Урок по истории древнего мира «VI раздел: древний
Рим»
Класс:
6
Цели
урока:
• Повторить
и закрепить усвоенные ЗУМ по VI разделу: «Древний Рим»
• Уметь
применять данный материал на практических занятиях, переносить знания в новую
ситуацию
Задачи
урока:
• Образовательная:
- Закрепление
и повторение политической жизни древнего Рима
• Развивающие:
- научить
учеников анализировать, выделяя главное, сравнивать, систематизи-
ровать,
обоснованно доказывать своё мнение;
-
обогащать словарный запас учеников;
- умение
учащихся работать в группах;
• Воспитательные:
- на
основе культуры и искусства древнего Рима развить и воспитать у учеников
эстетические, нравственные, моральные качества;
-
формировать уважительное отношение учеников друг к другу;
- формировать
чуткое отношение к близким, желание заботиться о них, скро- мность и уважительность
по отношению к людям.
Тип
урока:
повторительно-обобщающий
Форма
проведения урока: урок-игра
Средства
обучения: учебник, раздаточный материал, иллюстрации, барабан.
План
урока:
1. Организационный
момент. Постановка цели урока
2. Вводное
слово учителя
3. Повторение
и закрепление нового материла в игровой форме
-Приветствие команд;
-Игра
«Поле Чудес»;
-Игра
«Крокодил»;
-Игра
«Что? Где? Когда?
4. Итог
урока (подведение итога урока, выставление оценок)
5. Инструктаж
домашнего задания
Ход
урока:
1.
Организационный момент
Здравствуй,
ребята! Кто сегодня не присутствует на занятии?
Сегодня у
нас повторительно-обобщающий урок. Урок будет проведен в форме игры на тему VI
раздела: «Древний Рим» и главная цель нашего урока: повторить и закрепить
усвоенные ЗУМ по VI разделу: «Древний Рим».
2. Вводное
слово учителя
И так,
ребята, наш урок будет проведен в форме игры. Игра будет состоять из 4-ех
этапов. Первый этап-образование 2-ух команд. Вы должны будете выбрать капитана
команды и придумать девиз команды. Второй этап будет представлен игрой в «Поле
Чудес». Третий-«Крокодил». А четвертый этап-игра «Что? Где? Когда? И так, мы начинаем….!
3. Повторение и закрепление нового материла в игровой
форме
-Приветствие команд.
Ребята
сейчас я поделю вас на 2 команды… Вы знаете что в древнем Риме шла классовая
борьба между патрициями, т.е. -аристократическим классом и плебеями – низшим
классом. Поэтому мы с вами сегодня чудеснейшим образом окажемся в древнем Риме
и посмотрим, как шла эта борьба…и кто победит…Поэтому одна команда будет
называться- «Патриции», другая-«Плебеи»….
Выбираем
капитана команды и придумываем свой девиз….
Команды
демонстрируют свой девиз….
*Данный
конкурс оценивается, + если есть девиз, и – если нет.
-Игра
«Поле Чудес»;
Правила
игры:
Каждый из
двух команд по-очереди выходят к доске, кидают 2 кубика, затем суммируют оба
результата и полученную цифру ищут на барабане. Затем зачитывают вопрос, и
команды поочередно отгадывают по буквам слово….. За одно правильное слово,
командам зачитывается +.1
Макет
барабана:
Листы-
задания с вопросами
*+ 2 балла
*- 2 балла
Вопросы:
1. 752-709
г. до н.э. -это какой период Рима?....... Ц А Р С К И Й- 7 букв.
2. Кто был
последним Царем Рима? ……. Т А Р К В И Н И Й-9 букв.
3. Сильных
и ловких рабов помещали в особые школы-тюрьмы, где их обучали искусству боя,
владению оружием. Как называли таких рабов?.........
Г Л А Д И
А Т О Р Ы-10 букв.
4. Про
кого писал Римский историк Тит Ливий- «…..насколько большую смелость проявлял,
принимая на себя опасность, настолько большую мудрость он выказывал в самой
опасности. Никакая тягость не могла утомить его тело и победить его душу….»…..
