Главная / История / Пособие к курсу "История Средних веков" "От простого к сложному"

Пособие к курсу "История Средних веков" "От простого к сложному"



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 85

Ленинского района г.Екатеринбурга






"От простого к сложному"

задания и упражнения к курсу "История средних веков"

(пособие)




Составитель: Шабашова О.В.


hello_html_3661ee61.png












Екатеринбург

2010

Оhello_html_m6e38658a.gifт простого к сложному. Задания и упражнения к курсу "История средних веков": метод.пособ. / Авт.-состав. О.В. Шабашова. - Екатеринбург: МОУ СОШ № 85, 2010. - 91 с.





Автор - составитель: О.В. Шабашова, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 85




















©Шабашова О.В.

©Екатеринбург, 2010

Содержание

Пояснительная записка

5

Что и как изучает история средних веков?

8

Раздел I. Ранее средневековье

Тема 1. Древние германцы и Римская империя.

10

Тема 2. Как возникло Франкское королевство.

12

Тема 3. Христианская церковь и королевство франков в VI - VIII веках.


14

Тема 4. Завоевания Карла Великого и образование Франкской империи.


17

Тема 5. Феодальная раздробленность.

19

Тема 6. Англия в ранее средневековье. Походы норманнов.

23

Тема 7. Жизнь и быт феодалов и крестьян.

25

Тема 8. Культура Западной и Центральной Европы.

31

Тема 9. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.


32

Тема 10. Культура Византии.

35

Тема 11. Возникновение ислама и объединение арабов.

38

Тема 12. Арабский халифат и его распад.

41

Тема 13. Культура стран халифата.

44

Раздел II. Расцвет средневековья.

Тема 14. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

47

Тема 15. Католическая церковь в XI - XIII веках.

54

Тема 16. Крестовые походы

59

Тема 17. Образование централизованных государств в Западной Европе. Объединение Франции


63

Тема 18. Образование централизованного государства в Англии

65

Тема 19. Столетняя война

68

Тема 20. Восстания в Англии и Франции времен Столетней войны

71

Тема 21. Усиление королевской власти в Англии и во Франции в конце XV века


74

Тема 22. Реконкиста и образование централизованного государства на Пиренейском полуострове


79

Тема 23. Феодальная раздробленность в центральной Европе

80

Тема 24. Гуситское движение в Чехии

82

Тема 25. Османская империя в XIV - XVI веках

86

Тема 26. Культура Западной Европы в XI - XV веках

88

Рекомендуемая литература

89


Пояснительная записка

Пособие "От простого к сложному" составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений "История" (5 - 9 кл.). Пособие содержит разноуровневые задания к историческим темам раздела "История средних веков" и ориентировано на учащихся 6 класса.

В настоящее время существует большое количество пособий, тестов, заданий, которые предлагают различные формы контроля знаний учащихся. В основном авторы этих работ идут по пути расширения объема информации, привлечения дополнительных материалов, использования различных типов заданий. При этом зачастую отсутствуют систематизация знаний, выделение главного в огромном потоке информации, взаимосвязь различных фактов и процессов.

Задача автора пособия создать у учеников неповторимый образ средневековья, познакомив его с тем содержанием эпохи, которое унаследовано современной культурой и стало неотъемлемой ее частью.

Использование данного пособия преследует следующую цель - создание информационных и методических условий для организации дифференцированного обучения по курсу "История средних веков" для учащихся 6 класса.

Класс учащихся можно условно разбить на три группы в соответствии с возрастными особенностями и особенностями познавательной активности и темпов усвоения учебного материала:

  • 1 -я группа - учащиеся с низким темпом усвоения материала;

  • 2-я группа - учащиеся со средним темпом усвоения материала;

  • 3-я группа - учащиеся с высоким темпом усвоения материала.

Использование данного методического пособия "От простого к сложному" преследует следующие цели дифференцированного обучения:

  • для 1-й группы учащихся:

    1. пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных заданий, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;

    2. ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;

    3. сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;

      • для 2-й группы учащихся:

  1. развить устойчивый интерес к предмету;

  2. закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;

  3. сформировать умение самостоятельно работать над заданием;

    • для 3-й группы учащихся:

  1. развить устойчивый интерес к предмету;

  2. сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;

  3. развить умение самостоятельно работать над заданиями, имеющими неоднозначное решение и требующие анализа, обобщения и формулирование выводов, высказывания собственной точки зрения.

Для каждой учебной темы представлены задания трех категорий, они отмечены специальной маркировкой:

  • задания для первой группы - учащиеся с низким темпом усвоения материала - отмечены знаком "!";

  • задания для второй группы - учащиеся со средним темпом усвоения материала - отмечены знаком "!!";

  • задания для третьей группы - учащиеся с высоким темпом усвоения материала - отмечены знаком "!!!".

В пособие представлены таки виды заданий как: на работу с понятиями (репродуктивного характера), выстраивание логических схем, прослеживание причинно-следственных связей, составление синхронических таблиц.

Задания данного пособия учитель может использовать как для подготовки к уроку (на любом этапе урока) в качестве возможности составления опорных схем, так и для контроля знаний учащихся по темам курса. Пособие возможно использовать в качестве самостоятельной рабочей тетради для учащихся. Данное пособие не дублирует задания рабочей тетради Е.А. Крючковой, а дополнением к ней. Также в учебных темах помимо вопросов и заданий предложены мини-тесты для контроля знаний, что безусловно актуально в связи с переходом к тестовому контролю знаний на государственных экзаменах.

Особо следует отметить, что при работе с пособием учитель не должен запрещать учащимся выполнять задания повышенной сложности, такое желание со стороны учащихся должно поощряться учителем, так как способствует развитию познавательной активности учащихся.

Таким образом, методическое пособие "От простого к сложному" направлено на развитие потенциала учащихся в освоении учебных тем курса "История средних веков" и представляет собой стройную систему заданий основанных на использовании дифференцированного подхода к обучению истории по темпу усвоения учебного материала учащимися 6 класса.



Что и как изучает история средних веков?

Задание 1.

! Прочитайте 2 пункт раздела введения "По каким источникам ученые изучают историю средних веков" и заполните на его основе схему:

hello_html_121d267e.gif






Задание 2.

!! Выпишите в соответствующие колонки таблицы названия перечисленных ниже исторических источников.

!!! Подумайте, какие из указанных исторических источников можно отнести и к вещественным и к письменным.

Монета Карла Великого, сборник законов франков, хроника о восстании крестьян, вооружение рыцаря, орудия труда крестьян, отчет управляющего имением, жизнеописание Франциска Ассизского, Великая хартия вольностей ("хартия" - грамота), "Золотая булла" Карла IV ("булла" - грамота), изделия ремесленников, печать короля Филиппа IV, письмо участника Констанцского собора по делу Яна Гуса, рукописные книги с миниатюрами, печать города Любека, золотой византийский солид (монета)


ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.______________________________

1.______________________________

2.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

5.______________________________

6.______________________________

6.______________________________

7.______________________________

7.______________________________


Задание 3.

! Как Вы поняли, какой период всеобщей истории называется «средними веками»? Какой смысл вкладывается в понятие «средние»?

!! Может ли быть «средним» тот период времени (век, год или тысячелетие), в котором мы живем? (Если нет, то почему? Если да, то по отношению к какому времени?)


ДРЕВНИЙ МИР

СРЕДНИЕ ВЕКА

НОВОЕ ВРЕМЯ

Новейшее время

II

I

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

XVI

XVII

XVIII

XIX

XX

до н.э.

НАША ЭРА


!!! Определите вклад, который внесли средние века в мировую истории?

hello_html_m1a7ec83f.gif












Раздел I. Ранее средневековье

Волны варварских нашествий захлестнули Европу. Великая Римская империя не смога им противостоять и погибла. На месте былой державы возникло несколько королевств завоевателей германцев. С падением Римской империи кончается история Древнего мира и начинается история средних веков.


