Главная / Биология / Положение о научно-методическом совете лицея

Положение о научно-методическом совете лицея


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Лицей №1

_____________З. В. Панова

. Приказ от 30.08.2014г. №168-О





ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ЛИЦЕЯ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Методический совет Лицея создается в целях совершенствования образовательного процесса, повышения качества образования, учебно-методического обеспечения Лицея в соответствии с Концепцией его развития, разработки лицейского компонента на основе базисного учебного плана, организации и руководства поисково-исследовательской работой педагогического коллектива, внедрения в практику прогрессивных технологий.


2. СОСТАВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


2.1. Заседания методического совета проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. методический совет правомочен принимать решения, если на заседании присутствуют более половины его состава. Все вопросы решаются открытым голосованием и принимаются большим числом голосов.

2.2. Для подготовки и рассмотрения на своих заседаниях вопросов и документов методический совет может создавать временные комиссии и инициативные группы из учителей и кураторов.

2.3. Деятельность методического совета строится на основе Концепции развития Лицея, годовых планов, согласованных с перспективным планом Лицея.

2.4. Состав и порядок работы методического совета утверждается приказом директора Лицея. Члены методического совета могут быть переизбраны, если их работа не отвечает требованиям настоящего Положения и Устава Лицея. Председатель и секретарь методического совета избираются из его состава.

2.5. В  состав  МС  лицея   могут входить:  директор, заместители директора, заведующие  кафедрами, педагоги занимающиеся инновационной деятельностью,педагог-психолог, руководители  творческих  коллективов (групп), научные  руководители  инновационных  и  исследовательских  проектов,  преподаватели  вузов, работающие  совместно  с лицеем  в  интересах  её  развития.

2.6.. Периодичность заседаний  МС  определяется  его  членами, исходя  из  необходимости (как  правило, не  реже  одного  раза  в  четверть).

2.7. В  своей  деятельности  методический  совет  подотчетен  руководителю лицея, несет  ответственность  за  принятые  решения  и  обеспечение  их  реализации. 

2.8. Доклады, сообщения, сделанные на заседаниях методического совета и конспекты открытых уроков сдаются в его методическую копилку.

2.9. Наиболее интересные, современные, актуальные доклады, разработки уроков рекомендуются методическим советом для публикации в лицейской и периодической печати.


3. КОМПЕТЕНЦИЯ

3.1. Координирует и контролирует работу кафедр, объединяющих учителей различных специальностей.

3.2. Ориентирует на реализацию методической темы Лицея. Рассматривает и дает заключение на целевые программы; базовый, лицейский уровень образования; учебный план и программы (авторские, экспериментальные, скоординированные в соответствии с профилями Лицея).

3.3. Направляет на курсы повышения квалификации учителей Лицея.

3.4. Рассматривает на своих заседаниях актуальные вопросы и проблемы, от которых зависит эффективность и результативность обучения и воспитания обучающихся Лицея.

3.5. Определяет основные направления психолого-педагогических исследований.

3.6. Определяет направления изучения и пропаганды опыта работы классных руководителей Лицея, осуществляет обмен опытом с педагогическими коллективами города и образовательными учреждениями альтернативного типа РФ.

3.7. Рассматривает инновации, нововведения, новшества, представляемые кафедрами или членами педагогического коллектива.

3.8. Осуществляет руководство научно-исследовательской работой кафедр Лицея.

3.9. Осуществляет подготовку и издание научно-методических и информационных материалов.

3.10. Способствует совершенствованию профессионального мастерства учителя, росту его творческого потенциала.

3.11. Рассматривает и рекомендует представляемые кафедрами кандидатуры учителей Лицея на присуждение им квалификационных разрядов, премий, наград.

3.12. Планирует проведение семинаров, практикумов, которые служат как для повышения педагогического мастерства учителя, так и для пропаганды передового опыта педагогического коллектива Лицея.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НМС

 4.1.Основными  направлениями  деятельности  МС  являются  научно-методическая, учебно-методическая и  диагностическая  деятельность.

