Главная / Русский язык и литература / Повторение по теме "Глагол"

Повторение по теме "Глагол"

Русский язык. 7 класс

«Когда мы вместе – мы сила!»

Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол»

Цель урока:

Ход урока

Глагол – самостоятельная часть речи,

Она заставит действовать всех нас:

Читать, писать, спрягать – и обеспечит

В конце урока непременный нам успех!

I. Мотивация

1. Беседа

- Есть ли у вас настоящие друзья?

-Какими качествами должен обладать настоящий друг?

-Составьте кластер к слову «дружба»(умение хранить секреты, умение признавать свои ошибки, готовность прощать, сочувствие, открытость, искренность, привязанность, любовь, доверие, уважение, интерес к делам и переживаниям другого, готовности прийти на помощь)


2. Просмотр мультфильма. https://www.youtube.com/watch?v=dOplqsO2u4w


3. Беседа

- О чём этот мультфильм?

-Почему не у всех есть настоящий друг?

- В чём мораль? (в силе единства)

Вывод: Давайте учиться у зверей и насекомых!

4. Рефлексия. Ответьте письменно на вопрос: «Умеем ли мы так дружить?»


II. Объявление темы и цели урока.

- Как вы думаете, почему я сегодня начала урок с этого мультика? Какова основная тема нашего урока? Что мы должны сегодня сделать на уроке? Как мы обычно работаем на таких уроках?

- Так может ли нам сегодня помочь ваша дружба?


III. Работа по теме урока.

1. Игра «Не прерви цепочку» (фронтальная беседа)

-Что такое глагол?

-Вид, переходность, возвратность, спряжение, наклонение, безличные глаголы.

2. Работа в парах (кто быстрее) «Орфоэпический диктант»(на доске)

- Расставить ударения, если затрудняетесь, обратитесь к словарю

Звонит, звонишь, баловать, создала, поняла, клала, каталог, жалюзи.

3. Игра «Составь слово». Разбор по составу (на доске)

От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание, от глагола поскользнуться второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.)

4. Слово учителя.

Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500. Писатель А. Югов дал очень яркую характеристику этой части речи. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!» (Обращение к эпиграфу)


5. Поэтому, проведём с вами «Стилистический эксперимент»(индивидуальная работа)на доске


Из-под камня ___________ родник. Он превращается в ручеек, который весело __________ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом____________ вниз. Несколько таких ручейков _______________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине.( Синтаксический разбор, анализ.)

Вариант К.Г. Паустовского: бежит, течет, скатывается, сливаются, льется.


- В чем необычность употребления глаголов «звенит, радуется (ручеек)»?

Они употреблены в переносном значении, в литературе этот прием называется олицетворением. Литературный прием, заключающийся в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.


6. Работа в группах (по цвету. )

Задание. Нужно закончить пословицы, а также у данных глаголов определить спряжение.

Ложь человека не крас…т.

Мир стро…т, а война разруша…т.

Труд корм…т и одева…т.

Глупый осуд…т, а умный рассуд…т.

Дружба, как стекло, разобьёшь – не слож…шь.

Задание: «Исправь ошибки в образовании форм глаголов».

1) Он всегда ложит локти на стол.
2) Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.
3) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях
.

Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия.

Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пёс. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.


Слитно или раздельно? Спишите, раскрыв скобки.

(НЕ) посещал стадион, (не) был на матче, (не) играл в баскетбол, (не) участвовал в спартакиаде, (не) спросил на уроке, (не) говорили о повести, (не) смотрел второй серии фильма.


Вставьте, где необходимо, Ь. Носят…ся по берегу, вертит…ся колесо, шепчут…ся друг с другом, нужно настроит…ся на работу, радуеш..ся празднику, выражаеш.. сочувствие, отреж.., нач..ни, стрич..ся, береч..


6. Сменные «четвёрки»(по фигуркам), работа в новой группе


IV. Подведение итогов . Разгадайте кроссворд.

img1

По горизонтали:

2. Глаголы с постфиксом СЯ (СЬ)
3. Непостоянный признак глагола
5. Роль глагола в предложении
8. Изобразительное средство, в составе которого чаще всего встречается глагол
9. То, что обозначает глагол

По вертикали:

  1. Наклонение, при котором глагол обозначает желаемое или возможное действие
    4. Постоянный признак глагола
    5. Часть слова, при помощи которой образуется глагол в повелительном наклонении
    6. Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица или предмета
    7. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с сущ., мест., числит. в Вин. падеже без предлога

V. Рефлексия. Тест по теме «Правописание глаголов»

 

1.      В каком варианте пишется Ь?

1)      делает...ся

2)      мне не нравит...ся

3)      будет строит...ся

4)      крапива жалит...ся

2.      В каком варианте не пишется Ь?

1)      не могу взят...ся

2)      будет старат...ся

3)      не хочу злит...ся

4)      прут гнет...ся

3.      В каком слове пишется буква И?

1)      ты бор...шься

2)      мы накол...м дров

3)      лицо пыш...т здоровьем

4)      мы высп...мся

4.      В каком слове пишется буква Е?

