Главная / Начальные классы / поурочные планы по предмету самопознание 3 класс

поурочные планы по предмету самопознание 3 класс

Дата: _________ № урока:1 Предмет: самопознание.

Тема урока: Изучаем общечеловеческие ценности Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • расширят представление о человеке и роли самопознания в его жизни

Задачи:

  • раскроют значение понятия "общечеловеческие ценности";

  • будут развивать позитивное восприятие собственного "Я";

  • будут воспитывать уважительное, заботливое и бережное отношение к себе и другим.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

Круг радости

— Здравствуйте, ребята, встаньте в общий круг. Поприветствуйте друг друга добрыми словами, прикоснувшись ладонью к ладони стоящего рядом одноклассника.

Беседа.

- Как вы думаете, для чего человек живет?

- Чем дорожит каждый человек?

- Любовь, семья, родина, дружба, природа родного края, знания, которые мы получаем в школе, - все это вечные человеческие ценности, то, чем дорожит каждый человек. Самопознание помогает всем нам лучше узнать себя и, других людей. Древние философы говорили: "Познай себя, и ты познаешь мир!". Благодаря самопознанию, мы учимся понимать себя, учимся любить друг друга.

- Какие еще общечеловеческие ценности вы знаете?

(ответы учащихся).

Чтение.

Учитель читает стихотворение лауреата Республиканского литературного конкурса Н. Коленко.

Взгляни вокруг:Наш мир прекрасен!

В нём есть так много доброты,

И весь поток её подвластен

Огню твоей святой мечты

Открой внутри души нетленной

Загадок полный дивный сад

И, словно часть большой Вселенной,

 Стремись к волшебным чудесам!

Посеять нужно свет и веру,

Упорство, труд, любви запас.

Чуть-чуть удачи, грусти в меру

И счастья каждому из нас!!!

- Почему автор называет человека частью Вселенной?

- Почему человек стремится к самопознанию?

(Ответы учащихся)

Упражнение

Учащимся предлагается выписать в тетрадь общечеловеческие ценности, которые названы в стихотворении (задание 1)

Цитата урока

Прокомментировать слова Фирдоуси, представленные в учебнике.

- О каких ценностях идет речь?

- Что делает человека по настоящему великим?

(Ответы учащихся)

- любовь, добро, мир, Родина, семья, природа, красота, дружба - общечеловеческие ценности. Каждый человек живет для того, чтобы понять их смысл и следовать им в жизни.

Игра

Дети записывают свои имя и фамилию на отдельных листочках, сворачивают их и кладут в общую коробку. Каждый учащийся выбирают листочки, не произнося вслух фамилии и имени, характеризует одноклассника, называя отличительные черты его характера. Остальные ребята пытаются понять, о ком идет речь

- Подумайте и скажите, какие чувства вы испытывали во время выполнения этого задания?

- Насколько вам понравилось то, что думают о вас другие?

- Что вы открыли в самом себе? Чему удивились?

Упражнение.

Учащимся предлагается определить, о каких ценностях идет речь. для этого необходимо разгадать кроссворд в тетради ученика и прочитать слово в выделенной вертикали.

1. Самые близкие люди, которые живут вместе. (Семья)
2. Чувство полного душевного удовлетворения. (Счастье)
3. Согласие, отсутствие вражды, ссоры. (Мир)
4. Чувство глубокой привязанности{ости, сердечной теплоты. (Любовь)
5. Мир животных и растений. (Природа)
б. Отзывчивость, душевное расположение к людям. (доброта)
7. Гармония тела и духа. (Здоровье)
8. Результат познания. (Знание)
9. Все, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. (Красота)
10. Отечество, родная страна. (Родина)

11. Синоним слова «правда’>. (Истина)
12. Создание природы, обладающее мышлением и речью, способностью чувствовать. (Человек)

Чтение.

Великая книга. (Илья Гутковский )
В книжную лавку пришел человек и попросил торговца продать ему самую великую в мире книгу, исполненную всей человеческой мудрости. Торговец же ему ответил:
— Я не могу продать ее тебе.
- Но почему? удивился человек. - У меня достаточно денег, чтобы озолотить тебя.
- Потому что она у тебя уже есть. Это твоя жизнь, а ее страницы выписаны в твоем сердце. Только в своем сердце ты найдешь все, что ищешь.
• С чем сравнивается в притче человеческая жизнь? Почему?
(Ответы учащихся)
— Ребята, познавайте себя, прислушиваясь к своему сердцу, в нем можно найти ответы на любые вопросы.
Задание
— Представьте книгу о вашей Жизни. Как бы она называлась? Почему? Назовите ценности, которым вы посвятили бы отдельные главы. (Ответы учащихся)
Процесс самопознания можно сравнить с непрочитанной книгой. Важно, чтобы ваши поступки оставляли добрый свет в сердцах людей.
Домашнее задание
Учащимся предлагается выполнить задание З в тетради.
Обобщение
Учитель обобщает изученное на первом уроке и делает вывод:
Постижение общечеловеческие ценностей помогает человеку следовать законам нравственности в повседневной жизни.

Круг «От сердца к сердцу»
Учитель приглашает учеников поделиться впечатлениями.





































Дата: _________ № урока:2 Предмет: самопознание.

Тема урока: Изучаем общечеловеческие ценности Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • расширят представление о человеке и роли самопознания в его жизни

Задачи:

  • раскроют значение понятия "общечеловеческие ценности";

  • будут развивать позитивное восприятие собственного "Я";

  • будут воспитывать уважительное, заботливое и бережное отношение к себе и другим.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

Круг радости
— у каждого человека есть свои достоинства и недостатки. Надо уметь вовремя разглядеть свои слабые стороны, чтобы исправиться. Человек всегда стремится стать лучше, добрее, совершенствовать свой внутренний духовный мир.
Каждый из нас неповторим и уникален. Надо УЧИТЬСЯ познавать себя, Интересоваться собой и окружающими, любить себя и людей. давайте повторим следующие слова:
Я так люблю себя, (Положить руку на сердце)
Что я могу любить тебя. (Положить руку на сердце друга)
И ты начнешь любить себя (Положить руку на плечо друга)
И сможешь полюбить меня. (Положить руку на свое сердце)
Задание
Учащимся предлагается прочитать пословицы и написать, о каких ценностях идет речь. (Выполняется в тетради по задание 4.)
http://docus.me/media/empty.pngЧтение
На перемене
Заканчивалась перемена, и Катя последней уходила из столовой. На пути в класс она увидела лежащую на полу коридора купюру в 500 тенге. Оглянувшись вокруг, чтобы посмотреть, нет ли кого рядом, девочка незаметно подобрала деньги и положила в карман. «пятьсот тенге могут пригодиться для покупки интересной игры», — подумала она.
Возвратившись в класс, девочка не могла дождаться, когда закончится урок, чтобы отправиться за покупкой.
Прозвенел звонок. Катя вскочила из-за парты и увидела, как ее одноклассник Талгат с расстроенным видом что-то ищет в своей сумке.
Она подошла к Талгату и робко спросила его:
— Что случилось, могу я чем-нибудь помочь?
— да вот, экономил свои карманные деньги несколько недель, чтобы купить подарок ко дню рождения маме. } Накопил 500 тенге и потерял. Пожалуйста, помоги мне найти деньги, — ответил Талгат.
Катя замерла, охваченная внезапным чувством. Что же делать? Вернуть деньги? Так хочется купить заветную игру! Чтобы дать себе время подумать, Катя предложила Талгату поискать пропажу в классе. И вдруг пришло решение.
— Талгат, после переменки в коридоре я нашла чьи-то деньги и не смогла сказать об этом, так как очень хотела купить компьютерную игру. Вот они, возьми, — прошептала Катя, не поднимая глаз. — Прости меня, я думаю, что теперь ты не захочешь дружить со мной. Но если мы останемся друзьями, может быть, я помогу тебе выбрать подарок? — закончила она с надеждой.
Лицо Талгата просияло в ответ улыбкой:
— Конечно! Было бы здорово! Пойдем скорее!
• Как вы думаете, почему Катя решила признаться Талгату?
• Какие качества проявила Катя, вернув деньги?
(Ответы учащихся)
— Ребята, помните, что никогда не поздно исправить свои ошибки, понять других людей и помочь им.
Учитель обобщает обсуждение текста и делает вывод:
— Каждый миг своей жизни человек познает себя через взаимодействие с окружающим миром, через общение с людьми
Самопознание помогает всем нам лучше узнать себя, других людей.
Благодаря самопознанию, мы учимся понимать себя, учимся любить друг друга.
Минутка тишины
На фоне спокойной мелодии учитель предлагает ребятам посидеть минутку в тишине. для этого нужно расслабиться, закрыть глаза и подумать о чем- нибудь хорошем и приятном.