Тема 1. Древние германцы и Римская империя.

Задание 1.

! Прочитайте текст и ответьте на вопросы: Под каким названием известен в истории упомянутый в тексте период? Укажите его хронологические рамки.

В эти столетия происходит переселение огромных масс людей. Одни племена, вытесняемые другими, вынуждены покидать места давнего обитания и устремляться на поиски новых земель. Легкой добычей своих соседей становится ослабевшая Западная Римская империя.

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________


! Какое время называют Великим переселением народов и почему?

Ответ _____________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 2.

!! Составьте "схему" мира к началу средних веков (395 год), использую текст учебника, карту на с. 14 учебника Е.В. Агибаловой, Г.М. Донский "История средних веков. 6 класс", опираясь на ранее полученные знания из истории древнего мира.




hello_html_4a3c4663.gif













Задание 3.

!!! Соотнесите даты и события, связанные с гибелью Западной Римской империей, опираясь на знания, полученные в курсе "История древнего мира".

410 г.


завоевание Рима вестготами

451 г.


борьба с гуннами в Галлии (Каталунская битва).

455 г.


разграбление Рима вандалами

476 г.


завоевание Рима остготами

!!! Выделите основные причины падения Западной Римской империи, опираясь на знания, полученные в курсе "История древнего мира".

hello_html_7784ec33.gif







Тестовые задания по теме:

1. Западная Римская империя пала после нашествия:

а) гуннов

б) остготов

в) вестготов

2. Падение Западной Риской империи произошло:

а) в 395г.

б) в 476 г.

в) в 378 г.

Ответы

1 вопрос

2 вопрос

в) вестготы

б) в 476 г.


Тема 2. Как возникло Франкское королевство.

Задание 1.

!hello_html_m453308de.gif Дайте определение понятия "государства".

!! Выявите основные характеристики государства.










!hello_html_564ad3f4.gif!! Составьте логическую цепочку причин образования государства.






Задание 2.

!hello_html_5ca562dc.gif Какие государства были образованы германскими племенами в V - VII веках?






!hello_html_m3adde807.gif! Какие цели преследовали Меровинги?






!hello_html_m6a963947.gif! Заполните схему "Система управления Франкским государством"








!!! Чем власть военного вождя отличалась от власти короля, и кто был заинтересован в установлении королевской власти? Заполните сравнительные таблицы по управлению в общине и в государстве:

РОДОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ФРАНКСКИМ КОРОЛЕВСТВОМ

1. _____________________________

1. _____________________________

2. _____________________________

2. _____________________________

3. _____________________________

3. _____________________________

4. _____________________________

4. _____________________________

5. _____________________________

5. _____________________________


Тестовые задания по теме:

1. Государство у франков возникло:

а) в 486 г.

б) в 500 г.

в) в 378 г.

2. Первым королем франков стал:

а) Сиагрий

б) Хлодвиг

в) Карл Великий

Ответы

1 вопрос

2 вопрос

б) в 500 году

б) Хлодвиг


Тема 3. Христианская церковь и королевство франков в VI - VIII веках.

! Когда и почему возникла христианская религия? Почему Хлодвиг и франки приняли христианскую веру?

Ответ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

!hello_html_ma8514b8.gif! Заполните цифрами схему, сопоставив название церковных должностей и связанные с ними обязанности.









!! Попробуйте восстановить внешний вид монастыря по рассказу Палладия.

Посетив много святых и прожив года три в монашестве около Александрии… я оттуда пошел на Нитрийскую гору… К этой горе прилежит большая пустыня, простирающаяся даже до Эфиопии и Мавритании. По горе живет до пяти тысяч мужей, которые ведут различный образ жизни, кто как может и хочет, так что можно там жить по одному, и по двое, и многими вместе. У них семь пекарен, в которых готовят хлебы и для себя, и для отшельников, удалившихся в большую пустыню, числом до шестисот. На этой горе Нитрийской только одна церковь, весьма обширная. Подле церкви находится странноприимный дом, в котором содержат странника во все время его пребывания на горе, хотя бы оно продолжалось два или три года, пока он не захочет оставить гору. Ему дозволяют жить без дела только одну неделю, а в следующие дни ему дают дело или в саду, или в пекарне, или на поварне. Если же странник человек знатный. То ему дают читать книги, но беседовать ни с кем не дозволяют до шестого часа дня. На этой горе живут и врачи, и аптекари. Употребляют здесь и вино и продают его. Платье себе делают все сами своими руками, так что в этом отношении они не знают нужды. По наступлении вечера можно… слышать в каждой келье хвалебные песни и псалмы, воспеваемые Христу, и молитвы, воссылаемые на небеса… В церковь собираются только по субботам и воскресным дням.


!!! Обозначьте цифрами черты, присущие: 1 - православному христианству, 2 - католичеству:

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ЦИФРА

Причащение телом и кровью Христовой (хлебом и вином) всех верующих


Почитание папы как главы всех христиан


Почитание древнего "Символа веры"


Духовная и светская власть главы церкви


Непризнание власти папы над собой


Причащение телом и кровью Христовой только священников


Почитание измененного "Символа веры" с поздними поправками


Признание существования ада, рая, чистилища


Признание только духовной власти главы церкви


Признание существования только ада и рая



Тестовые задания по теме:

1. Император Константин Великий разрешил свободно и открыто проповедовать христианство:

а) в 306 г.

б) в 330 г.

в) в 313 г.

2. Символ Веры был принят церковными Соборами:

а) в 325 г.

б) в 313 г.

в) в 381 г.


Ответы

3. Выпишите из предложенных имен отцов церкви, разработавших основные положения христианского учения, в левую колонку представителей Запада, а в правую - представителей Востока:

а) Иоанн Златоуст

б) Августин

в) Василий Кесарийский

г) Амвросий Мелиоанский

д) Григорий Нисский

е) Иероним

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

б) в 313 г.

а) в 325 г.

в) в 381 г.

Запад

Восток

1. Августин

2. Амвросий Медиоланский

3. Иероним

1. Василий Кесарийский

2. Иоанн Златоуст

3. Григорий Нисский




Тема 4. Завоевания Карла Великого и образование Франкской империи.

Задание 1.

! Выделите из текста основные характеристики Карла Великого, как политика, как разносторонне развитой личности.

Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырёх блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах, и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина «О граде Божьем». После обеда в летнее время он съедал несколько яблок и выпивал ещё один кубок; потом, раздевшись донага, отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели. Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды.


Ответ_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!hello_html_49ed5512.gif! Дайте оценку Карлу Великому









Задание 2.

! Зачем нужны были франкам завоевательные войны и в чьих интересах они велись?

Ответ_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

!hello_html_7fca1be5.gif! Определите направления походов Карла Великого, заполните схему:








!!! Когда знать собиралась на заседания королевского совета, Карл, по словам историка, подробно расспрашивал, "нет ли волнений среди народа какой-либо области, какова причина волнений, не ропщет ли народ…" Почему Карл Великий проявлял к этому интерес?

Ответ_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тестовые задания по теме:

1. Война франков с саксами началась:

а) в 799 г.

б) в 775 г.

в) в 768 г.

2. Империя у франков образовалась:

а) в 814 г.

б) в 799 г.

в) в 800 г.


Ответы

1 вопрос

2 вопрос

б) в 775 году

в) в 800 году


Тема 5. Феодальная раздробленность.

Задание 1.

! Дайте определение понятию " феодальная раздробленность".

