Главная / Другое / Поурочные планы по культурологии

Поурочные планы по культурологии

Группа Число



Тема 1 урока: Развитие и становление культурологии

Образовательная цель:

- сформировать представление о культурологии как общей теории культуры, о историко-философских и социокультурных традициях формирования культурологии как науки;

- раскрыть сущность и структуру культуры, закономерности её функционирования и развития, основные проблемы современной культурологи,

- дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур.


Развивающая цель:

-учить анализировать, оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания,

-делать выводы из полученного знания; уметь самостоятельно выделять проблемы современной культуры;


Воспитательная цель: формирование научного мировоззрения, приобщение студентов к богатству культурологического знания


Тип урока: урок сообщения нового материала / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины:

«культура», «цивилизация», «гуманность», «эстетика», «культурный уровень», материальная культура, духовная культура.


Оборудование: опорный конспект, компьютерная презентация «Культура»


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, география, философия, политология


Литература:

Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.

Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1.Предмет культурологии.

2.Типология и функции культуры

3. Элементы культуры.


Задание: Определить многообразие определений понятия «культура».


3.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.Предмет культурологии


1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить особенности культурологии как науки»


2.Объяснение материала об особенностях и возникновении культурологии

( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )


3. Беседа по вопросам:

-Что включает культурология?

-Каковы представления о понятии культуры в эпоху древности?

-Что относили к культуре в средние века?

-Как изменилось понятие культуры в новое время?

-Каково ваше отношение к культуре?


4. Постановка проблемного вопроса

«Каковы особенности культурологии как науки?»

-осмысливают задание




-слушают объяснение


-конспектируют материал

-просмотр презентации



- ответ на вопросы








-решение проблемного вопроса

2. Типология и функции культуры

1.Постановка проблемного задания

«Выделить типы культуры»


2. Объяснение материала о типах культуры и функциях культурологии

( с использованием компьютерной презентации, слайды )


3. Беседа по вопросам:

Перечислите типы культуры

Выделите характерные признаки данных типов

Что, по вашему мнению, будет главным фактором при формировании локальной культуры?

Какое воздействие оказывают на современную культуру молодежи средства коммуникации?


-осмысливают задание



-слушают объяснение


-конспектирование

-просмотр презентации


3. Элементы культуры.



1.Постановка задания

«Выделить элементы культуры»


2.Объяснение материала об элементах культуры (с использованием компьютерной презентации, слайды )


3. Беседа по вопросам задания

-Каковы элементы культуры?

-Каково назначение языка?

-В чем особенность духовной культуры?

-В чем проявляется коммуникативная функция языка?

-Что можно отнести к регуляторам?

-Что такое девиация?


-осмысливают задание


-слушают объяснение

-работа с терминами

-конспектирование

-просмотр презентации



- ответы на вопросы


4.Закрепление: Что изучает культурология?

Перечислите типы культур

Чем характеризуются духовная и материальная культуры?

Дайте определение культурологии

Каковы особенности типов культурологии?


Дайте определение понятию культура



5.Домашнее задание.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Стр.6-14



Подготовить: Творческое задание - исследование по темам:

«История моего имени»

«Языковые особенности региона, города, среды, группы»

«Профессиональный язык, каковы его особенности»









Группа Число



Тема 2 урока: Становление первобытной культуры

Образовательная цель:

- сформировать представление об истоках и особенностях первобытной культуры;

- раскрыть структуру первобытной культуры, закономерности её функционирования и развития,

- дать представление о специфике первобытной культуры.


Развивающая цель:

-учить анализировать, оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания,

-делать выводы из полученного знания; уметь самостоятельно выделять проблемы;


Воспитательная цель: формирование научного мировоззрения, приобщение студентов к богатству культурологического знания


Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины:

«табу», «синкретичность», «мегалит», «менгир», «кромлех», «дольмен», «протоязык».


Оборудование: опорный конспект, компьютерная презентация « »


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, география, философия, политология


Литература:

Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.

Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос


Фронт. Что изучает культурология?

Когда сформировалась данная наука?

Что понимали под культурой в эпоху 19 в.?

Каковы функции культуры?


Инд. Рассказать об особенностях и видах культуры


Задание группе: дополнить


Фронт. Каковы функции языка?

Каковы виды языка?

Какова роль языка при формировании культуры?

Какие ценности можно выделить в обществе современном?

Что такое девиация?

Когда возникла культура?


3.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1.Особенности первобытной культуры

2.Первобытное искусство


Задание: Ответить на вопрос «Как жизненные условия меняли культуру?».


4.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Особенности первобытной культуры


1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить особенности первобытной культуры»


2.Объяснение материала об особенностях и возникновении первобытной культуры

( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )


3. Беседа по вопросам:

-Назовите периоды древней истории?

-Чему человек научился в эпоху каменного века?

-Как менялись умения человека в эпоху медного и железного веков?

-Каковы представления об устройстве мира в эпоху первобытного времени?

-Что такое табу?


4.Решение вопроса

«Выделить особенности первобытной культуры»


-осмысливают задание




-слушают объяснение


-конспектируют материал

-просмотр презентации



- ответ на вопросы









-решение проблемного вопроса

2. Первобытное искусство


1.Постановка проблемного задания

«Выделить виды и особенности первобытного искусства»


2. Объяснение материала о видах и особенностях первобытного искусства

( с использованием компьютерной презентации, слайды )


3.Беседа по вопросам задания

-Особенности живописи палеолита

-Характерные признаки живописи мезолита

-Что такое мегалиты?

-Чем отличаются мегалитические сооружения?

-Каковы особенности скульптуры?

-


-осмысливают задание



-слушают объяснение


-конспектирование

-просмотр презентации







ответы на вопросы


5.Закрепление: Как жизненные условия меняли культуру?

Перечислите виды первобытной культуры

Чем характеризуются духовная и материальная культуры

эпохи первобытного времени?

Каковы особенности культуры эпохи первобытного строя


Дайте определение понятию синкретизм



6.Домашнее задание.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Стр.14-21



Подготовить: Творческое задание - исследование по темам:

«Мифы первобытного времени об устройстве мира»

«Мифы первобытного времени о появлении человека»

«Мифы древности о долге, героизме»




Группа Число



Тема 3 урока: Культура и цивилизация Вавилона

Образовательная цель:

- сформировать представление о характерных чертах культуры и цивилизации древнего Вавилона;

- раскрыть сущность различных подходов к цивилизации,

- дать представление о специфике и закономерностях развития цивилизации Древнего Востока.


