Главная / Директору-завучу / Пособие "Организация охраны ОО"

Пособие "Организация охраны ОО"



Организация охраны образовательной организации


hello_html_7fc0ed22.gif



















М.С.Тевдорошвили







муниципальное казенное образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детский дом «Ласточкино гнездышко»





М.С.Тевдорошвили





Организация охраны образовательной организации










Составитель: М.С.Тевдорошвили, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности муниципального казенного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Ласточкино гнездышко».



















Пособие «Организация охраны образовательной организации» предназначен для выполнения мероприятий по охране образовательной организации составлен с целью внедрения в практическую деятельность директорами, заместителями директора по безопасности жизнедеятельности, а также для ответственных лиц за организацию безопасной работы в образовательной организации.


Содержание


Введение……………………………………………………………………………...4

1. Основные понятия по охране образовательной организации………………….7

1.1.Охрана, физическая охрана, паспорт безопасности, пропускной режим……7

1.2. Охранные мероприятия………………………………………………………...8

2. Организация охранных мероприятий в образовательной организации…….10

2.1. Организация физической охраны ОО………………………………………...10

2.2. Заключение договора на охрану ОО………………………………………….12

2.3. Инженерно - техническое оснащение ОО……………………………………14

3. Технические средства обеспечения безопасности образовательной организации…………………………………………………………………………15

3.1.Системы охранной сигнализации……………………………………………..15

3.2.Системы пожарной безопасности……………………………………………. 16

3.3. Системы видеонаблюдения………………………………………………….. 18

3.4. Защита окон и дверей………………………………………………………… 22

3.5.Современные эвакуационные системы……………………………………… 23

Заключение………………………………………………………………………… 25

Список литературы…………………………………………………………………27

Приложение №1…………………………………………………………………….30

Приложение №2…………………………………………………………………… 37









Введение

В последние годы руководством страны и системы образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных организаций (ОО) всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами происшествий произошедших в образовательных организациях.

Трагические события в Москве и Беслане, Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде наглядно показали важнейшую роль знания основ Безопасности Жизнедеятельности в подготовке населения (в т.ч. персонала ОО, учащихся, воспитанников и их родителей) к выживанию при проявлении терроризма и других опасных ситуациях.

В средствах массовой информации освещается много случаев преступных посягательств на образовательные организации, таких как несанкционированное проникновение с целью кражи или совершения актов вандализма, нападение экстремистки настроенных лиц в период массовых беспорядков, террористический или диверсионный акт.

Приведу в пример выдержку из статьи.

«После очередного случая в стенах школы депутаты Мосгордумы попросят внести изменения в федеральный закон об охране школ и детсадов, сообщил журналистам в среду заместитель председателя думской комиссии по безопасности Сергей Гончаров. 

«Так как считаем, что существующая система охраны не отвечает тем требованиям, которые должны быть», — сказал Гончаров. Напомним, 3 февраля ученик школы № 263 на Отрадной улице открыл стрельбу в помещении учебного заведения, после чего взял в заложники детей. В результате был убит полицейский и учитель школы, а также ранен охранник. Устроившего стрельбу старшеклассника нейтрализовали, а заложников освободили в течение часа. Учеников, эвакуированных в ходе ЧП, перевели в соседнюю школу. По факту инцидента возбуждено уголовное дело по статьям «Захват заложников», «Убийство», «Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов». После этого инцидента мэр Москвы дал распоряжение проверить уровень безопасности во всех столичных школах.

Для обеспечения безопасности образовательной организации первым делом необходимо организовать ее охрану.

Безопасное функционирование объекта, в том числе и образовательной организации, заключается в создании условий, при которых осуществляется плановая работа, необходимое функционирование систем жизнеобеспечения, соблюдение установленного учебного процесса. Стопроцентно обезопасить объект от всех видов угроз практически невозможно.

Задача руководителя и администрации образовательной организации заключается в создании безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Руководители образовательной организации несут персональную ответственность за обеспечение безопасности в организации и обязаны проводить организационно-технические, охранные и иные мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья, обеспечение сохранности имущества и безопасности обучающихся, педагогического и обслуживающего персонала, а также на предупреждение и предотвращение иных преступных посягательств и готовность обучающихся и персонала к действиям при возникновении ЧС.

Обеспечение охраны в образовательной организации одно из наиболее сложных направлений в системе комплексной безопасности образовательной организации.







Глава 1. Основные понятия по охране образовательной организации

1.1.Охрана, физическая охрана, паспорт безопасности, пропускной режим

Охрана в широком смысле слова – это совокупность правовых, организационных, технических и иных мер по ограничению доступа и защите людей, территории, помещений, информации и материальных средств от противоправных посягательств. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране” определяет понятие «охранные мероприятия» как – совокупность действий для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, осуществляемых федеральными органами государственной охраны, в том числе с привлечением других государственных органов обеспечения безопасности.

Под физической охраной образовательной организации понимается – реализация комплекса нормативно-правовых, организационных, режимных и инженерно-технических мер и мероприятий, осуществляемых администрацией образовательной организации во взаимодействии с органами власти и правоохранительными органами, с целью предотвращения и пресечения противоправных действий в отношении обучаемых и персонала образовательной организации, нанесения ущерба его зданиям (сооружениям) или материальным ценностям.

Паспорт безопасности образовательной организации – это официальный документ, согласованный с государственными органами, содержащий в себе исчерпывающую информацию о структуре, механизме деятельности образовательной организации и подготовленности к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.

Пропускной режим это установленный руководящими лицами или нормативными документами порядок, закрепленный во внутренних правилах или инструкциях организации и обеспечиваемый уполномоченными на то должностными лицами, исключающий возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, вноса (выноса) имущества и служебных документов, а также въезда автотранспорта на объект, выезда его с объекта.

Инженерно-техническая укрепленность объекта - совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.

1.2. Охранные мероприятия

Понятие «охрана образовательной организации» включает в себя:

  • организацию физической охраны;

  • вопросы обеспечения пропускного режима на территорию и в здание организации;

  • инженерно-техническое оснащение охранной деятельности по обеспечению безопасности образовательной организации.

Для образовательной организации актуальны следующие мероприятия:

Охранные

  • обеспечение контрольно-пропускного режима;

  • охрана имущества школы;

  • охрана имущества обучающихся и сотрудников;

  • контроль состояния технических средств охраны;

  • обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий.

Организационно-технические

  • укрепление ограждения территории образовательной организации;

  • установка технических средств охраны.



Профилактические

  • ежедневные осмотры здания и территории образовательной организации;

  • проведение тренировок с персоналом и обучающимися на случай возникновения различных чрезвычайных ситуаций;

  • взаимодействие с органами власти и с правоохранительными органами.

























Глава 2. Организация охранных мероприятий в образовательной организации

2.1. Организация физической охраны ОО

1. Основной целью физической охраны ОО является недопущение противоправных действий на объекте и территории ОО и оперативное пресечение в случае их возникновения.

Основные задачи физической охраны:

  • контроль и обеспечение безопасности объекта и его территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;

  • осуществление пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники;

  • защита персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и на его территории.

2. Организация инженерно-технической укрепленности охраняемого объекта (ограждения, металлические двери и запоры, противотаранные устройства и др.). Предназначены для оказания помощи сотрудникам охраны при выполнении ими служебных обязанностей по поддержанию общественного порядка и безопасности в повседневном режиме и в ЧС.

3. Организация инженерно-технического оборудования образовательной организации

Включает в себя системы:

  • охранной сигнализации (в т.ч. по периметру ограждения);

  • тревожно-вызывной сигнализацией (образованную локально и выведенную на пульт сеть);

  • телевизионного видеонаблюдения;

  • ограничения и контроля за доступом (т.н. «рамки» с целью обнаружения оружия, ВВ, др. опасных предметов);

  • радиационного контроля и контроля химического состава воздуха.


4. Плановая работа по антитеррористической защищенности ОО («Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательной организации»)

5. Обеспечение контрольно-пропускного режима

Разработка положения об организации пропускного режима в образовательной организации. Разработка, утверждение и ознакомление с инструкциями об организации пропускного режима. Издание приказов об организации пропускного режима и оформление нормативно – правовых документов.

