Главная / Школьному психологу / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Абсаламова Райхан Раушанбекқызы

Педагог-психолог ГКУ СШ№2

Комплекс – это очень устойчивая психологическая конструкция, психофизиологически обусловленная и устойчивая. Причина формирования, как правило, возникает еще в раннем детстве, в тот период, когда ребёнок еще не способен мыслить критически и отфильтровывать поступающую информацию. Именно тогда любое негативное мнение на наш счет может укорениться в психике беспрепятственно и уже остаться там навсегда. В структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны между собой настолько, что избавиться только от какого-то одного по желанию просто не возможно. Тяжело распрощаться со своими комплексами еще и потому, что они сочетаются с защитными механизмами личности, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль, сохраняя в «опасный» момент его психическое здоровье.

В этой связи психологический комплекс следует рассматривать как неверное представление о своих физических, умственных или психологических недостатках и склонность их преувеличивать. Они сопровождаются часто глубокими скрываемыми от посторонних людей переживаниями.

В психоанализе «комплекс» означает совокупность различных мотивов, представлений и установок, формирующуюся в эмоционально окрашенную и существенно влияющую на развитие и функционирование личности, поведение и психику человека. Комплексы- это своеобразные психологические метки болезненного опыта негативного характера, полученного скорее всего ещё в далеком детстве, когда еще не осознается реальность, а сам ребенок слаб и беззащитен. Впоследствии психологические раны забываются вследствие рационализации и жизненного опыта, но остаются следы, сигнализирующие сознанию об опасности в похожих ситуациях. В этой связи комплекс представляет собой подобие психологического блока внутри психики человека, который ему развиваться, двигаться вперед, тормозят стремления, подавляет общительность.

У каждого человека формируется индивидуальный набор комплексов, абсолютно уникальный. Один из комплексов может быть выражен ярче, чем другой. Комплексами можно считать чувство вины, которое человек может испытывать за то, что он в чем-то неправ, или наоборот чувство глубокой обиды от того, что виноваты другие, сотворившие какую-то несправедливость, по его мнению, в отношении него. Комплексы могут возникать, если человек обвиняет в своих неудачах кого-то – например, родителей, которые не помогли воспитать нужные качества, чтобы помочь добиться цели.

Большинство комплексов появляется вследствие неправильного воспитания. Например, постоянно обучая ребенка вести себя «как положено» и прилежно учиться, можно способствовать развитию у него множества комплексов. Так что, можно сказать, что комплекс – плод умственной организации и воспитания.

Комплексы представляют собой неверное представление человека относительно своих недостатков, как физического характера, так и психологического. Это порождает глубокие переживания личности, в большинстве скрываемые от окружающих. Например, комплексы относительно внешнего вида распространены как у девушек. Комплекс может возникнуть и построиться на любом аффекте, даже на положительном, и реакции на него будут положительные. Например, реакции влюбленного человека на все, что связано с любимым человеком тоже являются комплексом.

Одним из самых распространенных комплексов является комплекс неполноценности, который ввел в психологию А.Адлер. Он формируется тогда, когда подросток искренне считает себя хуже других. Особенно это проявляется в отношении собственной внешности. На формирование этого комплекса сильно влияет навязанный масс-медиа стереотип красоты и бесконечное множество рекламной продукции. Сравнивая себя с красивыми девушками топ-моделями на экране, подросток-девушка довольно часто переживает из-за этого. Комплекс неполноценности опасен, т.к. он не позволяет людям совершенствоваться. Поэтому если комплекс мешает свободе – надо от него избавляться. Необходимо поверить в свои силы и запастись терпением. После этого следуют практические действия, например, если это комплекс лишнего веса – изменение питания и образа жизни и др. В эту же группу комплексов относится боязнь выглядеть нелепо или смешно с постоянной мыслью, что подумают и скажут сверстники, юноши, друзья, и в этой связи все свои действия совершают с оглядкой на это. В результате приходится отказываться от многих своих убеждений и жалеть об упущенных возможностях.

