Главная / Начальные классы / Повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий через геометрическую подготовку младших школьников.

Повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий через геометрическую подготовку младших школьников.

Повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий через геометрическую подготовку младших школьников.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются универсальные учебные действия, с развитием творческого потенциала учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Проблема соотношения обучения и развития всегда была одной из стержневых проблем педагогики. На разных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено изменением методологических установок, появлением новых трактовок, понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли предметной направленности процесса обучения и воспитания в этом развитии.

С.Л. Рубинштейн писал, что "правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения" [35].

Изучением проблемы обучения и развития в той или иной мере занимались почти все выдающиеся педагоги прошлого и настоящего.

Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась и разрабатывалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.Х. Весселя, К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, Л.С. Выготского. Проблема активно исследуется и по сей день.

Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности. На современном этапе реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Наиболее востребованными и положительно зарекомендовавшими себя подходами в развитии системы образования считаются: аксиологический; информационный; личностно-деятельностный; проблемно-ориентированный; проектный; технологический. Наибольший интерес вызывает интегрированный подход, получивший название компетентностного

Этот подход выступает одной из ведущих психолого-педагогических идей программы образования Республики Казахстан – идея компетентностного обучения [1]. Для конечного результата образования умение использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, самостоятельно добывать необходимые знания, грамотно работать с информацией; умение видеть возникающие проблемы и находить правильное их решение; умение вести дискуссию, спокойно и доказательно отстаивать свою позицию и т.д., - все это можно отнести к компетенции школьников. Поэтому на первый план выдвигается не вооружение определенной суммой предметных знаний, умений и навыков, а умение их самостоятельно добывать и применять адекватно в ситуации. В связи с демократизацией общества, тенденцией к гуманизации школьного образования, ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы учащихся целью образования ставится развитие личности. Достижение этой цели приобретает не только теоретический, но и практический смысл. Из проблемы педагогической она перерастает в методическую, что обусловливает повышенное внимание со стороны ученых педагогов, методистов и психологов к вопросам содержания учебных предметов и методам обучения.

Применительно к начальной школе приоритеты образования тоже претерпели изменения. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли универсальные учебные действия: умения приобретать и эффективно использовать знания. Это можно объяснить тем, что знания в настоящее время могут быстро устаревать или оказываются недостаточными, что требует овладение способами и методами самостоятельного пополнения и обновления необходимых знаний. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение.

Начальная школа - важный этап становления личности ребенка и обретения им универсальных учебных действий. В процессе такого учения личностная установка ученика постепенно смещается с ориентировки на положительный совместный результат деятельности – к ориентировке на сам процесс учения. У младших школьников начинает формироваться признание ценности учебной деятельности. Они учатся делать выбор, анализировать, сопоставлять и т.д. свои действия. Другими словами, они обучаются умению учиться, что в педагогике признается ключевой компетенцией начального образования.

Эта ключевая компетенция - самая сложная задача педагогики. Потому актуальность темы формирования универсальных учебных действий не теряется со временем. Сейчас она подразумевает поиск современных научных основ методик обучения по разным направлениям начального образования, где признавались бы индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе обучения.

Учебный предмет «Математика» как компонент общего начального образования РК отвечает целям и задачам ГОСО, традиционного и развивающего обученияи занимает одно из центральных мест в современной системе образования, что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний, так как математика позволяет сформировать определенные формы мышления, основанные на умениях наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и т.д., необходимые для изучения окружающего нас мира.

Кроме того, целью математического образования в начальных классах является развитие личности ребенка средствами учебного предмета «Математика», а содержание этого предмета направлено на формирование универсальных учебных действий, базовыми понятиями которых в рамках данного курса являются арифметика натуральных чисел и основных величин и геометрия, задача которой заключается в развитии у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин. Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников абстрактного мышления, формирование приемов умственных действий.

Однако на сегодняшний день геометрия представлена в курсе начальной школы незаслуженно скромно и имеет случайный характер. Геометрия представлена в начальной школе в качестве сопровождающего курс арифметики, хотя в ней заложен огромный потенциал для развития личности младшего школьника. В этих условиях возникает противоречие: с одной стороны необходимо сформировать у младшего школьника универсальные учебные действия, а с другой стороны мы отмечаем низкий уровень вовлеченности всего потенциала учебно-методического комплекса по учебным дисциплинам и сензитивных тенденций развития в младшем школьном возрасте.

Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников абстрактного мышления, формирование приемов умственных действий. Одним из аспектов развития личности является математическое развитие, которое предполагает формирование у ребенка приемов мыслительной и учебной деятельности.

Базой любого начального курса математики является арифметика, а собственно изучение геометрии поздно начинается и, минуя качественную фазу освоения пространственных форм и отношений, начинается с изучения и оперирования метрическими свойствами. Связано это с тем, что систематический курс геометрии, которая по преимуществу является метрической. В то же время, как показали исследования Пиаже Ж., первые геометрические представления детей являются в основном топологическими, т.е. являются качественными, а не количественными [34].

