Главная / Русский язык и литература / Повторительно-обобщающие уроки по русскому языку в 5, 6 классах.

Повторительно-обобщающие уроки по русскому языку в 5, 6 классах.

ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Повторительно-обобщающие уроки обычно проводятся в конце изучения темы или большого раздела программы с целью более глубокого обобщения и дальнейшей систематизации знаний обучающихся.

Психологи при организации уроков указанного типа особенно серьезное внимание обращают на обучение обучающихся умственным действиям, которые лежат в основе умений: а) классификации языковых фактов; б) абстрагирования и конкретизации усваиваемых понятий; в) систематизации знаний. Важная роль отводится при этом уяснению обучающимися логики учебного труда.

В соответствии со сказанным с целью оптимизации процесса обучения на повторительно-обобщающих уроках предлагается осуществлять следующие меры педагогического характера: 1) брать для анализа вариативный дидактический материал, постепенно усложняя его; 2) проводить углубленную работу по обучению школьников умению вполне осознанно пользоваться приемами анализа языковых фактов и явлений, вырабатывая на этой основе общие приемы анализа изучаемого материала; 3) обобщать и систематизировать материал на основе сопоставления языковых явлений и осмысления родовых категорий; 4) систематически (от упражнения к упражнению) повышать степень самостоятельности обучающихся в учебной работе.

Наряду с этим при повторении теоретического материала, а также при проведении тренировочных упражнений чрезвычайно важно создавать для обучающихся новые, нестандартные учебные ситуации, чтобы иметь возможность обеспечить творческое применение изученного материала на практике. Необходимо также разумно дифференцировать ( в соответствии с уровнем языковой подготовки школьников) задания, предлагаемые с целью дальнейшего совершенствования знаний, умений и навыков обучающихся.

Повторительно-обобщающий урок должен быть оснащен наглядными пособиями и ТСО.

Контроль знаний – это проверка знаний данного ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности. В системе контроля значительное место занимают уроки обобщения и систематизации. На этих уроках проверяется умение обучающихся подводить частные явления под общее правило, рассматривать изученные ранее факты в сопоставлении. Поэтому при опросе необходимо давать задания, проверяющие умение анализировать смешиваемые явления, упражнения классификационного характера, задачи, вызывающие ситуацию интеллектуального затруднения. Решая эти задачи, обучающиеся должны показать, научились ли они самостоятельно переносить усвоенные ими ранее знания и умения в непривычную ситуацию, видеть новую, неожиданную функцию объекта, осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, структуру, закономерности, раскрывать внутреннюю логику предмета, другими словами, могут ли они привести свои знания в определенную систему. Успешное решение поставленных задач положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления, языкового чутья обучающихся, на повышение их грамотности, общее развитие, пробуждает интерес к предмету.

Одной из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного являются зачетные уроки, которые проводятся тогда, когда знания, умения и навыки обучающихся по теме, разделу должны быть сформированы и приведены в определенную систему. Значение этих уроков в том, что на них выявляется не только степень усвоения обучающимися теоретического материала по теме, но главное сформированность умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала. При этом акцент делается на практическое применение знаний и умений не только в схожих, но и в новых ситуациях. Таким образом, оценка труда обучающихся на зачетных уроках носит интегральный характер.

Уроки-зачеты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого ученика за результаты труда.

Успешность проведения урока-зачета во многом зависит от того, насколько тщательно проведена подготовительная работа к нему как со стороны учителя, так и обучающихся. Заранее учитель должен наметить подробный план организации данного урока. Взять учеников в качестве помощников-консультантов. Они помогут учителю на уроке-зачете и при подготовке к нему: составят презентацию, сделают «Лист учета знаний», примут участие в размножении материалов: табличек «Знания, умения и навыки по изучаемой теме», «Памяток по оценке ответа одноклассника» и т.д.. Если возникнет необходимость, они окажут помощь другу при подготовке к зачету.

