Инфоурок Литература КонспектыПовторение и закрепление правил правописания чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов.

Повторение и закрепление правил правописания чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов.

Скачать материал

Тема. Повторение и закрепление правил правописания

чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов.

 

Цели:

1.      Закрепить знания учащихся в правописании чередующихся гласных в корнях слов.

2.      Формировать умения рассуждать при выборе чередующейся гласной.

3.      Воспитать любовь к слову.

Предполагаемые результаты.

Учащиеся должны:

1.      Знать корни с чередованием гласных, условия выбора а-о, е-и в известных корнях с чередующимися гласными

2.      Уметь находить орфограммы с чередованием гласных в корнях слов, объяснять их правописание, приводить примеры с изученными орфограммами

3.      Классифицировать корни с чередующими гласными; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

 

        I.            Организационный момент.

 

Учитель:   Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Быстро, грамотно писать

Все ль на месте?

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Урок открытый сегодня у нас

Компьютер будет работать для нас

На наших гостей вы сейчас оглянитесь,

Доброй улыбкой всем улыбнитесь

(подарите свои улыбки)

 

Здравствуйте, ребята!

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

(откроем тетради и запишем число)

 

Слайд 1. Первое ноября

Классная работа.

 

     II.            Актуализация учебной деятельности. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

Слайд 2. Лингвистическая игра «Третий лишний»

1.      Огорчение, гора, загорать.

2.      Зарница, заряжать, подзарядка.

3.      Коса, коснуться, косарь.

(записываем в тетрадь одно слово из каждой строчки)

 

Проверка.

Слайд  3.Ответ: загорать, зарница, коснуться.

Работа с материалом игры.

Учитель:

- Что объединяет эти слова? (орфограмма – гласная в корнях с чередованием)

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? («Гласные в корнях с чередованием» или «Чередующие гласные в корнях слов». Дети сами формулируют тему урока.)

- Запишите тему урока в тетради.

 

Слайд 4: Правописание чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов.

 

Учитель:

- Изучали ли мы эту орфограмму раньше? (изучали в 5 классе и на предыдущих уроках)

- Какие корни с чередующимися гласными а-о, е-и мы изучили в 5, 6 классах?

 

Проверка.

Ученики.

 

Слайд 5.

5 кл.

- лаг-    -    -лож-

- раст-    -   -рос-

- стил-    -   -стел-

6 кл.

- кас-    -   -кос-

- гар-    -   -гор-

- зар-    -   -зор-

 

- Что такое чередующие звуки? (звуки последовательно заменяющие друг друга в определённых позициях)

 - Кто расскажет стихотворение о чередующихся гласных в корне слова?

 

Слайд 6.

 

Жили-были две подружки,

Симпатичные вполне,

Две подружки – побегушки,

Буквы И и буква Е.

Корни нескольких глаголов

Рады были их принять,

Только нужно было знать,

Как в них встать без лишних споров.

Но подружки не ругались.

Скажет буква Е едва:

- Здесь за корнем суффикс -а-!

И без лишней кутерьмы

Примет корень букву И.

Если суффикс где-то бродит,

В корне место Е находит.

До сих пор живут согласно

Чередующиеся гласные.

 

- Что осталось непонятным?

- Давайте подумаем, что мы будем делать сегодня на уроке, какие цели мы должны поставить? (будем повторять корни с чередующимися гласными, объяснять их правописание, группировать их в зависимости от условия выбора написания гласной)

 

  III.            Подготовка к обобщению понятий, правил.

 

1. Беседа

 

Учитель:

- Ребята, мы с вами изучили много корней с чередующимися гласными. Корней с чередованием гласных так много, что можно легко запутаться при их правописании.

- Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы мы быстро и безошибочно писали слова с этой орфограммой, не путали их? (заучить, сгруппировать)

- Заучить!!!

- А что вы заучили о корнях –кас- - -кос-?

 

Ученик 1: На урок пришли к нам в класс

Корень –КОС- и корень –КАС-.

Суффикс –А- примчался мигом,

Оглушил всех громким криком:

- Где вы, где вы, корень –кас-?

Не могу я жить без вас!

Если после корня –А-,

С корнем –кас- пиши слова!

                               (по материалам интернета)

- Кто расскажет правило о правописании гласных в корнях –кас- - -кос-? (в корнях с чередованием –кас- - -кос- в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс –а-, и буква о, если этого суффикса нет. Например: касаться, но коснуться.)

- Еще раз посмотрим на слайде графическое объяснение этой орфограммы.

 

Слайд 7

Касаться, коснуться (нет – а- за корнем)

 

- А что вы заучили о корнях –зар- - -зор-?

 

Ученик 2: На заре игра «Зарница»

Ровно в восемь состоится.

И корову Зорьку в поле

Гонят, когда ярки зори.

Зарево над горизонтом

От зарницы. Нужен зонтик…

Озаряет корень –зар-

Наши лица, как пожар.

 

В нем мы пишем без сомненья

В безударном положенье А.

