Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПособие для родителей будущих первоклассников

Пособие для родителей будущих первоклассников

Скачать материал

 

 

       ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

 

 

 

Маленький человек

идёт в школу

                                                

 

 

 

 

Составитель: Верендеева Гульнара Камиловна

 

 

            

 

            В пособии собраны  популярные тесты, памятки, опросники, анкеты для будущих первоклассников, которые помогут выявить общий уровень психологической готовности малыша к школе,  уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

             Для родителей, учителей, воспитателей дошкольных учреждений.

 

 

 

 

 

 

Портрет идеального первоклассника,

составленный педагогами начальных классов.

1. Педагогическая готовность:

- Знает буквы.

- Различает звуки на слух.

- Большой запас слов.

- Считает в пределах 10.

- Имеет элементарный запас знаний по математике.

- С хорошо подготовленной к письму рукой.

- Умеет правильно держать ручку и карандаш.

- Обладает навыком рисования карандашом.

- Умеет обращаться с учебными принадлежностями.

- Умеет приготовиться к уроку.

-Обладает элементарными навыками самообслуживания(умеет самостоятельно переодеться, знает , где его вещи).

- Аккуратен в одежде.

- Воспитанный.

2. Интеллектуальная готовность .

- Устойчивое внимание.

-Умеет думать.

- Умеет делать выводы.

- Умеет фантазировать.

-Наблюдательный.

-Хорошо развита речь, умеет выразить свои мысли.

-Ориентируется на пространстве листа бумаги.

3.  Мотивационная готовность.

- Настроен на обучение.

- Готов к серьёзной работе.

- Учится с интересом.

- Хочет узнать новое.

- Любит думать.

- Аккуратный, бережно обращается со своими школьными принадлежностями.

- Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни.

4. Эмоционально –волевая готовность.

- Способен управлять своим поведением.

- Собранный.  Может сосредоточиться  на выполнении задания не очень интересного, но нужного.

- Умеет выдержать напряжение в работе.

- Способен проявить усилие воли.

- Способен поставить «надо» выше «хочу».

- Способен слушать и выполнять требования учителя.

- Исполнительный.

- Усидчивый.

- Умеющий настроиться на работу, когда это необходимо.

5. Коммуникативная готовность.

- Не боится вступать в новый коллектив.

- Не боится обращаться с вопросами к учителю.

- Понимает мимику учителя.

- Умеет слышать интонацию голоса учителя.

- Есть чувство дистанции со взрослым.

- Ответственный за свои поступки.

- Соблюдает необходимые нормы приличия.

-  Говорит свободно, не стесняясь.

- Общительный.

- Скромный в общении.

- Эмоционально отзывчивый.

-Уважающий себя.

- Уважающий товарищей.

- Уважающий родителей.

- Умеющий слушать.

- Добрый.

- Отзывчивый к просьбам товарищей.

-Доброжелательный.

 

Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в первый класс.

Первый и самый простой - это ваши собственные наблюдения.

Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания, - рисует, лепит, собирает конструктор и т.п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: `Хочешь пойти в школу?` - ребенок отвечает: `Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т.п.`.
Если вы узнали по этому описанию своего малыша, значит, у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.

Второй способ определить готовность ребенка к школе.

Беседа с педагогами и психологами, работающими в детском саду, поможет вам узнать об особенностях вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами.


Важно получить следующую информацию:

Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается? Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя? Замечает и исправляет собственные ошибки? Проявляет активность и самостоятельность или нет? Уверенно и без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников? Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью? Быстро утомляется или может работать долго? Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?
Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?

Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?
Если, отвечая на эти вопросы, воспитатели и педагоги дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе. В обратном случае тоже не стоит огорчаться - вам сможет помочь опытный педагог-психолог, который проведет подробную профессиональную диагностику психологической готовности ребенка к школе и даст необходимые рекомендации для родителей и педагогов. Времени еще достаточно, а такие специалисты работают почти в каждом детском саду и школе.

 

 

 Степень психосоциальной зрелости (кругозор) -
тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

1.      Назови свои фамилию, имя, отчество.

2.      Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3.      Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

4.      У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5 *. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6.      Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7.      Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8. *Что бывает раньше – обед или ужин?

9.    Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10.  Кем работает твой папа, твоя мама?

11.  Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)

12.  Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13.  Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14.  Почему снег бывает зимой, а не летом?

15* Что делает почтальон, врач, учитель?

16.  Зачем в школе нужна парта, звонок?