 4.2. Методическая  деятельность  МС:

  1. организация разработки, экспертизы стратегических документов лицея(программ развития, образовательной программы);

  2. внесение предложений по изменению, совершенствованию состава, структуры и деятельности научно-методической службы, участие в их реализации; координация связей с другими образовательными учреждениями с целью профориентации учащихся;

  3. организация (своими силами или с приглашением квалифицированных специалистов) консультирования педагогов по проблемам: инновационной деятельности, исследовательской работы, профессионального самосовершенствования;

  4. осуществление общего руководства разработкой нового программно-методического обеспечения образовательных процессов;

  5. осуществление комплексных исследований в лицее;

  6. обеспечение реализации программы развития лицея, образовательной программы лицея через организацию научно - методической работы;

  7. совершенствование содержания образования, внедрением новых образовательных технологий в учебный процесс и анализом эффективности их использования;

  8. определение целесообразности, качества и необходимости внедрения новых образовательных программ и дополнительных образовательных услуг.

4.3. Учебно-методическая  деятельность  МС:

  1. организация целенаправленной работы по развитию профессионального мастерства педагогов, по анализу опыта их инновационной деятельности;

  2. внесение предложений по стимулированию и оценке инновационной деятельности педагогов, в том числе в ходе аттестации;

  3. организация изучения профессиональных интересов, личностных потребностей и затруднений учителей;

  4. осуществление разработки документов, на основании которых осуществляется оценка и стимулирование учительского труда;

  5. участие в подготовке и проведении педагогических советов школы;

  6. изучение эффективности организации методической работы в школе;

  7. определение и координация плана работы, программы и деятельности по повышению квалификации кадров


4.4 Диагностическая деятельность МС:

  1. анализ, координация хода и результатов нововведений, исследований, имеющих значимые последствия для развития лицея в целом;

  2. анализ состояния и результативности работы научно-методической службы;

  3. осуществление общего контроля за качеством выполнения учителями научно-методических работ на базе лицея;

  4. совместно с администрацией и общественно-педагогическими формированиями лицея участвует в разработке и осуществление экспертизы материалов для проведения профессиональных конкурсов;

  5. оценивание деятельности методических объединений, кафедр и временных творческих групп.

 

5. ПРАВА   МС.

Методический совет имеет право:

  1. самостоятельно выбирать формы и методы работы с педагогическим коллективом;

  2. планировать работу, исходя из общего плана работы лицея и педагогической целесообразности;

  3. отдавать распоряжения по вопросам методической деятельности;

  4. участвовать в управлении лицея в порядке определенном Уставом лицея; участвовать в работе Педагогического совета.

  5. разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию учебной и научно-методической работы;

  6. принимать участие в обсуждении вопросов деятельности лицея на заседаниях научно-методического совета;

  7. устанавливать и осуществлять сотрудничество с аналогичными подразделениями в других образовательных учреждениях.

 






























НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ЛИЦЕЯ №1

Научно-исследовательская работа в лицее осуществляется в рамках реализации  проектов «Лицейское научное общество учащихся-Малая академия наук «Юные исследователи», «Научно-практическая конференции», а также через участие педагогов  в различных программах и разноплановой  экспериментальной работе.

4.1. Лицейское научное общество учащихся (Малая академия наук «Юные исследователи»-)

В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности. Этому способствуют научные общества учащихся (НОУ).

Организационная структура и направления деятельности НОУ Малая академия наук «Юные исследователи»

Необходимость создания общества продиктована всем ходом развития лицея. Идея создания общества принадлежит администрации, учащимся и педагогам лицея. С 2001 года началось организационное оформление Научного общества.

Создание Научного общества учащихся лицея включало два этапа. Первый этап предусматривал знакомство коллектива лицея, инициативной группы учащихся с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей стране. Несколько месяцев было посвящено сбору материалов, обобщению имеющегося опыта, изучению нормативных документов. В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура Научного общества учащихся.

Кратко цели Научного общества можно сформулировать следующим образом:

1)       Выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью.

2)       Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся.

3)       Поддержка научно-исследовательской работы в лицее.

4)       Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи общества:

5)       Формирование представлений учащихся о целостной картине мира.

6)       Пропаганда научных знаний об окружающем мире.

7)       Знакомство с современными методами научно-исследовательской работы.

8)       Участие в лицейских, районных, городских олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах.

