Главная / Директору-завучу / Построение виртуальной обучающей среды в Системе Дистанционного Обучения iSpringOnline

Построение виртуальной обучающей среды в Системе Дистанционного Обучения iSpringOnline

hello_html_m518f2285.gifМуниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма»

















схема организации дистанционного обучения

ПРОЕКТ

«Построение виртуальной обучающей среды

в Системе Дистанционного Обучения iSpringOnline»







Заместитель директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма» Л.А. Никонова




Надым, 2014

Содержание



Паспорт Проекта ……………………………………………………..……..

3

Обоснование необходимости Проекта …………………………….…..…..

4

Цели и задачи Проекта ……………………………………………….…..…

6

Участники Проекта……………………………………………………....….

6

Описание Проекта………………………………………………………......

7

Сроки и этапы реализации Проекта ……………………………………..…

Прогнозируемые результаты реализации Проекта ……………………….

Оценка эффективности реализации Проекта …………………………...…

Оценка рисков ……………………………………………..………………...

Бизнес- план Проекта ……………………………………………………….

8

9

9

10

10

Приложение …………………………………………………………………

Требования, предъявляемые к средствам организации электронного обучения……………………………………………………………………....

Электронные ресурсы………………………………………………………..

Список литературы и электронных ресурсов ……………………………..



11


11

12

13













Паспорт проекта


Наименование Проекта


Место реализации Проекта



Построение виртуальной обучающей среды в Системе Дистанционного Обучения iSpringOnline


Центр дистанционного обучения

Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Надыма»




Разработчик

Проекта



Никонова Л.А., заместитель директора по УВР


Цель Проекта


Создание виртуальной обучающей среды в Системе Дистанционного Обучения как необходимое условие для совершенствования информационного пространства ЦДО, информационной культуры всех участников образовательного процесса, дальнейшего развития информационно- образовательной компетенции педагогов и учащихся.


Задачи Проекта

















Сроки реализации Проекта




















  • Изучить основные критерии выбора средств организации электронного обучения и приобрести Систему Дистанционного Обучения для создания виртуальной обучающей среды.

  • Изучить на практико- ориентированных семинарах инструменты для создания учебных курсовСДО.

  • Разработать методические рекомендации для педагогов ЦДО по созданию учебных дистанционных курсов в СДО.

  • Администрировать систему.

  • Организовать творческие группы учителей- предметников для работы над созданием учебных дистанционных курсов.

  • Разработать учебные дистанционные курсы по всем предметам Учебного плана ЦДО.

  • Организовать обучение пользователей СДО особенностям работы в системе.



01.01. 2014 г. - 30.05.2016 г.















Обоснование необходимости Проекта

Центр дистанционного обучения МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма» начал свою работу 1 сентября 2011 года. В Центре обучаются на дому с использованием дистанционных образовательных технологий дети- инвалиды из различных общеобразовательных учреждений Надымского района.

Для обеспечения возможностей учащихся в получении качественного образования с применением дистанционных образовательных технологий в школе созданы необходимые условия:

  • Оборудованы кабинеты для проведения занятий в дистанционной форме, для методической работы. Кабинет дистанционного обучения оснащен 11 рабочими местами педагогов, 4 звуконепроницаемыми кабинками, которые позволяют педагогам проводить уроки в более спокойной обстановке.

  • Создана безбарьерная среда (пандусы, специально оборудованная туалетная комната, имеются специализированные периферийные устройства), которая позволяет детям-инвалидам посещать мероприятия, проводимые для них в ЦДО и школе.

  • Оборудованы и подключены к сети Интернет рабочие места учеников.

ЦДО полностью укомплектован педагогическими кадрами. Образовательный процесс в Центре осуществляют 29 педагогов, из них 20 человек - штатные сотрудники школы, 9- внешние совместители. Проводят занятия в дистанционной форме 24 педагога. Обеспечивают методическое, социально- психолого- логопедическое, информационное, техническое сопровождение образовательного процесса специалисты: методист, учитель- логопед, педагог- психолог, социальный педагог, инженер- электроник.

Квалификационный уровень сотрудников ЦДО высокий – 74% специалистов и педагогических работников Центра имеют первую или высшую квалификационную категорию.