17.  Ты хочешь пойти в школу?

18.  Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19.  Каких животных ты знаешь?

20.  Каких птиц ты знаешь?

21.  Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22*  Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23.   Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

 

Оценка ответов

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

№5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.

№8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.

№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

№ 22 – за правильный ответ -2 балла.

№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,
20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

 

 

 

Тест для будущих первоклассников:

- назови свою фамилию, имя, отчество;
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
- как зовут твоих родителей?
- утром ты завтракаешь, а днем...?
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
- береза, дуб, осина - это...?
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

 

 

 Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасика
выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Тест состоит из 4-х частей:

o   тест “Рисунок человека”(мужской фигуры);

o   копирование фразы из письменных букв;

o   срисовывание точек;

o   опросник.

1.     Тест “Рисунок человека”
Задание :“Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.

Оценивание
1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

2.       Копирование фразы из письменных букв

Задание
Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.

На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:
Он ел суп.

Оценивание
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).

2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.


3.      Срисовывание точек

Задание
Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.

В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Оценивание
1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.

2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов: каракули, чирканье
.


После оценки каждого задания все баллы суммируются.

Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – средний уровень;
13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

 

4.     Опросник

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

  1. Какое животное больше – лошадь или собака?
    (лошадь = 0 баллов;
    неправильный ответ = -5 баллов)
  2. Утром мы завтракаем, а днем...
    (обедаем, едим суп, мясо = 0;
    ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
  3. Днем светло, а ночью...
    (темно = 0;
    неправильный ответ = -4)
  4. Небо голубое, а трава ...
    (зеленая = 0;
    неправильный ответ = -4)
  5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
    (фрукты = 1;
    неправильный ответ = -1)
  6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
    (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
    неправильный ответ = -1)
  7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
    (города = 1; станции = 0;
    неправильный ответ = -1)
  8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
    (правильно показано = 4;
    показано только целый час или четверть часа = 3;
    не знает часов = 0)
  9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
    (щенок, ягненок = 4;
    только один правильный ответ = 0;
    неправильный ответ = -1)
  10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
    (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
    на кошку без объяснения = -1
    на курицу = -3)
  11. Почему во всех автомобилях тормоза?
    (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;
    одна причина = 0;
    неправильный ответ = -1)
  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
    (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
    одно подобие = 2;
    неправильный ответ = 0)
  13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
    (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
    одно подобие = 2;
    неправильный ответ = 0)
  14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
    (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
    винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
    неправильный ответ = 0)
  15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...
    (спорт (физкультура) = 3;
    игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
    неправильный ответ = 0)
  16. Какие ты знаешь транспортные средства?
    (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
    только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
    неправильный ответ = 0)
  17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
    (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
    одно или два различия = 2;
    неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0
  18. Почему люди занимаются спортом?
    (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
    одна причина = 2;
    неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
  19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
    (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;
    он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
    неправильный ответ = 0)
  20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
    (так платят за пересылку этого письма = 5;
    другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
    неправильный ответ = 0)


Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От -1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.


Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

 

Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным.
Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.

Задание
Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке ( либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.

Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.

“Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.” Во время диктования нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.

“Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.”

Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.

“Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.”

Через 2 минуты – следующее задание: “Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.” Должны получиться следующие узоры:

Тестовое задание, графический диктант



Оценка результатов
Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.

Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.

Тест «Лабиринт»

Подобные задания часто встречаются в детских журналах, в рабочих тетрадях для дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания.

 

Тест "Чего не хватает?", разработанный Р. С. Немовым.

Задание

Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.

Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.

Тестовый рисунок    Тестовый рисунок

Оценка результатов

10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.

8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.

4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.

2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.

0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.

 

Тест "Найди отличия".

Выявляет уровень развития наблюдательности .

Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).

Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.


Тест "Чего не хватает?"

Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память.

Используются игрушки, различные предметы или картинки.

Перед ребенком выкладываются картинки ( или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.

Тест "Четвертый – лишний".

Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд.
Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.

Подготовьте картинки или слова, например:
изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
стол, стул, кровать, кукла.

Возможные словесные варианты:
собака, ветер, смерч, ураган;
смелый, храбрый, решительный, злой;
смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
молоко, сыр, сало, простокваша;
мел, ручка, сад, карандаш;
щенок, котенок, лошадь, поросенок;
тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.

Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя лирический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).



Тест "Составление рассказа по картинкам".

Часто используется психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления.

Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом.

Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.

Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.


Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?
7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.

 

 

 

 Примерный список вопросов, которые могут быть заданы малышу во время первого собеседования.