Задание
Учащимся предлагается выполнить одно из следующих заданий (по усмотрению учителя)
1. Прочитайте определения общечеловеческих ценностей и назовите их.
• Потребность в постоянном общении с другими людьми на основе общих интересов.
• Стремление жить в согласии.
• Проявление заботы, желание помочь.
2. Начните Составлять в тетради ученика Словарь жизненных ценностей. Записывайте в него мудрые изречения, пословицы, афоризмы, в которых идет речь о важных для вас человеческих ценностях. Какое изречение вы запишите в Словарь в первую очередь? Почему?
(Словарь находится в конце тетради. Нужно записать слева на его полях буквы алфавита, выделив для записи на каждую букву несколько строк. Названия ценностей следует записывать в соответствии с буквами алфавита. Например: д—добро. 1. добро превыше всего. (Поговорка). 2. добро помни, а зло забывай. (Пословица) и т. д.)
Обобщение
— Самопознание помогает нам различать хорошее и плохое в жизни и во взаимоотношениях между людьми.
Круг «От сердца к сердцу»
Учащиеся вместе с учителем проговаривают строчки стихотворение Ирины Некрасовой:
Любовь, надежда, истина, здоровье,
Труд, мир, культура, творчество, семья

Вот жизни человеческой основа
И связь простая между МЫ и Я.
Познай слов этих глубину и мудрость,
Открой извечных истин суть.
Попробуй дел не совершать впустую,
Свои объятья миру распахнуть.




















































Дата: _________ № урока:3 Предмет: самопознание.

Тема урока: Учение мой труд. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • расширят представление о ценности учения

Задачи:

  • раскроют значение понятия "учение", «труд», «знание»;

  • будут развивать положительную мотивацию к учению и процессу самопознания ;

  • будут воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

Круг радости
Учитель приглашает учеников поприветствовать друг друга с теплотой и сердечностью и пожелать друг другу здоровья, счастья, радости, взаимопонимания, затем предлагает спеть песню «Наша школьная страна» на слова К. Ибряева, музыку Ю. Чичкова, представленную в учебнике.
Задание
Учащимся предлагается прочитать изречения и ответить на вопросы
— Какой смысл вкладывают авторы в слово «учение»?
Любящим учиться может быть назван тот человек, который ежедневно стремится узнавать новое.
Конфуций
Поставь над собой сто учителей — ОНИ окажутся бессильными, если ты сам не захочешь учиться. В. Сухомлинкский
— Любовь к знаниям, стремление учиться и познавать новое позволяют человеку достичь успеха в жизни.
Упражнение
Учащимся предлагается написать в тетради, каких успехов им удалось достичь в учении, и поделиться советами, как учиться с удовольствием.
Чтение
Учитель предлагает прочитать текст о знаменитых людях и ответить на вопросы.
Жизнь основоположника казахской литературы Абая Кунанбаева — пример постоянного поиска новых знаний. Уже в 13 лет он владел арабским, персидским и русским языками. Учился и в мусульманском медресе, и в русской приходской школе. Писал стихи, рассказы, занимался переводами с русского языка на казахский. Абай был глубоким знатоком и ценителем народной словесности. Гениальный мыслитель всегда подчеркивал: чтобы быть человеком, необходимо учиться, познавать себя и мир вокруг.
Известный русский ученый Михаил Ломоносов родился в крестьянской семье в селе под Архангельском на далеком Севере. Вопреки воле отца, поехал в Москву, чтобы получить знания. В то время крестьянским детям запрещалось учиться. Людей науки поразило стремление Ломоносова к знаниям, и для него было сделано исключение. Ломоносов стал великим ученым, основал в России Академию наук, сделал много замечательных открытий.
• Какие качества характера присущи этим людям?
• Какой пример нам подают Абай и Ломоносов?
Обобщение
— Никогда не поздно учиться. Если прилагать усилия в учении и проявлять упорство, вы всегда придете к успеху.
В дорогу!
В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний
Шагайте смелей!
Чудесные встречи
И добрые книжки
Ступеньками будут на ней.
Припев:
И песенка, и песенка
В пути нам пригодится.
Учиться надо вдумчиво,
Учиться надо с радостью!
Учиться надо дружно нам,
Чтоб хорошо учиться!










Дата: _________ № урока:4 Предмет: самопознание.

Тема урока: Учение мой труд. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • расширят представление о ценности учения

Задачи:

  • раскроют значение понятия "учение", «труд», «знание»;

  • будут развивать положительную мотивацию к учению и процессу самопознания ;

  • будут воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока


Круг радости
Учитель предлагает тепло поприветствовать друг друга и читает строчка

Учение — мой труд,
Ответственный и важный.
Вкусив его плоды,
Вперед стремлюсь отважно!

