Главная / Директору-завучу / Портфолио методиста Жанаберлиевой Салтанат

Портфолио методиста Жанаберлиевой Салтанат

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifТүйіндеме

Жанаберлиева Салтанат Бейсенбаевна

Мекен жайы:

Талдықорған қ , 4-30 -22 үй,тел. 25-20-33,

сот.87011811090.

Туған жылы

20.08.1973 жылы

Білімі, қай оқу орнын

қашан бітірді

Жоғары,

Талдықорған қаласындағы І. Жансүгіров атындағы университет, 1996 ж.

Диплом бойынша

алған мамандығы,

квалификациясы

Ұлттық мектептегі орыс тілі мен әдебиеті (қазақ мектебінде) және тарих мұғалімі

Еңбек өтілі

21 жыл

Басшылық жұмысындағы өтілі

18.06.2013

Біліктілік санаты

Жоғары, № 128 12.05.2009ж.

Компьютерлік сауаттылығы

Microsoft Word, Excel

Білімін жетілдіру курстары өту туралы мәлімет

2009 ж. – тарих пәні мұғалімдерінің курсы

2009 ж. – Ақпараттық технологияларды пайдалану курсы

2010 ж. –орта мектептерде «Өзін-өзі тану» пәнінің өтілу ерекшеліктері курсы, АОМКДИ

2013ж.ҚР ПКБА деңгейлі бағдарламалары аясында бірінші деңгей бағдарламасы



Марапаттаулары мен атақтары


2013 ж

Алматы облысының білім басқармасы Құрмет грамотасы

2010ж

Талдықорған қаласының Әкімінің Алғыс хаты

2012ж

Қалалық білім бөлімімің Мадақтамасы













C:\Users\user\Desktop\НМР 13-14\фото администрации\6.jpg





Жанаберлиева Салтанат Бейсенбаевна







«Человек может оставаться собой лишь в том случае, если он неустанно стремиться собой возвыситься»

Ж. Лателье











Педагогический совет


Модель методической службы школы

Научно-практические конференции

Самообразование.


Учебно-методическая работа.


Внеурочная деятельность

Диагностика.


Аттестация.




Школьная библиотека

Психологическая служба





Методический совет






ШМО учителей обществоведческого цикла

ШМО учителей филологии

ШМО учителей начальных классов

ШМО учителей естественно-математического цикла







Творческое объединение классных руководителей.









Педагогические чтения

Курсовая переподготовка

Профессиональные конкурсы

Городские методические объединения

Система повышения квалификации.


Олимпиады и конкурсы

Конференции



Предметные кружки



Методи-ческие семинары

Модель методической службы школы


Система методической работы:

Первый шаг к успеху состоит в том,

чтобы исключить фантазии из наших ожиданий…

Роберт Фалмер

Цель: создание благоприятных условий для повышения профессионального

мастерства, творческого роста и качества туда педагогов.


Обучение и развитие педагогов, повышение их квалификации

Информационно-методическое сопровождение образовательного процесса

Задачи:

Выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта

Создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов











Организация деятельности:

Самой важной способностью, который должен обладать руководитель,

является получение результатов через других…

А. Аглен

  • Индивидуальные: самообразование, консультирование, посещение, наставничество

  • Коллективные: конференции, конкурсы

  • Групповые: заседания МО, семинары, практикумы, мастер-классы



  • Руководитель ОУ

  • Заместитель директора по УВР, ВР

  • Руководители ШМО

  • Педагог-психолог

  • Учитель-предметник

  • Классный руководитель



Субъекты взаимодействия:

Субъекты взаимодействия:













Ожидаемый результат:

Если ты не знаешь куда плыть,

никакой ветер тебе не будет попутным…

Сенека

Повышение качества работы педагогов и учреждения в целом в условиях реформирования системы образования


Анализ кадрового ресурса:


Школа полностью обеспечена педагогическими кадрами. В школе работает 77 педагогов . 94,8 % педагогов имеют высшее педагогическое образование, 4 % среднее специальное образование, 1,2 % незаконченное высшее.




У педагогов школы достаточно высокий уровень квалификации: высшей квалификации 25, первой квалификационной категории - 29, второй квалификационной категории -1 , без категории -8





Систематически, по графику, учителя школы повышают свою квалификацию. За последние 4 года прошли курсовую систему повышения квалификации по различным проблемам все педагоги школы.



В школе 2 учителя награждены знаком «Отличник народного образования»: Омарова Нургуль Молдахметовна, Кучерова Татьяна Александровна

Средний возраст учителей школы 41 год


Мектеп мұғалімдерінің соңғы 3 жылдағы кәсіби байқауларға қатысуы туралы мәлімет

Кәсіби байқаулар

2011-2012 оқу жылы

2012-2013 оқу жылы

2013-2014 оқу жылы


«Жыл мұғалімі»

М.Т. Сапарғалиев –математика пәні мұғалімі, номинация «Интеллектуалды ұстаз»

А.Н.Болатбаева –биология пәні мұғалімі жүлделі 2 орын

Г.А.Сейтбекова –информатика пәні мұғалімі номинация «Зерттеуші ұстаз»

«Үздік сынып жетекші»

Е.Г. Унанян- химия пәні мұғалімі, 7 б сынып жетекшісі жүлделі









3орын

А.Л. Тиналиева-5б сынып жетекшісі, жүлделі 2 орын


-

«Үздік бастауыш сынып мұғалімі»

Г.О. Керейбаева-бастауыш сынып мұғалімі

С.О. Нуракова –бастауыш сынып мұғалімі жүлделі 3 орын

-

«Жас маман»

байқауы

-

-

Ю.В.Мухина номинация «Креативті ұстаз»


«Үздік қазақ тілі мен әдебиеті-2011»

Ж.А. Кокенова-қазақ тілі пәні мұғалімі

2 орын


-

-

«Үздік пән бірлестігі-2013»


Қалалық байқауда бастауыш сынып әдістемелік бірлестігі жүлделі 2 орынға ие болды

-

-












Характеристика инновационных процессов в школе


С 2003 года является экспериментальной площадкой по апробации учебников и учебно-методического комплекса при переходе на 12 – летнее образования. На протяжении 4 лет школа работает в режиме внедрения инновационных технологий. Наиболее актуальные современные образовательные технологии:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • разноуровневое обучение;

  • коллективная система обучения (КСО);

  • исследовательские методы обучения;

  • проектные методы обучения;

  • технология « дебаты»;

  • технологию модульного обучения;

  • технология развития «критического мышления»;

  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • информационно – коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • систему инновационной оценки « портфолио»;

  • технологию дистанционного обучения.

Администрация и педагогический коллектив ставят перед собой цель - создать условия для подготовки ученика к непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечить конкурентоспособность на рынке труда.