Развивающая цель:

-учить анализировать, делать выводы о характерных признаках и особенностях древней цивилизации Вавилона,


Воспитательная цель: формирование научного мировоззрения, приобщение студентов к богатству мировой культуры


Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины:

«культура», «цивилизация», «культурно-исторический тип», «зиккурат», «клинопись»


Оборудование: видеофильм «Цивилизации древности», компьютерная презентация « »


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, география, философия


Литература:

Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.

Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан – Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос

Фронт

Терминологическая минутка

Синкретизм, табу, артефакт, мегалит, менгир, дольмен, кромлех

Дайте определение понятия культурология?

Перечислите элементы культуры

Каковы функции культуры?

Какие знаки могут использовать в культуре?

Перечислите виды языков

Что такое общепринятая языковая норма?

Перечислите виды культуры


Индив. Рассказать об особенностях первобытной культуры


Задание группе: слушать внимательно, дополнить


Фронт. Можно ли назвать первобытное время первобытной цивилизацией?

Что такое цивилизация?

3.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1.Понятие цивилизации

2.Основные черты культуры Двуречья


Задание: Определить особенности древних цивилизаций.


4.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.Понятие цивилизации



1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить типы цивилизаций»


2.Объяснение материала о цивилизации

( с использованием компьютерной презентации, слайды )


3. Беседа по вопросам:

-Что такое цивилизация?

-Каковы представления о понятии цивилизации?

-Назовите типы цивилизации по хозяйственной деятельности?

-Каковы подходы в определении типов западной и восточной цивилизаций?

Выделите типы цивилизаций


-осмысливают задание




-слушают объяснение


-конспектируют материал

-просмотр презентации



- ответ на вопросы





2. Основные черты культуры Двуречья



1.Постановка задания

«Выделить особенности древней цивилизации и культуры Двуречья»


2.Объяснение материала об основных чертах цивилизации и культуры Двуречья

(с использованием компьютерной презентации, слайды , видеоматериала «Древнейшие цивилизации»)


3. Постановка задания

Работая с опорным конспектом, выделите черты культуры Двуречья


4.Проверка выполнения задания по конспекту


5.Беседа по вопросам задания

- -Каков вклад Месопотамии в мировую культуру?

- Какие научные открытия сделали жители Двуречья?

-Что было особенным в произведениях искусства в междуречье?


-осмысливают задание


-слушают объяснение

-работа с терминами

-конспектирование

-просмотр презентации

-просмотр видео






-работа по опорному конспекту (осмысление материала, анализ, конспектирование, работа со схемами)



- ответы на вопросы


5.Закрепление: Перечислите очаги древних цивилизаций

Какие условия природно-географические способствовали развитию в данных регионах цивилизации?



6.Домашнее задание.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Стр.21-23


Подготовить: Подготовить сообщение по темам:

«Архитектура Египта»

«Литература Древнего Египта»

«Наука в Древнем Египте»



Группа Число



Тема 4 урока: Культура Древнего Египта

Образовательная цель:

- сформировать представление об особенностях культуры Древнего Египта;

- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Египта

- дать представление о специфике духовной культуры Древнего Египта


Развивающая цель:

-учить анализировать, оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания,

-делать выводы из полученного знания; уметь самостоятельно выделять проблемы;


Воспитательная цель: формирование научного мировоззрения, приобщение студентов к богатству культурологического знания


Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины:

«папирус», «иероглиф», «культ»


Оборудование: компьютерная презентация « »


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, география, философия,


Литература:

Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.

Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос


Фронт. Что такое цивилизация?

Перечислите виды цивилизации

Что понимали под локальной цивилизацией?

Каковы древние очаги цивилизации


Инд. Рассказать об особенностях культуры Вавилона


Задание группе: дополнить


Фронт. Что общего в древнейших цивилизациях?

Каковы черты цивилизации?

3.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1.Особенности культуры Древнего Египта

2.Архитектура, скульптура, живопись

3.Литература, мифология, философия


Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры Древнего Востока?».


4.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Особенности культуры

Древнего Египта

1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить особенности культуры Древнего Египта»


2.Объяснение материала об особенностях и возникновении культуры Древнего Египта

( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )


3. Беседа по вопросам:

-Как природа Египта влияла на формирование культуры?

-Каковы признаки культуры Египта?

-Что внесли египтяне в мировую культуру?


4.Решение вопроса

«Особенности культуры Древнего Египта»

-осмысливают задание




-слушают объяснение


-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы






-решение проблемного вопроса

2. Архитектура, скульптура, живопись



1.Постановка проблемного задания

« Каковы особенности архитектуры Египта?

Каковы характерные признаки живописи, скульптуры?»


2. Объяснение материала об архитектуре, скульптуре, живописи

( с использованием компьютерной презентации, слайды )


3.Сообщение о науке Египта


4.Беседа по вопросам задания

-Особенности архитектуры

-Особенности живописи

-Каковы особенности скульптуры?



-осмысливают задание



-слушают объяснение


-конспектирование

-просмотр презентации




слушают сообщение



ответы на вопросы

3.Литература, мифология, философия


1.Постановка проблемного задания

«Каковы представления об устройстве мира?»


2. Объяснение материала о литературе, мифологии, философии ( с использованием компьютерной презентации, слайды )


3.Беседа по вопросам задания

Каковы представления об устройстве мира?

В чем смысл жизни?


осмысливают задание


-слушают объяснение


-конспектирование

-просмотр презентации



5.Закрепление: Каков вклад стран Египта в мировую культуру?



6.Домашнее задание.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Стр.22-28



Подготовить: Творческое задание - исследование по темам:

«Мифы Древнего Египта»

Подготовить: компьютерные презентации по теме: «Культура Египта»

«Культура Вавилона»

«Культура Ассирии»




Группа Число




Тема 5 урока: Культура Древней Индии

Образовательная цель:

- сформировать представление об особенностях культуры Древней Индии;

- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Индии

- дать представление о специфике духовной культуры Древней Индии


Развивающая цель:

-учить анализировать, оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания,

-делать выводы из полученного знания; уметь самостоятельно выделять проблемы;


Воспитательная цель: формирование научного мировоззрения, приобщение студентов к богатству культурологического знания


Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины:

«веды», «сутры», «эпос», «зодчество», «ступа», «варна», «дхарма»


Оборудование: карточки, компьютерная презентация « »


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, география, философия, политология


Литература:

Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.

Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос


По карточкам 6 человек


Фронт. Как природа Египта влияла на формирование культуры?

-Каковы признаки культуры Египта?

-Каковы особенности архитектуры Египта?

-Каковы представления об устройстве мира?

-Каковы характерные признаки живописи Египта?

-Что внесли египтяне в мировую культуру?