Феодальная раздробленность - это____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему раннефеодальное государство сменилось феодальной раздробленностью?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

! Назовите причины феодальной раздробленности (поставьте крестик напротив нужных граф):

1. Господство натурального хозяйства


2. Захват феодалами больших имений в ходе войн


3. Лень и глупость королей и императоров


4. Окончательное закрепощение крестьян


5. Развитие торговли


6. Отсутствие внешних врагов


7. Различия в религиозных убеждениях различных народов


8. Рост крестьянских восстаний


9. Необходимость сильной местной власти


10. Слабость крестьянских восстаний


11. Принятие единой религии - христианства



!hello_html_m2ac17c46.gif! Назовите 3 части, на которые была разделена империя Карла Великого по Верденскому договору в 843 году








!hello_html_m31dd40f6.gif! Назовите причины распада империи Карла Великого.






!!! Выделите последствия раздробленности по трем категориям и заполните таблицу:

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
НЕЙТРАЛЬНЫЕ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

1. ___________________

2. ___________________

3. ___________________

1. ___________________

2. ___________________

3. ___________________

1. ___________________

2. ___________________

3. ___________________


Задание 2.

! Объясните смысл понятия "феодальная лестница"

Феодальная лестница________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Как в условиях раздробленности можно было защищать свои территории и вести войны с другими государствами?

Ответ ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Как более крупный феодал мог привлечь на свою сторону более мелких феодалов?

Ответ ___________________________________________________________

__________________________________________________________________


!hello_html_5282e45d.gif!! Заполните схему "вассально-сеньориальных отношений" и отметьте обязанности синьоров и вассалов.








hello_html_m5a28581a.gif








Тестовые задания по теме:

1. Причины распада раннефеодального государства:

а) в зависимости феодалов от короля

б) в независимости феодалов от короля

в) в войнах между феодалами

2. Франкская империя распалась на отдельные государства:

а) в 1000 г.

б) в 962 г.

в) в 843 г.

3. Проверь состав феодальной лестницы и запиши его правильно:

а) рыцари

б) крестьяне

в) король

г) бароны

д) графы и герцоги

Ответы

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

б) в независимости феодалов от короля


в) в 843 году

король

герцоги и графы

бароны

рыцари


Тема 6. Англия в ранее средневековье. Походы норманнов.

!! Какие племена населяли территорию Англии в эпоху древнего мира? В состав какого государства входила часть территории Англии до V века? Какие последствия для территории острова имел распад Западной Римской империи?

Ответ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

! Когда закончилось римское господство над Британией и к чему оно привело?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Обозначьте результаты борьбы бриттов с германцами:

hello_html_a8bf1b5.gif







! Почему юты, англы и саксы стали переселятся в Британию, и к чему привело это переселение?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Завоеватели создали на земле Британии 7 королевств, назовите их и соотнесите с названиями племен их образовавших?

hello_html_6f546d87.gif











Тестовые задания по теме:

1. Коренное население Британии были:

а) англы

б) пикты

в) скотты

г) бритты

д) саксы

е) юты

2. Римские легионы покинули Британия:

а) в 793 г.

б) в 865 г.

в) в 407 г.

3. Битва при Гастинге произошла

а) в 793 г.

б) в 1066 г.

в) в 1042 г.


Ответы

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

г) бритты

в) в 407 г.

б) в 1066 г.




Тема 7. Жизнь и быт феодалов и крестьян.

Задание 1.

!hello_html_m769dae09.gif Назовите основные сословия средневекового общества.







!! Дайте определение понятия "сословия"

Сословия______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

! Дайте определение понятию "феодал"

Феодал______________________________________________________________________________________________________________________________

!hello_html_m6e1917df.gif! Обозначьте привилегии феодала







Задание 3. Ответьте на вопросы, используя ранее полученные знания:

!!! Где и когда появились первые замки на территории Европы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

! В каких местах предпочитали возводить свои замки феодалы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

! С какой целью возводились замки?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Какой материал использовали при сооружении замков?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Кто осуществлял управление хозяйственной жизнью в замке?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Назовите художественные произведения, в которых дается описание средневекового замка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

! Назовите основные части замка феодала, покажите их на рисунке

hello_html_m33544e2e.gif







Задание 4.

Прочитайте текст "Воспитание рыцаря". Ответьте на вопросы.

Обычно с семи лет мальчик покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Он выполнял различные поручения сеньора и членов его семьи. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря. В замке он присматривал за лошадьми и собаками, встречал гостей, в походе вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие.

Только после длительной службы отличившихся посвящали в рыцари. Во время большого праздника воин становился на колени перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью по затылку или клинком меча плашмя по спине - единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония завершалась показом ловкости рыцаря: вскочив на коня, он пытался на полном ходу пронзить мишень копьем.

! Назовите три ступени воспитания рыцаря, указав возрастные рамки:

1.________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

!! Назовите обязанности будущего рыцаря на каждом этапе воспитания

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

!!! Определите последовательность обряда "посвящения в рыцари", используя предложенный текст и ранее полученные знания, обозначив положения соответствующей цифрой.

одевают кольчугу и мантию с гербами


баня, белая рубаха


несколько дней поста


одевание доспехов, шпор


всю ночь молится


три удара мечом


посвящение


благословление в церкви священником, поучение


чтение законов чести


покаяние в грехах



!!! На основе нижеприведенных средневековых текстов сделайте вывод о главных для рыцарей ценностях:

"Любо мне видеть щиты,

Ярко-алые и лазурные,

Флаги и знамена

Всех цветов,

Люблю разбивать палатки, ставить шалаши и богатые павильоны,

Ломать копья, протыкать щиты и разрубать

Вороненые шлемы,

Бить и получать удары.

И меня охватывает ликованье, когда я вижу в боевом порядке

Вооруженных конных рыцарей…"


"Ведь война делает скупого сеньора щедрым.

Вот почему мне нравится видеть великолепие королей.

Пусть им будет нужно много копий, тетивы, седел,

Пусть среди поля разбивают шатры

Под открытым небом"


"Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрека не зная за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.

И так он был отважен, как нам твердит молва,

Что мстил врагам и близким отстаивал права,

Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,

О нем слагали сказки и песни…"

Ответ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

! Дайте определение понятия "крестьянин"

Крестьянин__________________________________________________________________________________________________________________________

!! Обозначьте основные характеристики сословия "крестьян"

hello_html_m4cf7445d.gif






!hello_html_6d6631f4.gif! Определите основные характеристики свободных и зависимых крестьян








!!! Дайте определение "крестьянская община" и выделите ее основные характерные черты:

Крестьянская община_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

hello_html_m496bec82.gif








!hello_html_m10dbcc83.gif!! На основе ранее полученных знаний, выделите характерные черты феодального общества.








Тестовые задания по теме:

1. Выпишите из предложенного перечня в левую колонку отношение к труда раба, а в правую - отношение к труду крестьянина:

а) заинтересованность в своем труде;

б) необходимость трудиться;

в) не заинтересованность в своем труде;

г) труд не является необходимостью;

д) проявление трудолюбия;

е) труд - тяжелейшая и ненужная обязанность.

2. Выберите из предложенного перечня любимые занятия феодала:

а) работа на полях

б) война;

в) работа в мастерских;

г) охота.

Ответы

1 вопрос

2 вопрос

Отношение к труду раба

Отношение к труду крестьянина

в) не заинтересованность в своем труде;

г) труд не является необходимостью;

е) труд - тяжелейшая и ненужная обязанность

а) заинтересованность в своем труде;

б) необходимость трудиться;

д) проявление трудолюбия;



б) война

г) охота


Тема 8. Культура Западной и Центральной Европы.

! Дайте определение понятию "культура"

Культура __________________________________________________________

__________________________________________________________________

!! Что повлияло на формирование особенностей культуры Западной и Центральной Европы?

hello_html_m740c17b5.gif





!!! Заполните таблицу

НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

ДОСТИЖЕНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Представления человека о мире

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

2. Обучение в церковной школе

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

3. Создание рукописных книг

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

4. Развитие литературы

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

5. Искусство странствующих артистов

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________


Тема 9. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

Задание 1.