Подготовительная работа проводится и с остальными обучающимися класса. Учитель сообщает время проведения зачета, знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на таком уроке, этапами работы и формами проверки знаний, умений и навыков.

На зачете целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы опроса. Задания могут быть даны как всему классу, так и отдельным обучающимся.

Уроки-зачеты не исключают проведения и другого вида контроля – тематических зачетов. К ним готовятся как учитель, так и обучающиеся. Используемые формы проверок ЗУН обучающихся – это контрольный диктант, проверочная работа, тестирование.

Следующей разновидностью уроков повторения и обобщения изученного могут быть уроки-семинары. Они позволяют глубоко обобщать изученный материал, воспитывают у обучающихся активное, творческое отношение к учебному труду, совершенствуют навыками самостоятельной работы. На уроках-семинарах развивают речевые умения школьников.

Методика подготовки и проведения занятий состоит в следующем. Учитель членит избранную для обсуждения на семинаре тему на 4-5 частных подтем. Избирает несколько обучающихся для подготовки докладов, сообщений. Каждый ученик принимает участие в разработке темы.


Урок-семинар по теме «Повторение и обобщение по теме «Местоимение»

(урок русского языка в 6 классе)


Цель урока:

  1. закрепить знания, полученные о местоимениях и их разрядах;

  2. обогатить нашу речь словами нравственной тематики.

Оборудование: запись на доске; плакат со словами нравственной тематики.

Методические приемы: сообщение; монологический ответ учащегося; работа у доски; запись в рабочих тетрадях; игра; задания на карточках; словарная диктовка; синтаксический разбор предложения.

Ход урока

1. Повторяем за мной:

Я, ты, он, она- вместе целая страна,

Вместе-дружная семья.

Стоим мы сто тысяч я.

- Скажите, какую часть речи мы с вами изучаем?

Местоимение

- А чем отличается по значению местоимение от других частей речи?

Существительное обозначает предмет, прилагательное обозначает признак, числительное обозначает количество, порядок, а местоимение указывает предметы, признаки, количества.


- А местоимение обозначает или у него другая функция?

Указывает


- Если я скажу: «Он вошел в класс». Вы меня поймете? А почему? А как надо сказать?


Ваня вошел в класс.

Итак, сегодня мы продолжаем работу по теме «Местоимение».


2. У доски готовятся:

1) по карточке (задание: замените местоимения 1-го лица местоимениями 3 лица или существительными. Я пошел тихо и часто оглядывался, ожидая, что Валек меня догонит. Однако я успел взойти на гору и подошел к часовне, а его все не было. Я остановился в недоумении.)

2) сообщение (П. 74, стр. 170, 171, 172 (рассказ о НЕ и НИ в местоимениях и их слитное и раздельное написание. Словарная диктовка на эту тему).

3) монологический ответ по теме «Местоимение» (по опорному конспекту).



3. Словарная диктовка

Цель: обогатить речь словами нравственной тематики.


- Прочитаем слова громко и выразительно.

Бессердечность, вежливость, грубость, доброта, мужество, неблагодарность, храбрость, честность, щедрость, жестокость, скромность, уважение, смелость, предательство, хвастливость.


- Что обозначают эти существительные?

Черты характера.


Задание: разделить слова на два столбика:

Первый вариант

Второй вариант

Выписывает слова, обозначающие положительную, хорошую черту характера. Придумать и записать предложение с одним их слов.

Выписывает слова, обозначающие отрицательную сторону характера. Придумать и записать предложение с одним из слов.


Проверяем (2-3 ученика)


4. Слушаем ответы учащихся, которые готовились у доски


Ученик проводит словарную диктовку.

(учащиеся сверяют с доской, то есть самопроверка).

- Ребята, кто получил «5» - поднимите руку,

«4» - поднимите руку,

«3» - поднимите руку,

«2» - поднимите руку.

Молодцы! Дома еще нужно поработать над своими ошибками.