Определение уровня готовности к обучению грамоте.

-Знаешь ли ты буквы? Назови их. (Буквы написаны на карточках и разложены в алфавитном порядке)
-Причитай слово (дом, конь, кот, машина) Объясни, что означаю эти слова, или покажи картинки, где изображены предметы с этими названиями.
-Прочитай предложение ("Мама мыла раму"). О ком говорится в предложении?
-Прочитай рассказ или стихотворение (3-4 простых предложения или четверостишие, типа "Идет бычок качается...") Расскажи, о чем прочитал.
-Расскажи по картинкам сказку или рассказ (4-5 сюжетных картинок, разложенных по порядку)
-Прочитай наизусть стихотворение.
-Напиши печатными буквами слово на слух (дом, пол, стол, мама, папа).

Определение уровня готовности к обучению математике.

-Выяснение временных представлений (Что сейчас - утро или вечер? Что бывает раньше утро или день?).
-Выяснение пространственных представлений (Покажи правую руку. Кто сидит слева от тебя? Что из тех предметов лежит посередине? Что висит наверху? Что лежит внизу?).
-Пересчитай пальцы на руках. На какой больше?
-Положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке.
-Каких кружков больше? (Перед ребенком кладут пять больших красных кружков и семь маленьких синих).
-Продолжи счет 1, 2, 3... (учитель определяет, до которого числа ребенок знает счет).
-Назови цифры на картинках.
-Назови достоинство монет один (рубль, два, пять).
-Реши задачу. У Саши было 5 рублей. Он купил билет на автобус за 3 рубля. Сколько денег у него осталось?
-Назови фигуры (перед ребенком выкладывают вырезанные из картона круг, прямоугольник, квадрат, треугольник).
-Сложи прямоугольник из двух треугольников.
-Выявление представлений об окружающем мире.
-Как называется страна, в которой мы живем?
-Назови город, в котором ты живешь.
-Назови свой адрес.
-Как зовут твоих родителей, как зовут твоих бабушек и дедушек?
-Где работают папа и мама?
-Какое сейчас время года? А в какое время года ты пойдешь в школу?

Выявление отношения к школе.

-Ходишь ли ты в детский сад?
-Что тебе нравится в садике, а что не нравится?
-Чем ты любишь заниматься больше всего?

-Хочешь ли ты пойти в школу?
-Понравилось ли тебе сегодня в нашей школе?

Помогаем первокласснику привыкнуть к школе.
25 сюжетов успеха:

1. Не отказывайтесь от проводов первоклашки в школу, даже в том случае, если не надо переходить улицу. Несколько содержательных!!! минут рядом с родным человеком - и ребенок чувствует значительность события, которое произошло в его жизни: он стал школьником. Вскоре малыш поймет, что эта дорога не прогулка, а начало трудового дня. Стремитесь максимально использовать утреннее время для полезного взаимного общения. Пусть оно станет для ребенка желанным. Поднимите настроение первоклашки, если он "встал не с той ноги", ободрите, если чем-то недоволен. Многое можно успеть по пути: повторить уроки, прочесть выученное вчера наизусть стихотворение, определить главную цель дня.

2. У каждой личности должно быть свое пространство. Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место - письменный стол, где он будет заниматься своим серьезным делом - учиться. Это хорошо и с точки зрения соблюдения правил гигиены - правильная посадка, позволяющая сохранить осанку, необходимое освещение.

3. Отдельного внимания заслуживает режим дня. Важно правильно распределить время учебы и отдыха, поскольку главной причиной проблем с учебой и поведением является повышенная утомляемость, невозможность длительной концентрации внимания. Не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Составьте режим дня и строго следите за его соблюдением. Запланируйте время для обязательной прогулки.

4. Поступление в школу существенно меняет образ жизни ребенка. Однако стоит позаботиться о сохранении многообразия, радости и игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

5. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Пусть ребенок почувствует удовлетворение от учебы, восторг от ощущения успеха.

6. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

7. Родители должны быть в курсе всего, что происходит в школе. Особенно это касается сущности предметов и домашних заданий. Будьте рядом с ребенком. Но осуществляйте на давящий, а дружеский контроль. Ну-ка поделись со мной, что тебе задали? Как ты понял, в чем заключается задание? Как ты планируешь задание выполнить? Нужна ли тебе моя помощь?