Комплексы взаимоотношений с противоположным полом. Они возникают как правило в тех случаях, когда в детстве не было родителя противоположного пола, либо ребёнок был с ним в плохих отношениях. Однако слишком хорошие отношения с родителями делает подростка зависимым от них. Захваливание своего ребёнка формирует комплекс превосходства, представляющий собой не вполне обоснованную, субъективную установку на то, что подросток превосходит окружающих в чем-то и лучше их. Например, обладание особыми знаниями, способностями, принадлежность к более высокому социальному статусу. Сам комплекс заключается не в факте «превосходства», а в том, что этот факт (не всегда действительный) дает человеку право «учить» других как жить, что делать, что правильно, а что нет. К комплексу неполноценности можно также отнести страх ответственности за события, происходящие в жизни. Такой подросток постоянно критикует всех, считая себя во всем правым и замечательным. Комплекс держит его в режиме защиты. Бездействие для него очень комфортно, а во всех неудачах легко обвинить окружающих.

Довольно часто встречается комплекс вины, когда подросток практически никогда не может сказать нет. Окружающие этим активно пользуются, часто в корыстных целях.

Благодаря различным воспитательным запретам, вследствие чего у ребенка может вырабатываться комплекс невысказанности, вследствие которого человек боится высказать свое мнение или проявить эмоции. Отмечается также и комплекс враждебности (или самозащиты). Он всегда носит оборонительный характер, готовность отразить атаку и защититься, хотя объективно защищаться не от чего. В реальности получается, что человек просто отвечает на любые действия людей агрессией и считает, что он вынужден так поступать. В итоге вырабатывается «привычка» быть агрессивным «на всякий случай».

Психовегетативное расстройство – явление достаточно распространенное, которое также может порождать различные комплексы.Среди самых распространенных симптомов психовегетативного расстройства имеются нарушения сна, раздражительность, невнимательность и другие. Подростки, особенно девушки, могут быть нетерпеливы, неусидчивы, отвлекаемы, тревожны и склонны к драматизации, либо подолгу концентрируют своё сознание на мелочах и погружение в себя не менее опасно, чем приступы агрессии и паники.

С целью выявления комплексов у подростков, мною было проведено психологическое исследование на базе ГКУ СШ№2 г.Капшагай с учащимися 9 класса.

В исследуемом классе 19 учащихся. После проведения с ними беседы о комплексах, создающих проблемы, учащимся было предложено в анонимной анкете по самоидентификации указать наличие у них комплексов, мешающих им в их жизни и учебной деятельности. Для диагностики комплексов также была использована методика по выявлению уровня самооценки Дембо-Рубинштейн. Из 19 учащихся 13 отметили у себя наличие тех или иных комплексов, что составило 68% учащихся. По своей направленности они могут быть подразделены на следующие типы: 1) комплекс застенчивости, невысказанности и неуверенности в себе – 7; 2) комплекс превосходства – 2; 3) комплекс внешности и фигуры – 2; 4) комплекс влюбчивости – 2.

С учащимися класса был проведён тренинг «Преодолей себя», направленный на развитие волевых качеств, повышение уровня общительности и непринужденного установления межличностных контактов. В тренинге отрабатывались навыки дружеского отношения друг к другу, доверительного отношения и взаимопонимания, активности в предлагаемой игровой деятельности. За пять недель совместного общения они очень сдружились и их проблемы значительно уменьшились. Это помогло понять учащимся психологическую сущность их проблем и доказало значимость тренинговой работы в профилактике и нейтрализации тех или иных комплексов, а также отметить достигнутый психологический эффект в ходе совместного общения и сплочения группы.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль,1994.-25 с.

  2. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. – М., 2005.

  3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - №1. - С.3-18.

  4. Бассин, Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите». - М., - 1969.

  5. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний. // Вопросы психологии. 1993. №1.

  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия»,1998.-455с.

  7. Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм. - М., 1999.

  8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва - Воронеж, 1999.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: МПСИ: Флинта, 1998.

  9. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. М., 1999. - С. 140

  10. Фрейд, З. Избранное [Текст] / З. Фрейд - М.: Внешторгиздат, 1990. - С. -448.

  11. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1923.

  12. .Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "Я" // - М., 1992. С.256 - 324.

  13. Хусейн А., Холкомб В. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. - Гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание», 1997.

  14. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие / Т.И. Шульга - М.: Дрофа, 2005. - 254с.

  15. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.-167с.

