Главная / Русский язык и литература / Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии. Конспект и презентация. Модульный урок

Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии. Конспект и презентация. Модульный урок

Название документа Тема урока.ppt

Тема урока: Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии.
Цель урока: Определить уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепричастие», ...
УЭ-1 Цель: Проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе.
Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям стал целит…ся. П…думав...
Ключ №1 Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целитьс...
Задание 5 варианты ответа х существ. + причастие	х причастие + существ. Сидев...
Задание 6 ответы 5,7 3 2 6
Задание 7 варианты ответа Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь у...
УЭ-2 Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и д...
Ключ №2 деепр м гл гл пр сущ Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, деепр ...
УЭ-3 Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями и деепричастиями.
Ключ №3 Задание 1. Уровень 2. Незнакомым (дорогам) – к прилагательному можно ...
Задание 2 1. Не найдешь не трудясь Не соберешь не посеяв Не продают не убив Н...
УЭ-4 Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах дейс...
Ключ №4 У Я Ю А Ю Ю Ю Я Ю А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
УЭ-5 Цель : проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах стра...
Ключ №5 Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный реб...
Ключ №5 н нн нн н н нн н н нн нн
УЭ-6 Итоги урока Сумма баллов за урок	Оценка за урок	Домашнее задание 53 – 65...
Спасибо за урок, ребята! МОЛОДЦЫ!
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема урока: Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии.
Описание слайда:

Тема урока: Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии.

№ слайда 2 Цель урока: Определить уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепричастие», сис
Описание слайда:

Цель урока: Определить уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепричастие», систематизировать полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах), развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

№ слайда 3 УЭ-1 Цель: Проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе.
Описание слайда:

УЭ-1 Цель: Проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе.

№ слайда 4 Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям стал целит…ся. П…думав он
Описание слайда:

Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям стал целит…ся. П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер…4 . Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить. Но стало казат…ся что не в лебедя а в человека стреля…ш…. В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой в лебедя. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л. Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им. Такова власть красоты.

№ слайда 5 Ключ №1 Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.
Описание слайда:

Ключ №1 Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться. Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере. Зарядив ружье, приготовился выстрелить. Но стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь. Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя. Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, попятившись, отошел. Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им. Такова власть красоты.

№ слайда 6 Задание 5 варианты ответа х существ. + причастие	х причастие + существ. Сидевших
Описание слайда:

Задание 5 варианты ответа х существ. + причастие х причастие + существ. Сидевших птиц Сидевших на озере Превращенной девушке Превращенной в лебедя Грозившей опасности Грозившей им

№ слайда 7 Задание 6 ответы 5,7 3 2 6
Описание слайда:

Задание 6 ответы 5,7 3 2 6

№ слайда 8 Задание 7 варианты ответа Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убит
Описание слайда:

Задание 7 варианты ответа Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц. Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя девушке. Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности.

№ слайда 9 УЭ-2 Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и дееп
Описание слайда:

УЭ-2 Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.

№ слайда 10 Ключ №2 деепр м гл гл пр сущ Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, деепр гл
Описание слайда:

Ключ №2 деепр м гл гл пр сущ Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, деепр гл нар сущ прич пр сущ надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием , обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

№ слайда 11 УЭ-3 Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями и деепричастиями.
Описание слайда:

УЭ-3 Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями и деепричастиями.

№ слайда 12 Ключ №3 Задание 1. Уровень 2. Незнакомым (дорогам) – к прилагательному можно под
Описание слайда:

Ключ №3 Задание 1. Уровень 2. Незнакомым (дорогам) – к прилагательному можно подобрать синоним Необыкновенной (тишине) – к прилагательному можно подобрать синоним Никогда не слыханной тишине - есть у причастия зависимое слово Нескошенные (луга) – одиночное причастие С непривычки – к прилагательному можно подобрать синоним Не уснувшей еще (птицы) – у причастия есть зависимое слово Неопределенный (звук) – к прилагательному можно подобрать синоним

№ слайда 13 Задание 2 1. Не найдешь не трудясь Не соберешь не посеяв Не продают не убив Не с
Описание слайда:

Задание 2 1. Не найдешь не трудясь Не соберешь не посеяв Не продают не убив Не срубишь не взявшись 2. Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастиями

№ слайда 14 УЭ-4 Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действи
Описание слайда:

УЭ-4 Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

№ слайда 15 Ключ №4 У Я Ю А Ю Ю Ю Я Ю А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Описание слайда:

Ключ №4 У Я Ю А Ю Ю Ю Я Ю А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

№ слайда 16 УЭ-5 Цель : проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдат
Описание слайда:

УЭ-5 Цель : проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

№ слайда 17 Ключ №5 Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребено
Описание слайда:

Ключ №5 Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена.