8. В первые школьные дни лучше всего садится за уроки вместе с ребенком, рядом, так, чтобы при необходимости, быстро остановить его руку: "Подожди, давай вместе подумаем!". Но проходит время, и взрослый отодвигается подальше. Он все еще следит за каждым действием малыша, стараясь направлять и поправлять его, но уже не протягивает руку, а останавливает словом: "Подожди, подумай". Через 3-4 недели, если все идет благополучно, взрослый отодвигается еще дальше, в другой конец комнаты, и "занимается своим делом" (читает книжку, вяжет, шьет), однако неуклонно продолжает наблюдать за поступками ребенка, давая точные задания и, проверяя результаты его работы через определенные промежутки времени. Спустя некоторое время ребенка можно оставлять одного, не забывая про контроль результатов его деятельности. Так вы приучите ребенка к вдумчивой самостоятельности.

9. На первых порах, пока вы не убедитесь, что в ребенке выработалась ответственность в выполнении заданного, контроль должен быть ежедневным.

10. При приготовлении домашних заданий психологи советуют чередовать устные и письменные задания, начиная с более трудоёмких. При этом желательны небольшие перерывы с активными движениями.

11. Не раздражайтесь и не считайте потерянным то время, которое вы проведете, сидя рядом с ребенком за письменным столом.

12. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

13. Ни в коем случае ничего нельзя делать за юного ученика.

14. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но берите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

15. Не самоустраняйтесь при проверке домашнего задания. Не молчите, но и не ругайтесь. Представьте, что вы начали учиться вместе с вашим ребенком. Относитесь ко всему вдумчиво, с неизменным интересом. Если находите ошибки, или небрежность, обращайте на них внимание ребенка, предложите ему все исправить. Но помните, главное - не внушать маленькому человеку страх перед вашей критикой. Будьте строги, но справедливы и дружелюбны. Ведь ваша цель - заботливая помощь.

16. Постарайтесь внушить ребенку, что уроки - это его дело, ибо учится он не для мамы с папой и не для бабушки с дедушкой. Родителям обычно кажется, что если детям по сто раз не напоминать про уроки, они все на свете позабудут. Но в действительности это не так. Ученики начальных классов еще очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой.

17. Не надо ставить никаких условий. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание учиться должно постоянно оставаться его насущной необходимостью. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе.

18. Исключите из своего общения с ребенком оскорбления типа "бестолочь". А то ведь он вам может поверить.

19. Вспомните слова, которые произносятся чаще всего родители, когда их сын или дочь возвращается из школы: "Какие сегодня оценки?" Попробуйте иначе. Встретив малыша в школьном вестибюле и направляясь к дому, спросите его: "Что сегодня на уроках было интересного? Что тебе понравилось, а что огорчило?"

20. Развитие речи, грамотности, воображения напрямую зависит от насыщенности языковой среды ребенка. Помочь сделать её таковой возможно, в том числе, при помощи хорошего детского аудио.

21. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

22. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

23. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

24. Для развития личности ребенка очень важно, чтобы он продолжал выполнять какие-то поручения по дому. При всей необходимости привыкания детей к новой жизненной ситуации нельзя освобождать их от дополнительных обязанностей.

25. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.

Безусловно принимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

12 советов родителям первоклассника

 

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.  Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

 

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

 

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

 

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».

 

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

 

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

 

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

 

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

 

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

 

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

 

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

 

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА

1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
2. Старайтесь посещать все занятия и собрания для родителей.
3. Каждый день интересуйтесь учебными успехами ребенка. Спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», а не «Какую сегодня получил оценку?» Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.
4. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если можете, разумную помощь в его выполнении. Не изматывайте детей, не читайте им морали. Главное – возбудить интерес к учению.
5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка не на бездумный пересказ текстов, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания,
приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему? Докажи. А можно ли
по-другому?»
6. Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
7. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность развития детей.
8. По возможности оказывайте посильную помощь учителю.

 

Советы родителям          ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?

Делайте!

Радуйтесь вашему ребенку.
Внимательно слушайте вашего ребенка, когда он разговаривает с вами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Будьте терпеливы.
Говорите медленно.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Чаще хвалите вашего ребенка.
Поощряйте игры с другими детьми.
Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
В семьях, где родители и дети дружат, чем-то занимаются вместе, проблемы поколений возникают гораздо реже.

Не делайте!

