Главная / Начальные классы / Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.



hello_html_29eb2628.gifhello_html_45e4a40e.gifhello_html_737df250.gifhello_html_m496e43a0.gifhello_html_m4d7891f4.gifhello_html_m59c0564f.gifhello_html_4576e9e1.gifhello_html_m5e333e6e.gifhello_html_6cae9914.gifТема: Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

Тип урока: урок изучения нового.

Цель: научиться разбирать глагол по составу.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умения правильно выделять основы глаголов, «читать» графические схемы форм;

  • формировать умение устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков.

Развивающие:

  • развивать умения видеть в слове его части;

  • учить объяснять условия выбора орфограмм;

  • развивать чувство языка на основе познания знаков строения слов (форм глаголов) и понимания их внутреннего (структурного содержания);

  • обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательные:

  • прививать интерес к родному языку;

  • воспитывать способность преодолевания возникающих трудностей;

  • воспитывать умение слушать и понимать других;

  • воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

  • воспитание трудолюбия, способности к познанию.

Технология: деятельностного метода, информационно-коммуникационная

УУД

Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль.


Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.


Коммуникативные:

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Единица содержания образования: знакомство понятием алгоритм разбора глагола по составу.


Граница знания-незнания: дети знают, алгоритм разбора по составу других частей речи .

Оборудование урока: Бунеев Р.Н.Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы, в 2 частях. Часть 2, рабочие тетради, мел, ватманы, канцелярские принадлежности.







Паспорт урока:


1.Организационный момент.

1.1 Приветствие

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

2.1 . Индивидуальная работа на карточках.

3. Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке.

4. Постановка проблемы.

5. Открытие новых знаний

6. Углубление и обобщение изученного

7. Итог урока

8.Домашнее задание

9.Рефлексия

10.Организованное завершение урока



Ход урока


1.Организационный момент.

1.1 Приветствие

У: Доброе утро, ребята! На улице сегодня светит солнышко и у нас  в классе оно приветствует вас и поможет создать комфортную обстановку в классе для плодотворной работы на уроке.

У: Начинаем урок. Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал. Откройте тетрадь, запишите число, сегодня 21 апреля, классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

2.1 . Индивидуальная работа на карточках.

У: Перед вами на доске и на листочках буквы. Зачеркните на листочках те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки и выпишите в тетрадь оставшиеся буквы.


Х Г Т Л П Ч А С Г Ф О К Л (индивидуальное задание)


У: Прочитайте слово. (Глагол)


3. Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке. (работа в группах).

У: Ребята, а что мы уже знаем о глаголе? (Самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? и т д. и обозначает действие предмета, роль в предложении – сказуемое, может изменяться по числам, по временам (пр.в, н.в., б.в) по лицам (1л, 2л, 3л) и т.д.

У: Чтобы вспомнить всё, что мы уже знаем, я предлагаю вам поработать в команде по 4 человека и составить «карту ума».

(Коллективная проверка, одна группа зачитывает, что у них получилось, на доске все слова фиксируются, то, что не было сказано одной группой, дополняют другие.)




Глагол










У: Кто из команд желает выти к доске и рассказать, что у вас получилось? (дополнение других команд)

4. Постановка проблемы.

У: Ребята, посмотрите внимательно на нашу «карту ума», как выдумаете, почему я нарисовала ещё одну стрелочку? почему там стоит знак вопроса? (что-то не хватает, мы еще не всё знаем о глаголах, чему – то должны научиться).


У: Действительно ребята, сегодня мы должны с вами научиться ещё одному немаловажному делу, а какому - мы сейчас и узнаем.

У: Итак, к доске выходит Юля. Записываем на доске и в тетради слово:


ПРИБЕЖАЛ


У: Разберите это слово по составу. (Самостоятельное выполнение)

У: Итак, ребята, посмотрите на доску, поднимите руку те, кто согласен с решением Юли. А как правильно? (высказывание своей точки зрения)

У: А почему у вас много разных мнений? (мы не знаем, как разбирать глагол по составу)

У: Так значит, чему мы должны сегодня научиться? (разбирать глаголы по составу)

У: (Учитель рисует схему слова вместо знака ?)

- Итак, давайте подумаем, какова тема сегодняшнего урока? (Разбор глаголов по составу) (тема вывешивается на доску).

- Давайте составим примерный план урока: (учитель пишет на доске)

ПЛАН:

1). ? ПРАВИЛО/АЛГОРИТМ

2).познакомиться-? ( с чем?)

3).тренировочные упражнения

- А почему в первом пункте плана я поставила знак вопроса?, что туда необходимо дописать? (ПРАВИЛО)

4.1 Игра «Форма глагола»

У: А сейчас, ребята. Мы с вами немножко поиграем.