C:\Users\user\Desktop\фото Салта\IMG_7643.JPGC:\Users\user\Desktop\фото Салта\IMG_7656.JPGC:\Users\user\Desktop\фото Салта\IMG_7646 - копия.JPG







Озат тәжірибе мектебі.


hello_html_3b1b24ea.png


Касымбекова Жанат Ахметбаев

учитель физики высшей категории



Мақсаты: Мұғалімдердің кәсіптік шеберлігін арттыру бағытында үздіксіз жұмыс жүргізе отырып, оқушыларға сапалы білім беру.

Не в количестве знаний заключается

образование, а в полном понимании и искусном

применении всего того, что знаешь.

А.Дистервег

Как сказал Сократ: «Я не стыжусь учиться; я выспрашиваю и выведываю, и питаю великую благодарность к тому, кто мне отвечает, и никто не бывает у меня этой благодарностью обойден». В этих словах заключены основные цели и задачи учителя. в течении тридцати лет работы педагогом, каждый день был поиском ответов на вопрсы, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов и приёмов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями.

Современное время время требует, от учителей воспитать духовно развитую личность, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, социализированной и адаптированной к жизненным условиям.

Тема моей работы по самообразованию «Применение инновационных технологий на уроках физики для развития творческих способностей с целью повышения качества обучения».

Основной идеей моей педагогической деятельности на данном этапе является воспитание будущего гражданина, владеющего универсальными учебными действиями умеющего применять знания и умения, полученные в школе, в повседневной жизни. В  этом мне помогает применение инновационных педагогических  технологий: интерактивных, информационно – компьютерных, модульной, создание проблемных ситуаций на уроках .

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

 Поэтому цели педагогической деятельности следующие:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности с использованием инновационных педагогических технологий;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов, для понимания ими ценности науки по удовлетворению потребностей человека;

  • приобретение школьниками знаний об общенаучных, физических понятиях;

  • знакомство  учащихся с возможностями успешной самореализации личности в условиях современной жизни и формирование у них созидательной гражданской позиции.

    Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. В качестве объектов ценностей труда и быта рассматривается формирование понимания у школьников необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств; сознательного выбора будущей профессиональной деятельности. В основе формирования коммуникативных ценностей, лежит процесс общения, грамотная речь, правильное использование физической терминологии и символики, умение  аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации активной познавательной деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. 

В настоящее время наблюдается снижение уровня мотивации обучения. Не является исключением и мотивация к изучению физики. Как сказал Д. Пойа:«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».
Одно  из  решений проблемы повышения и поддержания уровня мотивации учения, развитие интереса к предмету, может быть достигнуто благодаря использованию на уроках интерактивных, информационно - компьютерных технологий и н
еобходимо создать такую среду, которая побуждала бы ученика к самостоятельной деятельности. Создание самообразовательной среды – это создание условий перехода к самостоятельной деятельности, в процессе которой ученик управляет собой. И внедрение новых технологий есть та среда, которая активизарует познавательную деятельность учащихся,  расширяет опыт исследовательской деятельности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

С внедрением новых технологий меняется методика преподавания физики. Концепция изменений включает использование традиционных и современных педагогических технологий для повышения эффективности процесса обучения.Формы, методы, средства обучения должны обеспечивать творческое отношение к изучаемому материалу, направлять их действия на поиск новых знаний, исследование явлений, процессов и вооружение обучающихся методами учебного познания..

К.Д. Ушинский требовал от учителей развивать познавательные способности детей на уроке: «Должны постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развивать в нем желания и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь».

За творческую активность в учебном процессе боролся Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать».

Одним из путей активизации творческой активности учащихся на уроках физики является проблемное обучение - методическая система, включающая особое сочетание разнообразных приемов и методов обучения

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. ( А. Дистервег ) и не маловажную роль играют профессиональные качества педагога: научно-методические знания в области преподавания физики, высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетентности. Знание  возрастных и психологических особенностей обучающихся и современных образовательных технологий. Готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег. Наличие необходимой материально - технической базы.

Положительная динамика уровня обученности по физике. Успешная  сдача учащимися итоговой аттестации в форме ЕНТ, с последующим поступлением школьников в технические ВУЗы на бюджетные места.  Повышение уровня учебной мотивации и интереса к изучению предмета, активизация самостоятельной деятельности учащихся в образовательном процессе, личностные достижения учащихся в различного рода конкурсах и олимпиадах.

                                  Работа учителя

 Информационно-коммуникационных технологии, и применение различных подходов в обучение - это форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Мною накоплен богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

1. Творческие задания. Это  задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. А это помогает получить результаты при обучении физике: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

Например, в 7 классе: при изучении темы плотность вещества учащиеся определяют, самостоятельно, плотность своего тела, что в дальнейшем, при изучении темы плавание тел, поможет им дать ответ на вопрос: почему человек плавает?

2. Работа в малых группах.   Это  одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся  возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

   В своей практике, работу в группах я использую следующих ситуациях: (на протяжении всего курса физики)  при выполнении лабораторных, практических работ, экспериментальных заданий; задаю групповые творческие домашние задания (например, создать модель фонтана (7 кл.)). Это вырабатывает у школьников коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, использовать справочную литературу, интернет, умения применять теоретические знания предмета на практике.

3. Обучающие игры. Проявлению себя как личности способствует учебная игра, это одна из разновидностей интерактивных технологий. Почему игра? Ведь физика – наука серьезная. Игра – самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются. Так что игра – это дело серьезное. В данном случае, можно привести следующие проводимые мною игры: суд над трением, ядерной энергетикой, брейн-ринги.

4. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- ,мультимедиа материалами, «ученик в роли учителя», использование вопросов). Данный подход, наверное, наиболее широко распространен в моей практике, из всех интерактивных методов. На уроках я использую как интерактивную лекция, так и работу с наглядными пособиями, мультимедиа материалами (которые иногда выполнят сами учащиеся), на данный момент мною накоплена большая мультимедиатека, которая постоянно пополняется новыми материалами.

Иногда, при изучении достаточно не сложной темы, ученик выступает в роли учителя (например, по теме в 8 кл. «Примеры теплопередачи в природе и технике». 5 учащимся за раннее дается задание, я помогаю выстроить урок каждому, наследующее занятие дети пытаются войти в роль учителя, объясняя материал, при этом происходит постоянный контроль со стороны учителя). При изучении нового материала, я постоянно использую вопросы, для более глубокого усвоения изучаемого. 

Кроме того, на своих уроках я часто использую презентации созданные учащимися об известных ученых-физиках, о достижениях в науке. Это не только развивает творчески школьников, но и создает убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, развивает отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры, прививает уважение к творцам науки и техники, ведь школьники должны захотеть соизмерять свои поступки и мысли с поступками и мыслями ученых, «тянуться» к ним.

5. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем. При изучении предмета встает необходимость обсуждения некоторых тем и выяснения отношения учащихся к данной проблеме. Например, ядерная энергетика, обсуждаем с детьми  все за и против ее использования. Дискуссионные обсуждения вызывают и экологические вопросы, например, при изучении тепловых двигателей обсуждаются пути уменьшения выбросов в атмосферу СО2, рассматриваются наиболее экологически чистые двигатели, развиваются умения устанавливать связь между изменениями физических параметров и глобальными природными процессами (разрушение "озонного экрана", усиление "парникового эффекта"), укрепляется способность анализировать современные технические ситуации, вызванные нарушением управлением техническими процессами (аварии на ТЭС, трубопроводах, заводах и др.); создаются возможности прогнозирования способов их предупреждения.

На мой взгляд, в таких условиях созданного для школьников “мира”, ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое. Поэтому интерес к  физике, как к предмету, постоянно растет у наших школьников, и свидетельством этого является увеличение числа учащихся готовых сотрудничать с учителем, т.к. с каждым годом возрастает количество учеников, активно участвующих в  конкурсах,  конференциях. Обучающиеся не только учатся, создают проекты, ведут исследовательскую деятельность, но и успешно защищают свои работы на конференциях, уроках, создают мультимедийные продукты. И в этом огромная заслуга, использования мной в своей педагогической деятельности, интерактивных технологий и метапредметного обучения.

   Кроме того, о результативности использования современных образовательных технологий можно судить и по успешной сдаче экзаменов по предмету ЕНТ, на протяжении нескольких лет учащиеся выбирают для итоговой аттестации физику и успешно ее сдают. Что, впоследствии, им дает возможность получить бюджетные места в ряде технических вузов РК.  А готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями - это один из личностных результатов обучения физике в основной школе .

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий, различных подходов в обучение повышают эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность учащихся (побуждая их к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала) и являются средством инновационного развития школы будущего.



Формирование математических компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики.



Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет,” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении.hello_html_m35812f64.png

В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

1. Достижения социальной компетентности обучающихся.

2. Гарантия прав граждан на качественное образование.

3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.

4. Обеспечение компьютерной грамотности.

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.

В своей педагогической деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

2. Информационных – владение информационными технологиями.

3. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.

Эти компетенции рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я в процессе обучения применяю информационно-коммуникационные технологии. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет мне реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.

Информационно-коммуникационная технология способствует:

1. Активизации познавательной деятельности учащихся.

2. Развитию вариативности мышления, математической логики.

3. Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности.

Цель: через призму работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.


Задачи:

- изучить современную литературу по теме самообразования;

- ознакомиться с инновационными методами преподавания математики учителями школ города;.

- повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, логическое мышление;

- обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся ;

- диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;

- создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математике;

- создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития детей.


Применяя информационные технологии на уроках математики, мне удалось:

  • Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах как правило 15-25 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.

  • Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.

  • Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)

  • Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.

  • Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.



Омарова Нургуль Молдахметовна, Описание: C:\Users\user\Desktop\НМ фото\выбрала фото\11.JPG

учитель начальных классов средней

школы-гимназии №1 г.Талдыкорган,

категория-высшая



Тема: Развитие творческого мышления и творческой деятельности учащихся начальных классов посредством использования технологий активного обучения в учебном процессе

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Труд - необходимое условие жизни и всестороннего развития человека.

Конституция РК предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в кадрах.

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.

Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

2.Аналитическая часть

2.1. Определение круга проблем в процессе работы и обоснование выбора темы самообразования

Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения на первом этапе экспериментальной работы я избрала урок.

Урок остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового ).

Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

Так в рамках реализации программы по литературному чтению работа учителя начальных классах должна быть направлена не только на формирование навыков чтения, но и на:

развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся,

обогащение нравственно- эстетического и познавательного опыта ребенка.

В то же время выбор форм, методов, средств для решения обозначенных задач у учителей начальных классов традиционно вызывают затруднения.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить

в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как “…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно ( иногда и объективно) новое”

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) я выделила следующие требования к творческим заданиям:

соответствие условий выбранным методам творчества;

возможность разных способов решения;

учет актуального уровня решения;

учет возрастных интересов учащихся.

Учитывая эти требования, я выстроила систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностные и результативные компоненты.

Не меньшие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки познания мира, литературного чтения. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. Я стремлюсь имеющийся познавательный материал рассматривать в неразрывном, органичном единстве с развитием творческих способностей ребенка, формировать целостное представление о мире и месте в нем человека.

На уроках трудового обучения проводится большая работа по развитию творческого мышления и воображения у детей младшего школьного возраста.

Анализ учебников для начальной школы (« Атамура») показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном относятся к “ условно творческим”, продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов; творческих заданий, требующих разрешений, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.

Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах ( таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.) Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся

Между тем, для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее – является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

При отборе содержания для системы творческих заданий мной учитывались два фактора:

То, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,

Творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.

Содержание представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предлагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

1 группа – “ Познание”.

Цель – накопление творческого опыта познания действительности.

Приобретаемые умения:

изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков – цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;

рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;

моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

2 группа – “ Создание”.

Цель –накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.

Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:

*получение качественно новый идеи субъекта творческой деятельности;

* ориентирование на идеальной конечный результат развития системы;

* переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью диалектической логики.

 3 группа – “Преобразование”.

Цель - приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.

Приобретаемые умения:

моделировать фантастические ( реальные) изменения внешнего вида систем ( формы, цвета, материала, расположения частей и другие);

моделировать изменения внутреннего строения систем;

учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

4 группа – “ Использование в новом качестве”.

Цель – накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.

Приобретаемые умения:

рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;

находить фантастическое применение реально существующим системам;

осуществлять перенос функций в различные области применения;

получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.

Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию.

Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).

Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.

Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся, об уровне развития творческого мышления и воображения.

Под рефлексивными действиями в своей работе я понимаю:

готовность и способность учащихся творчески осмысливать преодолевать проблемные ситуации;

умения обретать новый смысл и ценности;

умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;

умения адаптировать в непривычных межличностных системах отношений;

гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);

художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);

субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится – не нравится). Эту методику можно дополнить показателем уровень используемого метода.

Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:

вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно- деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;

системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;

промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.

2.2. Цели и задачи:

Создание условий способствующих развитию творческого мышления у младших школьников.

Развитие оригинальности, беглости, гибкости, воображения, выразительности, артистизма способствует развитию творческого мышления у младших школьников.

Задачи:

1. Изучить психологическую литературу посвященную проблеме креативного развития личности.

2. Выявить уровень креативности мышления у младших школьников.

3. Разработать программу развивающих занятий, направленную на развитие творческого мышления у младших школьников.

4. Провести развивающие занятия с младшими школьниками.

