Главная / Русский язык и литература / Повторение и закрепление правил правописания чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов.

Повторение и закрепление правил правописания чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов.

hello_html_471ec36b.gifhello_html_7d46e2ec.gifhello_html_m322e8460.gifhello_html_m322e8460.gifhello_html_76ddcd4f.gifhello_html_76ddcd4f.gifhello_html_76ddcd4f.gifhello_html_76ddcd4f.gifhello_html_471ec36b.gifhello_html_48e5f708.gifhello_html_76ddcd4f.gifhello_html_76ddcd4f.gifhello_html_48e5f708.gifhello_html_76ddcd4f.gifhello_html_76ddcd4f.gifТема. Повторение и закрепление правил правописания

чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов.


Цели:

  1. Закрепить знания учащихся в правописании чередующихся гласных в корнях слов.

  2. Формировать умения рассуждать при выборе чередующейся гласной.

  3. Воспитать любовь к слову.

Предполагаемые результаты.

Учащиеся должны:

  1. Знать корни с чередованием гласных, условия выбора а-о, е-и в известных корнях с чередующимися гласными

  2. Уметь находить орфограммы с чередованием гласных в корнях слов, объяснять их правописание, приводить примеры с изученными орфограммами

  3. Классифицировать корни с чередующими гласными; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.


  1. Организационный момент.


Учитель: Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Быстро, грамотно писать

Все ль на месте?

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Урок открытый сегодня у нас

Компьютер будет работать для нас

На наших гостей вы сейчас оглянитесь,

Доброй улыбкой всем улыбнитесь

(подарите свои улыбки)


Здравствуйте, ребята!

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

(откроем тетради и запишем число)


Слайд 1. Первое ноября

Классная работа.


  1. Актуализация учебной деятельности. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


Слайд 2. Лингвистическая игра «Третий лишний»

  1. Огорчение, гора, загорать.

  2. Зарница, заряжать, подзарядка.

  3. Коса, коснуться, косарь.

(записываем в тетрадь одно слово из каждой строчки)


Проверка.

Слайд 3.Ответ: загорать, зарница, коснуться.

Работа с материалом игры.

Учитель:

- Что объединяет эти слова? (орфограмма – гласная в корнях с чередованием)

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? («Гласные в корнях с чередованием» или «Чередующие гласные в корнях слов». Дети сами формулируют тему урока.)

- Запишите тему урока в тетради.


Слайд 4: Правописание чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов.


Учитель:

- Изучали ли мы эту орфограмму раньше? (изучали в 5 классе и на предыдущих уроках)

- Какие корни с чередующимися гласными а-о, е-и мы изучили в 5, 6 классах?


Проверка.

Ученики.


Слайд 5.

5 кл.

- лаг- - -лож-

- раст- - -рос-

- стил- - -стел-

6 кл.

- кас- - -кос-

- гар- - -гор-

- зар- - -зор-


- Что такое чередующие звуки? (звуки последовательно заменяющие друг друга в определённых позициях)

- Кто расскажет стихотворение о чередующихся гласных в корне слова?


Слайд 6.


Жили-были две подружки,

Симпатичные вполне,

Две подружки – побегушки,

Буквы И и буква Е.

Корни нескольких глаголов

Рады были их принять,

Только нужно было знать,

Как в них встать без лишних споров.

Но подружки не ругались.

Скажет буква Е едва:

- Здесь за корнем суффикс -а-!

И без лишней кутерьмы

Примет корень букву И.

Если суффикс где-то бродит,

В корне место Е находит.

До сих пор живут согласно

Чередующиеся гласные.


- Что осталось непонятным?

- Давайте подумаем, что мы будем делать сегодня на уроке, какие цели мы должны поставить? (будем повторять корни с чередующимися гласными, объяснять их правописание, группировать их в зависимости от условия выбора написания гласной)


  1. Подготовка к обобщению понятий, правил.


1. Беседа


Учитель:

- Ребята, мы с вами изучили много корней с чередующимися гласными. Корней с чередованием гласных так много, что можно легко запутаться при их правописании.

- Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы мы быстро и безошибочно писали слова с этой орфограммой, не путали их? (заучить, сгруппировать)

- Заучить!!!

- А что вы заучили о корнях –кас- - -кос-?


Ученик 1: На урок пришли к нам в класс

Корень –КОС- и корень –КАС-.

Суффикс –А- примчался мигом,

Оглушил всех громким криком:

- Где вы, где вы, корень –кас-?

Не могу я жить без вас!

Если после корня –А-,

С корнем –кас- пиши слова!

(по материалам интернета)

- Кто расскажет правило о правописании гласных в корнях –кас- - -кос-? (в корнях с чередованием –кас- - -кос- в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс –а-, и буква о, если этого суффикса нет. Например: касаться, но коснуться.)

- Еще раз посмотрим на слайде графическое объяснение этой орфограммы.


Слайд 7


Касаться, коснуться (нет – а- за корнем)


- А что вы заучили о корнях –зар- - -зор-?