№ слайда 18 Ключ №5 н нн нн н н нн н н нн нн
Описание слайда:

Ключ №5 н нн нн н н нн н н нн нн

№ слайда 19 УЭ-6 Итоги урока Сумма баллов за урок	Оценка за урок	Домашнее задание 53 – 65	 5
Описание слайда:

УЭ-6 Итоги урока Сумма баллов за урок Оценка за урок Домашнее задание 53 – 65 5 Нет 40 – 52 4 Повторить правила, на которые допущены ошибки 30 – 39 3 Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки (30 слов) Ниже 30 2 Параграфы 132-144, упр. 281

№ слайда 20 Спасибо за урок, ребята! МОЛОДЦЫ!
Описание слайда:

Спасибо за урок, ребята! МОЛОДЦЫ!

Название документа урок причастие и деепричастие.doc

12


УРОК (2 часа )


Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии.



УЭ – О - Определить уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепри-

частие»,

- систематизировать полученные знания о причастии и дее-

причастии (общее грамматическое значение, морфологиче-

ские, синтаксические признаки; орфографические правила,

изученные в данных разделах),

- воспитывать умение слушать товарища, формировать навык

самостоятельной работы

- развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.



Оборудование:


интерактивная доска, компьютер,

компьютерная презентация к уроку,

дифференцированный раздаточный материал,

перфокарты,

сигнальные карточки.


УЭ – 1 Цель: Проверить уровень подготовки к работе на начальном

этапе. Работа с текстом.



1.Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям,

стал целит…ся.

2.П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побо-

4

льше птиц с…девших на озер… .

3.Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.

4.Но стало казат…ся что н.. в лебедя а в человека стреля…ш….

5.В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой

в лебедя.

6.Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами по-

Том п…пятившись отош…л.

7.Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им.


8.Такова власть красоты.



Задания:


  1. Озаглавить текст. Дать несколько вариантов заглавий.

  2. Определить основную мысль текста.

  3. Объяснить графически пропущенные орфограммы; расставить знаки препинания.

  4. Назвать виды орфограмм, встреченных в тексте.

  5. Выписать словосочетания

х

Причастие + существительное


х

Существительное + причастие

  1. Найти предложения, соответствующие данным схемам, указать их номера.


hello_html_63f2908f.gif1. , | | .


2. | | , .


3. , , | | , | | .


4. | | , , , .

7.Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение.


8.Произвести морфемный разбор слов:


Подумав, сидевшие.


9.По каким признакам мы определяем 1)причастие? 2)деепричастие? Сравните морфологические признаки причастия и деепричастия и сделайте вывод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия?




Проверьте свою работу (частично), пользуясь ключом.


Ключ №1.


1.Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.

2.Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

3. Зарядив ружье, приготовился выстрелить.

4.Но стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь.

5.Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя.

6.Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, попятившись, отошел.

7.Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им.

8.Такова власть красоты.





3)

оценка

Количество ошибок

«5»

Нет ошибок

«4»

1-2 ошибки

«3»

4 ошибки

«2»

5 и более ошибок


4.Виды орфограмм, встреченных в тексте:

  1. правописание падежных окончаний существительных,

  2. правописание неизменяемых приставок,

  3. правописание -ться- тся в глаголах,

  4. правописание безударных гласных,

  5. правописание приставок при- и пре –,

  6. правописание окончаний глаголов во 2л. ед.ч.,

  7. правописание приставок на –з и –с,

  8. правописание сомнительных согласных,

  9. правописание Н и НН в суффиксах причастий,

  10. правописание о-е после шипящих в корне слова,

  11. правописание не с глаголами,

  12. правописание окончаний причастий.


