Главная / Физкультура / Пособие для учителя "Обучение баскетболу через подвижные игры в начальных классах".

Пособие для учителя "Обучение баскетболу через подвижные игры в начальных классах".

hello_html_272e2f7.gif

СШ№4 с углубленным изучением математики г. Рудного.











Пособие для учителя.













Учитель физкультуры:

Акуленко Е.В.










г.Рудный-2011г.




Содержание

Введение………………………………………………………………3

  1. Подвижные игры и игровые упражнения, используемые при обучении баскетбола…………………………………………..4

    1. Техника перемещения………………………………………...6

    2. Ловля мяча……………………………………………………7

    3. Передача мяча………………………………………………..8

    4. Ведение мяча…………………………………………………9

    5. Бросок мяча в корзину………………………………………10

    6. Закрепление и совершенствование перемещений, бросков, ловли и передачи мяча………………………………………11

    7. Подвижные игры, используемые для развития двигательных качеств……………………………………….12

2. Используемая литература……………………………………..13

























Введение


Физическое воспитание- одно из необходимых условий правильного развития детей.

Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма, что является необходимой чертой в облике человека. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.

Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают физические упражнения ( плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках и т.д.), а также элементы спортивных игр ( баскетбол, футбол и т. д.). Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

При обучении игры в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребёнка.

Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в младшем школьном возрасте. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приёмам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с баскетболом в доступной форме. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в дальнейшем. С понятием «баскетбол» в младшем школьном возрасте не должна связываться ранняя спортивная специализация, тренировка и подготовка к участию в соревнованиях.






Подвижные игры и игровые упражнения, используемые при обучении баскетболу.


Подвижные игры и игровые упражнения занимают особое место на занятиях физической культуры детей младшего школьного возраста. Включения игр в урок всегда вызывает у детей положительные эмоции, особый интерес при обучении и совершенствовании тех или иных умений и навыков. Обучение, каким- либо движениям, нередко носит однообразный характер, что, естественно, приводит к снижению интереса к занятиям и утомлению. Но если те же движения разучивать в форме игровых упражнений или подвижных игр, то сразу повышается интерес к ним. Именно в этом заключается одна из положительных сторон подвижных игр.

Как правило, игры следуют проводить с целью закрепления тех умений и навыков, которые учащиеся приобретают в процессе знаний. Выбор игры зависит от педагогических задач, стоящих перед уроком. Имеет значения также физическая и техническая подготовленность занимающихся. Подвижная игра может быть эффективной только в том, если упражнения, закрепляемые в ней, достаточно хорошо разучены. Поэтому сначала нужно давать игры с заданиями на правильность и точность выполнения упражнений, на меньшее количество ошибок и только в последующем – кто быстрее и кто больше выполнит упражнение.

Важное место занимают подвижные игры и при развитии физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости. Игры нужно специально подбирать для решения задач физической, техникой и тактической подготовки. Последовательно усложняя подвижные игры, вводя всё новые и новые правила, наряду с разучиванием всё новых технических приёмов преподаватель постепенно обучает детей игре в мини- баскетбол.

Учитывая, что двигательный опыт у детей младшего школьного возраста еще крайне ограничен, рекомендуется сначала проводить простые игры сюжетного характера с элементарными правилами . От простых игр следует переходить к играм более сложным, представляющим все более высокие требования к развитию и совершенствованию координации движений, физических качеств, к играм с более сложными правилами игры, требующими инициативы и сообразительности. Для проведения игр следует использовать красочный инвентарь. Объём и вес инвентаря должны соответствовать физическому развитию детей, в частности при упражнениях с мячом следует сначала использовать волейбольные мячи, а затем мячи для мини – баскетбола.

Объяснять правила игры кратко, так как дети стремятся как можно быстрее начать игру. Дети младших классов очень активны, каждый из них стремится быть водящим.

Учитель должен использовать назначение водящих как поощрение наиболее умелых. Желательно чаще менять водящих.