Инд. Рассказать о древних цивилизациях Востока


Задание группе: дополнить


Фронт. Что общего в цивилизациях Востока?

Каковы особенности искусства Египта?

Назовите признаки культуры Передней Азии

3.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1.Особенности культуры Древней Индии

2.Искусство, наука, религия


Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры Древней Индии?».


4.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Особенности культуры

Древней Индии

1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить особенности культуры Древней Индии»


2.Объяснение материала об особенностях и возникновении культуры Древней Индии

( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )


3. Беседа по вопросам:

-Как природа влияла на формирование культуры?

-Каковы признаки культуры?

-Каковы представления об устройстве мира?

- Что внесли индийцы в мировую культуру?


4.Решение вопроса

«Особенности культуры Древней Индии»


-осмысливают задание




-слушают объяснение


-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы







-решение проблемного вопроса

2. Искусство, наука, религия


1.Постановка проблемного задания

«Выделить особенности научных и религиозных представлений Древней Индии»


2. Постановка задания:

-Читать материал учебника стр. 36 (под ред. Марковой Культурология)

-составить конспект

-ответить на вопросы

«Каков вклад древней Индии в мировую науку?»


3.Объяснение материала об особенностях архитектуры, скульптуры, живописи

( с использованием компьютерной презентации, слайды )


4. Постановка задания

«Вспомнить философские системы Древней Индии»


5 Объяснение материала о религии

( с использованием компьютерной презентации, слайды )


6.Беседа по вопросам задания

-Каковы особенности архитектуры

-Характерные признаки живописи

-Каковы особенности скульптуры?


-осмысливают задание




-слушают задание

-читают материал учебника стр. 36

-конспектирование

-рассказ

-ответ на вопросы


-слушают объяснение


-конспектирование

-просмотр презентации




-осмысливают задание

-ответы на вопросы



-слушают объяснение

-конспектирование

-просмотр презентации




-ответы на вопросы



5.Закрепление: Каков вклад Древней Индии в мировую культуру?



6.Домашнее задание.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Стр.35-41

Подготовить: Творческое задание - исследование по темам:

«Мифы Древней Индии»

Подготовить: компьютерные презентации по теме: «Культура Древней Индии»




Группа Число




Тема 6 урока: Культура Древнего Китая

Образовательная цель:

- сформировать представление об особенностях культуры Древнего Китая;

- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Китая

- дать представление о специфике духовной культуры Древнего Китая


Развивающая цель:

-учить анализировать, оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания,

-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности культуры древних цивилизаций;


Воспитательная цель: формирование научного мировоззрения, приобщение студентов к богатству мировой культуры


Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины:

«даосизм», «дао», «конфуцианство», «каркасная система», «ирригация», «иероглиф»


Оборудование: карточки, компьютерная презентация «Культура 6», видеоматериал №


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, география, философия


Литература:

Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.

Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос


По карточкам 4 человека


Фронт. Как природа Индия влияла на формирование культуры?

-Каковы признаки культуры Индия?

-Каковы особенности архитектуры Индии?

-Каковы представления об устройстве мира?

-Каковы характерные признаки живописи Индии?

-Что внесли индийцы в мировую культуру?


Инд. Рассказать о литературе Древней Индии


Задание группе: дополнить


Фронт. Что такое варны?

Как кастовый строй влиял на развитие культуры?

Какие касты были в Индии?

Какие религии были в Древней Индии

Какие философские школы существовали в эпоху древности в Индии?


Инд. Рассказать о философии и религии Древней Индии


Задание группе: проанализировать ответ

3.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1.Особенности культуры Древнего Китая

2.Архитектура, живопись, письменность

3.Наука, религия, философия


Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры Древнего Китая?».


4.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Особенности культуры

Древнего Китая

1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить особенности культуры Древнего Китая»


2.Объяснение материала об особенностях и возникновении культуры Древнего Китая

( с использованием компьютерной презентации, слайды 1 - )


3. Беседа по вопросам:

-Как природа влияла на формирование культуры?

-Каковы признаки культуры?

- Что внесли китайцы в мировую культуру?


4.Решение вопроса

«Особенности культуры Древнего Китая»


-осмысливают задание




-слушают объяснение


-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы





-решение проблемного вопроса

2.Архитектура, живопись, письменность


1.Постановка проблемного задания

«Выделить особенности архитектуры, письменности Древнего Китая»


2.Объяснение материала об особенностях архитектуры, скульптуры, живописи

( с использованием компьютерной презентации, слайды )


3.Беседа по вопросам задания

-Каковы особенности архитектуры

-Характерные признаки живописи

-Каковы особенности скульптуры?

-Выделите характерные черты письменности Древнего Китая



-осмысливают задание



-слушают объяснение

-конспектирование

-просмотр презентации



-ответ на вопросы


-

3.Наука, религия, философия


1.Постановка проблемного задания

«Выделить особенности научных и религиозных представлений Древнего Китая»


2. Постановка задания:

-Читать материал учебника (Культурология под ред. Марковой, стр. 43)

-составить конспект

-ответить на вопросы

«Понятие мироустройства в даосизме»


3.Объяснение материала о конфуцианстве ( с использованием компьютерной презентации, слайды )

4. Беседа по вопросу

«Каков вклад в науку Древнего Китая»


-осмысливают задание





-читают материал учебника стр. 43

-конспектирование



-ответ на вопросы



-слушают объяснение

-конспектирование

-просмотр презентации


-ответы на вопросы


5.Закрепление: Каков вклад Древнего Китая в мировую культуру?

6.Домашнее задание.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Стр.42-49


Подготовить: Творческое задание - исследование по темам:

«Мифы Древнего Китая»

«Наука Древнего Китая»

«Конфуций»

«Лао Цзы»

«Сыма Цянь

Группа Число




Тема 7 урока: Античная культура. Культура Древней Греции.


Образовательная цель:

- сформировать представление об особенностях культуры Древней Греции;

- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Древней Греции;

- дать представление о специфике духовной культуры Древней Греции


Развивающая цель:

-учить анализировать, оценивать достижения культуры,

-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности культуры древних цивилизаций;


Воспитательная цель: формирование научного мировоззрения, приобщение студентов к богатству мировой культуры


Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины:

«агора», «акрополь», «Аттика», «Великая колонизация», «гимнасий», «ордер». «капитель», «полис», «эллинизм»


Оборудование: карточки , компьютерная презентация «Культура 7», видеоматериал №


Межпредметные связи: всемирная история (тема «Древняя Греция в сер. 1 тысячелетия до н.э.), обществознание (тема «Понятие культуры»), историческая география, философия (тема «Философия древнего мира» ), политология (тема «Политические представления древнего мира»)


Литература:

Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.

Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос


По карточкам 4 человека


Фронт.

-Каковы признаки культуры Китая?

-Каковы особенности архитектуры Китая?

-Как строились дома и дворцы?

-Каковы характерные признаки живописи Китая?

-Что внесли китайцы в мировую культуру?


Инд. Рассказать о философии Древнего Китая


Задание группе: дополнить


Фронт. Каковы представления об устройстве мира?

Каковы особенности письменности?

Какие религии были в Древнем Китае?

Какие философские школы существовали в эпоху древности в Китае?

Каков вклад древнекитайских ученых в мировую науку?


3.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1.Этапы культурного развития Древней Греции

2.Архитектура, скульптура

3. Мифология, наука, философия.


Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры Древней Греции?».

Каков вклад греков в мировую культуру?


4.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Этапы культурного развития Древней Греции


1. Постановка проблемного вопроса

«С какими событиями связывают выделение этапов культуры Древней Греции»


2.Объяснение материала об особенностях этапов культуры Древней Греции

( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )


3. Беседа по вопросам:

--Каковы признаки культуры Древней Греции?

- Чем характеризуется каждый из этапов?


4.Решение вопроса

«С какими событиями связывают выделение этапов культуры Древней Греции?»

-осмысливают задание




-слушают объяснение


-конспектируют материал

-просматривают презентации


- отвечают на вопросы


-решение проблемного вопроса

2. Архитектура, скульптура



1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить особенности архитектуры и скульптуры»


2.Объяснение материала об особенностях архитектуры

( с использованием компьютерной презентации, слайды , видеоматериала )


3. Беседа по вопросам:

- Что нового внесли греки в архитектуру?

-В чем сходство и различие в скульптурных изображениях Древнего Египта и Греции?


4.Решение вопроса

«Особенности архитектуры и скульптуры Древней Греции»


-осмысливают задание



-слушают объяснение


-конспектируют материал

-просматривают презентации

-просмотр видеоматериала


- отвечают на вопросы


-решение проблемного вопроса

3.Мифология, наука, философия.


1.Постановка задания

«Выделить темы мифов и особенности философии античности» прослушав опережающее задание учащихся:


Мифы Древней Греции


Философы Древней Греции


Научные открытия Древней Греции


2.Организация работы учащихся по осмысливанию опережающих заданий.


3. Беседа по вопросам:

- Какие темы освещали древние греки в мифах?

-Какие вопросы поднимали философы?

- Какие виды наук развивались в Древней Греции?

-осмысливают задание





-слушают объяснение

-конспектируют

-материал





- отвечают на вопросы


-решение проблемного вопроса


5.Закрепление: Каков вклад Древней Греции в мировую культуру?

Что внесли греки в мировую культуру?

6.Домашнее задание.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Стр.52-81


Подготовить: Творческое задание - исследование по темам:

«Мифы Древней Греции»

«Наука Древнего Рима»

«Цицерон» «Платон» «Аристотель»

Группа Число



Тема 8 урока: Античная культура. Культура Древнего Рима.


Образовательная цель:

- сформировать представление об особенностях культуры Древнего Рима;

- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Древнего Рима;

- дать представление о специфике духовной культуры Древнего Рима


Развивающая цель:

-учить анализировать, оценивать достижения культуры,

-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности культуры Древнего Рима


Воспитательная цель: формирование научного мировоззрения, приобщение студентов к богатству мировой культуры


Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины:

«акведук», «базилика», «термы», «триумфальная арка»


Оборудование: карточки , компьютерная презентация «Культура 8», видеоматериал №


Межпредметные связи: всемирная история (тема «Древний Рим в сер. 1 тысячелетия до н.э.), обществознание (тема «Понятие культуры»), историческая география, философия (тема «Философия древнего мира» ), политология (тема «Политические представления древнего мира»)


Литература:

Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.

Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос


По карточкам 4 человека


Фронт.

- Каковы этапы культуры Древней Греции?

- Каковы особенности архитектуры?

- Что особенного в скульптуре Древней Греции?

- Что внесли греки в мировую культуру?


Инд. Рассказать о философии Древней Греции


Задание группе: дополнить


Фронт. Каковы представления об устройстве мира?

Каковы особенности письменности?

Какие философские школы существовали в эпоху древности в Греции?

Каков вклад древнегреческих и римских ученых в мировую науку?


3.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1.Этапы культурного развития

2. Архитектура, скульптура, живопись

3. Наука, литература, философия.


Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры Древнего Рима?».

Каков вклад римлян в мировую культуру?


4.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Этапы культурного развития эпохи средневековья

1. Постановка проблемного вопроса

«С какими событиями связывают этапы культуры Древнего Рима?»


2.Объяснение материала об особенностях этапов культуры Древнего Рима

( с использованием компьютерной презентации, слайды )


3. Беседа по вопросам:

--Каковы признаки культуры Древнего Рима?

- Чем характеризуется каждый из этапов?


4.Решение вопроса

«С какими событиями связывают выделение этапов культуры Древнего Рима?»

осмысливают задание




-слушают объяснение


-конспектируют материал

-просматривают презентации


- отвечают на вопросы






-решение проблемного вопроса

2 Архитектура, скульптура, живопись



1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить особенности архитектуры, скульптуры и живописи»


2.Объяснение материала об особенностях архитектуры, скульптуры, живописи

( с использованием компьютерной презентации, слайды , видеоматериала)


3. Беседа по вопросам:

- Что нового внесли римляне в архитектуру?

-В чем сходство и различие в скульптурных изображениях Древней Греции и Древнего Рима?

- Что особенного в живописи Древнего Рима?


4.Решение вопроса

«Особенности архитектуры, скульптуры и живописи Древнего Рима»


-осмысливают задание



-слушают объяснение


-конспектируют материал

-просматривают презентации

-просмотр видеоматериала


- отвечают на вопросы











-решение проблемного вопроса

3.

Наука, литература, философия.

1.Постановка задания

«Отметить особенности литературных произведений»

прочитав и составив конспект

стр. 75-76 учебник Культурологии под ред. Марковой


2. Беседа по вопросам:

Каковы особенности системы образования и воспитания?



осмысливают задание



-изучают самостоятельно материал

-конспектируют


- отвечают на вопросы



5.Закрепление: Каков вклад римлян в мировую культуру?