Рассказ учителя
Учитель пересказывает содержание притчи.
Путь к познанию
Жили в старину два мудреца.
Один говорил своим ученикам: «Чтобы познать многое, нужно преодолеть трудности, стремиться в гору». другой же утверждал:
«Умный в гору не пойдет, нужно искать легкий путь».
Первый мудрец не отступал от своего принципа, водил своих учеников в горы, скалистые, неприступные и высокие. Поднимал их в небесные выси. Преодолевал с ними тернистые тропы.
Второй мудрец тоже не отступал от своего , обходил трудности стороной и всюду искал легкость и удобство.
Первые закалили знания жизнью, познали себя и обрели дух вершины. Вторые избегали трудностей, брали то, что встречалось им на пути, и сложился у них дух равнинный.
Первые научились видеть далеко вокруг. Вторые научились видеть лишь то, что рядом.
Чтобы познать себя, мир, нужно не бояться препятствий, стремясь к преодолению вершин.
• Как вы объясните строки:
Первые научились надеть далеко вокруг.
Вторые научилась видеть лишь то, что рядом.
• Какой путь к знаниям выбрали бы вы?
• Можно ли узнать интересное, не прилагая к этому больших усилий?
(Ответы учащихся)
Цитата урока
Учитель предлагает детям подумать о смысле пословицы:
Учение и труд рядом идут.
(Ответы учащихся)
Упражнение
Учитель предлагает ученикам составить в тетради свой распорядок дня, чтобы каждый час был занят каким- либо полезным, интересным делом. (Задание 3.)
Беседа
• Какие чувства вы испытываете, когда приходите в школу с не выполненным заданием?
• Какие чувства вы испытываете, справившись с трудным заданием?
• Какие вы перед собой ставите цели? К чему стремитесь?
• Как, на ваш взгляд, можно достичь своей цели?
(Ответы учащихся)
Обобщение
— Самым главным трудом для школьников является учение. Труд и желание достичь цели приносят успех. Надо научиться мечтать, ставить цели и достигать их. Когда человек достигает своей пели, справляется с трудностями, он обретает веру в собственные силы.
Домашнее задание
Учитель предлагает рассмотреть и раскрасить рисунки в тетради, а также дорисовать другие важные и необходимые дела. (Задание 2.)
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель желает учащимся успехов в учении и читает напутственное стихотворение Бахыта Искакова:
Путь познания

Познание — великая страна,
Как бесконечность, глубока она.
В страну ведут великие пути,
Не всякому легко по ним идти.
Тому в страну познанья путь открыт,
В ком жажда знаний тайная горит.
Пусть долог путь, но идущий дойдет —

В страну познанья дух его ведет.




Дата: _________ № урока:5 Предмет: самопознание.

Тема урока: Книга – источник знаний Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • раскроют значение книги как источника знаний и мудрости

Задачи:

  • расширят представление о важности ежедневного чтения;

  • будут развивать интерес к источнику знаний;

  • будут воспитывать любовь к книге и к чтению.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

Круг радости
Учитель предлагает учащимся вспомнить героев своих любимых книг и поздороваться друг с другом так, как это сделали бы известные книжные персонажа. Например: (Я— Атос. Славным мушкетерам — салют.Я— Буратино. Здравствуйте, дорогие ребята.
(дети приветствуют друг друга, подражая манерам книжных героев.)
Беседа
• Как вы думаете, зачем человеку нужны книги, ведь много интересной информации мы узнаем из телевизионных передач и фильмов?
• Кто из вас читает иногда?
• Кто из вас читает каждый день?
• Кто посещает библиотеку?
• Расскажите, о чем вы любите читать.
• Кто из ваших родных и близких любит читать книги? Расскажите о них.
(Ответы учащихся)
— Каждый человек должен стремиться много читать, потому что книга — кладезь мудрости.
Цитата урока
Учитель обращает внимание на цитату урока:
Сколько бы ты ни знал, книга всегда откроет новое.
Какая мудрость заключена в этой пословице?
(Ответы учащихся)
Рассказ учителя
Учитель пересказывает содержание притчи.
Самое важное
В одном старинном городе случился большой пожар. Люди пытались погасить огонь и спасти все самое ценное из имущества. Но огонь победил все их усилия. И вот собрались все жители города на площади возле ратуши. У каждого было по сумке спасенных от пожара вещей. Люди погоревали о случившемся и завели разговор о том, что взяли с собой.
Один сказал: «Я взял только деньги. За них я могу купить все, что мне надо».
— А что ты купишь? — засмеялся другой. —Все же сгорело. Покупать негде и нечего. Вот я взял одежду и продукты. Мне теперь надолго хватит. Не замерзну и не умру от голода.
— Но ведь пища кончится. Что потом будешь делать? — возразил первый.
— Как это, что потом? Кто-то ведь начнет строить дома снова! — рассерженно ответил второй.
— А ты знаешь, как строить дома? — спросил первый.
— Нет, — ответил второй.
— Вот и я не знаю, — грустно сказал первый.
— А я вас научу, — отозвался третий. — Я взял с собой книги. В одной написано, как строить дома. В другой — как обрабатывать землю и выращивать овощи. В третьей содержатся полезные советы, как охотиться и ловить рыбу. В четвертой
— достаточно! — закричали жители на площади. — Ты взял самое важное!
е Как вы думаете, почему книги оказались самым ценным, что спасли жители от пожара?
• Сформулируйте вывод: в чем значение книг?
(Ответы учащихся)
— В книгах содержатся все знания человечества.
Читаем
Учитель предлагает прослушать стихотворение Елены Кругловой о книге и ответить на вопросы.
Книга
Книга — это лучший друг,
Обо всем она расскажет,
И расширит знаний круг,
И на верный путь укажет.
С книгой можно отдохнуть,
С ней короче длинный путь.
Книга жизнь нам осветила.
В книгах — знание. Знание — сила!
• Объясните, как вы понимаете выражение «Книга — лучший друг».
• Как вы думаете, в чем сила знаний?
(Ответы учащихся)
Обобщение
— Знания помогают человеку принимать правильные решения.
Домашнее задание
Найдите и запишите в тетрадь изречения, мудрые мысли, пословицы, поговорки о важности чтения, о любви к книге. Выберите, какие из этих изречений можно занести в Словарь жизненных ценностей.
Выполните задание 2 в тетради.
Обобщение
Познание — непрекращающийся процесс в жизни человека. И книга является главным помощником на этом пути. Книга — источник знаний, мудрости. В ней можно найти ответы на любые вопросы.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель объясняет, что самым лучшим подарком всегда считалась книга. дети называют полезную книгу, которую они хотели бы подарить однокласснику.




















































Дата: _________ № урока: 6 Предмет: самопознание.

Тема урока: Книга – источник знаний Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • раскроют значение книги как источника знаний и мудрости

Задачи:

  • расширят представление о важности ежедневного чтения;

  • будут развивать интерес к источнику знаний;

  • будут воспитывать любовь к книге и к чтению.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

Задание
Ученикам предлагается рассказать о своей любимой книге и ответить на вопросы: Как она называется? Кто ее автор? Как зовут героев книги? Чему она научила вас? (Выполняется в тетради.)
Читаем
Учитель читает стихотворение С. Михалкова.
Как бы жили мы без книг?

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До волшебных повестей?
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!

