Тема: «От тайн мироздания к загадкам построения текста» (урок-сюжетная игра)
Интегрированный урок русского языка и природоведения
5 класс
Цели:
Учебная: углубить и расширить знания 5-классников, полученные в курсе начальной школы, о тексте, его частях, о средствах связи в тексте, включая сведения раздела природоведения «Вселенная»
Развивающая: продолжить работу по развитию навыка создания собственных текстов, а также работу, связанную с поддержанием интереса к предмету, любви к родному языку через нестандартные формы урока, игровые моменты; развитие творческих способностей учащихся
Воспитательная: показать в сравнении гармонию и красоту устройства Вселенной (творец – природа) и текста (творец – человек).
Оборудование:
- красочная таблица «Планеты солнечной системы»
- портреты ученых, создавших теорию появления Вселенной
- схематическое изображение обустройства мира в представлении древних людей
- схема-таблица, создаваемая в процессе беседы о построении текста.
Смотрят на доску.
Индив. задание: дать определение слов
Положительный настрой
Концентрация внимания
Развитие навыка работы со словарем
3.Переход к теме урока,
запись темы
3 мин.
- У вас есть сегодня удивительная возможность побывать какое-то время космонавтами.
-Название проблемы (цитата из ст-я) и есть тема нашего урока.
(Слайд 1)
Под музыку «Спейс» Д.Маруани «Волшебный полет» ученик читает ст-е:
Незаметен жизни ход
Под покровом дня и быта,
Но мы знаем – Космос ждет…
Наше знание открыто
Для познания миров,
Для отгадок тайн Вселенной…
А пока наш класс готов
Пораздумать над проблемой:
Как устройство мирозданья
Отражает текста здание?
Эстетическое воздейств.
4.Основная часть урока(1)
Работа со схемой
5 мин.
-Надеваем космические часы и отправляемся в путь, в открытый космос.
(Слайд 2).
Помогут нам разобраться в трудной проблеме ваши знания из курса предмета «Природоведение».
- Внимание! Корабль сбился с курса! В иллюминаторе виднеется неизвестное расположение планет.
(Слайд 3)
Давайте разберемся и нанесем названия планет на нашу карту-схему.
(Слайд 4)
Сверим с таблицей.
- Молодцы, космонавты! Справились с заданием!
Дети надевают специальные наручные часы.
Выполнение задания: прикрепляются карточки с названием планет на схему Вселенной
Игровой момент.
Работа со схемой.
Упорядочение знаний.
Повторен.
5.Проблемная ситуация
5 мин.
(Слайд 5)
Внимание! Необходимо выбрать дальнейший маршрут. Куда же мы отправимся? Может быть, на Плутон? Очень веселое название планеты. Наверное, там живут плуты-шутники.
- хорошо, не желаете на Плутон, тогда – на Меркурий. Известный рок-певец Фреди Меркьюри - не там ли он жил когда-то?
- Тогда на Сатурн. В этом слове явно слышится часть «-турн-». Значит, на планете вполне комфортно, ни холодно, ни жарко, там мы совершим турне по какому-либо маршруту.
- Куда же мы полетим?
- Обращаю ваше внимание на написание названия планет.
Дети работают со словарем, зачитывают определения.
Плутон находится далеко от Солнца, там холодно.
-Нет, Меркурий расположен близко к Солнцу, там очень высокая температура.
-Нет. Сатурн окружен кольцами из каменных глыб, наш корабль разобьется.
- Вернемся на Землю. Только на ней есть благоприятные условия для жизни.
- С заглавной буквы – имя существительное собственное
Концентрация внимания. Развитие ассоциативного мышления.
Развитие логики.
Повторен.
6.Основная часть урока(2)
5 мин.
-Итак, мы побывали в космосе. Наша планета – одна из маленьких частиц Вселенной. (Слайд 6)
Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали движение Солнца, Луны, планет. И часто задавались вопросом: как же устроен мир?
-Какие известны представления древних людей об устройстве мира?
-Какие модели Вселенной вам известны?
(Слайд7)
Дети работают у доски со схемами; заслушиваются устные ответы – индивидуальные задания
Индивидуальная работа
7.Минута отдыха
1-2 мин.
-Вы показали неплохие знания по природоведению. Потрудились на славу – нужна передышка! Возьмем же силы из космоса – примем «лунный душ». Встаньте прямо, ноги немного расставьте, расслабьте. Закройте глаза, дышите ровно. Представьте, что вы прижимаете к груди огромный мяч, поддерживая его снизу(руки ладонями вверх). Это и есть полная луна, которая спустилась с неба в ваши ладони. Почувствуйте, как ее энергия через пальцы медленно проникает в вас. Сделайте глубокий вдох и, поднимая руки, переместите луну вверх (руки над головой). Пусть волна лунной энергии «окатывает» вас с головы до ног. Осторожно опустите лунный шар до уровня живота и медленно выдохните. Положите ладони на центр живота и мысленно сконцентрируйте лунную энергию в руках. А сейчас умойтесь лунным светом – проведите руками по лицу. Вот вы и приняли лунный душ
Выполнение движений
Релаксация
8.Основная часть урока(3)
2 мин.