6. Финансово-экономическое обеспечение мероприятий

В качестве основных направлений организации безопасности образовательных организаций, при реализации которых требуется выделение значительных денежных средств, необходимо:

  • обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай террористического акта и телефоном (могут быть использованы для мероприятий как антитеррористической, так и пожарной безопасности);

  • обеспечение учреждения аппаратурой наружного и внутреннего наблюдения;

  • охрана учреждения специальными организациями, имеющими лицензию на право осуществления данной деятельности, на основании договора;

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, и каждая образовательная организация исходя, из специфики своей деятельности может включить в него дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретной образовательной организации. (Приложение № 1)

Документы по охране ОО, которые должны находиться у дежурного администратора:

  1. Инструкция по охране ОО, (утверждается руководителем ОО)

  2. Схема территории ОО.

  3. Акты проверки ОО сотрудниками ОВД.

  4. Список телефонов экстренной помощи.

  5. Инструкция по противопожарной безопасности.

  6. Инструкция по оказанию первой медицинской помощи.

  7. Памятка сотрудникам по действиям при угрозе проведения террористических актов, обнаружении подозрительных бесхозяйных предметов и ВУ.

  8. Журнал учета посетителей.

  9. Журнал осмотра территории ОО.

  10. Стенд, оборудованное место для хранения ключей от помещений ОО, запасных выходов, ворот, калиток, замков от распашных решеток.

  11. График несения службы штатными охранниками, утвержденный руководителем ОУ.

  12. Список автомобилей, имеющих право въезда на территорию ОО (выписка из приказа руководителя ОО).

  13. Рабочая тетрадь.

  14. Схема оповещения.

  15. Расписание занятий.

  16. Расписание работы кружков (секций).

  17. Список телефонов правоохранительных органов, силовых структур и аварийных служб (ОВД, ГОЧС, пожарная охрана, служба спасения, аварийные службы) (Приложение № 1).

2.2. Заключение договора на организацию охраны образовательной организации

Осуществлять охрану образовательной организации можно тремя способами:

  • силами штатных школьных сторожей и вахтера;

  • привлечение на возмездной договорной основе полицейской охраны вневедомственной охраны при ОВД;

  • заключение возмездного договора с частным охранным предприятием.

Заключать договор с ЧОП или ОВО может только уполномоченный представитель общеобразовательной организации, директор школы. Родительский комитет, попечительский совет школы, другие органы общественного контроля могут выступать только в качестве благотворителя или «инвестора» как третья сторона в договоре на охрану. Заключение договора на охрану с ненадлежащей стороной, является прямым нарушением требований Закона и делает такой договор недействительным для ЧОП. Представитель «инвестора» должен иметь полномочия подписывать такой договор, подтвержденный выпиской из протокола общего собрания соответствующего общественного органа. Оплату услуг охраны можно осуществлять из средств собранных «инвестором» и переведенных на расчетный счет организации. В этом случае договор на охрану будет двухсторонним, школа – заказчик, ЧОП – исполнитель. Исполнителем по договору охраны может быть только ЧОП, имеющий лицензию, или ОВО. Оказание охранных услуг без лицензии, а так же оказание таких услуг любыми физическими лицами на индивидуальной основе запрещено законом. Кроме того, перечисление школой денег за охрану предприятиям, не имеющим соответствующую лицензию, рассматривается налоговыми органами как ненадлежащие платежи, не входящие в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Согласно требованиям статьи 4 Федерального закона РФ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись. Однако законодательство не предусматривает заключение договоров родителей с иными организациями, обслуживающими образовательные организации. Вместе с тем, в соответствии со сложившейся практикой, возможен следующий механизм решения вопроса:
1. Родители принимают решение об организации охраны школы.
2. Родительский комитет осуществляет сбор средств и затем отчитывается в установленные сроки перед родителями.

После сбора средств, председатель родительского комитета от имени родителей, должен внести их в кассу образовательной организации как добровольное пожертвование родителей на организацию охраны учащихся либо перечислить собранные средства на счет школы, указав их целевое назначение.  Бухгалтерия образовательной организации принимает к учету полученные денежные средства и затем проводит работу по заключению с охранной организацией соответствующего договора. Родители обучающихся через родительский комитет вправе проконтролировать целевое расходование этих средств. Родительский комитет вправе сделать письменный запрос директору школы и получить ответ, с которым знакомит родителей школы, либо родительский комитет приглашает на свое заседание с отчетом по этому вопросу директора школы. Соответствующие сведения для родителей могут быть размещены родительским комитетом на информационном стенде или доведены до родителей на родительском собрании.

После того, как родители перечислят средства на охрану школы, руководитель образовательной организации проводит работу по выбору охранной организации в соответствии с Федеральным законом РФ от 05.04.2013  ФЗ-44  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В данном случае родительский комитет не вправе указывать директору школы, с какой охранной фирмой необходимо заключить договор.
Родительский комитет школы самостоятельно может заключить договор на охрану школы и самостоятельно производить выплаты по данному договору только в том случае, если он имеет статус общественной организации, зарегистрированной в качестве юридического лица. В виду того, что охрана обучающихся будет осуществляться в помещениях школы за которые отвечает директор, данный вопрос необходимо согласовать с ним.

2.3. Инженерно - техническое оснащение ОО

Чтобы более эффективно обеспечивать безопасность образовательной организации следует установить следующие компоненты:

1. Обязательные:

  • забор согласно установленным стандартам;

  • ворота, которые должны закрываться изнутри;

  • телефон городской связи;

  • стационарная и носимая (радио) кнопки экстренного вызова

милиции;

  • средства охранной сигнализации с подключением на ПЦН

ОВО обособленных помещений с хранением дорогостоящей компьютерной и оргтехники, иных крупных материальных ценностей, лабораторий с хранением потенциально опасных веществ.

2. Рекомендованные:

  • громкоговорящая связь;

  • противотаранные устройства перед въездными воротами;

  • средства периметральной охранной сигнализации;

  • датчики сигнализации на обнаружение несанкционированного открывания входных (въездных) ворот, дверей запасных и основных входов в организацию, включая расположенные на его территории иные строения и здания;

  • важные обособленные помещения организации;

система видеонаблюдения за подступами к организации и прилегающей к ней территорией (с датчиками на обнаружение движения).

  • использование металлодетекторов арочного типа, реагирующих

на проносимое оружие и взрывные устройства (Приложение № 2).




Глава 3. Технические средства обеспечения безопасности образовательной организации


Государство должно обеспечивать безопасность учащихся, воспитанников и работников образовательных организаций во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области.

Система безопасности образовательных организаций включает все технические средства обеспечения безопасности, которые внедряются в образовательный процесс на основании нормативных документов.

В настоящее время в образовательных организациях внедряются и используются:

  • технические средства охранной, пожарной и тревожной сигнализации;

  • системы видеоконтроля и наблюдения;

  • системы контроля доступа;

  • поисковые приборы;

  • технические средства связи.

Каждый из перечисленных видов технических средств безопасности имеет свое предназначение и специфику применения.


3.1.Системы охранной сигнализации

Технические средства охранной сигнализации предназначены для своевременного обнаружения возможных угроз (проникновения, взлома, хищения) на начальной стадии их возникновения. Задачи охранной сигнализации - восприятие изменений на объекте при возникновении угроз, передача информации по каналам связи, прием и выдача этой информации дежурному составу охраны. На некоторых объектах охранная и пожарная сигнализации по экономическим соображениям объединяются в одну систему, которая называется охранно-пожарной сигнализацией. Она подает сигналы тревоги при попытках посторонних лиц проникнуть на объект в охраняемое время или при возникновении пожара.

Тревожная сигнализация предназначена для подачи сигналов тревоги при разбойных нападениях лиц, пытающихся захватить имущество, деньги или заложников. Она приводится в действие персоналом объекта путем воздействия на специально установленные скрытые кнопки, педали и другие средства привода.

Активно внедряются в практику работы образовательных организаций системы телевизионного наблюдения. Их основная задача - своевременное обнаружение начала угрозы. По оценкам специалистов, использование телевизионных систем позволяет создать психологический эффект, сдержать нарушителя, обеспечить контроль охраняемой зоны.

