Главная / Русский язык и литература / Портфолио учителя русского языка и литературы

Портфолио учителя русского языка и литературы

Министерство образования и науки РБ

МБОУ «Усть-Оротская средняя общеобразовательная школа»



Аттестационные материалы

П О Р Т Ф О Л И О

на высшую квалификационную категорию

hello_html_m319502e5.png

ФИО Доржиева Лариса Николаевна

Должность учитель русского языка и литературы

Имеющаяся категория высшая

Заявленная категория высшая

Звание «Почетный работник общего образования РФ»





2014

Раздел 1.


Фамилия Имя Отчество: Доржиева Лариса Николаевна.

Дата рождения: 18 августа 1962 год

Образование: высшее

Бурятский государственный педагогический институт

имени Доржи Банзарова, 1983 г.

Специальность: русский язык и литература

Квалификация: учитель средней школы

Квалификационная категория: высшая

2004 г. - присвоена высшая квалификационная категория по должности «учитель»

2009 г. - подтверждена высшая квалификационная категория по должности «учитель»

Общий трудовой стаж: 30 лет

Общий педагогический стаж: 30 лет

Педагогический стаж в МБОУ «Усть-Оротская сош»: 23 года

15.08.1983г. принята учителем русского и литературы в среднюю школу №2 г. Закаменск.

01.09.1990г. переведена учителем русского языка и литературы в Усть-Оротскую среднюю школу Кижингинского района.

1996 г. назначена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

2005 г. назначена на должность директора МОУ Усть-Оротская сош

Учебная нагрузка: 10 ч

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Усть-Оротская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Кижингинский район» Республики Бурятия.

Адрес школы: 671455, РФ, Кижингинский район с. Усть-Орот ул. Дугарова,14

тел/факс 8 3014131376

E-mail: ustorotsosh@mail.ru








Раздел 2. Самоанализ и самооценка педагогической деятельности

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего адаптироваться в быстро меняющихся условиях окружающей среды.

Двадцать три года я переступаю порог Усть-Оротской школы, и нет для меня большей радости, чем видеть детские глаза, улыбки, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. И всегда становится легко, когда осознаешь потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе.

Моя трудовая биография началась после окончания института в 1983 году в школе №2 г. Закаменск, в 1990 году по семейным обстоятельствам перевелась в Усть-Оротскую школу, в 2005 году возглавила руководство МБОУ «Усть-Оротская СОШ».

Свою задачу вижу в том, чтобы воспитывать жизнелюбивых, честных, активных и добрых в своей жизни людей.

Главные принципы моей работы:

  • Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии её качеств, черт и проявлений, а не только ученик!

  • Учитель – не передатчик знаний, информации, а организатор процесса учения и воспитания, сотрудничающий с детьми!

Считаю, что настоящий учитель должен быть:

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным; 

  • интеллигентным, нравственным и эрудированным; 

  • владеющим передовыми педагогическими технологиями.

Лозунгом своей жизни считаю афоризм: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Ведущей педагогической идеей в своей работе считаю не то, что надо дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной  задачей  новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя, моя задача. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

2.1. Цель и задачи профессиональной деятельности.

Свою профессионально-педагогическую деятельность я осуществляю исходя из понимания стратегии развития образования и принципов образовательной политики в России на современном этапе.

Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важным фактором успешного и устойчивого развития общества. Главное преимущество высокоразвитой страны связано с развитием человеческого потенциала, что во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны.

Таким образом, основные тенденции общественного развития определяют образовательные приоритеты:

  • ускорение темпов развития общества диктуют необходимость подготовки школьников к жизни в быстро меняющихся условиях;

  • переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, определяют важность формирования информационной компетентности и коммуникабельности и развития исследовательских умений;

  • возрастание значения человеческого капитала в развитии общества обусловливает формирование у выпускников школы готовности к самообразованию и осуществлению непрерывного образования в течение всей жизни.

Анализ позитивных изменений, происходящих в обществе и системе образования России, позволяет выделить инновационный признак – наличие нового социального и государственного заказа к образованию, выражаемого в новых целях и ценностях образования, новом содержании образования, в требованиях к продуктивности технологий и методик обучения. Современная школа ориентирована:

  • на социальный заказ, определяемый обществом и родителями;

  • на обеспечение защиты прав обучающегося и свободы выбора образовательного пути;

  • на обеспечение государственных гарантий получения полноценного образования;

  • на достижение нового современного качества образования;

  • на оказание социально-педагогической и психолого-педагогической помощи учащимся и их семьям.

  • на развитие исследовательских умений учащихся как важного фактора адаптации и мобильности в изменяющихся условиях.

Среди школ Кижингинского района особое место занимает наша школа с ее идеей разновозрастного обучения. В связи с низкой наполняемостью классов, в целях сохранения школы, актуальной для нашей школы стала необходимость перейти на разновозрастное обучение. Сельская малочисленная школа имеет большие возможности для осуществления личностно и индивидуально - ориентированного подхода к организации воспитательного процесса. В то же время эти возможности ограничены рядом факторов, учитывать которые сегодня вынуждена как сама школа, так и ее окружение, органы образования, чтобы обеспечить социальное становление ребенка, обучающегося в сельской малочисленной школе. Так как жизнедеятельность небольшой школы происходит преимущественно в разновозрастных коллективах (учащиеся, педагоги, родители, общественность села), то базовой единицей организации взаимодействия является разновозрастная группа (РВГ), а разновозрастное обучение (РВО) – ресурсом качественного изменения образовательного процесса в сельской малочисленной школе.

