Главная / Начальные классы / Потенциал ИКТ в формировании читательской компетенции учащихся начальных классов.

Потенциал ИКТ в формировании читательской компетенции учащихся начальных классов.

Потенциал ИКТ в воспитании творческого читателя


Приобщение детей к чтению, формирование активного, творческого читателя - проблемы неизменно актуальные не только для педагогики, но и для общества. В настоящее время наблюдается кризис чтения в связи с современной социокультурной ситуацией. Для человека книга всегда оставалась «окном» в мир, через которое он постигает нравственные и эстетические ценности. Отсутствие возможности общения через это «окно» с миром сокращает возможности личности социализироваться ёёё №1 ёёёёёё.

Интерес к чтению у детей младшего школьного возраста ещё достаточно высок, однако личные наблюдения свидетельствуют о его значительном снижении уже к 4 классу. В качестве одной из серьёзных причин утраты интереса к чтению можно назвать неправильно заложенные основы читательской культуры, слабые навыки работы с книгой, неумение получать удовольствие от общения с ней, а это - задачи начальной школы ёё №2 ёёёё.

Интерес к литературному образованию младших школьников в значительной степени усилился с внедрением ФГОС. При определении задач чтения как процесса в настоящее время в большей степени подчёркивается не только его прикладное значение (для получения знаний в разных научных областях), но и возможный потенциал чтения художественной литературы для эстетического, нравственного, творческого развития. Современные программы по литературному чтению учитывают, что для ребёнка 7-9 лет высоко желание действенно отозваться на всё то, что ему сообщается, с чем он знакомится, о чём читает, высока его потребность активно, творчески завоёвывать себе знания. Программой определена цель уроков внеклассного чтения - сформировать у младших школьников основы читательской самостоятельности, т.е. привить им положительное отношение к чтению, научить выбирать книги и осваивать их содержание. Эти уроки дают детям возможность научиться:

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном;

  • самостоятельно выбирать и определять содержание книги по её элементам. Ёёё №3 ёёё

Не секрет, что в современном обществе существует противоречие между значением самостоятельного знакомства с художественной и научно-популярной книгой и тем влиянием, которое приобретают другие средства информации (телевидение, видео, кино). Сегодня именно они, а также компьютерные программы заменяют подчас хорошую книгу. Как прямое следствие этого происходит: недооценка книги как средства познания окружающего мира; снижение интереса к самостоятельному чтению.

Творческая деятельность направлена на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Видами творческой деятельности на уроках внеклассного чтения являются: устное иллюстрирование прочитанного; инсценировка, игра-драматизация; продумывание сценария, костюмов, жестов, мимики действующих лиц; подбор и создание иллюстраций. Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс творческой деятельности детей на уроках внеклассного чтения. Ёёёёёё №4 ёёёё

Все чаще и чаще дети подменяют чтение авторского текста на просмотр одноименного мультфильма. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и во многом интереснее. Но компьютер может стать и нашим помощником в развитии у детей интереса к чтению, формированию активного читателя, владеющего прочными навыками чтения, подготовленного к самостоятельному использованию книги в дальнейшем обучении и обладающего высоким уровнем интереса к чтению. Эта сторона обучения тесно связана с решением задачи саморазвития, превращения ученика из объекта в субъект деятельности, воспитания творческого читателя ёёёёёёё №5 ёёёё.

Дети часто не понимают разницы между авторским текстом и экранной постановкой по данному произведению. Приведем пример урока внеклассного чтения по книге Г.Остера «Сказка про слонёнка, мартышку, удава и попугая», который показывает несомненное превосходство книги перед мультфильмом. Так, на уроке в течение 3-5 минут демонстрируются фрагменты мультфильма, затем после короткого рассказа об авторе и его книгах мы обращаемся к тексту сказки и даем детям следующие задания Ёёёёё №6 ёёёёёёё:

1. Найдите ответы на вопросы в тексте:

  • Где жили герои сказки?

  • Чем они обычно занимались?

  • Что предложила мартышка?

  • Какие лучшие качества подметила в своих друзьях мартышка?

  • Как зверята знакомились? Ёёёёё №7, 8 ёёёёёёё

2. Отметь и научись читать в тексте слова мартышки, удава, попугая и слонёнка.