Согласно Уставу, Научное общество учащихся является добровольным творческим объединением учеников, стремящихся совершенствовать свои знания в различных научных областях под руководством ученых и педагогов. В его работе, кроме учащихся лицея, могут принимать участие ученики других образовательных учреждений района, города, области, других регионов.

В соответствии с Уставом, общество имеет следующую организационную структуру. Возглавляет Научное общество учащихся президент, избираемый на ежегодной конференции из числа учеников. На конференции избирается и Совет общества, куда помимо восьми членов (по числу предметных секций), избираемых из числа учащихся, входят руководители секций и научные консультанты. Совет общества во главе с его президентом планирует, координирует и осуществляет контроль деятельности предметных секций, принимаемые решения являются обязательными для всех членов общества. Для руководства текущей работой Совет собирается один раз в месяц.

Научное общество учащихся состоит из восьми секций:

1)       историко-краеведческой;

2)       филологической (русский язык и литература);

3)       иностранных языков;

4)       физико-математической;

5)       естественнонаучной;

6)       информатики;

7)       социально-экономической;

8)       технологии.

 Руководит работой каждой предметной секции преподаватель лицея.

Кроме предметных секций, в структуру общества включены отделы переписки и лекторский.  В задачу отдела переписки входит работа, связанная с развитием контактов с другими исследовательскими обществами, академическими институтами, деятелями науки, культуры и искусства. Задачей лекторского отдела (музей лицея) является подготовка лекций для учащихся, экскурсий по лицею для гостей и вновь поступивших учеников.

В рамках деятельности Научного общества учащихся работает Экспертный совет. В его состав входят научные консультанты: представители вузов, заведующие кафедрами. Главная задача совета состоит в оказании профессиональной консультативной помощи учащимся в процессе работы над проектами, а также в независимой экспертизе работ, которые учащиеся представляют на промежуточных и заключительной научно-практических конференциях.

Члены Экспертного совета принимают участие в чтении курса для учащихся «Методология и технология исследовательской работы». В марте каждого учебного года проходит итоговая научно-практическая конференция «Мир и мы», на которой президент общества отчитывается о результатах проделанной работы, определяются победители в каждой предметной секции.

Работа научного общества проводится в нескольких направлениях:

Первое направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

1)       отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);

2)       работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Третье направление – массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель, лицейских олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.

Технология работы Научного общества учащихся лицея

Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, состоящей из нескольких основных этапов.

Первый этап. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих работать в Научном обществе. Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах).

Второй этап. После постановки проблемы и мотивации учащихся наступает очередной этап. Здесь может возникнуть вопрос: насколько целесообразна подобная процедура? Опыт показывает, что в технологии исследовательской работы учащегося практика утверждения темы может играть ключевую роль:

•          учащиеся осознают значимость выполняемой работы;

•          происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества;

•          имея информацию о тематике разрабатываемых проектов, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем, предусмотренных программой;

•          ситуация обсуждения исследовательских тем на заседаниях кафедр способствует росту профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной исследовательской деятельности. Нередко возникает ситуация, когда предполагаемая тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, либо требует оказания консультационной помощи представителей высшей школы. В этом случае определяется, кто из специалистов-консультантов (работающих в Лицее или представителей вузов) будет курировать работу. Лицей приглашает в качестве научных руководителей работ известных учёных города, которые, как правило, охотно идут на сотрудничество.

Третий этап. После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя и при помощи консультантов. Проводится представление собранного материала на заседании соответствующей секции Научного общества, куда приглашаются педагоги лицея. Подобные секционные заседания, как показал опыт работы, целесообразно проводить один раз в месяц. Это позволяет более пристально осуществлять научный контроль процесса работы, оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных, корректировка опытно-экспериментальной части исследования и др.), а также поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди ученической и педагогической общественности учебного заведения.

