Главная / Русский язык и литература / Повторение темы «Состав слова и словообразование» 6 класс

Повторение темы «Состав слова и словообразование» 6 класс

Районный семинар.

28.11.2014. Открытый урок по русскому языку 6 класс


Тема урока: Повторение темы «Состав слова и словообразование»


Цель урока: 1. Образовательная: повторение и контроль знаний учащихся, повторение понятий приставка, корень, суффикс, окончание, основа. Закрепить и обобщить сведения о способах словообразования;

2. Развивающая: развивать умения и навыки членить слово на морфемы, различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова; развитие устной и письменной речи учащихся;

3.Воспитательная: развивать творческие способности, умение думать, рассуждать, делать выводы, формировать чувство ответственности и коллективизма, учить добиваться результатов в работе.


Основная идея урока: формирование обобщенных представлений о частях слова и словообразовании.


Тип урока: Урок – повторение.


Вид урока: урок – игра


Метод урока: словесный, вопросно-ответный, практический, демонстрационный.


Оборудование: Слайды, игры, физкультминутка, карточки.


Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая.


Ход урока


І. Организационный момент.

1. Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.


Деление класса на группы (Ученики выбирают стикеры, на которых написаны слова с приставками и предлогами.


2. Пробуждение интереса. Психологический настрой учеников к уроку. Урок начинается со слов Президента. На интерактивной доске изображен портрет Президента РК Н.А.Назарбаева. Цитируется обращение Президента ученикам: «Я верю в нашу молодежь, уверен, что ваши знания, ваша энергия и ваш труд будут работать на построение сильного и процветающего Казахстана».

Ребята, как называется Послание, с которым обратился наш Глава Государства народу Казахстана? («Нурлы жол» - «Путь в будущее»).

Президент всегда говорит, что молодежь – опора нашего будущего. Государство открыло перед вами все двери и все пути. А молодежь – это вы, подрастающее поколение.


3.Эпиграф к уроку: «Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».

Л.Успенский.


Ребята, словами названы предметы, вещи, которые окружают человека. Нет на свете ни одного слова – конкретного, абстрактного, отвлеченного, не названного словом


4. У нас сегодня урок повторения изученного по теме «Состав слова и словообразование». Откройте тетради, напишите число и тему урока. В течение урока мы будем говорить о том, что вам уже известно и вы проверите свои знания. Наш урок пройдет в форме игры, состоит из трех туров. За каждый правильный ответ я буду выдавать вам жетоны.


Ребята, все на свете из чего-либо состоит:

- облако из множества капель воды, - лес из деревьев. Наша речь состоит из … (предложений), а предложения состоят из …(слов). А слова имеют свой строительный материал.

Прежде чем перейти к выполнению наших заданий, предоставим слово нашим группам.

Лидеры знакомят с названием и девизом своей группы.


1 группа «Улыбка» Девиз группы: Чтобы умными и грамотными стать,

Надо много книг огромных прочитать.

Надо только не лениться,

Надо к знаниям стремиться.


2 группа «Дружба» Девиз группы: Мы друг друга выручаем.

И в беде не оставляем.

Всем вопросам будем рады.

Дружба лучше всей награды.


І тур «Теоретический»


Вопросы:

- Что вы знаете о словообразовании? (Наука, которая изучает, с помощью чего образовано слово).


- С каким разделом языка тесно соприкасается наша тема? (С разделом орфография).


- А что изучает орфография? (Орфография изучает правильное написание слов).


- Каким образом связано словообразование с орфографией? (Мы должны правильно писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания).


- Из чего состоит слово? (Слово состоит из морфем)

- Что такое морфема? (Морфема – это значимая часть слова).

- Почему значимая? (Так как несет информацию о слове).

- Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание).

- Что такое приставка? (Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- Что такое суффикс? (Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов).


2 тур «Я - морфема»

(Из каждой группы выступают ученики с коронами, изображающими значки части слова и читают стихи)

«Приставка»

А приставка перед корнем

Любит место занимать.

Впереди него проворно

Норовит всегда стоять.