Не перебивайте ребенка.
Не принуждайте делать то, к чему он не готов.
Не говорите, например: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя».
Не критикуйте вашего ребенка в присутствии других людей.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Не стоит чрезмерно беспокоиться по поводу каждой перемены в ребенке, небольшого продвижения вперед или назад.
Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов и впечатлений.
Обращайтесь с ребенком так, как подсказывает родительское сердце.

Методика проведения педагогической диагностики

и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе

Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать, то есть проверять те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1-м классе. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.

В ходе педагогической диагностики проверяется:

·         состояние пространственного восприятия;

·         состояние зрительного восприятия;

·         состояние моторики и зрительно-моторных координаций;

·         умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена.

·         наличие интуитивных дочисловых представлений;

·         овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;

·         умение сравнивать два множества по числу элементов;

·         развитие фонематического слуха и восприятия;

·         сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – научить, добиться правильного ответа в данный момент, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.

Предлагаемая педагогическая диагностика включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им листах.

Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе, в отсутствие родителей. Данные наблюдений и результаты выполнения групповой работы вносятся в бланк обследования, приведенный в приложении.

В то же время данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может сильно растеряться в новой обстановке, у него может именно в этот день болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.д.).

Второй этап – индивидуальное обследование – проводится только с теми детьми, которые ошиблись при выполнении каких-либо заданий в групповом обследовании. Учитель наблюдает за деятельностью ребенка, фиксирует на том же листе для обследования уровень оказанной ему помощи, а результаты выполнения сразу же заносит в бланк обследования.

Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового. Родителям и ребенку сообщается о назначенном для этого времени.

Групповая работа включает в себя обследование:

– состояния зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задание 1);
– уровня пространственных представлений (задания 2, 4);
– умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 6);
– умения сравнить два множества по числу элементов и выполнить задание в точном соответствии с инструкцией (задание 5);
– умения выбирать и выполнять операции сложения и вычитания и переходить от числа к конечному множеству предметов (задание 3);
– сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 7, 8).

При проведении группового обследования следует придерживаться следующих правил.

1. Если работа проводится без ассистента, то число детей в группе не должно превышать 10–12 человек.
2. На каждой парте для одного ребенка должны быть заранее подготовлены необходимые для обследования листы и набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.
3. Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет проводиться таким образом, необходимо предупредить родителей заранее.
4. Детям предлагается по одному сесть за парты. Если вам известно, что кто-нибудь из детей плохо видит или слышит, посадите его за первую парту.
5. Работа начинается с краткого объяснения: "Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Будьте внимательны. Слушайте первое задание".
6. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторить текст задания, если вы явно видите, что дети вас не поняли, но нельзя отклоняться от текста. Никаких слов "от себя" добавлять не нужно.
7. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. Переходить к чтению следующего задания следует только тогда, когда большинство детей закончили выполнение предыдущего. Если кто-то не успел выполнить задание, предложите этому ребенку вместе со всеми приступить к следующему. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Закончили работу над этим заданием. Слушайте следующее задание".
8. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 25 минут.
9. Во время работы важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: "Очень хорошо!","Вы молодцы!", "Я вижу, у вас все замечательно получается".

Индивидуальное обследование включает в себя задания, предлагаемые детям, допустившим ошибки в ходе выполнения группового обследования:

– уточнение умения сравнивать множества по числу элементов – уточнение задания 5 первого этапа (задание 5-И);
– выявление умения производить классификацию – уточнение задания 6 первого этапа (задание 6-И);
– уточнение уровня развития фонематического слуха и восприятия – уточнение задания 7 (задания 7-И-1, 7-И-2);
– определение сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом – уточнение задания 8 (задание 8-И);

При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия.

1. Индивидуальное обследование необходимо проводить с ребенком так, чтобы его ответы не могли слышать другие дети.

2. Индивидуальное обследование можно проводить как в присутствии родителей, так и без них. Следует спросить самого ребенка, как ему будет спокойнее: если родители подождут за дверью или пройдут в кабинет вместе с ним. Предложив кому-либо из родителей присутствовать в классе, стоит предупредить о том, что не нужно вмешиваться в беседу, подсказывать, комментировать ответы, делать замечания ребенку.

3. Приглашая ребенка в класс, лучше назвать его по имени, предложить удобно расположиться около своего стола. До начала беседы важно дать возможность ребенку освоиться в новой обстановке, в это время постараться определить состояние ребенка (тревожность, заторможенность, перевозбужденность и т.д.)

4. Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.

