Инфоурок Физика КонспектыПовторительно-обобщающий урок по теме "Тепловые явления в природе" (8 класс)

Повторительно-обобщающий урок по теме "Тепловые явления в природе" (8 класс)

Скачать материал

Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления в природе»

8 класс

Цели урока:

 

Образовательная:

1.      Повторить, обобщить и систематизировать материал темы;

2.      Совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач.

Развивающая:

1.      Развитие коммуникативных способностей, познавательных интересов и мотивации, образного мышления;

2.       Формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в изученном материале.

Воспитательная:

1.      Умение видеть физику вокруг себя;

2.      Воспитывать культуру устной и письменной речи, культуру работы в группе.

 

Оборудование:

1.      Мультимедиа-проектор;

2.      Презентация;

3.      Карточки;

4.      Приборы: пипетки, мензурки с водой и спиртом.

 

План урока:

1.      Организационный момент;

2.      Мотивационное начало;

3.      Повторение;

4.      Работа в группах;

5.      Итог урока.

 

Ход урока

 

                          I.            Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Тепловые явления в природе». Сегодня мы с вами не только повторим и обобщим материал, изученный нами ранее, а так же научимся видеть проявление изученных нами закономерностей в окружающей среде. Поэтому обратимся к литературе, поэзии и устному народному творчеству.

Учитель: Предлагаю вам послушать фрагмент песни «Зима» и найти слова в тексте песни, которые имеют отношение к повторяемой теме.

 

У леса на опушке жила Зима в избушке.

Она снежки солила в березовой кадушке,

Она сучила пряжу, она ткала холсты.

Ковала ледяные да над реками мосты.

 

Потолок ледяной, дверь скрипучая,

За шершавой стеной тьма колючая.

Как пойдешь за порог - всюду иней,

А из окон парок синий-синий.

 

Учащиеся: в этой песни прозвучали слова: «снежки», «ледяной», «иней», «парок».

 

                       II.             Мотивационное начало.

«Радость видеть и понимать есть величайший дар природы»

Альберт Эйнштейн

 

Фронтальный опрос.

 

1.      Что такое материя?

2.      Главное свойство материи?

3.      Как называются изменения, происходящие в природе?

4.      Приведите примеры изученных вами явлений.

5.      В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество?

6.      Чем отличается одно агрегатное состояние одного и того же вещества от другого?

7.      Что такое плавление? Кристаллизация?

8.      Что такое парообразование?

 

В результате фронтального опроса делается обобщение:

ü  любое вещество, состоящее из атомов и молекул, может находиться в трех состояниях жидком, твердом и газообразном;

ü  в разных агрегатных состояниях расположение атомов и молекул различно;

ü  внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкости и газа при одинаковых температурах различна.

 

                    III.            Повторение.

Индивидуальная работа. Физический диктант.

 

1.      Как обозначается количество теплоты, в каких единицах она измеряется в СИ?

2.      Как обозначается удельная теплоёмкость вещества, в каких единицах она измеряется в СИ?

3.      Запишите формулу количества теплоты, которая затрачивается для нагревания тела  или выделяется при охлаждении.

4.      Как обозначается удельная теплота сгорания топлива, в каких единицах она измеряется в СИ?

5.      Запишите формулу количества теплоты, которая выделяется при сгорании топлива.

6.      Как обозначается удельная теплота плавления вещества, в каких единицах она измеряется в СИ?

7.      Запишите формулу количества теплоты, которое затрачивается при плавлении вещества или выделяется при кристаллизации.

8.      Как обозначается удельная теплота парообразования, в каких единицах она измеряется?

9.      Запишите формулу количества теплоты, которое затрачивается при парообразовании или выделяется  при конденсации.

10.  Запишите формулу плотности тела

 

Проверка физического диктанта.

 

1.  

2.     

3.     

4.     

5.  

6.     

7.  

8.     

9.  

10. 

 

Критерии оценивания физического диктанта.

 

9-10 - «5»

7-8 - «4»

5-6- «3»

4 - «2»

 

                    IV.            Работа в группах.

Задание 1

 

1 группа

2 группа

На лист бумаги с помощью пипетки нанесите по капле воды и спирта. Понаблюдайте за испарением и сделайте вывод.

Нанесите пипеткой по капле спирта на лист бумаги и на ладонь. Понаблюдайте за испарением и сделайте вывод.

(Вывод: скорость испарения спирта больше, чем воды)

Скорость испарения зависит от рода жидкости

(Вывод: капля на руке, имеющая более высокую температуру испарится быстрее, чем капля на бумаге)

Скорость испарения зависит от температуры

 

3 группа

4 группа

Нанесите пипеткой по капле спирта на два листа бумаги. Один лист отодвиньте в сторону, а возле второго создайте движение воздуха с помощью бумажного веера. Сделайте вывод.

На разные листы бумаги с помощью пипетки нанести по капле спирта и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого один лист бумаги расположите вертикально, чтобы капля растекалась по нему. Сделайте вывод.

