Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПовторение по теме "Лексикология"

Повторение по теме "Лексикология"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ~$ок повторение по теме лексикология.doc

Îëüãà‑


;
L
3
0
MingLiUSimSun˜@ÿÿÿÿà˯

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Повторение по теме "Лексикология""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ домики.doc

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Стужа

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Морозный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Пурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Ненастье

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Повторение по теме "Лексикология""

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ письмо деда мороза.doc

 

Свиток: вертикальный: Дорогие дети!
Снежной морозной зимой  *десь будет весело. Вы выб*рете себе сверх*из*сканные новогодние костюмы, предл*женные вашими родителями, ра*дарите все подарки друзьям.
 Предл*гаю вам прик*снуться к сказке, поесть мороженых фруктов, выйти на улицу и как первопроход*икам и*мерить снеговой покров, а потом послушать новогодний ш*пот деревьев.
Ваш Дед Мороз
Свиток: вертикальный: Дорогие дети!
Снежной морозной зимой  *десь будет весело. Вы выб*рете себе сверх*из*сканные новогодние костюмы, предл*женные вашими родителями, ра*дарите все подарки друзьям.
 Предл*гаю вам прик*снуться к сказке, поесть мороженых фруктов, выйти на улицу и как первопроход*икам и*мерить снеговой покров, а потом послушать новогодний ш*пот деревьев.
Ваш Дед Мороз
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Повторение по теме "Лексикология""

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ презентация Лексикология.ppt

Скачать материал "Повторение по теме "Лексикология""

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок русского языка5 класс

    1 слайд

    Урок русского языка
    5 класс

  • Двадцать второе декабря.Классная работа.Повторение по теме «Лексикология».

    2 слайд

    Двадцать второе декабря.
    Классная работа.
    Повторение по теме «Лексикология».

  • Раздел, лексикология, котором, в, языка, словарный, лингвистики, состав, изуч...

    3 слайд

    Раздел, лексикология, котором, в, языка, словарный, лингвистики, состав, изучается

  • Лексикология – раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка.

    4 слайд

    Лексикология – раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка.

  • Сочетаемостью, лексической, возможность, называется, слова, сочетаться, с тем...

    5 слайд

    Сочетаемостью, лексической, возможность, называется, слова, сочетаться, с теми, словами, иными, или

  • Возможность слова сочетаться с теми или иными словами называется лексической...

    6 слайд

    Возможность слова сочетаться с теми или иными словами называется лексической сочетаемостью.

  • Толковыми, служащие, словари, называются, значений, для, объяснения, слов

    7 слайд

    Толковыми, служащие, словари, называются, значений, для, объяснения, слов

  • Словари, служащие для объяснения значений слов, называются толковыми.

    8 слайд

    Словари, служащие для объяснения значений слов, называются толковыми.

  • Я потянул за дверную ручку – и тут как снег на голову в мои ручки свалилась с...

    9 слайд

    Я потянул за дверную ручку – и тут как снег на голову в мои ручки свалилась с верхней полки шариковая ручка. Я выглянул в окно, увидел там подъемный кран и тут же вспомнил, что забыл закрыть кран в ванной. Тут раздался звонок. Это пришел мой одноклассник с подарками. Было очень странно, ведь зимой у него снега не выпросишь, а тут он принес сразу и лук со стрелами, и лук-порей для салата.

  • Домашнее задание:С. 123 упражнение 2 – выполнить тест; подготовиться к контро...

    10 слайд

    Домашнее задание:
    С. 123 упражнение 2 – выполнить тест; подготовиться к контрольной работе;
    по желанию написать мини-сочинение на тему «Зимняя сказка», используя слова и понятия, которые мы повторили на уроке

  • 11 слайд

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ снежинки жетоны.doc

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Повторение по теме "Лексикология""

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ урок повторение по теме лексикология.doc

Тема: Повторение по теме «Лексикология».