6.Домашнее задание.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Стр.125-148


Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:

«Архитектура». «Живопись»

«Наука»



Группа Число



Тема 9 урока: Арабо-персидская культура средневековья


Образовательная цель:

- сформировать представление об особенностях арабо-мусульманской культуры в период средневековой эпохи;

- раскрыть характерные признаки духовной культуры средневековья арабского мира


Развивающая цель:

-учить анализировать, оценивать достижения культуры,

-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности культуры средневековья;


Воспитательная цель: формирование научного мировоззрения, приобщение студентов к богатству мировой культуры


Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины:

«арабески», «суфизм», «сунниты», «шииты», «ислам», «сура», «садж»


Оборудование: карточки , компьютерная презентация «Культура 9», видеоматериал №


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, география, философия, политология


Литература:

Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.

Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос


По карточкам 4 человека


Фронт.

-Каковы этапы культурных периодов Древнего Рима?

-Каковы особенности архитектурных стилей?

-Что особенного в скульптуре?

-Каковы характерные признаки живописи?

Индив. Рассказать о литературе и науке Древнего Рима


Задание группе: дополнить


Фронт. Какие виды образования были в Древнем Риме?

Каких философов Древнего Рима вы знаете?

Какие литературные темы были распространены в поэзии и прозе?

Какие научные открытия были сделаны?

Каковы научные дисциплины были развиты в Древнем Риме

Перечислите известные архитектурные постройки эпохи древности в Риме?

В чем сходство и различие греческой и римской культур?


3.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1.Мировоззрение, религия

2.Образование, наука, литература, архитектура

3.Особенности культуры


Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности арабо-мусульманской культуры?».


4.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Мировоззрение, религия

1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить особенности религиозного мировоззрения мусульман»


2.Объяснение материала

( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )


3. Беседа по вопросам:

--Как религия влияла на культуру, обычаи?

- Что изменилось в странах Востока с введением ислама?


-осмысливают задание




-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы


2. Образование, наука, литература, архитектура


1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить характерные черты архитектуры и живописи»


2.Объяснение материала о

( с использованием компьютерной презентации, слайды , видеоматериала )


3. Беседа по вопросам:

- «Какие архитектурные стили распространены в странах халифата»

-«Какие произведения искусства стали достоянием всего человечества?»

-«Назовите центры науки и образования»


-осмысливают задание




-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации


- отвечают на вопросы


3. Особенности культуры


1.Постановка задания

«Отметить особенности культуры стран арабо-мусульманского мира»

прочитав и составив конспект

по текстам опорного материала


2.Организация работы с опорными конспектами


3. Беседа по вопросам:

-Каковы особенности культуры стран Востока в средние века?

-Что общего в культуре стран Двуречья эпохи древности и средневековья?

-Что пагубно сказалось на культуре данного региона?


осмысливают задание






-изучают самостоятельно материал

-конспектируют


- отвечают на вопросы



5.Закрепление: В чем сходство искусства античности и эпохи средневековья?

6.Домашнее задание.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Стр.257


Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:

«Архитектура». «Живопись»

«Наука»






Группа Число



Тема 10 урока: Культура Европы в эпоху Возрождения (Ренессанса) и культура Нового времени.


Образовательная цель:

- сформировать представление об особенностях культуры эпохи Возрождения и нового времени, основанных на открытиях в науке и технике

- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры эпохи Возрождения и нового времени


Развивающая цель:

-учить анализировать, оценивать достижения культуры,

-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности культуры эпохи Возрождения и нового времени;


Воспитательная цель: формирование научного мировоззрения, приобщение студентов к богатству мировой культуры


Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины:

«промышленный переворот», «научная революция», «социальная революция», «классицизм», «барокко», «рококо»


Оборудование: карточки, компьютерная презентация «Культура 10», видеоматериал №


Межпредметные связи: всемирная история (тема «Промышленная революция», «Наука в эпоху Возрождения»), обществознание (тема «Общество»), география (тема «Великие географические открытия»), философия (тема «Философские идеи в эпоху нового времени»), политология (тема «Политические представления в эпоху нового времени»).


Литература:

Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.

Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.






Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос


По карточкам 6 человек


Фронт.

-Каковы представления об устройстве мира?

-Каковы особенности религиозного мировоззрения мусульман?

-Как религия влияла на культуру, обычаи?

-Каковы особенности архитектурных стилей?

-Что особенного в скульптуре?

-Каковы характерные признаки живописи?

Индив. Рассказать о науке и образовании мусульманского востока


Задание группе: дополнить


Фронт. Какие произведения искусства стали достоянием всего человечества?

Назовите центры науки и образования

Какие литературные темы были распространены в средние века?

Какие научные открытия были сделаны в эпоху средневековья?

3.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1.Особенности развития культуры в эпоху Возрождения

2.Образование, наука в новое время

3.Литература, архитектура, скульптура, живопись


Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности европейской культуры эпохи Возрождения и нового времени?»


4.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.Особенности развития культуры в эпоху Возрождения


1. Постановка проблемного вопроса

«Какие изменения происходят в культурной жизни в эпоху Возрождения»»


2.Объяснение материала

( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )


3. Беседа по вопросам:

--Как религия влияла на культуру в эпоху средневековья?

- Какие новые направления искусства возникают в эпоху Возрождения?

-Какие изменения произошли в архитектуре?

Что изменилось в живописи?

-Что нового появилось в литературе?


-осмысливают задание




-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы


2. Образование, наука в новое время

1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить направления развития науки 17 века»


2.Объяснение материала

( с использованием компьютерной презентации, слайды )


3. Беседа по вопросам:

--Как наука влияла на культуру, обычаи?

- Что изменилось в странах Европы в период географических открытий?

-В каких отраслях науки происходили существенные изменения?


-осмысливают задание




-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы


3. Литература, архитектура, скульптура, живопись

1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить характерные черты архитектуры и живописи в эпоху нового времени»


2.Объяснение материала о

( с использованием компьютерной презентации, слайды , видеоматериала )


3. Беседа по вопросам:

- «Какие архитектурные стили распространены в данный период времени?»

-«Докажите связь жизни с искусством 17-18 вв.»

-«Как меняется живопись в период нового времени?»


-осмысливают задание




-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы



5.Закрепление: Какие изменения произошли в эпоху Возрождения?

Как Возрождение изменило культурное развитие человечества?

Определите характерные признаки культуры 17-18 вв.?

6.Домашнее задание.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Стр.151-189


Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:

«Архитектура». «Живопись» «Наука»

«Философы» «Ученые 17-18 вв.»