! Почему Восточная Римская империя или Византия была более прочной, чем Западная, и не пострадала от набегов варваров?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

! Охарактеризуйте географическое положение Византии, сделайте вывод об особенностях ее расположения.

hello_html_77c579ae.png














Ответ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!hello_html_mfacf9be.gif! Выявите отличия Восточной Римской империи от Западной и варварских государств.









Задание 2.

! Дайте определение понятию "василевс".

Василевс____________________________________________________________________________________________________________________________

!hello_html_mef2bd4d.gif! Обозначьте основные функции василевса







!!! Заполните таблицу "Направления внешней политики Юстиниана", проследив связь направлений, средств и итогов событий внешней политики

НАПРАВЛЕНИЯ

СРЕДСТВА

ИТОГ

1.



2.



3.



4.



5.



6.



Тестовые задания по теме:

1. Император Юстиниан начала править в Византии:

а) с 565 г.

б) с 530 г.

в) с 527 г.

2. Феодальный строй в Византии складывается:

а) в VIII в.

б) в V в.

в) в VII в.

3. В VI - VII веках армия в Византии была:

а) феодальной

б) рыцарской

в) наемной

Ответы

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

в) с 527 года

а) в VIII веке

а) феодальной


Тема 10. Культура Византии.

Задание 1.

! В чем выражалось влияние античной культуры на Византию

1. ______________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

3. ______________________________________________________________

4. ______________________________________________________________

5. ______________________________________________________________

6. ______________________________________________________________

!! Проведите сравнительную характеристику античного и византийского храмов

АНТИЧНЫЙ ХРАМ

ВИЗАНТИЙСКИЙ ХРАМ

Жилище бога.

_______________________________

Праздники и жертвоприношения у храма.

________________________________________________________________

Внешняя красота. Внутренняя простота.

________________________________________________________________

Прямоугольный с двускатной крышей.

________________________________________________________________

!!! Обозначьте основные элементы Византийского храма

hello_html_m24f16832.gif





hello_html_5d9e0d5a.gif












!!! На основе изученного материала отметьте характерные черты Византийской империи

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________

6. ________________________________________________________________

7. ________________________________________________________________

Задание 2. Решите кроссворд

По горизонтали: 1. Изображение из разноцветных камешков или кусочков цветного стекла. 2. Полукруглая сводчатая ниша в храме, направленная на восток. 3. Помещение у западного главного входа в храм. 4. Язык, ставший государственным в Византии. 5. Название науки, в области которой было создано много учебных пособий. 6. Название науки, появившейся в Византии. 7. Место в церкви, куда могли входить только духовные лица. 8. Живописное изображение Бога, Богоматери, сцен из Библии. 9. Строгие правила оформления храмов.

По вертикали: Фамилия ученого, положившего начало алгебре.




1











2








3












4













5











6









7













8











9









Ответы: По горизонтали: 1. Мозаика. 2. Апсид. 3. Притвор. 4. Греческий. 5. Медицина. 6. Алгебра. 7. Алтарь. 8. Икона. 9. Канон. По вертикали: Лев Математик.

Тестовые задания по теме:

1. Чьи культурные достижения унаследовала Византия?

а) античного мира и стран Востока

б) древних римлян и гуннов

в) славян и скифов

2. Какой язык стал государственным в Византии в VII - VIII вв.?

а) латинский

б) греческий

в) арабский

3. Почему в Византии был хороший уровень образования?

а) государство нуждалось в хорошо обученных чиновников

б) население проявляло большой интерес к наукам

в) происходило активное развитие хозяйства

г) сохранялась античная традиция образования

д) верно а), б), г)

4. Когда был построен храм святой Софии в Константинополе?

а) в V в.

б) в VI в.

в) в VII в.

5. Какой тип храмов складывается в X - XI вв. в Византии?

а) крестово-купальный

б) прямоугольный

в) квадратный

Ответы

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

а) античного мира и стран Востока

б) греческий


д) верно а), б), г)


б) в VI в.


а) крестово-купальный


Тема 11. Возникновение ислама и объединение арабов.

Задание 1.

! По карте охарактеризуйте особенности географического положения Аравии, и проследите взаимосвязь с основными занятиями населения

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Выстройте и охарактеризуйте систему управления арабским племенем

hello_html_18526995.gif















Задание 2.

Прочитайте текст

"Мухаммед начал провозглашать Коран перед своими соотечественниками. Мысли его были просты. Он призывал мекканцев отказаться от веры в множественность божеств, поклоняться только одному единственному богу - Аллаху. Этого бога мекканцы знали и прежде, но как одного из многих. Теперь им объявлялось, что так зовут единственного бога. Других же божеств просто не существует; те, кто верит в них, заблуждаются и будут за это наказаны. Аллах сотворил мир - небеса, землю, звезды, горы, растения и человека. Он облагодетельствовал людей, дал им средства пропитания, обеспечив их благоденствие. Люди возгордились, считая, что они сами - творцы всех благ. Но все в мире совершается по воле Аллаха <>

Жизнь человека не бесконечна. Миру придет конец. Тогда все будет перевернуто и уничтожено; все мертвецы воскреснут и будут приведены к Аллаху на суд. С каждого будет спрошено по его делам, и каждому будет по ним воздано. Те, кто верил в Аллаха и поступал благочестиво и праведно, будут навечно помещены в райские сады и будут жить там в блаженстве под сенью тенистых деревьев у прохладных ручьев. Те же, кто был не праведным и верил в языческих богов, ждет огонь Геены, страшные мучения жара и холод.

! Какие представления о Боге были у арабов до начала проповеди Мухаммеда?

Ответ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Что общего в представлениях ислама и христианства?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Сравните исторические условия (где и когда), в которых происходило становление христианства и ислама? Как они повлияли на различия и сходство двух религий?

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тестовые задания по теме:

1. Основным занятием оседлых арабов было

а) скотоводство

б) земледелие

в) ремесленничество

г) разведение виноградников и садов

2. Упадок родового строя у арабов происходит

а) в IV в.

б) в VI в.

в) в VII в.




3. Мухаммед начинал свои проповеди ислама

а) в 601 г.

б) в 622 г.

в) в 610 г.

4. Объединение арабских племен в единое государство произошло

а) в 622 г.

б) в 630 г.

в) в 610 г.

5. Арабский и Кордовский халифаты образовались

а) в VIII в.

б) в IX в.

в) в VII в.

Ответы

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

б) земледелие

в) ремесленничество

г) разведение виноградников и садов

в) в VII в.

в) в 610 г.

б) в 630 г.


а) в VIII в.



Тема 12. Арабский халифат и его распад.

Задание 1.

! Выявите причины успеха арабов в завоевании территорий

hello_html_m6d24ec2a.gif








!! Определите основные направления и территории арабских завоеваний

hello_html_36b41e9c.gif









!!! Выделите характерные черты политики арабов на завоеванных территориях и заполните таблицу

ПОЛИТИКА АРАБОВ

первоначально (в период завоевания)

после покорения

1. _____________________________

2. ______________________________

3. ______________________________

4. ______________________________

5. ______________________________

6. ______________________________

7. ______________________________

1. _____________________________

2. ______________________________

3. ______________________________

4. ______________________________

5. ______________________________

6. ______________________________

7. ______________________________


Задание 2.

!!! Составьте схему управления Арабским халифатом

hello_html_18526995.gif













! Обозначьте причины распада Арабского халифата

hello_html_m6d24ec2a.gif







!hello_html_e79a29.gif! Определите государства, которые возникли после распада Арабского халифата.










Тестовые задания по теме:

1. На каком полуострове издавна жили арабы

а) Апеннинском

б) Балканском

в) Аравийском

2. Как назывались кочевые арабы

а) бедуины

б) степняки

в) викинги

3. Какие главные занятия существовали у бедуинов

а) разводили домашнюю птицу

б) разводили верблюдов, овец, лошадей

в) разводили только лошадей

4. Как называлась новая религия, которая объединила арабские племена

а) ислам

б) христианство

в) буддизм

Ответы

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

в) Аравийском

а) бедуины

б) разводили верблюдов, овец, лошадей

а) ислам


Тема 13. Культура стран халифата.