У приставки дело важное –

Изменяет слово каждое.

Новый смысл дает словам,

Удивляться только нам.

Делал, сделал, переделал.

Ехал, выехал, приехал,

Вертит словом так и сяк,

И работа не пустяк.


«Корень»


Главной частью слова я являюсь

И никогда не изменяюсь.

В корне смысл слов упрятан,

Это помните ребята.

От него растут всегда

Быстро новые слова.

Лес, лесник, лесной, лесок,

Дружный, друг, дружить, дружок.

В этих семьях есть глава –

Это корень слова, да!

«Суффикс»

Суффикс – важная часть слова,

Им кончается основа.

После корня он стоит,

Превращая дом в домишко,

А ружье, друзья, - в ружьишко,

Кота Мурзика – в котенка,

А собаку – в собачонку.


«Окончание»

Та часть слова, что изменяется,

Окончанием называется.


3 тур «Практический»


Задание № 1 «Составь слово» (Разберите слово по составу, составьте с ними предложения)


1 группа: -от глагола подать взять приставку.

-от глагола дарить – корень.

-от существительного кружок – суффикс.

Какое слово получилось? (подарок)


-от глагола пришел взять приставку.

-от глагола улетел взять корень.

-от глагола бежит – окончание.

Какое слово получилось? (прилетит)


2 группа: -от глагола побелел взять корень,

-от прилагательного маленький – суффикс.

-от прилагательного синий – окончание.

Какое слово получилось? (беленький)

-от существительного очерк взять приставку,

-от существительного цена взять корень.

-от существительного тетрадка взять суффикс.

-от глагола прибежала – окончание.

Какое слово получилось? (оценка)

Задание №2 «Сорви листок и ответь дружок»

(С чудо – дерева поочередно ученики срывают листья и отвечают на вопросы)

1. Преврати большой дом в маленький. (домик)

2. Назови глупого человека ласково. (глупышка)

3. Преврати слово стол в комнату. (столовая).

4. Преврати большой сад в маленький. (садик)

5. Преврати большую табуретку в маленькую. (стульчик)

6. Преврати слово трактор в человека. (тракторист)

7. Преврати слово рыба в рыбака. (рыбак)

8. Как превратить большой двор в маленький? (дворик)

9. Как назвать свою маму ласково? (мамочка).

10.Как превратить большого зайца в маленького? (зайчонок)


Задание №3 «Биржа труда»

(Представьте, что вы менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых профессий, в которых были бы суффиксы)


1 группа:-чик,-щик,- тель (летчик, переводчик, каменщик, бетонщик,

учитель, строитель)

2 группа –ист,-ник, - тель (журналист, танкист, плотник, лесник, писатель,

водитель).


Вопрос группе «Улыбка»: Когда в словах пишется суффикс –чик, когда – суффикс –щик?


Вопрос группе «Дружба»: Назовите уменьшительно – ласкательные суффиксы.

Слайд. После д, т, з, с, ж пишется суффикс –чик, в остальных случаях – щик.


Уменьшительно- ласкательные суффиксы - ок, -ик, -чик, -к, -очк, - ечк, -оньк, -еньк.


Задание №4 «Выделение конфликтного объекта»

(Найди лишнее слово)

1 группа вода лето 2 группа белка гора

Водица летательный белить гореть

водитель летчик побелить горный

подводник летать белый горец

Вопрос: Что такое корень? Вопрос: Какие слова называются

однокоренными?


Физкультминутка «Родственные слова»


Если я назову пару родственных слов – вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными – вы присядете.

Лес – лесник, стена – потолок, кот –котик, поле – полюшко, друг-враг, сад – садовый, дом – домашний, книга-шкаф, гриб – грибной, обед – стол.


Задание №5 «Ромашка»


Каждая команда получает лист бумаги с изображенной на нем ромашкой, внутри которой записан глагол. В лепестки ромашки нужно вписать приставки, которые могут сочетаться с данными глаголами. Составить несколько предложений и записать. (даны глаголы шла, нести)


Задание №6 «Верите ли вы?»