Цель образовательной деятельности  нашей школы: «Становление социально компетентной личности учащегося, характеризующееся его направленностью на позитивное саморазвитие, самоопределение на основе разновозрастного обучения, а также способностью к активной позитивной самореализации в интересах своей личности, общества и государства».

Исходя из вышесказанного, как учитель русского языка и литературы, ставлю следующие цели моей профессиональной деятельности: формирование основных ключевых и предметных компетенций на уроках русского языка и литературы и внеурочной деятельности, эффективное построение учебного процесса в разновозрастной группе для успешного овладения учащимися  базового уровня знаний, соответствующего стандарту образования, воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться в изменяющихся условиях жизни; формирование у учащихся умения и желания самосовершенствоваться.

Русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом, т.е. овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности. Это реализуется на основе личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе  развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Эффективность реализации данных задач, на мой взгляд, будет отслеживаться по следующим критериям и показателям:

  • быть актуальным, то есть соответствовать потребностям школы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политик;

  • идти в ногу со временем:  усовершенствовать отдельные стороны педагогической деятельности; уметь  комбинировать  элементы известных методик; разработать новые средства их применения, ставить и решать новые педагогические задачи;

  • иметь результативность: на уровне знаний учащихся; в личностном развитии учащихся; в методическом и научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса;

  • быть стабильным: подтверждать эффективность опыта при изменении условий, достигать устойчивые положительные результаты на протяжении длительного времени. 

2.2. Анализ и оценка условий профессиональной деятельности.

Характеристика образовательной среды

Образовательная среда, в которой осуществляется процесс воспитания и обучения школьников, включает:

  • Учебный кабинет. Кабинет русского языка, в котором я работаю, создан и оснащён для активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала учащихся. Собран богатый дидактический материал, таблицы по русскому языку. В кабинете оформлены стенды «Подготовка к ЕГЭ и ГИА», «Сегодня на уроке», «Литература в школе». Если учебный кабинет был укомплектован необходимым учебно-методическим комплексом и средствами обучения, которые соответствовали бы профилю кабинета – преподаванию русского языка и литературы, работать было бы легче и интереснее. Для использования интерактивной доски и компьютеров уроки провожу в компьютерном кабинете. В школе составлен график проведения уроков в этом кабинете, поэтому особых трудностей или проблем не возникает.

  • Компьютерный кабинет. Благодаря хорошему оснащению кабинета информатики нашей школы мы имеем возможность использования в учебном процессе компьютера, интерактивной доски, учебных видеофильмов, мультимедийных презентаций, ресурсов интернета.

  • Школьная библиотека, как источник получения информации, располагает достаточным списком произведений для изучения школьной программы по литературе, всеми учебными пособиями, включая энциклопедии, различные словари, периодические издания. Библиотека находится рядом с кабинетом, что очень удобно.

  • Интернет-ресурсы:

http:// festival.1september.ru;

http://www.proshkolu.ru/user/larnic1962/file/4671738/

Данный список постоянно пополняется и расширяется.

  • УМК

Я выбрала линию учебников «Русский язык» для 5-9 классов (Авторы Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и другие. Издательство «Просвещение»). Авторы ставят целью формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся, учебники построены с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал дается с учетом возрастных особенностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в изданиях отводится повторению. Работа по культуре речи рассредоточена по классам. Новые издания перерабатываются и дополняются в соответствии с требованиями Обязательного минимума содержания основного общего образования и с учетом изменений в программах по русскому языку.

Применяю в своей работе комплект методических пособий, включающий следующие издания: "Обучение русскому языку в 5 классе" авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, Л.Ю. Комиссаровой; "Уроки русского языка в 5 классе" автора Г.А. Богдановой, методические пособия "Уроки русского языка в 5 классе" автора Е.И. Никитиной, «Дидактические материалы» для 5 и 6 классов (Л.А.Тростенцова и другие). В 10-11 классах работаю по учебнику Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В. «Русский язык.10-11класс». Цель курса-достижение учащимися коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенции. Современный русский язык представлен как система. Теоретический материал дан крупными блоками, изложен полно, логично, доступно, многоаспектно, снабжен убедительными литературными примерами, отобранными из художественных произведений 19 и 20 веков. Учебник помогает учащимся систематизировать, обобщить и дополнить полученные знания по русскому языку. Учебник можно использовать при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). По литературе работаю по линии учебников В. Я. Коровиной, где большое значение придаётся развитию ученика: например, есть постоянные разделы «Литературные места России», которые можно назвать заочной экскурсией для погружения в тот мир, вещественный, природный, который окружал писателя и его творчество. Учебники снабжены словарём литературоведческих терминов, словарем указателя имён для расширения кругозора ребят, в том числе и общекультурного. Теория литературы в этой линии воспринимается как необходимый инструментарий для познания тех или иных произведений, вводится постепенно и в связи с конкретным текстом: если говорить о жанре баллады, то логично это говорить в связи, например, с Жуковским. Теория тесно связана с конкретными текстами и помогает глубже понять и познать их.

В 10-11 классах работаю по линии УМК под редакцией Ю.В.Лебедева, В.П.Журавлева. 10-11 классы. Главная идея линии - духовно-нравственное становление ученика в процессе приобщения к шедеврам русской классики. В учебнике Ю. В. Лебедева для 10 класса раскрывается динамика литературного процесса XIX в., его связь с историей, его противоречия. Учебник 11 класса под редакцией В. П. Журавлёва знакомит учащихся с новым современным взглядом на литературный процесс XX в.

