Главная / География / поурочное планирование по географии "Многообразие явлений" (5 класс)

поурочное планирование по географии "Многообразие явлений" (5 класс)

Предмет естествознание 5 класс

Тип урока изучение нового материала

Форма урока урок-путешествие

Учебные материалы урока учебник естествознания 5 класс

Ресурсное обеспечение: раздаточный материал, информационно-коммуникационные средства обучения ( интерактивная доска, слайд- презентации)

Цель урока: развивать умения и навыки учащихся о многообразии природных явлений на примере физических, химических и биологических явлений, формировать навыки работы в группе

Основные этапы организации учебной деятельности учащихся на уроке

Задачи

этапа

(в направлении: личностного развития, предметного , метапредметного)


К-во мин.

Содержание педагогической деятельности

Формы, методы, стратегии активного обучения


Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся





Вызов


Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности.

3 мин





Настрой на работу,




Показ презентации для определения темы и цели.





Формулируют тему и цель урока


Стратегия «Шанырак»

Учащиеся сформулируют цель и тему урока, настроятся на работу на уроке

Осмысление

На каждом из привалов научиться определять по какой теме курса физики дано задание, научиться применять знания данной темы для решения конкретных задач

27 мин

Организует работу учащихся, консультирует

В группах решают задачи формата PISA, выдвигают решения, анализируют эксперты – контролируют, оценивают

Стратегия «Карусель»

Учащиеся определят темы для повторения и подготовки к контрольной работе, вспомнят формулы и законы, научатся применять знания для конкретных ситуаций

Рефлексия

Обеспечить осмысления процесса и результатов деятельности

8 мин

Проводит рефлексию. анализирует

Рефлексируют.

Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя


Рефлексия деятельности

Сделают выводы о дальнейшей траектории подготовки к контрольной работе


































Физические явления

Всё, что нас окружает: и живая, и неживая природа, находится в постоянном движении и непрерывно изменяется: движутся планеты и звёзды, идут дожди, растут деревья. И человек, как известно из биологии, постоянно проходит какие-либо стадии развития. Перемалывание зёрен в муку, падение камня, кипение воды, молния, свечение лампочки, растворение сахара в чае, движение транспортных средств, молнии, радуги – это примеры физических явлений.

И с веществами (железо, вода, воздух, соль и др.) происходят разнообразные изменения, или явления. Вещество может быть кристаллизировано, расплавлено, измельчено, растворено и вновь выделено из раствора. При этом его состав останется тем же. Так, сахарный песок можно измельчить в порошок настолько мелкий, что от малейшего дуновения он будет подниматься в воздух, как пыль. Сахарные пылинки можно разглядеть лишь под микроскопом. Сахар можно разделить ещё на более мелкие части, растворив его в воде. Если же выпарить из раствора сахара воду,  молекулы сахара снова соединяться друг с другом в кристаллы. Но и растворении в воде, и при измельчении сахар остаётся сахаром. В природе вода образует реки и моря, облака и ледники. При испарении вода переходит в пар. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. При воздействии низких температур (ниже 0˚С) вода переходит в твёрдое состояние – превращается в лёд. Мельчайшая частичка воды – это молекула воды. Молекула воды  является и  мельчайшей частичкой пара или льда. Вода, лёд и пар не разные вещества, а одно и то же вещество (вода) в разных агрегатных состояниях.

Подобно воде, и другие вещества можно переводить из одного агрегатного состояния в другое.

Характеризуя то или другое вещество как газ, жидкость или твёрдое вещество, имеют в виду состояние вещества  в обычных условиях. Любой металл можно не только расплавить (перевести в жидкое состояние), но и превратить в газ. Но для этого необходимы очень высокие температуры. Во внешней оболочке Солнца металлы находятся в газообразном состоянии, потому что температура там составляет 6000˚С. А, например, углекислый газ путём охлаждения можно превратить в «сухой лёд».

Явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие, относят к физическим явлениям. Физические явления могут привести к изменению, например, агрегатного состояния или температуры, но состав веществ останется  тем же.

Все физические явления можно разделить на несколько групп.

Механические явления – это явления, которые происходят с физическими телами при их движении относительно друг друга (обращение Земли вокруг Солнца, движение автомобилей, полёт парашютиста).

Электрические явления – это явления, которые возникают при появлении, существовании, движении и взаимодействии электрических зарядов (электрический ток, телеграфирование, молния при грозе).

Магнитные явления – это явления, связанные с возникновением у физических тел магнитных свойств (притяжение магнитом железных предметов, поворот стрелки компаса на север).

