Главная / Классному руководителю / Потребностно – мотивационные основы формирования социального интеллекта обучающихся в школе

Потребностно – мотивационные основы формирования социального интеллекта обучающихся в школе

Воронова Алла Георгиевна,

социальный педагог ЦО№173

Петроградского района


Потребностно – мотивационные основы формирования социального интеллекта обучающихся в школе

для детей с соматическими заболеваниями


Социальный интеллект - относительно новое понятие социальной психологии, которое находится в процессе развития, уточнения. Сам термин был введен в психологию Э. Торндайком еще в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях», но наиболее разносторонний вклад в его изучение сделал американский ученый Джой Пол Гилфорд (1897-1987), рассматривавший социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, не зависимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации [2, c.433-456].

Социальный (эмоциональный) интеллект выражается в способности понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям, поведенческим реакциям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях, способности высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление. Согласно концепции Гилфорда, социальный интеллект включает в себя 6 факторов, связанных с познанием поведения:

  1. Познание элементов поведения – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;

  2. познание классов поведения – способность распознать общие свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;

  3. познание отношений поведения – способность понимать отношения;

  4. познание систем поведения – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;

  5. познание преобразования поведения – способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;

  6. познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации. [2, c.438].

В педагогической практике в настоящее время все более очевидным становится, что формирование только когнитивного (знаниевого) интеллекта не обеспечивает адаптации и социализации учащихся. Отсюда – особое внимание к воспитанию чувств, эмоций, формирующих социальный интеллект, от которого в конечном итоге и зависит выбор поведенческих стратегий (см. выше факторы Гилфорда). Эмоции зарождаются в потребностно – мотивационной сфере ребенка и выражаются в ценностных предпочтениях, к которым относится такая ценность как дружба, любовь, привязанность к значимым людям. Именно здесь находятся механизмы формирования поведенческих стратегий: конфликт, сотрудничество, компромисс или уклонение.

Исследование причин правонарушений подростков в нашей школе показало, что часто первопричиной их отклонений от социальной нормы является невозможность / неспособность понимать и усваивать знания. Второй причиной, по которой подростки теряют интерес к учебе и совершают правонарушения, является их дезориентация в ценностных предпочтениях. Изучение ценностных ориентаций в разных типах школ показало, что основными ценностями большинства современных подростков становятся свобода, любовь, развлечения, потребление. Ценности формируют соответствующие потребности и мотивацию.

Проблема нездоровья наших школьников также связана с их ценностными предпочтениями. Плохое здоровье школьников препятствует их полноценному личностному развитию и усугубляется тенденцией к нездоровому образу жизни. Погружение в виртуальный мир способствует нарушению здорового распорядка дня. Встает серьезная проблема их полноценного участия в образовательном процессе, из которой следует ущербность развития когнитивного интеллекта этих учащихся с дальнейшим ущербом для развития личности, а в дальнейшем и профессионалов своего дела. Как же повысить личную мотивацию подростка к укреплению своего здоровья и улучшению учебы?

Так специалист воспитательной работы приходит к необходимости искать спасение в эмоциональных ресурсах подростка, а именно – в развитии его социального интеллекта.

Результаты школьного исследования показали, что учащиеся не только не имеют позитивной системы ценностей, но даже не имеют представления о ценностях и влиянии ценностных предпочтений на поведенческие стратегии, от которых зависит организация жизни.

Методика работы с подростками в мастерской ценностных ориентаций была вызвана к жизни желанием преодолеть эти белые пятна в самосознании учащихся с помощью .

Мастерская начинается с анализа пирамиды потребностей американского ученого психолога А.Маслоу, как иерархически выстроенной практически выверенной мотивации действий человека. Проговорив обо всех уровнях потребностей, мы их группируем в потребности: тела, души и духа, где высшая духовная потребность человека – это самоактуализация, самосовершенствование.

Научные исследования психологов говорят о том, что человек достигает состояния стабильного счастья только тогда, когда он достигает высшей точки пирамиды, тогда организм сам начинает вырабатывать гормон счастья – эндорфин. В психологии употребляются такие обозначения: окружность - гармонически развитая личность, а треугольник вершиной вверх - лидер.

