Тема.
Повторение и закрепление правил правописания
чередующихся
гласных а-о, е-и в корнях слов.
Цели:
1.
Закрепить знания учащихся в правописании
чередующихся гласных в корнях слов.
2.
Формировать умения рассуждать при выборе
чередующейся гласной.
3.
Воспитать любовь к слову.
Предполагаемые
результаты.
Учащиеся должны:
1.
Знать корни с чередованием гласных, условия выбора
а-о, е-и в известных корнях с чередующимися гласными
2.
Уметь находить орфограммы с чередованием гласных в
корнях слов, объяснять их правописание, приводить примеры с изученными
орфограммами
3.
Классифицировать корни с чередующими гласными;
отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне,
проверяемой ударением.
I.
Организационный момент.
Учитель:
Начинается урок
Он
пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь
все понять,
Быстро,
грамотно писать
Все
ль на месте?
Все
ль в порядке:
Ручка,
книжка и тетрадки?
Все
ли правильно сидят?
Все
ль внимательно глядят?
Урок
открытый сегодня у нас
Компьютер
будет работать для нас
На
наших гостей вы сейчас оглянитесь,
Доброй
улыбкой всем улыбнитесь
(подарите свои улыбки)
Здравствуйте,
ребята!
Вы пришли сюда
учиться,
Не лениться, а
трудиться.
(откроем тетради
и запишем число)
Слайд 1. Первое
ноября
Классная работа.
II.
Актуализация учебной деятельности. Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности.
Слайд 2. Лингвистическая игра «Третий лишний»
1.
Огорчение, гора, загорать.
2.
Зарница, заряжать, подзарядка.
3.
Коса, коснуться, косарь.
(записываем в
тетрадь одно слово из каждой строчки)
Проверка.
Слайд 3.Ответ:
загорать, зарница, коснуться.
Работа с материалом
игры.
Учитель:
- Что объединяет
эти слова? (орфограмма – гласная в корнях с чередованием)
- Как вы думаете,
какой будет тема нашего урока? («Гласные в корнях с чередованием» или «Чередующие
гласные в корнях слов». Дети сами формулируют тему урока.)
- Запишите тему
урока в тетради.
Слайд 4:
Правописание чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов.
Учитель:
- Изучали ли мы эту
орфограмму раньше? (изучали в 5 классе и на предыдущих уроках)
- Какие корни с
чередующимися гласными а-о, е-и мы изучили в 5, 6 классах?
Проверка.
Ученики.
Слайд 5.
|
5 кл.
-
лаг- - -лож-
-
раст- - -рос-
-
стил- - -стел-
|
6 кл.
- кас-
- -кос-
- гар-
- -гор-
- зар-
- -зор-
|
- Что такое
чередующие звуки? (звуки последовательно заменяющие друг друга в
определённых позициях)
- Кто расскажет
стихотворение о чередующихся гласных в корне слова?
Слайд 6.
Жили-были две
подружки,
Симпатичные вполне,
Две подружки – побегушки,
Буквы И и буква Е.
Корни нескольких
глаголов
Рады были их
принять,
Только нужно было
знать,
Как в них встать
без лишних споров.
Но подружки не
ругались.
Скажет буква Е
едва:
- Здесь за корнем
суффикс -а-!
И без лишней
кутерьмы
Примет корень букву
И.
Если суффикс где-то
бродит,
В корне место Е
находит.
До сих пор живут
согласно
Чередующиеся
гласные.
- Что осталось непонятным?
- Давайте подумаем,
что мы будем делать сегодня на уроке, какие цели мы должны поставить? (будем
повторять корни с чередующимися гласными, объяснять их правописание,
группировать их в зависимости от условия выбора написания гласной)
III.
Подготовка к обобщению понятий, правил.
1. Беседа
Учитель:
- Ребята, мы с вами
изучили много корней с чередующимися гласными. Корней с чередованием гласных
так много, что можно легко запутаться при их правописании.
- Как вы думаете,
что нам нужно сделать, чтобы мы быстро и безошибочно писали слова с этой
орфограммой, не путали их? (заучить, сгруппировать)
- Заучить!!!
- А что вы заучили
о корнях –кас- - -кос-?
Ученик 1: На урок
пришли к нам в класс
Корень
–КОС- и корень –КАС-.
Суффикс
–А- примчался мигом,
Оглушил
всех громким криком:
-
Где вы, где вы, корень –кас-?
Не
могу я жить без вас!
Если
после корня –А-,
С
корнем –кас- пиши слова!
(по материалам интернета)
- Кто расскажет
правило о правописании гласных в корнях –кас- - -кос-? (в корнях с чередованием
–кас- - -кос- в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит
суффикс –а-, и буква о, если этого суффикса нет. Например: касаться, но
коснуться.)
- Еще раз посмотрим
на слайде графическое объяснение этой орфограммы.
Слайд 7
|
Касаться,
коснуться (нет – а- за корнем)
|
- А что вы заучили
о корнях –зар- - -зор-?
Ученик 2: На заре
игра «Зарница»
Ровно
в восемь состоится.
