- 15.12.2020
- 394
- 0
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Смотреть ещё
3 804
методические разработки в категории другое
Перейти в каталогГруппа Число
Тема 1 урока: Развитие и становление культурологии
Образовательная цель:
- сформировать представление о культурологии как общей теории культуры, о историко-философских и социокультурных традициях формирования культурологии как науки;
- раскрыть сущность и структуру культуры, закономерности её функционирования и развития, основные проблемы современной культурологи,
- дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур.
-делать выводы из полученного знания; уметь самостоятельно выделять проблемы современной культуры;
Тип урока: урок сообщения нового материала / по типологии Вагина А.А./
«культура», «цивилизация», «гуманность», «эстетика», «культурный уровень», материальная культура, духовная культура.
Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, география, философия, политология
Литература:
Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.
Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.
Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.
Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
План изучения
1.Предмет культурологии.
2.Типология и функции культуры
3. Элементы культуры.
Задание: Определить многообразие определений понятия «культура».
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1.Предмет культурологии |
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить особенности культурологии как науки»
2.Объяснение материала об особенностях и возникновении культурологии ( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )
3. Беседа по вопросам: -Что включает культурология? -Каковы представления о понятии культуры в эпоху древности? -Что относили к культуре в средние века? -Как изменилось понятие культуры в новое время? -Каково ваше отношение к культуре?
4. Постановка проблемного вопроса «Каковы особенности культурологии как науки?» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение
-конспектируют материал -просмотр презентации
- ответ на вопросы
-решение проблемного вопроса |
2. Типология и функции культуры |
1.Постановка проблемного задания «Выделить типы культуры»
2. Объяснение материала о типах культуры и функциях культурологии ( с использованием компьютерной презентации, слайды )
3. Беседа по вопросам: Перечислите типы культуры Выделите характерные признаки данных типов Что, по вашему мнению, будет главным фактором при формировании локальной культуры? Какое воздействие оказывают на современную культуру молодежи средства коммуникации? |
-осмысливают задание
-слушают объяснение
-конспектирование -просмотр презентации |
3. Элементы культуры.
|
1.Постановка задания «Выделить элементы культуры»
2.Объяснение материала об элементах культуры (с использованием компьютерной презентации, слайды )
3. Беседа по вопросам задания -Каковы элементы культуры? -Каково назначение языка? -В чем особенность духовной культуры? -В чем проявляется коммуникативная функция языка? -Что можно отнести к регуляторам? -Что такое девиация? |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -работа с терминами -конспектирование -просмотр презентации
- ответы на вопросы |
4.Закрепление: Что изучает культурология?
Перечислите типы культур
Чем характеризуются духовная и материальная культуры?
Дайте определение культурологии
Каковы особенности типов культурологии?
Дайте определение понятию культура
Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Стр.6-14
Подготовить: Творческое задание - исследование по темам:
«История моего имени»
«Языковые особенности региона, города, среды, группы»
«Профессиональный язык, каковы его особенности»
Группа Число
Тема 2 урока: Становление первобытной культуры
Образовательная цель:
- сформировать представление об истоках и особенностях первобытной культуры;
- раскрыть структуру первобытной культуры, закономерности её функционирования и развития,
- дать представление о специфике первобытной культуры.
-делать выводы из полученного знания; уметь самостоятельно выделять проблемы;
Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./
«табу», «синкретичность», «мегалит», «менгир», «кромлех», «дольмен», «протоязык».
Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, география, философия, политология
Литература:
Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.
Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.
Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.
Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
Фронт. Что изучает культурология?
Когда сформировалась данная наука?
Что понимали под культурой в эпоху 19 в.?
Каковы функции культуры?
Инд. Рассказать об особенностях и видах культуры
Задание группе: дополнить
Фронт. Каковы функции языка?
Каковы виды языка?
Какова роль языка при формировании культуры?
Какие ценности можно выделить в обществе современном?
Что такое девиация?
Когда возникла культура?
План изучения
1.Особенности первобытной культуры
2.Первобытное искусство
Задание: Ответить на вопрос «Как жизненные условия меняли культуру?».
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1. Особенности первобытной культуры |
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить особенности первобытной культуры»
2.Объяснение материала об особенностях и возникновении первобытной культуры ( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )
3. Беседа по вопросам: -Назовите периоды древней истории? -Чему человек научился в эпоху каменного века? -Как менялись умения человека в эпоху медного и железного веков? -Каковы представления об устройстве мира в эпоху первобытного времени? -Что такое табу?
4.Решение вопроса «Выделить особенности первобытной культуры» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение
-конспектируют материал -просмотр презентации
- ответ на вопросы
-решение проблемного вопроса |
2. Первобытное искусство |
1.Постановка проблемного задания «Выделить виды и особенности первобытного искусства»
2. Объяснение материала о видах и особенностях первобытного искусства ( с использованием компьютерной презентации, слайды )
3.Беседа по вопросам задания -Особенности живописи палеолита -Характерные признаки живописи мезолита -Что такое мегалиты? -Чем отличаются мегалитические сооружения? -Каковы особенности скульптуры? - |
-осмысливают задание
-слушают объяснение
-конспектирование -просмотр презентации
ответы на вопросы |
5.Закрепление: Как жизненные условия меняли культуру?
Перечислите виды первобытной культуры
Чем характеризуются духовная и материальная культуры
эпохи первобытного времени?
Дайте определение понятию синкретизм
Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Стр.14-21
Подготовить: Творческое задание - исследование по темам:
«Мифы первобытного времени об устройстве мира»
«Мифы первобытного времени о появлении человека»
«Мифы древности о долге, героизме»
Группа Число
Тема 3 урока: Культура и цивилизация Вавилона
Образовательная цель:
- сформировать представление о характерных чертах культуры и цивилизации древнего Вавилона;
- раскрыть сущность различных подходов к цивилизации,
- дать представление о специфике и закономерностях развития цивилизации Древнего Востока.
Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./
«культура», «цивилизация», «культурно-исторический тип», «зиккурат», «клинопись»
Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, география, философия
Литература:
Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.
Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.
Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.
Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан – Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
Фронт
Терминологическая минутка
Синкретизм, табу, артефакт, мегалит, менгир, дольмен, кромлех
Дайте определение понятия культурология?
Перечислите элементы культуры
Каковы функции культуры?
Какие знаки могут использовать в культуре?
Перечислите виды языков
Что такое общепринятая языковая норма?
Перечислите виды культуры
Индив. Рассказать об особенностях первобытной культуры
Задание группе: слушать внимательно, дополнить
Фронт. Можно ли назвать первобытное время первобытной цивилизацией?
Что такое цивилизация?
План изучения
1.Понятие цивилизации
2.Основные черты культуры Двуречья
Задание: Определить особенности древних цивилизаций.
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1.Понятие цивилизации
|
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить типы цивилизаций»
2.Объяснение материала о цивилизации ( с использованием компьютерной презентации, слайды )
3. Беседа по вопросам: -Что такое цивилизация? -Каковы представления о понятии цивилизации? -Назовите типы цивилизации по хозяйственной деятельности? -Каковы подходы в определении типов западной и восточной цивилизаций? Выделите типы цивилизаций |
-осмысливают задание
-слушают объяснение
-конспектируют материал -просмотр презентации
- ответ на вопросы
|
2. Основные черты культуры Двуречья
|
1.Постановка задания «Выделить особенности древней цивилизации и культуры Двуречья»
2.Объяснение материала об основных чертах цивилизации и культуры Двуречья (с использованием компьютерной презентации, слайды , видеоматериала «Древнейшие цивилизации»)
3. Постановка задания Работая с опорным конспектом, выделите черты культуры Двуречья
4.Проверка выполнения задания по конспекту
5.Беседа по вопросам задания - -Каков вклад Месопотамии в мировую культуру? - Какие научные открытия сделали жители Двуречья? -Что было особенным в произведениях искусства в междуречье? |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -работа с терминами -конспектирование -просмотр презентации -просмотр видео
-работа по опорному конспекту (осмысление материала, анализ, конспектирование, работа со схемами)
- ответы на вопросы |
5.Закрепление: Перечислите очаги древних цивилизаций
Какие условия природно-географические способствовали развитию в данных регионах цивилизации?
Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Стр.21-23
Подготовить: Подготовить сообщение по темам:
«Архитектура Египта»
«Литература Древнего Египта»
«Наука в Древнем Египте»
Группа Число
Тема 4 урока: Культура Древнего Египта
Образовательная цель:
- сформировать представление об особенностях культуры Древнего Египта;
- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Египта
- дать представление о специфике духовной культуры Древнего Египта
-делать выводы из полученного знания; уметь самостоятельно выделять проблемы;
Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./
«папирус», «иероглиф», «культ»
Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, география, философия,
Литература:
Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.
Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.
Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.
Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
Фронт. Что такое цивилизация?
Перечислите виды цивилизации
Что понимали под локальной цивилизацией?
Каковы древние очаги цивилизации
Инд. Рассказать об особенностях культуры Вавилона
Задание группе: дополнить
Фронт. Что общего в древнейших цивилизациях?
Каковы черты цивилизации?
План изучения
1.Особенности культуры Древнего Египта
2.Архитектура, скульптура, живопись
3.Литература, мифология, философия
Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры Древнего Востока?».
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1. Особенности культуры Древнего Египта |
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить особенности культуры Древнего Египта»
2.Объяснение материала об особенностях и возникновении культуры Древнего Египта ( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )
3. Беседа по вопросам: -Как природа Египта влияла на формирование культуры? -Каковы признаки культуры Египта? -Что внесли египтяне в мировую культуру?
4.Решение вопроса «Особенности культуры Древнего Египта» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение
-конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы
-решение проблемного вопроса |
2. Архитектура, скульптура, живопись
|
1.Постановка проблемного задания « Каковы особенности архитектуры Египта? Каковы характерные признаки живописи, скульптуры?»
2. Объяснение материала об архитектуре, скульптуре, живописи ( с использованием компьютерной презентации, слайды )
3.Сообщение о науке Египта
4.Беседа по вопросам задания -Особенности архитектуры -Особенности живописи -Каковы особенности скульптуры? |
-осмысливают задание
-слушают объяснение
-конспектирование -просмотр презентации
слушают сообщение
ответы на вопросы |
3.Литература, мифология, философия |
1.Постановка проблемного задания «Каковы представления об устройстве мира?»
2. Объяснение материала о литературе, мифологии, философии ( с использованием компьютерной презентации, слайды )
3.Беседа по вопросам задания Каковы представления об устройстве мира? В чем смысл жизни? |
осмысливают задание
-слушают объяснение
-конспектирование -просмотр презентации |
5.Закрепление: Каков вклад стран Египта в мировую культуру?
Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Стр.22-28
Подготовить: Творческое задание - исследование по темам:
«Мифы Древнего Египта»
Подготовить: компьютерные презентации по теме: «Культура Египта»
«Культура Вавилона»
«Культура Ассирии»
Группа Число
Тема 5 урока: Культура Древней Индии
Образовательная цель:
- сформировать представление об особенностях культуры Древней Индии;
- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Индии
- дать представление о специфике духовной культуры Древней Индии
-делать выводы из полученного знания; уметь самостоятельно выделять проблемы;
Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./
«веды», «сутры», «эпос», «зодчество», «ступа», «варна», «дхарма»
Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, география, философия, политология
Литература:
Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.
Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.
Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.
Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
По карточкам 6 человек
Фронт. Как природа Египта влияла на формирование культуры?
-Каковы признаки культуры Египта?
-Каковы особенности архитектуры Египта?