Гармоническая личность – это прежде всего здоровая личность. Следовательно, все составляющие, входящие в сферу гармонической личности должны быть здоровыми. Дальше с учащимися происходит полное обсуждение понятия здоровья во всех названных сферах жизнедеятельности человека. Еще раз досконально обсуждается вопрос о здоровых социально приемлемых намерениях жизненных целей определяющих и формирующих здоровые и социально приемлемых потребностей, которые создают здоровые социально приемлемые жизненные мотивации действий, поступков человека.

На втором этапе работы мы обращаемся к методике ценностных ориентаций американского психолога М.Рокича (1918 - 1988). На этом этапе работы учащиеся упражняются в постановке личных целей, оперируя уже принятыми в мире науки и психологии понятиями, учатся выстраивать социально приемлемые пути достижения этих целей. В результате каждый строит индивидуальную систему ценностей с поиском вариантов социально приемлемых путей ее реализации. В ходе занятия рассматривается понятие качества жизни как совокупности ценностных ориентаций, разумной реализации потребностно – мотивационного континуума. В процессе этой работы учащиеся получают первичные представления о ценностях и их влиянии на качество жизни. В процессе обсуждения основных понятий, полученных в мастерской, подростки переосмысливают свои ценности, цели, и выстраивают свою систему ценностей, но уже социально приемлемую. Самое главное, что в результате построения любого варианта системы ценностей, на первые места выходят такие ценности как знание, развитие, познание. И учащиеся наглядно видят важность и необходимость этих ценностей, и приходят к самостоятельному пониманию необходимости приложения усилий к качественному изменению своей жизни.

Третьим этапом формирования социального интеллекта подростков, является работа с родителями, позволяющая проводить психолого-социальную информационную поддержку родителей по вопросу их педагогической грамотности в отношении своих детей. Практика показывает, что наиболее значимой и наиболее влиятельной средой воспитания является семья, а значит наиболее эффективными методами работы с подростком, будут эффективные методы работы с семьей, которые реализуются через тренинги, занятия, беседы, семинары, совместные мероприятия родителей с детьми и самими родителями.

Просвещение родителей организовано как педагогический консилиум, где рассматривается палитра концепций психологов, врачей, педагогов и других специалистов. Семейное воспитание в первую очередь определяется отношениями мужа и жены: «Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» (В.А. Сухомлинский).

Важным является донести до родителей мысль, о том, что родители сами должны научиться делать то, что хотят получить от ребенка. Поскольку мы работаем с детьми, страдающими не только соматическими заболеваниями, но и в значительной степени невротизированными, большое значение придается ознакомлению родителей с теорией агрессии и детских травм. В нашем опыте это методология американских ученого Н.Э.Миллера (р.1909), сотрудничавшего с Д. Доллардом (1900-1980), исходящих из представлений о социальной природе агрессии. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, расторможенного, неспособного к высшим психическим процессам. С их точки зрения, счастливый ребенок – это миф. Отсюда задача родителей – социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе. Миллер и Доллард разделяют мысль автора классической психологии, австрийского психолога А.Адлера (1870-1937) о том, что мать, дающая ребенку первый пример человеческих отношений, играет решающую роль в социализации. В этом процессе, по их мнению, четыре наиболее важные жизненные ситуации могут служить источником конфликтов. Это кормление, приучение к туалету, сексуальная идентификация, проявление агрессивности у ребенка. [цит. по: 4, с. 446].»

В процессе жизнедеятельности человека в семье, в обществе еще много других конфликтов с самим собой, с членами семьи, с обществом, которые невербализованы, но наблюдаемы детьми и перенимаемы ими. Особенно важна здесь помощь родителей, которые являются первыми психологическими помощниками ребенка.

Таким образом, в систему психолого-педагогического сопровождения обучающегося в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья социальный психолог вводит родителей, помогая тем самым и учащимся в осознании необходимости социально личностного роста, содействие в становлении личности и содействие в формировании модели духовно-нравственного выбора в трудной жизненной ситуации. Так укрепляется база формирования социального интеллекта учащихся, и вместе с этим происходит их социальное оздоровление.






ЛИТЕРАТУРА.

  1. Богданова Э.Н. Самоорганизация и управление: взаимосвязь процессов. // Экономические науки, 2006. - №12(25) - С. 57-65. - 0,5 п.л.

  2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под ред A.M. Матюшкина. М., 1965

  3. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.

