Главная / География / поурочное планирование по природоведению в 5 классе

поурочное планирование по природоведению в 5 классе


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №4




Утверждаю

Директор МАОУ Апрелевской

средней общеобразовательной школы №4


________________Медведева Е.В.


«_______» _________________20_г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

( базовый уровень )

по природоведению для 5 класса



















Составитель: Делиу Наталья

Александровна

учитель географии


2013 год





Пояснительная записка


Данная рабочая программа по природоведению рассчитана на изучение предмета в 5 классе на 68 часов (2 часа в неделю) и составлена на основе:

  1. Программы «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой, Дрофа, 2011 г.

  2. Федеральный базисный учебный план по природоведению. Москва. Дрофа 2006


Цели и задачи изучения предмета:


  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации.

Плановых лабораторных работ 7, контрольных уроков 4 часа.


Содержание программы


Введение (2 часа).

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

1. Вселенная (8 часов).

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторная работа №1 « Работа со звездной картой. Определение на звездной карте созвездий Северного полушария». Лабораторная работа №2 «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий.

Оболочки Земли.



2. Строение и свойства вещества ( 12 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа  № 3 « Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».




3. Воздух  ( 6 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.




4. Вода (5 часов)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.




5.  Горные породы (7 часов)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.






Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторная работа №4 « Описание минералов и горных пород, определение их свойств».

 Лабораторная работа №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствам.

6. Почва - особое тело Земли (6 часов)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определение свойств почвы.


7. Организмы (5 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.


8. Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторная работа № 6 «Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян ( опыты в домашних условиях ).


9. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.




10. Животные-братья наши меньшие (4 часа)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана Диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей.


11. Человек, его здоровье и безопасность жизни (5 часов)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторная работа № 7 «  Овладение  простейшими способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях»


Требования к уровню подготовки обучающихся


Ученик должен знать/понимать:


  • отличия живой природы от неживой;


  • строение, свойства тел неживой и живой природы;


  • явления неживой и живой природы;


  • состав воздуха, его свойства и значение для живых тел природы;


  • образование ветра, осадков;


  • состав воды, ее свойства и значение для живых тел природы;


  • основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование человеком;


  • состав и свойства почвы;


  • многообразие растений и животных, условия их жизни, использование человеком;


  • место и роль человека в природе;


  • меры по охране неживой и живой природы.



Учащиеся должны уметь:


  • вести фенологические наблюдения, проводить измерения температуры воздуха; определять направление ветра и
    облачность, виды осадков; делать записи условными обозначениями в дневниках;


  • определять высоту полуденного солнца над горизонтом;


  • ориентироваться по солнцу, по местным признакам;


самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы;


  • выращивать растения, животных и ухаживать за ними;


  • ставить простейшие опыты с растениями и животными в уголке живой природы и на учебно-опытном участке;


  • ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.





































Критерии оценивания

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик: 
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 


Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 


Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.



Оценка "4" ставится, если ученик: 


Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 


Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 


В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 


Ответ самостоятельный; 


Наличие неточностей в изложении материала; 


Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;


Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;


Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.


Оценка "3" ставится, если ученик: 
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 


Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 


Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 


Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 


Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 


Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 


Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 


Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 



Оценка "2" ставится, если ученик: 
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 


Не делает выводов и обобщений. 


Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 


Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 


При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 




  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик: 
выполнил работу без ошибок и недочетов; 

допустил не более одного недочета. 


Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 

или не более двух недочетов. 


Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 
не более двух грубых ошибок; 


или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 


или не более двух-трех негрубых ошибок; 


или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 


или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 


Оценка "2" ставится, если ученик: 
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 


или если правильно выполнил менее половины работы. 


Оценка "1" ставится, если ученик: 
не приступал к выполнению работы; 

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий. 



































Календарно-тематическое планирование (5 класс)




п/п




Содержание



Кол-во часов по

разделу



Дата по плану



Дата по факту




Введение.

2 ч





1

Природа живая и неживая.

1

02.09

02.09



2

Как изучают природу.

1

05.09

05.09




Вселенная.

8 ч





3

Звезды на небе. Яркость звезд. Их движение.

1

09.09

09.09



4

Лабораторная работа № 1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария»

1

12.09

12.09



5

Земля - наш дом. Форма и размеры Земли. Вращение Земли.

1

16.09

16.09



6

Лабораторная работа № 2 «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий»

1

19.09

19.09



7

Оболочки Земли ( атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера ).

1

23.09

23.09



8

Луна - естественный спутник Земли. Лунные фазы.

1

26.09

26.09



9

Солнце и солнечная система.

1

30.09

30.09



10

Обобщающий урок. Проверка знаний. Контрольная работа №1 « Основные знания о Земле как планете».

1

03.10

03.10




II. Строение и свойства вещества.

12 ч





11

Тела и вещества.

1

07.10

07.10



12

Свойства твердых тел ,жидкостей и газов

1

10.10

10.10



13

Лабораторная работа № 3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел»

1

14.10

14.10



14

Вещества и смеси.

1

17.10

17.10



15

Молекулы. Атомы. Элементы.

1

21.10

21.10



16

Движение частиц вещества.

1

24.10

24.10



17

Взаимодействие частиц.

1

07.11

07.11



18

Разнообразие веществ.

1

11.11

11.11



19

Явления природы. Физические явления.

1

14.11

14.11



20

Химические явления. Горение.

