Лишь,
бишь, ишь, вишь
Задание:
Спишите
пословицы, раскрывая скобки, выделите окончания. Определите лицо и число
глаголов.
1.Не
помучишься — не научиш.. ся.
2.
Без труда (не) вытащишь и рыбку из пруда.
3.Что
посееш…, то и пожнеш….
4.С
руками нигде (не)пропадеш…
5.
Поспешиш… - людей насмешиш…
6. Что
посееш…, то и пожнеш….
( на
доске, разделенной на три части, 3 ученика выполняют задания
индивидуально, выписывая только глаголы).
V. Динамическая пауза)
Без
сомненья, мы устали.
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели!
VI. Закрепление изученного. Глаголы 1-го и 2-го
спряжения
- Какое самое главное орфографическое правило темы «Глагол» мы
не вспомнили? (Правило написания безударных личных окончаний глагола)
– Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании
безударных личных окончаний глагола?
На интерактивной доске появляется алгоритм рассуждения. Учащиеся
читают про себя, затем проговаривают вслух.
Чтоб
определить спряжение,
Посмотри на окончание.
А ещё на ударение
Обрати своё внимание!
Когда окончание под
ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
Ко второму спряженью
Отнесём, без сомненья,
Все глаголы на -ить,
Исключив брить,
стелить.
А ещё: смотреть,
обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е спрягать нельзя!
Проверочная работа с использованием перфокарт.
У учащихся на столах лежат заготовленные трафареты, в которые
записывают только гласную окончания.
Е – и в окончаниях глаголов.
Цель: проверка умения учащихся
определять орфограмму в глаголах 3-го лица единственно числа.
Е – и в окончаниях глаголов.
Стонет
|
Стелет
|
Мелет
|
Зависит
|
Строит
|
Клеит
|
Пилит
|
Колет
|
Рубит
|
Купается
|
Ненавидит
|
Помнит
|
Смотрит
|
Улыбается
|
Увидит
|
Жалит
|
Дышит
|
Лает
|
Реет
|
Прожигает
|
Забавляет
|
Пенится
|
Сеет
|
Блистает
VII. Анализ текста.
Анализ текста (он дан в Рабочих тетрадях по русскому языку
автора Г.А.Богдановой, часть 2-я), упражнение 143.
(Св..стит косая м..тель – белая м..тла дороги м..тет. Дымя(т,
ть)ся сугробы и крыши. Руш..тся с сосен белые водопады. Ск..льзит по
застругам ярос..ная поземка. Февраль летит на всех парусах. Гон..тся вихри
за санями, машинами, круж..тся хороводы вокруг домов, зам..тают
пути-дороги.
Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой
елью – белые флаги.
Зав..вает, круж..т, занос..т. Св..стит, скулит, во..т. Лет..т в глаза, в
спину т..лка..т, дышать (не) дает.
Тучи-снегосыпы сыпл..тся сверху. Сугробы-снеговеи ве..т снег внизу. Солнце
запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.
Круговерть от земли до неба!
(Н.Сладков)
Задание: озаглавить текст,
вставить пропущенные буквы.
Пока выполняется задание, учитель проверяет работы с
использованием перфокарт.
Анализируя текст, учащиеся отвечают на вопросы:
– Какие средства выразительности помогают автору текста создать
образную картину февраля-снеговея?
– Чем, по-вашему, объясняется то, что писатель использует в данной
зарисовке короткие предложения для описания метели?
– Вставьте (устно) между однородными членами предложения союз и.
Что изменится в передаче стремительности движения? (Использование
однородных членов без союзов выступает здесь как основное средство
выразительности, которое помогает описать быстро сменяющиеся события,
действия, движения. Это называется бессоюзием.)
– Слова какой части речи несут основную смысловую нагрузку
в тексте? Как вы думаете, почему в тексте употребляются, кроме одного,
глаголы несовершенного вида?
– Найдите в тексте глагол совершенного вида, разберите его по составу.
– Выпишите из текста два глагола , спряжение которых определяется по личным
окончаниям, поставьте ударение в словах.
– Выпишите из текста два глагола 1-го и 2-го спряжения, для правильного
написания личных окончаний которых надо определить спряжение.
– Есть ли среди глаголов текста такие, которые имеют нулевое окончание?
– В каком случае глаголы будут иметь нулевое окончание?
– Выпишите глагол с окончанием -ть. На что оно указывает?
(Учащиеся говорят о роли глаголов в речи, отмечают, что с
помощью простых предложений удачно передается описание порывов ветра. Сложные
предложения замедлили бы это стремительное движение. Глаголы несовершенного
вида обозначают неоднократно повторяющиеся движения, подчеркивают, что
действие будет происходить не один только день.)
VIII. Итоги.
Подводя итог урока, учащиеся отвечают на вопрос:
– Какие орфографические навыки повторяли на уроке?
Учитель выставляет отметки за предыдущие виды работ, объявляет
их.
Домашнее задание:
На дом учащиеся получают задание творческого характера:
написать фото-зарисовку о весне, используя в ней различные
изобразительно-выразительные средства языка, в том числе однородные
сказуемые, выраженные глаголами. Темы работ: « О! Весна, без конца и без
края!», «Весенняя капель», «Птичьи забавы» или написать
сочинение-миниатюру «Пробуждение природы».
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.