1)      белье полощ...тся

2)      терп...шь боль

3)      никого не обид...т

4)      вы все предвид...те

5.      В каком слове пишется буква Ю?

1)      они мел...т кофе

2)      крупы порт...тся

3)      они справ...тся

4)      занятия оконч...тся

6.  B каком слове пишется буква Я?

1)      они распор...т швы

2)      родители хлопоч...т

3)      они ма...тся без дела

4)      дети стро...т дом из песка

7.  В каком варианте пишется А?

1)      они ни на что не наде...тся

2)      они услыш...т твой голос

3)      всей правды тебе не скаж...т

4)      колыш...тся травы

8.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

1)      завед...вать отделом

2)      оправд...вать друга

3)      исповед...вать христианство

4)      завид...вать согласию

9.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?

1)      испыт...вать печаль

2)      приз...вать к примирению

3)      задум...ваться над своей судьбой

      4)      попроб...вать заглянуть в будущее

10.Определите слитное написание - не- с глаголом
1) (не)говори громко
2) солнце (не)взошло
3) (не)сверкает молния
4) ребёнку (не)здоровится
5) гром (не)гремит

1-3,2-4,3-4,4-1,5-1,6-4,7-2,8-2,9-4,10-4.

Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского, современника М.М. Пришвина: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.




















Дружба умение хранить секреты, умение признавать свои ошибки, готовность прощать, сочувствие, открытость, искренность, привязанность, любовь, доверие, уважение, интерес к делам и переживаниям другого, готовности прийти на помощь















Программа самореализации


………………………………………………………………………(число)

1 группа.Задание. Нужно закончить пословицы, а также у данных глаголов определить спряжение.

Ложь человека не крас…т.

Мир стро…т, а война разруша…т.

Труд корм…т и одева…т.

Глупый осуд…т, а умный рассуд…т.

Дружба, как стекло, разобьёшь – не слож…шь.

2 группа Задание: «Исправь ошибки в образовании форм глаголов».

  1. Он всегда ложит( ) локти на стол.
    2) Серёжа хотит ( )помочь нам в решении задачи повышенной трудности.
    3) Я много тренировался, думаю, что побежу( ) в соревнованиях
    .

Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пёс. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

3 группаСлитно или раздельно? Спишите, раскрыв скобки.

(НЕ) посещал стадион, (не) был на матче, (не) играл в баскетбол, (не) участвовал в спартакиаде, (не) спросил на уроке, (не) говорили о повести, (не) смотрел второй серии фильма.

4 группа Вставьте, где необходимо, Ь.

Носят…ся по берегу, вертит…ся колесо, шепчут…ся друг с другом, нужно настроит…ся на работу, радуеш..ся празднику, выражаеш.. сочувствие, отреж.., нач..ни, стрич..ся, береч..























Тест по теме «Правописание глаголов» 

1.      В каком варианте пишется Ь?

1)      делает...ся

2)      мне не нравит...ся

3)      будет строит...ся

4)      крапива жалит...ся

2.      В каком варианте не пишется Ь?

1)      не могу взят...ся

2)      будет старат...ся

3)      не хочу злит...ся

4)      прут гнет...ся

3.      В каком слове пишется буква И?

1)      ты бор...шься

2)      мы накол...м дров

3)      лицо пыш...т здоровьем

4)      мы высп...мся

4.      В каком слове пишется буква Е?

1)      белье полощ...тся

2)      терп...шь боль

3)      никого не обид...т

4)      вы все предвид...те

5.      В каком слове пишется буква Ю?

1)      они мел...т кофе

2)      крупы порт...тся

3)      они справ...тся

4)      занятия оконч...тся

6.  B каком слове пишется буква Я?

1)      они распор...т швы

2)      родители хлопоч...т

3)      они ма...тся без дела

4)      дети стро...т дом из песка

7.  В каком варианте пишется А?

1)      они ни на что не наде...тся

2)      они услыш...т твой голос

3)      всей правды тебе не скаж...т

4)      колыш...тся травы

8.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

1)      завед...вать отделом

2)      оправд...вать друга

3)      исповед...вать христианство

4)      завид...вать согласию

9.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?

1)      испыт...вать печаль

2)      приз...вать к примирению

3)      задум...ваться над своей судьбой

      4)      попроб...вать заглянуть в будущее

10.Определите слитное написание - не- с глаголом
1) (не)говори громко
2) солнце (не)взошло
3) (не)сверкает молния
4) ребёнку (не)здоровится
5) гром (не)гремит


Повторение по теме "Глагол"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 7 классе по теме"Глагол". Урок с использованием медиатекста, ИКТ, тесты для проверки знаний по изученной теме. Для плодотворной работы на уроке я использую заранее подготовленные СТРАНИЧКИ УЧЕНИКА (программы самореализации).

Цель:   повторить и обобщить знания о глаголе;  поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи;  развивать умение высказывать свои мысли, сопоставлять, анализировать, логически мыслить, развивать орфографическую зоркость; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважать мнение других, воспитывать любовь к природе. 

 

 

Автор Жданова Елена Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 551
Номер материала 30184
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