Почему книга так важна в жизни человека? (Ответы учащихся)
— Книга — источник знаний и мудрости. В ней можно найти ответы на любые вопросы. Книга помогает человеку лучше познать себя и жизнь.
Задание
Учитель предлагает детям совершить экскурсию в библиотеку и ,понаблюдать, как хранятся в ней книги, как можно книгу заказать, как заполняется формуляр библиотечной книги. Ребятам необходимо подготовить сообщение о правилах поведения в библиотеке.
(При выполнении этого задания можно посетить школьную, городскую или сельскую библиотеку.)
Размышление над ситуацией
Учитель спрашивает у детей, знают ли они, что такое электронная книга, и просит их рассказать о ее отличии от обычной книги.
— Прочитайте в учебнике два мнения о судьбе книги. За какой из них будущее: за электронной или традиционной? (Ответы учащихся)
Подводя итоги спора, важно подчеркнуть, что в каком бы виде ни существовала книга, без нее жизнь человека невозможна, ведь книга верный источник познания.
Круг «От сердца к сердцу>
Учитель предлагает всем вместе прочитать стихотворение.
Книга — это целый мир

Не выходя из дома, ты
Идешь в чудесные сады,
В горах гуляешь в тишине,
В скафандре ходишь по луне.
Плывешь на яхте голубой
И с пальмы рвешь кокос большой.
Имеешь ты чудесный дом — Живут родные книги в нем.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ!
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
Слава нашей книге детской,
Переплывшей все моря!
Слава нашей книге детской,
Начиная. с букваря!













Дата: _________ № урока: 7 Предмет: самопознание.

Тема урока: Путь любви и добра. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • будут развивать ценностное отношение к себе, к людям и окружающему миру

Задачи:

  • расширят представление о таких ценностях, как любовь, доброта;

  • будут развивать навыки позитивного общения;

  • будут воспитывать умение сопереживать и понимать другого человека.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

Круг радости
Учитель предлагает нескольким учащимся пёстро ярко прочитать стихотворение
Цветок
В горшке на подоконнике, Растет цветок зелененький, Ну и какой же он цветок, Когда сам ростом с ноготок? Листочки, тонкий стебелек... А мама говорит:
— Сынок, ведь он всего еще росток, ты поливай его водой, и он подружится с тобой, напьется, постоит под солнцем. Увидят все, как на оконце свои раскроет лепестки от человеческой любви.
далее ученикам предлагается назвать тему урока.
Беседа
• Как идти в жизни по пути любви и добра?
• Всегда ли человек следует этому пути? Почему?
• Каким вы представляете сердце доброго человека?
(Ответы учащихся)
Сердце доброго человека отзывается на все, что происходит вокруг него. Это значит, что человек с добрым сердцем стремится помогать другим не только словом, но и делом.
Чтение
Роза сердца О. Безымянная
Создал Великий Творец человека и сделал его лучше всякого животного, и наградил Он его и прекрасным телом, и прекрасным лицом. Все сделал в нем красивым.
— Пусть людское сердце вмещает в себя величие человеческих чувств, — подумал он, — ибо оно в состоянии творить. Я сделаю его в форме цветка, и будет оно не только красиво, но и разумно. В каждый лепесток я вложу по одному чувству и, соединив все лепестки вместе, сотворю цветок чувств. И будет прекрасно каждое чувство в отдельности, а все вместе

они образуют чудесную гамму чувств. И будет этот цветок розой, и назовут его Розой сердца, а человек с этим цветком в груди станет лучше, разумнее и величественнее. И станет он вершиной совершенства всей природы.
И сотворил вместо обычного сердца розу с пурпурными лепестками. Рождался ребенок, и лопались чашелистики, сдерживающие лепестки, и появлялся бутон, который по мере роста человека рос сам и распускался.
Но вскоре человек стал совершать неблаговидные поступки, нанося вред себе и природе. И стали облетать лепестки с розы его сердца. Сорвется с языка человека недоброе слово, совершит дурной поступок — побуреет пурпурный лепесток, оторвется от чаши цветка, словно осколок от глиняного кувшина, и полетит вниз. Тот, кому удается сохранить розу в сердце, способен творить только прекрасное.
• Почему сердце человека Творец создал в виде цветка?
(Ответы учащихся)
— Цветок — воплощение красоты, а сердце человека — источник душевного тепла и доброты. Настоящая красота есть проявление доброты.
Задание
— Расскажите о добрых людях, которых вы знаете.
(Ответы учащихся)
Цитата урока
В добром сердце весь мир уместится. Народная мудрость
Учащимся предлагается прокомментировать цитату урока.
— Вы согласны с таким утверждением? Почему?
(Ответы учащихся)
Размышление над ситуацией
Учащимся предлагается рассмотреть ситуации и ответить на вопросы: Как вы поступите? В чем проявляется добро та человека?
• Одноклассник не может решить задачу во время контрольной и обращается к вам за помощью, потому что знает, что вы хорошо усвоили тему.
• друзья позвали вас в кино, но именно в это время бабушка просит помочь ей в приготовлении ужина.
• Вам навстречу идет соседка, которая несет из магазина тяжелые сумки. Вы торопитесь в школу.
(Ответы учащихся)
— Истинная человечность проявляется во внимании к ближнему.
Творческая деятельность
— Какие поступки характеризуют человека с добрым сердцем? Запишите их на лепестках цветка. (Задание 2в тетради.)
Обобщение
— Стремитесь делать добрые дела! добром держится мир.
Домашнее задание
— Подберите пословицы и поговорки о любви и добре. (Задание 16 тетради.) Те, которые вам особенно понравились, запишите в Словарь жизненных ценностей.
Выучите слова песни «доброго пути!» на сл. Г. Сапгира, Г. Циферова, муз В. Юровского. (Задание З в тетради.)
Круг «От сердца к сердцу»
Учащиеся вместе с учителем произносят слова:
Если любовь ты даришь друзьям,
То она вернется к тебе.
Подари ее друзьям,
И она вернется.., к тебе, Альбина, к тебе, Максим, к тебе, Денис...























































Дата: _________ № урока: 8 Предмет: самопознание.

Тема урока: Путь любви и добра. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • будут развивать ценностное отношение к себе, к людям и окружающему миру

Задачи:

  • расширят представление о таких ценностях, как любовь, доброта;

  • будут развивать навыки позитивного общения;

  • будут воспитывать умение сопереживать и понимать другого человека.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