Основные идеи учебников для 10 и 11 классов: формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности; диалог автора и читателя в процессе изучения курса литературы; библиографический поиск, обращение к различным источникам информации (словари, энциклопедии, Интернет) для решения познавательных задач (подготовка к докладу, написанию эссе, рецензии).

  • Рабочие учебные программы. Мною разработаны рабочие программы по русскому языку и литературе для разновозрастных групп 5-6 класса и 10-11 класса, имеющие рецензии Очировой Д.Б., кандидата филологических наук, доцента кафедры бурятского языка и методики преподавания восточного института БГУ. Рабочие программы по учебным курсам «Русский язык» и «Литература» составлены для разновозрастной группы учащихся 5-6 классов на основе Федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку, литературе, примерной программы общего образования по русскому языку, литературе, авторской программы для разновозрастной группы Усть-Илимского экспериментального лицея, примерной программы среднего общего образования по русскому языку, литературе для 5-9 классов с учетом методических рекомендаций по преподаванию русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на новые государственные образовательные стандарты.

Основная идея и структура программы основывается на принципах концепции образовательного процесса в школе и технологию обучения определяют следующие положения:

  • изложение материала 5-6 классов в течение одного года;

  • двухкратное повторение курса за период обучения;

  • объединение содержания предмета в крупные блоки;

  • широкое использование в учебном процессе взаимообучения учащихся.

В основу  рабочей  программы по русскому языку для 10-11 класса положены актуальные в настоящее время идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку.

Общее содержание  рабочей   программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного  русского   языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации. Программа по литературе для 10-11 классов составлена на 105 часов из расчета 3 ч. в неделю для разновозрастного класса. Изучение тем делится на 2 модуля, т. е. 1 модуль 52ч. отводится для программы 10 класса, 2 модуль 53 ч. для 11 класса. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. 

Также разработан элективный курс по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ» для 10-11 классов.

  • Повышение квалификации.

Развивать ребенка может только развивающийся учитель, следовательно, повышение профессиональной компетентности осуществляю через:

  • курсы повышения квалификации (таблица 1);

  • обучающие семинары и стажировочные площадки школы, района, республики;

  • участие в работе методических объединений, творческих групп, в исследовательской и инновационной деятельности школы, района, республики (таблица 2,3);

  • участие в педагогических конкурсах, фестивалях, конференциях с докладами и проектами;

  • работа по индивидуальной теме самообразования в рамках деятельности методического объединения учителей по предметам гуманитарного цикла.

Курсы повышения квалификации

Таблица 1

Название организации, где прослушаны курсы

Год

Кол-во часов

Проблематика курса

1



РИКУиО

2011

72

«Экспертное оценивание в лицензировании и государственной аккредитации».

2

РИКУиО

2012 г

72

«Экономические правовые механизмы финансирования по гос. заданию как основы повышения качества общего образования и обеспечения его независимой оценки».

3

РИКУиО

2012

36

Реализация ФГОС средствами УМК по русскому языку «Перспективная начальная школа»

4

РИКУиО

2012

72

«Современные подходы и технологии филологического образования в свете требований ФГОС»

5

ИД «Первое сентября»

2013

48

Дистанционные курсы

6

АОУ ДПО РБ «БРИОП»

2013

8

«Технология подготовки учителя русского языка и литературы к аттестационным процедурам»




Распространение и обобщение педагогического опыта

Таблица 2


Название мероприятия


Год

Форма участия

1

Фестиваль методических идей «Первое сентября»

2009


Публикация статьи

2

Международный молодежный форум

«Профессиональное становление молодежи»

2009

Участие

3

Международный фестиваль проектных идей «Диалог культурно-образовательных и общественных инициатив»

2009

Участие

4

Республиканский форум малокомплектных школ

2010

Участие

5

Республиканский педсовет малокомплектных школ

2010

Участие

6

Фестиваль педагогических идей «Первое сентября»

2011

Публикация статьи

7

Районный методический семинар учителей русского языка и литературы

2013


Разработка и проведение семинара, открытый урок

8

В рамках районного конкурса «Дни экономики, культуры, образования и местного самоуправления», посвященного 90-летию Республики Бурятия

2013

Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ

9

Республиканская выставка-ярмарка педагогических инноваций, методических идей 2013 г.

2013

Участие

10

V Байкальский образовательный форум «Интеграция инновационной образовательной среды и социокультурного пространства сельского района»

2013

Организация скайп-трансляции

11

Конкурс «Открытый урок» в рамках фестиваля «Первое сентября»


2013

Урок « Творчество Намжила Нимбуева»

12

Общероссийский проект «Школа цифрового века»

2012/13

Организатор, участник







Статус учителя в системе методической работы

Таблица 3

Статус

Предмет деятельности

Дата

Председатель жюри районной олимпиады по русскому языку

Экспертиза олимпиадных работ учащихся

2009-2013

Член жюри НПК «Шаг в будущее»

Экспертиза проектных работ учащихся

2009-2013

Эксперт ГИА района

Экспертиза работ учащихся по русскому языку.

2010-2013

Куратор, организатор российских дистанционных олимпиад и конкурсов

Организация и проведение мероприятия

2010-2013



2.3. Анализ и оценка качества образовательного процесса.