Принимая во внимание большую подвижность детей и слабо развитые волевые качества, не следует за ошибки и некоторые нарушения дисциплины выводить их из игры. В играх с большой физической нагрузкой следует устраивать частые короткие перерывы. Важно воспитывать у детей уважение к правилам игры, умение подчиняться капитану команды, видеть и чувствовать границы площадки. К нарушениям правил игры учитель должен относиться терпимо, помня, что эти нарушения чаще всего происходят от неопытности, недостаточного общего и физического развития. Подвижные игры рекомендуется проводить в каждом занятии, главным образам в его основной части. Команды должны быть равными по силам. Дети не могут долго дожидаться своей очереди, поэтому лучше делить их на небольшие команды по 8- 10 человек.


































1.1Техника перемещения.

Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приёмам перемещения, как стойка, бег, прыжки сходные действия выполняются и в подвижных играх, в которые дети играют на занятиях по физической культуре. Упражнения в этих действиях должны протекать в условиях, когда внимание детей акцентируется не на точном выполнении остановок, прыжков и других способов передвижения, а на действиях с мячом, от которых зависит ход игры.

Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча. Она состоит в следующем: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперёд. Тело направляется вперёд, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.

Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками и поворотами. Во время бега ребёнок должен ставить ногу на всю стопу или использовать перекат с пятки на носок. При этом нога значительно сгибается в коленном суставе. Расслабленные руки, полусогнутые в локтях, двигаются свободно.


Подвижные игры, используемые при обучении передвижениям:

  1. Различные варианты салок.

  2. День и ночь.

  3. Голова и хвост.

  4. Следи за сигналом.



,,Змейка


Цель : Обучение перемещения по площадке в стойке

баскетболиста правым и левым боком.

Подготовка: 5 участников, взявшись, друг за дружку,

выстраивают колонну – “змейку“. Шестой

играющий –водящий.

Описание игры: Задача – водящего осилить игрока, замыкающего

,,змейку“. Капитан команды, находящийся впереди, старается

преградить путь водящему: широко расставляет руки, ставит

заслоны, выполняет различные движения корпусом вправо –

влево. ,,Змейка“ должна следовать за капитаном, помогать

ему преграждать путь водящему.


Правила: 1)Если водящему удастся осалить игрока,

замыкающего колонну, он становиться капитаном

команды, а осаленный игрок – водящим.



1.2.Ловля мяча.

На первых занятиях большинство детей стараются ловить мяч прижимая его к груди, обхватывая его руками, стоя на прямых, жёстко и плотно сжатых ногах. Иногда ребёнок даже протягивает полусогнутые руки вперёд и пассивно ждёт, когда мяч сам упадёт на руки. Если мяч летит выше или ниже уровня груди, дети уже не могут его поймать, потому что не умеют ловить мяч кистями рук или принять более удобное положение для его ловли, передвигаясь в определённом направлении. Если же ребёнок поймал мяч таким несовершенным способом, он должен перекладывать мяч в руках, чтобы держать его в удобном положении, на что теряется много времени.


Правила ловли мяча:

  1. Мяч лови кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.

  2. Не задерживай мяч в руках, быстро действуй с ним.

Возможные ошибки: стремление зажать мяч, обхватить его руками; узкое расположение пальцев и ловля мяча напряжёнными кистями рук; приём мяча на заранее согнутые руки, без амортизирующего движения.

Пути исправления: следить, чтобы движения рук было прямо навстречу мячу с широким разведением пальцев; ловить мяч расслабленными кистями рук с последующим отведением их назад и сгибанием рук в локтях.











    1. Передача мяча.

Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей и передаче его двумя руками с места, в дальнейшем в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди. При передаче ребёнок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз- на грудь и, разгибая руки вперёд, от себя посылать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. Такая техника передачи мяча усваивается детьми постепенно


Правила передачи мяча:

  1. Локти опусти вниз.

  2. Бросай мяч на уровне груди партнёра.

  3. Сопровождай мяч взглядом и руками.

Возможные ошибки: неправильная стойка- плотно сжатые и прямые ноги; чрезмерное разведение локтей в стороны.

Пути исправления: контролировать постановку ног, сохранять положение незначительного полуприседа; следить, чтобы полусогнутые руки в локте касались туловища.


Подвижные игры, используемые при обучении ловли и передачи мяча.


  1. 10 передач.

  2. Гонка мячей по кругу.

  3. Поймай мяч.

  4. Мяч соседу.

  5. Варианты гонок мячей в колоннах.