Учебный процесс в ЦДО – это сочетание традиционных и дистанционной форм обучения, когда отдельные курсы или их фрагменты изучаются с использованием дистанционных технологий, а другие - по традиционной форме.Отличительной чертой дистанционного обучения детей в Центреявляется то, что все занятия проводятсяon-line: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, групповые занятий в режиме виртуальный класс, использование «интерактивной доски», консультирование.Интерактивный стиль общения и оперативная связь в дистанционном обучении открывают возможность индивидуализировать процесс обучения. Педагог в зависимости от успехов ученика применяет гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагает ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Дистанционное обучение осуществляется с использованием образовательных ресурсов, расположенных на сервере Государственного образовательного учреждения Центр образования «Технологии обучения» (http://iclass.home-edu.ru). Уроки проводятся в специальной учебной среде - i-Классе, где каждому курсу выделен виртуальный учебный кабинет.

Предоставление доступа к ресурсам информационной образовательной среды http://iclass.home-edu.ruосуществлялось в соответствии сГосударственным контрактом «Организационно- техническое сопровождение учебного процесса в сети интернет дистанционного обучения детей- инвалидов на дому», заключенным между ГБОУ ЦО «Технологии обучения» и Министерством образования и науки РФ. Действие контракта закончилось 15.12.2013 года. С 11.01.2014 года предоставление доступа к ресурсам платформы осуществляется на договорной основе между МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Надыма» и ГБОУ ЦО «Технологии обучения». Стоимость услуги (11.01.14 - 30.05.14, 15.08.14 - 31.12.14) составляет 86595 рублей.

Возникает вопрос:на сколько остро в настоящее время мы нуждаемся в ресурсах платформы http://iclass.home-edu.ru.

Для определения степени использования ресурсов платформы http://iclass.home-edu.ruбыло проведеноанкетирование, в котором приняли участие 100% педагогов, осуществляющих учебный процесс в дистанционной форме. Результаты анкеты позволили определить, что полностью используют ресурсы платформы на уроках информатики, географии, МХК; не используют ресурсы на уроках физической культуры, ОБЖ по причине их отсутствия на платформе. На остальных уроках педагоги используют ресурсы платформы http://iclass.home-edu.ru частично. Причины:

  • несоответствие предлагаемых ресурсов программному материалу,

  • несоответствие предлагаемых ресурсов индивидуальным особенностям ученика.


Степень использования ресурсов платформы http://iclass.home-edu.ruпедагогами ЦДО при проведении занятий в дистанционной форме


Таким образом, около 56% ресурсов платформы используются при проведении дистанционных уроков. Однако отсутствие необходимых материалов на http://iclass.home-edu.ruне влияет на качество проведения дистанционных занятий. Уровень овладения учителями ЦДО педагогическими технологиями дистанционного обучения (по классификации доктора педагогических наук Е.С.Полат) достаточно высок: 100% владеют сетевыми и здоровьесберегающими технологиями, 91%- кейс-технологией, 80%- TV- технологией.

При подготовке к занятиям учителя создают кейсы, в которых размещают свой методический материал к уроку, а также используют ресурсы:



Уровень овладения педагогами ЦДО педагогическими технологиями дистанционного обучения (по классификации доктора педагогических наук Е.С.Полат)

hello_html_1d95378d.png

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно. Специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Проведенные нами исследования показали, что нужно создавать виртуальную обучающую среду в Системе Дистанционного Обучения.


Цели и задачи Проекта


Цель Проекта–создание виртуальной обучающей среды в Системе Дистанционного Обучения как необходимое условие для совершенствования информационного пространства ЦДО, информационной культуры всех участников образовательного процесса, дальнейшего развития информационно- образовательной компетенции педагогов и учащихся.

Поставленная цель определила следующие основные задачи:

  • изучить основные критерии выбора средств организации электронного обучения иприобрести Систему Дистанционного Обучениядля создания виртуальной обучающей среды,

  • изучить на практико- ориентированных семинарах инструменты для созданияучебных курсовСДО,

  • разработать методические рекомендации для педагогов ЦДО по созданию учебных дистанционных курсов в СДО,

  • администрировать систему,

  • организовать творческие группы учителей- предметников для работы над созданием учебных дистанционных курсов,

  • разработать учебные дистанционные курсы по всем предметам Учебного плана ЦДО,

  • организовать обучение пользователей СДО особенностям работы в системе.


Участники Проекта


Руководитель ЦДО осуществляет руководство и организацию работы по созданию виртуальной обучающей среды.

Методист ЦДО обеспечивает методическое сопровождение проекта.

Инженер- электроникобеспечивает техническое сопровождение проекта, осуществляет администрирование.

Педагоги ЦДОнаполняют виртуальную обучающую среду электронными образовательными ресурсами, используют ресурсы СДО в работе.