-Каковы представления об устройстве мира?
-Каковы характерные признаки живописи Египта?
-Что внесли египтяне в мировую культуру?
Инд. Рассказать о древних цивилизациях Востока
Задание группе: дополнить
Фронт. Что общего в цивилизациях Востока?
Каковы особенности искусства Египта?
Назовите признаки культуры Передней Азии
План изучения
1.Особенности культуры Древней Индии
2.Искусство, наука, религия
Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры Древней Индии?».
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1. Особенности культуры Древней Индии |
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить особенности культуры Древней Индии»
2.Объяснение материала об особенностях и возникновении культуры Древней Индии ( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )
3. Беседа по вопросам: -Как природа влияла на формирование культуры? -Каковы признаки культуры? -Каковы представления об устройстве мира? - Что внесли индийцы в мировую культуру?
4.Решение вопроса «Особенности культуры Древней Индии» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение
-конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы
-решение проблемного вопроса |
2. Искусство, наука, религия |
1.Постановка проблемного задания «Выделить особенности научных и религиозных представлений Древней Индии»
2. Постановка задания: -Читать материал учебника стр. 36 (под ред. Марковой Культурология) -составить конспект -ответить на вопросы «Каков вклад древней Индии в мировую науку?»
3.Объяснение материала об особенностях архитектуры, скульптуры, живописи ( с использованием компьютерной презентации, слайды )
4. Постановка задания «Вспомнить философские системы Древней Индии»
5 Объяснение материала о религии ( с использованием компьютерной презентации, слайды )
6.Беседа по вопросам задания -Каковы особенности архитектуры -Характерные признаки живописи -Каковы особенности скульптуры? |
-осмысливают задание
-слушают задание -читают материал учебника стр. 36 -конспектирование -рассказ -ответ на вопросы
-слушают объяснение
-конспектирование -просмотр презентации
-осмысливают задание -ответы на вопросы
-слушают объяснение -конспектирование -просмотр презентации
-ответы на вопросы |
5.Закрепление: Каков вклад Древней Индии в мировую культуру?
Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Стр.35-41
Подготовить: Творческое задание - исследование по темам:
«Мифы Древней Индии»
Подготовить: компьютерные презентации по теме: «Культура Древней Индии»
Группа Число
Тема 6 урока: Культура Древнего Китая
Образовательная цель:
- сформировать представление об особенностях культуры Древнего Китая;
- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Китая
- дать представление о специфике духовной культуры Древнего Китая
-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности культуры древних цивилизаций;
Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./
«даосизм», «дао», «конфуцианство», «каркасная система», «ирригация», «иероглиф»
Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, география, философия
Литература:
Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.
Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.
Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.
Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
По карточкам 4 человека
Фронт. Как природа Индия влияла на формирование культуры?
-Каковы признаки культуры Индия?
-Каковы особенности архитектуры Индии?
-Каковы представления об устройстве мира?
-Каковы характерные признаки живописи Индии?
-Что внесли индийцы в мировую культуру?
Инд. Рассказать о литературе Древней Индии
Задание группе: дополнить
Фронт. Что такое варны?
Как кастовый строй влиял на развитие культуры?
Какие касты были в Индии?
Какие религии были в Древней Индии
Какие философские школы существовали в эпоху древности в Индии?
Инд. Рассказать о философии и религии Древней Индии
Задание группе: проанализировать ответ
План изучения
1.Особенности культуры Древнего Китая
2.Архитектура, живопись, письменность
3.Наука, религия, философия
Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры Древнего Китая?».
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1. Особенности культуры Древнего Китая |
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить особенности культуры Древнего Китая»
2.Объяснение материала об особенностях и возникновении культуры Древнего Китая ( с использованием компьютерной презентации, слайды 1 - )
3. Беседа по вопросам: -Как природа влияла на формирование культуры? -Каковы признаки культуры? - Что внесли китайцы в мировую культуру?
4.Решение вопроса «Особенности культуры Древнего Китая» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение
-конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы
-решение проблемного вопроса |
2.Архитектура, живопись, письменность |
1.Постановка проблемного задания «Выделить особенности архитектуры, письменности Древнего Китая»
2.Объяснение материала об особенностях архитектуры, скульптуры, живописи ( с использованием компьютерной презентации, слайды )
3.Беседа по вопросам задания -Каковы особенности архитектуры -Характерные признаки живописи -Каковы особенности скульптуры? -Выделите характерные черты письменности Древнего Китая |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектирование -просмотр презентации
-ответ на вопросы
- |
3.Наука, религия, философия |
1.Постановка проблемного задания «Выделить особенности научных и религиозных представлений Древнего Китая»
2. Постановка задания: -Читать материал учебника (Культурология под ред. Марковой, стр. 43) -составить конспект -ответить на вопросы «Понятие мироустройства в даосизме»
3.Объяснение материала о конфуцианстве ( с использованием компьютерной презентации, слайды ) 4. Беседа по вопросу «Каков вклад в науку Древнего Китая» |
-осмысливают задание
-читают материал учебника стр. 43 -конспектирование
-ответ на вопросы
-слушают объяснение -конспектирование -просмотр презентации
-ответы на вопросы |
5.Закрепление: Каков вклад Древнего Китая в мировую культуру?
Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Стр.42-49
Подготовить: Творческое задание - исследование по темам:
«Мифы Древнего Китая»
«Наука Древнего Китая»
«Конфуций»
«Лао Цзы»
«Сыма Цянь
Группа Число
Тема 7 урока: Античная культура. Культура Древней Греции.
Образовательная цель:
- сформировать представление об особенностях культуры Древней Греции;
- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Древней Греции;
- дать представление о специфике духовной культуры Древней Греции
-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности культуры древних цивилизаций;
Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./
«агора», «акрополь», «Аттика», «Великая колонизация», «гимнасий», «ордер». «капитель», «полис», «эллинизм»
Межпредметные связи: всемирная история (тема «Древняя Греция в сер. 1 тысячелетия до н.э.), обществознание (тема «Понятие культуры»), историческая география, философия (тема «Философия древнего мира» ), политология (тема «Политические представления древнего мира»)
Литература:
Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.
Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.
Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.
Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
По карточкам 4 человека
Фронт.
-Каковы признаки культуры Китая?
-Каковы особенности архитектуры Китая?
-Как строились дома и дворцы?
-Каковы характерные признаки живописи Китая?
-Что внесли китайцы в мировую культуру?
Инд. Рассказать о философии Древнего Китая
Задание группе: дополнить
Фронт. Каковы представления об устройстве мира?
Каковы особенности письменности?
Какие религии были в Древнем Китае?
Какие философские школы существовали в эпоху древности в Китае?
Каков вклад древнекитайских ученых в мировую науку?
План изучения
1.Этапы культурного развития Древней Греции
2.Архитектура, скульптура
3. Мифология, наука, философия.
Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры Древней Греции?».
Каков вклад греков в мировую культуру?
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1. Этапы культурного развития Древней Греции |
1. Постановка проблемного вопроса «С какими событиями связывают выделение этапов культуры Древней Греции»
2.Объяснение материала об особенностях этапов культуры Древней Греции ( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )
3. Беседа по вопросам: --Каковы признаки культуры Древней Греции? - Чем характеризуется каждый из этапов?
4.Решение вопроса «С какими событиями связывают выделение этапов культуры Древней Греции?» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение
-конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы
-решение проблемного вопроса |
2. Архитектура, скульптура
|
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить особенности архитектуры и скульптуры»
2.Объяснение материала об особенностях архитектуры ( с использованием компьютерной презентации, слайды , видеоматериала )
3. Беседа по вопросам: - Что нового внесли греки в архитектуру? -В чем сходство и различие в скульптурных изображениях Древнего Египта и Греции?
4.Решение вопроса «Особенности архитектуры и скульптуры Древней Греции» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение
-конспектируют материал -просматривают презентации -просмотр видеоматериала
- отвечают на вопросы
-решение проблемного вопроса |
3.Мифология, наука, философия. |
1.Постановка задания «Выделить темы мифов и особенности философии античности» прослушав опережающее задание учащихся:
Мифы Древней Греции
Философы Древней Греции
Научные открытия Древней Греции
2.Организация работы учащихся по осмысливанию опережающих заданий.
3. Беседа по вопросам: - Какие темы освещали древние греки в мифах? -Какие вопросы поднимали философы? - Какие виды наук развивались в Древней Греции? |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют -материал
- отвечают на вопросы
-решение проблемного вопроса |
5.Закрепление: Каков вклад Древней Греции в мировую культуру?
Что внесли греки в мировую культуру?
Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Стр.52-81
Подготовить: Творческое задание - исследование по темам:
«Мифы Древней Греции»
«Наука Древнего Рима»
«Цицерон» «Платон» «Аристотель»
Группа Число
Тема 8 урока: Античная культура. Культура Древнего Рима.
Образовательная цель:
- сформировать представление об особенностях культуры Древнего Рима;
- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Древнего Рима;
- дать представление о специфике духовной культуры Древнего Рима
-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности культуры Древнего Рима
Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./
«акведук», «базилика», «термы», «триумфальная арка»
Межпредметные связи: всемирная история (тема «Древний Рим в сер. 1 тысячелетия до н.э.), обществознание (тема «Понятие культуры»), историческая география, философия (тема «Философия древнего мира» ), политология (тема «Политические представления древнего мира»)
Литература:
Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.
Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.
Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.
Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
По карточкам 4 человека
Фронт.
- Каковы этапы культуры Древней Греции?
- Каковы особенности архитектуры?
- Что особенного в скульптуре Древней Греции?
- Что внесли греки в мировую культуру?
Инд. Рассказать о философии Древней Греции
Задание группе: дополнить
Фронт. Каковы представления об устройстве мира?
Каковы особенности письменности?
Какие философские школы существовали в эпоху древности в Греции?
Каков вклад древнегреческих и римских ученых в мировую науку?
План изучения
1.Этапы культурного развития
2. Архитектура, скульптура, живопись
3. Наука, литература, философия.
Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры Древнего Рима?».
Каков вклад римлян в мировую культуру?
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1. Этапы культурного развития эпохи средневековья |
1. Постановка проблемного вопроса «С какими событиями связывают этапы культуры Древнего Рима?»
2.Объяснение материала об особенностях этапов культуры Древнего Рима ( с использованием компьютерной презентации, слайды )
3. Беседа по вопросам: --Каковы признаки культуры Древнего Рима? - Чем характеризуется каждый из этапов?
4.Решение вопроса «С какими событиями связывают выделение этапов культуры Древнего Рима?» |
осмысливают задание
-слушают объяснение
-конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы
-решение проблемного вопроса |
2 Архитектура, скульптура, живопись
|
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить особенности архитектуры, скульптуры и живописи»
2.Объяснение материала об особенностях архитектуры, скульптуры, живописи ( с использованием компьютерной презентации, слайды , видеоматериала)
3. Беседа по вопросам: - Что нового внесли римляне в архитектуру? -В чем сходство и различие в скульптурных изображениях Древней Греции и Древнего Рима? - Что особенного в живописи Древнего Рима?
4.Решение вопроса «Особенности архитектуры, скульптуры и живописи Древнего Рима» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение
-конспектируют материал -просматривают презентации -просмотр видеоматериала
- отвечают на вопросы
-решение проблемного вопроса |
3. Наука, литература, философия. |
1.Постановка задания «Отметить особенности литературных произведений» прочитав и составив конспект стр. 75-76 учебник Культурологии под ред. Марковой
2. Беседа по вопросам: Каковы особенности системы образования и воспитания?
|
осмысливают задание
-изучают самостоятельно материал -конспектируют
- отвечают на вопросы |
5.Закрепление: Каков вклад римлян в мировую культуру?
Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Стр.125-148
Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:
«Архитектура». «Живопись»
«Наука»
Группа Число
Тема 9 урока: Арабо-персидская культура средневековья
Образовательная цель:
- сформировать представление об особенностях арабо-мусульманской культуры в период средневековой эпохи;
- раскрыть характерные признаки духовной культуры средневековья арабского мира
-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности культуры средневековья;
Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./
«арабески», «суфизм», «сунниты», «шииты», «ислам», «сура», «садж»
Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, география, философия, политология
Литература:
Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.
Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.
Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.
Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
Ход урока.
По карточкам 4 человека
Фронт.
-Каковы этапы культурных периодов Древнего Рима?
-Каковы особенности архитектурных стилей?
-Что особенного в скульптуре?
-Каковы характерные признаки живописи?
Индив. Рассказать о литературе и науке Древнего Рима
Задание группе: дополнить
Фронт. Какие виды образования были в Древнем Риме?
Каких философов Древнего Рима вы знаете?
Какие литературные темы были распространены в поэзии и прозе?
Какие научные открытия были сделаны?
Каковы научные дисциплины были развиты в Древнем Риме
Перечислите известные архитектурные постройки эпохи древности в Риме?
В чем сходство и различие греческой и римской культур?
План изучения
1.Мировоззрение, религия
2.Образование, наука, литература, архитектура
3.Особенности культуры
Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности арабо-мусульманской культуры?».
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1. Мировоззрение, религия |
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить особенности религиозного мировоззрения мусульман»
2.Объяснение материала ( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )
3. Беседа по вопросам: --Как религия влияла на культуру, обычаи? - Что изменилось в странах Востока с введением ислама? |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы |
2. Образование, наука, литература, архитектура |
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить характерные черты архитектуры и живописи»
2.Объяснение материала о ( с использованием компьютерной презентации, слайды , видеоматериала )
3. Беседа по вопросам: - «Какие архитектурные стили распространены в странах халифата» -«Какие произведения искусства стали достоянием всего человечества?» -«Назовите центры науки и образования» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы |
3. Особенности культуры |
1.Постановка задания «Отметить особенности культуры стран арабо-мусульманского мира» прочитав и составив конспект по текстам опорного материала
2.Организация работы с опорными конспектами
3. Беседа по вопросам: -Каковы особенности культуры стран Востока в средние века? -Что общего в культуре стран Двуречья эпохи древности и средневековья? -Что пагубно сказалось на культуре данного региона? |
осмысливают задание
-изучают самостоятельно материал -конспектируют
- отвечают на вопросы |
5.Закрепление: В чем сходство искусства античности и эпохи средневековья?
Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Стр.257
Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:
«Архитектура». «Живопись»
«Наука»
Группа Число
Тема 10 урока: Культура Европы в эпоху Возрождения (Ренессанса) и культура Нового времени.
Образовательная цель:
- сформировать представление об особенностях культуры эпохи Возрождения и нового времени, основанных на открытиях в науке и технике
- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры эпохи Возрождения и нового времени
-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности культуры эпохи Возрождения и нового времени;
Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./
«промышленный переворот», «научная революция», «социальная революция», «классицизм», «барокко», «рококо»
Межпредметные связи: всемирная история (тема «Промышленная революция», «Наука в эпоху Возрождения»), обществознание (тема «Общество»), география (тема «Великие географические открытия»), философия (тема «Философские идеи в эпоху нового времени»), политология (тема «Политические представления в эпоху нового времени»).
Литература:
Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.
Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.
Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.
Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
Ход урока.
По карточкам 6 человек
Фронт.
-Каковы представления об устройстве мира?
-Каковы особенности религиозного мировоззрения мусульман?
-Как религия влияла на культуру, обычаи?
-Каковы особенности архитектурных стилей?
-Что особенного в скульптуре?
-Каковы характерные признаки живописи?
Индив. Рассказать о науке и образовании мусульманского востока
Задание группе: дополнить
Фронт. Какие произведения искусства стали достоянием всего человечества?
Назовите центры науки и образования
Какие литературные темы были распространены в средние века?
Какие научные открытия были сделаны в эпоху средневековья?
План изучения
1.Особенности развития культуры в эпоху Возрождения
2.Образование, наука в новое время
3.Литература, архитектура, скульптура, живопись
Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности европейской культуры эпохи Возрождения и нового времени?»
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1.Особенности развития культуры в эпоху Возрождения |
1. Постановка проблемного вопроса «Какие изменения происходят в культурной жизни в эпоху Возрождения»»
2.Объяснение материала ( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )
3. Беседа по вопросам: --Как религия влияла на культуру в эпоху средневековья? - Какие новые направления искусства возникают в эпоху Возрождения? -Какие изменения произошли в архитектуре? Что изменилось в живописи? -Что нового появилось в литературе? |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы |
2. Образование, наука в новое время |
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить направления развития науки 17 века»
2.Объяснение материала ( с использованием компьютерной презентации, слайды )
3. Беседа по вопросам: --Как наука влияла на культуру, обычаи? - Что изменилось в странах Европы в период географических открытий? -В каких отраслях науки происходили существенные изменения? |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы |
3. Литература, архитектура, скульптура, живопись |
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить характерные черты архитектуры и живописи в эпоху нового времени»
2.Объяснение материала о ( с использованием компьютерной презентации, слайды , видеоматериала )
3. Беседа по вопросам: - «Какие архитектурные стили распространены в данный период времени?» -«Докажите связь жизни с искусством 17-18 вв.» -«Как меняется живопись в период нового времени?» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы |
5.Закрепление: Какие изменения произошли в эпоху Возрождения?