Сегодня в условиях быстро меняющегося мира выпускник школы должен самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни, поэтому учитель должен строить стратегию профессиональной деятельности через формирование ключевых компетенций школьников. Как  же помочь ребёнку стать компетентным?  Этого можно добиться при использовании современных образовательных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, развитие критического мышления, познавательную активность. Для достижения цели ставлю  следующие задачи:

  • обеспечить различные индивидуальные траектории получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся;

  • повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

  • формировать мотивацию к изучению русского языка и литературы, ответственность  у учащихся за результаты своего труда, стимулировать работы учеников в зависимости от их индивидуальных способностей;

  • совершенствовать виды и формы  диагностики и контроля;

  • развивать информационную культуру учащихся.

На разновозрастных занятиях, как показывает практический опыт, можно использовать широкий спектр различных форм и методов для организации обучения в диалоге, которые учат работать с информацией, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, развивают речь, способность адаптироваться к новой ситуации. Чтобы обучение в разновозрастных группах было эффективным в сравнении с обычной классно-урочной системой, обязательно нужно организовать взаимодействие, общение детей. Для этого на учебных занятиях практикую организацию познавательной коллективной деятельности. Основу такой деятельности составляет групповая и парная работа. Групповая работа может проходить в течение всего занятия, либо включается в отдельные его фрагменты. Считаю целесообразным сочетание различных способов формирования групп. В каждой группе организована работа консультантов - старшие учащиеся выполняют ряд педагогических функций. Они учатся анализировать свою работу, рефлексировать. В разновозрастном обучении необходима организация взаимообучения. Позиция ученика на занятии: меня учат – учусь сам – учусь учить других – учу других. Пока ученик другому что-то не объяснит, не спросит о чём-то, не расскажет что-то, он сам не поймёт другого и самого себя. Чтобы это произошло, ребёнок становится объектом другого, а значит, включается в учебную деятельность. Такая позиция побуждает каждого ученика к активным умственным действиям, что составляет суть проблемного обучения.

 Работаю по теме самообразования «Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся в разновозрастной группе к изучению русского языка и литературы».  Целью моей работы является  изучение и внедрение в деятельность технологий, методов и приемов, позволяющих сделать учебный процесс увлекательнее, результативнее.

Основные направления образовательной деятельности:

  • использование инновационных технологий, методов, приемов, позволяющих разнообразить процесс обучения;

  • повышение познавательной и учебной мотивации учащихся к предметам гуманитарного цикла;

  • развитие мышления, внимания, творческих способностей обучающихся.

Выбор темы для самообразования «Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы» обусловлен тем, что при изучении роль ИКТ повышается, так как они выступают эффективным средством формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся. В ИКТ учащиеся имеют возможность выбора личностно значимого содержания обучения, типа заданий, их сложности, качественного содержания, скорости изучения. Для создания соответствующих условий использования ИКТ в обучении учитель должен обладать информационно-коммуникативной компетентностью, следовательно, я работаю над:

  • методикой использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в рамках изучения тем школьного курса;

  • разработкой уроков и фрагментов урока по русскому языку и литературе с использованием ЦОР;

  • использованием различных методов и форм обучения с применением ЦОР.

Умею применять в профессиональной деятельности специальные ИКТ- компетенции:

  • избирательно использовать ИКТ-ресурсы, определять педагогическую целесообразность использования электронных образовательных продуктов в учебном процессе;

  • работать с дистанционными курсами.

Использование ИКТ-технологий позволяет усилить мотивацию учения:

  • путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);

  • путем ориентации учения на успех (позволяет довести начатое до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники);

Однако важно понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, помнить не только о положительных, но и об отрицательных последствиях компьютера, особенно в младших классах (5-6 классы).

С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С его помощью можно:

  • развивать интеллект, навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации;

  • эффективно использовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в жизни человека;

  • разнообразить формы учебной деятельности школьников на уроке;

  • осуществлять индивидуальный подход в обучении;

  • проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий;

  • обеспечивать гибкость управления учебным процессом;

  • повышать интерес к изучению русского языка и литературы и к учению в целом.

С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками. Поэтому при организации урока с использованием ИКТ придерживаюсь требований:

  • чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку за счёт упражнений для снятия напряжения и утомления, улучшения мозгового кровообращения;

  • тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.

Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:

  • при объяснении нового материала;

  • при закреплении и повторении изученного;

  • при итоговом контроле.

Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.

Благодаря современным образовательным технологиям и творческой активности учителя развертывается деятельность учеников в учебной и внеучебной деятельности. Достижение поставленной цели вижу также в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; развития критического мышления; метода проектов; методики Ривина. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах. Одна из важных задач учителя - формирование познавательной активности школьников в ходе обучения. Стремление к знанию, учебной деятельности может быть вызвано разнообразными педагогическими приёмами, методиками, современными технологиями развивающего обучения. Поэтому осуществляю выбор методов обучения исходя из индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся. Совмещаю традиционные формы и методы обучения с методикой взаимопередачи тем, взаимотренажа, взаимопроверки индивидуальных заданий.

В основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо лежит принцип: «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя», который  служит формированию мотивации познания у обучающихся. Технология предполагает деление урока на три фазы: вызов, реализация и рефлексия – и разнообразные приемы, которые направлены на развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельность. Использование технологии развития критического мышления развивает мыслительную деятельность учащихся; формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения. Использую методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создаю ситуацию успеха.

Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Источник творческого мышления – это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность учитель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний. Цель технологии проблемного обучения – это стимулирование интеллектуальной активности учащихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем, также формирование творческого, нестандартного мышления.