5. Повторно исследовать проявления творческого мышления младших школьников, ощенить эффективность развивающей программы. Предмет исследования: условия, влияющие на развитие творческого мышления у младших школьников.

Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;

Для достижения этих целей я поставила следующие задачи:

Создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе развития их устной и письменной речи;

Создать условия для самореализации, самообучения учащихся;

Предусмотреть механизмы повышения мотивации обучения детей;

Продумать систему работы, предусматривающую регулярное пополнение словарного запаса учащихся с целью расширения их кругозора и повышения общего культурного уровня;

Создавать в урочной и внеурочной деятельности различные речевые и поведенческие ситуации, способствующие вовлечению ребенка в процесс общения;

Прививать интерес ребенку к преподаваемому предмету;

Продолжить работу по повышению орфографической грамотности учеников.





Учитель биологии средней

школы-гимназии № 16

города Талдыкоргана

Лим Л.П.


D:\Фотографии\мои\DSC00502.JPG


«Использование информационных коммуникационных технологий на уроках биологии для формирования ключевых компетенций учащихся»



«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить».

Дистерверг

«Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана», — такую задачу поставил Президент страны Нурсултан Назарбаев в Послании народу. Качественное образование-это не только передача глубоких знаний, но и формирование таких знаний и навыков, потребность в которых порождается именно информационным обществом. Что нужно современной молодежи для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? В настоящее время меняются цели и задачи стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоение знаний на формирование компетенций, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению предметов в том числе и к биологии. Для того чтобы решить данную проблему необходим комплексный характер.

Тема моей работы по самообразованию стала: «Использование информационных коммуникационных технологий на уроках биологии для формирования ключевых компетенций учащихся».

Новые подходы к развитию образования обусловлены тем, что в современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей, возможность подбора необходимого материала в дополнение к имеющемуся в учебнике. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний.

Однако, исходя из анализа результатов учебной деятельности учащихся, выявляется проблема в том, что в процессе обучения у учащихся формируется, прежде всего, эмпирическое мышление, понятия преподносятся в готовом для запоминания виде, процесс их формирования не является осознанным, учащиеся не овладевают способом действия, который позволил бы им самостоятельно применять знания на практике.

На основе выше изложенного возникает противоречие между уровнем требований современного образования и низким уровнем формирования ключевых компетенций учащихся.

Одним из путей решения данной проблемы, считаю необходимым разработку системы работы по формированию, на мой взгляд, одной из актуальных ключевых компетенций – информационной, чтобы научить ребенка отбирать сведения, оценивать их качество, проявлять избирательность при их потреблении, формировать умение находить требуемые данные.

Таким образом, целью моей работы является систематизация программного материала и разработка системы методов обучения, способствующих формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся на уроках биологии.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • Изучить психолого-педагогические и методические основы компетентностного подхода в образовании;

  • Совершенствовать профессиональные навыки в использовании современных педагогических технологий, методов и приемов по формированию информационных компетенций обучающихся;

  • Систематизировать программный материал по биологии с целью формирования у учащихся информационных компетенций (банк данных);

  • Разработать методическое и дидактическое обеспечение в соответствие с возрастными особенностями учащихся.

  • Апробировать в педагогической практике.

Прогноз положительных результатов

  • сформированность умения самостоятельно добывать информацию;

  • освоение навыков работы с любой информацией, с самыми разнородными данными и формирование на этой основе самостоятельного (критического) мышления, а не репродуктивного типа мышления (можно проследить по результатам диагностики);

  • создание положительной мотивации обучения;

  • повышение качества результатов;

  • изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества

  • увеличение число учащихся, увлеченных биологией, которые охотно выполняют творческие домашние задания, проектные работы, дополнительно занимаются по предмету.

В условиях перестройки системы образования, по мнению Кальнея В. А. и Шишова С. Е. невозможно точно определить перечень ключевых компетенций, можно говорить лишь о некоторой совокупности компетенций. Например: для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

  • коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

  • информационная – владение информационными технологиями;

  • автономизационная – способность к самоопределению, самообразованию;

  • социальная – умение жить и работать в коллективе;

  • нравственная – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.

Проблема с которой я столкнулась – это: создание условий, апробирование и внедрение информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета. Для развития коммуникативной, информационной, автономизационной, социальной компетенций необходимо разработать и внедрять на уроках типология заданий с использованием интегрированных способов учебной деятельности:

  • различные формы дидактического материала;

  • задания на классификацию, систематизацию;

  • интерпретация текста в графическое изображение в схему, таблицу или слайд;

  • задания на сравнения и сопоставление;

  • задания, связанные с мыслительными операциями синтеза, анализа, оценки;

  • задания связанные с использованием различных форм оценивания и т.д.

В моей педагогической практике есть опыт применения различных современных технологий для формирования и развития информационных компетенций учащихся. Это: ИКТ, проектная технология, личносто - ориентированный подход обучения (обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, проектная деятельность, кейс-технологи), технологии проблемного обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие, технологии критического мышления через чтение и письмо, возможны и другие, которые в перспективе будут изучены.

Для формирования информационных компетенций учащихся в образовательный процесс должна быть внедрена информационно-методическая среда:

  • использование компьютера и мультимедийного проектора во время проведения урока;

  • использование опорных схем, таблиц;

  • микропрепаратов и микроскопа;

  • дидактического материала.

Кроме этого для объективного оценивания уровня сформированной компетенций учащихся выявить критерия оценивания: уровень сформированности коммуникативных навыков учащихся; уровень коммуникативных умений и навыков при групповой работе; уровень владения интегрированными способами учебной деятельности; типы мотиваций к изучению биологии и отношение к опыту и эксперименту; качество результата образования.

Таким образом, моя работа была направлена на:

  • переход от усвоения значимых объемов информации, накопленных при изучении какой-либо дисциплины, к овладению способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

  • освоение навыков работы с любой информацией, с самыми разнородными данными и формирование на этой основе самостоятельного (критического) мышления, а не репродуктивного типа мышления;

  • дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность обучающегося».

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.

Формировать все компетенции в рамках одного урока невозможно и практически нецелесообразно. Чаще всего особый упор на обычном уроке для достижения цели, делается на информационные компетенции.

Информационная компетенция  обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика в усвоении фундаментальных знаний по определенным предметам, способов получения информации из разных источников.  При помощи реальных объектов (справочная литература, телевизор, магнитофон, компьютер) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать ее.

Чтобы сформировать у учащихся информационные компетенции, нужно научить их учиться самостоятельно, необходимо обеспечить их знаниями о рациональной организации своей учебной деятельности и умениями применять эти знания на практике. Таким образом, уровень освоения этими навыками, в значительной мере предполагает успешность обучения на всех ступенях непрерывного образования. Они необходимы при решении любых задач, независимо от конкретного содержания.