Цель: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме

Задачи:

Образовательные:

формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы, паронимы; различать однозначные и многозначные слова; находить фразеологизмы;

Развивающие:

развивать творческое мышление, активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку; воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, презентация к уроку, маленькие снежинки, большие снежинки для самооценивания со стикерами, плакат с изображением елки, новогодние шары с терминами, плакаты «Лингвистический фейерверк», карты с домиками для синонимов, мяч-снежок, послания Деда Мороза, тексты для релаксации, ножницы, маркер

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада, что оказалась в вашем классе  в преддверие волшебного праздника под названием Новый год. У вас красиво украшенный класс, только вот не хватает одной маленькой детали – новогодней елочки. Ее я принесла с собой. Причем не обычную елочку, а волшебную, из страны Лексикология. Ведь сегодня мы с вами будем повторять все то, что вы выучили на протяжении этой темы. Давайте откроем тетради и запишем. Двадцать второе декабря. Классная работа. Повторение по теме «Лексикология».

ІІ. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Итак, вернемся к нашей елочке. Я так к вам спешила, что забыла ее украсить. Помогите, мне, пожалуйста, нарядить наше деревце. А для этого нужно вспомнить, какие же понятия вы изучали в теме «Лексикология»?

(учащиеся называют понятия, учитель размещает их на елочке)

Спасибо вам, ребята! Вот какая красавица у нас получилась. Сегодня нам с вами нужно плодотворно поработать и повторить те понятия, которые вы мне только что назвали.

Раз уж тема у нас с вами сегодня зимняя, за каждый правильный ответ я буду давать вам вот такие снежинки, а в конце урока вы сами  по количеству снежинок сможете определить, какую оценку заслужили.

ІІІ. Обобщение и систематизация знаний.

1. Интерактивная игра «Лингвистический фейерверк».

Для начала давайте с вами повторим некоторые понятия. Обратите внимание на доску.

 

Раздел, лексикология, котором, в, языка, словарный, лингвистики, состав, изучается.

Сочетаемостью, лексической, возможность, называется, слова, сочетаться, с теми, словами, иными, или.

Толковыми, служащие, словари, называются, значений, для, объяснения, слов.

 

 Ой, что это? Это же злая Снежная Королева разбила мои предложения на отдельные слова. Что же теперь делать? Может быть, кто-нибудь из вас попробует составить из этих слов определения, которые вы учили?

 

Лексикология – раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка.

Возможность слова сочетаться с теми или иными словами называется лексической сочетаемостью.

Словари, служащие для объяснения значений слов, называются толковыми.

 

Какие вы молодцы!

2. Работа в парах.

А сейчас предлагаю вам вспомнить, что такое синонимы?

У вас на партах карта с домиками, которые принадлежат жителям из города Синонимов. Снежная Королева замела снегом некоторые из жилищ, и теперь их маленькие жители не могут найти, где кто живет. Давайте с вами сейчас объединимся в пары и попробуем помочь нашим друзьям. Вам нужно найти спрятанные имена, вписав в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, как и слова, расположенные рядом.

Стужа – холод

Морозный – холодный

Пурга – вьюга

Ненастье – непогода

 

У кого получилось? Молодцы!

А скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, для чего необходимы синонимы? (1)Чтобы избежать неоправданного повтора слов; 2)Выразить мысль более точно).

4. Физкультминутка.

Есть у синонимов братья, которые любят все отрицать и называть противоположные понятия. Как вы думаете, как зовут этих братьев?

Конечно же, антонимы. Так вот, открою вам большую тайну, антонимы очень любят играть в снежки. Вот и я предлагаю вам немножко размяться и провести физкультминутку. А чтобы не тратить время урока, давайте совместим приятное с полезным и за одно повторим антонимы. Я бросаю вам снежок, называю слово, а вы должны бросить мне его обратно, назвав к нему антоним. Если вы не знаете, какой антоним можно подобрать, то бросаете снежок кому-нибудь из своих одноклассников. Условия понятны? Тогда начинаем.

Холод – тепло, жара

Зима – лето

Белый – черный

День – ночь

Минус – плюс

Радость – грусть, печаль

Лед – пар, вода

Замерзнуть - согреться

 

5. Работа с карточками. Взаимопроверка.

Передохнули? Тогда давайте работать дальше. Я принесла вам послание от Деда Мороза. Но вредная Снежная Королева заколдовала некоторые буквы, превратив их в снежинки. Давайте попробуем определить, какие же буквы нам нужно вставить. А для этого перепишите, пожалуйста, в тетради текст послания, вставляя вместо снежинок пропущенные буквы.