5 Синтаксический разбор предложения

Сергей каждое утро приносил продукты одинокому старику из соседней квартиры. Соседи любили его за отзывчивость.

- Какую черту характера вы можете отметить у Сергея?

Отзывчивость

- Подберите синонимы к этому слову.

Отзывчивость – чуткость, сердечность, доброта.

- Что же обозначает слово отзывчивость?

Качество человека, который отзывается на чужое горе, готов помочь.

- Синтаксический разбор предложения. Какие местоимения употребляются в предложении?

Каждое (опр.), его (л.).


6. Игра в мяч

- Быстро называем разряд местоимения.

Я, ты, он, себя, мой, тот, такой, она, наш, кто-то, кто-нибудь, ничей, ваш, они, мы, вы.


7. Работа с учебником


Упражнение 429

- Списать предложение, подчеркнуть трудные, орфограммы, уметь объяснить.

Проверяем упражнение 429

8. Итог урока

Итак, ребята, за время изучения темы «Местоимение», мы проводили работу по местоимениям творческого характера. Подводя итоги урока, мы послушаем 2-3 сочинения, стихотворения о местоимении.


9. Домашнее задание

Учить правило по ОК.





























Урок-семинар по теме

«Обобщение и закрепление изученного по теме «Имя прилагательное»

(урок русского языка в 6 классе)


Цель:

  1. Закрепить полученные знания о сравнительной степени имен прилагательных.

  2. Закрепить умение различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

Оборудование: компьютер, запись на доске.

Методические приемы: работа со словарем; индивидуальная работа; игра; мини-сочинение; монологический ответ учащегося; работа с перфокартой; решение теста по теме «Имя прилагательное».

Ход урока


1. Запись слов в словарик

Белый, снежный, белоснежный.

- Придумайте словосочетания с данными словами и укажите разряд прилагательного (устно).

1 ряд – белый (кач.)

2 ряд – снежный (относ.)

3 ряд – белоснежный (кач.)


2. Индивидуальная работа

1) Два ученика выходят к доске и работают по карточкам.

Карточка №1.

  1. Рассказать все о разрядах прилагательных.

  2. Определите разряд прилагательных.

Большой месяц, волчья пасть, белые лапки, березовые дрова, папины глаза, сильный мороз.

Карточка №2.

  1. Рассказать все о степени сравнения прилагательных.

  2. Образуйте степени сравнения.

Яркий, веселый, огромный, большой.

2) Трое учеников выполняют на листочках упражнение.

1- упр. 287 (1 столбик)

2- упр. 287 (2 столбик 3 слова)

3- упр. 301 (1 строчку)

3) В это время остальные учащиеся списывают с доски предложение и вставляют орфограммы.


Шумели (на)ветру ра(с,з)кидистые ивы (,) и (в)глазах р…било (от)серебрист… блеска их листьев.

- Разобрать по членам предложения.

- Возвращаемся к предложению. Нарисуйте схему предложения.

[= - ], и [=].


- Определите разряд прилагательных.

Раскидистые (кач.), серебристого (кач.)

- Образуйте степени сравнения прилагательного «серебристого».

Серебристее, более серебристый, самый серебристый.


3. Игра «Определи…»

Задание: если качественные прилагательные, то хлопок.

Приветливый (кач.) человек, лисий (прит.) хвост, заботливая (кач.) мама, железная (от.) кровать, морской (от.) прибой, полковничьи (пр.) погоны, говорливый (кач. ) ручей, морозное (от.) утро, о мамином (пр. ) платье, очень бледный (кач.).


- Образуйте степени сравнения прилагательного «приветливый».

Приветливее, более приветливый, приветливейший, самый приветливый.


4. Мини - сочинение (под музыку)

Задание: напишите мини - сочинение, укажите разряд прилагательных.