Как Возрождение изменило культурное развитие человечества?
Определите характерные признаки культуры 17-18 вв.?
Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Стр.151-189
Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:
«Архитектура». «Живопись» «Наука»
«Философы» «Ученые 17-18 вв.»
Группа Число
Тема 11 урока: Культура России
Образовательная цель:
- сформировать представление об особенностях материальной и духовной культуры России эпохи древности, средневековья, нового времени
- раскрыть характерные признаки мифологии и религии древности, архитектуры средневековья, живописи нового времени
-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности архитектурных стилей России эпохи средневековья, жанрового направления живописи, мировоззрения эпохи древности;
Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./
Межпредметные связи: всемирная история (тема «История России в эпоху древности и средневековья»), география (тема «Географические зоны» ), философия (тема «Отечественная философия»), политология (тема «Политические идеи нового времени»)
Литература:
Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.
Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.
Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.
Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан – Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
Ход урока.
По карточкам 4 человека
Фронт.
-Каковы представления об устройстве мира в эпоху Возрождения?
-Каковы особенности архитектурных стилей эпохи Возрождения?
-Что особенного в скульптуре эпохи Возрождения?
-Каковы направления живописи формируются в эпоху Возрождения?
Индив. Рассказать о науке эпохи Нового времени
Задание группе: задать вопросы по упущенному
Фронт. Какие произведения искусства стали достоянием всего человечества?
Назовите известных литераторов нового времени
Какие литературные темы были распространены в новое время?
Назовите известных художников эпохи нового времени.
Назовите известных ученых эпохи нового времени.
План изучения
1.Особенности материальной и духовной культуры в эпоху древности
2.Архитектура и живопись в средние века
3.Живопись, литература нового времени
4.Наука, образование в новое время
Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культурных направлений России древности, средневековья, нового времени?»
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1.Особенности материальной и духовной культуры в эпоху древности |
1. Постановка проблемного вопроса «Какие факторы влияли на развитие материальной и духовной культуры»
2.Объяснение материала ( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )
3. Беседа по вопросам: --Какие факторы влияли на культуру и обычаи славян? - Что изменилось в период феодальной раздробленности? -Какие существенные изменения в культуре происходили в период монгольских завоеваний? |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы |
2.Архитектура и живопись в средние века |
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить характерные черты архитектуры и живописи в эпоху средневековья»
2.Объяснение материала о ( с использованием компьютерной презентации, слайды , видеоматериала )
3. Беседа по вопросам: - «Какие архитектурные стили распространены в данный период времени?» -«Докажите связь жизни с искусством» -«Как меняется живопись в период 11-15 вв.?» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы |
3.Живопись, литература нового времени |
1. Постановка задания: «Выделить характерные черты литературы и живописи в эпоху нового времени»
2.Объяснение материала ( с использованием компьютерной презентации, слайды )
3. Беседа по вопросам: - «Что нового появилось в живописи 15-18 вв.?» -«Как меняется литература?» -«Кто из литераторов приобрел мировую известность?» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы |
4.Наука, образование в новое время |
1. Постановка задания: «Какие изменения происходят в системе образования и науки в новое время?»
2.Объяснение материала (с использованием опережающих заданий: «Система образования» «Наука 17-18 вв» «Великие российские ученые»)
3. Беседа по вопросам: - «Что нового появилось в образовании 15-18 вв.?» -«Каков вклад российских ученых в мировую науку? |
осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал
- отвечают на вопросы |
5.Закрепление: Определите характерные признаки культуры России 17-18 вв?
Каковы особенности развития культуры России в древности, в средневековье и новое время?
Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Стр.151-189
Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:
«Архитектура». «Живопись»
«Наука»
«Мифы славян»
«Ученые 17-19 вв.»
«Литература 17-19 вв»
Группа Число
Тема 12 урока:
Древняя культура и цивилизация казахов, истоки казахской культуры
Образовательная цель:
- сформировать представление об особенностях древней культуры казахов, истоках древней культуры и цивилизации
- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры древнего периода в Казахстане
-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности материальной и духовной культуры древнего периода в Казахстане;
Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./
Межпредметные связи: история Казахстана (тема «Казахстан в эпоху бронзы и раннего железа»), физическая география, философия (тема «Философия отечественная»), политология (тема «Политическая идеология эпохи древности»)
Литература:
Жолдасбаев С. История Казахстана: Алматы: издательство «Мектеп», 2006.-192 с.
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) В четырех томах. Том 1.- Алматы: «Атамура», 1996.- 544 с.
История Казахстана /пособие для студентов.- Алматы, «Казинтерграф», 1998. – 110 с.
История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) –Алматы: «Дэуир», 1993-416 с.
Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г. – 424 с.
Кан Г. История Казахстана – Алматы: Аркаим, 2002.- 222 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
Ход урока.
По карточкам 6 человек
Фронт.
- Какие факторы влияли на культуру и обычаи славян?
- Какие изменения в культуре произошли в период феодальной раздробленности?
-Какие существенные изменения в культуре происходили в период монгольских завоеваний?
Какие архитектурные стили распространены в период средневековья?
Индив. Рассказать о литературе и науке нового времени
Задание группе: дополнить
Фронт. Какие произведения искусства стали достоянием всего человечества?
Назовите центры науки и образования
Какие научные открытия были сделаны в 17-19 вв. в России?
План изучения
1.Культура эпохи бронзы
2.Культура эпохи раннего железа
Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры и цивилизации Казахстана эпохи древности?»