Оптические явления – это явления, которые происходят при распространении, преломлении и отражении света (радуга, миражи, отражение света от зеркала, появление тени).

Тепловые явления – это явления, которые происходят при нагревании и охлаждении физических тел (таяние снега, кипение воды, туман,  замерзание воды).

Атомные явления – это явления, которые возникают при изменении внутреннего строения вещества физических тел (свечение Солнца и звезд, атомный взрыв).











































Химические явления

Со всеми предметами, которые нас окружают, происходят различные изменения.

Если нагреть медную пластину на воздухе, она потеряет свой блеск и покроется налётом черного цвета, который можно легко соскоблить. Повторяя этот процесс много раз, можно всю медь превратить в чёрный порошок, этот порошок называется оксид меди. Оксид меди – это новое вещество, которое обладает новыми свойствами. И при охлаждении чёрный порошок снова не станет медью.

Лента металла магния, если её поджечь, горит с ярким, ослепительным светом. Получается новое вещество – оксид магния.

Возьмём стеклянную трубку и будем продувать воздух через раствор извести – известковую воду. Жидкость станет мутной, потому что в ней образуется белый порошок, похожий на мел. Постепенно этот порошок осядет на дно сосуда. Этот осадок является новым веществом, которое образовалось из растворённой в воде извести и углекислого газа.

Если нагреть сахар в пробирке, мы увидим, как он плавится и постепенно приобретает коричнево-бурый цвет с выделением едкого запаха. На стенках пробирке появятся капельки воды, несмотря на то, что сахар был совершенно сухим. В конце опыта сахар превратится в вещество чёрного цвёта, безвкусное и нерастворимое в воде – это уголь.

При горении древесины происходит выделение воды и углекислого газа. Мы не можем этого видеть, но если провести ряд экспериментов это станет очевидным. Если поднести горящую спичку к перевёрнутому стакану, на стенках стакана изнутри осядут капельки воды.

Что же общего в описанных явлениях? Во всех случаях из одних веществ получаются другие вещества. Все рассмотренные нами явления – это примеры химических явлений. Химическими явлениями называются такие явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества. Химические явления называют химическими реакциями.













поурочное планирование по географии "Многообразие явлений" (5 класс)
  • География
Описание:

Предмет естествознание 5 класс

Тип урока изучение нового материала

Форма урока урок-путешествие

Учебные материалы урока учебник естествознания 5 класс

Ресурсное обеспечение: раздаточный материал, информационно-коммуникационные средства обучения ( интерактивная доска, слайд- презентации)

Цель урока: развивать умения и навыки учащихся о многообразии природных явлений на примере физических, химических и биологических явлений, формировать навыки работы в группе

Основные этапы организации учебной деятельности учащихся на уроке

Задачи

этапа

(в направлении: личностного развития, предметного , метапредметного)

К-во мин.

Содержание педагогической деятельности

Формы, методы, стратегии активного обучения

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Вызов

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности.

3 мин

Настрой на работу,

Показ презентации для определения темы и цели.

Формулируют тему и цель урока

Стратегия «Шанырак»

Учащиеся сформулируют цель и тему урока, настроятся на работу на уроке

Осмысление

На каждом из привалов научиться определять по какой теме курса физики дано задание, научиться применять знания данной темы для решения конкретных задач

27 мин

Организует работу учащихся, консультирует

В группах решают задачи формата PISA, выдвигают решения, анализируют эксперты – контролируют, оценивают

Стратегия «Карусель»

Учащиеся определят темы для повторения и подготовки к контрольной работе, вспомнят формулы и законы, научатся применять знания для конкретных ситуаций

Рефлексия

Обеспечить осмысления процесса и результатов деятельности

8 мин

Проводит рефлексию. анализирует

Рефлексируют.

Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия деятельности

Сделают выводы о дальнейшей траектории подготовки к контрольной работе

Физические явления

Всё, что нас окружает: и живая, и неживая природа, находится в постоянном движении и непрерывно изменяется: движутся планеты и звёзды, идут дожди, растут деревья. И человек, как известно из биологии, постоянно проходит какие-либо стадии развития. Перемалывание зёрен в муку, падение камня, кипение воды, молния, свечение лампочки, растворение сахара в чае, движение транспортных средств, молнии, радуги – это примеры физических явлений.