5. Монологический ответ по теме «Прилагательное»


6. Работа с перфокартой

Ребячьи (пр.) игрушки, деревянный (от.) ящик, казачий (пр.) депутат, сегодняшний (от.) зритель, кожаный (от.) портфель, пастушья (пр.) сумка.

- У кого получилось, тот рисует на доске.


7. Работа с учебником

Выполняют упражнение 300.


8. Итог урока. Решение теста (Приложение 1)

9. Домашнее задание

П. 49-52, упр. 295.










Приложение 1

Тест по теме «Имя прилагательное»


  1. Найдите верный ответ.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

  1. предмет

  2. признак предмета

  3. действие предмета

  4. признак как предмет


  1. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени.

  1. самый быстрый

  2. красивейший

  3. ярче

  4. более легкий


  1. Укажите относительное прилагательное.

  1. лисий след

  2. знакомый человек

  3. железная дверь

  4. сестрина книга


4. В каком из указанных случаев НЕ- приставка?

1. (не)взрачный кустарник

2.(не)знакомый маршрут

3. (не)здоровый, а больной

4. дом (не)большой, а маленький


  1. Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква Н.

  1. листве…ый лес

  2. глин…ый сосуд

  3. деревя…ый дом

  4. подли…ая правда


6. Укажите прилагательное с суффиксом –ов-.

1. плюш…вый

2. ситц…вый

3. ключ…вой

4. свинц…вый


  1. Найдите прилагательное, которое пишется слитно.

  1. (юго)западный

  2. (ярко)красный

  3. (средне)вековый

  4. (научно)фантастический

Урок-семинар по теме

«Повторение и обобщение изученного по теме «Лексика»

(урок русского языка в 5 классе)


Задачи:

  1. Обогатить словарный запас учащихся.

  2. Научить определять лексическое значение слов, используя словарь.

  3. Уметь употреблять слова в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами.

Оборудование: карточки, компьютер, запись на доске, словари.

Методические приемы: работа со словарями; работа по карточкам; синтаксический разбор предложения; анализ текста; монологический ответ учащегося по теме «Лексика»; составление предложений по картинке; решение теста по теме «Лексика»; выразительное чтение стихотворений; чтение домашних сочинений по заданной теме.


Ход урока

1. Работа со словарем

- Ребята, давайте посмотрим в толковом словаре лексическое значение слова «родина».

Школьный толковый словарь, толковый словарь Ожегова.

- Итак, общее лексическое значение этого слова – страна, в которой родился этот человек и гражданином которой он является. Каково же грамматическое значение этого слова?

Существительное, ж. р., ед. ч., им. п..

- Сколько лексических значений имеет слово «родина»?

В толковом словаре Ожегова – 3, в школьном толковом словаре – 2.

- Значит, ребята, какое это слово?

Многозначное.


- А что еще вы видите в толковом словаре Ожегова?

Имеет переносное значение.


- Давайте запишем предложение с этим словом.


2. Работа с предложением

Не небесам чужой Отчизны, я песни Родине слагал!

- Нарисуйте схему предложения.

[- =]!

- Какие слова называются синонимами?

- Подберите синоним к слову «родина».

Отечество, Отчизна

- Запишем в словарик эти слова.


3. Работа по карточкам

Карточка №1.

Написать сочинение - миниатюру.

Подчеркнуть антонимы.

Карточка №2.

Написать сочинение - миниатюру.

Подчеркнуть слова с переносным значением (метафора).


4. Словарный диктант

Выполняют работу на листочках, несколько работ собираю, текст на слайде.

Осв…щать, глаза сл…пают (ь) ся, вя..кая тр…сина, задр…жать, тр…п…тать (на)ветру, разд…лить, л…пить, ни…кий.

- А теперь самопроверка. Поднимите руки у кого нет ошибок, у кого 1-2 ошибки.

5. Монологический рассказ о лексике

6. Работа с текстом

Черновик.

В ручку яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Кожу только прокусила

И ломотик проглотила…

Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся-сердился,

Проглотил его- свалился

И издох…

Окончательный вариант.