Круг радости
Учитель предлагает учащимся поприветствовать друг друга и сказать то, что человеку будет приятно услышать. Например: 3дравствуй, Ангелина! Ты прекрасно выглядишь.
Чтение
Учитель читает притчу, используя методический прием е чтение с остановкой
А сейчас весна!
Василий Сухомлинский
Теплым солнечным днем все вокруг радовалось весне. Цвели сады, щебетали птицы. В лазурном небе летел журавлиный клин. Где-то весело журчал ручеек.
А под высоким тополем стоял маленький мальчик и плакал. Он не видел, как цветут сады. Он не слышал, как щебечут птицы. Небо казалось ему не голубым, а черным. Журавлиный клин казался мальчику ниточкой слез.
А люди шли мимо маленького мальчика и не замечали, что он плачет...
• Как вы думаете, почему мальчик не видел красоты жизни вокруг себя?
(Ответы учащихся)
Окончание
Плачущего мальчика увидел дедушка, подошел к нему, положил руку на голову. дедушка что-то долго говорил мальчику, о чем-то его расспрашивал. Мальчик сквозь слезы поведал о чем-то пожилому человеку.
Так они говорили около часа. Разговор закончился тем, что мальчик улыбнулся. Он увидел, что вокруг него цветут сады. Он услышал, как весело щебечут птицы. В голубом небе перед ним задрожал журавлиный клин, и мальчик подумал: «А сейчас весна!»
• Как вы думаете, о чем говорили дедушка с мальчиком?
• Какие чувства вызывает у вас эта притча? (Ответы учащихся)
— В жизни каждого из нас встречаются люди, общение с которыми доставляет нам радость. Мы учимся у них доброте, мудрости. Полюбить другого человека как самого себя и относиться к нему так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам, — в этом достоинство человека. Изучая самопознание, мы идем дорогою любви и добра.
Игра
Учитель предлагает учащимся похлопать в ладоши, если речь идет о добром деле, и потопать ногами, если речь идет о плохом. Учитель каждый раз проговаривает слова хорошо или плохо...
• Покормить птиц зимой?
• Утаить от родителей плохую отметку, полученную школе?
• Сломать ветку на дереве?
• Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки?
• Изрисовать стену жилого дома краской из баллончика?
• Помочь библиотекарю подклеить старые книжки?
• Принять участие в субботнике по уборке территории школы?
• Уступить место в автобусе пожилому человеку?
Творческая деятельность
— Назовите добрые дела, которые может совершать каждый человек. Объясните, почему так важно ежедневно следовать добру. Проведите день добрых дел.
Обобщение
— Учитесь видеть доброе вокруг и отвечайте добром на добро.
Домашнее задание
— Вспомните притчу о Розе сердца. Какие поступки характеризуют человека с добрым сердцем? Напишите их на лепестках цветка. (Задание 2 в тетради.)
Круг «От сердца к сердцу»
Звучит фонограмма песни доброго пути. Учитель и учащиеся подпевают.

Поле большое, Зеленый лесок,
Сколько на свете Путей и дорог!
Хорошо на свете! Солнышко, свети,

Пожелай нам, ветер, доброго пути!

доброго, доброго, доброго пути,

Самого, самого доброго пути!
Все интересно На что ни взгляни,

дружная песня Нал миром звенит!
Хорошо на свете! Солнышко, свети,

Пожелай нам, ветер, доброго пути!

доброго, доброго, доброго пути,

Самого, самого доброго пути!


Дата: _________ № урока: 9 Предмет: самопознание.

Тема урока: Культура общения. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • расширят представление о культуре общения.

Задачи:

  • углубят знания о правилах этикета;

  • будут развивать умения строить позитивные отношения в обществе;

  • будут воспитывать ценностное отношение к себе и другим.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

Круг радости
Учитель предлагает одному из учеников прочитать стихотворение.
Земной вам поклон...
Киваем небрежно, друг с другом встречаясь, А то и проходим, не сделав кивка. «Приветик-салютик»,

Фалышивое «чао», Бесстрастное «будь» И пустое «пока».
А сколько приветствий, простых и прекрасных, Бытует на нашей земле испокон:
«Счастливо! », И «доброе утро», И «здравствуй», «Бывайте здоровы», «Земной вам поклон».
Беседа
1. Как вы здороваетесь с разными людьми?
2. Каких жестов следует избегать при общении?
З. Что вы чувствуете, когда вас ругают, говорят вам неприятные лова?
4. Что вы чувствуете, когда вас хвалят, подбадривают?
5. Назовите известные вам правила общения.
(Ответы учащихся)
При общении важно, что мы говорим друг другу и как мы Iроизносим слова. Проявляя уважение к другим людям, человек заслуживает уважения к себе.
Чтение
Учитель пересказывает содержание притчи.
Мудрость Эзопа
Притча
В древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был
рабом царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил
Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди общаются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
• Как вы думаете, почему язык можно назвать и другом, и врагом?
(Ответы учащихся)
— Культура речи — это проявление культуры общения. В общении важно правильно подбирать слова, которые должны основываться на уважении человека к человеку.
Творческая деятельность
Учитель предлагает ученикам разыграть сценки, представив, как происходит в следующих ситуациях.
1. Вы звоните домой другу. Телефонную трубку поднимает кто- то из членов семьи....
2. Вы перешли в другую школу. Вам предстоит встреча с новыми одноклассниками....
З. Вы едете в библиотеку в общественном транспорте и не знаете, на какой остановке нужно выйти...
Цитата урока
Учитель предлагает учащимся прокомментировать цитаты. предложенные в учебнике.
Уважение к людям есть уважение к самому себе.
Джон Голсуорси
Каждый твой поступок отражается на других людях, не забывай, что рядом с тобой Человек.
Василий Сухомлинский
Наше взаимопонимание осуществляется лишь единственно возможным для нас путем, а именно через слово.
Мишель Моннтень
Беседа
• Какого человека можно назвать культурным?
• В чем проявляется культура человека?
• Какими достоинствами обладает культурный человек?
(Ответы учащихся)
— Культурный человек уважительно относится к окружающим, внимателен, вежлив и доброжелателен. Он не позволит обидеть другого ни словом, ни взглядом.
Домашнее задание
Учитель предлагает дома выполнить задание 2 в тетради:
раскрасить те рисунки, где изображены вежливые люди, а также составить рассказ по этим рисункам.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель с учениками исполняют песню <Улыбка на слова М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.
От улыбки станет всем светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река.
Ну а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной,
И захлопает в зеленые ладоши.
Припев.












































Дата: _________ № урока: 10 Предмет: самопознание.

Тема урока: Культура общения. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • расширят представление о культуре общения.

Задачи:

  • углубят знания о правилах этикета;

  • будут развивать умения строить позитивные отношения в обществе;

  • будут воспитывать ценностное отношение к себе и другим.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