Ученики ЦДОполучают возможность использовать ресурсы виртуальной образовательной среды при on-line, off- lineобучении.

Родители (законные представители) получают возможность контролировать успеваемость и посещаемость занятий.


Описание Проекта


В последнее время все большую популярность приобретают системы дистанционного обучения (СДО).Они позволяют просто и эффективно управлять процессом образования, получать отчеты о результатах и проводить их качественный мониторинг. СДО подразумевают проведение обучения и проверку полученных результатов через Интернет.

Прежде чем начинать создавать свою виртуальную обучающую среду, необходимо выбрать СДО. Для этогомы провели небольшой «тест-драйв» нескольких систем.За основу были взяты требования, предъявляемые к средствам организации электронного обучения (приложение 1). В результате проделанной работы мы остановили свой выбор на простой в использовании полнофункциональной Системе Дистанционного ОбученияiSpringOnline.СДО не требует установки дополнительного программного обеспечения и позволяет организовать весь процесс обучения.

Основу любой виртуальной обучающей среды составляет набор электронных курсов, построенных на базе единого стандарта (приложение 2).Возможности СДО iSpringOnline позволяют создавать учебные курсы в любой программе для создания электронных курсов с поддержкой стандартов SCORM. Обычно основой учебного курса является текст, который сопровождается различными дополнительными материалами. Это могут быть как дополнительные источники информации (картинки, схемы, анимационные ролики, аудио или видео материалы, другие форматы мультимедиа); различного рода ссылки; интерактивные элементы для взаимодействия участников курса (форумы, чаты, электронная почта и т.п.), а также элементы проверки успеваемости учеников (тесты, анкеты, письменные задания).ВiSpringOnline можно загружать не только материалы, созданные в программах iSpring, но и документы в формате PDF, DOC(X), XLS, аудио в формате MP3, FLV-видео, PPT-презентации, а также учебные материалы, созданные в любых SCORM-совместимых программах.

Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов по предметам ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучающихся детей и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в курсы разные по уровню и форме учебные материалы. Для того, чтобы организовать работунад созданием учебных ресурсов планируется организовать творческие группы учителей- предметников.

Большинство преподавателей в процессе своей работы создают огромное количество учебного и подготовительного материала на различные темы, чаще всего оформленного с помощью пакета MicrosoftOffice. Данные ресурсы хранятся, как правило, на жестком диске или флеш- карте, и доступны для использования при наличии носителя информации. Создание виртуальной обучающей среды решит вопрос о хранении накопленной информации в СДО, для этого разноформатный учебный материал необходимо конвертировать в единый, профессиональный веб-контент или SCORM пакет.

ISpringOnlineпредоставляет широкие возможности для мониторинга качества обучения:

  • просматривать отчеты прямо внутри системы, отправлять их по электронной почте, печатать или сохранять в excel и pdf,

  • создавать и хранить отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме. Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.

СДО позволяет контролировать “посещаемость”, активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.

В целях облегчения процесса создания или конвертации разноформатного учебного материала в единый, профессиональный веб-контент или SCORM пакетпланируется методическое и техническое сопровождение участников проекта:

  • разработка методических рекомендаций для педагогов ЦДО по созданию учебных дистанционных курсов в СДО,

  • проведение практико- ориентированных семинаров по изучению возможностей СДО iSpringOnline,

  • консультирование.

С момента запуска СДО в учебныйпроцесс появляется новый функционал– администратор системы. В должностные обязанности которого входит администрирование учебных процессов:

  • регистрация пользователей СДО;

  • назначение учебных курсов;

  • управление учебным порталом:

  • размещение новостей, статей;

  • модерирование форума;

  • редизайн (смена дизайна) и настройка портала.


Сроки и этапы реализации Проекта

Проект рассчитан на период с 01.01. 2014 г. - 30.05.2016 г.


Первый этап (01.01.2014 - 01.09.2014)- организационный:

  • разработкаПроекта,

  • определение основных направлений деятельности,

  • разработка бизнес- плана Проекта, целевых индикаторов,

  • разработка методических рекомендаций для педагогов ЦДО по созданию учебных дистанционных курсов в СДО,

  • приобретение On-line системы дистанционного обучения, его установка.


Второй этап (01.09.2014- 01.01.2015)- практический:

  • проведение практико- ориентированных семинаров по изучению возможностей СДО iSpringOnline,

  • создание творческих групп учителей- предметников,

  • работа по созданию и размещению в СДО учебных курсов.