1 группа

* Верно ли, что существительные подорожник, перелесок образованы приставочно-суффиксальным способом? (Верно)

* Верно ли, что корень – главная часть слова? (Верно)

* Верно ли, что существительные заход, переход образованы суффиксальным способом? (Нет)

* Верите ли вы, что слова пешеход, пароход, листопад образованы путем способа сложения? (Да)

* Верите ли вы, что суффиксы –тель, -ник, -чик, -щик образуют названия лиц? (Да)


2 группа

* Верите ли вы, что окончание – изменяемая часть слова? (Да)

* Верно ли, что основа – часть слова без окончания? (Верно)

* Верно ли, что если к слову прибавить суффикс, то оно будет образовано бессуфиксным способом? (Нет)

* Верно ли, что окончание служит для связи слов в предложении? (Верно)

* Верно ли, что в русском языке есть четыре способа словообразования? (Да)


Задание №7 «Письмо от Золотой рыбки»


Текст письма: «Дорогие ребята! Я разучилась исполнять желания, прошу вас решить тест, связанный с составом слова и дар вновь вернется ко мне… заранее вам благодарна».


1 группа

1.Окончание, основа, корень, суффикс, приставка – это…

А) части речи;

В) части слова;

С) члены предложения.

2. В основу слова входят:

А) корень, суффикс, окончание;

В) корень, приставка, окончание;

С) приставка, корень, суффикс.

3.Корень – это…

А) общая часть родственных слов;

В) часть слова, которая стоит перед приставкой;

С) часть слова, которая стоит после суффикса.

4.Новые слова образуются при помощи:

А) приставки и суффикса;

В) приставки и окончания;

С) суффикса и окончания.

5. Форму слова изменяет:

А) суффикс;

В) приставка;

С) окончание.


2 группа

1.Приставка – это…

А) часть слова, которая не входит в основу;

В) часть слова, которая стоит перед корнем;

С) часть слова, которая стоит после корня.

2.При помощи какой части образовано слово мячик?

А) приставки;

В) Суффикса;

С) суффикса и приставки.

3.Какие слова стоят в разных формах одного и того же слова?

А) труд, труду, трудом;

В) труд, труда, трудный;

С) труд, трудно, трудность.

4.При помощи какой части образовано слово напарник?

А) приставки и суффикса;

В) суффикса;

С) приставки.

5.Какой ряд составляют однокоренные слова?

А) смелый, смелого, смелому;

В) смелость, смелый, осмелеть;

С) смельчак, смельчаку, смельчака.


5. Подведение итогов урока, подсчитываем жетоны. Группа, набравшая большее количество жетонов, открывает конверт, в котором написано главное слово – ЗНАНИЯ.


- Почему это слово одно из самых главных в жизни человека?

6. Оценка знаний учащихся.

7. Домашнее задание. Выполнить упражнение №8 (стр.83)

3 тур «Практический»


Задание № 1 «Составь слово» (Разберите слово по составу, составьте с ними предложения)


1 группа: -от глагола подать взять приставку.

-от глагола дарить – корень.

-от существительного кружок – суффикс.

Какое слово получилось? (подарок)


-от глагола пришел взять приставку.

-от глагола улетел взять корень.

-от глагола бежит – окончание.

Какое слово получилось? (прилетит)

3 тур «Практический»


Задание № 1 «Составь слово» (Разберите слово по составу, составьте с ними предложения)



2 группа: -от глагола побелел взять корень,

-от прилагательного маленький – суффикс.

-от прилагательного синий – окончание.

Какое слово получилось? (беленький)

-от существительного очерк взять приставку,

-от существительного цена взять корень.

-от существительного тетрадка взять суффикс.

-от глагола прибежала – окончание.

Какое слово получилось? (оценка)



1 группа

1.Окончание, основа, корень, суффикс, приставка – это…

А) части речи;

В) части слова;

С) члены предложения.

2. В основу слова входят:

А) корень, суффикс, окончание;

В) корень, приставка, окончание;

С) приставка, корень, суффикс.