Итак, 1ряд – неопределённая форма

2 ряд – форма прошедшего времени

3 ряд – возвратная форма

У: Правила игры таковы, когда я буду называть глагол в неопределённой форме, тогда встаёт 1 ряд, когда вы услышите глагол в форме прошедшего времени – встаёт 2 ряд, а если слово стоит в возвратной форме, то встаёт 3 ряд. Понятны правила игры? Итак, начинаем, будьте очень внимательны!

Слова: писать( 1ряд), почему вы встали? докажите, что это слово стоит в неопределённой форме: у него есть суффикс – ТЬ- и т.д.)

ПИСАТЬ (1), ПРОЧИТАЛ (2), ДУМАЕТ, УЗНАЛА (2), КУПАЕТСЯ (3), ПРИНЕСТИ (1), ПЛЫВЁТ, ИГРАЮТ, ПРИЕЛЕТЕЛ (2), ВЕСЕЛЯТСЯ (3), ПИШЕТ, РАССКАЗАЛА (2), ДУМАТЬ (1), СПАСТИ (1), МОЕТСЯ (3), РАССЫПАЛАСЬ (3).

У: Молодцы, ребята!

У: Ребята, как вы думаете, чтобы правильно разобрать глагол ПО СОСТАВУ, что необходимо знать? (алгоритм)

У: Итак, действительно, необходимо знать алгоритм. Откройте, пожалуйста, учебник на с.111 и самостоятельно ознакомьтесь с памяткой, что нужно помнить и порядком разбора глагола по составу. (самостоятельное чтение)

У: Ребята, давайте теперь проверим, правильно ли мы разобрали слово, возвращаемся к нему. Юля, выйди к доске, теперь пользуясь алгоритмом из учебника, попробуй объяснить нам, как правильно разобрать это слово.

(разбор того же слова)


ПРИБЕЖАЛ

  1. определяю, в какой форме стоит глагол: прибежал – форма прошедшего времени

  2. нахожу и выделяю окончание и суффиксы, которые не входят в основу:


  1. выделяю основу слова:

  2. в составе основы нахожу и выделяю корень, для этого подбираю однокоренные слова:

  3. нахожу и выделяю приставку, суффикс:



5. Открытие новых знаний (индивидуальное задание, взаимопроверка)

У: У вас на столах лежат листочки с произведением Алексея Плещеева. Прочитайте, о чём оно? ( о весне)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

У: Правильно о весне, найдите и выпишите все глаголы, определите время, спряжение (взаимопроверка). А теперь меняемся с соседом тетрадками, возьмите простой карандаш и оцените работу своего одноклассника. Меняемся обратно. (общая проверка).

У: Молодцы! А теперь давайте разберём слова, выписанные в тетради, по составу.

ТАЕТ, БЕГУТ, ПОВЕЯЛО, ЗАСВИЩУТ, ОДЕНЕТСЯ. (у доски с проговариванием алгоритма)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.



6. Углубление и обобщение изученного

У: А сейчас найдите в учебнике упражнение 293 на с. 112. Выполним упражнение на доске и в тетради. Рома, прочитай задание.

  1. Итог урока

У: Сегодня отметки получают:

- Какое задание вам показалось лёгким? Трудным? Почему?

- Как вы оцениваете свою работу в группе? Группу в целом?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?

  1. Домашнее задание

У: Откроем дневник, запишем домашнее задание:

С.111 выучить алгоритм разбора глаголов по составу

И для тех, кто желает составить 3-4 предложения с использованными глаголами на уроке по теме весна.

  1. Рефлексия

У: Ребята, а сейчас я предлагаю вам заполнить вот такую анкету.

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

У: Вижу, вам сегодня очень понравился урок и вы очень активно в нём поработали.

  1. Организованное завершение урока

У: На этом наш урок закончен. Всем спасибо, всем молодцы!

8


Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

Тип урока: урок изучения нового.

Цель: научиться разбирать глагол по составу.

Задачи:

Образовательные:

  • ü формировать умения правильно выделять основы глаголов, «читать» графические схемы форм;
  • ü формировать умение устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков.

Развивающие:

  • ü развивать умения видеть в слове его части;
  • ü учить объяснять условия выбора орфограмм;
  • ü развивать чувство языка на основе познания знаков строения слов (форм глаголов) и понимания их внутреннего (структурного содержания);
  • ü обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательные:

  • ü прививать интерес к родному языку;
  • ü воспитывать способность преодолевания возникающих трудностей;
  • ü воспитывать умение слушать и понимать других;
  • ü воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
  • ü воспитание трудолюбия, способности к познанию.

Технология: деятельностного метода, информационно-коммуникационная

Автор Ягодарова Ольга Леонидовна
Дата добавления 31.05.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 411
Номер материала MA-067120
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