  16. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени»: Академический проект; М.; 2007



ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
  • Школьному психологу
Описание:

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Абсаламова Райхан Раушанбекқызы

Педагог-психолог ГКУ СШ№2

           Комплекс – это очень устойчивая психологическая конструкция, психофизиологически обусловленная и устойчивая. Причина формирования,  как правило, возникает еще в раннем детстве, в тот период, когда ребёнок еще не способен мыслить критически и отфильтровывать поступающую информацию. Именно тогда любое негативное мнение на наш счет может укорениться в психике беспрепятственно и уже остаться там навсегда. В структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны между собой настолько, что избавиться только от какого-то одного по желанию просто не возможно. Тяжело распрощаться со своими комплексами еще и потому, что они сочетаются с защитными механизмами личности, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль, сохраняя в «опасный» момент его психическое здоровье.

          В этой связи психологический комплекс  следует рассматривать как неверное представление о своих физических, умственных или психологических недостатках и склонность их преувеличивать. Они сопровождаются часто глубокими скрываемыми от посторонних людей переживаниями.

          В психоанализе «комплекс» означает совокупность различных мотивов, представлений и установок, формирующуюся в эмоционально окрашенную и существенно влияющую на развитие и функционирование личности, поведение и психику человека. Комплексы- это своеобразные психологические метки болезненного опыта негативного характера, полученного скорее всего ещё в далеком детстве, когда еще не осознается реальность, а сам ребенок слаб и беззащитен. Впоследствии психологические раны забываются вследствие рационализации и жизненного опыта, но остаются следы, сигнализирующие сознанию об опасности в похожих ситуациях. В этой связи комплекс представляет собой подобие психологического блока внутри психики человека, который ему развиваться, двигаться вперед, тормозят стремления, подавляет общительность.

         У каждого человека формируется индивидуальный набор комплексов, абсолютно уникальный. Один из комплексов может быть выражен ярче, чем другой. Комплексами можно считать чувство вины, которое человек может испытывать за то, что он в чем-то неправ, или наоборот чувство глубокой обиды от того, что виноваты другие, сотворившие какую-то несправедливость, по его мнению, в отношении него. Комплексы могут возникать, если человек обвиняет в своих неудачах кого-то – например, родителей, которые не помогли воспитать нужные качества, чтобы помочь добиться цели.

           Большинство комплексов появляется вследствие неправильного воспитания. Например, постоянно обучая ребенка вести себя «как положено» и прилежно учиться, можно способствовать развитию у него множества комплексов. Так что, можно сказать, что комплекс – плод умственной организации и воспитания.

          Комплексы представляют собой неверное представление человека относительно своих недостатков, как физического характера, так и психологического. Это порождает глубокие переживания личности, в большинстве скрываемые от окружающих. Например, комплексы относительно внешнего вида распространены как у девушек. Комплекс может возникнуть и построиться на любом аффекте, даже на положительном, и реакции на него будут положительные. Например, реакции влюбленного человека на все, что связано с любимым человеком тоже являются комплексом.

         Одним из самых распространенных комплексов является комплекс неполноценности, который ввел в психологию А.Адлер. Он формируется тогда, когда подросток искренне считает себя хуже других. Особенно это проявляется в отношении собственной внешности. На формирование этого комплекса сильно влияет навязанный масс-медиа стереотип красоты и бесконечное множество рекламной продукции. Сравнивая себя с красивыми девушками топ-моделями на экране, подросток-девушка довольно часто переживает из-за этого. Комплекс неполноценности опасен, т.к. он не позволяет людям совершенствоваться. Поэтому если комплекс мешает свободе – надо от него избавляться. Необходимо поверить в свои силы и запастись терпением. После этого следуют практические действия, например, если это комплекс лишнего веса – изменение питания и образа жизни и др. В эту же группу комплексов относится боязнь выглядеть нелепо или смешно с постоянной мыслью, что подумают и скажут сверстники, юноши, друзья, и в этой связи все свои действия совершают с оглядкой на это. В результате приходится отказываться от многих своих убеждений и жалеть об упущенных возможностях.