«Мяч водящему»


Цель: Совершенствовать ловлю и передачу мяча.

Инвентарь: в/б или для мини –б/б мяч.

Подготовка: Класс делится на несколько групп, каждая из

которых образует круг диаметром 4-5м. В центре круга-

водящий с мячом.

Описание игры: По сигналу водящие поочерёдно бросают мяч

(обусловленным способом) своим игрокам, стараясь

получить его обратно, не уронив. Мяч должен обойти

всех игроков 2-3 раза.

Правила: 1) Побеждает группа, раньше выполнившая задание и

меньшее количество раз уронившая мяч.




    1. Ведение мяча.

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение, т.е. перемещение с ним по площадке, что предусматривается правилами большинства спортивных игр.

При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперёд. Рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя. Толчки мяча игрок выполняет несколько сбоку от себя, равномерно, согласованно с передвижением.


Правила ведения мяча:

  1. Не бей по мячу, а толкай его вниз.

  2. Веди мяч вперёд- сбоку, а не прямо перед собой.

  3. Смотри вперёд, а не вниз на мяч.

Возможные ошибки: туловище сильно наклонено вперёд, прямые ноги; удары по мячу расслабленной ладонью, узкое расположение пальцев на мяче; ведение мяча прямо перед собой.

Пути исправления: соблюдать правильную стойку, толкать мяч вниз кистью руки за счёт сгибания и разгибания её в локтевом суставе и мягкого направляющего толчка пальцами; следить за расстановкой пальцев; мяч посылать вперёд –в сторону предстоящего движения.


Подвижные игры, используемые при обучении ведению мяча.


1.Вызов номеров.

2.Ведение мяча парами.

3.Различные варианты салок с мячом.

4.Ловец с мячом.




,,Выбей мяч’’


Цель: Совершенствовать ведение мяча на месте и в движении,

приучать детей видеть площадку.

Инвентарь: в/б мяч или мини- баскетбольный.

Подготовка: Учащиеся делятся на 4 – 6 человек. У каждого мяч.

Описание игры: Ведя мяч в кругу одной рукой,

Другой стараются выбить мяч партнера.

Правила: 1)Игрок, сделавший ошибку при ведении (взял мяч в 2е

руки, вышел из круга, потерял мяч), выходит из игры.

2) Побеждает последний оставшийся игрок.




1.5.Бросание мяча в корзину.


От точности бросков в конечном счёте зависит успех в игре. Движения при передаче мяча и бросках его в корзину являются сходными по своей структуре. Поэтому обучение броскам мяча в корзину можно также ограничить привитием навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча.


Правила броска мяча в корзину:


  1. Бросая мяч, не опускай голову, сопровождай его руками.

  2. Смотри в передний край кольца, если бросаешь стоя прямо перед корзиной. Если находишься не по прямой перед корзиной, бросай с отскоком от щита- прицеливайся в ту точку, в которую хочешь попасть мячом.

  3. Бросай смело; если мяч не попадёт, не падай духом, повтори ещё раз или передай мяч партнёру, который находится в более удобном положении.

Возможные ошибки: неправильное исходное положение- ноги вместе, прямые; несогласованное движение рук и ног; выпуск мяча усилием плеча и предплечья со слабым участием кисти руки.

Пути исправления: соблюдать правильную стойку; при броске одновременно выпрямлять руки и ноги (после выпуска мяча кисть руки сгибается).

Подвижные игры, используемые при обучении броскам мяча:


  1. Кто больше.

  2. Метко в корзину.

  3. Мяч в стойку.

  4. Снайперы.

  5. Пятнадцать.


«Мяч в корзину»

Цель: Учить бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность

движений.

Инвентарь: мячи в/б или б/б.


Подготовка: Команды стоят в колоннах по одному перед линией броска, за которой на расстоянии 2-4м установлены большие корзины (ящики).


Описание игры: По сигналу первые номера, в руках которых по мячу, из стойки ноги врозь поочерёдно выполняют броски двумя руками снизу, стараясь забросить мяч в корзину. Игрок, выполнивший бросок, переходит в конец колонны.


Правила: Побеждает команда, у которой больше попаданий.


    1. Закрепление и совершенствование.


