Положительные и отрицательные стороны
текстового контроля в обучении иностранному языку
Обидина Марина, студентка 5
курса специальности «Иностранный язык»
Руководитель -
преподаватель иностранного языка Левашкина Вера Васильевна
С наступлением XXI века и с вступлением в
общеевропейский дом своевременно встал вопрос о приобщении жителя грядущего
века к мировой культуре, о приближении его образовательного уровня к
европейскому стандарту, о владении им не менее чем двумя иностранными языками.
В 2009 году был введен единый государственный
экзамен по иностранному языку, сдача которого обязательна для всех выпускников,
желающих поступить в вузы. Цель ЕГЭ – определение уровня обученности учащихся
по предмету, задаваемого стандартом по иностранным языкам. В основе ЕГЭ лежит
тестирование, поэтому данная тема является актуальной в современной школе.
Авторами государственного образовательного стандарта
по иностранному языку выдвигается расширенная трактовка цели обучения
иностранному языку в российских школах – формирование коммуникативной
компетенции.
По своей сути данная компетенция интегративна и
включает несколько компонентов: коммуникативные умения в говорении,
аудировании, чтении и письме; языковые знания и навыки владения этим
“строительным материалом” для порождения и распознания информации;
лингвострановедческие и страноведческие знания для обеспечения вторичной
социализации, социокультурного фона, без которых нельзя сформировать
коммуникативную компетенцию. В процессе достижения, таким образом, планируемого
результата решается целый комплекс воспитательных, образовательных и
развивающих задач. Включение в целевую установку обучения иностранному языку,
а, следовательно, и в содержание обучения страноведческих знаний в качестве
полноправного компонента обеспечит усвоение учащимися реалий другой
национальной культуры, расширение их общего кругозора, что приведет также к
повышению интереса к изучаемому иностранному языку и стойкой мотивации.
Чтобы добиться определенного уровня владения
иностранным языком, необходим систематический контроль в процессе обучения.
Неотъемлемой частью процесса обучения иностранным
языкам в школе является контроль уровня владения учащимися иноязычными навыками
и умениями. От правильной организации контроля зависит качество обучения.
Ф.М. Рабинович считает, что при проведении контроля
необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Контроль должен носить регулярный характер.
2. Контроль должен охватывать максимальное
количество учащихся за единицу времени.
3. Объем контролируемого материала должен быть небольшим,
но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения (неусвоения),
владения (невладения) им учащимися можно было судить, приобрели ли они
необходимые навыки и умения.
4.
При проведении контроля
следует исходить из конкретных задач урока.
Тест рассматривается как форма
контрольно-тренировочного задания, предназначенного для определения
(диагностики) уровня обученности и характеризующаяся следующими чертами:
а) простотой процедуры выполнения,
б) стандартностью структуры,
в) мелкой дозировкой учебного материала,
г) легкостью осуществления обратной связи,
д) возможностью непосредственной фиксации результатов,
е) удобством количественного выражения качества
выполнения задания.
Главным требованием методики составления теста
является пригодность (соблюдение принципов адекватности теста характеру
тестируемой речевой деятельности). При составлении теста нужно обязательно
учитывать общий характер текста (чаще всего используются повествовательные
тексты, богатые фактическим материалом, деталями, существенными для понимания
текста), стремиться к тому, чтобы задания теста излагались ясно, просто,
обеспечивали только однозначные ответы на них.
Тест должен стимулировать интеллектуальную активность
учащихся: чтобы выбрать правильную альтернативу, они должны:
1) прочитать текст с общим охватом содержания;
2) осмыслить альтернативы;
3) соотнести каждую из них с содержанием текста;
4) принять нужную альтернативу.
Тестирование как метод состоит из целого ряда приемов,
среди которых особого внимания заслуживает так называемый клоуз-тест
(cloze-test). Этот вид теста описан в методической литературе ещё как тест
дополнения или тест восстановления.
Особенность клоуз-теста состоит в том, что ситуация в
нем представляется в виде связного текста (как монолога, так и диалога). Таким
образом, информация подобной тестовой ситуации относится, с одной стороны, к
организации языка, а с другой — к внеязыковой действительности. Успешность
выполнения клоуз-теста находится в прямой зависимости от того, насколько быстро
испытуемый может понять весь текст и восстановить связи между событиями или
состояниями персонажей, описанными в тексте. Это в свою очередь определяется
тем, как хорошо он владеет лексикой изучаемого языка, в какой степени у него
развита языковая догадка и как адекватно он понимает текст каждой конкретной
тестовой ситуации.
Лексико-грамматические тесты нацелены на проверку: а)
степени сформированности навыка по выбору и использованию лексических единиц
адекватно контексту; б) степени сформированности языкового грамматического
навыка в необходимом объеме и качестве для формирования коммуникативной
компетенции.
Лексические тесты нацелены на проверку степени
сформированности навыка по выбору и использованию лексических единиц адекватно
контексту.
Тесты являются наиболее экономной формой контроля и
объективным показателем степени усвоения учащимися того или иного языкового
материала.
Тесты выполняют две различные функции: контролирующую
и обучающую.
К контрольным относятся те тесты, основной целью
которых является установить факт знания/незнания, владения/невладения тем или
иным материалом и соответственно оценить его.
К тестам, выполняющим контролирующую функцию,
относятся два основных вида: тесты проверяющие наличие у школьников
определенного уровня коммуникативной компетенции и тесты, проверяющие владение
учащимися конкретного языкового материала и отдельных речевых умений за
определенный период обучения.
Тесты действительно более экономичны по времени при
проверке знаний учащихся и с их помощью можно более объективно оценить знания.
Но данную задачу могут решить только методически правильно составленные тесты.
При их выполнении необходимо исключить варианты угадывания ответа. Тесты должны
помочь учащимся анализировать свои знания и в ходе анализа приходить к
единственно правильному решению. Злоупотреблять большим количеством тестов не
следует. Они не дают возможность оценить уровень владения речевыми видами
деятельности учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.