Таким образом, в образовательных организациях возникает необходимость в обеспечении защищённости учащихся и работников школ с помощью технических средств.


3.2.Системы пожарной безопасности

Системы пожарной сигнализации представляют собой комплекс технических средств, служащих для своевременного обнаружения возгорания в помещениях.

Система пожарной сигнализации могут быть установлены как на малых, так и на больших объектах, возможна также интеграция с другими системами.

В идеале любое помещение должно быть оборудовано пожарной сигнализацией, работающей круглые сутки. Она поможет вовремя обнаружить возгорание, уничтожить его очаг, подаст сигнал к эвакуации людей, что является особо важным в образовательных организациях.

Особенностью системы пожарной сигнализации является возможность ее автоматического переключения на питание от аккумулятора при отключении в доме электричества. Автоматически же происходит и подзарядка аккумулятора.

Важной частью пожарной сигнализации являются специальные датчики. Обычно применяются детекторы температуры и наличия дыма и газов.

Существуют простые модели датчиков, например пороговые неадресные, с помощью которых трудно точно определить место возгорания, а также более сложные.

Так, аналоговые адресные извещатели снабжены индивидуальными адресами, по которым система быстро находит источник пожара. Обычно, аналоговые извещатели, используются для улавливания дыма и контроля за температурой в помещении.

Дымоуловители делятся на ионизирующие и оптические. Оба типа датчиков реагируют на появление в охраняемом помещении дыма и определяют его концентрацию. Оптический прибор действует с помощью рассеянного инфракрасного излучения, а ионизирующий использует ионизационную камеру.

Исходя из выше сказанного, на каждом объекте образовательной организации, должно быть обеспечено своевременное оповещение людей и (или) сигнализация о пожаре в его начальной стадии техническими или организационными средствами. Здания и помещения образовательных организаций согласно требованиям свода правил должны оснащаться автоматической пожарной сигнализацией.

Для своевременного оповещения о пожаре в помещении пожарного поста или другом помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должна быть предусмотрена:

1)световая и звуковая сигнализация:

- о возникновении пожара (с расшифровкой по направлениям или помещениям в случае применения адресных систем пожарной сигнализации);

- о срабатывании установки (с расшифровкой по направлениям или помещениям);

2)световая сигнализация:

- о наличие напряжения на основном и резервном вводах электроснабжения;

- об отключении световой сигнализации о пожаре (при отсутствии автоматического восстановления сигнализации);

- об отключении звуковой сигнализации о неисправности (при отсутствии автоматического восстановления сигнализации).


3.3. Системы видеонаблюдения

За последние несколько лет заметно увеличилась популярность средств визуального контроля охраняемых образовательных организаций. Этот способ охраны применяется для наблюдения за прилегающей к зданию территорией. Для этого видеокамеры укрепляются над входной дверью, над местом въезда во двор, на стенах, выходящих на задний двор или хозяйственные постройки.

Если сигналы датчиков могут дать самую элементарную информацию о событиях на охраняемом объекте, то видеокамеры дают полную картину происходящего. Соединение камеры с записывающим устройством дает возможность узнать обо всех объектах, появлявшихся на охраняемой территории за длительный отрезок времени.

Для нормального функционирования системы видеонаблюдения необходимо установить связанные между собой видеокамеры, мониторы для восприятия передаваемой информации и технические устройства для ее обработки. Одним из звеньев этой системы может стать персональный компьютер, который облегчает настройку аппаратуры и управление ее работой. Для получения наиболее точной картины событий, происходящих на охраняемой территории, желательно иметь столько же мониторов, сколько видеокамер установлено на территории. Если же мониторов меньше, чем камер, то одновременно включается максимально возможное число изображений, а оставшиеся попеременно сменяют друг друга на одном из экранов.

Подключенный к охранной системе компьютер дает возможность получать на одном экране изображения сразу с 16 камер. При этом фрагмент, требующий более тщательного изучения, легко можно увеличить до размеров экрана. Однако следует помнить о том, что компьютерная система видеонаблюдения затрачивает на обработку получаемой информации больше времени, чем обычная телевизионная, в которой изображение с каждой камеры поступает на отдельный экран.

Для наблюдения за территорией, прилегающей к зданию, вполне достаточно использовать черно-белые камеры. Две установленные определенным образом камеры дают угол обзора до 180°. Для обеспечения большего угла обзора необходимо установить одну камеру, снабженную поворотным устройством.

Такое устройство может поворачивать камеру на 1-12° в минуту. Поэтому если камера настроена на наблюдение за происходящим в радиусе 10 м, то в поле видения будут попадать только те объекты, скорость перемещения которых не превышает 2 м/с. Для наблюдения за быстродвижущимися предметами должна быть проведена специальная настройка всех входящих в систему наблюдения устройств.

Степень защиты охраняемой территории повышается, если система видеонаблюдения включает в себя дополнительные приспособления. Одни из них реагируют на нарушение в контролируемой зоне включением ее полного изображения на экранах. Другие приводят в действие исполняющие устройства, которые включают звуковые сигналы, яркий свет или запирающие механизмы.

Камеры, использующиеся для наружного наблюдения, часто помещают в защитные корпуса. При применении их в местах с холодным климатом корпус обычно снабжается обогревателем .

Если требуется обеспечить скрытое наблюдение за небольшим пространством, то удобнее всего использовать компактные и недорогие бескорпусные видеокамеры. Они имеют маленький неподвижный объектив, прикрепленный к печатной электронной плате, которая монтируется в стену.

Угол обзора камеры непосредственно связан с фокусным расстоянием используемого в ней объектива. Эта зависимость представлена в таблице 1.

Зависимость угла зрения объектива от фокусного расстояния

Фокусное расстояние, мм

Угол зрения, град

3,5

94,6

4,8

62,0

4,3

69,4

8,0

35,6

12,0

29,1

16,0

22,6

50,0

7,2

Таблица 1

Для охраны больших территорий очень удобны камеры, управлять которыми можно дистанционно. С помощью компьютерной программы или специального пульта можно поворачивать объектив камеры на угол до 90° по вертикали и 175° по горизонтали.

Немаловажной частью системы внешнего наблюдения являются специальные устройства для записи получаемого с камер изображения. Они обычно снабжены генераторами даты и времени и могут работать в течение долгого времени. При помощи видеопринтера можно изготовить фотографическое изображение любого кадра с пленки.

В записывающее устройство может быть встроен специальный таймер, который позволяет магнитофону увеличивать или уменьшать скорость записи. Обычно скорость записи изменяется после получения с датчиков сигнала тревоги.

При установке систем наблюдения в небольшом здании для соединения ее частей в единое целое вполне достаточно использовать обычный телевизионный кабель.

Для того чтобы избежать несоответствия друг другу разных частей монтируемой системы видеонаблюдения, необходимо доверить ее выбор и установку профессионалам. При соблюдении правил эксплуатации используемой техники она способна нормально функционировать длительное время.

Различные системы видеонаблюдения предназначены для мониторинга и регистрации происходящих событий. Для регистрации используются устройства видеозаписи, от комплектации и выбранного режима которых зависит количество часов записи звука и видеосигналов. Разные устройства обработки видеосигналов (видеокоммутаторы, квадраторы, мультиплексоры). поддерживают разное количество видеокамер. В зависимости от внешних условий и типа помещений могут использоваться различные виды видеокамер: миниатюрные, дверные глазки, камеры, защищенные от пыли, влаги и атмосферных осадков и т. д.

Преимущество данных систем видеонаблюдения заключается в возможности выбора дополнительных функций, таких как запись по тревоге, таймеру, работа совместно с компьютером, архивация и передача данных через интернет, инфракрасные осветители, дистанционное управление, стоп-кадр и т. д.

К сожалению, в настоящее время надежная охрана в образовательных организациях, особенно в городах, становится жизненной необходимостью. Это вызвано тем, что в связи с ожесточением общей криминогенной обстановки, а также активизации террористов коллективы школ самостоятельно, без помощи профессионалов, не могут обеспечить безопасность школьного пространства для обучаемых, а также сохранность имущества школ.






3.4. Защита окон и дверей

При оборудовании системы охраны безопасности образовательной организации следует помнить о таком средстве, как различные сигнализации.