И
корову Зорьку в поле
Гонят,
когда ярки зори.
Зарево
над горизонтом
От
зарницы. Нужен зонтик…
Озаряет
корень –зар-
Наши
лица, как пожар.
В
нем мы пишем без сомненья
В
безударном положенье А.
И
нет другого мненья.
(И.Л. Челышева)
- Кто расскажет
правило о правописании гласных в корнях –зар- - -зор-? (в корнях с
чередованием –зар- - -зор- в безударном положении пишется буква а, без ударения
буква о. Например: заря, зори. Исключение: зарево.)
- Кто знает
рифмограмму о корнях –гар- - -гор-, –зар- - -зор-?
Ученик 3: Всегда
ударный корень –гар-,
Без
ударенья –гор-,
К
примеру: загорел – загар,
Наоборот
–зар- - -зор-:
А
– в положенье безударном.
«Заря
на небе лучезарном».
- Расскажите
правило написания а-о в корнях -гар- - -гор-? (в с чередованием –гар- -
-гор- в безударном положении пишется буква о. например: подгореть.)
- Посмотрим на
слайде графическое объяснение этой орфограммы.
Слайд 8
|
Подгореть,
погорелец;
Загар, угар.
|
IV.
Обобщение понятий и правил.
Учитель. Беседа.
- Как мы будем
группировать слова с этой орфограммой? (правописание корней с чередующимися
гласными а-о, е-и зависит от ударения, от суффикса, от последующей согласной)
(но еще от значения) мы не изучили.
- Значит, на
сколько групп можно разделить корни с чередованием гласных а-о, е-и. (на три
– четвертую не изучили)
Проверка.
Слайд 9.
Чередование
о-а, е-и зависит от
|
ударения
|
последующего
согласного
|
суффикса
-а-
|
значения
|
|
|
|
|
Учитель.
- Назовите эти
корни. (дети называют)
Проверка.
Слайд 10.
-гор- // -гар-
-клон- // -клан-
-твор- // -твар-
Искл.: утварь
-зор- // -зар-
Искл.: зоревать,
зорянка
-плав- // -плов-
Во всех словах пишется корень
-плав-
Искл.: пловец, пловчиха.
|
-раст-
//-ращ-//-рос-
Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав,
отрасль
-скак- // -скоч-
Искл.: скачок, скачу.
|
-бер- // -бир-
-дер- // -дир-
-мер- // -мир-
-пер- // -пир-
-тер- // -тир-
-блест- //
-блист-
-жег- // -жиг-
-стел- // -стил-
-чет- // -чит-
-лаг- // -лож-
-кос- // -кас-
|
-мак- // -мок-
-равн- // -ровн-
Искл.: равнина
|
V.
Физическая зарядка.
Учитель.
- Настало время
провести физическую зарядку «Мозговой штурм».
- Приведите примеры
с корнями:
-лаг- // -лож- :
излагать – изложить;
-раст-
//-ращ-//-рос- : выросли, выращивают, растения;
Исключения: росток, ростовщик, Ростов,
Ростислав, отрасль
-стел- // -стил- :
расстилать, расстелить;
-кос- // -кас- :
касательная, коснуться;
-гор- // -гар- :
загорел, загар;
-зор- // -зар- :
зарница, зорька;
Исключение: зарево.
Учитель. Молодцы!!!
Вывод: чередование
гласных в корне зависит от чего? (ударения, последующего согласного, суффикса)
VI.
Закрепление изученных правил и понятий.
1. Послушайте
интересную сказку «Как суффикс -А- стал VIP-персоной».
Слайд 11:
|
Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были
очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.
Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему
не скучно было без друзей. А вот Корень с И очень переживал, что у него нет
настоящего верного товарища. Он рассылал свои фоторграфии в журналы в рубрику
«Ищу друга».
Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал
товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А- неразлучные друзья. И людям
теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом VIP-персона суффикс -А-.
«Тот, что с другом -А-, тот Корень с И, а т от, что один, тот Корень
с Е», - говорят окружающие.
Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он
поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.
|
2. Работа с предложениями.
Слайд 12:
|
1.
За все б…рется, да не все удается.
2.
Добрые ум…рают, да дела их остаются.
3.
Р…сточком с мышь, а храбрый малыш.
4.
Ведрами разольешь, так каплями не соб…решь.
5.
Как пост…лешь, так и выспишься.
6.
Дидятко что тесто: как замесил, так и выр…сло.
|
Учитель.
- Прочитайте
предложения на слайде.
- Что это такое? (половицы)
- Что такое
пословица? (краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль)
- Выпишите слова с
пропущенными чередующимися гласными в корне слова и объясните графически их
правописание.
- Проверим.
Слайд 13:
|
Берется (не перед А), умирают, росточком
(искл.),
соберешь (не перед А), постелешь (не перед А),
выросло (не
перед ст, щ)
|
3. Самостоятельная
работа с текстом.