! Достижения культуры каких народов, населявших Арабский халифат, способствовали высокому уровню развития культуры арабов?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Обозначьте причины высокого уровня арабской культуры

hello_html_m68463ed6.gif








!hello_html_m4ffe1076.gif! Вспомните, какие открытия и изобретения арабских ремесленников вам известны








!!! Заполните таблицу " Основные открытия и достижения арабских ученых в области науки"

НАУКА

ДОСТИЖЕНИЕ

Математика

1. _____________________________________________

2. ______________________________________________

3. _____________________________________________

4. _____________________________________________

5. _____________________________________________

Астрономия

1. _____________________________________________

2. ______________________________________________

3. _____________________________________________

4. _____________________________________________

5. _____________________________________________

География

1. _____________________________________________

2. ______________________________________________

3. _____________________________________________

4. _____________________________________________

Ботаника

1. _____________________________________________

Физика

1. _____________________________________________

Химия

1. _____________________________________________

Медицина

1. _____________________________________________

2. ______________________________________________

3. _____________________________________________

4. _____________________________________________

5. _____________________________________________


Диктанта по теме "Арабский халифат"

  1. Город, в котором родился Мухаммед. (Мекка)

  2. Главная языческая святыня арабов в Мекке. (Кааба)

  3. Основатель мусульманской религии ислам и основатель Арабского государства. (Мухаммед)

  4. Кто такие бедуины? (кочевники-скотоводы)

  5. Что означает слово «ислам»? (покорный богу)

  6. Что означает слово «мусульманин»? (человек, покорный богу Аллаху)

  7. Главная обязанность мусульманина. (вера в бога Аллаха)

  8. Города, главные религиозные центры, места поклонений (Мекка, Медина)

  9. Какое событие сыграло решающую роль в объединении арабов, в создании единого государства? (принятие религии ислам)

  10. Священная книга мусульман. (Коран)

  11. Назвать дату начала мусульманского летосчисления. (622 год)

  12. Что означает название «Медина»? (город пророка)

  13. Кого мусульмане считают автором Корана? (Аллаха)

  14. Как называются правила жизни мусульман? (шариат)

  15. Кто такие кадии? (судьи, знатоки Корана)

  16. Назовите еще 4 обязанности мусульманина. (5 раз в день молиться, соблюдать пост в рамадан, подавать милостыню, 1 раз совершить паломничество в святые места)

  17. Назвать дату основания Арабского государства. (630 год)

  18. Что такое «джихад»? (война с неверными)


Задание на закрепление знаний по теме "Раннее средневековье"

Составьте сравнительную хронологическую таблицу:

Век

Западная и Центральная Европа

Византия

Арабский халифат

VI в.

_________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

VII в.

_________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

VIII в.

_________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

IX в.

_________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

X в.

_________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

XI в.

_________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________


Раздел II. Расцвет средневековья.

Тема 14. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

Задание 1.

! Дайте определение понятию "город"

Город_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! В чем причины возникновения городов, где возникали города и почему?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! Перечислите факторы, способствующие образованию средневековых городов

1. Рост ремесленного производства, отделение ремесла от сельского хозяйства


2. Усовершенствование орудий труда


3. Господство натурального хозяйства


4. Расчистка пространства пол пашню, рост урожаев


5. Прикрепление крестьян к земле


6. Завоевание новых земель


7. Увеличение плотности населения


8. Рост церковного землевладения


9. Увеличение добычи железной руды


Задание 2.

! Дайте определение понятия "ремесло"

Ремесло __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

!hello_html_m2f4316fa.gif! Покажите влияния успехов в развитии ремесла на рост числа городов









!!! Прочитайте тексты и ответьте на вопросы

Ж.Довэ "Статуты для эксплуатации рудников"

В 1454 году французский королевский чиновник Жан Довэ, исполнявший обязанности советника и генерального прокурора, написал инструкцию о порядках в государственных рудниках и шахтах.

5. …Управляющий будет самым тщательным и добросовестны образом, как он только может, распоряжаться горными мастерами указанных рудников…

7. Также он должен направлять в кузницы указанных рудников самых лучших и старательных кузнецов, которые должны будут без задержки ковать железные клинья, молоты и прочие железные орудия для указанных рудников…

15. Также указанный управляющий будет посещать … плавильни названных серебряных рудников как в Коне и Вэне, так и в Брусье и наблюдать, как мастера литейщики и обжигальщики работают над рудой, литьем и обжиганием…

_________________________________________________________________

"Товары нарбоннского рынка"

В XIII в. Тулузское графство вело торговлю ремесленными изделиями через Нарбонну на Средиземное море. Прибывавшие в Нарбонну корабли из других стран и французские купцы платили пошлины за продаваемые товары. Ниже перечисляется часть этих товаров, упоминаемых в перечне пошлин. Многие из них ранее отсутствовали.

Цветное и беле французское сукно… Красное сукно, окрашенное кошенилью… Леридское сукно, коричневое и пурпуровое… Грубые полотна и холст… Белая и цветная ломбардская и барселонская бумазея… Кордовская кожа и бараньи шкуры, подбитые кордовской кожей. Оленьи шкуры… Дубленые бараньи шкуры. Кроличьи и беличьи шкуры… Шкуры выдры… Воск и головы сахару. Квасцы… римский тмин, миндаль… Железо. Сталь. Белила и твердое мыло. Жидкое мыло… Свинец. Фиги, изюм, каштаны, мед, сера, красильный желтник, деготь, солонина. Подпруги. Тетивы. Веревки. Орехи. Жир, сало и сыр. Масло. Вино. Рожь. Наконечники копий и металлические пластинки. Стремена. Шпоры. Шерстяные одеяла. Чашки. Обработанный букс. Зеркала. Ложки. Серебро. Золото. Панцыри… Бумага. Корзины. Кочерги. Сошники и мотыги. Стаканы. Сосуды.


Вопросы:

1. Какие выводы можно сделать на основе документов?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Чем, по вашему мнению, можно объяснить такие успехи в развитии ремесла? Почему?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

! Дайте определение понятию "цех".

Цех_________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

! В чем была причина образования трудовых цехов и союзов?

Причина_____________________________________________________________________________________________________________________________

!! Определите цели, хозяйственные функции цеха и условия вступления в него.

Цели

1. ______________________________________________

2. ______________________________________________

Хозяйственные функции

1. ______________________________________________

2. ______________________________________________

3. ______________________________________________

4. ______________________________________________

5. ______________________________________________

Условия вступления

1. ______________________________________________

2. ______________________________________________


!!! Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Из устава цеха парижских ткачей

Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий.

Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на четыре года службы.

Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.

Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.

Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.


Вопросы:

1. Для чего в цехе существовали ограничения?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какое значение имели цеха?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как был организован труд ремесленников?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!!! На основе текста и полученных ранее знаний выстройте цеховую "лестницу" и подпишите функции каждого элемента.

hello_html_68ba37a2.gif





!!! Составьте сравнительную таблицу о положении зависимых крестьян и ремесленников в средневековом обществе

Вопросы

Зависимый крестьянин

Городской ремесленник

1. Каким было хозяйство?



2. Чем владел?



3. От кого зависел?



4. Для чего производил продукцию?



Задание 4.

! Дайте определение понятию "товарное хозяйство"

Товарное хозяйство_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Покажите различия в положении крестьян и ремесленников, заполнив таблицу


ремесленник


крестьянин

С какой целью производил изделия городской ремесленник?

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

С какой целью крестьянин производил продукты сельского хозяйства?

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

Что он вынужден был приобретать?


_______________

_______________

_______________

Что он вынужден был приобретать?

_______________

_______________

_______________


!!! Используя карту "Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы ХI-ХIV вв.", определите два главных района европейской торговли: а) через Средиземное море;

б) через Балтийское и Северное моря.