Для обеспечения контроля за всеми окнами и дверями в здании на них необходимо установить специальные датчики. Обычно в таких случаях применяются датчики разбитого стекла, инфракрасные датчики движения и присутствия, магнитоконтактные и вибродатчики. Информация с датчиков передается на контрольный пульт с помощью компьютера или телефонной линии.

Для контроля за территорией, непосредственно примыкающей к входу в здание, обычно используются датчики движения. При возникновении в контролируемой зоне перемещающегося объекта датчик передает сигнал на пульт управления. Современные устройства позволяют так запрограммировать детекторы данного вида, чтобы они не реагировали на движения домашних животных.

Поскольку принцип работы таких датчиков основан на улавливании инфракрасного излучения, то некоторые несовершенные модели могут подавать сигнал тревоги при резком изменении температуры окружающего воздуха. Поэтому подбор охранных средств их установку лучше всего доверять специалистам.

Датчики разбития стекла ориентированы на сравнение спектра улавливаемых шумов со спектром звуков, сопровождающих повреждение стекол. При совпадении спектров датчик включает сигнализацию.

Некоторые датчики такого типа имеют два уровня работы. На первом уровне отмечается удар по стеклу, на втором - его разбивание. Если между поступлением этих двух сигналов на датчик проходит время до 150 мкс, то подается сигнал тревоги.

Для установки на дверях и окнах чаще всего используются магнитоконтактные датчики. Их устройство достаточно просто, и установка не отнимет много времени. Эти датчики самые дешевые, поэтому для повышения степени защиты помещения на каждое окно или дверь можно устанавливать по два соединенных между собой детектора.

Для создания условий для осуществления контроля за состоянием решеток на большом количестве окон применяются датчики взламывания решеток, которые крепятся на раме в самых недоступных с наружной стороны местах. Обычно на каждом окне укрепляется 2 датчика.

Каждый датчик состоит из герметичного контакта, закрепленного в стене, напротив которого на раме устанавливается небольшой магнит. Если осуществляется попытка снятия решетки или по ней наносится сильный удар, контакт размыкается и датчик сигнализирует о взломе.

Если здание обнесено решетками по периметру, то в качестве датчика можно использовать тонкий провод, соединяющий решетку с пружинным контактом, расположенным на внутренней стене. Для его вывода наружу в раме просверливают небольшое отверстие, после чего провод обводят вокруг какого-либо узла решетки. Сигнал о взломе поступает, если провод обрывается или сильно натягивается. Если расстояние между решеткой и окном превышает 10 см, провод необходимо изолировать от воздействия окружающей среды. Для этого его помещают в тонкую трубочку, которую располагают между рамой решетки и окном.


3.5.Современные эвакуационные системы


В Российской Федерации ежегодно проводится выставка «Комплексная безопасность», на которой демонстрируется технические средства обеспечения безопасности. В современных условиях жизнеобеспечения учащихся важно понимать необходимость в эвакуационных системах. Для образовательных организаций и социальных объектов сегодня предлагаются фотолюминесцентные эвакуационные системы (ФЭС). Один из элементов этой системы – разноцветная самоклеющаяся виниловая лента, похожая на скотч. Она способна аккумулировать свет, исходящий от любого источника вплоть до обычной электрической лампочки самой слабой мощности. При внезапном обесточивании системы освещения здание будет освещаться лентами ФЭС, которые рекомендуется использовать в качестве указателей пути к парадному и аварийному выходам. Лента не содержит фосфора и других опасных для здоровья человека веществ.

Время самоактивации таких указателей не превышает 10 минут, а продолжительность аварийного освещения, в зависимости от использованных в люминесцентном покрытии материалов, достигает 36 часов.

Элемент, аккумулирующий свет, можно наносить на любые поверхности: плёнку, пластик и металл.

Таким образом, данная эвакуационная система является передовым техническим средством по обеспечению безопасности людей.




















Заключение

В пособие изучены теоретические и рассмотрены практические вопросы организации охраны образовательной организации. Например: под физической охраной образовательной организации понимается – реализация комплекса нормативно-правовых, организационных, режимных и инженерно-технических мер и мероприятий, осуществляемых администрацией образовательной организации во взаимодействии с органами власти и правоохранительными органами, с целью предотвращения и пресечения противоправных действий в отношении обучаемых и персонала образовательной организации, нанесения ущерба его зданиям (сооружениям) или материальным ценностям, рассмотрено понятие « Охранные мероприятия», понятие «охрана образовательной организации», рассмотрены вопросы, связанные с организацией охранных мероприятий в образовательной организации. В современных условиях проблема обеспечения безопасности и защищённости образовательных организаций остаётся актуальной. Одним из вариантов её решения является оснащение современными техническими средствами безопасности.

Удалось описать современные технические средства охранной сигнализации, которая действует для обнаружения проникновения постороннего лица на территорию объекта образовательной организации. Такая система реализуется одновременно с системой пожарной сигнализации, что является необходимым требованием по обеспечению безопасности.

Определили функционирование системы пожарной сигнализации.

Актуальной остаётся проблема оснащения образовательной организации системой видеонаблюдения и устройств защиты окон и дверей.

Описаны особенности современных эвакуационных систем, которые являются на сегодняшний момент передовыми достижениями науки и техники.

Современные технические средства обеспечения безопасности образовательной организации на сегодняшний день предполагают расширенную охранную и защитную функцию. Важным остаётся внедрение технических средств безопасности в образовательные организации. В безопасности жизнедеятельности образовательных организаций возникает необходимость её усиления с целью создания благоприятных условий для обучения и развития учащихся. Одним из условий осуществления такой безопасности выступает взаимодействие образовательной организации с теми партнёрами, которые способные к быстрому реагированию во время чрезвычайных ситуаций и происшествий.





























Список литературы

    1. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс дисциплины / В.С. Сергеев. – М.: Академический проект, 2010. – 560 с. То же [Электронный ресурс]. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=144208 - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    2. Безопасный и умный город: идеология, технологии и функционал системы безопасности / А. Христофоров. – М.: ГРОТЕК, 2014. - №1. – 150 с. – (Журнал « Системы безопасности и средства связи»); То же [Электронный ресурс]. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=230504. - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    3. Видеонаблюдение в школе [Электронный ресурс]. - http://www.sb-reshenie.ru/montazh-videonabludeniya/videonabludenie-v-shkole.html - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    4. Безопасность жизнедеятельности. Словарь-справочник / Р.И. Айзман, С.В. Петров, А.Д. Корощенко. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. – 352 с. То же [Электронный ресурс]. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=57583 - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    5. Виды защитных устройств для окон и дверей [Электронный ресурс]. - http://www.logu-remonts.lv/ru/aksessuari-dlja-okon-i-dverej/protivovzlomnaja-furnitura.html - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    6. Комплексная безопасность – 2012 [Текст]: ОБЖ. Основы Безопасности

Жизнедеятельности. - 2012. - № 6. - С. 45.

    1. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Практическое пособие для руководителей и работников образовательного учреждения / С.В. Петров. – М.: ЭНАС, 2006. – 245 с. То же [Электронный ресурс]. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42827&sr=1 - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    2. Оборудование для систем охранно-пожарной сигнализации (ОПС) [Электронный ресурс]. - http://promax42.ru/services/fire-security/. - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    3. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения [Текст]: учебно-методическое пособие / Б.А. Буланов; под ред. И.В. Новиковой. – Саратов, 2008 - 164 с.