(Вывод: вторая капля испарится быстрее, чем первая)

Скорость испарения зависит от наличия ветра

(Вывод: скорость испарения второй капли больше, чем первой)

Скорость испарения зависит от площади свободной поверхности

 

Делаем вывод:

 

Скорость испарения жидкости зависит от:

1.      Рода жидкости;

2.      Площади свободной поверхности;

3.      Температуры;

4.      Наличие ветра.

 

Задание 2

 

К каждой из ниже перечисленных ситуаций подберите график, который наиболее верно отражает происходящие с веществом процессы:

а.       Медь нагревают и плавят;

б.      Цинк нагревают до 400 ͦС;

в.      Плавящийся стеарин нагревают до 100 ͦС;

г.       Воду, взятую при температуре 20 ͦС нагрели до 100 ͦС и испарили.

 

z07-07c

 

1 группа: вопрос а.

2 группа: вопрос б.

3 группа: вопрос в.

4 группа: вопрос г.

 

Задание 3

«Увидеть физику вокруг себя»

 

Каждой группе предлагается иллюстрация. Найдите в каждой иллюстрации то, что относится к нашей теме.

 

1.      «Масленица» Б.М. Кустодиев

d27e45a4aa30

2.      «Лед прошел» С.В. Герасимов

13

3.      «В голубом просторе» А.А. Рылов

А. Рылов - В голубом просторе

4.      «Ледоход» В.Л. Худяков

big_1320749151_drifting

 

Учащиеся: 1 группа – на картине «Масленица» деревья и улицы покрыты хлопьями пушистого снега – процесс кристаллизации.

Учащиеся: 2 группа – на картине «Лед прошел» около деревьев изображены лужи. Лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, т.е. плавления.

Учащиеся: 3 группа – на картине «В голубых просторах» изображены облака. Образование облаков объясняется конденсацией пара. Пары воды, поднимающиеся над землей, превращаются в верхних, более холодных слоях воздуха в мельчайшие капельки воды, т.е. облака.

Учащиеся: 4 группа – на картине «Ледоход» видны большие участки чистой воды, которые образуются в результате таяния снега и льда, т.е. плавления.

Учитель: мы с вами увидели примеры тепловых явлений в живописи.

 

Качественные задачи

 

1 группа: почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем?

2 группа: почему ожог паром опаснее ожога кипятком?

3 группа: почему в жару собака высовывает язык?

4 группа: будет плавиться чугунная деталь, брошенная в расплавленную медь?

 

Задание 4

 

1.      Какое количество теплоты требуется для нагревания стальной детали массой 400 г от 15 0С до 75 0С ? Удельная теплоёмкость стали 500

2.      Какую массу воды можно нагреть от 20 0С до кипения, передав жидкости 672 кДж теплоты? Удельная теплоемкость воды 4200 .

3.      Какое количество теплоты выделится при полном сгорании торфа массой 0,5 т? Удельная теплота сгорания торфа 1,4 10 7 .

4.      Сколько необходимо сжечь спирта, чтобы получить столько же энергии, сколько её выделяется при полном сгорании керосина объёмом 2 л? Удельная теплота сгорания спирта 2,710 7, удельная теплота сгорания керосина 4,610 7 , плотность керосина 800 .

5.      При полном сгорании 15 кг антрацита выделилось 435 МДж энергии. Определите удельную теплоту сгорания антрацита.

6.      Сколько надо сжечь каменного угля, чтобы выделилось 150 МДж энергии? Удельная теплота сгорания каменного угля 30 .

7.      Какое количество теплоты нужно затратить для того, чтобы расплавить 2 кг олова, взятого при температуре плавления? Удельная теплота плавления олова 58 .

8.      Какое количество теплоты потребуется для плавления куска свинца массой 500 г, взятого при температуре плавления? Удельная температура плавления свинца 25 .

 

                       V.            Итог урока.

1.      Оценивание урока с помощью сигнальных разноцветных карточек;

2.      Оценивание уровня своих знаний по теме с помощью этих же карточек.

 

(у каждого учащегося на столе по три карточки: красная, синяя и желтая. Каждая соответствует определенной оценки: красная – хорошо, синяя – не очень, желтая – плохо)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Повторительно-обобщающий урок по теме "Тепловые явления в природе" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Повторительно-обобщающий урок "Тепловые явления в природе" проводится в конце изучения большого раздела физики "Тепловые явления". Урок предназначен для закрепления пройденного материала и включает в себя обобщение знаний по этой теме. Форма урока как групповая, так и индивидуальная. Задания представлены самые разнообразные, с помощью которых осуществляется проверка и усвоение полученных ранее знаний. Также учащимся представлена возможность оценивать уровень своих знаний самостоятельно при помощи сигнальных карточек.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 693 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку физики в 11 классе "Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора"
  • Учебник: «Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.
  • Тема: Глава 12. Атомная физика
  • 30.12.2020
  • 1222
  • 89
«Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.05.2020 114
    • DOCX 346.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Виниченко Наталья Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Виниченко Наталья Васильевна
    Виниченко Наталья Васильевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76139
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 21 региона

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 548 человек из 71 региона

Курс повышения квалификации

Информационные технологии в деятельности учителя физики

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 46 регионов

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 21 региона