Группа Число



Тема 11 урока: Культура России

Образовательная цель:

- сформировать представление об особенностях материальной и духовной культуры России эпохи древности, средневековья, нового времени

- раскрыть характерные признаки мифологии и религии древности, архитектуры средневековья, живописи нового времени


Развивающая цель:

-учить анализировать, оценивать достижения культуры,

-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности архитектурных стилей России эпохи средневековья, жанрового направления живописи, мировоззрения эпохи древности;


Воспитательная цель: приобщение студентов к богатству мировой культуры, воспитание гордости за свой народ, создающий произведения искусства мирового значения


Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины: язычество, волхвы, шатровый стиль, парсуна, закомара


Оборудование:карточки, компьютерная презентация «Культура 11», видеоматериал №


Межпредметные связи: всемирная история (тема «История России в эпоху древности и средневековья»), география (тема «Географические зоны» ), философия (тема «Отечественная философия»), политология (тема «Политические идеи нового времени»)


Литература:

Викторов В. Культурология: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2004.-560 с.

Кармин А.С. Культурология. Краткий курс. – СПб.: Питер 2010.- 240 с.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-319 с.

Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-759 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан – Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос


По карточкам 4 человека


Фронт.

-Каковы представления об устройстве мира в эпоху Возрождения?

-Каковы особенности архитектурных стилей эпохи Возрождения?

-Что особенного в скульптуре эпохи Возрождения?

-Каковы направления живописи формируются в эпоху Возрождения?

Индив. Рассказать о науке эпохи Нового времени


Задание группе: задать вопросы по упущенному


Фронт. Какие произведения искусства стали достоянием всего человечества?

Назовите известных литераторов нового времени

Какие литературные темы были распространены в новое время?

Назовите известных художников эпохи нового времени.

Назовите известных ученых эпохи нового времени.


3.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1.Особенности материальной и духовной культуры в эпоху древности

2.Архитектура и живопись в средние века

3.Живопись, литература нового времени

4.Наука, образование в новое время


Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культурных направлений России древности, средневековья, нового времени?»


4.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.Особенности материальной и духовной культуры в эпоху древности


1. Постановка проблемного вопроса

«Какие факторы влияли на развитие материальной и духовной культуры»


2.Объяснение материала

( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )


3. Беседа по вопросам:

--Какие факторы влияли на культуру и обычаи славян?

- Что изменилось в период феодальной раздробленности?

-Какие существенные изменения в культуре происходили в период монгольских завоеваний?

-осмысливают задание




-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы


2.Архитектура и живопись в средние века


1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить характерные черты архитектуры и живописи в эпоху средневековья»


2.Объяснение материала о

( с использованием компьютерной презентации, слайды , видеоматериала )


3. Беседа по вопросам:

- «Какие архитектурные стили распространены в данный период времени?»

-«Докажите связь жизни с искусством»

-«Как меняется живопись в период 11-15 вв.?»


-осмысливают задание




-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы


3.Живопись, литература нового времени


1. Постановка задания:

«Выделить характерные черты литературы и живописи в эпоху нового времени»


2.Объяснение материала

( с использованием компьютерной презентации, слайды )


3. Беседа по вопросам:

- «Что нового появилось в живописи 15-18 вв.?»

-«Как меняется литература?»

-«Кто из литераторов приобрел мировую известность?»


-осмысливают задание




-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы


4.Наука, образование в новое время


1. Постановка задания:

«Какие изменения происходят в системе образования и науки в новое время?»


2.Объяснение материала

(с использованием опережающих заданий:

«Система образования»

«Наука 17-18 вв»

«Великие российские ученые»)


3. Беседа по вопросам:

- «Что нового появилось в образовании 15-18 вв.?»

-«Каков вклад российских ученых в мировую науку?


осмысливают задание





-слушают объяснение

-конспектируют материал



- отвечают на вопросы



5.Закрепление: Определите характерные признаки культуры России 17-18 вв?

Каковы особенности развития культуры России в древности, в средневековье и новое время?

6.Домашнее задание.

Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Стр.151-189


Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:

«Архитектура». «Живопись»

«Наука»

«Мифы славян»

«Ученые 17-19 вв.»

«Литература 17-19 вв»





















Группа Число




Тема 12 урока:

Древняя культура и цивилизация казахов, истоки казахской культуры


Образовательная цель:

- сформировать представление об особенностях древней культуры казахов, истоках древней культуры и цивилизации

- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры древнего периода в Казахстане


Развивающая цель:

-учить анализировать, оценивать достижения культуры,

-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности материальной и духовной культуры древнего периода в Казахстане;


Воспитательная цель: приобщение студентов к богатству мировой культуры, воспитание гордости за свой народ, создающий произведения искусства мирового значения


Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./


Основные понятия и термины: андроновская культура, звериный стиль, курганы, культ


Оборудование: карточки, компьютерная презентация «Культура 12», видеоматериал №


Межпредметные связи: история Казахстана (тема «Казахстан в эпоху бронзы и раннего железа»), физическая география, философия (тема «Философия отечественная»), политология (тема «Политическая идеология эпохи древности»)


Литература:

Жолдасбаев С. История Казахстана: Алматы: издательство «Мектеп», 2006.-192 с.

История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) В четырех томах. Том 1.- Алматы: «Атамура», 1996.- 544 с.

История Казахстана /пособие для студентов.- Алматы, «Казинтерграф», 1998. – 110 с.

История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) –Алматы: «Дэуир», 1993-416 с.

Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г. – 424 с.

Кан Г. История Казахстана – Алматы: Аркаим, 2002.- 222 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.





Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос


По карточкам 6 человек


Фронт.

- Какие факторы влияли на культуру и обычаи славян?

- Какие изменения в культуре произошли в период феодальной раздробленности?

-Какие существенные изменения в культуре происходили в период монгольских завоеваний?

Какие архитектурные стили распространены в период средневековья?


Индив. Рассказать о литературе и науке нового времени


Задание группе: дополнить


Фронт. Какие произведения искусства стали достоянием всего человечества?

Назовите центры науки и образования

Какие научные открытия были сделаны в 17-19 вв. в России?


3.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1.Культура эпохи бронзы

2.Культура эпохи раннего железа


Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры и цивилизации Казахстана эпохи древности?»


4.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.Культура эпохи бронзы


1. Постановка задания

«Выделить направления развития культуры эпохи бронзы»


2.Объяснение материала

( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )


3. Беседа по вопросам:

--Каковы особенности андроновской культуры?

- Что особенного было в культах эпохи бронзы?

-Чему поклонялись андроновцы?

-Каковы особенности материальной культуры андроновцев?


-осмысливают задание



-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы


2.Культура эпохи раннего железа


1. Постановка задания:

«Выделить характерные черты культуры эпохи раннего железа»


2.Объяснение материала о культуре эпохи раннего железа

( с использованием компьютерной презентации, слайды )


3. Беседа по вопросам:

- «Каковы особенности архитектуры складываются в данный период времени?»