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1.Культура эпохи бронзы |
1. Постановка задания «Выделить направления развития культуры эпохи бронзы»
2.Объяснение материала ( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )
3. Беседа по вопросам: --Каковы особенности андроновской культуры? - Что особенного было в культах эпохи бронзы? -Чему поклонялись андроновцы? -Каковы особенности материальной культуры андроновцев? |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы |
2.Культура эпохи раннего железа |
1. Постановка задания: «Выделить характерные черты культуры эпохи раннего железа»
2.Объяснение материала о культуре эпохи раннего железа ( с использованием компьютерной презентации, слайды )
3. Беседа по вопросам: - «Каковы особенности архитектуры складываются в данный период времени?» -«Что влияло на развитие материальной культуры?» -«Чему поклонялись сакские племена?» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы |
5.Закрепление: Каковы особенности культуры и цивилизации Казахстана эпохи
древности?
6.Домашнее задание.
История Казахстана /пособие для студентов.- Алматы, «Казинтерграф», 1998.
Стр.8-9,
История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) –Алматы: «Дэуир», 1993
Стр. 41-43
Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г.
Стр.68-84
Кан Г. История Казахстана – Алматы: Аркаим, 2002.
Стр.28-30
Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:
«Города»
«Археологические раскопки курганов»
«Культ»
«Материальная культура»
«Известные деятели»
Группа Число
Тема 13 урока: Тюркская цивилизация. Письменность и литература.
Образовательная цель:
- сформировать представление об особенностях культуры Казахстана тюркской эпохи , основанной на кочевом образе жизни
- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Казахстана тюркского периода
-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности этапов культуры Казахстана;
Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./
«тюркский эль», «каганат», «культ»
Межпредметные связи: история Казахстана (тема «Тюркские государства»), физическая география, философия (тема «Философия средних веков», «Отечественная философия»), политология (тема «Политические идеи средневековья»), всемирная история (тема «Средневековые государства»)
Литература:
Жолдасбаев С. История Казахстана: Алматы: издательство «Мектеп», 2006.-192 с.
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) В четырех томах. Том 1.- Алматы: «Атамура», 1996.- 544 с.
История Казахстана /пособие для студентов.- Алматы, «Казинтерграф», 1998. – 110 с.
История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) –Алматы: «Дэуир», 1993-416 с.
Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г. – 424 с.
Кан Г. История Казахстана – Алматы: Аркаим, 2002.- 222 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
Ход урока.
По карточкам 6 человек
Терминологическая минутка:
культ, звериный стиль, мегалит, менгир, дольмен, кромлех, петроглиф, романский стиль, готический стиль.
Фронт.
-Каковы представления об устройстве мира?
-Каковы особенности религиозного мировоззрения?
-Что влияло на развитие материальной культуры
Индив. Рассказать о культуре андроновцев
Задание группе: дополнить
Индив. Рассказать о культуре раннего железа
Задание группе: задать вопросы
Фронт.
Назовите центры городской культуры
Что влияет на развитие культуры?
План изучения
1.Материальная и духовная культура в тюркскую эпоху
2.Письменность, литература, наука
Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры тюркского периода?»
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1 Материальная и духовная культура в тюркскую эпоху |
1. Постановка задания «Выделить направления развития материальной и духовной культуры в тюркскую эпоху»
2.Объяснение материала ( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )
3. Беседа по вопросам: --Как природа влияла на развитие материальной культуры? - Что изменилось в странах Европы в период завоеваний гуннов? -В каких областях культуры происходили существенные изменения? |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы |
2. Письменность, литература, наука
|
1. Постановка задания «Выделить характерные черты литературы и науки»
2.Объяснение материала о письменности, литература ( с использованием компьютерной презентации, слайды )
3.Организация работы по изучению вопроса о развитии науки (проверка выполнения опережающего задания)
4. Беседа по вопросам: - «Какие города стали центрами культуры в тюркскую эпоху?» -«Докажите связь жизни с изменением культуры в период 6-10 вв.» -«Как меняется духовная культура в тюркский период?» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
-слушают объяснение -конспектируют
- отвечают на вопросы |
5.Закрепление: Определите характерные признаки культуры 17-18 вв?
История Казахстана /пособие для студентов.- Алматы, «Казинтерграф», 1998.
Стр.16-18,
История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) –Алматы: «Дэуир», 1993 Стр. 78-97
Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г. Стр.85-97
Кан Г. История Казахстана – Алматы: Аркаим, 2002. Стр.47-52
Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:
«Города»
«Ученые»
«Литература»
«Известные деятели»
Группа Число
Тема 14 урока: Культура Казахстана в период средневековья
Образовательная цель:
- сформировать представление об особенностях культуры Казахстана эпохи средневековья, основанной на кочевом образе жизни
- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Казахстана эпохи средневековья
-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности этапов культуры Казахстана;
Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./
Межпредметные связи: история Казахстана (тема «Казахстан в 15-18 вв.»), физическая география, философия (тема «Философия средних веков», «Отечественная философия», «Философия нового времени»), политология (тема «Политические идеи средневековья». «Политические идеи нового времени»), всемирная история (тема «Средневековые государства»). литература
Литература:
Жолдасбаев С. История Казахстана: Алматы: издательство «Мектеп», 2006.-192 с.
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) В четырех томах. Том 1.- Алматы: «Атамура», 1996.- 544 с.
История Казахстана /пособие для студентов.- Алматы, «Казинтерграф», 1998. – 110 с.
История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) –Алматы: «Дэуир», 1993-416 с.
Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г. – 424 с.
Кан Г. История Казахстана – Алматы: Аркаим, 2002.- 222 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
Ход урока.
По карточкам 6 человек
Терминологическая минутка: артефакт, мегалит, менгир, дольмен, кромлех, петроглиф, романский стиль, готический стиль, андроновская культура, звериный стиль, курганы, культ, барокко, рококо, классицизм
Фронт.
- Какие города стали центрами культуры в тюркскую эпоху?
-Каковы особенности религиозного мировоззрения?
-Как религия влияла на культуру, обычаи?
-Каковы особенности архитектуры городов средневековья?
Индив. Рассказать о развитии науки в тюркскую эпоху
Задание группе: дополнить
Фронт. Назовите центры науки и образования
Какие научные открытия были сделаны в эпоху средневековья?