Метод проектов как педагогическая технология, ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко изучили тему учащиеся группы, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс-группа-учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), учителю важно корректно на них указать, чтобы не отбить желание у учащихся принимать участие в такой работе. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

  • принимать самостоятельные аргументированные решения;

  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Внедряю метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности являются исследовательские работы, представленные моими учениками на научно-практической конференции «Шаг в будущее», «Серебряная Альфа», «Сибирская весна» на различные темы. Метод проектов позволяет учащимся научиться планировать собственную работу, с помощью компьютерной презентации представить и оценить результат своей деятельности, составление проекта с использованием ИКТ предполагает у школьников наличие информационной культуры. Поэтому я использую проектирование и в урочной деятельности.  Выбираем учебный проект, потому что он дает возможность делать что-то интересное самостоятельно, в паре или в группе, позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Темы для исследований выбираю интересные с точки зрения учащихся  и в то же время значимые с точки зрения  повышения их  интеллектуального уровня, то есть темы, позволяющие заглянуть за рамки школьной программы.

Применяю  коллективный и групповой способ обучения. В основе технологии – творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Создаю такие задания, в процессе выполнения которых появляются работы творческого характера. Также приёмы технологии позволяют работать с учётом   ведущей системы восприятия обучающихся. Учет ведущего  канала восприятия является проявлением индивидуального подхода в обучении. Эффективным считаю обучение, когда цель, поставленная учителем, становится целью самих учащихся. Процесс познания происходит более активно и глубоко. Стремление разобраться в каком-либо вопросе побуждает учащихся к исследовательской работе. Поэтому во многие уроки включаю лингвистический эксперимент, развивающий не только мышление, но и языковое чутьё. Один из приёмов создания мотивации изучения темы – приём «открытия детьми темы», опирающийся на психологические особенности детского восприятия, естественное желание разгадать загадку, поставленную в интересной форме; ответить на вопрос, возникший в ходе учебного диалога; увидеть незнакомое в тексте и попытаться самостоятельно разобраться в нём. Чтобы учение было посильным для всех детей, использую разноуровневые задания на уроке и в качестве домашнего задания, разноуровневые контрольные работы, карточки дозированной помощи. Иногда предоставляю детям возможность выбирать содержание и форму домашнего задания.

В 10-11 классе чётко налажено самоуправление (то есть в каждой группе имеется лидер, который является ответственным за организацию работы в своём отряде, поэтому только координирую работу группы, ученик может переходить из одной группы в другую группу. Он может попеременно работать в разных группах: прочитать мини-лекцию в одной группе и дать ребятам вопросы для её самостоятельной проработки, подсесть к другой группе и проконтролировать, как идёт работа в парах по методике Ривина; затем принять зачёт у учеников из третьей группы, после проследить, как передают друг другу темы ученики, занимающиеся в группе по методике «взаимопередачи тем».

Также практикую уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки-исследования. При проведении уроков и внеклассных занятий обязательно учитываю возрастные особенности своих учеников и их способности. Всячески способствую развитию интереса учеников к русскому языку: применяя активные формы деятельности (групповая работа, дидактические игры, работа в парах в системе уровневой дифференциации), используя опорные схемы, таблицы, алгоритмы, которые дают возможность детям получать глубокие и прочные знания. Считаю, что на своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:

  • учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;

  • информационные компетенции:  учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

  • коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать других.

Внеурочная и внеклассная деятельность учителя – одна из составляющих всей системы работы в школе. Как учитель гуманитарного цикла, большое внимание уделяю творческому  развитию своих воспитанников, формированию навыков эффективного общения, организую участие в различных литературных конкурсах, мероприятиях. Внеурочная работа по предмету ставит перед собой цель: углубить знания, полученные школьниками на уроках, сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, находить и отбирать материал по интернету, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в библиотеке, архиве (по возможности), интернете. С учащимися 10-11 классов мною организован кружок «Юный журналист» в 2009 году. Ежемесячно выпускали школьную газету под названием «Школьная планета» Итогом работы кружка стало участие детей в конкурсе «Салют, юнкор». По причине отсутствия времени на внеурочную работу, работа кружка была приостановлена. С начала этого учебного года возобновила работу кружка несмотря на занятость, так как учащиеся сами пришли к выводу, что написание статьи, очерка и эссе – это и есть подготовка к ЕГЭ, а именно помощь в подборе аргументов в написании сочинения. Школьную газету переименовали, теперь она называется «Переменка». С содержанием газеты можно ознакомиться на сайте нашей школы ustorotsosh.ru.

Применяя различные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности, и работая над темой самообразования, имея достаточный профессиональный опыт, оказываю коллегам помощь в планировании, в подготовке уроков и внеклассных мероприятий, делюсь опытом работы на педсоветах. Участвую  в семинарах, с удовольствием перенимаю опыт своих коллег, посещая их уроки. Я организатор проекта «Школа цифрового века», участник Фестиваля педагогических идей издательского дома «Первое сентября», зарегистрирована в образовательных сайтах, периодически просматриваю новые документы на сайтах МО РФ, РБ, КПМО, принимала участие в работе семинаров по внедрению разновозрастного обучения в Сосновоозерской средней школе №1 Еравнинского района, в работе республиканских семинаров, активно распространяю собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания, принимала участие в работе республиканских педсоветов, регулярно выступаю   на муниципальном методическом объединении, даю  мастер-классы. Мною изучены следующие документы и проекты: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Нормативно-правовые документы и методические материалы по предмету; Федеральная целевая программа развития образования на 2010/2015 годы; Проект «Наша новая школа».

2.4. Анализ и оценка качества образовательных результатов.

Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания, подтверждённые результатами единого государственного экзамена и поступлением выпускников в ВУЗы.

Ежегодно мои воспитанники принимают участие в школьных, районных, республиканских и всероссийских заочных олимпиадах, что является подтверждением высокого интереса к предмету. Динамика предметных достижений учащихся за последние 3 года показывает, что уровень обученности моих выпускников стабильный, динамика качества знания показывает рост.


Результаты учебной деятельности учащихся по русскому языку

Качество знаний, уровень обученности без учета экзаменов

Год

Класс

Русский язык

Литература

Качество

(%)

Успеваемость (%)

Качество

(%)

Успеваемость (%)

2009-2010

10

60

100

60

100

2010-2011

11

56

100

78

100

2011-2012

9

67

100

78

100

2012-2013

7

60

100

80

100

10-11кл

75

100

75

100

2013-2014

1полугодие

5-6кл

44

100

67

100

10-11кл

63

100

63

100

Таблица 3









Результаты ГИА

Уч. год

Кол-во учащихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

2011/2012

9

1

5

3

-

3,7



Результаты ЕГЭ

Уч. год

Средний балл

Наивысший балл

Сдали выше порогового значения

2010/11

60

78

100%

2012/13

62

84

100%


Результаты моих учеников

Российский уровень

Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех».


Учеб. год

ФИО уч-ся

Класс

Достижение

2009/10

1

Сампилова Л

10

сертификат

2

Намсараева С.

10

сертификат

3

Буянтуев Б

10

сертификат

2010/11

1

Цой С

11

сертификат


2

Захарова Л

11

сертификат

3

Бабудоржиева Э

11

сертификат

2011/12

1

Шарапов А

9

сертификат

2012/13

1

Жамсуева С

7

сертификат


2

Цыдыпов Д

7

сертификат


3

Петров С

10

сертификат


4

Шадапов Э

10

сертификат


5

Гармажапова Э

11

сертификат


6

Намсараев Ч

11

сертификат


Зимние интеллектуальные игры.

Учеб. год

/№

ФИО уч-ся

Класс

Достижение

2010/11

1

Цыренова С

11

сертификат


2

Захарова Л

11

сертификат

Всероссийская олимпиада «Знатоки русского языка»

Учеб. год

/№

ФИО уч-ся

Класс

Достижение

2010/11

1

Будаева И.

11

сертификат


2

Цыренова С.

11

сертификат


Всероссийская олимпиада школьников «Знание – сила». Центр гражданского образования «Восхождение»

Учеб. год

/№

ФИО уч-ся

Класс

Достижение

2012/13

1

Доржиева А.

11

сертификат


2

Сампилова С.

11

сертификат


Участие учащихся в олимпиадах


Учебный год

ФИ ученика

Класс

Предмет

Уровень

Школьный

Муници

пальный

Республи

канский


2009-

2010

Сампилова Л.


10

Русский язык

1 место

3 место


Сампилова Л.

10

Литература

1место

Участие



2010-

2011

Сампилова Л.

11

Русский язык

1место

2 место



Намсараева С.

11

Литература

1 место

4 место



2011-

2012

Шарапов А.

9

Литература

1 место

Участие



Цыбикжапова Т.

9

Русский язык

2 место

Участие



2012-

2013

Цыбикжапова Т.

11

Литература

1 место

4 место


Доржиева А.

11

Русский язык

1 место

3 место



Шарапов А.

10

Литература

1 место

Участие



2013-

2014

Намсараев Ч.

11

Русский язык

1 место

4 место

«Лингва» 1 место

Шарапов А.

11

Литература

1 место

Участие



Карпов М.

10

Литература

1 место

Участие






Участие учащихся в конкурсах, научно-практических конференциях.


Мероприятия

Уровень

Год

/№

Фамилия, имя ученика

Класс

Рейтинг

НПК «Шаг в будущее»


Муници

пальный

2009/2010

1

Дашидымбрылова О.


4 место

2

Сампилова Л.



3 место

2010/2011

3

Кашапов В.


9

2 место

2011/2012

4

Кашапов В.


10

4 место

5

Цыбикжапова Т.


10

1 место

2012/2013

7

Доржиева А.

11

2 место


8

Сампилова С

11

участие

НПК «Шаг в будущее»


Республиканский

2010/2011

1

Кашапов В.

9

3 место

2

Цыбикжапова Т.

9

участие

2012/2013

3

Доржиева А.

11

участие

Конкурс сочинений «Твоя будущая пенсия»

Муници

пальный

2012/2013

1

Доржиева А.

11

2 место

Конкурс «Люблю свою землю, родные края»


Муници

пальный

2012/2013

2

Доржиева А.

11

1 место

НПК «Серебряная Альфа»

Муници

пальный

2012/2013

1

Гармажапов Р.

6

2 место

2013/2014

2

Цыдыпов Д.

6

1 место

Н-ПК, посвященная деятельности Б. Дандарона, ученого- востоковеда

Муници

пальный

2012/2013

1

Доржиева А.

11

2 место

2

Цыренова Ю.

11

1 место

Конкурс юных корреспондентов «Акула пера»

Муници

пальный

2013/2014

1

Петров С.


11



2

Шарапов А.

11



3

Гармажапова Э.

11



4

Карпов М

10




2. 5. Общие выводы

Анализируя результаты своей профессионально-педагогической деятельности, я пришла к следующим выводам:

  • веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету.

  • ориентируюсь в содержании программ по русскому языку и литературе.

