Главная / Биология / Поурочный план по биологии на тему: Витамины 8 класс

Поурочный план по биологии на тему: Витамины 8 класс

Урок биологии в 8 классе

Тема: « Витамины»

Цели урока.

Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в

обмене веществ и их практическом значении для здоровья

человека.

Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской

деятельности, умения делать выводы, выделять главное,

применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как

творческой личности с положительными нравственными

качествами; прививать культуру здорового образа жизни.


Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной

ситуации.


Оборудование: рисунки и таблица «Витамины»;



ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.


Учитель. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!


- Что помогает нам сохранить здоровье?

- Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?

- Какие питательные вещества содержатся в пище?

- Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?

- Расскажите об основном и общем обмене веществ. Чем объяснить, что у подростков основной обмен выше, чем у взрослых?

- Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.


При составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие таких компонентов в пище, как витамины. Сегодня на уроке мы поговорим о них.

- Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).


Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

  • Витамины есть только в овощах и фруктах.

  • Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

  • В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

  • Витамины нужно принимать только зимой и весной.

  • Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.


Постановка проблемного вопроса:

- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.


(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).


  1. Изучение нового материала.


  1. Из истории открытия витаминов.

Сообщение учащегося..


  1. Определение витаминов, их роль в организме.

Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

(Учащиеся записывают определение в тетрадь).

В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.

Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).


При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется –

гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.



  1. Влияние некоторых витаминов на здоровье человека.

Прослушайте сообщения учащихся о значении некоторых витаминов. По ходу выступлений заполните таблицу в тетради. (Заполнение таблицы).



Характеристика витаминов



Витамин

Суточная потребность

(мг)

Источники витамина

Проявление авитаминоза

А




В




С




D






Сообщение учащегося о витамине С.  

Сообщение учащегося о витамине D.

Сообщение учащегося о витамине А.

Сообщение учащегося о витаминах группы В.

Проанализируйте заполненную таблицу в тетради и учебнике. Сделайте выводы.

- Какой витамин самый важный?

- Что является источником витаминов в организме?

- Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?

- Как восполнить недостаток витаминов в организме?

- Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?



Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Решение проблемной ситуации.

Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.

(Объяснения учащихся).


Высказывание

Факт

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Витамины нужно принимать только зимой и весной.

Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Да.




  1. Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.

«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».


(Объяснения учащихся).


  1. В заключении урока давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.

(Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь).


  • Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.

  • Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.

  • Больше времени бывать на улице.

  • Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.

  • Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.

  • Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.

  • Не злоупотреблять витаминами.



  1. Рефлексия.


рганизую этап самооценки и выясняю мнение учащихся об уроке).

- Понравился ли тебе урок?

- Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?

- Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?

- Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.



  1. Домашнее задание:

изучить параграф «Витамины», используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах В6, В12, РР, F, Н.



Поурочный план по биологии на тему: Витамины 8 класс
  • Биология
Описание:

Поурочный план по биологии 8 класс

Урок биологии в 8 классе

Тема: « Витамины»

Цели урока.

Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в  

                                обмене веществ и их практическом значении для здоровья

                                человека.

 Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской

                          деятельности, умения делать выводы, выделять главное,

                          применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как

                                творческой личности с положительными нравственными

                               качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

 

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной

                     ситуации.

 

Оборудование: рисунки и таблица  «Витамины»;

                           

                    

 

 

ХОД УРОКА

 

I.                  Организационный момент.

II.               Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.

 

 Учитель. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

 

    - Что помогает нам сохранить здоровье?

    - Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?

    - Какие питательные вещества содержатся в пище?

    - Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?

    - Расскажите об основном и общем обмене веществ. Чем объяснить, что у подростков основной обмен выше, чем у взрослых?

    - Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.

 

     При составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие таких компонентов в пище, как витамины. Сегодня на уроке мы поговорим о них.

- Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).

 

    Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

·        Витамины есть только в овощах и фруктах.

·        Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

·        В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

·        Витамины нужно принимать  только зимой и весной.

·        Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

 

      Постановка проблемного вопроса:

       - Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

      Поэтому цель нашего урока узнать,  какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.

 

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

 

III.           Изучение нового материала.

 

1.     Из истории открытия витаминов.

Сообщение учащегося..

 

2.     Определение витаминов, их роль в организме.

     Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

 (Учащиеся записывают определение в тетрадь).

     В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

       Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.

      Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).

 

     При длительном недополучении  организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется –

гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина. 

 

3.     Влияние некоторых витаминов на здоровье человека.

Прослушайте сообщения учащихся о значении некоторых витаминов. По ходу выступлений заполните таблицу в тетради. (Заполнение таблицы).

 

Характеристика витаминов

 

Витамин

Суточная потребность

(мг)

Источники витамина

Проявление авитаминоза

А

 

 

 

В

 

 

 

С

 

 

 

D

 

 

 

 

Сообщение учащегося о витамине С.     

Сообщение учащегося о витамине D.

Сообщение учащегося о витамине А.

Сообщение учащегося о витаминах группы В.

       Проанализируйте заполненную таблицу в тетради и учебнике. Сделайте выводы.

       - Какой витамин самый важный?

       - Что является источником витаминов в организме?

      - Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?

      - Как восполнить недостаток витаминов в организме?

      - Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?

 

Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

IV.           Закрепление изученного материала.

1.     Решение проблемной ситуации.

Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.

(Объяснения учащихся).

 

Высказывание

Факт

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Витамины нужно принимать  только зимой и весной.

Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Да.

 

 

 

2.     Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.

«Как только наступали сумерки, многие слепли и  смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».

 

(Объяснения учащихся).

 

3.     В заключении урока давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.

(Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь).

 

·        Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.

·        Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.

·        Больше времени бывать на улице.

·        Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.

·        Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.

·        Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.

·        Не злоупотреблять витаминами.

 

 

V.               Рефлексия.

 

рганизую этап самооценки и выясняю мнение учащихся об уроке).

   - Понравился ли тебе урок?

    - Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?

   - Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?

   - Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.

 

 

VI.           Домашнее задание:

изучить параграф   «Витамины», используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах В6, В12, РР, F, Н.

 

 

Автор Зубкова Валентина Митрофановна
Дата добавления 15.04.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 1207
Номер материала 59693
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