Г А Н Н И Б А Л-8 букв.
5. С 49 г.
до н.э. государством правил.…… Именно он отобрал власть у правителя Рима
Помпея…… ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ-13 букв.
6. Система
управления государством, основы которой заложил Октавиан (27-14 г. до н.э.), а
затем ее дополнили и усовершенствовали другие императоры, стала называться…… П
Р И Н Ц И П А Т-9 букв.
7. Начиная
с какого императора (245-316 г. до н.э.) власть в древнем Риме становится
абсолютной?...... Д И О К Л Е Т И А Н-10 букв.
8. Как
называлась система управления, созданная при Диоклетиане?.........
Д О М И Н
А Т-7 букв.
9. Один из
известнейших поэтов Рима. Автор поэмы «Энеида», которая считается продолжением
поэмы «Гомера». В поэме воспевается героизм, честность, уважение и почитание
старших…… В Е Р Г И Л И Й-8 букв.
10. Торговая
площадь в древнем Риме…. Ф О Р У М-5 букв.
11. По
приказу императора для всех свободных граждан Рима были построены бани. Как
тогда римляне по-другому называли слово «баня»?...Т Е Р М Ы-5б.
12. О ком
писал историк Иордан, живший в 6-ом веке, такие слова: « Был он мужем,
рожденным на свет для потрясения народов, ужасов всех стран, который, неведомо
по какому жребию, наводил на всех трепет, широко известный повсюду страшными о
нем представлениями…» А Т Т И Л А-6б.
* Если
выпадают одинаковые числа двух кубиков-1, 2 или 3-то – 2 балла.
4,5
или 6- то + 2 балла.
Ребята,
подсчитываем результаты и заносим их в таблицу…..
-Игра
«Крокодил»;
Правила
игры: один из членов команды выходит к доске и вытягивает одну из предложенных
бумаг. Далее команда изображает то, что написано на бумаге
(время на
обдумывание дается не больше трех минут). Если другая команда угадает, то +
ставится той команде, которая изображала, если не угадает, то - . И так по-очереди,
команды вытягивают задания и изображают.
Изображения
персон:
1. Гай
Юлий Цезарь (100-44 г. до н.э.) древнеримский государственный и политический
деятель, диктатор, полководец, писатель.;
2. Марк
Тулий Цицерон (106-43 г. до н.э.) древнеримский
политик и философ, блестящий оратор;
3.
Ганнибал (247—183 до н. э.) - карфагенский
полководец. Считается одним из величайших полководцев и государственных
деятелей древности. Был заклятым врагом Римской республики и последним значимым
лидером Карфагена перед его падением в серии Пунических войн;
4. Всадник
- владели богатством. В их руках сосредоточились торговля и денежные средства.
Руководили системой сбора налогов.
Изображения
ситуаций:
1.Изобразить
бой гладиаторов;
Сражались
на потеху зрителей. Для таких боев строили амфитеатры.
2.
Изображение рабов;
Вспахивали
поля, засевали их зерном. Убирали хлеб, мололи муку и др.
3. Показать
восстание рабов в 74 г. до н.э. под руководством гладиатора Спартака;
4. Обыграть
ситуацию, когда Атилла со своей армией завоевывает Рим.
Результаты
команд заносятся в таблицы…..
-Игра
«Что? Где? Когда?
Правила
игры: Команды вытягивают по 2 вопроса. Обдумывают ответ в течение 2-ух минут. И
один желающий с команды дает ответ. За правильный ответ в таблицу заносится +.
Вопросы:
1. Почему
Иисус Христос стал называть свою религию христианской?
Потому что
религию первоначально поддержали бедняки, крестьяне, рабы…
2. Согласно
мифу Рим основали Ромул и Рем...Как звучит такой миф? (Прил.1)
3.
Особенности социального состава римского государства.
Аристократия-богатый
слой населения и родовитая знать, сюда же входил сенат. Нобилитет-группа в
сенате куда входили богатые плебеи, патриции, всадники. Рабы. Гладиаторы.
Крестьяне- производительная сила.
4.
Особенности культурной жизни римлян.