1

18.11

18.11



21

Окисление.

1

21.11

21.11



22

Обобщающий урок. Проверка знаний.

1

25.11

25.11




III. Воздух.

6 ч





23

Воздух – смесь газов.

1

28.11

28.11



24

Свойства воздуха.

1

02.12

02.12



25

Вес воздуха и атмосферное давление.

1

05.12

05.12



26

Изменение давления воздуха с высотой.

1

09.12

09.12



27

Погода и ее предсказание.

1

12.12

12.12



28.

Обобщающий урок. Проверка знаний.

1

16.12

16.12




IV. Вода.

5 ч





29

Три состояния воды.

1

19.12

19.12



30

Тепловое расширение воды.

1

23.12

23.12



31

Вода – растворитель. Работа воды в природе.

1

26.12

26.12



32

Экологические проблемы, связанные с водой.

1

09.01

09.01



33

Обобщающий урок. Проверка знаний.

1

13.01

13.01




V. Горные породы.

7 ч





34

Внутреннее строение Земли. Горные породы.

1

16.01

16.01



35

Лабораторная работа № 4 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств»

1

20.01

20.01



36

Разрушение горных пород.

1

23.01

23.01



37

Полезные ископаемые. Металлы.

1

27.01

27.01



38

Лабораторная работа № 5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»

1

30.01

30.01



39

Экологические проблемы, связанные с полезными ископаемыми.

1

03.02

03.02



40

Обобщающий урок. Контрольная работа №2 « Полезные ископаемые».

1

06.02

06.02




VI. Почва – особое тело Земли.

6 ч





41

Образование почв и их разнообразие.

1

10.02

10.02



42

Состав и свойства почвы.

1

13.02

13.02



43

Уход за почвой.

1

17.02

17.02



44

Влияние растений на почву.

1

20.02

20.02



45

Разрушение почв.

1

24.02

24.02



46

Обобщающий урок. Контрольная работа №3

« Почва и почвенный состав».

1

27.02

27.02




VII. Организмы.

5 ч





47

Организм и его свойства.

1

03.03

03.03



48

Где живут организмы.

1

06.03

06.03



49

Увеличительные приборы.

1

10.03

10.03



50

Строение организмов.

1

13.03

13.03



51

Обобщающий урок. Проверка знаний.

1

17.03

17.03




VIII. Растения - посредники между небом и Землей.

7 ч





52

Признаки растений.

1

20.03

20.03



53

Разнообразие растительного мира.

1

03.04

03.04



54

Строение цветковых растений.

1

07.04

07.04



55

Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека»

1

10.04

10.04



56

Красная книга растений.

1

17.04

17.04



57

Многообразие культурных растений

1

21.04

21.04



58

Лабораторная работа № 6 «Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян (опыты в домашних условиях)» Обобщающий урок. Проверка знаний.

1

24.04

24.04




IX. Грибы.

1

28.04

28.04



59

Разнообразие грибов. Шляпочные грибы.

1

05.05

05.05




X. Животные – братья наши меньшие.

4 ч





60

Признаки животных. Условия жизни и многообразие диких животных.

1

08.05


08.05




61

Значение диких животных и их охрана.

1





62

Домашние животные

1

12.05

12.05



63

Связи живого и неживого.

1

15.05

15.05




XI. Человек. Его здоровье и безопасность жизни.

5 ч





64

Человек и окружающая среда.

1

19.05

19.05



65

Как беречь свое здоровье и жизнь?

1





66

Вредные привычки и их предупреждение.

1

22.05

22.05



67

Лабораторная работа № 7 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок»

1

23.05

23.05



68

Итоговый урок. Контрольная работа №4 « Первая помощь при травмах».

1

26.05

26.05





Перечень учебно-методического обеспечения:


Используемый УМК:

Пакулова В.М., Иванова Н.В.: Рабочая тетрадь к курсу «Природа. Неживая и живая». 5 кл. – М.: Дрофа, 2013


Программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой, М.:, Дрофа, 2011 г.

Федеральный базисный учебный план по природоведению. Москва. Дрофа 2006


Учебник: В. М. Пакулова, Н. В. Иванова «Природоведение» 5 класс, М.- :Дрофа 2011,2012 г.


Дополнительная литература

1 . Большая иллюстрированная энциклопедия изд-во АСТ-Астрель ,Москва 2010

2. Дары природы. Изд-во Экономика, Москва 1984

3. Фауна мира. Изд-во Агропромиздат, Москва 1990


Материально-техническая база:


-Плакаты с изображением планет Солнечной системы, звезд

- глобус

- коллекции почв и полезных ископаемых

- гербарии

- компас

-таблица строения Земли

-компьютер

-ДВД проигрыватель

-телевизор


Согласовано

На заседании ШМО учителей химии, биологии и географии

Протокол № __1_от «_29__» августа 2013 г.



Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________Н.М.Антонова

«____»_________2013г.


поурочное планирование по природоведению в 5 классе
  • География
Описание:

Данная рабочая программа по природоведению рассчитана на изучение предмета в 5 классе на 68 часов (2 часа в неделю) и составлена на основе:

 

1.       Программы «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой, Дрофа, 2011 г.

 Цели и задачи изучения предмета:

 

·         освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

·         овладениеначальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

·         развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; 

Автор Делиу Наталья Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 938
Номер материала 21695
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