Четвертый этап. По мере завершения исследовательской работы осуществляется ее независимая экспертиза, проводимая в рамках Экспертного совета. Рецензенты и оппоненты из числа учащихся, учителей, представителей науки дают предварительную оценку проделанной работе. В процессе экспертизы выявляются «слабые» стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов. В случае необходимости работа может рассматриваться на заседании Экспертного совета Научного общества учащихся несколько раз. Имеющийся опыт показал действенность подобной практики, повышающей уровень требовательности и ответственности учащихся. После обсуждения на секции и при наличии положительного отзыва Экспертного совета наиболее удачные работы рекомендуются к участию в ученических чтениях, проводимых в преддверии ежегодной научно-практической конференции учащихся лицея, а также в предметных лицейских и районных олимпиадах.

Пятый этап. На пятом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах, а также на секционных заседаниях Научного общества, проводимых в рамках ученических чтений. К участию в чтениях привлекается широкий круг слушателей из числа не только учеников, но и педагогов. Как правило, ребята с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Одновременно авторы проектов получают практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку зрения. Работы, признанные лучшими в каждой из секций, выносятся на заключительную научно-практическую конференцию.

Шестой этап. Итогом исследовательской работы является проводимая в феврале каждого учебного года конференция учащихся. Проведение конференции стало одной из традиций лицея, на нее приглашаются учащиеся и педагоги из образовательных учреждений Ростова-на-Дону, других городов России, представители вузов города. В качестве почетных гостей в конференции участвуют выпускники прошлых лет, родители учеников, что имеет немалое воспитательное значение. В ходе пленарных заседаний заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы оппонентов, звучат мнения рецензентов представленных работ. По результатам обсуждения работ Экспертный совет подводит итоги конференции и определяет победителей по каждой из номинаций. Победители награждаются почетными дипломами и денежными премиями. В заключение конференции слово предоставляется гостям, родителям, выпускникам лицея.

Важнейшим условием эффективной организации исследовательской деятельности учащихся является осуществление компетентного своевременного управления данным процессом. В лицее такое управление осуществляется Советом НОУ, заместителем директора по научно-методической работе и предметными кафедрами.

Совет НОУ на своих заседаниях дает оценку текущему состоянию исследовательской деятельности учащихся в школе, принимает решения об обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и использовании их результатов в учебно-воспитательном процессе.

Заместитель директора по научно-методической работе:

•          осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в Лицее;

•          организует обсуждения предложений Совета НОУ и предметных кафедр по развитию и совершенствованию исследовательской деятельности учащихся и применению результатов исследовательских  работ в учебно-воспитательном процессе;

•          организует рассмотрение и утверждение кандидатур руководителей и исполнителей ученических исследовательских работ, рабочих программ и отчетов по исследовательской деятельности;

•          проводит методическую работу с руководителями кафедр и с руководителями ученических исследовательских работ;

•          организует материально-техническую поддержку научного общества учащихся.

Предметные кафедры на своих заседаниях  назначают руководителей и исполнителей ученических исследовательских работ, утверждают их темы. Непосредственное, руководство научной деятельностью учащихся  осуществляют наиболее квалифицированные преподаватели лицея, а также специалисты и научные работники, привлекаемые к руководству исследовательскими работами учащихся из вузов.

К обязанностям руководителя ученической исследовательской работы по краеведению относятся:

•          составление примерного перечня тем исследовательских работ на основе анализа степени изученности тех или иных вопросов из жизни родного края;

•          оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований;

•          составление рабочих программ исследований;

•          текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, постоянное консультирование учащихся;

•          контроль выполнения основных этапов исследовательских работ;

•          методическая и организационно-техническая помощь в составлении отчетов об ученической исследовательской работе, в изготовлении наглядных пособий;

•          выработка рекомендаций по применению результатов ученической исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе;

•          оказание помощи исполнителям исследовательских работ в подготовке к участию в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах творческих работ;

•          оказание помощи ученикам в публикации результатов выполненных исследований и дальнейшей исследовательской деятельности.

Организация исследовательской работы учащихся в лицее выстраивается поэтапно:

I   – подготовительный (3-7-й классы);

II  – развивающий (8-9-й классы);

III – собственно исследовательский (10-11-й классы).

Первый – подготовительный этап предполагает формирование у лицеистов навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса к изучению родного края и выявление наиболее способных к творчеству учеников.

Второй – развивающий этап предполагает совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса к краеведению на данном этапе играет деятельность внеклассных объединений. Учащиеся 8-9-х классов при желании вступают в научное общество учащихся, где вместе со старшеклассниками приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности.

Третий – собственно исследовательский этап является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности воспитанников, в ходе которого ведется самостоятельная разработка авторских проектов. Чтобы исследовательская деятельность учащихся в лицее имела постоянную перспективу, необходимо обеспечить преемственность в данной работе. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, социологические исследования среди младших школьников, учеников второй ступени; проводят экскурсии в школьном музее.

Организуя деятельность школьного научного общества, следует помнить о факторах успешности исследовательской деятельности учащихся. К ним относятся:

•          соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

•          добровольность выбора темы учащимся;

•          максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

•          компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

•          уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы;

•          осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.

Циклограмма исследовательской деятельности учащихся

Перед тем как приступить к занятиям исследовательской деятельностью, учащиеся знакомятся с нормативными документами и с циклограммой осуществления исследования. Циклограмма исследовательской деятельности включает в себя следующие виды работ:

•          сентябрь - создание научного общества учащихся; постановка задач и  планирование работы на текущий учебный год; формирование предметных секций научного общества; ознакомление с требованиями к ученической исследовательской работе и выбор тем исследований; закрепление руководителей работ за определенными учащимися; теоретические занятия; индивидуальные консультации;

•          октябрь - работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме; посвящение вступивших в члены научного общества учащихся, создание Совета НОУ; теоретические занятия; индивидуальные консультации;

•          ноябрь  - сбор материала по теме исследования; теоретические и практические  занятия; индивидуальные консультации; заседание Совета НОУ;

•          декабрь - сбор и систематизация материала по проблеме; теоретические и практические занятия; заседание Совета НОУ; проведение конференции по защите избранных тем; индивидуальные консультации;

•          январь - сбор и систематизация материала по проблеме; заседание Совета НОУ; практические занятия; индивидуальные консультации; начало оформления работы; индивидуальные консультации, заседание Совета НОУ;

•          февраль - завершение оформления работы; рецензирование исследования; индивидуальные консультации; заседание Совета НОУ; участие в Лицейской конференции научного общества учащихся;

•          март - участие в конференции ДАНЮИ;

•          апрель - оформление и выпуск школьной брошюры с тезисами ученических исследовательских работ; заседание Совета НОУ; награждение победителей;

•          май - общее собрание НОУ; передача эстафеты от старших школьников к младшим; составление перспективного планирования.

Работа школьного НОУ открывается в начале учебного года со знакомства с историей и основными принципами функционирования научного общества учащихся через проведение классных часов в 8-9-х классах под названием «История, цели и задачи научного общества учащихся. На общем установочном собрании учащихся, проявивших интерес к занятиям в НОУ, происходит формирование предметных секций научного общества. Особая роль отводится формированию секции краеведения, так как в рамках именно этой секции в силу ряда причин, таких, как недостаточная изученность регионального материала, доступность источниковой базы, обращение к близкому и понятному для учащихся материалу, велика вероятность успешности проведения исследовательской работы. На этом же собрании составляется и утверждается план работы на текущий учебный год.

Система НОУ позволяет менять сроки написания работ. Чаще всего создание ученической исследовательской работы занимает не менее одного учебного года, но учащиеся Лицея могут вести изыскания и в течение нескольких лет в зависимости от различных обстоятельств, таких, как сложность избранной темы, отсутствие необходимых данных, многоплановость статистической обработки. Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Руководитель ученических исследовательских работ предлагает примерный перечень тем для исследования, составленный и обсужденный на заседании кафедры.

При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

•          актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;

•          соответствие интересам учащегося-исследователя;

•          реальную выполнимость;

•          возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;

•          обеспеченность необходимым количеством различных источников;

•          грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы). В названии следует избегать как упрощений, так и излишней наукообразности, использования спорных с научной точки зрения формулировок и терминов.

На самом первом этапе исследовательской деятельности происходит ознакомление учащихся с Положением об ученической исследовательской работе и основными требованиями к ней. Обучающиеся должны видеть ее отличия от реферата, понимать, что исследование должно быть связано с решением творческой задачи с неизвестным заранее результатом.

После определения формулировки рабочего названия темы (с окончательным названием можно определиться только после завершения собственно исследования) учащийся-исполнитель исследования переходит к составлению рабочей программы исследовательской работы. На этом этапе конкретизируется состояние проблемы, определяются степень актуальности и цель исследования (которая обычно легко вытекает из темы работы), его задачи, методы и этапы, а также делается прогноз ожидаемых результатов исследования. Для определения состояния изученности темы, уточнения цели исследования, выбора оптимальных методов работы необходимо тщательное знакомство учащихся с литературой по выбранной ими проблеме. Первоначально ученик занимается поиском литературы, получив необходимую информацию по теме у руководителя работы. Не случайно теме «Библиотека - твой помощник» посвящается одно из первых заседаний НОУ, на котором учащиеся знакомятся с правилами работы в библиотеках, получают навык ускоренного поиска необходимой информации, в том числе и с использованием современных информационных технологий. Для закрепления данного навыка руководителю научного общества учащихся целесообразно организовать учебное занятие в библиотеке.

На следующем этапе работы с литературой следует обучить учащихся брать на вооружение цитируемые в изданиях работы, а также публикуемые  в отдельных  изданиях  исчерпывающие библиографические списки по необходимой юному исследователю проблематике. Помимо этого, ученики должны научиться оценивать степень полезности справочных и энциклопедических изданий. Во время первых двух-трёх месяцев работы учащимся необходимо усвоить общие навыки работы с литературой:

•          уметь заносить полные библиографические данные книги или статьи в карточку, чтобы избежать трудностей при составлении списка используемых работ;

•          конспектировать основные положения литературного источника;

•          грамотно выписывать и систематизировать цитаты (с указанием номера страницы и полных данных об источнике информации).

Итогом усвоения навыка работы с литературой должна быть способность учащихся написать фрагмент работы, который условно можно назвать «обзор литературы по проблеме исследования».

Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных исследователей в школьной конференции по защите избранных тем, ежегодно проводимой в декабре. Помимо осознания полученных на данном этапе результатов исследования, учащиеся приобретают речевые навыки, опыт отстаивания своей точки зрения, ведения дискуссии.

За два месяца до защиты ученической исследовательской работы начинаются занятия по формированию умений и навыков оформления исследовательских работ в соответствии с утвержденными и общепринятыми требованиями.

После завершения оформления работы руководитель пишет рецензию на нее и сосредоточивает свое внимание на подготовке учащихся к защите исследования. При подготовке к защите следует помнить, что существует несколько вариантов защиты исследовательской работы. Наиболее распространенными являются классическая и творческая модели защиты.

Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:

•          актуальность и новизна исследования;

•          характеристика использованных источников и литературы;

•          характеристика основных научных подходов к решению проблемы;

•          обоснование выбора методов исследования;

•          основные выводы по содержанию работы.

Творческая модель защиты предполагает:

•          оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;

•          демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;

•          оригинальное представление фрагмента основной части исследования;

•          выводы по работе.

Работа в научном обществе ориентирована на приобщение учащихся к миру науки, приобретение навыков  исследовательской работы. Наиболее интересные исследования рекомендуются к изданию. Лицеисты могут также представить свои работы для участия в научно-практических конференциях и семинарах различных уровней.

Проекты и материалы, представленные  в ходе ученических чтений, научно-практической конференции, становятся составной частью научно-методического обеспечения кабинетов Лицея. С ними можно познакомиться в ученическом фонде лицейской библиотеки.

Организационная структура Научного общества учащихся 

hello_html_709da846.png

4.2. Научно-практические  конференции

Проект «Научно-практические конференции» реализуется лицеем с 2001 года. Основная его цель   создание творческой образовательной среды для педагогов и учеников.

Основными задачами проекта «Научно-практические конференции» являются:

•          привлечение   внимания   общественности    к   достижениям    и    проблемам   лицейского образования;

•          отработка модели взаимодействия науки и педагогической практики по вопросам развития лицейского образования;

•          привлечение научных достижений для развития научно-методической работы Лицея, новых педагогических идей для работы с учащимися.

