Главная / Русский язык и литература / Построение текста (5 класс)

Построение текста (5 класс)

Тема: «От тайн мироздания к загадкам построения текста» (урок-сюжетная игра)

Интегрированный урок русского языка и природоведения

5 класс

Цели:

  1. Учебная: углубить и расширить знания 5-классников, полученные в курсе начальной школы, о тексте, его частях, о средствах связи в тексте, включая сведения раздела природоведения «Вселенная»

  2. Развивающая: продолжить работу по развитию навыка создания собственных текстов, а также работу, связанную с поддержанием интереса к предмету, любви к родному языку через нестандартные формы урока, игровые моменты; развитие творческих способностей учащихся

  3. Воспитательная: показать в сравнении гармонию и красоту устройства Вселенной (творец – природа) и текста (творец – человек).

Оборудование:

- красочная таблица «Планеты солнечной системы»

- портреты ученых, создавших теорию появления Вселенной

- схематическое изображение обустройства мира в представлении древних людей

- схема-таблица, создаваемая в процессе беседы о построении текста.


Этапы урока

время

Деятельность учителя

Поведение ученика

Психологическое обоснование

1.Оргмомен

1-2 мин.

Здоровается с классом, выясняет информацию об отсутствующих


Деловой настрой

2.Подготовительный момент

2-3 мин.

- Ребята, обратите внимание на эпиграф – детскую считалку: «Звезды, звезды, звездопад, Я сегодня – космонавт». Детям середины 20 века еще не было известно слово «космонавт». А вы, современные жители планеты Земля, наверняка знакомы с этим словом. Что такое космос, космонавт? Привлекает ли вас профессия космонавта?

Смотрят на доску.







Индив. задание: дать определение слов

Положительный настрой

Концентрация внимания





Развитие навыка работы со словарем

3.Переход к теме урока,

запись темы

3 мин.

- У вас есть сегодня удивительная возможность побывать какое-то время космонавтами.














-Название проблемы (цитата из ст-я) и есть тема нашего урока.

(Слайд 1)

Под музыку «Спейс» Д.Маруани «Волшебный полет» ученик читает ст-е:

Незаметен жизни ход

Под покровом дня и быта,

Но мы знаем – Космос ждет…

Наше знание открыто

Для познания миров,

Для отгадок тайн Вселенной…

А пока наш класс готов

Пораздумать над проблемой:

Как устройство мирозданья

Отражает текста здание?


Эстетическое воздейств.

4.Основная часть урока(1)






Работа со схемой










5 мин.

-Надеваем космические часы и отправляемся в путь, в открытый космос.

(Слайд 2).

Помогут нам разобраться в трудной проблеме ваши знания из курса предмета «Природоведение».

- Внимание! Корабль сбился с курса! В иллюминаторе виднеется неизвестное расположение планет.


(Слайд 3)

Давайте разберемся и нанесем названия планет на нашу карту-схему.

(Слайд 4)

Сверим с таблицей.

- Молодцы, космонавты! Справились с заданием!


Дети надевают специальные наручные часы.





Выполнение задания: прикрепляются карточки с названием планет на схему Вселенной








Игровой момент.

Работа со схемой.

Упорядочение знаний.

Повторен.

5.Проблемная ситуация

5 мин.


(Слайд 5)

Внимание! Необходимо выбрать дальнейший маршрут. Куда же мы отправимся? Может быть, на Плутон? Очень веселое название планеты. Наверное, там живут плуты-шутники.

- хорошо, не желаете на Плутон, тогда – на Меркурий. Известный рок-певец Фреди Меркьюри - не там ли он жил когда-то?


- Тогда на Сатурн. В этом слове явно слышится часть «-турн-». Значит, на планете вполне комфортно, ни холодно, ни жарко, там мы совершим турне по какому-либо маршруту.

- Куда же мы полетим?



- Обращаю ваше внимание на написание названия планет.

Дети работают со словарем, зачитывают определения.

Плутон находится далеко от Солнца, там холодно.


-Нет, Меркурий расположен близко к Солнцу, там очень высокая температура.

-Нет. Сатурн окружен кольцами из каменных глыб, наш корабль разобьется.

- Вернемся на Землю. Только на ней есть благоприятные условия для жизни.

- С заглавной буквы – имя существительное собственное


Концентрация внимания. Развитие ассоциативного мышления.











Развитие логики.




Повторен.

6.Основная часть урока(2)

5 мин.

-Итак, мы побывали в космосе. Наша планета – одна из маленьких частиц Вселенной. (Слайд 6)

Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали движение Солнца, Луны, планет. И часто задавались вопросом: как же устроен мир?

-Какие известны представления древних людей об устройстве мира?

-Какие модели Вселенной вам известны?

(Слайд7)

Дети работают у доски со схемами; заслушиваются устные ответы – индивидуальные задания

Индивидуальная работа

7.Минута отдыха

1-2 мин.

-Вы показали неплохие знания по природоведению. Потрудились на славу – нужна передышка! Возьмем же силы из космоса – примем «лунный душ». Встаньте прямо, ноги немного расставьте, расслабьте. Закройте глаза, дышите ровно. Представьте, что вы прижимаете к груди огромный мяч, поддерживая его снизу(руки ладонями вверх). Это и есть полная луна, которая спустилась с неба в ваши ладони. Почувствуйте, как ее энергия через пальцы медленно проникает в вас. Сделайте глубокий вдох и, поднимая руки, переместите луну вверх (руки над головой). Пусть волна лунной энергии «окатывает» вас с головы до ног. Осторожно опустите лунный шар до уровня живота и медленно выдохните. Положите ладони на центр живота и мысленно сконцентрируйте лунную энергию в руках. А сейчас умойтесь лунным светом – проведите руками по лицу. Вот вы и приняли лунный душ

Выполнение движений

Релаксация

8.Основная часть урока(3)

2 мин.