Ученик 2: На заре игра «Зарница»

Ровно в восемь состоится.

И корову Зорьку в поле

Гонят, когда ярки зори.

Зарево над горизонтом

От зарницы. Нужен зонтик…

Озаряет корень –зар-

Наши лица, как пожар.


В нем мы пишем без сомненья

В безударном положенье А.

И нет другого мненья.

(И.Л. Челышева)


- Кто расскажет правило о правописании гласных в корнях –зар- - -зор-? (в корнях с чередованием –зар- - -зор- в безударном положении пишется буква а, без ударения буква о. Например: заря, зори. Исключение: зарево.)

- Кто знает рифмограмму о корнях –гар- - -гор-, –зар- - -зор-?


Ученик 3: Всегда ударный корень –гар-,

Без ударенья –гор-,

К примеру: загорел – загар,

Наоборот –зар- - -зор-:

А – в положенье безударном.

«Заря на небе лучезарном».


- Расскажите правило написания а-о в корнях -гар- - -гор-? (в с чередованием –гар- - -гор- в безударном положении пишется буква о. например: подгореть.)

- Посмотрим на слайде графическое объяснение этой орфограммы.


Слайд 8


Подгореть, погорелец;


Загар, угар.



  1. Обобщение понятий и правил.


Учитель. Беседа.

- Как мы будем группировать слова с этой орфограммой? (правописание корней с чередующимися гласными а-о, е-и зависит от ударения, от суффикса, от последующей согласной) (но еще от значения) мы не изучили.

- Значит, на сколько групп можно разделить корни с чередованием гласных а-о, е-и. (на три – четвертую не изучили)


Проверка.


Слайд 9.

Чередование о-а, е-и зависит от


ударения

последующего согласного

суффикса -а-

значения






Учитель.

- Назовите эти корни. (дети называют)


Проверка.


Слайд 10.


-гор- // -гар-

-клон- // -клан-

-твор- // -твар-

Искл.: утварь

-зор- // -зар-

Искл.: зоревать,

зорянка

-плав- // -плов-

Во всех словах пишется корень

-плав-

Искл.: пловец, пловчиха.

-раст- //-ращ-//-рос-

Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

-скак- // -скоч-

Искл.: скачок, скачу.

-бер- // -бир-

-дер- // -дир-

-мер- // -мир-

-пер- // -пир-

-тер- // -тир-

-блест- // -блист-

-жег- // -жиг-

-стел- // -стил-

-чет- // -чит-

-лаг- // -лож-

-кос- // -кас-


-мак- // -мок-

-равн- // -ровн-

Искл.: равнина

  1. Физическая зарядка.


Учитель.

- Настало время провести физическую зарядку «Мозговой штурм».

- Приведите примеры с корнями:

-лаг- // -лож- : излагать – изложить;

-раст- //-ращ-//-рос- : выросли, выращивают, растения;

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

-стел- // -стил- : расстилать, расстелить;

-кос- // -кас- : касательная, коснуться;

-гор- // -гар- : загорел, загар;

-зор- // -зар- : зарница, зорька;

Исключение: зарево.


Учитель. Молодцы!!!

Вывод: чередование гласных в корне зависит от чего? (ударения, последующего согласного, суффикса)


  1. Закрепление изученных правил и понятий.


1. Послушайте интересную сказку «Как суффикс -А- стал VIP-персоной».


Слайд 11:

Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фоторграфии в журналы в рубрику «Ищу друга».

Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А- неразлучные друзья. И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом VIP-персона суффикс -А-.

«Тот, что с другом -А-, тот Корень с И, а т от, что один, тот Корень с Е», - говорят окружающие.

Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.



2. Работа с предложениями.


Слайд 12:

  1. За все б…рется, да не все удается.

  2. Добрые ум…рают, да дела их остаются.

  3. Р…сточком с мышь, а храбрый малыш.

  4. Ведрами разольешь, так каплями не соб…решь.

  5. Как пост…лешь, так и выспишься.

  6. Дидятко что тесто: как замесил, так и выр…сло.


Учитель.

- Прочитайте предложения на слайде.

- Что это такое? (половицы)

- Что такое пословица? (краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль)

- Выпишите слова с пропущенными чередующимися гласными в корне слова и объясните графически их правописание.

- Проверим.


Слайд 13:

Берется (не перед А), умирают, росточком (искл.),


соберешь (не перед А), постелешь (не перед А),


выросло (не перед ст, щ)


3. Самостоятельная работа с текстом.


Слайд 14:

Мы предпол…гали выехать рано, но зад…ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р…стительности. В полдень мы распол…жились на отдых у оз…ра, зар…сшего к…мышом. Заг…релые ребята плавали на пл…ту. Солнце п…кло так, что к песку нельзя было прик…снуться. В лучах солнца озеро св…ркало, как зеркало. Догорала вечерняя з…рька, когда мы в…рнулись домой.