В работе конференций принимают участие педагоги и учащиеся Лицея и их родители; известные и молодые ученые - педагоги, психологи, философы, культурологи; представители управленческих структур, научно-методических служб Ростова-на-Дону. В реализации проекта принимают участие педагоги-практики и ученые из вузов

Состав участников и работа конференции определяется следующими принципами:

•          приглашение к участию в конференции не только педагогов, но и представителей самых разных наук, которые занимаются проблемами человека и общества, имеют широкий взгляд на проблемы образования;

•           рассмотрение проблем человека и образования с междисциплинарных позиций;

•          приглашение   независимых   специалистов,   мнения   которых   могут   не   совпадать   с общепринятой точкой зрения на тот или иной вопрос;      

•          участие в конференциях педагогов, учащихся и выпускников Лицея разных лет;

•          приглашение к участию в конференциях родителей и других представителей общественности, тех, кто оказывает влияние на общественное мнение.

В подготовке и проведении конференций активно участвуют педагоги и учащиеся Лицея. Работой каждой секции руководят два сопредседателя   педагог Лицея и представитель вузовской или академической науки. Педагоги Лицея готовят научные сообщения и выступают с ними. Учащиеся Лицея (в основном это члены научного общества) готовят выступления на конференции, принимают участие в обсуждении актуальных проблем на секционных заседаниях. Эти сообщения отражают результаты длительных исследований (как правило, многолетних), которые ведутся под руководством педагогов Лицея и ученых. Многие педагоги Лицея профессионально связаны с вузовской и академической наукой, поэтому приглашаются в качестве экспертов-консультантов по исследовательским проектам лицеистов. С другой стороны, ученые заинтересованы в том, чтобы сверить свои теоретические разработки с мнением практиков образования. На конференциях возникают надежные профессиональные контакты ученых и педагогов Лицея. Часто идеи, которые обсуждаются на конференции, становятся основой новых педагогических проектов, реализуемых совместно педагогами и учеными.

В рамках реализации проекта «Научно-практические конференции» объединяется исследовательская деятельность лицеистов и исследовательская деятельность педагогов Лицея. Педагоги и учащиеся представляют совместные работы, вместе с другими участниками конференции обсуждают актуальные проблемы образования. Этот проект интегрирует; многие направления, развивающиеся в Лицее, обеспечивая целостность и логическое оформление деятельности по созданию образовательной среды Лицея. Здесь важна модель передачи высоких духовных ценностей культуры и науки, с носителями которых встречаются лицеисты.

Формирование  особой культурно-интеллектуальной среды в Лицее создает условия для успешного развития личности ребенка. Лицеисты не только усваивают знания, но и имеют  возможность их практического применения в образовательном процессе. Подготовка и проведение конференций способствуют выработке практической методологии решения важных жизненных и профессиональных задач. Проект «Научно-практические конференции» можно рассматривать и как средство расширения образовательной среды Лицея. Выпускники Лицея, становясь студентами, принимают участие в конференциях, делятся своими идеями совершенствования образования  являются примером для нынешних обучающихся.



Положение о научно-методическом совете лицея
  • Биология
Описание:

 

Положение о Научно-методическом совете Лицея разработано в целях совершенствования образовательного процесса, повышения качества образования, учебно-методического обеспечения Лицея в соответствии с Концепцией его развития, разработки лицейского компонента на основе базисного учебного плана, организации и руководства поисково-исследовательской работой педагогического коллектива, внедрения в практику прогрессивных технологийЗаседания Научно-методического совета проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Научно-методический совет правомочен принимать решения, если на заседании присутствуют более половины его состава. Все вопросы решаются открытым голосованием и принимаются большим числом голосов.

Для подготовки и рассмотрения на своих заседаниях вопросов  и документов Научно-методический совет может создавать временные комиссии и инициативные группы из учителей и кураторов.

Деятельность Научно-методического совета строится на основе Концепции развития Лицея, годовых планов, согласованных с перспективным планом Лицея.

Состав и порядок работы Научно-методического совета утверждается приказом директора Лицея. Члены Научно-методического совета могут быть переизбраны, если их работа не отвечает требованиям  настоящего Положения и Устава Лицея. Председатель и секретарь Научно-методического совета  избираются из его состава. 

Автор Мирнова Марина Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 455
Номер материала 22185
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