Результаты диагностического обследования каждого ребенка (как его групповой, так и индивидуальной формы) заносятся в бланк обследования класса. На вертикальной оси приводятся фамилии детей и баллы за выполнение каждого задания. На горизонтальной – номера диагностических заданий: 1 – уровень развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций; 2 – уровень развития пространственных представлений; 3 – уровень умения выбрать и выполнить операции сложения и вычитания и перейти от числа к конечному множеству предметов; 4 – уровень сформированности интуитивных топологических представлений; 5 – уровень умения сравнивать два множества по числу элементов; 6 – умение провести классификацию; 7 – уровень развития фонематического слуха и восприятия; 8 – сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом.

 

I этап – фронтальное обследование

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

2

 Оценка выполнения задания:

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "–" в дополнение к баллу.

Задание 2

Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).

3

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);

0 баллов – задание не выполнено.

В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "–".

Задание 3

Цель. Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).

4

Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить.)

2. В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

3 балла – выполнены верно обе задачи;

2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4

Цели. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".

Текст задания. Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

5

1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата".

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 5

Цели. Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник.

6

Оценка выполнения задания:

3 балла – сравнение проведено верно;

0 баллов – сравнение проведено неверно.

Задание 6

Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.

7

Оценка выполнения задания:

3 балла – линия проведена правильно (к зверям);

2 балла – линия проведена к птицам;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 7

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания. Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно
зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

9

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет;

1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]);

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.

Задание 8

Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. Вы видите "домик" с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.

8

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – наличие ошибок в один звук;

0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".

II этап – индивидуальное обследование

Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребенок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребенка записываются на этом листе рядом с заданием.

Задание 5-И

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: "Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?"

Если объяснение правильное: "Один круг лишний", "В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет", по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: "Чего больше?"

Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение, ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.

Задание 6-И

Если ребенок ошибся при выполнении задания 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: "Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?" Если ученик говорит: "Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям", вы еще раз спрашиваете: "Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?" В случае ответа: "Белка не птица" (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) – изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).

Если объяснение дается с опорой на внешние признаки ("Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов" или "Птицы и белки живут на деревьях"), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется – 0 баллов.

Задание 7-И

Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.

1. Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: "Скажи слово со звуком [с]".

2. Вернуться к заданию 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: "Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку".

Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.

Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].

Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.

Если ребенок выделяет нужный звук с помощью учителя только в начале слова и не различает звуки [ш]-[ж], [ш]-[с] в собственном произношении, а только при восприятии образца учителя, ставится 1 балл. За отсутствие дифференциации звуков [ш]-[ж], [ш]-[с] даже при восприятии образца учителя; за непринятие задания ставится 0 баллов.

Задание 8-И

Детям, не справившимся в ходе групповой работы с заданием 8, предлагается дополнительное задание. "В слове "мак" три звука. Посмотри, я скажу слово и покажу, где "живет" каждый звук". Учитель медленно произносит слово "мак", ведя указкой по схеме звукового состава слова.

10

Затем учитель предлагает ребенку назвать каждую картинку к заданию 8 (жук, волк, утка) и сказать, какое из слов живет в этом домике.

Если ребенок затрудняется с ответом, учитель вместе с ребенком произносит каждое слово и ведет указкой по схеме звукового состава слова. Затем спрашивает: "Какое слово живет в этом домике?"

Если ребенок самостоятельно справляется с заданием, то оценка группового обследования изменяется, ставится 2 балла.

Если ребенок справляется с заданием только с помощью учителя, ставится 1 балл, если не справляется с заданием – оценка не изменяется, 0 баллов.

Данные педагогической диагностики позволят вам с первых дней знакомства с ребенком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом еще до начала систематического обучения.

 

 

 

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (читать подробно...)

1. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

2. Ваш ребенок придет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

3. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

4. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения.

5. Поддержите будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

б. Если вас что-то будет беспокоить в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

7. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

8. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Пособие для родителей будущих первоклассников"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Не подлежит сомнению, что совместная деятельность учащихся, родителей и учителя оказывает благотворное влияние на развитие ребенка, на развитие его общеучебных умений и заметно   способствует обеспечению преемственности дошкольного и начального обучения. 

В пособии собраны  популярные тесты, памятки, опросники, анкеты для будущих первоклассников,которые помогут выявить общий уровень психологической готовности малыша к школе,  уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

             

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 366 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 601
    • DOCX 113.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Верендеева Гульнара Камиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Верендеева Гульнара Камиловна
    Верендеева Гульнара Камиловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4175
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 303 человека из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 197 человек

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе