Главная / История / Повторительно-обобщающий урок-путешествие в 10 классе по памятным местам Петра-1

Повторительно-обобщающий урок-путешествие в 10 классе по памятным местам Петра-1

hello_html_5dadc4f8.gifhello_html_m501d346d.gifhello_html_69865870.gifhello_html_m5e8da7a0.gifhello_html_m227393b7.gifhello_html_m26a12a87.gifhello_html_m2163101.gifhello_html_m26923abd.gifhello_html_4d3942f3.gifhello_html_m70e61f4e.gifhello_html_m487646e8.gifhello_html_m1917a45f.gifhello_html_m6fc2cf7c.gifУрок по истории Отечества в 10 классе

Тема: Повторительно-обобщающий урок-путешествие по памятным местам Петра-1.

Цель урока: Раскрыть выдающуюся роль Петра-1 в преобразованиях России конца 17- первой четверти 18 вв., их прогрессивный характер; значение Северной войны для дальнейшего развития России. Показать важность побед Петра-1, характер экономических и политических преобразований, а также их классовую сущность; противоречивость личности Петра-1.

Оборудование: настенная карта «Россия в конце 17 – начале 18 вв.», карта-схема «По памятным местам Петра-1», портрет Петра-1, раздаточные планы урока.

Петра смело можно считать революционером

на троне, а его преобразования – революцией

сверху.

С.М.Соловьев

План урока.

  1. Обстоятельства восшествия Петра-1 на престол (1682 г.).

  2. «Потехи» Петра в Преображенском. Их итоги. Образование «кумпании».

  3. Поездка в Архангельск (1693 г.). Азовские походы Петра-1. Их цель, итоги, значение.

  4. Великое посольство в Европу (1697-1698 гг.). Цель, итоги, значение.

  5. Первые новшества и преобразования Петра.

  6. Начало Северной войны (1700-1721 гг.). Нарва. Первые победы и основание Санкт-Петербурга (1793 г.).

  7. Полтавская битва (1709 г.). Её итоги и значение.

  8. Реформы Петра-1: экономические, органов государственного управления, изменения в сословиях. Цель, итоги, значение.

  9. Прутский поход (1711 г.). Цель, итоги, значение.

  10. Окончание Северной войны. Конец правления (1725 г.). Личность Петра-1.

Ход урока.

I. Организационная часть.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим большую часть того материала о периоде правления Петра-1, с которым знакомились на протяжении предыдущих уроков.

Кто же такой Пётр-1? Почему так много историков, поэтов, писателей, художников, скульпторов, кинематографистов обращались и не перестают обращаться к этой личности? Известный русский историк С.М.Соловьёв писал, что «Петра смело можно считать революционером на троне, а его преобразования – революцией сверху». С этим выражением мы можем легко согласиться, а можем и немного поспорить. Но, наверное, легко и единодушно согласимся с другой оценкой Петра, которую дал ему А.С.Пушкин:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

И действительно, Пётр-1 – фигура многогранная, выдающаяся, и в то же время противоречивая. Сегодня на уроке мы вспомним и поговорим о Петре-1 прежде всего как о мореплавателе, герое-полководце, царе-реформаторе.

Проведём мы наш обобщающий урок в виде путешествия по памятным местам Петра-1 и поможет нам в этом карта-схема (прикреплена на доске), которая так и называется «По памятным местам Петра-1».





Финляндия

О.Гренгам 1720 1713 Санкт-Петербург Архангельск

М.Гангут 1714 1703

Нарва

1700 Новгород

В Европу 1693

1697



Д.Лесная Смоленск

1708

Москва

1709

Полтава Воронеж 1695

1696

1711 Азов

Р.Прут



- А путеводителем нам в этом будет план урока, который есть у каждого на парте.

III. Работа по плану урока.

1. Первый пункт путешествия – г.Москва.

- Итак, в дорогу! Первым пунктом нашего путешествия будет Москва – столица России. Стремительным марш-броском мы оказываемся в столице конца 17 века и рассматриваем 1-ый вопрос нашего плана – обстоятельства восшествия Петра-1 на престол.

- Так при каких обстоятельствах и когда Петр оказался на престоле? (Ответ: после смерти старшего брата Фёдора в 1682 г. 10-летнего Петра и 16-летнего слабоумного и болезненного Ивана избрали на царский трон, старшая сестра Софья стала регентшей. В 1689 г. при поддержке Софьи произошел стрелецкий бунт, который был подавлен. Пётр сослал Софью в монастырь, с этого года началось единоличное правление Петра).