         Комплексы взаимоотношений с противоположным полом. Они возникают как правило в тех случаях, когда в детстве не было родителя противоположного пола, либо ребёнок был с ним в плохих отношениях. Однако слишком хорошие отношения с родителями делает подростка зависимым от них. Захваливание своего ребёнка формирует комплекс превосходства, представляющий собой не вполне обоснованную, субъективную установку на то, что подросток превосходит окружающих в чем-то и лучше их. Например, обладание особыми знаниями, способностями, принадлежность к более высокому социальному статусу. Сам комплекс заключается не в факте «превосходства», а в том, что этот факт (не всегда действительный) дает человеку право «учить» других как жить, что делать, что правильно, а что нет. К комплексу неполноценности можно также отнести страх ответственности за события, происходящие в жизни. Такой подросток постоянно критикует всех, считая себя во всем правым и замечательным. Комплекс держит его в режиме защиты. Бездействие для него очень комфортно, а во всех неудачах легко обвинить окружающих.

        Довольно часто встречается комплекс вины, когда подросток практически никогда не может сказать нет. Окружающие этим активно пользуются, часто в корыстных целях.

        Благодаря различным воспитательным запретам, вследствие чего у ребенка может вырабатываться комплекс невысказанности, вследствие которого человек боится высказать свое мнение или проявить эмоции. Отмечается также и комплекс враждебности (или самозащиты). Он всегда носит оборонительный характер, готовность отразить атаку и защититься, хотя объективно защищаться не от чего. В реальности получается, что человек просто отвечает на любые действия людей агрессией и считает, что он вынужден так поступать. В итоге вырабатывается «привычка» быть агрессивным «на всякий случай».

           Психовегетативное расстройство – явление достаточно распространенное, которое также может порождать различные комплексы.Среди самых распространенных симптомов психовегетативного расстройства имеются нарушения сна, раздражительность, невнимательность и другие. Подростки, особенно девушки, могут быть нетерпеливы, неусидчивы, отвлекаемы, тревожны и склонны к драматизации, либо подолгу концентрируют своё сознание на мелочах и погружение в себя не менее опасно, чем приступы агрессии и паники.

           С целью выявления комплексов у подростков, мною было проведено психологическое исследование на базе ГКУ СШ№2 г.Капшагай с учащимися 9 класса.

          В исследуемом классе 19 учащихся.  После проведения с ними беседы о комплексах, создающих проблемы, учащимся было предложено в анонимной анкете по самоидентификации указать наличие у них комплексов, мешающих им в их жизни и учебной деятельности. Для диагностики комплексов также была использована методика по выявлению уровня самооценки Дембо-Рубинштейн.  Из 19 учащихся  13 отметили у себя наличие тех или иных комплексов, что составило 68% учащихся. По своей направленности они могут быть подразделены на следующие типы: 1) комплекс застенчивости, невысказанности и неуверенности в себе – 7; 2) комплекс превосходства – 2; 3) комплекс внешности и фигуры – 2; 4) комплекс влюбчивости – 2.  

      С учащимися класса  был проведён тренинг «Преодолей себя», направленный на развитие волевых качеств, повышение уровня общительности и непринужденного установления межличностных контактов. В тренинге отрабатывались навыки дружеского отношения друг к другу, доверительного отношения и взаимопонимания, активности в предлагаемой игровой деятельности. За пять недель совместного общения они очень сдружились и их проблемы значительно уменьшились. Это помогло понять учащимся психологическую сущность их проблем и доказало значимость тренинговой работы в профилактике и нейтрализации тех или иных комплексов, а также отметить достигнутый психологический эффект в ходе совместного общения и сплочения группы.

Литература

1.                 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль,1994.-25 с.

2.                 Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. – М., 2005.

3.                 Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - №1. - С.3-18.

4.                 Бассин, Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите». - М., - 1969.

5.                 Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний. // Вопросы психологии. 1993. №1.

6.                 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия»,1998.-455с.

7.                 Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм. - М., 1999.

8.                 Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва - Воронеж, 1999.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: МПСИ: Флинта, 1998.

9.                 Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. М., 1999. - С. 140

10.              Фрейд, З. Избранное [Текст] / З. Фрейд - М.: Внешторгиздат, 1990. - С. -448.

11.              Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1923.

12.              .Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "Я" // - М., 1992. С.256 - 324.

13.              Хусейн А., Холкомб В. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. - Гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание», 1997.

14.              Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие / Т.И. Шульга - М.: Дрофа, 2005. - 254с.

15.              Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.-167с.

16.              Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени»: Академический проект; М.; 2007

 

 

 

Автор Клауова Жаннагүл Кизатоллакызы
Дата добавления 03.03.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Конспекты
Просмотров 369
Номер материала 57431
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