Оценка

Количество верных ответов

«5»

9 – 11

«4»

7 – 8

«3»

5 – 6

«2»

0 – 4









5.Варианты ответа


х

сущест.+ причастие

х

причастие + сущест.

Сидевших птиц

Сидевших на озере

Превращенной девушке

Превращенной в лебедя

Грозившей опасности

Грозившей им



Оценка


«5»

Если даны оба правильных ответа

«3»

Один ответ ошибочный


6.

1схема – предложение №5 и № 7

2 схема – предложение № 3.

3 схема – предложение №2

4 схема – предложение №6


оценка

Количество верных ответов

«5»

5 ответов

«4»

4

«3»

3

«2»

1-2






7.Варианты ответа:


  1. Подумав, решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц.

  2. Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя девушке.

  3. Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности.


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Работа выполнена верно

«2»

Неверно выполнена работа


8.Подумав, сидевших


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Работа выполнена верно

«2»

Есть 1 ошибка

9.

1.Причастие обозначает признак предмета по его действию

2.Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, которое

выражено глаголом.

3.Причастие и деепричастие имеют следующие общие и различные признаки:

- это обе глагольные формы, имеют вид, возвратность,

- но причастие – это изменяемая форма, а деепричастие - неизменяемая.




оценка

Количество верных ответов

«5»

Названы все признаки общие и различительные

«4»

Допущена 1 ошибка

«3»

Допущено 2 ошибки

«2»

Три и более ошибки


УЭ - 2 Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.


Произвести синтаксический разбор предложения, указанного в тексте.


Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше

птиц, сидевших на озере.


1.Поменяйтесь тетрадями.

2.Пользуясь ключом, проверьте.

3.Оцените работу одноклассника.

















Ключ №2.


Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.


(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом)


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Все верно

«4»

1 ошибка в определении члена предложения и в характеристике

«3»

3 ошибки

«2»

4 и более


УЭ – 3 Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями

и деепричастиями.



Задание 1.

Уровень 1.


Перестрой словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала

частицей, т.е. писалась бы раздельно со словом.

Неисследованная местность_________________________

Нескошенная трава_________________________________

Нерешенная проблема_______________________________

Невыполненное задание______________________________

Несостоявшееся соревнование_________________________


Уровень 2.


Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор.


1.Нет большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым____________

дорогам к какому-нибудь озеру.

2.В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине ______________

зарождается рассвет.

3.(Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки

туманится и тяжелеет голова. __________________________

4.Вот откуда-то доносится тревожный крик (не)-

уснувшей еще птицы. __________________________

5.Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-

то голос. _____________________


Работа проверяется учениками- консультантами.



Задание 2.

1.Выписать в 2 столбика: 1 столбик - глаголы,2 столбик - деепричастия


(Не)трудясь, (не)найдешь счастья; (не)посеяв,

(не)соберешь урожая; (не)убив медведя, шкуры

(не)продают; (не)взявшись за топор, избы

(не) срубишь.

2.Привести примеры написания Не с глаголами и деепричастиями, не продемонстрированные в задании. (работа в парах).


3.Работу проверьте по ключу №3.


Ключ №3.


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

«2»

5 и более

1.Не найдешь не трудясь

Не соберешь не посеяв

Не продают не убив

Не срубишь не взявшись

2.Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастиями


(Примеры учащиеся приводят сами).







УЭ – 4 Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.


Задание 1.


1.От чего зависят правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

2.Можно воспользоваться опорной схемой (для 1 уровня). (Смотри в приложении к уроку).



Задание 2.


Определите, какую гласную в суффиксе следует написать в причастии:


  1. паш...щий

  2. стро...щий

  3. кол...щий

  4. слыш...щий

  5. се..щий

  6. бре...щий

  7. та...щий

  8. вид...щий

  9. бор...щийся

  10. дыш...щий


Ответ запишите здесь:



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

------------------------------------------------------------------



Ответ проверьте по ключу.



Ключ №4.



У Я Ю А Ю Ю Ю Я Ю А

------------------------------------------------------

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

2 ошибки

«3»

3 ошибки

«2»

4 и более



Задание 3.


(Класс работает с учителем).Выберите нужную букву Е или И? Работаем с сигнальными картами. Е – красная, И- зеленая .

