожог паром опаснее ожога кипятком?

3 группа: почему в жару собака высовывает язык?

4 группа: будет плавиться чугунная деталь, брошенная в расплавленную медь?


Задание 4


  1. Какое количество теплоты требуется для нагревания стальной детали массой 400 г от 15 0С до 75 0С ? Удельная теплоёмкость стали 500 hello_html_6d34087e.gif

  2. Какую массу воды можно нагреть от 20 0С до кипения, передав жидкости 672 кДж теплоты? Удельная теплоемкость воды 4200 hello_html_6d34087e.gif.

  3. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании торфа массой 0,5 т? Удельная теплота сгорания торфа 1,4 hello_html_7e6cc508.gif10 7 hello_html_ma57f297.gif.

  4. Сколько необходимо сжечь спирта, чтобы получить столько же энергии, сколько её выделяется при полном сгорании керосина объёмом 2 л? Удельная теплота сгорания спирта 2,7hello_html_7e6cc508.gif10 7hello_html_ma57f297.gif, удельная теплота сгорания керосина 4,6hello_html_7e6cc508.gif10 7 hello_html_ma57f297.gif, плотность керосина 800 hello_html_m62ce9b84.gif.

  5. При полном сгорании 15 кг антрацита выделилось 435 МДж энергии. Определите удельную теплоту сгорания антрацита.

  6. Сколько надо сжечь каменного угля, чтобы выделилось 150 МДж энергии? Удельная теплота сгорания каменного угля 30hello_html_m4878e8be.gif hello_html_ma57f297.gif.

  7. Какое количество теплоты нужно затратить для того, чтобы расплавить 2 кг олова, взятого при температуре плавления? Удельная теплота плавления олова 58hello_html_7b519299.gif hello_html_ma57f297.gif.

  8. Какое количество теплоты потребуется для плавления куска свинца массой 500 г, взятого при температуре плавления? Удельная температура плавления свинца 25hello_html_7b519299.gif hello_html_ma57f297.gif.


  1. Итог урока.

  1. Оценивание урока с помощью сигнальных разноцветных карточек;

  2. Оценивание уровня своих знаний по теме с помощью этих же карточек.


(у каждого учащегося на столе по три карточки: красная, синяя и желтая. Каждая соответствует определенной оценки: красная – хорошо, синяя – не очень, желтая – плохо)


7


Повторительно-обобщающий урок по теме "Тепловые явления в природе" (8 класс)
  • Физика
Описание:

Повторительно-обобщающий урок "Тепловые явления в природе" проводится в конце изучения большого раздела физики "Тепловые явления". Урок предназначен для закрепления пройденного материала и включает в себя обобщение знаний по этой теме. Форма урока как групповая, так и индивидуальная. Задания представлены самые разнообразные, с помощью которых осуществляется проверка и усвоение полученных ранее знаний. Также учащимся представлена возможность оценивать уровень своих знаний самостоятельно при помощи сигнальных карточек.

Автор Ляхович Анна Владимировна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1082
Номер материала 7470
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