  4. Обухова Л.Ф. . Детская психология. Теории, Факты, Проблемы. М.: Тривола, 1995

Потребностно – мотивационные основы формирования социального интеллекта обучающихся в школе
  • Классному руководителю
Описание:

Воронова Алла Георгиевна,

социальный педагог ЦО№173

Петроградского района

 

Потребностно – мотивационные основы формирования социального интеллекта обучающихся в школе

 для детей с соматическими заболеваниями

 

Социальный интеллект - относительно новое понятие социальной психологии, которое находится в процессе развития, уточнения. Сам термин был введен в психологию Э. Торндайком еще в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях», но наиболее разносторонний вклад в его изучение сделал американский ученый Джой Пол Гилфорд (1897-1987), рассматривавший социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, не зависимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации [2, c.433-456].

Социальный (эмоциональный) интеллект выражается в способности понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям, поведенческим реакциям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях, способности высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление. Согласно концепции Гилфорда, социальный интеллект включает в себя 6 факторов, связанных с познанием поведения:

1.     Познаниеэлементов поведения – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;

2.     познание классов поведения – способность распознать общие свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;

3.     познание отношений поведения – способность понимать отношения;

4.     познание систем поведения – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;

5.     познание преобразования поведения – способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;

6.     познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации. 

В педагогической практике в настоящее время все более очевидным становится, что формирование только  когнитивного (знаниевого) интеллекта не обеспечивает адаптации и социализации учащихся. Отсюда – особое внимание к воспитанию чувств, эмоций, формирующих социальный интеллект, от которого в конечном итоге и зависит выбор поведенческих стратегий (см. выше факторы Гилфорда). Эмоции зарождаются в потребностно – мотивационной сфере ребенка и выражаются в ценностных предпочтениях, к которым относится такая ценность как дружба, любовь, привязанность к значимым людям. Именно здесь находятся механизмы формирования поведенческих стратегий: конфликт, сотрудничество, компромисс или уклонение.

Исследование причин правонарушений подростков в нашей школепоказало, что часто первопричиной их отклонений от социальной нормы является невозможность / неспособность понимать и усваивать знания. Второй причиной, по которой подростки теряют интерес к учебе и совершают правонарушения, является их дезориентация в ценностных предпочтениях.Изучение ценностных ориентаций в разных типах школ показало, что основными ценностями большинства современных подростков становятся свобода, любовь, развлечения, потребление. Ценности формируют соответствующие потребности и мотивацию.

Проблема нездоровья наших школьников также связана с их ценностными предпочтениями. Плохое здоровье школьников препятствует их полноценному личностному развитию и усугубляется тенденцией к нездоровому образу жизни. Погружение в виртуальный мир способствует нарушению  здорового распорядка дня. Встает серьезная проблема их полноценного участия в образовательном процессе, из которой следует ущербность развития когнитивного интеллекта этих учащихся с дальнейшим ущербом для развития личности, а в дальнейшем и профессионалов своего дела. Как же повысить личную мотивацию подростка к укреплению своего здоровья и улучшению учебы?

Так специалист воспитательной работы приходит к необходимости искать спасение в эмоциональных ресурсах подростка, а именно – в развитии его социального интеллекта.

Результаты школьногоисследования показали, что учащиеся не только не имеют позитивной системы ценностей, но даже не имеют представления о ценностях и влиянии ценностных предпочтений на поведенческие стратегии, от которых зависит организация жизни.

Методика работы с подростками в мастерской ценностных ориентаций была вызвана к жизни желанием преодолеть эти белые пятна в самосознании  учащихся с помощью .

Мастерская начинается с анализа пирамиды потребностей американского ученого психолога А.Маслоу, как иерархически выстроенной практически выверенной мотивации действий человека. Проговорив обо всех уровнях потребностей, мы их группируем в потребности: тела, души и духа, где высшая духовная потребность человека – это самоактуализация, самосовершенствование.

Научные исследования психологов говорят о том, что человек достигает состояния стабильного счастья только тогда, когда он достигает высшей точки пирамиды, тогда организм сам начинает вырабатывать гормон счастья – эндорфин. В психологии употребляются такие обозначения: окружность - гармонически развитая личность, а треугольник вершиной вверх - лидер.

Гармоническая личность – это прежде всего здоровая личность. Следовательно, все составляющие, входящие в сферу гармонической личности должны быть здоровыми. Дальше с учащимися происходит полное обсуждение понятия здоровья во всех  названных сферах жизнедеятельности человека. Еще раз досконально обсуждается вопрос о  здоровых  социально приемлемых намерениях жизненных целей определяющих и формирующих здоровые и социально приемлемых потребностей, которые создают здоровые социально приемлемые  жизненные  мотивации действий, поступков человека.