РешаЕмый, зависИмый, видИмый, намагничИваемый, колеблЕмый, отпираЕмый, увлекаЕмый, слышИмый, заглушаЕмый, желаЕмый.



Оцените свою работу по ключу.




Ключ №5.


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

2 ошибки

«3»

3 ошибки

«2»

4 и более


УЭ – 5 Цель : проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.


Задание 1.


Уровень 1.


Соотнесите части правила


Дhello_html_1b075a90.gifhello_html_m6c69db1f.gifве Н пишутся в причастиях есть приставка, кроме пристав

и отглагольных прилагательных не.

hello_html_m570e4fd5.gifЕсть суффиксы - ова -, - ева –

Нhello_html_2060ce5a.gifhello_html_m6c69db1f.gif пишется в причастиях и нет зависимых слов,приставок

оhello_html_m570e4fd5.gifтглагольных прилагательных. Слово образовано от глагола

совершенного вида

Привести примеры на данное правило.


Уровень 2.


Задание 1.


Найти ошибки в написании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Исправить их.


Мороженная рыба, замороженная рыба, свежемороженая рыба, поджареное мясо, балованный ребенок, кованные сапоги, жаренное на масле филе, раненный солдат, задача решена.


Задание 2. Работа с перфокартой.


  1. Грибы высушены

  2. Купленные овощи

  3. Потушенная ветром

  4. Груженая баржа

5. Дороги пройдены

6. Выставленные оценки

7. Золототканая скатерть

8. Соленые огурцы

9. Вытканный ковер

10. Искусанный комарами


Ответы проверьте по ключу №6.



Ключ для проверки №6.


Задание 1.


Соотнесите части правила


Дhello_html_2060ce5a.gifhello_html_m96b76f6.gifhello_html_353e10d5.gifhello_html_2c90c2de.gifве Н пишутся в причастиях

hello_html_m6c69db1f.gifесть приставка, кроме

и отглагольных прилагательных приставки не.

hello_html_m570e4fd5.gifесть суффиксы - ова -, - ева –


Нhello_html_2060ce5a.gifhello_html_2060ce5a.gifhello_html_m64d54429.gif пишется в причастиях и нет зависимых слов, приставок

отглагольных прилагатель-

нhello_html_2060ce5a.gifых слово образовано от глагола

совершенного вида


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

1 ошибка

«3»

2 ошибки

«2»

3 и более ошибки



Уровень 2.


Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена.


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

1 ошибка

«3»

2 ошибки

«2»

3 и более ошибки



Задание 2.


  1. н

  2. нн

  3. нн

  4. н

  5. н

  6. нн

  7. н

  8. н

  9. нн

  10. нн



Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

1 ошибка

«3»

2 ошибки

«2»

3 и более ошибок






УЭ – 6 Цель: подведение итогов урока и выбор домашнего задания:


  1. Вспомните цели урока. Как вы думаете, достигнуты ли они?

  2. Какие этапы работы вызвали трудности, почему?

  3. Как вы оценили результаты своей работы на уроке?


а) Я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;

б) я сам все понял(а), но объяснить другому не берусь;

в) для полного понимания мне нужно повторить тему;

г) я ничего не понял(ла).


  1. Сдайте оценочный лист учителю.


Домашнее задание:


Сумма баллов за урок

Домашнее задание

Оценка за урок

67 – 75

Нет

5

60 – 66

Повторить правила, на которые допущены ошибки

4

45 - 59

Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки

3

Ниже 45

Параграфы 132 -144, упр.281 (по уч.комплексу В.В.Бабайцевой)

2



hello_html_m425ea7f7.gif








Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии. Конспект и презентация. Модульный урок
  • Русский язык и литература
Описание:

На уроке определяется  уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепричастие», систематизируются  полученные знания о причастии и дее-

причастии  (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; повторяются орфографические правила,

изученные в данных разделах ( правописание Не с причастиями и деепричастиями, Н и НН в суффиксах причастий, обособление причастных и деепричастных оборотов и одиночных деепричастий),

также воспитывается умение слушать товарища, формируется навык

самостоятельной работы и развивается  навык самоконтроля  и взаимоконтроля.

Урок построен в соответствии с модульной технологией.

Урок рассчитан на 2 часа.

 

Автор Гузанова Татьяна Ивановна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1039
Номер материала 20120
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