2. Второй пункт путешествия – с.Преображенское.

Вторым пунктом нашего путешествия будет подмосковное село Преображенское. Какие события из жизни юного Петра связаны с этим селом?

(Ответ: здесь Петр создал «потешные» полки из мальчишек окрестных сёл, детей стрельцов. Всего до 600 чел. Учил ходить строем, брать штурмом крепости, строить небольшие суда. Одел всех в одинаковые мундиры, а позже: стрелять из ружей и пушек, рыть окопы, закладывать мины и т.д.)

- Каков же итог и значение этих потех?

(Ответ: выковывались кадры солдат и будущих офицеров, отрабатывались военные навыки, учились строить суда. Позже на основе этих «потешных» полков были созданы знаменитые Семёновский и Преображенские полки – основы регулярной армии, надежда и опора царя).

- Как образовалась «кумпания» и кто в неё входил?

(Ответ: в селе Преображенском и в Немецкой слободе жили люди, которых Пётр привлекал к своим военным играм. В последствии они стали опорой царя во всех его делах. Это: будущий генерал Гордон, будущий адмирал Лефорт, будущий князь Меньшиков, будущий адмирал Апраксин, будущий канцлер Головкин, князь-кесарь Ромодановский).

3.Третий пункт путешествия – Архангельск и Азов.

- Далее нам предстоит отправиться на далёкие север и юг России и побывать в городах-портах Архангельск и Азов. В 1693 году Пётр отправляется в далёкий северный порт России Архангельск.

- Какова была цель этой поездки?

(Ответ: посмотреть настоящие морские иностранные корабли, а также начать строительство морских судов).

- А каков был итог этой поездки и значение?

(Ответ: было построено 2 корабля, 1 куплен в Голландии. Пётр самолично научился их водить, изучил устройство, выходил в открытое море. Появился красно-сине-белый флаг. Это было основой русского морского флота).

- Давайте теперь вспомним цель походов Петра на г.Азов в 1696 году. Сколько всего их было?

(Ответ: добиться выхода сначала в Азовское, а затем в Чёрное море. Для этого начать войну с Турцией и Крымским ханством. Этого требовали и союзники по Антитурецкому союзу – Австрия и Польша. Всего было 2 похода.)

- А далее по Азовским походам Петра давайте попробуем разгадать два кроссворда:

2




1




3







4










1

2









3









4














Задание к кроссвордам:

1) Назовите город, в котором строились корабли для штурма Азова с реки и моря? (Воронеж)

2) Фамилии трёх командующих русскими полками, участвующими в штурме Азова?

(Головин, Лефорт, Гордон).

2-ой кроссворд:

1) Азов был взят русскими войсками? (Да). Турки оставили город. Разгадайте слово, означающее прекращение военных действий и сдача победителю (Капитуляция).

2) 2-ое и 3-е задания – это обобщенные названия судов, участвующих в штурме Азова с реки и моря? (Галера, струг).

3) Общее название судов, кораблей, флота? (Флотилия).

- Так каков же итог и значение Азовских походов?

(Ответ: г.Азов был отбит у турок. Он превратился в опорный пункт России на юге, базой для армии и флота. Однако выход к Чёрному морю по-прежнему для русских был закрыт).

  1. Четвёртый пункт путешествия – в Европу.

- А теперь давайте отправимся в зарубежную Европу конца 17 века вместе с Великим посольством. А каковы были цели поездки Петра-1 за границу?

(Ответ: найти союзников для войны с Турцией. Учиться корабельному делу и морской науке. Нанять для работы в России иностранных мастеров).

- Почему царь-Пётр ехал инкогнито (тайно)?

(Ответ: чтобы не тратить время на бесконечные приёмы и пиры. Ехал под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова).

- В каких странах побывало посольство?

(Ответ: в Курляндии, германских землях-княжествах, Голландии, Англии, Австрии).

- Каковы были итоги и значение поездки Великого посольства?

(Ответ: нанято было более 800 иностранных мастеров для работы в России. Многому научились: кораблестроению, токарному, слесарному, плотницкому и кузнечному делам. Оформился союз для борьбы со Швецией в составе России, Саксонии, Польши и Дании).

- Как известно, вернувшись из поездки по Европе, царь Пётр начал осуществлять рял преобразований и вводить первые новшества в России. Началось всё с бритья бород, а затем – множество других нововведений. По этому пункту нашего плана проведём словарную работу. На доске записан ряд слов и выражений. Задание: прочитать, выбрать лишь те, которые появились при Петре-1 и объяснить их значение.