Информационные компетенции обеспечивают следующие универсальные умения и действия учащихся с различными источниками информации:

  • правильно и много читать научно-популярной литературы по предмету, подчеркивать главное при чтении. Для формирования данного навыка большую роль сыграли стратегии Критического мышления.

  • описывать по алгоритму процессы и объекты в ходе лабораторных и практических работ

  • описывать свое отношение, свои чувства после просмотров фильмов, прочтения статьи, книги. Использование «5 – ти минутного эссе».

  • представлять текст параграфа в виде таблицы, схемы, графиков, опорных конспектов.

  • уметь пользоваться справочной литературой (справочники, энциклопедии, научно-популярные издания)

  • пользоваться библиотекой, систематизировать свои книги дома

  • искать дополнительную информацию в Интернете.

На уроках я не раз убеждалась в том, что отсутствие у учащихся знаний о том, как надо работать с информацией, приводит к глубочайшим ошибкам в практике учебной работы. Так, при описании изучаемых природных объектов в курсе зоологии и ботаники, ученики нередко вместо раскрытия в них характерных, главных признаков, выделяют второстепенные, не существенные признаки и т.п..

 На мой взгляд, интересной для человека может стать лишь такая работа, которую он умеет хорошо делать и которая вследствие этого приносит ему радость успеха. Исследования психологов показали, что интерес у школьников может вызвать не только изучаемый материал, но и сам процесс изучения, если этот процесс осуществляется осознанно и результативно.     

Известно, что устают больше оттого, что работают неумело, чем оттого, что работают много.  При формировании у школьников умений учиться у меня появляется возможность заранее планировать, в каком классе, при изучении какого материала будет разъяснён тот или иной учебный приём, на каких последующих уроках умение применять его будет закрепляться и совершенствоваться. Однако для этого требуется проведение педагогом большой диагностической работы среди учащихся.

Качественная работа в формировании и развитии информационных компетентностей у обучающихся, определяется, прежде всего, профессиональным мастерством учителя. Поэтому изменения школьной практики начала с себя.

Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества Ш.Амонашвили.

Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:

  • создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

  • деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

  • ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

  • организация продуктивной групповой работы;

  • обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

  • усиление практической направленности школьного образования по биологии

В-третьих, развитие информационных компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.

При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).

Одной из современных технологий, позволяющей решать данную проблему является ИКТ. Считаю, что формирование элементов, составляющих ИК, происходит постепенно от класса к классу. В результате работы у меня выделились четыре этапа:

1)      вхождение в систему компьютерного образования;

2)      овладение компьютерным инструментарием;

3)      решение предметно-практических (прикладных) задач;

4)      продуктивная деятельность;

Реализация начинается с 6 класса. Осуществляется введение в обучение компьютерных обучающих программ, демонстрации с помощью компьютера биологических объектов, процессов, явлений при организации уроков изучения нового материала, уроков - практикумов с использованием виртуальной наглядности, уроков – виртуальных экскурсий,  кроме того учащимся предлагается самостоятельно подготовить материал к уроку и представить его одноклассникам. Учащиеся оформляют индивидуальные задания в программе  MicrosoftWord: подбирают необходимый материал, учатся набирать его на компьютере, учатся делать вставки фотографий, иллюстрирующих текст, и представлять свои результаты. Подготовленные материалы служат наглядным материалом по определенной теме. Предлагаются такие задания, как домашняя творческая или исследовательская работа. Таким образом, работа по формированию информационной компетентности с использованием компьютера включает определенные виды деятельности учащихся:

  • работа с информацией (анализ, систематизация, сравнение, обобщение);

  • отбор содержания на основе какого-либо параметра и подбор наглядности к нему;

  • оформление и  представление информации;

  • использование информации при решении теоретических и практических задач;

  • контроль усвоения информации с использованием компьютерных тестирующих программ.

В изучении школьного курса биологии выделяется несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

- наглядное представление объектов и явлений биомира;

- система тестового контроля

- подготовка к ЕНТ, ВОУД

- проведение лабораторных и практических работ.

В обучении биологии я использую 7 типов компьютерных средств на основании их функционального назначения (по А.В. Дворецкой – 8 типов).

  1. Презентации

  2. Электронные энциклопедии

  3. Программы-тренажеры

  4. Программные системы контроля знаний (опросники и тесты)

  5. Электронные учебники и учебные курсы

  6. Обучающие игры и развивающие программы

  7. Использование ресурсов сети Интернет.

Уроки, проведённые с интерактивной доской, продуктивнее традиционных уроков. Известно, что 87% информации поступает в мозг человека через зрительный канал восприятия. Использование компьютера и интерактивной доски открывает большие возможности: Проведение уроков с интерактивной доской расширяют горизонты взаимодействий: предоставляет широчайшие возможности объединения учитель-компьютер-ученик. Уроки с использованием ИКТ вызывают у учащихся желание самим сделать презентацию и показать её соученикам. Никакие доклады и сообщения не могут противостоять презентациям на интерактивной доске. Здесь и восторг, и гордость — я смог сделать сам!

Необходимым элементом моей педагогической деятельности является диагностика, мониторинг и анализ результатов учебных достижений моих учеников. Для измерения уровня сформированности у школьников информационной компетентности предлагается использовать задачи (или задания) нескольких уровней:

1 уровень (репродуктивный). Применение знаний в знакомой ситуации. Задачами этого уровня могут выступать традиционные задачи из учебника, тестовые задания, задачи, решаемые по образцу. Для решения таких задач требуется знание основных правил, алгоритмов, формул.

2 уровень (продуктивный). Задачи этого уровня требуют от учащихся развития следующих умений: дать интерпретацию описанному явлению или процессу с разных точек зрения; применять знания и умения во внеучебной ситуации (очень часто это умение связано со способностью видеть проблему, формализовать ее, абстрактно мыслить, моделировать); производить количественную и качественную оценку параметров (их сравнение «до-после», соотнесение с эталоном, учет скорости изменения).

3 уровень (межпредметный). Предполагает решение учащимися межпредметных обобщенных задач (или выполнения комплексных лабораторных работ-заданий).

Результатом моей деятельности является:

  1. Публикации

  1. 2005 году № 1 журнала «Дауыс и көрiнiс» статья «Еще раз об оценки» (стр. 20)

  2. 2006 году № 11 в Республиканском науно - методическом и педагогическом ежемесячном журнале «История Казахстана» интегрированный урок «Экологические проблемы современности и права человека» (стр. 78)

  3. 2010 год Республиканский научно-практический журнал «Проблемы непрерывного образования: школа, колледж, вуз», статья «Использование ИКТ в личностно-ориентированном обучении на уроках биологии»

  4. 2010 год АОИПРК журнал «Ақпараттық - коммуникациялық технологияларды қолдану - білім сапасына қол жеткізудің жолы», интегрированный урок, тема «Условия прорастания семян» - 6 класс (стр. 45)

  5. 2011 год Облыстық «12 жылдық білім беру эксперименті: ізденістен нәтижеге дейін» атты облыстық семинардың материалдары. Интегрированный урок «Условия прорастания семян» - 6 класс (стр. 107), урок «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» - 6 класс (стр. 118).