Выстройте логическую схему, указав под чьим контролем находились данные направления, какие государства затрагивали (связывали торговыми путями), что импортировали и что экспортировали.

hello_html_7eb7a2a9.gif












Тестовые задания по теме:

1. Причины появления новых городов в средневековой Европе:

а) успехи в хозяйстве

б) отделение ремесла от сельского хозяйства

в) правильно только б)

г) правильно а) и б)

2. Город, жители которого победили в борьбе с сеньорами

а) монополия

б) коммуна

в) фортуна

3. Орган управления городом, избираемый горожанами

а) совет народных депутатов

б) ратуша

в) городской совет

г) совет ремесленников

4. Что такое цех?

а) место добычи сырья

б) место обработки сырья

в) союз ремесленников одной специальности

5. Кто являлся хозяином мастерской?

а) цех

б) цеховой старшина

в) мастер

6. Что такое гильдия?

а) союз старшин

б) союз купцов

в) союз правителей

7. Наиболее богатые семейства города составляли:

а) патрициат

б) пополанов

в) сословие феодалов

г) цеха


Ответы

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

6 вопрос

7 вопрос

г)

б)


в)


в)


в)


б)

а)


Тема 15. Католическая церковь в XI - XIII веках.

Задание 1.

! Дайте определение понятию "духовенство", раскройте основные привилегии данного сословия.

Духовенство_______________________________________________________

Привилегии___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!hello_html_m781dca03.gif! Опираясь на ранее изученный материал, покажите истоки могущества церкви.






!!! Заполните таблицу "Различие православной и католической церквей"

ХРИСТИАНСТВО

ЗАПАДНОЕ


ВОСТОЧНОЕ

Католическая («всемирная») церковь


Православная («истинная») церковь


Глава церкви?



Догмат Святого Духа



Загробная жизнь



Обряд причащения



Обряд крестного знамении



Вопрос об индульгенции



Молитва



Исчисление рождества и Пасхи



Язык богослужения



Обет Целибата



Особенности обрядов



Страны исповедовавшие религии



Задание 2.

! Дайте определение понятию "ересь", "еретики"

Ересь________________________________________________________________________________________________________________________

Еретики_____________________________________________________________________________________________________________________________

!hello_html_m781dca03.gif! Обозначьте причины возникновения ереси








!hello_html_m317b9996.gif!! Обозначьте в схеме основные положения и цели еретических объединений

















Задание 3.

!hello_html_m1ac7df16.gif Определите способы борьбы с ересью










!! Дайте определение понятия "орден". Обозначьте цели создания ордена.

Орден_______________________________________________________________________________________________________________________________

hello_html_m781dca03.gif







!!! Заполните таблицу "Особенности монашеских орденов", охарактеризуйте предложенные монашеские ордена

ОРДЕНА

Бенедиктинцы

Святой Бенедикт

XI век

Клюнийцы

Аббат Клюни

XI век

Юг Франции

Цистерцианцы

г.Цистерций (Франция)

XI век

Францисканцы

Святой Франциск Ассизский

XII век

Доминиканцы

Святой Доминик

XIII век

Юг Франции

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________


Тестовые задания по теме:

1. Когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную?

а) 1095 г.

б) 1054 г.

в) 988 г.

2. На каком языке шло богослужение в католических церквях?

а) латинском

б) греческом

в) испанском

3. Что обозначает теперь выражение "пойти в Каноссу"?

а) преодоление трудностей

б) добиться цели

в) пойти на унизительные уступки

4. Выберите правильное определение понятия "церковная десятина"

а) плата государства церкви

б) особый налог на содержание храмов и духовенства

в) часть доходов церкви, которую она платила государству.

5. Что такое индульгенция?

а) грамота о прощении грехов

б) проклятие, которое посылал папа императору

в) союз меду папой и императором.

6. Внутрицерковное движение за обновление церкви?

а) Францисканцев

б) Доминиканцев

в) Цистерианцев

г) Клюнийское движение

7. У какого итальянского замка император Генрих IV вынужден был умолять о прощении Григория VII?

а) Урбино

б) Мантуя

в) Бургос

г) Каносса

8. При каком папе рисский престол добился максимального могущества?

а) при Григории VIII

б) при Иннокентии III

в) при Урбане II

г) при Бонифации VIII

9. Какой из этих монашеских орденов назывался "нищенствующим"?

а) францисканцев

б) цистерианский

в) бенедиктинский

г) капуцинов


Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

б

а

в

б

а

г

г

б

а


Тема 16. Крестовые походы

Задание 1.

! Дайте определение исторического понятия "крестовые походы"

Крестовые походы__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

! Обозначьте повод (предлог) для начала крестовых походов

Предлог_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!hello_html_3bb2c5aa.gif! Раскройте основные причины и повод начала крестовых походов










!!! Рассмотрите цели и полученные результаты участников походов. Заполните таблицу


УЧАСТНИКИ

ЦЕЛИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Католическая церковь

1. _________________________

___________________________

2. _________________________

___________________________

_______________________________________________________________________________.

Короли

1.______________________________________________________2.__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Герцоги и графы




1._____________________________________________________

2.______________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

Рыцари

1.__________________________2.__________________________

_______________________________________.

Города (Италия)

Купцы

1._____________________________________________________

2._____________________________________________________.

_______________________________________________________________________________.

Крестьяне

1.______________________________________________________2.______________________________________________________

________________________________________________________________________________



Задание 2.

Заполните таблицу "Крестовые походы", указал хронологические рамки, причины, основные события, итоги (последствия).


РАМКИ

ПРИЧИНЫ

СОБЫТИЯ

ИТОГИ

1 К.П.









2 К.П.









3 К.П.









4 К.П.









5 К.П.










!hello_html_116a51bd.gif!! Выделите положительные и отрицательные последствия крестовых походов











Тестовые задания по теме:

1. Почему начались крестовые походы?

а) стремление участников походов освободить Святую Землю

б) стремление участников познакомится с традициями стран Востока

в) стремление открыть новые торговые пути

2. Когда проходил первый крестовый поход?

а) 1095 - 1098

б) 1094 - 1097

в) 1096 - 1099

3. Кто участвовал в крестовых походах?

а) крестьяне и горожане

б) крупные феодалы

в) рыцари

г) духовенство

д) все, что под а), б), в), г)

4. Как называлось главное государство крестоносцев, созданное на побережье Сирии и Палестины?

а) Иерусалимское государство

б) Тевтонское государство

в) Тамплиерское государство

5. Какая мировая религия появилась в Среднее века?

а) ислам

б) буддизм

в) христианство

г) синтоизм

Ответы

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

а

в

д

а

а


Тема 17. Образование централизованных государств в Западной Европе. Объединение Франции

Задание 1.

! Дайте определение понятию "централизованное государство"

Централизованное государство________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Выделите экономические, социальные и политические предпосылки объединения мелких самостоятельных государств в единое.

hello_html_5bb4cc14.gif











Задание 2.

! Охарактеризуйте этап "собирания" земель

Собирание земель___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

!hello_html_m3e80eba5.gif! Охарактеризуйте политику королей Франции за "собирание" земель











! Дайте определение понятию "генеральные штаты"

Генеральные штаты________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

!hello_html_m69a52f4a.gif! Раскройте основные функции "генеральных штатов"








!!! Дайте определение понятию "сословно-представительная монархия". Назовите основные сословно-представительные органы во Франции, Англии, Кастилии, Германии. _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тестовые задания по теме:

1. Развитие хозяйства и торговли во Франции происходит:

а) в IX веке

б) в XII веке

в) в XI веке

2. Объединение Франции в единое государство произошло

а) в XIII веке

б) в XI веке

в) в XII веке

3. Найди ошибку и запиши правильно сословия, на которые делилось все население Франции

а) 1 - е сословие - дворянство

б) 2 - е сословие - крестьяне и горожане

в) 3 - е сословие - духовенство

4. Генеральные штаты были созваны

а) в 1308 году

б) в 1301 году

в) в 1302 году

5. Были освобождены от уплаты налогов

а) крестьянство и горожане

б) духовенство

в) дворянство

Ответы

1

2

3

4

5

в)

а)

а) 1 - е сословие - духовенство

б) 2 - е сословие - дворянство

в) 3 - е сословие - крестьяне и горожане

в)

б)

в)


Тема 18. Образование централизованного государства в Англии

! Что являлось причиной объединения отдельных королевств в Англии в одно Английское королевство в V - VI веках?

Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Обозначьте, какой вклад внесли в объединение Англии представленные ниже правители

Альфред Великий

1.__________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________

Вильгельм Завоеватель

1.__________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________

6.__________________________________________

Генрих II Плантагенет

1.__________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________

6.__________________________________________

Ричард Львиное Сердце

1.__________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________

Иоанн Безземельный

1.__________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________


!hello_html_m7ea0de4e.gif!! Раскройте основные положения Великой хартии вольности и покажите ее значение для Англии







Значение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Выстройте схему сословно-представительного правления в Англии. Обозначьте основные функции парламента.

hello_html_7eb7a2a9.gif













!!! Проведите сравнительную характеристику Генеральных штатов Франции и Парламента Англии, выделите показатели для сравнения

Генеральные Штаты Франции

Показатели для сравнения

Парламент Англии













Тестовые задания по теме:

1. Централизованное государство начало складываться в Англии:

а) в X веке

б) в VIII веке

в) в XI веке

2. После судебной реформы Генриха II королевский суд рассматривал дела:

а) испытанием огнем

б) путем судебного поединка

в) с привлечение свидетелей

3. Первый парламент был созван в Англии

а) в 1297 году

б) в 1284 году

в) в 1265 году


Ответы

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

в) в XI веке

в) с привлечение свидетелей

в) в 1265 году


Тема 19. Столетняя война

! Как вы понимаете названия события - "столетняя война"?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Покажите взаимосвязь причин, повода и юридического оформления столетней войны

hello_html_69ca42c6.gif









!! Проследите этапы столетней войны с точки зрения основных событий и итогов этапов.

I этап (________________)

Основные события:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итог

___________________________________________________________________________________________________________________________________

II этап (________________)

Основные события:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итог

___________________________________________________________________________________________________________________________________

III этап (________________)

Основные события:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итог

___________________________________________________________________________________________________________________________________

IV этап (________________)

Основные события:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итог

___________________________________________________________________________________________________________________________________


!!! Проанализируйте особенности воюющих армий с точки зрения преимущества, показатели для сравнения определите самостоятельно.

Французская армия

Показатели для сравнения

Английская армия

















!hello_html_m7ea0de4e.gif!! Покажите итоги Столетней войны для обоих государств







Тестовые задания по теме:

1. Столетняя война началась:

а) в 1238 году

б) в 1356 году

в) в 1340 году

2. Первый период Столетней войны закончился:

а) в 1415 году

б) в 1350 году

в) в 1360 году

3. Военная деятельность Жанны д,Арк началась

а) в 1420 году

б) в1429 году

в) в 1453 году


Ответы

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

в) в 1340 году

в) в 1360 году

б) в1429 году


Тема 20. Восстания в Англии и Франции времен Столетней войны

! Дайте социально-экономическую характеристику периода XIV - XV веков.

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

! Объясните, почему крестьянское восстание во Франции получило название Жакерия.

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Выстройте причинно-следственные связи данных событий

Восстание Жакерия

причины

1.______________________________________________________

2.______________________________________________________

3.______________________________________________________

4.______________________________________________________


Ход восстания








Причины поражения


1._____________________________________________________

2._____________________________________________________

3._____________________________________________________


Последствия


1._____________________________________________________

2._____________________________________________________

3._____________________________________________________


Восстание Уота Тайлера

причины

1.______________________________________________________

2.______________________________________________________

3.______________________________________________________

4.______________________________________________________


Ход восстания








Причины поражения


1._____________________________________________________

2._____________________________________________________

3._____________________________________________________


Последствия


1._____________________________________________________

2._____________________________________________________

3._____________________________________________________


!!! Проанализируйте особенности восстаний крестьян Франции и Англии, показатели для сравнения определите самостоятельно

Жакерия (1358 г.)

показатели

Восстание Уота Тайлера (1381 г.)

















Тестовые задания по теме:

1. Поводом крестьянского восстания во Франции под названием Жакерия послужило:

а) увеличенный продуктовый оброк феодалу с крестьян

б) увеличенный денежный оброк феодалу с крестьян

в) бесчинство наемников в деревнях

г) введение королевского налога

2. Главной причиной поражение Жакерии было:

а) необученное войско

б) худшее вооружение, чем у дворянского войска

в) лозунг "За доброго короля!"

г) гибель главаря восстания Гильома Каля

3. Восстание под руководством Уота Тайлера началось:

а) в 1337 году

б) в 1358 году

в) в 1381 году

Ответы

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

в)

в)

в)


Тема 21. Усиление королевской власти в Англии и во Франции в конце XV века

Задание 1.

! Дайте определение "централизованное государство"

Централизованное государство________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Прочитайте исторический источник и ответьте на вопросы

Ф. де Коммин "Мемуары"

По поводу некоторых недостатков и добродетелей Людовика XI

Из всех тех, кого я знал когда-либо, всего лучше мог выпутаться из беды и напасти король Людовик XI, наш господин, смиреннейший и в одежде и на словах. Он весьма старался подкупить всякого, кто мог послужить или повредить ему. Он нисколько не досадовал, если человек, которого он хотел расположить к себе, ему отказывал, но продолжал свои усилия, давая щедрые обещания и на самом деле жалуя ему деньги и такие отличия, какие, как он знал, тому любы. Тех же, кого он во времена мира и благополучия изгонял и отвергал, он, если нужно, снова подкупал дорогою ценою, пользовался ими и не испытывал никакой к ним вражды за прошлое. Совершенно естественно он был другом людей среднего класса и врагом всех "вельмож", которые могли обходиться без него. Никто никогда не выслушивал стольких людей, не расспрашивал о стольких вещах, как он, никогда не желал узнать стольких лиц, ибо точно подданных своих, он досконально знал всех людей значительных и сильных в Англии, Испании, Португалии, Италии, а также и земель Бургундии и Бретани…


Какими способами Людовик XI добивался укрепления своей власти?

Ответ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На какое сословие опирался Людовик XI?

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________

О каких чертах личности Людовика XI можно узнать из отрывка?

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________

!hello_html_7eb7a2a9.gif! Выстройте схему системы централизованного государства во Франции














!!! Проанализируйте особенности раздробленного государства и централизованного и выявите отличия, занесите результат в таблицу

Вопросы для сравнения

Раздробленное

Централизованное

Кому принадлежала власть в стране?

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Права короля:

А) по отношению к феодалам;

Б) в государстве.

А___________________

_____________________

Б____________________

_____________________

А___________________

_____________________

Б____________________

_____________________

Источники доходов

короля.

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Какими военными силами располагал

король?

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Суд и законы.

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Административное

управление.

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

Города в системе государства.

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________


!!! Выявите последствия объединения Франции

hello_html_m3912fb78.gif








Задание 2.

! Обозначьте основную причину война Алой и Белой Розы

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите соперников в данном событии

hello_html_m2c0d26bd.gif


!! Раскройте особенности основных событий войны Алой и Белой Розы

1455 год



1460 год



1461 год



1483 год



1485 год




!! Охарактеризуйте особенности войны Алой и Белой Розы

hello_html_67b04245.gif







!hello_html_m3c43ebb4.gif!! Покажите суть политики Генриха VII по централизации государства








!!! Раскройте особенности абсолютизма в Англии

hello_html_3511c3c3.gif











Задание на закрепление материала

Составить синхронистическую таблицу

ВЕК

ФРАНЦИЯ

АНГЛИЯ

XI





Рост городов и расширение торговли.