-«Что влияло на развитие материальной культуры?»

-«Чему поклонялись сакские племена?»


-осмысливают задание




-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы



5.Закрепление: Каковы особенности культуры и цивилизации Казахстана эпохи

древности?


6.Домашнее задание.

История Казахстана /пособие для студентов.- Алматы, «Казинтерграф», 1998.

Стр.8-9,

История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) –Алматы: «Дэуир», 1993

Стр. 41-43

Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г.

Стр.68-84

Кан Г. История Казахстана – Алматы: Аркаим, 2002.

Стр.28-30


Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:

«Города»

«Археологические раскопки курганов»

«Культ»

«Материальная культура»

«Известные деятели»








Группа Число



Тема 13 урока: Тюркская цивилизация. Письменность и литература.


Образовательная цель:

- сформировать представление об особенностях культуры Казахстана тюркской эпохи , основанной на кочевом образе жизни

- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Казахстана тюркского периода


Развивающая цель:

-учить анализировать, оценивать достижения культуры,

-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности этапов культуры Казахстана;


Воспитательная цель: приобщение студентов к богатству культуры народов Казахстана


Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины:

«тюркский эль», «каганат», «культ»


Оборудование: карточки, компьютерная презентация «Культура 13», видеоматериал №


Межпредметные связи: история Казахстана (тема «Тюркские государства»), физическая география, философия (тема «Философия средних веков», «Отечественная философия»), политология (тема «Политические идеи средневековья»), всемирная история (тема «Средневековые государства»)


Литература:

Жолдасбаев С. История Казахстана: Алматы: издательство «Мектеп», 2006.-192 с.

История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) В четырех томах. Том 1.- Алматы: «Атамура», 1996.- 544 с.

История Казахстана /пособие для студентов.- Алматы, «Казинтерграф», 1998. – 110 с.

История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) –Алматы: «Дэуир», 1993-416 с.

Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г. – 424 с.

Кан Г. История Казахстана – Алматы: Аркаим, 2002.- 222 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.





Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос


По карточкам 6 человек

Терминологическая минутка:

культ, звериный стиль, мегалит, менгир, дольмен, кромлех, петроглиф, романский стиль, готический стиль.


Фронт.

-Каковы представления об устройстве мира?

-Каковы особенности религиозного мировоззрения?

-Что влияло на развитие материальной культуры

Индив. Рассказать о культуре андроновцев


Задание группе: дополнить


Индив. Рассказать о культуре раннего железа


Задание группе: задать вопросы


Фронт.

Назовите центры городской культуры

Что влияет на развитие культуры?

3.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1.Материальная и духовная культура в тюркскую эпоху

2.Письменность, литература, наука


Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры тюркского периода?»


4.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1 Материальная и духовная культура в тюркскую эпоху


1. Постановка задания

«Выделить направления развития материальной и духовной культуры в тюркскую эпоху»


2.Объяснение материала

( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )


3. Беседа по вопросам:

--Как природа влияла на развитие материальной культуры?

- Что изменилось в странах Европы в период завоеваний гуннов?

-В каких областях культуры происходили существенные изменения?


-осмысливают задание




-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы


2.

Письменность, литература, наука



1. Постановка задания

«Выделить характерные черты литературы и науки»


2.Объяснение материала о письменности, литература

( с использованием компьютерной презентации, слайды )


3.Организация работы по изучению вопроса о развитии науки

(проверка выполнения опережающего задания)


4. Беседа по вопросам:

- «Какие города стали центрами культуры в тюркскую эпоху?»

-«Докажите связь жизни с изменением культуры в период 6-10 вв.»

-«Как меняется духовная культура в тюркский период?»


-осмысливают задание




-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации


-слушают объяснение

-конспектируют




- отвечают на вопросы



5.Закрепление: Определите характерные признаки культуры 17-18 вв?

6.Домашнее задание.

История Казахстана /пособие для студентов.- Алматы, «Казинтерграф», 1998.

Стр.16-18,

История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) –Алматы: «Дэуир», 1993 Стр. 78-97

Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г. Стр.85-97

Кан Г. История Казахстана – Алматы: Аркаим, 2002. Стр.47-52


Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:

«Города»

«Ученые»

«Литература»

«Известные деятели»




Группа Число




Тема 14 урока: Культура Казахстана в период средневековья


Образовательная цель:

- сформировать представление об особенностях культуры Казахстана эпохи средневековья, основанной на кочевом образе жизни

- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Казахстана эпохи средневековья


Развивающая цель: -учить анализировать, оценивать достижения культуры,

-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности этапов культуры Казахстана;


Воспитательная цель: приобщение студентов к богатству культуры народов Казахстана


Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины: жуз, сойургал, ак-суйек, кереге, кыстау. коктеу, уык, шанырак, уран, космогонические мотивы


Оборудование: карточки, компьютерная презентация «Культура 14», видеоматериал №


Межпредметные связи: история Казахстана (тема «Казахстан в 15-18 вв.»), физическая география, философия (тема «Философия средних веков», «Отечественная философия», «Философия нового времени»), политология (тема «Политические идеи средневековья». «Политические идеи нового времени»), всемирная история (тема «Средневековые государства»). литература


Литература:

Жолдасбаев С. История Казахстана: Алматы: издательство «Мектеп», 2006.-192 с.

История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) В четырех томах. Том 1.- Алматы: «Атамура», 1996.- 544 с.

История Казахстана /пособие для студентов.- Алматы, «Казинтерграф», 1998. – 110 с.

История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) –Алматы: «Дэуир», 1993-416 с.

Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г. – 424 с.

Кан Г. История Казахстана – Алматы: Аркаим, 2002.- 222 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос


По карточкам 6 человек

Терминологическая минутка: артефакт, мегалит, менгир, дольмен, кромлех, петроглиф, романский стиль, готический стиль, андроновская культура, звериный стиль, курганы, культ, барокко, рококо, классицизм


Фронт.

- Какие города стали центрами культуры в тюркскую эпоху?

-Каковы особенности религиозного мировоззрения?

-Как религия влияла на культуру, обычаи?

-Каковы особенности архитектуры городов средневековья?


Индив. Рассказать о развитии науки в тюркскую эпоху


Задание группе: дополнить


Фронт. Назовите центры науки и образования

Какие научные открытия были сделаны в эпоху средневековья?

Перечислите философов тюркского периода.


3.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1.Материальная культура, города

2.Письменная и устная литература

3.Обычаи, обряды, праздники


Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности материальной и духовной культуры эпохи средневековья?»


4.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.