Третий этап (12.01.2015- 01.01.2016)- внедренческий:

  • проведение обучающих семинаров (для учащихся и их родителей) по использованию возможностей СДО,

  • регистрация пользователей в СДО,

  • назначение учебных курсов,

  • администрирование системы,

  • апробирование учебных материалов на практике.


Четвертый этап (10.01.2016- 30.05.2016)- аналитико- обобщающий:

  • анализ полученных данных в ходе реализации Проекта,

  • проведение мероприятия по обобщению полученных данных,

  • создание материалов по тиражированию полученного опыта построения виртуальной обучающей среды в Системе Дистанционного Обучения iSpringOnlineв ходе реализации Проекта.


Прогнозируемые результаты реализации Проекта


  1. Разработаны методические рекомендации для педагогов ЦДО по созданию учебных дистанционных курсов в СДО.

  2. Повысилсяуровень профессиональной компетентности педагогов ЦДО.

  3. Осуществляется администрирование системы.

  4. Разработаны учебные дистанционные курсы по всем предметам Учебного плана ЦДО.

  5. Создана виртуальная обучающая среда в Системе Дистанционного Обучения iSpringOnline.

  6. Увеличилось количество педагогов, распространивших (обобщивших) опыт деятельности по созданию предметных дистанционных курсов.

  7. Обучены пользователи СДО особенностям работы в системе.


Оценка эффективности реализации Проекта


Для оценки эффективности реализации проекта предлагается использовать следующую систему показателей:

Показатели

Единицы измерения

Количество созданных учебных дистанционных курсов

100% (по всем предметам Учебного плана ЦДО)

Количество педагогов, использующих сетевые и кейс технологии

100%

Трансляция передового опыта по внедрению дистанционного обучения

количество педагогов, распространивших (обобщивших) опыт деятельности

Уровень и качество обученности учащихся ЦДО

% (динамика изменений значений основных показателей образовательной деятельности)

Степень удовлетворенности учащихся и их родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг, оказываемых ЦДО

наличие положительных отзывов и отсутствие рекламаций

Использование ресурсов виртуальной обучающей среды педагогами МОУдля проведения занятийс учениками школы вактированные дни (период карантинов)

количество педагогов школы, использующих в работе ресурсы среды

Сокращение финансовых затрат на предоставление доступа к ресурсам платформы

на 60000 рублей (75%) (данные на 2014 год)

Информирование общественности о деятельности ЦДО

количество публикаций в СМИ

Оценка рисков


Изменение цен на приобретениеOn-line системы дистанционного обучения (инфляционные ожидания)

Пути решения: проведение конкурсов на приобретение ПОна основании конкуренции. Поиск надежных партнеров. Корректировка плана реализации проекта.

  • Несвоевременная оплата услуг по использованию On-line системы дистанционного обучения

Пути решения: создание резервныхкопий электронных образовательных ресурсов, размещение их на сервере ЦДО (на облаке).

  • Ротация кадров.

Пути решения: корректировка плана реализации проекта. Поиск замены преподавателей.

  • Недостаточная квалификация вновь прибывших педагогов.

Пути решения: методическое сопровождение вновь прибывших педагогов, курсовая подготовка участников проекта.


Бизнес- план Проекта


В 2014 году планируется приобретение следующих программных продуктов за счет средств Подпрограммы 1 «Основные направления развития системы образования Надымского района» муниципальной программы муниципального образования Надымский район «Развитие образования Надымского района»:

Наименование

Цена, руб.

Описание

Сумма

Ссылка

iSpringPresenter 7

6980 руб.

3 лиценз.

Программа для создания интерактивных курсов, с возможность записи аудио- и видеосопровождения, добавления тестов и опросов.

20940 руб.

http://www.ispring.ru/ispring-presenter

iSpringOnline

21700 руб.

1 лиценз.

On-line система дистанционного обучения (тарифный план – начальный, подписка на 1 год)

21700 руб.

http://www.ispring.ru/ispring-online/pricing.html

iSpringQuizMaker 7


4880 руб.

1 лиценз.

Инструмент для разработки интерактивных тестов. Позволяет создавать и настраивать тесты, отслеживать результаты, настраивать условия прохождения теста, публиковать тесты в различных форматах.

4880 руб.

http://www.ispring.ru/ispring-quizmaker

ИТОГО

47520руб.


С сентября 2015 года для получения доступа к iSpringOnline необходимо ежегодно оплачивать тарифный план – начальный, подписка на 1 год по ценам 2014 года составляет 21700 рублей.