Перечислите философов тюркского периода.
План изучения
1.Материальная культура, города
2.Письменная и устная литература
3.Обычаи, обряды, праздники
Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности материальной и духовной культуры эпохи средневековья?»
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1. Материальная культура, города |
1. Постановка задания «Выделить направления материальной и духовной культуры периода средневековья»
2.Объяснение материала ( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )
3. Беседа по вопросам: --Каковы особенности городской архитектуры? - Что влияло на развитие материальной культуры в послемонгольский период? |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы |
2. Письменная и устная литература |
1. Постановка задания «Определить темы письменной и устной литературы»
2.Объяснение материала ( с использованием компьютерной презентации, слайды )
3. Беседа по вопросам: - «Какова тематика сказок?» -«Какие виды устного творчества распространены были в 15-18 вв.?» -«Назовите известных поэтов средневековья» -«Какова тематика поэтических произведений?» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы |
3.Обычаи, обряды, праздники |
1. Постановка задания «Определить особенности обрядовых действий»
2.Организация выполнения заданий пособие стр. 35 -37 (выделить обычаи, обряды, праздники)
3. Беседа по вопросам: -«Какие обряды связаны с рождением ребенка?» -«Каковы особенности свадебных обрядов?» -«Какие праздники отмечали в средние века?» |
-осмысливают задание
- читают материал -выбирают -конспектируют
- отвечают на вопросы |
5.Закрепление: Каковы особенности материальной и духовной культуры эпохи средневековья?»
6.Домашнее задание.
История Казахстана /пособие для студентов.- Алматы, «Казинтерграф», 1998.
Стр.35-37,
История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) –Алматы: «Дэуир», 1993 Стр. 165-176
Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г. Стр.198-202
Кан Г. История Казахстана – Алматы: Аркаим, 2002. Стр.47-52
Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:
«Города»
«Литература»
«Обычаи и обряды»
«Известные деятели»
Группа Число
Тема 15 урока: Культурные традиции казахов в период 18-19 вв.
Образовательная цель:
- сформировать представление об особенностях культуры Казахстана 18-19 вв., основанной на кочевом образе жизни, об изменениях, происходивших в конце 19 века
- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Казахстана 18-19 вв.
-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности этапов культуры Казахстана;
Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./
«жырау», «толгау»,
Межпредметные связи: история Казахстана, обществознание, география, философия, политология
Литература:
Жолдасбаев С. История Казахстана: Алматы: издательство «Мектеп», 2006.-192 с.
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) В четырех томах. Том 1.- Алматы: «Атамура», 1996.- 544 с.
История Казахстана /пособие для студентов.- Алматы, «Казинтерграф», 1998. – 110 с.
История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) –Алматы: «Дэуир», 1993-416 с.
Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г. – 424 с.
Кан Г. История Казахстана – Алматы: Аркаим, 2002.- 222 с.
Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
Ход урока.
Терминологическая минутка: андроновская культура, звериный стиль, курганы, культ, жуз, сойургал, ак-суйек, кереге, кыстау. коктеу, уык, шанырак, уран
По карточкам 4 человека
Фронт.
-Каковы особенности хозяйства в средневековых государствах на территории Казахстана?
-Какие постройки были обязательными в городах средневековья?
-Назовите крупные города средневековья.
-Перечислите города – центры культуры и науки в период средневековья.
Индив. Рассказать о литературе средневековья
Задание группе: дополнить
Фронт. Какие известные произведения литературы периода средневековья вы знаете?
Назовите известных поэтов средневековья.
Какова тематика поэтических произведений?
Какие виды устного творчества были широко распространены в средние века?
Какие праздники отмечали в средние века?
План изучения
1. Материальная культура
2.Духовная культура.
Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры в эпоху 18-19 вв.
Изучаемый вопрос |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1. Материальная культура |
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить особенности материальной культуры Казахстана 18-19 вв.»
2.Объяснение материала ( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )
3. Беседа по вопросам: --Какие черты материальной культуры сохраняются на протяжении веков? - Что изменилось в материальной культуре? -Что влияло на изменение быта казахов в 18-19 вв.? |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
- отвечают на вопросы |
2. Духовная культура
|
1. Постановка проблемного вопроса «Выделить характерные духовной культуры 18-19 вв.»
2.Объяснение материала о ( с использованием компьютерной презентации, слайды , видеоматериала )
3. Определение задания на самостоятельную работу -подготовить рассказ о творчестве Ч. Валиханова А. Кунанбаева И. Алтынсарина
4. Проверка выполнения задания
5.Нацеливание учащихся на выделение главных моментов в творчестве поэтов, писателей, ученых
6..Беседа по вопросам: -«Докажите связь жизни с творчеством в 18-19 вв.» |
-осмысливают задание
-слушают объяснение -конспектируют материал -просматривают презентации
Выполняют задание Читают
пересказывают
- отвечают на вопросы
|
5.Закрепление: Определите
Каковы особенности культуры в эпоху 18-19 вв.
Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.
Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:
«Поэты и писатели 18-19 вв.».
«Образование и наука »
«История моего рода»
«Обычаи и традиции»
В нашем каталоге доступен 74 631 рабочий лист
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 2 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Поурочные планы по культурологии подготовлены Малон Л.В. преподавателем социальных дисциплин КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж». Поурочные планы для проведения 15 уроков культурологии по специальностям горно-металлургического цикла.Планы уроков могут быть использованы начинающими преподавателями в виде шаблона, который сократит значительно время подготовки к урокам.Основная часть разработанных уроков – уроки комбинированного типа. Предполагается, что план можно дополнить темами презентаций, номерами карточек, видеоматериала, изменить цели, типы уроков, виды самостоятельных заданий для учащихся.
6 664 863 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Цыбикдоржиева Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.