В руки яблочко взяла.

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила…

Пес на яблоко стремнлав

С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его, свалился

И издох.


- Давайте посмотрим для чего нужна лексика. Многие писатели и поэты, создавая свои произведения, стараются найти слова, выражения, которые помогают ярче читателю представить изображаемую картину природы, явление человека. Иногда они много раз переделывают целые части произведения, стараясь найти нужное слово. Прочитаем черновой вариант «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, а потом окончательный вариант. Какие слова поэт заменил?

Ломотик – кусочек, сердился - озлился


- Что это за слова?

синонимы

- Зачем автор произвел замену слов?

Ломоть – отрезанный ножом, плоский кусочек хлеба, пирога; царевна же яблоко не резала, а кусала.

Озлился более точно передает состояние пса, чем сердился; в первом глаголе больше враждебности.

Ручка – рука, яблочко- благозвучность стиха.

- А теперь послушаем стихотворение С. Маршака «Вьюга». Какие синонимы использует автор?


Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега

Словно пух лебяжий.

Вы, проворный ткачи-

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.


Вьюга, пурга, метель – общее значение «снежная буря».

- А вот в стихотворении Лифшица найдите омонимы.

Шел я с сумкой за плечами,

Вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

ключ

- Дома вы писали сочинение о том, как передвигаются различные животные, используя глаголы-синонимы со значением движения.


3 ученика читают свои сочинения

- Итак, для чего в речи служат синонимы, антонимы, омонимы?

Употребление в речи синонимов, антонимов, метафор, омонимов служит для стилистической окраски текста, то есть придает речи яркость, выразительность, эмоциональность.


7.Составление предложений по картинке

Задание: составить два предложения со словами, имеющими переносное значение.


8. Выполнение упражнения 327

Задание: списать второе предложение в форме прямой речи, нарисовать схему.


9. Итог урока

Задание: определить по лексическому значению слова.

  1. Словарный запас языка (лексика).

  2. Раздел языка, изучающий лексику (лексикология).

  3. Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

  4. Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

  5. С лова с переносным значением (метафора).

  6. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

  7. Слова, обозначающие одно и то же6 значение, но с разными оттенками значений (синонимы).


10.Решение теста (Приложение 1)


11. Домашнее задание

Упражнение 355.



































Приложение 1

Тест по теме «Лексика»


  1. В каком ряду прилагательных употреблены в переносном значении?

  1. ледяная сосулька, широкая натура

  2. широкая улица, ледяной тон

  3. широкая натура, ледяной тон

  4. широкая улица, ледяная сосулька


  1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. смелый

  2. гордый

  3. мужественный

  4. храбрый


  1. Какие слова нельзя считать антонимами?

  1. увлекательно, скучно

  2. здоровый, больной

  3. добро, зло

  4. здороваться, прощаться


4. Укажите омонимы.

1. ранний, поздний

2. огромный, громадный

3. соседний, соседский

4. ключ (от замка), ключ (родниковый)


  1. В каком слове пропущена буква А?

  1. т…ржественный

  2. б…гровый

  3. б…гатырь

  4. апл…дисменты













Повторительно-обобщающие уроки по русскому языку в 5, 6 классах.
  • Русский язык и литература
Описание:

       Конспекты повторительно-обобщающих уроков по русскому языку в  форме уроков-семинаров в 5, 6 классах проводятся в конце изучения следующих тем: "Местоимение", "Имя прилагательное", "Лексика". На уроках используются разные формы работы: тестирование, работа по карточкам, опрос обучающихся и их монологические ответы. В работу включаются игровые формы обучения, письмо сочинения-миниатюры по иллюстрациям. Во время проведения данных уроков использую презентацию, музыкальное сопровождение. Уроки носят воспитывающий и обучающий характер.

Автор Игнатьева Тамара Николаевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1480
Номер материала 17975
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