Формирование пространственных представлений не является прерогативой исключительно курса математики, поскольку образы, в которых формируется форма, величина, пространственное соотношение фигур в целом или их частей, выстраиваются в сознании ребенка уже с самого раннего детства в результате манипулирования объектами и так называемыми сенсорными эталонами, полученными в результате обобщения чувственных данных в процессе специально организованного общения ребенка с природой, окружающими людьми, и так далее. Однако в связи с тем, что владение пространственными представлениями и наличие пространственного воображения являются одним из основных критериев образованности учащегося в области математики, как утверждал Гибш И.А. [15], задача формирования этого вида мышления традиционно считается одной из задач математического образования ребенка. Столь же традиционно эта задача связывается с изучением геометрического материала, как в начальной, так и в средней школе.

Задача геометрии в начальной школе - развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин.

Однако, на сегодняшний момент, как показывает практика, не все задачи геометрической пропедевтики в массовой начальной школе по существу реализуются, несмотря на наличие значительного числа исследований, посвященных вопросам изучения геометрического материала младшими школьниками.

Учитывая отмеченные тенденции использования курса математики в начальной школе и развитие образования в стране в целом, напрашивается необходимость поиска новых форм и моделей преподавания математики, подходов и механизмов модернизации подготовки учителей математики и преподавание ими в школах курса геометрии.

Необходимость и возможность введения в начальной школе пропедевтического (подготовительного) курса геометрии обсуждается многими специалистами в данной области, однако до сих пор в программе по математике для начальных классов геометрический материал представлен пунктирно, как вспомогательный материал для арифметики, не представляя целостного, обоснованного самостоятельного курса.

Известны исследования в области пропедевтического курса геометрии Абдуллаева К. (система геометрической подготовки учителя начальных классов), Бантовой М.А. (формирование пространственных представлений в процессе обучения элементам геометрии), Глазыриной М.М. (изучение геометрических величин), Истоминой Н.Б. (развитие пространственных представлений в процессе обучения элементам геометрии младших школьников) Лавровой Н.Н., Стойловой Л.П. (способы, виды и операции формирования основных понятий геометрии), Носенко Л.Д. (проблемно-поисковые технологии при изучении геометрии), Судибора Г.П. (содержание и структура геометрического материала в курсе математики), Шадриной И.В. (изучение качественных свойств геометрических фигур, что соответствует особенностям познавательной деятельности детей младшего школьного возраста). В них рассматриваются различные аспекты математического образования, в том числе и геометрического. Нельзя сказать, что комплексного исследования, в котором рассматривались бы научно-методические основы геометрической подготовки в целом, на основе компетентностного подхода, нет, скорее разработка нового содержания и методики обучения элементам геометрии младших школьников, их внедрение в практику обучения осуществляется очень медленно.

Таким образом, сейчас в начальной школе происходит лишь определенное накопление фактического материала по геометрии и осуществляется постепенное внедрение отдельных аспектов методик обучения геометрии. Более того, в курсе математики начальной школы в основном рассматриваются плоскостные фигуры, тогда как даже ребенок-дошкольник имеет большой опыт общения с параллелепипедом, кубом, шаром, пирамидой. Должной подготовки к изучению систематического курса геометрии не ведется. Поэтому, по мнению Шадриной И.В., большинство учащихся начальной школы испытывают трудности при овладении систематическим курсом геометрии в средней школе, будучи мало подготовленными к его восприятию ранее.

Кроме того, методика и результаты изучения геометрического материала в начальной школе зависят от уровня геометрической подготовки учителя, которая на сегодняшний день не отвечает задачам, поставленным перед начальной школой. Очевидно, что учителю начальных классов предстоит самому преодолевать методические трудности, возникающие в процессе изучения геометрической составляющей математики начальной школы. Поэтому данная проблема «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников через геометрическую подготовку» остается актуальной и предполагает исследование вопросов организации такого учебного процесса, при котором содержание обучения, его методы и приемы обеспечивали бы развитие математических способностей учащихся и создавали бы условия для формирования полноценного процесса мышления. На наш взгляд, формирование универсальных учебных действий возможно в условиях усиления роли геометрического материала и геометрических методов в начальной школе.

Повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий через геометрическую подготовку младших школьников.
  • Начальные классы
Описание:

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются универсальные учебные действия, с развитием творческого потенциала учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Проблема соотношения обучения и развития всегда была одной из стержневых проблем педагогики. На разных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено изменением методологических установок, появлением новых трактовок, понимания сущности развитияличности и самого процесса обучения, переосмыслением роли предметной направленности процесса обучения и воспитания в этом развитии

Автор Таргаева Лариса Анатольевна
Дата добавления 11.10.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 572
Номер материала MA-061206
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