3.Корень – это…

А) общая часть родственных слов;

В) часть слова, которая стоит перед приставкой;

С) часть слова, которая стоит после суффикса.

4.Новые слова образуются при помощи:

А) приставки и суффикса;

В) приставки и окончания;

С) суффикса и окончания.

5. Форму слова изменяет:

А) суффикс;

В) приставка;

С) окончание.


2 группа

1.Приставка – это…

А) часть слова, которая не входит в основу;

В) часть слова, которая стоит перед корнем;

С) часть слова, которая стоит после корня.

2.При помощи какой части образовано слово мячик?

А) приставки;

В) Суффикса;

С) суффикса и приставки.

3.Какие слова стоят в разных формах одного и того же слова?

А) труд, труду, трудом;

В) труд, труда, трудный;

С) труд, трудно, трудность.

4.При помощи какой части образовано слово напарник?

А) приставки и суффикса;

В) суффикса;

С) приставки.

5.Какой ряд составляют однокоренные слова?

А) смелый, смелого, смелому;

В) смелость, смелый, осмелеть;

С) смельчак, смельчаку, смельчака.


Казахсая средняя школа № 156 имени Н.Бекежанова







Повторение темы


«Состав слова и словообразование»






6 класс


Преподаватель: Мамбетова Ф.А.
















2014 год

Повторение темы «Состав слова и словообразование» 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: Повторение темы «Состав слова и словообразование»

 

 Цель урока: 1. Образовательная: повторение  и контроль знаний учащихся, повторение понятий приставка, корень, суффикс, окончание, основа. Закрепить и обобщить сведения о способах словообразования;

                      2. Развивающая: развивать умения и навыки членить слово на морфемы, различать части слова, однокоренные слова и формы  одного и того же слова; развитие устной и письменной речи учащихся;

                      3.Воспитательная: развивать творческие способности, умение думать, рассуждать, делать выводы, формировать чувство ответственности и коллективизма, учить добиваться результатов в работе.

 

Основная идея урока: формирование обобщенных представлений о частях слова и словообразовании.

 

Тип урока: Урок – повторение.

 

Вид урока: урок – игра

 

Метод урока: словесный, вопросно-ответный, практический, демонстрационный.

 

Оборудование: Слайды, игры, физкультминутка, карточки.

 

Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая.

 

                                                        Ход урока

 

                І. Организационный момент.

                    1.  Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.

 

                    Деление класса на группы (Ученики выбирают стикеры, на которых написаны слова с приставками и предлогами.

 

                     2.  Пробуждение интереса. Психологический настрой учеников к уроку. Урок начинается со слов Президента. На интерактивной доске изображен портрет Президента РК Н.А.Назарбаева. Цитируется обращение Президента ученикам: «Я верю  в нашу молодежь, уверен, что ваши знания, ваша энергия и ваш труд будут работать на построение сильного и процветающего Казахстана».

                     Ребята, как называется Послание,  с которым обратился  наш Глава Государства народу Казахстана? («Нурлы жол» - «Путь в будущее»).

                    Президент всегда говорит, что молодежь – опора нашего будущего. Государство открыло перед вами все двери и все пути. А молодежь – это вы, подрастающее поколение.

 

                    3.Эпиграф к уроку: «Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».

                                                                                   Л.Успенский.

 

                     Ребята, словами названы предметы, вещи, которые окружают человека. Нет на свете ни одного слова – конкретного, абстрактного, отвлеченного, не названного словом

 

                    4. У нас сегодня урок  повторения изученного по теме «Состав слова и словообразование». Откройте тетради, напишите число и тему урока. В течение урока мы будем говорить о том, что вам уже известно и вы проверите свои знания. Наш урок пройдет в форме игры, состоит из трех туров. За каждый правильный ответ я буду выдавать вам жетоны.

 

                     Ребята, все на свете из чего-либо состоит:

- облако из множества капель воды, - лес из деревьев. Наша речь состоит из … (предложений), а предложения состоят из …(слов). А слова имеют свой строительный материал.

                     Прежде чем перейти к выполнению наших заданий, предоставим слово нашим группам.