  6. Готов к публикации: «Урок с использование Learning Content Development System или Система разработки электронных учебников. Тема: «Клетка. Увеличительные приборы». (6 класс)»



















2011 -2014 оқу жылдары аралығында жас мамандардың атқарған жұмыс нәтижесі


Аты-жөні

Пәні

Жетістіктері

1

Фоменко Артем Владимирович

Дене шынықтыру

2011ж.әдістемелік апталығында ашық сабақ 1 орын;

-2013ж.мектепішілік педагогикалық оқуда баяндама оқыды;

2013ж. « Жас мұғалім мектебі жұмысын ұйымдастырудағы кәсіптік көзқарас» атты қалалық жас мамандарға арналған семинарда –сыныптан тыс шара

2012ж.  Астана, Алматы қ. амрестлинг бойынша Қазақстан біріншіліктері І, II орын (ерлер арасында)

- 2012,2013жж. Алматы облысы бойынша амрестлинг чемпионатары І орындар

- 2013 ж.  Өзбекістанда өткен Чемпионат Азии кәсіпқойлар арасында (ерлер ) II орын

Оқушылары:

-2013 ж. Ақсу қ. өткен Қазақстан чемпионатында Биахмет А. 2 орын, Лихтин Д. 3 орын

Лихтин Д. 3 место на чемпионате области по гиревому спорту 15-16 мамыр 2013 жыл

Биахмет А. Қыздар арасында екі І орын

Марапаттары:

-Салауатты өмір салтын насихаттау жұмысын жүргізген үшін Жастар саясатынан Алгыс Хат

-Қалалық ББ мадақтамасы


2

Мухина Юлия Владимировна

математика

2013ж.-желтоқсан «Жас мұғалім мектебі жұмысын ұйымдастырудағы кәсіптік көзқарас» атты қалалық жас мамандарға арналған семинарда математика+музыка Кіріккен сабақ 6б сыныбы

2014ж. «Жаңа формациядағы жаңашыл кәсіби-құзіретті педагог» тақырыбында өткен жас мамандарға арналған облыстық семинарда «Рациональные числа» атты панорамалық сабақ берді

2014ж. «Жас келсе-іске» атты қалалық жас мамандар байқауында «Креативті ұстаз» атты номинацияға ие болды


3

Урисбаева Айгерим Аскербековна

музыка

«Жас мұғалім мектебі жұмысын ұйымдастырудағы кәсіптік көзқарас» атты қалалық жас мамандарға арналған семинарда математика+музыка Кіріккен сабақ 6б сыныбы


4

Омарханова Диана

логопед

«Жас мұғалім мектебі жұмысын ұйымдастырудағы кәсіптік көзқарас» атты қалалық жас мамандарға арналған семинарда

5

Садырбаева Райгуль

дефектолог

«Жас мұғалім мектебі жұмысын ұйымдастырудағы кәсіптік көзқарас» атты қалалық жас мамандарға арналған семинарда


Городской семинар для молодых педагогов


hello_html_6b6931f1.png












Мектептегі шығармашылық топтардың негізгі мәселесі:

«Ұстаздардың кәсіптік шеберлігін көтеру мақсатында инновациялық қызмет ұйымдастыру, білім берудің жаңа үрдістерін оқып үйрене отырып, жүзеге асыру және озық іс – тәжірибені насихаттау барысында жаңа технологияларды пайдалану».

Мақсаты:

1.Ұстаздардың кәсіптік шеберлігін арттыру бағытында үздіксіз жұмыс жүргізе отырып, оқушыларға терең де тиянақты білім беру.

2.Оқытудың жаңа үрдістерін жинақтап мектеп ішіне тарату.

3.Озық тәжірибені насихаттау.

4.Шығармашылықпен жұмыс істейтін ұстаздар еңбегін тарату.

5.Дарынды оқушылармен жұмыс ұйымдастыру.

6.Жергілікті материалдарын жинақтап, оқу үрдісіне пайдалану.

7.Жас мамандарға кәсіби көмек көрсету.

8.Оқу үрдісіндегі жаңа технологияларды зерттеп, қолдану.

Педагог мамандардың кәсіби деңгейін ұдайы көтеріп отыру, олардың теориялық білімі мен әдістемелік білігін үздіксіз жетілдіру, оқытудың озық әдіс-тәсілдерімен тиісінше қаруландырып, шығармашылық жұмыстарына жол көрсету, білім жетілдірудің бірізділігін, үздіксіздігін қамтамасыз ете отырып, оның сапасын арттыру мақсатында мұғалімдер төмендегідей топтарға біріктіріліп, жетекшілер бекітілді.

1.«Мектептегі оқу ізденістерінің негізі» - Топ жетекшісі Баяндина Е.А.

2.«Зерде» тобы.Топ жетекшісі Сейтбекова Г.А. – Ақпараттық-коммуникативтік технологиялар

3.«Бастауыш буындағы оқушылардың жобалау-ізденіс іс-әрәкеті» тобы.Топ жетекшісі И.Патрушева – Жобалау технологиясы.


Міндеттері:

  1. Ғылыми және шығармашылық күндерін өткізу.

  2. Мұғалімдерге әдістемелік көмек беру.

  3. Мұғалімнің өз тәжірибесін өзі зерттеп жинақтау.

  4. Жалпы педагогикалық тақырып бойынша мұғалімдердің іс-тәжірибесін зерттеу және жинақтау.

  5. Жаңашыл мұғалімдердің озық тәжірибесін тарату және оны қолдану, енгізу еңбектерін баспаға ұсыну.

  6. Ғылыми-әдістемелік нұсқаулардың шешімдерін зерттеу.

  7. Ғылыми-әдістемелік бағыттағы оқыту жұмыстарының барысында бақылау,талдау,күрделі мәселені бірлесе отырып шешу.

  8. Басқа шығармашылық топтармен тәжірибе алмасу.

  9. Педагогикалық басылымдар дайындап шығару.

  10. Дарынды балалармен жұмысты баспа беттеріне жариялау.

  11. Ұстаздардың ғылыми-әдістемелік жұмысының деңгейін анықтау.

  12. Тәжірибелік мәліметтер жинақтау.

  13. Сыныптың оқу деңгейін,оқу техникасын тексеру,нәтижесін шығару.

  14. Жаңа педагогикалық технологияларды оқып,үйрену,тәжірибесіне енгізу.

  15. Шығармашылық ізденісті ұйымдастыру.

  16. Мониторинг жасау.