-Природа – удивительный волшебник. Она не устает творить чудеса. Устройство мира – это самое большое и гармоничное чудо, появление жизни на Земле – это исключение из правил, подтверждающее правило. Жизнь на Земле устроена так же органично. Как и Вселенная. Законы природы человек переносит на самые неожиданные явления жизни, быта. Он тоже становится творцом. Люди творят историю, искусство, литературу – то, что должно остаться в веках. Художники пишут картины, музыканты сочиняют мелодии, писатели и поэты отображают мир в словах.

- Как создается текст?

Что является его центром и управляет его частями? Мы ответим на эти вопросы, совершив полет – исследование в микрокосмос художественного текста.


Подготов. к осознанию

взаимосв.
























Постанов. цели

9.Работа с текстом

10 мин.

- Читаем текст М. Пришвина

«Капитан-паук» («жужжащее чтение)

(Слайд 8)

Дети могут придумывать вопросы к тексту и отвечать на них (работа в парах).

-Мы, конечно, тоже знаем, куда летит наш корабль, так как начальные сведения о тексте вам известны. Представьте себе, что каждый из вас – учитель. Какие вопросы к тексту вы бы придумали?

- Ваши вопросы и ответы указывают на то, что в отрывке предложения тесно связаны между собой по смыслу. Но для текста важно и строение. Попробуйте поменять предложения местами. Сохранится ли смысл?

- Как разворачивается мысль?

(Слайд 9)


- На сколько частей делится текст?



(Слайд 10)


- Текст, как правило, состоит из 3 частей (начало, развитие действия, концовка). Однако, текстом можно назвать и одно предложение. Если оно имеет тему и основную мысль. Это и есть центр текста – органическая связь между основной мыслью и темой текста. Именно они управляют и последовательностью расположений предложений в тексте. Оформим опорную схему по примеру представления людей древнего мира об устройстве мира. Это будут 2 кита, на которых располагается Земля – текст. (Слайд 11)

Чтение текста














Важна определенная последовательность






Дети находят опорные слова, словосочетания

3 части. Составление плана:

  1. Туман

  2. Паучок

  3. Капитан корабля


Текст

предложения

связаны

по смыслу

грамматически

1)тема

2)осн. мысль

1)посл. предлож.

2)интонация

3)3 части


Развитие скорости чтения, ассоциативного мышления, логики, памяти , речи





Самост. работа


















Развитие логики

10.Закрепление

5-6 мин.

-Наш корабль продолжает микроскопическое путешествие. Схема-опора станет звездной картой. Воспользуемся ей при обзоре рассказа Л.Н. Толстого «Черепашка и Орел» (дан с нарушением последовательности предложений).

(Слайд 12)

-Можно ли назвать отрывок текстом? В чем нарушение?

-Исправьте ошибку, укажите средства связи.

-Используя схему, докажите, что сейчас перед нами текст.

Работа со схемой и текстом











Исправление, устные ответы

Использование получен. теоретических знаний на практике

11.Подведение итогов







обобщение

2 мин.

-Внимание! Из Центра управления космическими полетами нам поступило указание вернуться. Снимите часы и превратитесь в учеников 5 класса. Вам понравился полет?

-Как учащиеся, вы, наверное, сделали для себя важные научные выводы. Кратко: в чем их суть?


рефлексия

12.Домашнее задание

1 мин.

-Подробнее своими впечатлениями вы поделитесь

в домашней творческой работе (слайд 13)

(мини-сочинение: «Все в мире устроено разумно и гармонично…»).

Запись задания


13.Заключение


Все в мире обустроено разумно: всему есть начало, всему есть конец. И если ты homo sapiens разумный, значит ты мыслитель, значит ты творец… (Слайд 14)


Эстетичес. воздейств.

Приложение:

  1. Текст М.Пришвина «Капитан-паук»

Еще вчера при луне между березами поднялся туман. Просыпаюсь я рано, с первыми лучами, и вижу, как бьются они, чтобы проникнуть в овраг сквозь туман.

Все тоньше и тоньше туман, все светлее и светлее , и вот вижу: спешит, спешит паучок на березе и спускается с высоты в глубину. Тут закрепил он свою паутину и стал чего-то дожидаться. Когда солнце подняло туман, дунул ветер вдоль оврага, оторвал паутинку, и она, свертываясь, понеслась. На малюсеньком листочке, прикрепленном к паутине, паучок сидел, как капитан своего корабля, и он, наверное, знал, куда и зачем ему лететь.


  1. Текст Л.Н.Толстого «Орел и Черепаха»

1.Черепаха просила Орла, чтобы научил ее летать. 3.Орел взял ее в когти, поднял вверх и пустил: она упала на камень и разбилась. 2.Орел не советовал, потому что ей не пристало, а она все просила.


Построение текста (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели:

1.     Учебная: углубить и расширить знания 5-классников, полученные в курсе начальной школы, о тексте, его частях, о средствах связи в тексте, включая сведения раздела природоведения «Вселенная»

2.     Развивающая: продолжить работу по развитию навыка создания собственных текстов, а также работу, связанную с поддержанием  интереса к предмету, любви к родному языку через нестандартные формы урока, игровые моменты; развитие творческих способностей учащихся

 

3.     Воспитательная: показать в сравнении гармонию и красоту устройства Вселенной (творец – природа) и текста (творец – человек).

Автор Хламова Светлана Григорьевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 582
Номер материала 20923
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