-Природа – удивительный волшебник. Она не устает творить чудеса. Устройство мира – это самое большое и гармоничное чудо, появление жизни на Земле – это исключение из правил, подтверждающее правило. Жизнь на Земле устроена так же органично. Как и Вселенная. Законы природы человек переносит на самые неожиданные явления жизни, быта. Он тоже становится творцом. Люди творят историю, искусство, литературу – то, что должно остаться в веках. Художники пишут картины, музыканты сочиняют мелодии, писатели и поэты отображают мир в словах.
- Как создается текст?
Что является его центром и управляет его частями? Мы ответим на эти вопросы, совершив полет – исследование в микрокосмос художественного текста.
Подготов. к осознанию
взаимосв.
Постанов. цели
9.Работа с текстом
10 мин.
- Читаем текст М. Пришвина
«Капитан-паук» («жужжащее чтение)
(Слайд 8)
Дети могут придумывать вопросы к тексту и отвечать на них (работа в парах).
-Мы, конечно, тоже знаем, куда летит наш корабль, так как начальные сведения о тексте вам известны. Представьте себе, что каждый из вас – учитель. Какие вопросы к тексту вы бы придумали?
- Ваши вопросы и ответы указывают на то, что в отрывке предложения тесно связаны между собой по смыслу. Но для текста важно и строение. Попробуйте поменять предложения местами. Сохранится ли смысл?
- Как разворачивается мысль?
(Слайд 9)
- На сколько частей делится текст?
(Слайд 10)
- Текст, как правило, состоит из 3 частей (начало, развитие действия, концовка). Однако, текстом можно назвать и одно предложение. Если оно имеет тему и основную мысль. Это и есть центр текста – органическая связь между основной мыслью и темой текста. Именно они управляют и последовательностью расположений предложений в тексте. Оформим опорную схему по примеру представления людей древнего мира об устройстве мира. Это будут 2 кита, на которых располагается Земля – текст. (Слайд 11)
Чтение текста
Важна определенная последовательность
Дети находят опорные слова, словосочетания
3 части. Составление плана:
Туман
Паучок
Капитан корабля
Текст
предложения
связаны
по смыслу
грамматически
1)тема
2)осн. мысль
1)посл. предлож.
2)интонация
3)3 части
Развитие скорости чтения, ассоциативного мышления, логики, памяти , речи
Самост. работа
Развитие логики
10.Закрепление
5-6 мин.
-Наш корабль продолжает микроскопическое путешествие. Схема-опора станет звездной картой. Воспользуемся ей при обзоре рассказа Л.Н. Толстого «Черепашка и Орел» (дан с нарушением последовательности предложений).
(Слайд 12)
-Можно ли назвать отрывок текстом? В чем нарушение?
-Исправьте ошибку, укажите средства связи.
-Используя схему, докажите, что сейчас перед нами текст.
Работа со схемой и текстом
Исправление, устные ответы
Использование получен. теоретических знаний на практике
11.Подведение итогов
обобщение
2 мин.
-Внимание! Из Центра управления космическими полетами нам поступило указание вернуться. Снимите часы и превратитесь в учеников 5 класса. Вам понравился полет?
-Как учащиеся, вы, наверное, сделали для себя важные научные выводы. Кратко: в чем их суть?
рефлексия
12.Домашнее задание
1 мин.
-Подробнее своими впечатлениями вы поделитесь
в домашней творческой работе (слайд 13)
(мини-сочинение: «Все в мире устроено разумно и гармонично…»).
Запись задания
13.Заключение
Все в мире обустроено разумно: всему есть начало, всему есть конец. И если ты homo sapiens разумный, значит ты мыслитель, значит ты творец… (Слайд 14)
Эстетичес. воздейств.
Приложение:
Текст М.Пришвина «Капитан-паук»
Еще вчера при луне между березами поднялся туман. Просыпаюсь я рано, с первыми лучами, и вижу, как бьются они, чтобы проникнуть в овраг сквозь туман.
Все тоньше и тоньше туман, все светлее и светлее , и вот вижу: спешит, спешит паучок на березе и спускается с высоты в глубину. Тут закрепил он свою паутину и стал чего-то дожидаться. Когда солнце подняло туман, дунул ветер вдоль оврага, оторвал паутинку, и она, свертываясь, понеслась. На малюсеньком листочке, прикрепленном к паутине, паучок сидел, как капитан своего корабля, и он, наверное, знал, куда и зачем ему лететь.
Текст Л.Н.Толстого «Орел и Черепаха»
1.Черепаха просила Орла, чтобы научил ее летать. 3.Орел взял ее в когти, поднял вверх и пустил: она упала на камень и разбилась. 2.Орел не советовал, потому что ей не пристало, а она все просила.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.