 

Дорогие дети!

Снежной морозной зимой  *десь будет весело. Вы выб*рете себе сверх*з*сканные новогодние костюмы, предл*женные вашими родителями, ра*дарите все подарки друзьям.

 Предл*гаю вам прик*снуться к сказке, поесть мороженых фруктов, выйти на улицу и как первопроход*икам и*мерить снеговой покров, а потом послушать новогодний ш*пот деревьев.

Ваш Дед Мороз

 

У кого получилось? Молодцы. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга написанное. Какие орфограммы вы встретили в данном тексте?

 

А что еще вам показалось необычным? Какие похожие слова вы увидели? Как называются такие слова? Объясните значение найденных в тексте паронимов.

Снеговой – состоящий из снега.

Снежный – характеризующийся обилием снега.

Морозный – относящийся к морозу как к явлению природы

Мороженый – подвергшийся замораживанию

 

6. Минутка релаксации.

А сейчас давайте передохнем. Закройте глаза и послушайте шуточный текст.

Я потянул за дверную ручку - и тут как снег на голову в мои ручки свалилась с верхней полки шариковая ручка. Я выглянул в окно, увидел там подъемный кран и тут же вспомнил, что забыл закрыть кран в ванной. Тут раздался звонок. Это пришел мой одноклассник с подарками. Было очень странно, ведь зимой у него снега не выпросишь, а тут он принес сразу и лук со стрелами, и лук-порей для салата.

 

Ваши глаза отдохнули. Можно продолжать. Текст, который я вам только что прочитала, находится на доске. Посмотрите на него еще раз и скажите мне, какие понятия, изученные в теме «Лексикология», в нем встречаются?

Омонимы – лук, кран

Многозначные слова – ручка

А чем отличаются омонимы от многозначных слов?

 

Фразеологизмы – как снег на голову (неожиданно), зимой снега не выпросишь (жадный).

 

Посмотрите внимательно на нашу елочку и скажите мне, какое понятие мы с вами еще не повторили? Правильно, тематические группы слов. Что же это такое? А скажите мне тогда, какой общей темой был объединен наш сегодняшний урок?

 

7. Эстафета минутных испытаний.

Учащиеся делятся на три команды по рядам. Им предлагается за одну минуту написать как можно больше слов, которые относятся к одной тематической группе.

1 ряд – зимние праздники

2 ряд – зимние игры

3 ряд – зимняя одежда

Выигрывает тот ряд, который написал больше слов.

 

IV. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. Что узнали и чему научились сегодня на уроке?

Что ещё научились делать?

Ответы учеников: Повторили сведения по лексике. Учились отличать омонимы от многозначных слов. Учились правильно употреблять синонимы, антонимы, паронимы. Определяли фразеологизмы. Работали над своей лексикой, расширяя свой словарный запас.

V. Домашнее задание.

 Домашним заданием будет подготовиться к контрольной работе, выполнить тест на с. 123 упр. 2; по желанию написать мини-сочинение на тему «Зимняя сказка», используя слова и понятия, которые мы разобрали на уроке.

VI. Оценивание.

Сегодня на уроке вы очень хорошо работали. Я предлагаю вам посчитать снежинки, которые вы сегодня заработали. Возьмите большие снежинки, подпишите на них свои фамилии и поставьте себе оценку. А теперь давайте украсим нашими снежинками доску. Мне бы очень хотелось, чтобы вы и дальше получали такие же хорошие оценки.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Повторение по теме "Лексикология""

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка в пятом классе на тему "Повторение по теме "Лексикология" является заключительным в разделе "Лексикология". На уроке применяются интерактивные и здоровьесберегающие технологии, технологии критического мышления. К разработке урока прилагается мультимедийная презентация, а также раздаточный материал, который использовался в течение урока (домики синонимов, письмо Деда Мороза. Все части урока выдержаны в одной тематике - преддверие Нового года. Формы работы с учащимися - индивидуальная, коллективная и групповая, устная и письменная. Домашнее задание разноуровневое, творческое.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 989 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 497
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 668
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 495
    • ZIP 12.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сафина Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сафина Ольга Николаевна
    Сафина Ольга Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 728858
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы гештальт-терапии: история и теория

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 14 человек