    4. Охранная сигнализация [Электронный ресурс]. - http://www.sechome.ru/uslugi/uslugi.html - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    5. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Практическое пособие для руководителей и работников образовательного учреждения / С.В. Петров. – М.: ЭНАС, 2006. – 245 с. [Электронный ресурс]. -http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42827&sr=1 - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    6. Охрана школ. Сарапулов А.Е. [Электронный ресурс].- http://sarapylov-a-e.ucoz.ru/index/okhrana_shkol/0-123 - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    7. Охрана школы с 2014 года. [Электронный ресурс].- http://vopros-otvet.avo.ru/viewtopic.php?id=12220 - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    8. Пожарная безопасность образовательных учреждений: учебное пособие / В.М. Попов. – НГТУ, 2011. – 91 с.; То же [Электронный ресурс]. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=228980 - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    9. Правила пожарной безопасности. Что нужно знать директору школы? Справочник руководителя образовательного учреждения / В.И. Жеребцов. – 2012. - № 8. То же [Электронный ресурс]. - http://www.menobr.ru/materials/17/36250/ - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    10. Типы пожарной сигнализации [Электронный ресурс]. - http://www.sechome.ru/fire/type_of_fire.html - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    11. Три в одном: видеорегистраторы до 16 каналов М.: ГРОТЕК, 2014. - № 2. – 190 с. – (Журнал « Системы безопасности и средства связи»); То же [Электронный ресурс]. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=238447 - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    12. Установки пожарной сигнализации. Учебно-справочное пособие / С.В. Собурь. – М.: Пожкнига, 2012. – 480 с. То же [Электронный ресурс]. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140299&sr=1 - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    13. Федерального закона РФ от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». [Электронный ресурс].-http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162618 - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    14. Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной охране". [Электронный ресурс].- http://base.garant.ru/10105588/1/#block_100 - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.

    15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации". [Текст]: кодексы, законы, нормы - Новосибирск: Норматика, 2014. – 128 с.

















Приложение № 1

Пакет документов по антитеррористической безопасности

в образовательной организации

Введение

Организация антитеррористической безопасности ОО


1. Система обеспечения безопасности ОО Кемеровской области


Система безопасности ОО Кемеровской области — это комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых департаментом образования и науки Кемеровской области, муниципальными органами управления образованием и ОО во взаимодействии с органами власти, правоохранительными и иными структурами с целью обеспечения постоянной готовности ОО к безопасной повседневной деятельности, а также к действиям в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.

Формируется и достигается в процессе реализации следующих основных мероприятий:

1. Организация физической охраны ОО

Ее задачи:

  • контроль и обеспечение безопасности объекта и его территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;

  • осуществление пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники;

  • защита персонала и обучающихся от насильственных действий в ОО и на его территории.

Осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий имеющих лицензию на осуществление частной охранной деятельности, выданную органами внутренних дел.

2. Организация инженерно-технической укрепленности охраняемого объекта (ограждения, решетки, металлические двери и запоры, противотаранные устройства и др.). Предназначены для оказания помощи сотрудникам охраны при выполнении ими служебных обязанностей по поддержанию общественного порядка и безопасности в повседневном режиме и в ЧС.

3. Организация инженерно-технического оборудования ОО

Включает в себя системы:

  • охранной сигнализации (в т.ч. по периметру ограждения);

  • тревожно-вызывной сигнализацией (образованную локально или выведенную на «01»);

  • телевизионного видеонаблюдения;

  • ограничения и контроля за доступом (т.н. «рамки» с целью обнаружения оружия, ВВ, др. опасных предметов);

  • радиационного контроля и контроля химического состава воздуха.

4. Плановая работа по антитеррористической защищенности ОО («Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения»)

5. Обеспечение контрольно-пропускного режима

6. Выполнение норм противопожарной безопасности

7. Выполнение норм охраны труда и электробезопасности

8. Плановая работа по вопросам гражданской обороны

9. Взаимодействие с правоохранительными органами и другими структурами и службами

10. Правовой всеобуч, формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности

11. Финансово-экономическое обеспечение мероприятий

Предусматривает также работу по проверке законности и целесообразности различных договорных обязательств, проверку и анализ экономической эффективности работы с охранными предприятиями, а также организациями, фирмами, партнерами, участвующими в реализации мероприятий по вопросам обеспечения безопасности.

Формы и методы работы в области организации безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования:

  • обучение педагогического персонала, сотрудников и обучающихся;

  • взаимодействие с органами исполнительной власти;

  • взаимодействие с правоохранительными структурами;

  • квалифицированный подбор охранных предприятий и сотрудников охраны;

  • проведение плановых и внеплановых проверок по всем видам деятельности, обеспечивающим безопасность и антитеррористическую защищенность ОО;

  • совершенствование материально-технической базы и оснащенности образовательных учреждений техническими средствами охраны и контроля;

  • изучение и совершенствование нормативно - правовой базы в области комплексной безопасности объектов системы образования.


2. Мероприятия по снижению риска и смягчению

последствий террористических акций.

Противодействие терроризму в организациях осуществляется путем проведения мероприятий, направленных на снижение рисков терактов и защиту от опасностей, связанных с ними, а также путем содействия органам, ведущим борьбу с терроризмом.

Система органов и структур, занимающихся вопросами борьбы с терроризмом, включает в себя:

- на федеральном уровне – Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в сфере их деятельности (ФЗ-35 от 06.03.2006 г.);

- на уровне субъекта федерации (Кемеровская область) - Губернатор области, местные органы исполнительной власти.

Координаторами деятельности органов власти являются антитеррористические комиссии.

Национальный антикризисный комитет, антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 15.02.2006г. №116 «О мерах по противодействию терроризму».

Антитеррористическая комиссия Кемеровской области функционирует по распоряжению администрации Кемеровской области “Об организационных вопросах деятельности антитеррористической комиссии Кемеровской области№ 281-р от 26.03.2003 г. для проведения в Кузбассе государственной политики в сфере борьбы с терроризмом.

Муниципальная антитеррористическая комиссия создаётся по распоряжению главы города (района).

Антитеррористические комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с планом деятельности или с возникшей необходимостью.

В образовательном учреждении снижение риска терактов достигается путем проведения комплекса мероприятий.

К комплексу мер по противодействию терроризму относятся:

- правовые - доведение до персонала образовательного учреждения требований федеральных законов и постановлений (осуществляется в рамках системы подготовки и в рамках пропаганды знаний в области защиты от ЧС);

- информационные – разоблачение всей сути и опасности терроризма, его целей и т. д. (беседы, лекции, использование справочно-информационных стендов);

- административные – издание приказов, распоряжений о соблюдении установленных правил, о назначении ответственных лиц за проведение защитных мероприятий.

Знания о терроризме, как наиболее опасном преступном явлении сегодняшнего дня, умение его предупредить, правильно вести себя при его угрозе дают возможность защитить себя и окружающих от последствий теракта.

Применительно к правоотношениям в области дошкольного и общего образования (всех уровней) основным нормативно-правовым актом, содержащим положения об обеспечении безопасности участников образовательного процесса, является действующая редакция Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании” (далее – Закон об образовании), который в подп. 3 ч. 3 ст. 32 устанавливает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников, а также работников данного учреждения во время образовательного процесса.

Положения вышеуказанной статьи основаны на общепринятых нормах международного и Российского законодательства в области защиты прав человека, и в частности ребенка. Так, ст. 6 Конвенции о правах ребенка, вступившей в силу для нашего государства с 15.09.90 г. в результате ратификации ее постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 № 15591, закрепляет право каждого ребенка на жизнь, выживание и здоровое развитие. В свою очередь Конституция РФ гарантирует каждому гражданину нашей страны право на жизнь (ч. 1 ст. 20), личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), а также предусматривает государственную защиту детства (ч. 1 ст. 38 и п. “ж” ч. 1 ст. 72).

В развитие этих положений Федеральный закон от 24.07.98 № 124 ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (с изм. и доп.) декларирует, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении права ребенка (в т. ч. на жизнь и личную неприкосновенность) не могут ущемляться (ч. 1 ст. 9).

Кроме того, в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность образовательных учреждений различных типов и видов, также говорится о гарантированном Конституцией РФ праве каждого воспитанника на охрану жизни и здоровья. Например, п. 4 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2008 № 666, в качестве основной задачи ДОУ (независимо от вида) определяет охрану жизни и укрепление здоровья детей. Помимо этого требования об охране жизни и здоровья детей (а также работников образовательных учреждений) содержатся, в частности, в п.п. 4 и 7 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196 (с изм. и доп.)), п. 8 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233 (с изм. и доп.)), п. 3 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.97 № 288 (с изм. и доп.).