                     

Лидеры знакомят с названием и девизом своей группы.

 

1 группа «Улыбка» Девиз группы: Чтобы умными и грамотными стать,

                                                             Надо много книг огромных прочитать.

                                                             Надо только не лениться,

                                                             Надо к знаниям стремиться.

 

2 группа «Дружба» Девиз группы: Мы друг друга выручаем.

                                                             И в беде не оставляем.

                                                             Всем вопросам будем рады.

                                                             Дружба лучше всей награды.

 

                               І тур «Теоретический»

 

Вопросы:

   - Что вы знаете о словообразовании? (Наука, которая изучает, с помощью чего образовано слово).

 

   - С каким разделом языка тесно соприкасается наша тема? (С разделом орфография).

 

   - А что изучает орфография? (Орфография изучает правильное написание слов).

 

  - Каким образом связано словообразование с орфографией? (Мы должны правильно писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания).

 

  - Из чего состоит слово?   (Слово состоит из морфем)

  - Что такое морфема?  (Морфема – это значимая часть слова).

  - Почему значимая?    (Так как несет информацию о слове).

  - Какие морфемы вы знаете?   (Приставка, корень, суффикс, окончание).

  - Что такое приставка?   (Приставка - значимая часть слова, которая стоит      перед корнем и  служит для образования новых слов)

  - Что такое суффикс?    (Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов).

 

             


                        2 тур  «Я - морфема»


 (Из каждой группы выступают ученики с коронами, изображающими значки части слова и читают стихи)

    

               «Приставка»

      А приставка перед корнем

      Любит место занимать.

      Впереди него проворно

      Норовит всегда стоять.

      У приставки дело важное –

      Изменяет слово каждое.

      Новый смысл дает словам,

      Удивляться только нам.

      Делал, сделал, переделал.

      Ехал, выехал, приехал,

      Вертит словом так и сяк,

      И работа не пустяк.

 

                   «Корень»

 

     Главной частью слова я являюсь

     И никогда не изменяюсь.

     В корне смысл слов упрятан,

     Это помните ребята.

     От него растут всегда

     Быстро новые слова.

     Лес, лесник, лесной, лесок,

     Дружный, друг, дружить, дружок.

     В этих семьях есть глава –

     Это корень слова, да!

            «Суффикс»

      Суффикс – важная часть слова,

      Им кончается основа.

      После корня он стоит,

      Превращая дом в домишко,

      А ружье, друзья, - в ружьишко,

      Кота Мурзика – в котенка,

      А собаку – в собачонку.

 

          «Окончание»                                    

      Та часть слова, что изменяется,          

      Окончанием называется.               

 


                         3 тур «Практический»

 

        Задание № 1   «Составь слово»  (Разберите слово по составу, составьте с ними предложения)

 

1 группа:   -от глагола подать взять приставку.

                   -от глагола дарить – корень.

                   -от существительного кружок – суффикс.

                    Какое слово получилось?    (подарок)

 

                   -от глагола пришел взять приставку.

                   -от глагола улетел взять корень.

                   -от глагола бежит – окончание.

                     Какое слово получилось?   (прилетит)

 

2 группа:   -от глагола побелел взять корень,

                   -от прилагательного маленький – суффикс.

                   -от прилагательного синий – окончание.

                      Какое слово получилось?   (беленький)

                  

                   -от существительного очерк взять приставку,

                   -от существительного цена взять корень.

                   -от существительного тетрадка взять суффикс.

                   -от глагола прибежала – окончание.

                      Какое слово получилось?   (оценка)       

         

          Задание №2  «Сорви листок и ответь дружок»

(С чудо – дерева поочередно ученики срывают листья и отвечают на вопросы)

1. Преврати большой дом в маленький. (домик)

2. Назови глупого человека ласково.  (глупышка)

3. Преврати слово стол в комнату.  (столовая).

4. Преврати большой сад в маленький. (садик)

5. Преврати большую табуретку в маленькую.  (стульчик)

6. Преврати слово трактор в человека.  (тракторист)

7. Преврати слово рыба в рыбака.  (рыбак)

8. Как превратить большой двор в маленький?  (дворик) 

9. Как назвать свою маму ласково?  (мамочка).