Круг радости
Учитель приветствует учащихся четверостишием:
Мы с вами снова вместе!
Я рада, рады вы.
Приветствуем друг друга
Объятьем дружбы мы. дети в кругу обнимают друг друга.
Разминка
Учитель предлагает учащимся изобразить разные чувства при помощи мимики и жестов. Учащимся раздаются карточки с заданиями:
1. Выразите восхищение подаренным букетом.
2. Изобразите грусть при расставании с друзьями.
З. Покажите радость при встрече с другом.
4. Выразите чувство благодарности.
5. Покажите хорошее настроение.
Задание
Учитель предлагает учащимся прочитать пословицы и объяснить их семьи
• Доброе слово человеку что дождь в засуху.
• Худое слово и сладким медом не запьёшь.
• Слово, сказанное в гневе, — острейший меч.
(Ответы учащихся)
— В пословицах отражен мудрый завет старших поколений: нужно думать о том, как отзовется каждое наше слово. Слово — зеркало души человека.
Рассказ учителя
Учитель пересказывает содержание текста.
Дмитрий Лихачев
Что значит быть культурным человеком
Одно из самых сильных впечатлений моей жизни посещение крестьянской семьи в селе Коле, недалеко от Мурманска. Помню, меня поразила чистота в избе, красота наряда хозяйки, вся церемония приема гостей, который был оказан нам — обычным школьникам. И разговор был степенный, без торопливости, приветливый и обстоятельный, и обед — по заведенному исстари ритуалу. Во всем чувствовалась высокая, веками складывающаяся культура!
Культура обладает драгоценнишим свойством соединять прошлое, настоящее и будущее. Она передается из поколения в поколение — накапливается.
Нередко считают, что культурный человек — это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всёго обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.
• Как академик Лихачев раскрывает понятие «культурный человек»?
(Ответы учащихся)
— Каждому важно стремиться быть культурным человеком. Культура человека складывается из культуры общения, поведения, речи,1 мышления.
Размышление над ситуацией
Ученикам предлагается обсудить поведение героев и ответить на вопрось
Ситуация 1. Ерден встретил своего знакомого Ильяса. Ерден обрадовался, хотел рассказать ему о своих успехах в шахматах, но не проронил ни слова. Ильяс все рассказывал и рассказывал о хоккее. А потом увидел своего одноклассника — и вдруг, даже не попрощавшись, ушел. Обидно стало Ердену, и настроение у него испортилось.
• Как нужно правильно закончить разговор с собеседником?
Ситуация 2. Пришел брат с работы веселый, спрашивает у Берика, как дела. А Берик молчит, будто не к нему обращаются. Брат погрустнел. Позвали Берика ужинать раз, второй, а он не идет, опять позвали... Как рукой сняло у бабушки хорошее настроение, сердится она.
• Как нужно поступать, чтобы не обидеть близких?
— Культура общения — это проявление внимания и уважения к человеку, стремление достичь взаимопонимания с ним.
Беседа
Учитель предлагает учащимся обдумать и обсудить следующие вопросы
• Каких жестов следует избегать при общении? (Не рекомендуется: хлопать собеседника по плечу, размахивать руками, теребить одежду, крутить пуговицы, чесать голову и теребить себя за ухо, барабанить пальцем по столу, чихать в пространство.)
• Какие правила общения вы знаете?
(Ответы учащихся)
— Культурный человек придерживается определенных правил при общении с людьми. Запомните их:
Здоровайтесь со всеми.
Обращайтесь к человеку по имени.
• Будьте доброжелательными.
• С уважением относитесь к мнению вашего собеседника.
• Спокойно высказывайте свое мнение.
• Умейте выслушать собеседника.
• Стремитесь к взаимопониманию
Творческая деятельность
— Попробуйте представить себе встречу с незнакомым человеком и описать, как произошла эта встреча, как развивалось общение, о чем шел разговор, чем встреча закончилась.
Домашнее задание
Ученикам предлагается провести наблюдение и описать человека, которого можно назвать культурным. Важно определить характерные в общении.
Особенности культурного человека: как он одевается, говорит, реагирует на просьбы, как сам обращается за помощью, как ведет себя в общественных местах, в коллективе, как трудится, как относится к учению, как соблюдает здоровый образ жизни.
Обобщение
- Культура общения — неотъемлемая часть нашей жизни, ведь человек постоянно находится среди людей: в транспорте, в библиотеке, в кинотеатре, в магазине, в поликлинике. Оттого как каждый из нас взаимодействует с людьми в общественных местах, зависит и наше настроение, и настроение окружающих.
Круг «От сердца к сердцу»
Нам встречи привычные радость приносят,
Прощаясь, увидеться вновь мы спешим.
Общение с другом — великое счастье,
Веление сердца, потребность души.




































Дата: _________ № урока: 11 Предмет: самопознание.

Тема урока: Начало начал. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • расширят представление о ценности семьи, о взаимоотношениях между близкими людьми

Задачи:

  • раскроют значение понятий «родной дом», «семья»;

  • будут развивать стремление проявлять заботу о близких и родных людях;

  • будут воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и родному дому.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

Круг радости
Учитель приглашает детей сердечно и тепло поприветствовать друг руга.
Беседа
1. Расскажите о людях, которые живут рядом с вами.
2. Как вы думаете, почему близкие люди ссорятся?
3. От чего зависят уют и согласие в доме? (Ответы учащихся)
— Самое важное в доме, где мы живем, — это любовь, взаимопонимание, мир и согласие.
Цитата урока
Учитель предлагает учащимся прокомментировать цитату в учебнике.
Где любовь да совет, там горя нет.
Народная мудрость
• Как вы понимаете смысл этого изречения? (Ответы учащихся)
Чтение
Изложение учителем или учеником содержания рассказа В. А. Сухомлинского ((Доброго вам здоровья, дедушка!
Василий Сухомлинский
доброго вам здоровья, дедушка!
Возле школы живет дедушка Иван. Нет у него никого — ни родных, ни товарищей. Было два сына — погибли на фронте. А жена недавно умерла. Каждый день приходит дедушка Иван в школу за водой. «В школьном колодце очень вкусная вода», — говорит он соседям. Как только дедушка подходит к колодцу, к нему подбегают дети.
— дедушка, давайте мы поможем вам ведро с водой вытащить, — говорят они.
дедушка улыбается. Он не успевает отдохнуть возле колодца, как ведро уже с водой.
— доброго вам здоровья, дедушка, - щебечут дети.
Эти слова звучат для старика прекрасной музыкой. От них на сердце становится тепло и радостно.
Вот и сейчас вышел дедушка Иван из хаты и сел на лавочке возле забора. Сидит и прислушивается. К чему же он прислушивается? На школьном дворе прозвенел звонок. дедушка берет ведро и идет за водой. Как хочется ему услышать сердечные слова: «доброго вам здоровья, дедушка!»
• Почему дедушка приходит за водой в школу?
• Как мы можем помочь одинокому человеку, у которого нет родных и близких людей? (Ответы учащихся)
Обобщение
— Хорошо, когда есть дом, где нас ждут, любят и понимают. Каждый человек мечтает иметь близких людей, которые помогут в трудную минуту, и самому проявлять заботу о них.
Домашнее задание
Ученикам предлагается написать письмо близкому человеку и рассказать ему о том, что нового они узнали на уроках само познания. Выучить песни: «Настоящий друг» на сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева, Совершите чудо’ на сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина,
Задание
Ученикам предлагается рассказать о близком человеке, которым они особенно гордятся.
Пример: Моя бабушка очень умная, добрая и заботливая. Она замечательно готовит и вяжет красивые теплые вещи, Я ею очень горжусь.
Круг «От сердца к сердцу» Исполнение песни (Родительский дом)
Сл. М. Рябинцна, муз. В. Шаинского

Родительский дом
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас встретит с любовью и нежностью
Наша пристань — родительский дом.
Припев:
Родительский дом — начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом. Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми станем людьми.
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
Припев.
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись.
Мы пред ними в долгу неоплаченном.
Помни снято об этом всю жизнь.
Припев.




Дата: _________ № урока: 12 Предмет: самопознание.