Основная задача этапа закрепления и совершенствования действий с мячом заключается в создании устойчивых, достаточно автоматизированных и вместе с тем гибких навыков. Закрепление и совершенствование действий с мячом осуществляется в основном в подвижных играх, включающих эти действия. Соблюдая постепенное усложнение обучения, на данном его этапе проводят игры, в которых игровое действие развёртывается между несколькими группами. В дальнейшем дети уже в состоянии играть в более сложные игры, в которых ведётся счёт между двумя командами.



Подвижные игры, используемые при совершенствовании перемещений, бросков, ловли и передачи мяча.


1. Мяч ловцу.

2. Мяч капитану.

3. Борьба за мяч.


,,Мяч в квадрате”


Цель: совершенствование ловли и передачи мяча.


Инвентарь и оборудование: в/б мяч или для мини-б/б.


Подготовка: Начертить квадрат 6*6 м. Каждая команда состоит из

4-6 игроков. Игра длится 2-а тайма по 3-и минуты.

Описание игры: Судья, выйдя в центр площадки, высоко

подбрасывает мяч и даёт сигнал к началу игры. Каждая

команда овладевшая мячом, стремится удержать его у

себя. Игроки этой команды могут передавать мяч друг

другу любым способом, но без задержки, в одно

касание: принял мяч- сразу же передал. Соперники

стремятся перехватить передачу.

Правила: 1) Команда, перехватившая передачу, владеет мячом.

2) Задача -каждой команды –допустить как можно

меньше потери мяча.

3) Каждая команда – должна сделать между собой по 10

передач.



«Защити свою крепость»

Цель: Учить детей применять разученные действия с мячом,

сочетать передачу, ловлю и бросок мяча.


Инвентарь и оборудование: стойка с б/б мячом и в/б мяч.


Подготовка: Очертить круг диаметром 10м. В центре круга-

подставка высотой 100см., на ней мяч. 2-а игрока,

находятся в кругу, обязаны защищать свою крепость

мяч. 4-ро нападающих находятся вне круга, у

одного из них мяч. Каждая команда играет по 5-ть

мин. в защите и нападении.

Описание игры: Передовая друг другу мяч, нападающие выбирают

удобный момент для броска, стараясь поразить

цель ( мяч лежащий на подставке). Бросок

выполняется не позже каждой четвёртой передачи.

Правила 1) Игроки находящиеся в кругу: руками, ногами,

корпусом преграждают путь мячу, любым способом

защищают свою крепость- мяч.

2) Обе команды набирают очки: нападающие- за меткий

бросок, защитники- за перехват мяча.

3) Победитель- команда, набравшая большее количество

очков.


Подвижные игры, используемые для развития двигательных качеств.

Для развития быстроты:

  1. Догони партнёра.

  2. Вызов номеров.

  3. К своим флажкам.

  4. К своим капитанам.

Для развития ловкости:

1. Прыгуны и ползуны.

2. Лиса и гуси.

3. Попрыгунчики- воробушки.

4. Всё с пола.


Для развития силы:

  1. Бой петухов.

  2. Салки цепочкой.

  3. Тяни в круг.

  4. Выталкивание в приседе.

  5. Тяни на булавы.



Для развития выносливости:

  1. Салка и мяч.

  2. Салки цепочкой.

  3. Переправа.

  4. Перемена мест.

  5. Поезда.



































Список используемой литературы:


1.Буйлин Ю. Ф., Портных Ю. И. Мини баскетбол в школе- 1976г.


2.Журнал Физическая культура в школе- 1989г.


3.Клусов Н.П., Цуркан А.А. Стадионы во дворе. М.=1984г.


4.Блудилина М. С., Емельянов С. В. Физкультура 1 класс. Волгоград- 2002г.


5. Э.Й. Адашкявичене Баскетбол для дошкольников.




Пособие для учителя "Обучение баскетболу через подвижные игры в начальных классах".
  • Физкультура
Описание:

  Физическое воспитание- одно из необходимых условий правильного развития детей.

  Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма, что является необходимой чертой в облике человека. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.

  Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают физические упражнения ( плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках и т.д.), а также элементы спортивных игр ( баскетбол, футбол и т. д.). Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

 

  При обучении игры в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребёнка.

Автор Акуленко Елена Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 739
Номер материала 43936
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