  • владею различными методами, приемами обучения и воспитания учащихся и применяю их в практической деятельности.

  • использую современные образовательные технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, ИКТ-технологии и др.

При отсутствии специальных учебно-методических комплексов РВО, вся ответственность за создание рабочих программ возлагается на учителя и педагогический коллектив школы.

Разработка и публикация информационно-методических материалов

Вид публикации

Библиографическое описание опубликованного материала название работы, место, название издательства, год

1

Тезис

Урок русского языка «Лингвокультурологический портрет слова Хлеб /Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ Сборник тезисов.

г. Москва: издательство «Первое сентября», 2010.

2

Тезис

Урок литературы в 9 кл «Встать! Суд идет» по творчеству Н.В. Гоголя /Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/

Сборников тезисов.

г. Москва: издательство «Первое сентября», 2011.



3


Статья




«Сопоставительный анализ стихов о природе С. Есенина и Д.Улзытуева, бурятского поэта», на сайте. festival.1september.ru, 2009-2010 учебный год.


Несмотря на положительные результаты, считаю, что необходимо продолжить работу над совершенствованием использования различных форм проведения урока, шире использовать мультимедийные средства обучения и информационно- коммуникативные технологии, повысить уровень подготовки к ЕГЭ и ГИА, стараться поддерживать уровень позитивной мотивации к участию в научно-исследовательских проектах, дистанционных олимпиадах и других мероприятиях у учащихся.



Проблемы, над которыми необходимо работать:

  • работа над дальнейшим повышением качества знаний обучающихся;

  • поддержание познавательного интереса к урокам русского языка и литературы;

  • совершенствование системы индивидуальной работы со слабыми и высокомотивированными детьми;

  • совершенствование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самодисциплины.

В заключение хочется добавить, что целью любой педагогической системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.











Раздел 3.

ОТЗЫВ

о профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы

Доржиева Лариса Николаевна имеет большой опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы (30 лет). В основе системы работы Ларисы Николаевны – глубокое всестороннее изучение каждого ученика, внимание к его интересам, способностям, уровню интеллектуального и речевого развития. Учитель всегда старается создать такую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя на её уроках комфортно, уютно, хотели работать активно и заинтересованно. В выборе учебного материала особое внимание она уделяет развитию речи учащихся, обогащению их словаря. Она обладает высоким уровнем методической подготовки: владеет методикой проведения уроков разного типа, умеет выбирать оптимальные методы обучения, использует эффективные формы контроля ЗУН учащихся (зачёт, тестирование, лабораторные работы, урок-состязание и другие), применяет на своих уроках современные технологии обучения (ИКТ, проектную, диалоговую технологии, технологию развивающего обучения). Опытом своей профессиональной деятельности делится со своими коллегами на открытых уроках, педсоветах.

Коллеги- учителя МБОУ «Усть-Оротская сош»:

Эрдынеева А.Ц., уч. английского языка,

Сампилова Н.Ц., уч. математики,

Нимаева О.Д., уч. русского языка,

Карпова П.Н. уч. истории.












Мнение родительской общественности

о профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы

Доржиевой Ларисы Николаевны

Доржиева Лариса Николаевна преподает в нашем классе (10-11 кл) русский язык и литературу два года. За это время она зарекомендовала себя перед родителями и детьми только с положительной стороны. Это добрый и отзывчивый педагог, очень нравится детям. Она доступно объясняет на уроках. Ее голос никогда не доминирует над голосами детей. Дети и родители постоянно обращаются к ней за помощью, и Лариса Николаевна никогда не отказывается помочь ребенку, проводит как коллективные консультации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, так и индивидуальные. К каждому ученику она находит индивидуальный подход, что положительно сказывается на успеваемости детей. Родители и учащиеся 10-11 класса очень довольны этим педагогом.

Председатель родительского комитета: Шарапова В.В.

E:\Лариса Николаевна\2014-01-12 рецензия 1\рецензия 1 001.jpg

E:\Лариса Николаевна\2014-01-12 рецензия 1\рецензия11 001.jpg















E:\Лариса Николаевна\2014-01-12 рецензия4\рецензия4 001.jpg





E:\Лариса Николаевна\2014-01-12 рецензия4\рцензия44 001.jpg

E:\Лариса Николаевна\2014-01-12 рецензия3\рецензия3 001.jpg





E:\Лариса Николаевна\2014-01-12 рецензия3\рецензия33 001.jpg

E:\Лариса Николаевна\2014-01-12 рецензия 2\рецензия 2 001.jpg





E:\Лариса Николаевна\2014-01-12 рецензия 2\рецензия 22 001.jpg

C:\Documents and Settings\User.HOME-EC724FCDFF\Мои документы\Мои рисунки\Саша\Изображение 042.jpg



C:\Documents and Settings\User.HOME-EC724FCDFF\Мои документы\Мои рисунки\Саша\Изображение 043.jpg

















C:\Documents and Settings\User.HOME-EC724FCDFF\Мои документы\Мои рисунки\Саша\Изображение 040.jpgC:\Documents and Settings\User.HOME-EC724FCDFF\Мои документы\Мои рисунки\Саша\Изображение.jpg



























E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 005.jpgE:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 004.jpg



E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 003.jpg

E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 006.jpg

E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 007.jpg E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 008.jpg



E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 009.jpg E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 010.jpg



E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 011.jpg E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 012.jpg





E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 013.jpg E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 014.jpg







E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 015.jpg E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 016.jpg



E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 017.jpg E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 018.jpg



E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 019.jpg E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 003.jpg