Расцвет
городов. Форум- хозяйственный и политический центр города. В 1-ом веке построен
огромный амфитеатр Колизей на 50 000 зрителей. Бои гладиаторов.
Строительство бань, фонтанов. Пантеон-храм в Риме, купольной формы. Зарождение
христианства в 1-ом веке. Распространение латинского языка.
Заносим
результаты в таблицу…..
4. Итог
урока (подведение итога урока, выставление оценок)
Ребята,
давайте подведем итог урока. Какие у вас есть вопросы? Что осталось
непонятного?
А сейчас
давайте посчитаем ваши баллы в таблице….
Наименование
конкурса
|
Команда «Патрициев»
|
Команда «Плебеев»
|
1. Приветствие
|
|
|
2. «Поле
Чудес»
|
|
|
3. «Крокодил»
|
|
|
4. «Что?
Где? Когда?»
|
|
|
5. Итог
|
|
|
Итак, победила команда:
Торжественное
вручение грамоты!!!!!!
5.
Инструктаж домашнего задания
Ребята еще
раз повторите 6-ой раздел: «Древний Рим». На следующем уроке будет контрольная
работа по этому разделу!
Раздаточный
материал
1.752-709 г. до н.э. -это
какой период Рима?
2. Кто был последним Царем Рима?
3.Сильных и ловких рабов
помещали в особые школы-тюрьмы, где их обучали искусству боя, владению оружием.
Как называли таких рабов?
4. Про кого писал Римский
историк Тит Ливий-«…..насколько большую смелость проявлял, принимая на себя
опасность, настолько большую мудрость он выказывал в самой опасности. Никакая
тягость не могла утомить его тело и победить его душу….»
5. С 49 г. до н.э. государством правил.……
Именно он отобрал власть у правителя Рима Помпея.
6. Система управления
государством, основы которой заложил Октавиан (27-14 г. до н.э.), а затем ее
дополнили и усовершенствовали другие императоры, стала называться
7. Начиная с какого императора
(245-316 г. до н.э.) власть в древнем Риме становится абсолютной?
8.
Как называлась система управления, созданная при Диоклетиане?
9. Один из известнейших поэтов Рима. Автор поэмы «Энеида», которая
считается продолжением поэмы «Гомера». В поэме воспевается героизм, честность,
уважение и почитание старших
10. Торговая площадь в древнем
Риме
11. По приказу императора для всех
свободных граждан Рима были построены бани. Как тогда римляне по-другому
называли слово «баня»?
12. О ком писал историк
Иордан, живший в 6-ом веке, такие слова: « Был он мужем, рожденным на свет для
потрясения народов, ужасов всех стран, который, неведомо по какому жребию,
наводил на всех трепет, широко известный повсюду страшными о нем
представлениями…»
1.
Гай Юлий Цезарь (100-44 г. до н.э.) древнеримский государственный и политический
деятель, диктатор, полководец, писатель.;
2. Марк
Тулий Цицерон (106-43 г. до н.э.) древнеримский
политик и философ, блестящий оратор;
3. Ганнибал (247—183
до н. э.) - карфагенский полководец. Считается одним из величайших полководцев
и государственных деятелей древности. Был заклятым врагом Римской республики и
последним значимым лидером Карфагена перед его падением в серии Пунических войн;
4. Всадник
- владели богатством. В их руках сосредоточились торговля и денежные средства.
Руководили системой сбора налогов.
1.Изобразить
бой гладиаторов;
Сражались
на потеху зрителей. Для таких боев строили амфитеатры.
2. Изображение
рабов;
Вспахивали
поля, засевали их зерном. Убирали хлеб, мололи муку и др.
3.
Показать восстание рабов в 74 г. до н.э. под руководством гладиатора Спартака;
4. Обыграть
ситуацию, когда Атилла со своей армией завоевывает Рим.
1. Почему
Иисус Христос стал называть свою религию христианской?
2.
Согласно мифу Рим основали Ромул и Рем...Как звучит такой миф?
3.
Особенности социального состава римского государства.
4.
Особенности культурной жизни римлян.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.