Эти задания готовят детей к выразительному чтению на основе образцов, представленных в мультфильме, кроме того, наглядно демонстрируют второклассникам богатство сюжета и характеристик героев, которые не нашли отражения в фильме, созданном по книге.

Особое место на наших уроках внеклассного чтения занимают мини-проекты. В начале каждого урока один из детей презентует книгу, которую он сейчас читает, по плану:

1. Автор, название

2. Главные герои

3. Сюжет

4. Чувства, которые вызвало чтение книги (рассказа, сказки, стихотворения)

5. Ответ на вопрос: «Почему моим одноклассникам стоит прочесть эту книгу»

Мини-проект реализуется в форме компьютерной презентации, которая содержит иллюстрации к произведению, как выполненные художниками, так и самим учеником. туве №9 янссон

Такая работа дает возможность каждому ученику высказаться по поводу книги, которая его заинтересовала, отметить наиболее значимые нравственные и эстетические переживания, которые пробуждает книга.

В процессе презентации книги, после представления автора, названия, обложки, я задаю вопрос классу: «Как вы думаете, о чем эта книга?» Заметила, что предположения детей о героях, теме, содержании становятся все более точными и разнообразными. Это говорит о формировании у моих учеников предвосхищения, антиципации, которая необходима при выборе книги для самостоятельного чтения. Жанровое разнообразие книг, презентуемых учениками, отражает расширение их интересов. Так, если в начале 2 класса дети преимущественно рассказывали о сказках, то к концу года ученики стали рекомендовать одноклассникам научно-популярные книги, появились презентации детских журналов. Ёёёё №10 ёёё

Компьютер используется и на библиотечных уроках, например, на уроке, посвященном творчеству Шарля Перро, который проходил в форме литературной игры. Ёёё №11, 12, 13 ёёё

Слайд-шоу, компьютерные презентации применяю также на уроках внеклассного чтения обзорного или обобщающего характера, например, на уроках, посвященных творчеству А.С.Пушкина, И.А.Крылова. Рассмотрим диапазон ИТК, примененных на уроке внеклассного чтения «Сказочники Самарской земли», посвященный творчеству наших земляков, братьев Бондаренко. Ёёёёё №14 ёёёёёёё

1. К уроку была приготовлена викторина: предъявлялась пословица и иллюстрация к сказке, предлагалось вспомнить ее название и постараться сформулировать нравственный урок, который она несет.

На воре шапка горит

«Солнечный зайчик»

Не бери чужого! Ёёёё №15ёёёёёё

2. Аудиозипись сказки «Лось из Гореловской рощи» (демонстрация эталона выразительного чтения профессиональным актером).

3. Просмотр мультфильма «Лень» (пример творческой интерпретации литературного произведения)

Такой подход к урокам внеклассного чтения, использование ИКТ, дает положительные результаты: каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, стимулирует учащихся внимательно прочитывать художественный текст, расширяется круг детского чтения, учащиеся самостоятельно ищут и читают другие произведения писателей. Ёёё №16 ёёёёёёё

Итак, цель уроков внеклассного чтения - выработать у учащихся свой вкус и индивидуальные читательские интересы. Внеклассное чтение создает предпосылки для изучения литературы, но это не фон, а основы литературного развития, поскольку заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта. Использование ИКТ преображает уроки внеклассного чтения, оптимизирует процесс формирования творческого читателя, а главное - поднимет на более высокий уровень интерес детей к чтению.

Ёёёёё №17 ёёёёёёё

Потенциал ИКТ в формировании читательской компетенции учащихся начальных классов.
  • Начальные классы
Описание:

Приобщение детей к чтению, формирование активного, творческого  читателя - проблемы неизменно актуальные не только для педагогики, но и для общества. В настоящее время наблюдается кризис чтения в связи с современной социокультурной ситуацией. Для человека книга всегда оставалась «окном» в мир, через которое он постигает нравственные и эстетические ценности. Отсутствие возможности общения через это «окно» с миром сокращает возможности личности социализироваться.

 

Интерес к чтению у детей младшего школьного возраста ещё достаточно высок, однако личные наблюдения свидетельствуют о его значительном снижении уже к 4 классу. В качестве одной из серьёзных причин утраты интереса к чтению можно назвать неправильно заложенные основы читательской культуры, слабые навыки работы с книгой, неумение получать удовольствие от общения с ней, а это - задачи начальной школы.

Автор Гаврилкова Татьяна Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 444
Номер материала 45155
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