Словарная работа.

Слова: ассамблея, приказ, Боярская дума, инженер, Навигацкая школа, колхоз, механика, иллюминация, министерство, коллегия, Сенат, орден святого апостола Андрея Первозванного, Земский собор, Государственная Дума.

- Какие ещё новшества были введены Петром-1?

(Ответ: европейские одежды, завезены кофе, табак, картофель, танцы, пожарная служба; введено новое летоисчисление с 1700 г.).

  1. Пятый пункт путешествия – на берега Балтийского моря.

- Следующим маршрутом нашего путешествия по петровским местам будет побережье Балтийского моря. Нам необходимо вспомнить обстоятельства начала Северной войны, первые её результаты и итоги. Первый вопрос: какова цель Северной войны?

(Ответ: вернуть утерянные земли, добиться выхода к Балтийскому морю).

- Кто первым и когда начал войну со Швецией?

(Ответ: первыми начали войну союзники России – Дания и Саксония в 1700 г. Но быстро потерпели поражение и вышли из войны).

- Почему Россия вступили в войну похже?

(Ответ: России надо было снасала заключить перемирие с Турцией, чтобы избежать войны на 2 фронта).

- Где, когда и как начала Россия свои военные действия со Швецией?

(Ответ: в октябре 1700 г. под Нарвой русские войска потерпели поражение, т.к. не хватало боеприпасов; подозрительность и недоверие солдат к иностранным офицерам; новобранцы воевали плохо; неожиданность появления под Нарвой Карла-12).

- Какую ошибку совершил после Нарвы Карл-12?

(Ответ: не стал преследовать остатки русских войск, считал Россию побеждённой. А наши войска восстановились и пополнились в Новгороде и Пскове).

- Какие выводы из поражения под Нарвой сделал Пётр-1 и какие новые преобразования он провёл в армии?
(Ответ: выводы- действовать более решительно, сурово и быстро; преобразования – новые наборы в армию (рекруты), перелить церковные колокола в пушки, строить оружейные заводы на Урале, увеличить налоги).

- Где и когда были одержаны первые победы русских войск над шведами? Покажите по карте!

(Ответ: в 1701-1703 гг. русскими войсками были отвоеваны земли по реке Неве, города Нотебург (Орешек), Ниеншанц).

- Когда был основан Санкт-Петербург и что было сделано для его защиты?

(Ответ: основан 16 мая 1703 г. , для защиты города – крепость Кронштадт на острове Котлин).

  1. Шестой пункт путешествия – г.Полтава.

- Вместе с Петром-1 и шведским королём Карлом-12 переносимся под Полтаву, на украинские земли. Это следующий маршрут путешествия по петровским местам. Скажите, а как и почему Карл-12 оказался под Полтавой?

(Ответ: после капитуляции Польши (Август-2) Карл-12 идёт с войском на Россию, а на Украине гетман Мазепа пообещал ему огромные запасы продовольствия и боеприпасов, «зимние квартиры» (по Пушкину).

- Почему до Полтавской битвы победу у д.Лесной Пётр-1 назвал «матерью Полтавской баталии»?

(Ответ: разгромив корпус Левенгаупта, русские оставили шведов без боеприпасов и продовольствия, обрекли их на полуголодную зимовку).

- В чём главные причины победы русских войск под Полтавой?

(Ответ: выше моральный дух (воевали на своих территориях), превосходство в артиллерии, удачное расположение войск, их маневренные действия, войска получили хорошее подкрепление).

- В чём историческое значение Полтавской битвы? Почему говорят, что она в корне изменила ход войны?

(Ответ: вырос авторитет России в Европе, были разгромлены основные сухопутные войска Швеции. После Полтавы инициатива оказалась у русских, теперь – лишь победы, а не поражения).

  1. Работа по 9-му пункту плана.

- Мы с вами говорили, что после Полтавы Пётр-1 воспрял духом и приступил к ещё большим преобразованиям и реформам. Были проведены экономические реформы, реформы органов государственного управления, внесены изменения в сословиях. Вопрос: какова в целом цель всех этих реформ?

(Ответ: вывести Россию из экономической и политической отсталости, догнать по уровню развития европейские страны).

- Проведём работу по этому вопросу в виде тестов. А один ученик на доске начертит и затем объяснит схему центральных органов управления в России к 1721 году.

ТЕСТЫ:

- Пётр-1 создал Главный магистрат, который занимался:

1)строительством судов; 2)ростом и процветанием мануфактур и ремёсел; 3)литьем пушек.