Мұғалім еңбегінің нәтижесі:

  1. Шығармашылық есеп.

  2. Білім сапасы көтеріледі.

  3. Нәтижеге бағдарланған білім беріледі.

  4. Ғылыми ізденіс жұмыстары айқын дамып, ауқымы кеңейеді.

Мектеп мұғалімдерін шығармашылықпен топтастыру арқылы басқару ісінде шектеу емес – көмектесуге, тыйым салу емес - бағыт беруге, бұйрық емес – жетекшілік жасауға қол жеткізіп, ұжым арасында іскерлік ахуал, қалыпты моральдік жағдай қалыптастыру, ата – ана, мектеп және қоғамдық ұйымдармен педагогикалық ынтымақтастықты нығайтуға қол жеткізуге болады.

Күтелетін нәтиже:

  1. Білім сапасы көтеріледі.

  2. Нәтижеге бағдарланған білім.

  3. Шығармашылық есеп.

  4. Ғылыми ізденіс. (Дарын, олимпиада, КҒА, ОЖСБ, ҰБТ)

























C:\Users\user\Desktop\НМР 13-14\фотографии семинара\jpg\IMG_0572.jpg

Заместитель директора по ВР

СШГ №16

Жанаберлиева С.Б.





Компетентностный подход в организации работы школы

молодого учителя

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего учителя на современном этапе очевидна для всех. От учителя зависит, насколько интересным, насыщенным будет учебный процесс. Современный учитель- это учитель, способный успешно реализовать компетентностный подход в процессе образования подрастающего поколения. Основным для компетентностного подхода является понятие “компетенция” – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый выпускник школы. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.C:\Users\user\Desktop\НМР 13-14\фотографии семинара\jpg\IMG_0541.jpg

При повышении квалификации педагоги должны усвоить всю систему компетенций, обеспечивающих успешный процесс обучения школьников.

Что должен уметь педагог, чтобы успешно реализовать компетентностный подход?

Он должен уметь:

  • связывать преподаваемый предмет с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

  • планировать урок с использованием многообразных форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, проектно-исследовательских методов;

  • привлекать для обсуждения жизненный опыт учащихся;

  • привлекать экспертов и специалистов для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых он сам недостаточно компетентен;

  • демонстрировать ученикам пример реальных людей, литературных персонажей;

  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

В настоящее время наблюдается несоответствие уровня подготовки педагогов современным требованиям. Это позволяет утверждать, что одним из приоритетных направлений развития педагогического образования должно стать совершенствование профессиональной компетентности педагогов, которая позволит повысить эффективность процесса обучения и воспитания. Личность педагога, его профессиональная компетентность и социальная зрелость на сегодняшний день оказываются наиболее важными условиями обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания. hello_html_m7b857039.png

Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способстввать становлению ключевых компетенций педагогов:

  • овладение основами педагогической и творческой деятельности (индивидуальная компетенция);

  • овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии (самостроительная компетенция);

  • овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (коммуникативная компетенция);

  • овладение навыками исследовательской деятельности (поисково-исследовательская компетенция);

  • овладение способами составления проектов и программ (проектировочная и программная компетенция).

  • компетенции информационных технологий и д

Реализация компетентностного подхода в системе повышения профессионального мастерства учителя является неотъемлемой частью модернизации образования, т.к. основой формирования компетенций подрастающего поколения является система тех компетенций, которые усвоили их педагоги. Очевидно, для успешного применения компетентностного подхода в системе общего образования этот подход должен быть, прежде всего, реализован в системе повышения квалификации педагогов.



















ЖЕТЫСУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.ЖАНСУГУРОВА


СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГИМНАЗИЯ № 16















Программа


спецкурса «Основы археологии» для гимназических классов с углубленным изучением истории Казахстана

(7 вариант)



















Талдыкорган, 2013-2014


Автор: Жанаберлиева С.Б., учитель истории высшей категории средней школы – гимназии № 16 г.Талдыкоргана


Рецензент: Згарбаева Гулим Елубаевна, преподаватель кафедры истории ЖГУ им. И.Жансугурова






Рекомендовано кафедрой истории ЖГУ им.И.Жансугурова








Программа спецкурса «Основы археологии» для гимназических классов с углубленным изучением истории Казахстана (7 вариант) рассмотрена на заседании Методического Совета средней школы – гимназии № 16. Протокол №






















Предложения и отзывы просим присылать по адресу: г. Талдыкорган, м-он Молодежный, 52



« Согласовано»

Ректор ЖГУ им. И.Жансугурова



«Утверждаю»

Директор СШГ № 16

С.Сулейменова


































Рассмотрено на заседании Совета

Протокол № ______ от «___»______________20__ года





Пояснительная записка



Главное значение археологии заключается в том, что археологические материалы представляют для всех важные сведения о прошлом человечества.

Прослеживается процесс перехода человека от простого присвоения готовых продуктов к производящим формам хозяйства. Дается характеристика отдельных археологических культур. Специальные разделы посвящены археологии Казахстана. Археология – раздел исторической науки, изучающий развитие человеческого общества и закономерности этого развития преимущественно по вещественным историческим источникам. Поэтому археология считается очень полезной и занимательной наукой для всех людей кого интересует история мира.

Задачей курса «Основы археологии» является знакомство учащихся с данной наукой, с ее методами, вводить в курс основные теоретические установки дисциплин.

Главной целью преподавания основ археологии является отражение современного уровня археологии, уделяя тем самым внимание на ее успех, задачи и перспективы.

Археология связана с гуманитарными науками, среди них особенно с историей первобытного мира, этнологией, антропологией, архитектурой.

Предлагаемая программа спецкурса составлена на основании государственного общеобразовательного стандарта среднего образования Республики Казахстан.

Объем содержания спецкурса «Основы археологии» -2 часа в неделю – 68 часов в год.



Задачи курса:



1. Сформировать у учащихся преставление о предмете;

2. Научить анализировать исторические события и факты;

3. Развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных исторических и современных источников, самостоятельно, творчески осмысливать историческое прошлое.











Тематическое планирование



урока

Тема

кол-во

часов

примечание

1

1

Введение. Предмет и задачи курса

1


2

2

Источники и методы археологии

1


3

3-4

Стоянки, города, могильники и другие археологические памятки

2


4

5

Взаимоотношение археологии с другими науками

1


5

6-7

Сфрагистика, нумизматика, геральдика, эпиграфика. Письменные и вещественные источники

2


6

8

Развитие археологической науки Казахстана

1


7

9-10

Палеолит (Каменный век). Ранний палеолит. Природные условия

2


8

11-12

Олдувайская эпоха. Ашельская эпоха

2


9

13-14

Мустьерская эпоха. Поздний палеолит.

Появление человека современного

2


10

15-16

Расселение людей и рост населения. Совершенствование обработки камня

2


11

17-18

Стоянки позднего палеолита.

Палеолит Средней Азии и Казахстана

2


12

19-20

Мезолит. Изменение природно – географической среды. Усовершенствование орудий труда

2


13

21-22

Мезолит Средней Азии и Казахстана

2


14

23-24

Появлении зачатков скотоводства и земледелия

2


15

25

Неолит. Становление новых форм хозяйства

1


16

26-27

Неолит Средней Азии, России

2


17

28-29

Каменный век Средней Азии и Казахстана.

Древний палеолит. Природные условия

2


18

30-31

Памятники шелльашельского времени. Находки в Каратау, Шабыкты, Танырказган, Барыказган, Казангап

2


19

32-33

Находки Карабаса, Приаралья,

Центрального и Западного Казахстана

2


20

34

Повторение

1


21

35

Жейтунская земледельческая культура

1


22

36-37

Энеолит. Бронзовый век. Древняя металлургия

2


23

38-39

Развитие скотоводства и земледелия. Ремесло

2


24

40-41

Энеолит Средней Азии. Анау, Намазга

2


25

42

Бронзовый век Казахстана. Изучение горных разработок по добычи меди, олова

1


26

43-44

Верхний Иртыш, в Жезказгане, на Стопняке, Коунраде, в горах Улы-Тау, Кара-Тау

2


27

45-46

Племена Андроновской культуры. Земледелие

2


28

47-48

Формирование кочевого быта. Распад первобытнообщинного строя

2


29

49-50

Памятники Железного века Казахстана Сакский племенной союз. Районы их расселения

2


30

51-52

Каменское городище. Елизаветовское городище. Мельгуновский курган

2


31

53-54

Аланы, усуни, канглы. Могильники усуней в долинах рек Чу, Чилика, Каргалинки, близ Алматы, Жамбыла

2


32

55-56

Памятники культуры усуней, канглы, гуннов

2


33

57-58

Казахстан в Средневековье. Этнополитическая история. Тюркский Каганат

2


34

59-60

Тюргешский каганат. Государство карлуков. Караханиды.

2


35

61

Археологические памятники тюрок

1


36

62

Археологические памятники карлуков. Погребальный обряд

1


37

63

Сросткинская культура

1


38

64-65

Поселения и городища кыпчаков.

Культура. Ремесло. Хозяйство

2


39

66

Принципы археологических раскопок

1


40

67

Повторение

1


41

68

Итоговое повторение

1












Литература:



  1. Авдусин Д.А. «Основы археологии » Москва, 1989 г.

  2. Байпаков К.М. «Археология Казахстана» Алматы , 1993 г.

  3. История Казахстана 1 том , Алматы , 1997 г

  4. Кан Г. История Казахстана Алматы , 1998 г

  5. Очерк по истории Казахстана










РЕЦЕНЗИЯ


на программу спецкурса «Основы археологии», составленную учителем истории высшей категории

СШГ № 16 г. Талдыкоргана Жанаберлиевой С.Б. для

7 класса с углубленным изучением истории Казахстана (7 вариант).


Данная программа составлена для изучения спецкурса «Основы археологии» для 7 классов средних школ. Она отвечает основным требованиям и дает общие представления об археологии.

Археология произвела переворот в исторической науке, расширив пространственный горизонт истории, в сотни раз увеличив картину прошлого.

Археологические материалы свидетельствуют о много компетентности культуры Казахстана и Средней Азии.

Казахстан был одним из регионов, где протекал процесс трансформации скотоводческо-земледельческих племен ранних кочевников. Новые археологические открытия, в частности раскопки сакских курганов на берегах Или и в низовьях Сырдарьи, позволяют говорить о том, что Казахстан являлся важным центром сакских и усуньских племен. Многие вопросы, решения и выводы, основанные на археологических данных, носят дискуссионный характер. Об этом следует помнить и потому в науке нет «истин в последней инстанции».

В программе сделана попытка повысить значимость теоретических разработок, особое внимание уделено таким вопросам, как происхождение человека и человеческого общества; развитие производящих форм хозяйства – скотоводства и земледелия; становление кочевничества и истории материальной и духовной культуры раннекочевнических государств; оседлая и городская культура; взаимодействие кочевых культур и оседлых цивилизаций в рамках Казахстана и Средней Азии.

В программе четко определена цель изучения курса: помочь ученику разобраться в вопросах археологии. Правдивое отношение к прошлому, трепетное отношение к культуре, желание изучить археологические источники казахского народа с научных позиций, способствует воспитанию у учащихся патриотизма.

Содержание курса позволяет развивать интерес и уважение к археологии, стремление сохранять и приумножать состояние своей республики в области материальной культуры, формировать научное мировоззрение у школьников и прививать им знания по истории материальной культуры.

Программу можно рекомендовать для изучения в 7-8 классах средней школы.


Преподаватель кафедры истории

ИФФ ЖГУ им. И. Жансугурова: Згарбаева Г.Е.



Перспективы развития методической работы:

  • создание единого методического и информационно-образовательного пространства через предоставление и развитие сферы сервисных услуг (предметно-методических, мониторинговых, экспертных, библиотечно-методических), оказываемых образовательным учреждениям, отдельным педагогам, учащимся, их родителям;



  • обеспечение методических условий для реализации программы развития образования на 2011 — 2020 гг.;



  • создание научно-обоснованной, гибкой системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников через развитие творческих способностей личности учителя;



  • создание банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования с использованием всех современных видов носителей информации;



  • создание творческой атмосферы в ОУ, культивирования интереса к инновациям;



  • разработка модели учителя школы, включающей в себя личностные качества, специальные профессиональные знания и умения;



  • совершенствование методической поддержки непрерывного профессионального образования педагогов школы;



  • создание условий для методического самообразования и творческого становления учителя в процессе его педагогической деятельности, на рабочем месте;



  • внедрение интегрированного содержания образования вследствие такого фактора, как ограниченность кадровых ресурсов, когда один учитель вынужден вести несколько предметов;



  • методическое сопровождение сотрудничества школы с родителями, социального партнерства в силу большой стабильности и компактности социума.





Портфолио методиста Жанаберлиевой Салтанат
  • Директору-завучу
Описание:

 

Данное портфолио методиста является моей наработкой и по моему мнению может пригодиться в работе моих коллег, которые заинтересованы или по работе им необходимо конечным результатом выпуск портфолио. Методисты являются "бойцами невидимого фронта" и всегда находятся в зоне ближайшего развития учителя-предметника.В нем отражены система методической работы и дана характеристика инновационных процессов в школе, а также модель методической службы школы в схематичной форме, которая может послужить отправной точкой для начинающих методистов . Инновация в работе является необходимым атрибутом сегодняшнего методиста  
Автор Жанаберлиева Салтанат Бейсенбаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 624
Номер материала 49918
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