И нет другого мненья.

                            (И.Л. Челышева)

 

- Кто расскажет правило о правописании гласных в корнях –зар- - -зор-? (в корнях с чередованием –зар- - -зор- в безударном положении пишется буква а, без ударения буква о. Например: заря, зори. Исключение: зарево.)

- Кто знает рифмограмму о корнях –гар- -  -гор-, –зар- - -зор-?

 

Ученик 3: Всегда ударный корень –гар-,

Без ударенья –гор-,

К примеру: загорел – загар,

Наоборот –зар- - -зор-:

А – в положенье безударном.

«Заря на небе лучезарном».

 

- Расскажите правило написания а-о в корнях -гар- -  -гор-? (в с чередованием –гар- - -гор- в безударном положении пишется буква о. например: подгореть.)

- Посмотрим на слайде графическое объяснение этой орфограммы.

 

Слайд 8

Подгореть, погорелец;

 


Загар, угар.

 

 

  IV.            Обобщение понятий и правил.

 

Учитель. Беседа.

- Как мы будем группировать слова с этой орфограммой? (правописание корней с чередующимися гласными а-о, е-и зависит от ударения, от суффикса, от последующей согласной) (но еще от значения) мы не изучили.

- Значит, на сколько групп можно разделить корни с чередованием гласных а-о, е-и. (на три – четвертую не изучили)

 

Проверка.

 

Слайд 9.

Чередование о-а, е-и зависит от

 

ударения

последующего согласного

суффикса -а-

значения

 

 

 

 

 

Учитель.

- Назовите эти корни. (дети называют)

 

Проверка.

 

Слайд 10.

 

-гор- // -гар-

-клон- // -клан-

-твор- // -твар-

Искл.: утварь

-зор- // -зар-

Искл.: зоревать,

зорянка

-плав- // -плов-

Во всех словах пишется корень

-плав-

Искл.: пловец, пловчиха.

-раст- //-ращ-//-рос-

Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

-скак- // -скоч-

Искл.: скачок, скачу.

-бер- // -бир-

-дер- // -дир-

-мер- // -мир-

-пер- // -пир-

-тер- // -тир-

-блест- // -блист-

-жег- // -жиг-

-стел- // -стил-

-чет- // -чит-

-лаг- // -лож-

-кос- // -кас-

 

-мак- // -мок-

-равн- // -ровн-

Искл.: равнина

    V.            Физическая зарядка.

 

Учитель.

- Настало время провести физическую зарядку «Мозговой штурм».

- Приведите примеры с корнями:

-лаг- // -лож- : излагать – изложить;

-раст- //-ращ-//-рос- : выросли, выращивают, растения;

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

-стел- // -стил- : расстилать, расстелить;

-кос- // -кас- : касательная, коснуться;

-гор- // -гар- : загорел, загар;

-зор- // -зар- : зарница, зорька;

Исключение: зарево.

 

Учитель. Молодцы!!!

Вывод: чередование гласных в корне зависит от чего? (ударения, последующего согласного, суффикса)

 

  VI.            Закрепление изученных правил и понятий.

 

1. Послушайте интересную сказку «Как суффикс -А- стал VIP-персоной».

 

Слайд 11:

Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фоторграфии в журналы в рубрику «Ищу друга».

Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А- неразлучные друзья. И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом VIP-персона суффикс -А-.

«Тот, что с другом -А-, тот Корень с И, а т от, что один, тот Корень с Е», - говорят окружающие.

Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.

 

 

2. Работа с предложениями.

 

Слайд 12:

1.      За все б…рется, да не все удается.

2.      Добрые ум…рают, да дела их остаются.

3.      Р…сточком с мышь, а храбрый малыш.

4.      Ведрами разольешь, так каплями не соб…решь.

5.      Как пост…лешь, так и выспишься.

6.      Дидятко что тесто: как замесил, так и выр…сло.

 

Учитель.

- Прочитайте предложения на слайде.

- Что это такое? (половицы)

- Что такое пословица? (краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль)

- Выпишите слова с пропущенными чередующимися гласными в корне слова и объясните графически их правописание.

- Проверим.

 


Слайд 13:

Берется (не перед А), умирают, росточком (искл.),

 


соберешь (не перед А), постелешь (не перед А),

 

выросло (не перед ст, щ)

 

3. Самостоятельная работа с текстом.

 

Слайд 14:

Мы предпол…гали выехать рано, но зад…ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р…стительности. В полдень мы распол…жились на отдых у оз…ра, зар…сшего к…мышом. Заг…релые ребята плавали на пл…ту. Солнце п…кло так, что к песку нельзя было прик…снуться. В лучах солнца озеро св…ркало, как зеркало. Догорала вечерняя з…рька, когда мы в…рнулись домой.

 

- Ребята, что вы видите на слайде? Просмотрите. (Текст)

- Что такое текст? Любое ли сочетание предложений можно назвать текстом?

- Прочитайте текст.

- Подберите заглавие. (У озера. Отдых на озере.)