10.Как превратить большого зайца в маленького? (зайчонок)

 

                          Задание №3 «Биржа труда»

 

 (Представьте, что вы менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых профессий, в которых были бы суффиксы)

 

1 группа:-чик,-щик,- тель (летчик, переводчик, каменщик, бетонщик,

   учитель, строитель)

2 группа –ист,-ник, - тель (журналист, танкист, плотник, лесник, писатель,

   водитель).

 

Вопрос группе «Улыбка»: Когда в словах пишется суффикс –чик, когда – суффикс –щик?

 

Вопрос группе «Дружба»:  Назовите уменьшительно – ласкательные суффиксы.

                                 

Слайд. После д, т, з, с, ж  пишется суффикс –чик, в остальных случаях – щик.

 

Уменьшительно- ласкательные суффиксы - ок, -ик, -чик, -к, -очк, - ечк, -оньк, -еньк.

 

           Задание №4 «Выделение конфликтного объекта»

                                           (Найди лишнее слово)

1 группа     вода              лето                        2 группа            белка           гора

                    Водица         летательный                                    белить         гореть

                    водитель      летчик                                               побелить    горный

                    подводник  летать                                                 белый         горец

Вопрос: Что такое корень?                           Вопрос: Какие слова называются   

                                                                                       однокоренными?

 

                   Физкультминутка  «Родственные слова»

 

Если я назову пару родственных слов – вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными – вы присядете.

Лес – лесник, стена – потолок, кот –котик, поле – полюшко, друг-враг, сад – садовый, дом – домашний, книга-шкаф, гриб – грибной, обед – стол.

 

                                  Задание №5   «Ромашка»

 

Каждая команда получает лист бумаги с изображенной на нем ромашкой, внутри которой записан глагол. В лепестки ромашки нужно вписать приставки, которые могут сочетаться с данными глаголами. Составить несколько предложений и записать.  (даны глаголы шла, нести)

 

                               Задание №6  «Верите ли вы?»

 

1 группа

* Верно ли, что существительные подорожник, перелесок образованы           приставочно-суффиксальным способом? (Верно)

* Верно ли, что корень – главная часть слова? (Верно)

* Верно ли, что существительные заход, переход образованы суффиксальным способом? (Нет)

* Верите ли вы, что слова пешеход, пароход, листопад образованы путем способа сложения?  (Да)

* Верите ли вы, что суффиксы –тель, -ник, -чик, -щик образуют названия лиц?  (Да)

 

2 группа

* Верите ли вы, что окончание – изменяемая часть слова?  (Да)

* Верно ли, что основа – часть слова без окончания?  (Верно)

* Верно ли, что если к слову прибавить суффикс, то оно будет образовано бессуфиксным способом?  (Нет)

* Верно ли, что окончание служит для связи слов в предложении?  (Верно)

* Верно ли, что в русском языке есть четыре способа словообразования? (Да)

 

                   Задание №7     «Письмо от Золотой рыбки»

 

                   Текст письма: «Дорогие ребята! Я разучилась исполнять желания, прошу вас решить тест, связанный с составом слова  и дар вновь вернется ко мне… заранее вам благодарна».

 

1 группа

1.Окончание, основа, корень, суффикс, приставка – это…

                   А)  части речи;

                   В)  части слова;

                   С)  члены предложения.

2. В основу слова входят:

                   А)  корень, суффикс, окончание;

                   В)  корень, приставка, окончание;

                   С)  приставка, корень, суффикс.

3.Корень – это…

                    А)  общая часть родственных слов;

                    В)  часть слова, которая стоит перед приставкой;

                    С)  часть слова, которая стоит после суффикса.

4.Новые слова образуются при помощи:

                    А)  приставки и суффикса;

                    В)  приставки и окончания;

                    С)  суффикса и окончания.

5. Форму слова изменяет:

                    А)  суффикс;

                    В)  приставка;

                    С)  окончание.