E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 022.jpg



E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 023.jpg





E:\Доржиева Л.Н\грамоты скан\Изображение 024.jpg





C:\Documents and Settings\User.HOME-EC724FCDFF\Рабочий стол\558375.jpg







C:\Documents and Settings\User.HOME-EC724FCDFF\Мои документы\Мои рисунки\Саша\Изображение 041.jpg






































Достижения учащихся

E:\Лариса Николаевна\Дандарон 001.jpg E:\Лариса Николаевна\пенсионный фонд 001.jpg

hello_html_m122e5c33.png

E:\Лариса Николаевна\районная олимп 001.jpgE:\Лариса Николаевна\респбулик шаг в будущее 001.jpg

E:\Лариса Николаевна\родное село 001.jpg E:\Лариса Николаевна\родное село 2012 001.jpg



E:\Лариса Николаевна\русский медвеж 001.jpg

E:\Лариса Николаевна\с чего начинается родина. Алтана 001.jpg E:\Лариса Николаевна\сибирская весна 001.jpg









E:\Лариса Николаевна\сибирская весна, Алтана 001.jpg E:\Лариса Николаевна\шаг в будущее респ 2013 001.jpg

C:\Documents and Settings\User.HOME-EC724FCDFF\Рабочий стол\ikt.jpg

E:\Лариса Николаевна\шаг в будущее 001.jpgC:\Documents and Settings\User.HOME-EC724FCDFF\Рабочий стол\ikt2.jpg



Приложение

Пример организации коллективного урока русского языка по методике Ривина.

Ученики решают дидактическую задачу по изучению нового учебного материала при чтении и по абзационной проработке текстов. Продолжительность – 90 минут. Продолжается 4–8 учебных часов и более. Все умеют выделять главные мысли, пересказывать, вести диалог.

I. Подготовка дидактического материала. Подготовка текста

Учебная тема делится на определенные тексты, с которыми будет работать учащийся. Для каждого текста определяется номер и цвет (сигнал). Сильные ученики текст делят на абзацы самостоятельно.

II. Организация работы одного ученика и пары

Учитель на доске пишет название текстов и цвет (номер) сигнала к ним. Ученики – в тетрадь. Два ученика, получив тексты, садятся в пары и начинают работать над текстом.

В тетради первый ученик А записывает фамилию партнера, называет ему тему текста, говорит, сколько в нем абзацев и читает один абзац. Вместе они обсуждают содержимое первого абзаца, новые термины записывают в тетрадь. Озаглавливают абзац. Так же работают с первым абзацем второго ученика В. Затем благодарят друг друга и находят новых партнеров по цветовому сигналу. А отыскивает С, на полях записывает фамилию и цветовой сигнал, рассказывает С содержание первого абзаца своего текста, сказав ему название всего текста, заглавие первого абзаца. А читает второй абзац текста ученику С. С вписывает в тетрадь А, рассказывает содержание предыдущих. Закончив работу над текстом и составив план текста, А готовится к выступлению на малой группе.

Работа класса. Учет.

1. Индивидуальный учет – в своей тетради. Учет текстов и фамилии партнеров.

2. Учет в группе – на экране учета ставят «+», если текст изучен.

Контроль:

1. Выступление на малой группе (взаимоконтроль) и отметка на экране.

2. Прослушивание учителем ученика по изученному тексту.

3. Проверка тетради по отработанному тексту.

4. Прием зачета по всем изученным на данное время текстам.

Алгоритм работы по методике Ривина. Основа

1. Получите текст и сигнал.

2. Найдите первого партнера, на полях запишите его фамилию и цветовой сигнал темы.

3. Прочтите партнеру весь текст и поделите его на абзацы.

4. Прочитайте партнеру первый абзац.

5. Партнер задает вопросы, чтобы вы поняли значение терминов, словосочетаний, усвоили смысл абзаца.

6. Озаглавьте абзац.

7. Партнер записывает заглавие в вашу тетрадь.

8. Приступайте к работе над темой партнера в последовательности алгоритма, начиная с пункта 3.

9. Поблагодарите друг друга. По цветовому сигналу, отличному от вашего и первого партнёра, найдите второго партнёра. Запишите его фамилию и цветовой сигнал в своей тетради.

10. Второму партнёру перескажите содержание 1 абзаца своего текста.

11. Работайте над вторым абзацем и далее с пункта 4.

12. Подготовьтесь к выступлению на малой группе, когда все абзацы закончены.

13. Выступите в группе. Отметьте это в экране учёта.

14. Получите у учителя новый текст и цветовой сигнал и работайте по данному алгоритму.



C:\Documents and Settings\User.HOME-EC724FCDFF\Мои документы\Мои рисунки\Саша\Изображение 044.jpg

Портфолио учителя русского языка и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Фамилия Имя Отчество:    Доржиева Лариса Николаевна.

Дата рождения:                  18 августа 1962 год

Образование:                     высшее 

                                             Бурятский  государственный    педагогический  институт

                                             имени Доржи Банзарова, 1983 г.

Специальность:                  русский язык и литература

Квалификация:                   учитель средней школы

Квалификационная категория:                  высшая

2004 г. -  присвоена высшая  квалификационная категория  по должности «учитель»

2009 г.  - подтверждена  высшая  квалификационная категория  по должности «учитель»

Общий трудовой стаж:             30 лет

Общий педагогический стаж:  30 лет

 

Педагогический стаж в  МБОУ  «Усть-Оротская сош»:  23 года

Автор Доржиева лариса Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4065
Номер материала 43211
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