Слайд 14:
|
Мы предпол…гали выехать рано, но зад…ржались. Вдоль дороги, кроме
кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р…стительности. В полдень
мы распол…жились на отдых у оз…ра, зар…сшего к…мышом. Заг…релые ребята
плавали на пл…ту. Солнце п…кло так, что к песку нельзя было прик…снуться. В
лучах солнца озеро св…ркало, как зеркало. Догорала вечерняя з…рька, когда мы
в…рнулись домой.
|
- Ребята, что вы
видите на слайде? Просмотрите. (Текст)
- Что такое текст? Любое
ли сочетание предложений можно назвать текстом?
- Прочитайте текст.
- Подберите
заглавие. (У озера. Отдых на озере.)
- Выписать слова с
пропусками, сгруппировав их в зависимости от условия выбора гласной в корне.
- Какие встречаются
здесь орфограммы гласные в корне? (Чередующиеся, проверяемые и непроверяемые
безударные гласные)
- Сколько колонок у
нас получится? (Три)
- Как вы назовете
первую колонку? (Проверяемые гласные)
- Вторую? (Непроверяемые
гласные)
- Третью? (Чередующие
гласные)
Проверка (устно).
- Зачитать слова 1
столбика, 2, 3.
Ключ.
Проверяемые
гласные
|
Непроверяемые
гласные
|
Чередующие
гласные
|
задержались
у
озера
на
плоту
пекло
|
камышом
ребята
сверкало
вернулись
|
предполагали
растительности
расположились
заросшего
загорелые
прикоснуться
зорька
|
4. Тест.
I.
Вариант.
1.
В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в
корне слова?
1)
сохранился, задрожал
2)
залив, заметка
3)
движение, обращение
4)
запереть, озарение.
2.
Найдите лишнее слово.
1)
окрасить
2)
отрастить
3)
замереть
4)
собирать
3.
Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1)
вспомнить
2)
касание
3)
броситься
4)
откликнуться
4.
Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1)
расспрашивать
2)
затосковать
3)
прикоснуться
4)
погостить
5.
Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1)
к…сить
2)
к…стный
3)
прик…сновение
4)
к…силка
6.
В каком слове пишется буква А?
1)
отр…сль
2)
подр…сли
3)
к…снуться
4)
разг…реться
7.
В каком слове пишется буква И?
1)
расст…лить
2)
зат…реть
3)
отп…реть
4)
разб…рать
8.
В каком слове пишется буква О?
1)
з…рница
2)
г…рящий
3)
прик…саться
4)
оз…рение
9.
Из данного ниже предложения выпишите слово с
чередующейся гласной в корне.
Пруды
год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались,
как море, на громадных болотах. (В.Г. Короленко)
10. В слове выгорать выбор чередующейся гласной в корне зависит
1)
от суффикса, стоящего после корня;
2)
от ударения;
3)
от согласной, на которую оканчивается корень;
4)
от проверочного слова.
II.
Вариант.
1.
В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в
корне слова?
1)
загораживать, носились
2)
выращивать, собирать
3)
перемигивались, испекутся
4)
пробивался, удивиться
2.
Найдите лишнее слово.
1)
зарастать
2)
приложение
3)
постелить
4)
умножение
3.
Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
5)
тянулись
6)
остановиться
7)
затирать
8)
прибрежные
4.
Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1)
расспрашивать
2)
затосковать
3)
прикоснуться
4)
погостить
5.
Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1)
к…смический
2)
к…солапый
3)
прик…снуться
4)
к…стрище
6.
В каком слове пишется буква А?
1)
г…рение
2)
р…сток
3)
пор…сль
4)
к…сание
7.
В каком слове пишется буква И?
1)
раст…рание
2)
ст…литься
3)
зам…реть
4)
отт…реть
8.
В каком слове пишется буква О?
1)
к…сательная
2)
оз…рять
3)
перег…реть
4)
соприк…саться
9.
Из данного ниже предложения выпишите слово с
чередующейся гласной в корне.
Потом
он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг,
вцепившись в нее зубами, навзрыд расплакался. (В.П. Астафьев)
10. В слове прикосновение выбор чередующейся гласной в корне зависит
1)
от суффикса, стоящего после корня;
2)
от ударения;
3)
от согласной, на которую оканчивается корень;
4)
от проверочного слова.
Ответы.
Вопрос
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Вариант
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I
|
4
|
1
|
2
|
3
|
3
|
1
|
4
|
2
|
зарастали
|
2
|
II
|
2
|
4
|
3
|
3
|
3
|
4
|
1
|
3
|
вытирать
|
1
|
VII.
Рефлексия.
Слайд 15:
|
- Что мы делали
сегодня на уроке? (мы обобщали и систематизировали материал по теме
«Правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и»)
- Как мы это
делали? (мы находили орфограмму, опознавали ее в тексте, классифицировали,
применяли изученную орфограмму.)
- Зачем мы это
делали?
- Пригодиться ли
вам это в жизни?
- Можно ли было
обойтись без изучения этой орфограммы в школе?
|
Слайд 16:
|
Домашнее задание.
По выбору:
1)
Найти и записать 5-6 пословиц, в которых
встречаются слова с чередующимися гласными в корне.
2)
Написать небольшое сочинение на тему «Золотая
осень», используя слова с чередованием гласных о-а, е-и в корне. (7-8
предложений)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.