И с веществами (железо, вода, воздух, соль и др.) происходят разнообразные изменения, или явления. Вещество может быть кристаллизировано, расплавлено, измельчено, растворено и вновь выделено из раствора. При этом его состав останется тем же. Так, сахарный песок можно измельчить в порошок настолько мелкий, что от малейшего дуновения он будет подниматься в воздух, как пыль. Сахарные пылинки можно разглядеть лишь под микроскопом. Сахар можно разделить ещё на более мелкие части, растворив его в воде. Если же выпарить из раствора сахара воду, молекулы сахара снова соединяться друг с другом в кристаллы. Но и растворении в воде, и при измельчении сахар остаётся сахаром. В природе вода образует реки и моря, облака и ледники. При испарении вода переходит в пар. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. При воздействии низких температур (ниже 0˚С) вода переходит в твёрдое состояние – превращается в лёд. Мельчайшая частичка воды – это молекула воды. Молекула воды является и мельчайшей частичкой пара или льда. Вода, лёд и пар не разные вещества, а одно и то же вещество (вода) в разных агрегатных состояниях.

Подобно воде, и другие вещества можно переводить из одного агрегатного состояния в другое.

Характеризуя то или другое вещество как газ, жидкость или твёрдое вещество, имеют в виду состояние вещества в обычных условиях. Любой металл можно не только расплавить (перевести в жидкое состояние), но и превратить в газ. Но для этого необходимы очень высокие температуры. Во внешней оболочке Солнца металлы находятся в газообразном состоянии, потому что температура там составляет 6000˚С. А, например, углекислый газ путём охлаждения можно превратить в «сухой лёд».

Явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие, относят к физическим явлениям. Физические явления могут привести к изменению, например, агрегатного состояния или температуры, но состав веществ останется тем же.

Все физические явления можно разделить на несколько групп.

Механические явления – это явления, которые происходят с физическими телами при их движении относительно друг друга (обращение Земли вокруг Солнца, движение автомобилей, полёт парашютиста).

Электрические явления – это явления, которые возникают при появлении, существовании, движении и взаимодействии электрических зарядов (электрический ток, телеграфирование, молния при грозе).

Магнитные явления – это явления, связанные с возникновением у физических тел магнитных свойств (притяжение магнитом железных предметов, поворот стрелки компаса на север).

Оптические явления – это явления, которые происходят при распространении, преломлении и отражении света (радуга, миражи, отражение света от зеркала, появление тени).

Тепловые явления – это явления, которые происходят при нагревании и охлаждении физических тел (таяние снега, кипение воды, туман, замерзание воды).

Атомные явления – это явления, которые возникают при изменении внутреннего строения вещества физических тел (свечение Солнца и звезд, атомный взрыв).

Химические явления

Со всеми предметами, которые нас окружают, происходят различные изменения.

Если нагреть медную пластину на воздухе, она потеряет свой блеск и покроется налётом черного цвета, который можно легко соскоблить. Повторяя этот процесс много раз, можно всю медь превратить в чёрный порошок, этот порошок называется оксид меди. Оксид меди – это новое вещество, которое обладает новыми свойствами. И при охлаждении чёрный порошок снова не станет медью.

Лента металла магния, если её поджечь, горит с ярким, ослепительным светом. Получается новое вещество – оксид магния.

Возьмём стеклянную трубку и будем продувать воздух через раствор извести – известковую воду. Жидкость станет мутной, потому что в ней образуется белый порошок, похожий на мел. Постепенно этот порошок осядет на дно сосуда. Этот осадок является новым веществом, которое образовалось из растворённой в воде извести и углекислого газа.

Если нагреть сахар в пробирке, мы увидим, как он плавится и постепенно приобретает коричнево-бурый цвет с выделением едкого запаха. На стенках пробирке появятся капельки воды, несмотря на то, что сахар был совершенно сухим. В конце опыта сахар превратится в вещество чёрного цвёта, безвкусное и нерастворимое в воде – это уголь.

При горении древесины происходит выделение воды и углекислого газа. Мы не можем этого видеть, но если провести ряд экспериментов это станет очевидным. Если поднести горящую спичку к перевёрнутому стакану, на стенках стакана изнутри осядут капельки воды.

Что же общего в описанных явлениях? Во всех случаях из одних веществ получаются другие вещества. Все рассмотренные нами явления – это примеры химических явлений. Химическими явлениями называются такие явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества. Химические явления называют химическими реакциями.

Автор Есмиева Зураш Нуртаевна
Дата добавления 10.05.2015
Раздел География
Подраздел Планирования
Просмотров 699
Номер материала 59130
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