На федеральном уровне вопросами обеспечения безопасности образовательных учреждений занимается Федеральное агентство по образованию (Рособразование) согласно отраслевой программе “Безопасность образовательного учреждения”. План мероприятий по исполнению данной программы утверждается агентством ежегодно и включает в себя в качестве основных направлений противопожарные и антитеррористические мероприятия. Последние реализуются в соответствии с требованиями, изложенными в Указе Президента РФ от 13.09.04 № 1167 “О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом”, а противопожарные мероприятия осуществляются исходя из требований Федерального закона от 21.12.94 № 69 ФЗ “О пожарной безопасности” (с изм. и доп.) и иных нормативно-правовых актов (в т. ч. ведомственных), принятых во исполнение данного федерального закона.

Отметим, что на сегодняшний день у любой ОО имеется достаточный набор правовых оснований для принятия мер по обеспечению собственной безопасности и безопасности участников образовательного процесса.

В качестве основных направлений организации безопасности ОО, при реализации которых требуется выделение значительных денежных средств, необходимо:

- обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай террористического акта и телефоном (могут быть использованы для мероприятий как антитеррористической, так и пожарной безопасности);

- обеспечение учреждения аппаратурой наружного и внутреннего наблюдения;

- охрана учреждения специальными организациями, имеющими лицензию на право осуществления данной деятельности, на основании договора;

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, и каждое образовательное учреждение исходя, из специфики своей деятельности может включить в него дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретного образовательного учреждения.

Документы по антитеррористической безопасности, разрабатываемые в ОО находящихся на территории Кемеровской области, для удобства работы с ними и обеспечения единого порядка хранения сводятся в папки:

Папка № 1 - Законодательные и нормативные акты по антитеррористической защищённости;

Папка № 2 - Нормативные документы по организации антитеррористической работы в ОО.









Приложение 2


ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны и обеспечения безопасности

ОО в Кемеровской области



I. Общие положения

1. Настоящая Типовая инструкция разработана на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму», Закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ « О противодействии терроризму», рекомендаций ЦОР ДВО МВД РФ по алгоритмам организации охраны и обеспечению безопасности объектов с учетом их функционально-отраслевых признаков, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, в т.ч. решений областной антитеррористической комиссии, а также на основе опыта работы ряда зарубежных стран, УВО при ГУВД по КО и филиала ФГУП «Охрана» МВД РФ по КО, и предусматривает основные требования по организации охраны и обеспечения безопасности учреждений образования в Кемеровской области.

2. Руководители ОО несут персональную ответственность за обеспечение безопасности в учреждении и проводят организационно-технические, охранные и иные мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья, обеспечение сохранности имущества и безопасности обучающихся, педагогического и обслуживающего персонала, а также на предупреждение и предотвращение иных преступных посягательств и готовность обучающихся и персонала к действиям при возникновении ЧС.

3. В целях обеспечения соблюдения требований настоящей инструкции, осуществления контроля за их выполнением эти обязанности возлагаются приказом руководителя ОО на заместителя директора по безопасности жизнедеятельности (при отсутствии таковой должности – на одного из педагогов, наиболее подготовленного в данном направлении).

3.1. За соблюдение мер безопасности на занятиях ответственность несут преподаватели.

3.2. За соблюдение мероприятий по организации охраны и обеспечению безопасности ОО согласно условиям договора и выделенных учреждением средств на охрану несут ответственность руководители привлеченных охранных организаций, которые непосредственно отвечают за организацию службы, обучение, воспитание подчиненных работников и их материально-техническое обеспечение.

3.3. Указанные лица осуществляют свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами внутренних дел, подразделений МЧС и иными органами исполнительной власти.

4. Обследование ОО производится межведомственной комиссией в составе представителей подразделений охраны, МЧС, других заинтересованных ведомств, организаций, территориальных антитеррористических комиссий, органов местного самоуправления и администрации принимаемого под охрану объекта.

4.1. Исходя из задач по надежному обеспечению охраны объекта,

комиссия:

- определяет необходимую численность охраны, систему организации охраны (пропускной режим), дислокацию постов, права и обязанности охраны, мероприятия по инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта и оборудованию его средствами охранно-пожарной, тревожной сигнализации и связи;

- прорабатывает конкретные обязанности администрации ОО по вопросам обеспечения безопасных условий несения службы, надлежащего материально-технического обеспечения охранных мероприятий; подготавливает расчеты необходимых ассигнований, изучает другие вопросы содержания и организации охраны.

4.2. Результаты обследования объекта оформляются актом. Акт утверждается начальником подразделения охраны и руководителем объекта образования.

4.3. С учетом результатов обследования объекта разрабатываются проекты дислокации постов, маршрутов патрулирования, расчета численности подразделения охраны и стоимости его содержания, инструкция об организации охраны объекта (имущества), план-схема расположения объекта.

5. Охрана объектов осуществляется путем организации несения службы охранниками на постах в сочетании с применением технических средств и при необходимости с использованием служебных собак, обученных на поиск и обнаружение взрывчатых веществ (взрывных устройств). Вид и численность охраны, дислокация и количество постов, должностные обязанности и иные взаимоотношения с администрацией образовательного учреждения определяются соглашениями сторон и закрепляются в договорах на охрану.

5.1. В зависимости от характеристики учреждения, местности и

других особенностей охрана может быть организована следующими

способами:

- по периметру - когда посты выставляются по границе охраняемой

территории и преграждают доступ на нее вне пропускных пунктов;

- по отдельным объектам - когда посты выставляются непосредственно

на охраняемых объектах или около них;

- смешанным способом - по периметру и отдельным объектам одновременно.

5.2. Централизованная охрана осуществляется путем оборудования охраняемых объектов средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации и обеспечения оперативного реагирования нарядов милиции вневедомственной охраны на сигналы тревога с охраняемых объектов. Группа задержания строевого подразделения милиции вневедомственной охраны (СПМ) в рамках несения службы реализуются следующие задачи:

- отработка поступающей из дежурных частей и ПЦО информации

о состоянии охраны объектов и изменениях оперативной обстановки;

- своевременное предупреждение краж и иных преступных посягательств по поступившим на системы централизованного наблюдения сигналам тревоги, а также преследование и задержание преступников по «горячим следам»;

- охрана места происшествия и сохранение следов преступления

до прибытия следственно - оперативной группы органа внутренних дел.

5.3. Объем и характер режимных мероприятий определяются руководителями ОО и охранного предприятия с учетом особенностей объекта и задач, возложенных на охрану. Режимные мероприятия предусматривают установление порядка ввоза (вывоза), вноса (выноса) имущества, допуска на охраняемую территорию физических лиц и транспортных средств; введение ограничений в передвижении по территории объекта.

6. К договору на охрану ОО прилагаются:

- перечень объектов, принимаемых под охрану;

- план-схема объекта с нанесенной границей занимаемой территории, обозначением зданий и сооружений, режимных зон, постов охраны и др.;

- дислокация постов (маршрутов) с указанием их номеров, мест и границ несения службы, определением имущества, подлежащего приему - сдаче под охрану, основных и особых обязанностей охраны;

- табель постов, в котором определяется перечень охраняемого имущества и порядок охраны на каждом посту (маршруте) с учетом конкретных условий и особенностей несения на них службы;

- инструкции, определяющей систему и порядок обеспечения охраны на объекте, в том числе организацию пропускного режима;

- расчет сил и средств для охраны объекта, а также расчет денежных средств на обеспечение охраны;

- при оборудовании объекта средствами сигнализации составляется схема блокировки с указанием рубежей защиты и типов применяемых приборов.

7. На основе настоящей Типовой инструкции и Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03) в каждом образовательном учреждении разрабатываются инструкция по организации охраны и обеспечения безопасности учреждения с учетом конкретных условий месторасположения учреждения, его конструктивных особенностей и занимаемой площади, количества обучающихся и т.п.

8. Инструкция по организации охраны и обеспечения безопасности конкретной ОО утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим органом внутренних дел, подразделением МЧС и управлением (отделом, комитетом) по образованию территориальной администрации.


II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1. ЦЕЛИ ОХРАНЫ:

1.1. Охрана обучающихся, преподавателей, обслуживающего персонала и других людей, находящихся на территории данного учебного заведения. Обеспечение бесперебойной работы учебного процесса, без вмешательства посторонних факторов.

1.2. Пресечение попытки проникновения преступных элементов на территорию учебного заведения, в т.ч. с целью осуществления теракта, включая закладывание взрывного устройства, а также предотвращение захвата заложников.


2. ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОХРАНЫ:

2.1. В каждой ОО, в которой находится более 100 человек обучающихся, устанавливается работник охранного предприятия, осуществляющего охранную деятельность на профессиональной основе в соответствии с законодательством РФ. В ОО с численностью обучающихся более 500 человек, а также имеющих большую территорию, количество постов и численность работников охраны, порядок несения службы и взаимодействие охранного и преподавательского персонала с милицией при возникновении ЧС согласовывается с ОВД.

2.2. Охрана начинается с тщательного осмотра здания и прилегающего к ОО участка. Осмотр производится за час до начала работы ОО, перед перерывами на перемену и после окончания работы, в конце учебного дня.

2.3. Для эффективного обеспечения охраны ОО охраннику рекомендуется иметь на посту видеомонитор, позволяющий визуально наблюдать за всеми помещениями и прилегающей территорией (телевизионные камеры, демонстративно установленные на объекте, могут отпугивать потенциальных преступников, а скрытое наблюдение дает возможность визуально контролировать ситуацию на объекте и проследить за действиями нарушителя).

2.4. В сельской местности оборудование ОО техническими средствами охраны с выводом на ПЦО филиала ФГУП «Охрана» МВД России по КО, либо оснащения их приемно-контрольными приборами, работающими по каналам сотовой связи GSM, с выводом тревожных сообщений на сотовые телефоны участковых уполномоченных милиции или в территориальные подразделения ОВД.

2.5. Контроль за обеспечением охраны ОО находится в ведении руководителя охранного предприятия, администрации объекта и других заинтересованных служб территориального ОВД. Каждодневное управление охраной находится в ведении руководителя охранного предприятия и заместителя директора учебного заведения по БЖ, которыми периодически, но не реже одного раза в месяц, осуществляются проверки бдительности несения службы охранниками, включая имитацию проноса в учреждение взрывного устройства или оружия.


3. ОБЯЗАННОСТИ ОХРАННИКА

3.1. Знать действующие нормативные акты по вопросам организации охраны, добросовестно выполнять свои обязанности, в соответствии с договорами обеспечивать надежную охрану и имущества учреждения, установленный его руководителем пропускной режим.

3.2. Хорошо знать особенности охраняемых объектов, применяемые технические средства охраны и противопожарной защиты; постоянно совершенствовать служебное мастерство; не разглашать сведения об организации охраны объектов; беречь вверенное оружие и имущество, содержать их в исправном состоянии.

3.3. Соблюдать установленные на объектах правила техники

безопасности, санитарии и пожарной безопасности.

3.4. При авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах немедленно сообщать о случившемся в ОВД (пожарную охрану, аварийные службы), администрации охраняемого объекта и принимать меры по усилению охраны имущества и обеспечению общественной безопасности, оказанию помощи пострадавшим.

3.5. Осуществлять периодический осмотр здания и прилегающей территории (утром, перед началом занятий; перед перерывами на перемену; в конце учебного дня), проверку состояния целостности оградительного забора и входных (въездных) ворот.

3.6. Оказывать помощь администрации учебного заведения во всех

вопросах, имеющих отношение к безопасности.

3.7. Обеспечивать физическую проверку всех людей, входящих на

территорию учебного заведения.

3.8. Производить запись в специальном журнале (книге) всех людей и транспортных средств, не имеющих отношения к учебному заведению.

3.9. Предотвращать проникновения на территорию и в учебное заведение людей и транспортных средств, не имеющих на то письменного разрешения администрации, за исключением спецавтомобилей милиции, скорой помощи, пожарной части, аварийных служб. Для этого пост должен быть обеспечен списками обучающихся и списком автотранспорта, имеющего право въезда на территорию объекта, утвержденным руководством ОО (определить места стоянки, приняв меры по максимально возможному ограничению на территории количества нахождения данных средств).

3.10. Осуществлять визуальный контроль прилегающей территории.

3.11. Предотвращать и пресекать любые противоправные действия против учебного заведения или людей, находящихся на его территории или в ближайшей от него периферии.

3.12. Совместно с администрацией ОО принимать меры по эвакуации от указанных объектов бесхозного автотранспорта, строительных бытовок, мусорных контейнеров и других предметов, которые могут быть использованы для закладки взрывных устройств.

3.13. Быть готовым к действиям в чрезвычайных ситуациях, в т.ч. террористического, техногенного и природного характера. В случае нападения, охранник обязан нажать кнопку экстренного вызова милиции и приняв все необходимые меры по обеспечению безопасности обучающихся и отражению нападения независимо от соотношения сил.

3.14. Особые обязанности работников охраны, с учетом особенностей объектов, постов определяются табелем постам, который разрабатывается руководителем охранного предприятия и утверждается совместно с администрацией ОО.


4. ОХРАНА НА ВОРОТАХ (в учреждениях с количеством обучающихся более 500 человек и имеющих большую площадь, а также с учетом иных особенностей объекта)

4.1. В течение всего учебного дня один из охранников обязан находиться у въездных ворот. Особое внимание должно быть уделено подступам к ОО, так как периферия является наиболее уязвимым местом перед началом учебного дня и по его завершении.

4.2. Все ворота должны быть закрыты в течение всего учебного дня.

4.3. Охранник должен находиться поблизости от ворот и контролировать сами ворота, внутренний двор и прилегающие участки.

4.4. Охранник должен осуществлять физическую проверку людей, которые хотят войти на территорию учебного заведения.

4.5. В случае, если на территорию ОО захочет попасть человек, личность которого вызывает подозрение, он должен предъявить любое удостоверение личности и дать полное объяснение цели посещения. После этого охранник должен по телефону или рации связаться с секретариатом учебного заведения и предупредить о нахождении на территории постороннего человека. Посторонний человек может получить доступ на территорию учебного заведения только после физического осмотра одежды, а так же личных вещей.

4.6. При необходимости ненадолго отлучиться для того, чтобы осуществить осмотр территории, охранник обязан закрыть ворота.

4.7. После окончания рабочей смены, охранник обязан сообщить об этом руководителю ОО.

4.8. После окончания учебного дня безопасность ОО осуществляется одним из следующих вариантов:

- охрану продолжает осуществлять лицензированный работник охранного предприятия;

- администрация ОО по совместному соглашению о системе охраны с территориальным органом внутренних дел устанавливает охранника, в обязательном порядке экипированного носимой радиокнопкой (с датчиком падения) экстренного вызова милиции и прошедшего первоначальную подготовку по основам выполнения охранных функций и мерам личной безопасности при несении службы, действиям при возникновении ЧС.


5. ОСМОТР ТЕРРИТОРИИ

5.1. Цель осмотра заключается в том, чтобы обнаружить заложенные взрывные устройства на территории ОО, в его ближайшей периферии или у забора:

- наружный осмотр здания, чтобы обнаружить незаконное проникновение или взлом;

- осмотр двора, чтобы убедиться, что за ночь не были заложены взрывные устройства;

- внутренняя проверка здания, чтобы обнаружить посторонних людей или заложенные взрывные устройства.

5.2. Утренний осмотр должен осуществляться охранником и ещё одним дополнительным человеком. Особый акцент следует делать на осмотре учебных классов, коридоров, туалетов, лестничных пролётов, мусорных корзин, кустов и цветочных клумб, складских помещений и любого другого места, в котором можно заложить взрывное устройство или иное опасное для здоровья и жизни вещество. Только после тщательного осмотра ученики и преподаватели имеют разрешение войти на территорию ОО.

5.3. Во время учебного дня осмотр проводится охранником минимум два раза за рабочую смену, желательно перед началом перемены. Во время осмотра входные ворота должны быть закрыты. В случае обнаружения подозрительного предмета, ни в коем случае нельзя к нему приближаться, а немедленно с соблюдением установленных соответствующей инструкцией мер безопасности сообщить правоохранительным органам.


6. НАБЛЮДЕНИЕ

6.1. Наблюдение обеспечивается согласно требованиям правоохранительных органов во время повышенной опасности за счет временного выставления дополнительного работника охраны. Как правило, наблюдение выставляется в крупных ОО с большим прилегающим участком.