Материальная культура, города


1. Постановка задания

«Выделить направления материальной и духовной культуры периода средневековья»


2.Объяснение материала

( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )


3. Беседа по вопросам:

--Каковы особенности городской архитектуры?

- Что влияло на развитие материальной культуры в послемонгольский период?

-осмысливают задание




-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы

2.

Письменная и устная литература


1. Постановка задания

«Определить темы письменной и устной литературы»


2.Объяснение материала

( с использованием компьютерной презентации, слайды )


3. Беседа по вопросам:

- «Какова тематика сказок?»

-«Какие виды устного творчества распространены были в 15-18 вв.?»

-«Назовите известных поэтов средневековья»

-«Какова тематика поэтических произведений?»


-осмысливают задание



-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы


3.Обычаи, обряды, праздники


1. Постановка задания

«Определить особенности обрядовых действий»


2.Организация выполнения заданий

пособие стр. 35 -37

(выделить обычаи, обряды, праздники)


3. Беседа по вопросам:

-«Какие обряды связаны с рождением ребенка?»

-«Каковы особенности свадебных обрядов?»

-«Какие праздники отмечали в средние века?»


-осмысливают задание



- читают материал

-выбирают

-конспектируют



- отвечают на вопросы



5.Закрепление: Каковы особенности материальной и духовной культуры эпохи средневековья?»


6.Домашнее задание.

История Казахстана /пособие для студентов.- Алматы, «Казинтерграф», 1998.

Стр.35-37,

История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) –Алматы: «Дэуир», 1993 Стр. 165-176

Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г. Стр.198-202

Кан Г. История Казахстана – Алматы: Аркаим, 2002. Стр.47-52

Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:

«Города»

«Литература»

«Обычаи и обряды»

«Известные деятели»

Группа Число



Тема 15 урока: Культурные традиции казахов в период 18-19 вв.

Образовательная цель:

- сформировать представление об особенностях культуры Казахстана 18-19 вв., основанной на кочевом образе жизни, об изменениях, происходивших в конце 19 века

- раскрыть характерные признаки материальной и духовной культуры Казахстана 18-19 вв.


Развивающая цель:

-учить анализировать, оценивать достижения культуры,

-делать выводы из полученного знания; уметь выделять особенности этапов культуры Казахстана;


Воспитательная цель: формирование научного мировоззрения, приобщение студентов к богатству культуры народов Казахстана


Тип урока: урок комбинированный / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины:

«жырау», «толгау»,


Оборудование: карточки, компьютерная презентация «Культура 15», видеоматериал №


Межпредметные связи: история Казахстана, обществознание, география, философия, политология


Литература:

Жолдасбаев С. История Казахстана: Алматы: издательство «Мектеп», 2006.-192 с.

История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) В четырех томах. Том 1.- Алматы: «Атамура», 1996.- 544 с.

История Казахстана /пособие для студентов.- Алматы, «Казинтерграф», 1998. – 110 с.

История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк) –Алматы: «Дэуир», 1993-416 с.

Кузембайулы А., Еркин Э. История Республики Казахстан: Учебник для ВУЗов/ Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 г. – 424 с.

Кан Г. История Казахстана – Алматы: Аркаим, 2002.- 222 с.

Полищук В.И. Культурология: Учеб. Пособие.- М.: Гардарика, 1998.-446 с.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос

Терминологическая минутка: андроновская культура, звериный стиль, курганы, культ, жуз, сойургал, ак-суйек, кереге, кыстау. коктеу, уык, шанырак, уран


По карточкам 4 человека


Фронт.

-Каковы особенности хозяйства в средневековых государствах на территории Казахстана?

-Какие постройки были обязательными в городах средневековья?

-Назовите крупные города средневековья.

-Перечислите города – центры культуры и науки в период средневековья.


Индив. Рассказать о литературе средневековья


Задание группе: дополнить


Фронт. Какие известные произведения литературы периода средневековья вы знаете?

Назовите известных поэтов средневековья.

Какова тематика поэтических произведений?

Какие виды устного творчества были широко распространены в средние века?

Какие праздники отмечали в средние века?

3.Переход к изучению нового материала.


План изучения

1. Материальная культура

2.Духовная культура.


Задание: Ответить на вопрос «Каковы особенности культуры в эпоху 18-19 вв.


4.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Материальная культура

1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить особенности материальной культуры Казахстана 18-19 вв.»


2.Объяснение материала

( с использованием компьютерной презентации, слайды 1- )


3. Беседа по вопросам:

--Какие черты материальной культуры сохраняются на протяжении веков?

- Что изменилось в материальной культуре?

-Что влияло на изменение быта казахов в 18-19 вв.?

-осмысливают задание




-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации



- отвечают на вопросы


2. Духовная культура
















1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить характерные духовной культуры 18-19 вв.»


2.Объяснение материала о

( с использованием компьютерной презентации, слайды , видеоматериала )


3. Определение задания на самостоятельную работу

-подготовить рассказ о творчестве

Ч. Валиханова

А. Кунанбаева

И. Алтынсарина


4. Проверка выполнения задания


5.Нацеливание учащихся на выделение главных моментов в творчестве поэтов, писателей, ученых


6..Беседа по вопросам:

-«Докажите связь жизни с творчеством в 18-19 вв.»


-осмысливают задание




-слушают объяснение

-конспектируют материал

-просматривают презентации






Выполняют задание

Читают


пересказывают




- отвечают на вопросы




5.Закрепление: Определите

Каковы особенности культуры в эпоху 18-19 вв.

6.Домашнее задание.

Тимошинов В. Культурология: Казахстан –Евразия-Восток-Запад: учебное пособие – Алматы: 2001.-400 с.


Подготовить: Творческое задание – презентации по темам:

«Поэты и писатели 18-19 вв.».

«Образование и наука »

«История моего рода»

«Обычаи и традиции»





Поурочные планы по культурологии
  • Другое
Описание:

Поурочные планы по культурологии подготовлены Малон Л.В. преподавателем социальных дисциплин КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж». Поурочные планы для проведения 15 уроков культурологии по специальностям горно-металлургического цикла.

Планы уроков могут быть использованы начинающими преподавателями в виде шаблона, который сократит значительно время подготовки к урокам.

Основная часть разработанных уроков – уроки комбинированного типа.

Предполагается, что план можно дополнить темами презентаций, номерами карточек, видеоматериала, изменить цели, типы уроков, виды самостоятельных заданий для учащихся.

Автор Малон Лариса Васильевна
Дата добавления 25.02.2016
Раздел Другое
Подраздел Планирования
Просмотров 876
Номер материала MA-065176
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