- Ребята, что вы видите на слайде? Просмотрите. (Текст)

- Что такое текст? Любое ли сочетание предложений можно назвать текстом?

- Прочитайте текст.

- Подберите заглавие. (У озера. Отдых на озере.)

- Выписать слова с пропусками, сгруппировав их в зависимости от условия выбора гласной в корне.

- Какие встречаются здесь орфограммы гласные в корне? (Чередующиеся, проверяемые и непроверяемые безударные гласные)

- Сколько колонок у нас получится? (Три)

- Как вы назовете первую колонку? (Проверяемые гласные)

- Вторую? (Непроверяемые гласные)

- Третью? (Чередующие гласные)


Проверка (устно).

- Зачитать слова 1 столбика, 2, 3.


Ключ.


Проверяемые гласные

Непроверяемые гласные

Чередующие гласные

задержались

у озера

на плоту

пекло

камышом

ребята

сверкало

вернулись

предполагали

растительности

расположились

заросшего

загорелые

прикоснуться

зорька


4. Тест.


  1. Вариант.


  1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова?

  1. сохранился, задрожал

  2. залив, заметка

  3. движение, обращение

  4. запереть, озарение.

  1. Найдите лишнее слово.

  1. окрасить

  2. отрастить

  3. замереть

  4. собирать

  1. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. вспомнить

  2. касание

  3. броситься

  4. откликнуться

  1. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. расспрашивать

  2. затосковать

  3. прикоснуться

  4. погостить

  1. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. к…сить

  2. к…стный

  3. прик…сновение

  4. к…силка

  1. В каком слове пишется буква А?

  1. отр…сль

  2. подр…сли

  3. к…снуться

  4. разг…реться

  1. В каком слове пишется буква И?

  1. расст…лить

  2. зат…реть

  3. отп…реть

  4. разб…рать

  1. В каком слове пишется буква О?

  1. з…рница

  2. г…рящий

  3. прик…саться

  4. оз…рение

  1. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г. Короленко)

  1. В слове выгорать выбор чередующейся гласной в корне зависит

  1. от суффикса, стоящего после корня;

  2. от ударения;

  3. от согласной, на которую оканчивается корень;

  4. от проверочного слова.



  1. Вариант.


  1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова?

  1. загораживать, носились

  2. выращивать, собирать

  3. перемигивались, испекутся

  4. пробивался, удивиться

  1. Найдите лишнее слово.

  1. зарастать

  2. приложение

  3. постелить

  4. умножение

  1. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. тянулись

  2. остановиться

  3. затирать

  4. прибрежные

  1. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. расспрашивать

  2. затосковать

  3. прикоснуться

  4. погостить

  1. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. к…смический

  2. к…солапый

  3. прик…снуться

  4. к…стрище

  1. В каком слове пишется буква А?

  1. г…рение

  2. р…сток

  3. пор…сль

  4. к…сание

  1. В каком слове пишется буква И?

  1. раст…рание

  2. ст…литься

  3. зам…реть

  4. отт…реть

  1. В каком слове пишется буква О?

  1. к…сательная

  2. оз…рять

  3. перег…реть

  4. соприк…саться

  1. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в нее зубами, навзрыд расплакался. (В.П. Астафьев)

  1. В слове прикосновение выбор чередующейся гласной в корне зависит

  1. от суффикса, стоящего после корня;

  2. от ударения;

  3. от согласной, на которую оканчивается корень;

  4. от проверочного слова.


Ответы.

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант











I

4

1

2

3

3

1

4

2

зарастали

2

II

2

4

3

3

3

4

1

3

вытирать

1

  1. Рефлексия.


Слайд 15:

- Что мы делали сегодня на уроке? (мы обобщали и систематизировали материал по теме «Правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и»)

- Как мы это делали? (мы находили орфограмму, опознавали ее в тексте, классифицировали, применяли изученную орфограмму.)

- Зачем мы это делали?

- Пригодиться ли вам это в жизни?

- Можно ли было обойтись без изучения этой орфограммы в школе?



Слайд 16:

Домашнее задание.

По выбору:

  1. Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.

  2. Написать небольшое сочинение на тему «Золотая осень», используя слова с чередованием гласных о-а, е-и в корне. (7-8 предложений)


Повторение и закрепление правил правописания чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов.
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели:

  • 1.Закрепить знания учащихся в правописании чередующихся гласных в корнях слов.
  • 2.Формировать умения рассуждать при выборе чередующейся гласной.
  • 3.Воспитать любовь к слову.

Предполагаемые результаты.

Учащиеся должны:

  • 1.Знать корни с чередованием гласных, условия выбора а-о, е-и в известных корнях с чередующимися гласными
  • 2.Уметь находить орфограммы с чередованием гласных в корнях слов, объяснять их правописание, приводить примеры с изученными орфограммами
  • 3.Классифицировать корни с чередующими гласными; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Автор Каратаева Любовь Дмитриевна
Дата добавления 08.11.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 209
Номер материала MA-068392
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