Тема урока: Начало начал. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • расширят представление о ценности семьи, о взаимоотношениях между близкими людьми

Задачи:

  • раскроют значение понятий «родной дом», «семья»;

  • будут развивать стремление проявлять заботу о близких и родных людях;

  • будут воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и родному дому.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

Круг радости
Учитель предлагает поприветствовать друг друга, передавая воздушный шарик как символ добрых исполнений желаний:
— Представьте, что через этот шарик вы передаете друг другу свою любовь и тепло ваших сердец.
Задание
Ученикам нужно выбрать понравившееся им утверждение и объяснить его смысл.
Чтение
для ознакомления с содержанием текста могут использоваться приемы рассказ учителя или рассказ ученика.
Самое большое желание
А. Лолатина, М. Скребцова
Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка — помоiiщица. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми:
кормила, утешала, умывала.
Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все по- стирать да прибрать.
Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит: старушка по берегу идет.
— Бабушка, не ваш ли этот посох? — спросила девочка.
Взяла старушка посох, обрадовалась:
— Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?
— Больше всего я хочу отдохнуть денек, — ответила девочка.
— Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание исполнит.
— Это хорошо, — обрадовалась девочка, — но кто меня кормить будет?
— Об этом не беспокойся, — сказала старушка и взмахнула посохом.
Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду. День прошел, второй прошел, заскучала девочка и заплакала:
Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.
Если домой вернешься, до конца жизни будешь трудиться без отдыха, — прозвучал чей-то голос.
Ну и пусть. Без близких людей человеку и рай не рай, — сказала девочка.
В тот же миг оказалась она дома. Братишка и сестренки к ней бросились. Один кушать просит, другая — попить, третья — поиграть, а девочка рада.
• Почему девочка не захотела остаться в чудесном замке?
• Согласились бы вы жить в райском уголке без своей семьи? Почему?
(Ответы учащихся)
• Воспоминания о доме согревают сердце человека.
• Мысли о доме придают силы.
• Родной дом — надежная опора человека.
(Ответы учащихся)
— Труд на благо близких и дорогих людей дарит человеку радость, наполняет жизнь смыслом. От каждого из нас зависит, насколько уютным и теплым будет наш дом.
Размышление над ситуацией
Учащиеся должны сделать выбор модели поведения для каждой из следующих ситуаций и обосновать их.
• По телевизору ваш любимый фильм. Брат хочет смотреть футбольный матч по другому каналу.
• К сестре пришли подруги. Они громко обсуждают события дня на кухне, где вам надо готовить ужин.
• В гости неожиданно приезжает бабушка из далекого аула. В ее честь в семье готовится дастархан. У вас на это время назначена долгожданная встреча с друзьями.
Творческая деятельность
Ученикам нужно составить список дел, которые нужно выполнять, чтобы в доме было чисто, уютно и радостно, рассказать о своих обязанностях по дому и поделиться советом, как успешно справиться с ними.
Обобщение
— дом — это место, где тебя любят и ждут. Тепло домашнего очага зависит от вклада каждого члена семьи.
Круг «От сердца к сердцу»
Учащиеся по кругу говорят теплые слова о родном доме, например:
«Мысли о доме придают мне силы».

Дата: _________ № урока: 13 Предмет: самопознание.

Тема урока: Понимать себя и других. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • расширят представление о ценности взаимопонимания

Задачи:

  • раскроют значение понятий «взаимное согласие», «взаимопонимание»;

  • будут развивать стремление уважать мнения других людей;

  • будут воспитывать чуткое и внимательное отношение к людям.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

Круг радости
дети приветствуют друг друга добрыми пожеланиями. Вместе с учителем они произносят следующие строчки из стихотворения Булата Окуджавы.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты-

Ведь это все любви счастливые моменты.
Беседа
• Отчего происходит непонимание между людьми?
• Какое чувство лежит в основе взаимопонимания?
(Ответы учащихся)
— Непонимание возникает из-за отсутствия желания понять другого человека. Понимание — результат совместных усилий общающихся людей.
Цитата урока
Учитель обращает внимание детей на цитату урока, написанную на доске:
Понимание — основа любви. Народная мудрость.
• Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответы учащихся)
Задание
Учащимся предлагается прочитать стихотворение и передать его главную мысль своими словами.
Веронака Богарсках


Если тебе вдруг станет
Невыносимо больно.
Если душа устанет,
Или на сердце грусть,

Ты поделись со мною
Этой своей бедою.
Пусть тебе станет легче,
Станет спокойней пусть.

(Ответы учащихся)
Рассказ учителя
Учитель излагает содержание рассказа В. Сухомлинского Семь дочерей.
Семь дочерей Василий Сухомлинкский
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать, уставшая и обессилевшая от долгого пути, вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сообщила третья.
— Мне было тяжело без тебя, как пчелке без цветка, — щебетала четвертая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - пролепетала шестая.
Седьмая дочка ничего не сказала. Она помогла матери раздеться и принесла ей чистой воды.
• Как вы думаете, как относятся дочери к маме?
• Можно ли говорить о взаимопонимании в этой семье? (Ответы учащихся)
— Заботливое отношение к близкому человеку — это не только приятные слова, но и хорошие дела.
Творческая деятельность
Учащимся предлагается вспомнить и рассказать случаи, когда они несправедливо отнеслись к человеку и сделали поспешные выводы о нем.
— Что помогло вам изменить свое мнение об этом человеке? (Ответы учащихся)
Обобщение
— Надо учиться умению слушать и понимать друг друга.
Круг «От сердца к сердцу»
Сл. М. Пляцковского Муз. Е. Птичкиаа

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.


Дата: _________ № урока: 14 Предмет: самопознание.

Тема урока: Понимать себя и других. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • расширят представление о ценности взаимопонимания

Задачи:

  • раскроют значение понятий «взаимное согласие», «взаимопонимание»;

  • будут развивать стремление уважать мнения других людей;

  • будут воспитывать чуткое и внимательное отношение к людям.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

От сердца к сердцу
Учащиеся обращаются друг к другу по имена с добрыми пожеланиями.
Творческая деятельность «Симметричные рисунки»
дети трудятся в парах. Учитель предлагает вместе нарисовать по образцу общий рисунок: один ребенок рисует справа, другой слева. Учащиеся стараются проводить линии в ритме.
Совершите чудо
данная творческая деятельность помогает установить хорошие партнерские отношения между учащимися, основанные на взаимопонимании.
Размышление над ситуацией
Учащимся предлагается проанализировать и обсудить следующие ситуации.
Ситуация 1
По улице идет молодая женщина. В руках у нее тяжелые сумки. Лицо женщины грустно и задумчиво. Навстречу идет соседский мальчик...
• Подумайте, что могло предшествовать встрече соседского мальчика и женщины?
• Почему женщина была грустной?
• Как поведет себя мальчик в этой ситуации?
(Ответы учащихся)
Ситуация 2
Школьная перемена. В классе все оживленно беседуют. За последней партой одиноко сидит девочка, она недавно перешла из другой школы. Новенькая растерянно смотрит на окружающих, не зная, с кем начать разговор...
• Как помочь девочке?
• Как вы сами встречаете новых учеников класса?
• Как наладить взаимоотношения с незнакомыми людьми?
(Ответы учащихся)
Задание
Ученикам предлагается при помощи нижеприведенных вопросов обсудить взаимоотношения в классе и поделиться своими мыслями.
— Существует ли взаимопонимание в вашем классе? Что вас беспокоит, что радует? Что вам удается делать всем вместе? Что затрудняет общение? Существует ли доверие в отношениях друг к другу? Почему вы так думаете?
(Ответы учащихся)
— Важно научиться умению слушать, слышать и понимать другого человека. Взаимопонимание — начало согласия.
Домашнее задание
Учащимся предлагается выполнить задание 1 в тетради.
От сердца к сердцу
Учитель читает стихотворение поэтессы Вероники
Вогарских:
Если тебе вдруг станет Невыносимо больно. Если душа устанет, Или на сердце грусть,
Ты поделись со мною
Этой своей бедою.
Пусть тебе станет легче, Станет спокойней пусть.