 На втором  этапе работы мы обращаемся  к методике ценностных ориентаций американского психолога М.Рокича (1918 - 1988).  На этом этапе работы учащиеся упражняются в постановке личных целей, оперируя уже принятыми в мире науки и психологии понятиями, учатся  выстраивать  социально приемлемые пути  достижения этих целей. В результате  каждый строит индивидуальную систему ценностей с поиском вариантов социально приемлемых путей  ее реализации.  В ходе занятия рассматривается понятие качества жизни как совокупности ценностных ориентаций, разумной реализации потребностно – мотивационного континуума. В процессе этой работы учащиеся получают первичные представления о ценностях  и  их влиянии на  качество жизни. В процессе обсуждения основных понятий, полученных  в мастерской, подростки переосмысливают свои ценности, цели, и выстраивают свою систему ценностей, но  уже социально приемлемую. Самое главное, что в результате построения любого варианта системы ценностей, на первые места  выходят такие ценности как  знание, развитие, познание. И учащиеся наглядно  видят важность и необходимость этих ценностей, и  приходят к самостоятельному пониманию необходимости приложения усилий  к качественному изменению своей жизни.

Третьим этапом формирования социального интеллекта подростков, является работа с родителями, позволяющая проводить психолого-социальную  информационную поддержку родителей по вопросу их педагогической грамотности в отношении своих детей. Практика показывает, что наиболее значимой и наиболее влиятельной  средой воспитания является семья, а значит наиболее  эффективными методами работы с подростком, будут эффективные методы работы с семьей, которые реализуются через тренинги, занятия, беседы, семинары, совместные мероприятия родителей  с детьми и самими родителями.

Просвещение родителей организовано как педагогический консилиум, где рассматривается палитра концепций психологов, врачей, педагогов и других

специалистов. Семейное воспитание в первую очередь определяется отношениями мужа и жены: «Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» (В.А. Сухомлинский).

Важным является донести до родителей мысль, о том, что родители сами должны научиться делать то, что хотят получить от ребенка. Поскольку мы работаем с детьми, страдающими не только соматическими заболеваниями, но и в значительной степени невротизированными, большое значение придается ознакомлению родителей с теорией агрессии и детских травм. В нашем опыте это методология американских ученого Н.Э.Миллера (р.1909),  сотрудничавшего с Д. Доллардом (1900-1980), исходящих из представлений о социальной природе агрессии. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, расторможенного, неспособного к высшим психическим процессам. С их точки зрения, счастливый ребенок – это миф. Отсюда задача родителей – социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе. Миллер и Доллард разделяют мысль автора классической психологии, австрийского психолога А.Адлера (1870-1937) о том, что мать, дающая ребенку первый пример человеческих отношений, играет решающую роль в социализации. В этом процессе, по их мнению, четыре наиболее важные жизненные ситуации могут служить источником конфликтов. Это кормление, приучение к туалету, сексуальная идентификация, проявление агрессивности у ребенка.»

В процессе жизнедеятельности человека в семье, в обществе еще много других конфликтов с самим собой, с членами семьи, с обществом, которые невербализованы, но наблюдаемы детьми и перенимаемы ими. Особенно важна здесь помощь родителей, которые являются первыми психологическими помощниками ребенка.

Таким образом, в систему психолого-педагогического сопровождения обучающегося в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья социальный психолог вводит родителей, помогая тем самым и учащимся в

 

 

 

 

осознании  необходимости социально личностного роста, содействие в становлении личности и содействие в формировании модели духовно-нравственного выбора в трудной жизненной ситуации. Так укрепляется база формирования социального интеллекта учащихся, и вместе с этим происходит их социальное оздоровление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1.    Богданова Э.Н. Самоорганизация и управление: взаимосвязь процессов. // Экономические науки, 2006. - №12(25) - С. 57-65. - 0,5 п.л.

2.    Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под ред A.M. Матюшкина. М., 1965

3.    Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.

      4.    Обухова Л.Ф. . Детская психология. Теории, Факты, Проблемы. М.: Тривола, 1995 

 
Автор Voronova Alla Georgievna
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 468
Номер материала 36018
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