- Центром металлургии стали:

1)Урал; 2)Москва; 3)Астрахань.

- Самые крупные оружейные заводы были:

1)в Ярославле; 2)в Нижнем Новгороде; 3)в Туле.

- Политика протекционизма – это:

1)поощрение отечественной торговле, усиление экспорта и ограничение импорта;

2)передача государственных мануфактур в частные руки;

3)объединение мастеров и ремесленников в цехи.

- На мануфактурах и заводах трудились (найди лишнее):

1)наёмные рабочие; 2)крепостные крестьяне; 3)холопы; 4)приписные (государственные) крестьяне.

- Указ царя от 23 марта 1714 года:

1)создавал регулярную армию; 2)ликвидировал разницу между дворянскими поместьями и вотчинами; 3)был указом царя о престолонаследии.

- «Табель о рангах» 1722 года:

1)был указом царя о награждениях за заслуги; 2)разделил гражданских и военных служащих на 14 классов; 3)передавал церковные земли государству.

Проверка выполненной работы. Правильные ответы: 2131322

- Проверяем задание на доске – схему центральных учреждений в России к 1721 году.

- Каков же итог всех этих реформ Петра?
(Ответ: Россия стала империей с сильной центральной властью, быстро развивалась экономика, упорядочилась система раздачи должностей).

- Улучшилось ли положение простого народа?

(Ответ: нет, наоборот ухудшилось, т.к. были бесконечные войны, наборы на строительство каналов, крепостей, в армию, увеличились налоги).

  1. Седьмой пункт путешествия – река Прут.

- Возвращаемся к нашей карте-маршруту путешествия. Совершим предпоследнее путешествие на реку Прут. А с какой целью оказался здесь Пётр-1 с войском?

(Ответ: Карл-12, находясь в Турции, натравил её на Россию. Турция объявила войну России. Пётр, не дожидаясь появления турок на наших территориях, повёл войска в поход).

- Какие трудности испытывали русские солдаты в этом походе?

(Ответ: стояла невыносимая жара, не хватало питьевой воды, продовольствия).

- Чем же закончился этот поход?

(Ответ: несмотря на победы русских, пришлось отдать г.Азов, разрушить город-крепость Таганрог, вывести войска из Польши, разрешить вернуться на родину Карлу-12. Но главное – ликвидирована война на 2 фронта. Петр итогами был доволен).

  1. Восьмой пункт путешествия – Балтийское море.

- И заканчиваем мы наше путешествие по петровским местам на Балтийском море. Ведь именно здесь завершились основные военные действия после поражения шведов под Полтавой.

Задание такое: надо коротко рассказать и показать по карте, где завершились основные сражения Северной войны в Балтийском море и каков их итог?

- Когда же и чем закончилась Северная война?

(Ответ: 30 августа 1721 года подписан Ништадский мирный договор. Россия за деньги приобрела себе земли на Балтийском море (показать по карте!).

- Когда Пётр-1 провозгласил себя императором?

(Ответ: 22 октября 1721 года).

- Был ли решен и как вопрос о престолонаследии в последние дни жизни Петра?

(Ответ: нет, не был решен. Пётр лишь написал «Оставить всё…» А кому – не успел, или не захотел).

- Какой болезнью страдал Пётр и когда он скончался?

(Ответ: он страдал болезнью почек, умер 28 января 1725 года).

IV.Обобщение по уроку.

- Я думаю, что в процессе нашего знакомства с петровской эпохой, у вас сложилось определённое мнение о личности Петра Великого. Поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать мини-сочинение на тему «Моё представление о Петре-1 как о человеке и государственном деятеле».

V. Итог урока. Оценки за работу на уроке.

Повторительно-обобщающий урок-путешествие в 10 классе по памятным местам Петра-1
  • История
Описание:

Повторительно-обобщающий урок-путешествие в 10 классе проводится после изучения эпохи Петра-1. Так как это путешествие, рисую на ватмане карту с изображением тех мест, в которых побывал Пётр-1 с определёнными целями (графическое изображение карты имеется в конспекте урока). Для облегчения работы на уроке раздаю ученикам на каждую парту подробный план урока с датами и основными событиями. На уроке также использую словарную работы, а в качестве закрепления в конце урока - тесты. Домашним заданием является написание короткого сочинения - эссе по теме "Моё отношение к личности Петра-1 как человека и государственного деятеля".

Автор Евсеев Анатолий Иванович
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 764
Номер материала 43784
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