Дата: _________ № урока: 15 Предмет: самопознание.

Тема урока: Все начинается с любви. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • расширят представление о любви как духовной ценности

Задачи:

  • раскроют значение понятия «любовь»;

  • будут развивать стремление любить и радовать окружающих;

  • будут воспитывать ценномтное отношение к себе и другим.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

Круг радости
Учитель читает стихотворение А. Лопатиной «Волшебный дар».


Волшебный дар нам дан один
С рождения и до седин —

Искать дыхание любви
И наполнять им дни свои.
Когда душа к любви стремится,
Любое чудо совершится.
Огнем любви душа полна —

Как птица, воспарит она.

Любовь .— одно из главных чувств человека. Она проявляется но-разному. Это материнская любовь, любовь к родным и близким, любовь к Родине, друзьям, любовь к природе.
Беседа
• Как проявляется любовь человека к человеку в повседневной жизни?
• Как проявляется любовь к близким людям в семье?
• Как вы проявляете свою любовь к другу, подруге? (Ответы учащихся)
Цитата урока
Ученикам предлагается объяснить смысл высказывания Л. Толстого:
Любовь — это бесценный дар. Ты можешь подарить любовь, и все же она у тебя останется.
• Как вы понимаете смысл этого изречения? (Ответы учащихся)
Чтение
для ознакомления с содержанием текста могут использоваться приемы <>рассказ учителя или рассказ ученика..
Асыл и Жандос
Асыл и Жандос были неразлучными друзьями. Они все делали вместе: ходили в кино, учили уроки, играли в теннис. Но однажды Асыл заболел. Он долгое время пролежал в больнице и очень сильно отстал от одноклассников по большинству предметов.
Вскоре после возвращения Асыла в школу учитель назначил контрольную работу по математике. Асыл получил двойку. Неудовлетворительная оценка вышла и у его друга Жандоса, который всегда успевал по математике. Когда учитель спросил, почему Жандос не решил задачи, мальчик ответил:
— Я не хотел, чтобы моему другу было неприятно оттого, что он один получил плохую оценку.
• Как поддержал друга Жандос?
• Можно ли было иначе поддержать друга?
• Как бы вы поступили в подобной ситуации?
(Ответы учащихся)
— Настоящая дружба предполагает, что ты помогаешь своему другу становиться лучше и сильнее.
Задание
Ученикам предлагается объяснить смысл следующих изречений
• Любовь — это доброта.
• Совет да любовь — на этом свет стоит.
• Любовь — это забота и служение. (Ответы учащихся)
Обобщение

Любовь — главное условие взаимодействия человека с окружающим миром.
От сердца к сердцу
Учащиеся вместе с учителем исполняют песню под фонограмму.
ЛуизаХей Мой путеводный огонек
Мой путеводный огонек, пусть он горит.
Мой путеводный огонек, пусть он горит.
Мой путеводный огонек, пусть он горит.
Пусть горит, пусть горит, пусть горит.
Мой путеводный огонек обойдет вокруг земли.
Мой путеводный огонек обойдет вокруг земли.
Мой путеводный огонек обойдет вокруг земли.
Пусть горит, пусть горит, пусть горит.
Мой путеводный огонек, пусть он горит.
Мой путеводный огонек, пусть он горит.
Мой путеводный огонек, пусть он горит.
Пусть горит, пусть горит, пусть горит.

Дата: _________ № урока: 16 Предмет: самопознание.

Тема урока: Все начинается с любви. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

  • расширят представление о любви как духовной ценности

Задачи:

  • раскроют значение понятия «любовь»;

  • будут развивать стремление любить и радовать окружающих;

  • будут воспитывать ценномтное отношение к себе и другим.

МО: словесный, наглядный, практический.

ФОПД: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока

Круг радости
Учитель приветствует учащихся следующими словами:
— давайте начнем день с Любви, наполним день Любовью, завершим день с Любовью. Как вы думаете, что мы почувствуем? (Ответы учащихся)
Задание
Ученики по своему желанию могут рассказать о людях, которых
они любят.
Рассказ учителя
Главное богатство
Когда новый ученик вошел в класс, мальчики окружили его. Одежда у нового ученика была бедной, и кто-то насмешливо спросил:
— Твой отец — бедняк?
Новый ученик ничего не ответил. Мальчики начали хвастаться.
— У моего отца три дома.
— Мой отец разводит породистых лошадей. Один такой конь стоит целое состояние.
— Мой отец владеет серебряным рудником.
Новый ученик по-прежнему молчал. Тут в класс вошел учитель и
сказал:
— Не хвастайтесь, дети. Это некрасиво.
— Учитель, мы не хвастались, а просто рассказывали о ценностях, которые есть в наших семьях. Только новичок молчал. Может, у него
в семье нет ничего ценного?!
— У меня есть мама, и я очень люблю ее. И еще у меня есть много друзей. И их я очень люблю.
Все засмеялись, а новичок вдруг громко добавил:
— Когда мама улыбается, она словно солнце. И у меня на душе радостно. А когда я встречаюсь с друзьями, то ничего на свете не
боюсь.
Все притихли, а учитель произнес:
— Любовь в сердце — самое главное богатство человека. Мальчики задумались.
(По А. Лотгаiчиной, М. Скребцовой)
• Почему учитель назвал любовь самым главным богатством? (Ответы учащихся)
— Любовь главная ценность в жизни человека. Правильно распоряжаясь этим даром, мы можем найти свое место в жизни и быть счастливыми.
Творческая деятельность
Учащимся предлагается написать добрые пожелания одному из близких людей.
Упражнение
Ученикам предлагается завершить незаконченные предложения:
Любить родных людей — это значит • Любить свою школу — это значит • Любить Родину — это значит
Творческая деятельность
Ученики составляют коллаж Человек в мире любви».
Обобщение
— Любовь — это чувство, которое живет в сердце каждого человека.
Любовь — основа наших добрых поступков.
Право человека любить и быть любимым — это бесценный дар.

Круг «От сердца к сердцу»
Роберт Рождественский
Все начинается с любви

Все начинается с любви...
Твердят: «Вначале было слово...»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Все начинается с любви.
И озаренье и забота,
Глаза цветов, глаза ребенка — Все начинается с любви!
Весна шепнет тебе: «Живи...»
И ты от шепота качнёшься.
И выпрямишься. И начнешься.
Все начинается с любви!

поурочные планы по предмету самопознание 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

представляю вашему вниманию готовые поурочные разработки планов по предмету самопознание в третьем классе за первое полугодие. документ содержит шестнадцать поурочных планов по всем темам первого полугодия. адаптирован для проведения уроков самопознания в казахстанских школах. составлен в соответствии с календарно-тематическим планированием по предмету самопознание в 3 классе. планы содержат подробный материал для проведения урока (тексты рассказов, тексты песен, разные виды творческих заданий, стихотворения разных авторов, высказывания известных людей, пословицы и поговорки)

Автор Кашапова Дарья Ильшатовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 8724
Номер материала 53493
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