6.2. Следует обратить внимание на то, чтобы у наблюдателя была радиосвязь с секретариатом ОО, а также с охранником на входе или воротах.

6.3. Задача наблюдателя состоит в том, чтобы визуально контролировать здание ОО, двор, забор, а так же прилегающие участки. В каждом случае, при обнаружении человека, пытающегося проникнуть на территорию заведения не через ворота или приближающегося к ОО при подозрительных обстоятельствах, следует немедленно сообщить охраннику, руководителю ОО и в правоохранительные органы.


7. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Чтобы более эффективно обеспечивать безопасность ОО следует установить следующие компоненты:

7.1. Обязательные:

- забор согласно установленным стандартам;

- ворота, которые должны закрываться изнутри;

- телефон городской связи;

- стационарная и носимая (радио) кнопки экстренного вызова милиции;

- средства охранной сигнализации с подключением на ПЦН ОВО обособленных помещений с хранением дорогостоящей компьютерной и оргтехники, иных крупных материальных ценностей, лабораторий с хранением потенциально опасных веществ.


7.2. Рекомендованные:

- громкоговорящая связь;

- противотаранные устройства перед въездными воротами;

- средства периметральной охранной сигнализации, датчики сигнализации на обнаружение несанкционированного открывания входных (въездных) ворот, дверей запасных и основных входов в учреждения, включая расположенные на его территории иные строения и здания; важные обособленные помещения учреждения;

- система видеонаблюдения за подступами к учреждению образования

и прилегающей территорией (с датчиками на обнаружение движения).

- использование металлодетекторов арочного типа, реагирующих

на проносимое оружие и взрывные устройства.

7.3. Особое внимание следует уделять исправности оборудования. Руководитель ОО немедленно принимать меры к устранению любой замеченной неисправности (по инженерно-техническим средствам охраны - путем сообщения в организации, осуществляющими их эксплуатационное обслуживание, по вопросам несения службы - руководителю охранного предприятия).

7.4. Руководитель ОО и его заместитель по безопасности жизнедеятельности (иное ответственное лицо, назначенное приказом руководителя) должны своевременно сообщать в подразделения пожарной охраны о закрытии дорог, отдельных участков или проездов к ОО, препятствующим проезду пожарных автомобилей к зданиям и водоисточникам (пожарным гидрантам), используемым для пожаротушения, а также обязаны следить за исправным состоянием пожарного инвентаря и очищением в зимний период времени от снега и льда стационарных лестниц, используемых для эвакуации людей.


8. МОБИЛЬНАЯ ОХРАНА (ПАТРУЛИРОВАНИЕ)

8.1. Решение о дополнительном мобильном патрулировании зависит от требований правоохранительных органов, как во время повышенной опасности, так и на постоянной основе (в учреждениях с количеством обучающихся более 500 человек и имеющих большую площадь, а также с учетом иных особенностей объекта).

8.2. Патрулирование внутри учебного заведения проводится в ОО, расположенных на большой территории.

8.2.1. Задача патрульных - контролировать строго ограниченный участок, проверять забор. Патрулирование может осуществляться охранником, который предварительно закроет ворота изнутри.

8.2.2. Во время патрулирования проводится параллельный осмотр двора, забора и прилежащей территории.

8.2.3. При обнаружении постороннего человека, который при подозрительных обстоятельствах стремится проникнуть на территорию, следует его немедленно задержать и вызвать милицию.

8.2.4. При обнаружении подозрительного предмета следует вывести людей на безопасное расстояние и немедленно вызвать полицию, действуя в соответствии с инструкцией.


9. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.

9.1. Правила поведения это свод принципов действия ОО во время следующих критических ситуаций:

- обнаружение подозрительного предмета во время утреннего осмотра;

- обнаружение подозрительного предмета во время учёбы или перемены;

- террористическое нападение со стороны одного и более человек;

- террористическое нападение и попытка захвата учебного заведения;

- захват заложников;

- пожарная тревога;

- иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

9.2. Особое внимание следует уделять изучению служащими

и обучаемыми правил поведения во время объявления критической ситуации,

а также проведению регулярных учений.

9.3. Для оказания помощи руководству и ответственному за внутреннюю безопасность ОО во время критической ситуации, в каждом учебном заведении могут быть созданы специальные группы из числа педагогов и обслуживающего персонала:

- группа оказания первой медицинской помощи.

- пожарная группа.

- группа поддержания общего порядка при эвакуации обучающихся из учебного учреждения.

9.3.1. Входящие в состав данных групп лица должны пройти соответствующую подготовку.

10. ПОДДЕРЖАНИЕ БДИТЕЛЬНОСТИ И ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

10.1. Одним из основных элементов поддержания безопасности ОО является бдительность всех, кто находится внутри ОО:

- проведение регулярных разъяснительных бесед, лекций по вопросам безопасности, о необходимых действиях при обнаружении подозрительного предмета;

- приведение конкретных примеров из прошлого и их тщательный разбор;

- разъяснение принципов действия отдельных террористических организаций и отработка общей линии поведения обучающихся, преподавателей и служащих.

- оформление стендов с Плакатами и Памятками, в которых приводятся чёткие инструкции по действиям (поведению) при обнаружении подозрительного предмета, возникновении чрезвычайной ситуации.

10.2. В начале учебного года ответственный за безопасность ОО обязан проводить семинары по вопросам безопасности и инструктаж обучающихся касательно действий при обнаружении подозрительных предметов.


11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБЪЯВЛЕНИЕ О СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ

11.1. Первая степень готовности — это ситуация, при которой проводятся охранные мероприятия каждодневного характера.

11.2. Вторая степень готовности (усиленный вариант несения службы по плану охраны объекта в особых условиях) - объявляется во время праздников, наиболее знаменательных и особенных дат, предупреждений общего характера. Требует дополнительного инструктажа охранников, руководителей ОО, ответственных групп готовности и повышение общей бдительности всех задействованных сил в системе безопасности объекта.

11.3. Третья степень готовности (с введением в действие плана обороны объекта) - касается конкретной готовности системы безопасности ОО к предотвращению конкретного теракта, согласно полученной информации. Требуется увеличение охраны согласно распоряжению органа исполнительной власти и принятие дополнительных мер безопасности, инструктаж администрации ОО, увеличение патрульно-постовых нарядов ОВД путем приближения маршрутов патрулирования к ОО.

11.4. Степень готовности может охватить всю страну или отдельный район, согласно соответствующих распоряжений, указаний и приказов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(рекомендации МВД России 27 июня 1998 г. N Р 78.36.007-99).


Осуществлять охрану образовательной организации можно тремя способами:

  • силами штатных школьных сторожей и вахтера;

  • привлечение на возмездной договорной основе полицейской охраны вневедомственной охраны при ОВД (закон РФ «О полиции»).

  • заключение возмездного договора с частным охранным предприятием.
















«Организация охраны образовательной организации» [текст]: Пособие / сост. М.С. Тевдорошвили, - Нововосточный: Изд – во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»// 2015 – 52с.









Технический редактор Л.И.Архипенко


Оригинал – макет на компьютерном комплексе

МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»












652553, п.Нововосточный, ул.Мира,6




54


Пособие "Организация охраны ОО"
  • Директору-завучу
Описание:

В последние годы руководством страны и системы образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных организаций (ОО) всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами происшествий произошедших в образовательных организациях.

Трагические события в Москве и Беслане, Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде наглядно показали важнейшую роль знания основ Безопасности Жизнедеятельности в подготовке населения (в т.ч. персонала ОО, учащихся, воспитанников и их родителей) к выживанию при проявлении терроризма и других опасных ситуациях.

В средствах массовой информации освещается много случаев преступных посягательств на образовательные организации, таких как несанкционированное проникновение с целью кражи или совершения актов вандализма, нападение экстремистки настроенных лиц в период массовых беспорядков, террористический или диверсионный акт.

Приведу в пример выдержку из статьи.

«После очередного случая в стенах школы депутаты Мосгордумы попросят внести изменения в федеральный закон об охране школ и детсадов, сообщил журналистам в среду заместитель председателя думской комиссии по безопасности Сергей Гончаров.

Автор Ивлева Елена Валентиновна
Дата добавления 29.03.2016
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 368
Номер материала MA-065949
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