 

2 группа

 1.Приставка – это…

                    А)  часть слова, которая не входит в основу;

                    В)  часть слова, которая стоит перед корнем;

                    С)  часть слова, которая стоит после корня.

2.При помощи какой части образовано слово мячик?

                    А)  приставки;

                    В)  Суффикса;

                    С) суффикса и приставки.

3.Какие слова стоят в разных формах одного и того же слова?

                    А)  труд, труду, трудом;

                    В)  труд, труда, трудный;

                    С)  труд, трудно, трудность.

4.При помощи какой части образовано слово напарник?

                     А)  приставки и суффикса;

                     В)  суффикса;

                     С)  приставки.

5.Какой ряд составляют однокоренные слова?

                     А)  смелый, смелого, смелому;

                     В)  смелость, смелый, осмелеть;

                     С)  смельчак, смельчаку, смельчака.

                               

 

      5.   Подведение итогов урока, подсчитываем жетоны. Группа, набравшая большее количество жетонов, открывает конверт, в котором написано главное слово – ЗНАНИЯ.

 

            - Почему это слово одно из самых главных в жизни человека?

             

     6.    Оценка знаний учащихся.

     7.    Домашнее задание. Выполнить упражнение №8 (стр.83)

                         3 тур «Практический»

 

        Задание № 1   «Составь слово»  (Разберите слово по составу, составьте с ними предложения)

 

1 группа:   -от глагола подать взять приставку.

                   -от глагола дарить – корень.

                   -от существительного кружок – суффикс.

                    Какое слово получилось?    (подарок)

 

                   -от глагола пришел взять приставку.

                   -от глагола улетел взять корень.

                   -от глагола бежит – окончание.

                     Какое слово получилось?   (прилетит)

             

     

                                      3 тур «Практический»

 

        Задание № 1   «Составь слово»  (Разберите слово по составу, составьте с ними предложения)

   

 

 

2 группа:   -от глагола побелел взять корень,

                   -от прилагательного маленький – суффикс.

                   -от прилагательного синий – окончание.

                      Какое слово получилось?   (беленький)

                  

                   -от существительного очерк взять приставку,

                   -от существительного цена взять корень.

                   -от существительного тетрадка взять суффикс.

                   -от глагола прибежала – окончание.

                      Какое слово получилось?   (оценка)       

 

 

1 группа

1.Окончание, основа, корень, суффикс, приставка – это…

                   А)  части речи;

                   В)  части слова;

                   С)  члены предложения.

2. В основу слова входят:

                   А)  корень, суффикс, окончание;

                   В)  корень, приставка, окончание;

                   С)  приставка, корень, суффикс.

3.Корень – это…

                    А)  общая часть родственных слов;

                    В)  часть слова, которая стоит перед приставкой;

                    С)  часть слова, которая стоит после суффикса.

4.Новые слова образуются при помощи:

                    А)  приставки и суффикса;

                    В)  приставки и окончания;

                    С)  суффикса и окончания.

5. Форму слова изменяет:

                    А)  суффикс;

                    В)  приставка;

                    С)  окончание.

 

2 группа

 1.Приставка – это…

                    А)  часть слова, которая не входит в основу;

                    В)  часть слова, которая стоит перед корнем;

                    С)  часть слова, которая стоит после корня.

2.При помощи какой части образовано слово мячик?

                    А)  приставки;

                    В)  Суффикса;

                    С) суффикса и приставки.

3.Какие слова стоят в разных формах одного и того же слова?

                    А)  труд, труду, трудом;

                    В)  труд, труда, трудный;

                    С)  труд, трудно, трудность.

4.При помощи какой части образовано слово напарник?

                     А)  приставки и суффикса;

                     В)  суффикса;

                     С)  приставки.

5.Какой ряд составляют однокоренные слова?

                     А)  смелый, смелого, смелому;

                     В)  смелость, смелый, осмелеть;

                     С)  смельчак, смельчаку, смельчака.

 

                               

Автор Мамбетова Фатима Анарбековна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1728
Номер материала 8621
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