XII

Начало борьбы между французскими и английскими

королями за владения во Франции.

XIII











XIV

Усиление феодального гнёта.

Начало Столетней войны (1337 год).



Захват англичанами Парижа и осада Орлеана.




XV

Окончание Столетней войны (1453 год).







Тема 22. Реконкиста и образование централизованного государства на Пиренейском полуострове

! Что такое реконкиста и когда она возникла?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! На какие государства была разделена Испания в XI веке?

hello_html_11d73ddb.gif






!hello_html_57561dff.gif!! Выделите последствия объединения Испании







!hello_html_86b03a5.gif!! Определите особенности Испанского централизованного государства








Тестовые задания по теме:

1. Арабы вторглись в Испанию:

а) в IX веке

б) в VII веке

в) в VIII веке

2. Реконкиста началась

а) в 1262 году

б) в 1085 году

в) в 718 году

3. Объединение Арагона и Кастилии произошло

а) в 1480 году

б) в 1479 году

в) в 1469 году

4. Реконкиста закончилась

а) в 1415 году

б) в 1218 году

в) в 1492 году

Ответы

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

в) в VIII веке

в) в 718 году

в) в 1469 году

в) в 1492 году


Тема 23. Феодальная раздробленность в центральной Европе

! Дайте определение понятию "феодальная раздробленность"

Феодальная раздробленность_______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Выстройте причинно-следственные связи особенностей феодальной раздробленности в Германии и Италии, выводы занесите в таблицу


Германия

Италия

Особенности развития торговли






Причины сохранения феодальной раздробленности







Последствия феодальной раздробленности








!!! Почему в Германии и Италии в XI - XV вв. не произошло образование централизованных государств?

Ответ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 24. Гуситское движение в Чехии

! В состав какой империи входило Чешское королевство в XIV веке?

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________

! В какой части Европы находилось Чешское королевство?

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________

!! Прочитайте исторические источники и ответьте на вопросы

О положении чешского крестьянства (Из урбария Бржезновского монастыря 1406 г.)

... Также всё вилланы (крестьяне) там должны и обязаны выполнять ангарии, или работы, перечисленные ниже: во-первых, каждой с одной дедины должен полдня пахать под озимое и другой день - под и яровое, также должен убирать каждый дедины 32 копны снопов. Также должны сено сушить и складывать в стога, а колонны все должны свозить (на курию). Также должны овощи на всех огородах сажать или сеять. Также должны горох убирать, сколько его будет. Также овец должны мыть и стричь в год... Также каждый виллан с дедины платит 2 цыплят и яиц полкопы и 2. Также годовой чинш там около 27 коп.

Высказывания Яна Гуса о чешском народе

Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону... и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, - чтобы чех умел управлять своими подданными...

Из проповеди Яна Гуса

Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые... устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ...

Охранная грамота императора Сигнзмунда

Мы, Снгизмунд... король римлян (и т. д.), принимаем достопоч­тенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра искусств, под наше и Священной империи покровительство и защиту; поэтому предписываем всем, чтоб ему было дозволено проехать в Констанц, оставаться там и свободно возвратиться, причем для охраны ого и сопровождающих его лиц должно давать проводников...

Протест чехов против заточения Яла Гуса (Февраль 1415 г.)

Князья и вельможи, богатые и бедные удивляются дерзости папы, заточившего без причины человека невинного и праведного, который поехал на Констанцский собор, чтоб оправдаться в клевете, возведенной на него и на весь чешский народ.

Ян Гус на Констанцском соборе

Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее: «Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали против меня все эти свидетели. Присяга - их - основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды - знает бог!»

Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он но мог убежать из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса.

Вопросы

1. Какие повинности выполняли крестьяне?

Ответ______________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие выводы о жизни крестьян можно сделать на основе этого документа?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кто, по мнению Яна Гуса, должен управлять чехами?

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что обещал император Сигизмунд Яну Гусу?

Ответ______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что произошло на соборе с Яном Гусом? Какие черты характера проявил Ян Гус на Констанцском соборе?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!! Определите, чем были не довольны и к чему стремились участники гуситского движения, результаты занесите в таблицу

Слои населения

Чем недовольны

К чему стремились

1. Крестьяне





2. Городская беднота





3. Рыцари и часть чешских панов




4. Городские мастера и торговцы




!! Охарактеризуйте два течения в гуситском движении


Табориты

Умеренные

Состав участников






Против чего вели борьбу






Цели борьбы







!!! Покажите историческое значение гуситского движения:

hello_html_86b03a5.gif











Тестовые задания по теме:

1. Чешские крестьяне платили королю

а) денежный оброк

б) часть урожая

в) налог в королевскую казну

2. Ян Гус начал свои проповеди:

а) в начале Х века

б) в начале XIV века

в) в начале XV века

3. Основным в проповедях Яна Гуса было:

а) критика недостойного поведения духовенства

б) прекращение продажи индульгенции

в) требование богослужения на родном языке

г) реформа переустройства церкви

4. Гуситские войны начались:

а) в 1420 году

б) в 1419 году

в) в 1415 году

Ответ

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

а)

в)

в)

а)

г)

б)


Тема 25. Османская империя в XIV - XVI веках

!hello_html_m1eee5f66.gif Обозначьте территорию, входившую в состав Османской империи в XIV - XVI веках











!! Выстройте систему управления Османской империей

hello_html_7eb7a2a9.gif













!hello_html_m582595ba.gif! Раскройте особенности положения покоренных народов








!!! Выявите и объясните причины упадка Османской империи

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________


Тема 26. Культура Западной Европы в XI - XV веках

!!! Задание

Работая с учебником и дополнительной литературой заполните таблицу

Направление культуры

Что нового появилось?

Значение

Технические изобретения

1.



2.



3.



4.



Образование

1.



2.



Литература

1.



2.



3.



Архитектура




Скульптура




Живопись






Рекомендуемая литература


  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков [Текст]: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. / Е.В. Агибалова, Г.М. Донских. - 14-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 254 с.

  2. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 класс. [Текст] / О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вако, 2008. - 384 с.

  3. Бойцов М., Шакуров Р. История средних веков [Текст]: учебник для VII класса средних учеб. завед. / М. Бойцов, Р. Шакуров. - М.: Мирос, 1995. - 480 с.

  4. Горбачев Н.А. Тесты по истории для 6 класса средней школы [Текст] / Н.А. Горбачев. - М.: Юнвес, 1997. - 352 с.

  5. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. [Текст]: учебник / А.Я. Гуревич, Д.Э. Харитонович. - М.: Интерпракс, 1995. - 336 с.




Для заметок______________________________________________


hello_html_307f082b.gif


Пособие к курсу "История Средних веков" "От простого к сложному"
  • История
Описание:

Пособие "От простого к сложному" содержит разноуровневые задания к историческим темам раздела "История средних веков" и ориентировано на учащихся 6 класса.

Задача автора пособия создать у учеников неповторимый образ средневековья, познакомив его с тем содержанием эпохи, которое унаследовано современной культурой и стало неотъемлемой ее частью.

Использование данного пособия преследует следующую цель - создание информационных и методических условий для организации дифференцированного обучения по курсу "История средних веков" для учащихся 6 класса.

Класс учащихся можно условно разбить на три группы в соответствии с возрастными особенностями и особенностями познавательной активности и темпов усвоения учебного материала:

§1 -я группа - учащиеся с низким темпом усвоения материала;

§2-я группа - учащиеся со средним темпом усвоения материала;

§3-я группа - учащиеся с высоким темпом усвоения материала.

Автор Шабашова Ольга Владимировна
Дата добавления 13.10.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 843
Номер материала MA-061268
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