Приложение 1

Требования, предъявляемые к средствам организации электронного обучения

  • Функциональность. Обозначает наличие в системе набора функций различного уровня, таких как форумы, чаты, анализ активности обучаемых, управление курсами и обучаемыми, а также другие.

  • Надежность. Этот параметр характеризует удобство администрирования и простоту обновления контента на базе существующих шаблонов. Удобство управление и защита от внешних воздействий существенно влияют на отношение пользователей к системе и эффективности ее использования.

  • Стабильность. Означает степень устойчивости работы системы по отношению к различным режимам работы и степени активности пользователей.

  • Стоимость. Складывается из стоимости самой системы, а также из затрат на ее внедрение, разработку курсов и сопровождение, наличие или отсутствие ограничений по количеству лицензий на пользователей.

  • Наличие средств разработки контента. Встроенный редактор учебного контента не только облегчает разработку курсов, но и позволяет интегрировать в едином представлении образовательные материалы различного назначения.

  • Поддержка SCORM. Стандарт SCORM является международной основой обмена электронными курсами и отсутствие в системе его поддержки снижает мобильность и не позволяет создавать переносимые курсы.

  • Система проверки знаний. Позволяет в режиме он-лайн оценить знания учеников. Обычно такая система включает в себя тесты, задания и контроль активности обучаемых на форумах.

  • Удобство использования. При выборе новой системы необходимо обеспечить удобство ее использования. Это важный параметр, поскольку потенциальные ученики никогда не станут использовать технологию, которая кажется громоздкой или создает трудности при навигации. Технология обучения должна быть интуитивно понятной.

  • Модульность. В современных системах ЭО курс может представлять собой набор микромодулей или блоков учебного материала, которые могут быть использованы в других курсах.

  • Обеспечение доступа. Обучаемые не должны иметь препятствий для доступа к учебной программе, связанных их расположением во времени и пространстве, а также с возможными факторами, ограничивающими возможности обучаемых (ограниченные функции организма, ослабленное зрение). Также использование технологий «завтрашнего дня», которые поддерживаются ограниченным кругом программного обеспечения, существенно снижает круг потенциальных пользователей.

  • 100% мультимедийность. Возможность использования в качестве контента не только текстовых, гипертекстовых и графических файлов, но и аудио, видео, gif- и flash-анимации, 3D-графики различных файловых форматов.

  • Масштабируемость и расширяемость. Возможность расширения как круга слушателей обучаемых по СДО, так и добавления программ, курсов обучения и образования.

  • Перспективы развития платформы. СДО должна быть развивающейся средой, должны выходить новые, улучшенные версии системы с поддержкой новых технологий, стандартов и средств.

  • Кросс-платформенность СДО. В идеале система дистанционного обучения не должна быть привязана к какой-либо операционной системе или среде как на серверном уровне, так и на уровне клиентских машин. Пользователи должны использовать стандартные средства без загрузки дополнительных модулей, программ и т.д.

  • Качество технической поддержки. Возможность поддержки работоспособности, стабильности СДО, устранения ошибок и уязвимостей как с привлечением специалистов компании разработчика СДО, так и специалистами собственной службы поддержки организации.

  • Наличие (отсутствие) русской локализации продукта. Локализованная версия продукта более дружественная как для администрирования, разработки курсов, так и для конечных потребителей образовательных услуг.



Приложение 2

Электронные ресурсы

hello_html_m71607990.png
























Приложение 3



Список литературы и электронных ресурсов

  1. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  2. Методические рекомендации по организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий / Сост. С.В. Алещенко. – Томск: ОГКОУ «Центр ПМСС», 2011.

  3. Аналитическая записка « Выбор системы дистанционного обучения», Готская И.Б., Жучков В.М. Кораблев А.В. , РГПУ им.А.И Герцена http://ra-kurs.spb.ru/2/0/2/1/?id=13#_Toc177795505

  4. Оболочка дистанционного обучения MOODLEкак средство реализации системно-деятельностного подхода, Парфенова А.В., МГПУ.

  5. http://www.ispring.ru/ispring-online/pricing.html



Построение виртуальной обучающей среды в Системе Дистанционного Обучения iSpringOnline
  • Директору-завучу
Описание:

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно. Специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

 

Цель данного проекта: Создание виртуальной обучающей среды в Системе Дистанционного Обучения как необходимое условие для совершенствования информационного пространства ЦДО, информационной культуры всех  участников образовательного процесса, дальнейшего развития информационно- образовательной компетенции педагогов и учащихся.

 

 

Автор Никонова Лариса Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 593
Номер материала 42964
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