- Выписать слова с пропусками, сгруппировав их в зависимости от условия выбора гласной в корне.

- Какие встречаются здесь орфограммы гласные в корне? (Чередующиеся, проверяемые и непроверяемые безударные гласные)

- Сколько колонок у нас получится? (Три)

- Как вы назовете первую колонку? (Проверяемые гласные)

- Вторую? (Непроверяемые гласные)

- Третью? (Чередующие гласные)

 

Проверка (устно).

- Зачитать слова 1 столбика, 2, 3.

 

Ключ.

 

Проверяемые гласные

Непроверяемые гласные

Чередующие гласные

задержались

у озера

на плоту

пекло

камышом

ребята

сверкало

вернулись

предполагали

растительности

расположились

заросшего

загорелые

прикоснуться

зорька

 

4. Тест.

 

                                                                                                                                                             I.            Вариант.

 

1.      В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова?

1)      сохранился, задрожал

2)      залив, заметка

3)      движение, обращение

4)      запереть, озарение.

2.      Найдите лишнее слово.

1)      окрасить

2)      отрастить

3)      замереть

4)      собирать

3.      Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

1)      вспомнить

2)      касание

3)      броситься

4)      откликнуться

4.      Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

1)      расспрашивать

2)      затосковать

3)      прикоснуться

4)      погостить

5.      Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

1)      к…сить

2)      к…стный

3)      прик…сновение

4)      к…силка

6.      В каком слове пишется буква А?

1)      отр…сль

2)      подр…сли

3)      к…снуться

4)      разг…реться

7.      В каком слове пишется буква И?

1)      расст…лить

2)      зат…реть

3)      отп…реть

4)      разб…рать

8.      В каком слове пишется буква О?

1)      з…рница

2)      г…рящий

3)      прик…саться

4)      оз…рение

9.      Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г. Короленко)

10.  В слове выгорать выбор чередующейся гласной в корне зависит

1)      от суффикса, стоящего после корня;

2)      от ударения;

3)      от согласной, на которую оканчивается корень;

4)      от проверочного слова.

 

 

                                                                                                                                                          II.            Вариант.

 

1.      В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова?

1)      загораживать, носились

2)      выращивать, собирать

3)      перемигивались, испекутся

4)      пробивался, удивиться

2.      Найдите лишнее слово.

1)      зарастать

2)      приложение

3)      постелить

4)      умножение

3.      Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

5)      тянулись

6)      остановиться

7)      затирать

8)      прибрежные

4.      Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

1)      расспрашивать

2)      затосковать

3)      прикоснуться

4)      погостить

5.      Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

1)      к…смический

2)      к…солапый

3)      прик…снуться

4)      к…стрище

6.      В каком слове пишется буква А?

1)      г…рение

2)      р…сток

3)      пор…сль

4)      к…сание

7.      В каком слове пишется буква И?

1)      раст…рание

2)      ст…литься

3)      зам…реть

4)      отт…реть

8.      В каком слове пишется буква О?

1)      к…сательная

2)      оз…рять

3)      перег…реть

4)      соприк…саться

9.      Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в нее зубами, навзрыд расплакался. (В.П. Астафьев)

10.  В слове прикосновение выбор чередующейся гласной в корне зависит

1)      от суффикса, стоящего после корня;

2)      от ударения;

3)      от согласной, на которую оканчивается корень;

4)      от проверочного слова.

 

Ответы.

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

4

1

2

3

3

1

4

2

зарастали

2

II

2

4

3

3

3

4

1

3

вытирать

1

VII.            Рефлексия.

 

Слайд 15:

- Что мы делали сегодня на уроке? (мы обобщали и систематизировали материал по теме «Правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и»)

- Как мы это делали? (мы находили орфограмму, опознавали ее в тексте, классифицировали, применяли изученную орфограмму.)

- Зачем мы это делали?

- Пригодиться ли вам это в жизни?

- Можно ли было обойтись без изучения этой орфограммы в школе?

 

 

Слайд 16:

Домашнее задание.

По выбору:

1)      Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.

2)      Написать небольшое сочинение на тему «Золотая осень», используя слова с чередованием гласных о-а, е-и в корне. (7-8 предложений)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Повторение и закрепление правил правописания чередующихся гласных а-о, е-и в корнях слов."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели: 1.Закрепить знания учащихся в правописании чередующихся гласных в корнях слов. 2.Формировать умения рассуждать при выборе чередующейся гласной. 3.Воспитать любовь к слову.Предполагаемые результаты.Учащиеся должны: 1.Знать корни с чередованием гласных, условия выбора а-о, е-и в известных корнях с чередующимися гласными 2.Уметь находить орфограммы с чередованием гласных в корнях слов, объяснять их правописание, приводить примеры с изученными орфограммами 3.Классифицировать корни с чередующими гласными; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 525 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 725
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.06.2020 376
    • DOCX 64.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фадина Марина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фадина Марина Викторовна
    Фадина Марина Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 108492
    • Всего материалов: 241

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 543 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 638 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 133 человека из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе