Главная / Биология / Положение о научно-исследовательской деятельности учащихся

Положение о научно-исследовательской деятельности учащихся


Утверждаю:

Директор МОУ Лицей №1

____________З.В.Панова

Пр.от 30.08.2011 №122-О



Положение

о научно-исследовательской деятельности учащихся


1.Общие положения

  1. Исследовательская деятельность учащихся в лицее– это форма организации работы, которая должна быть связана с решением учащимися исследовательской задачи / проблемы, гипотезы/.

  2. Главное в работе не овладение новыми, неизвестными фактами, а изучение и применение алгоритма ведения исследования, получение навыков, которые могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематики.

  3. Творческая деятельность учащегося на начальном этапе ведется под руководством опытного компетентного специалиста.

  4. Виды исследовательской деятельности учащегося:

  • научная - направлена на получение новых объективных знаний;

  • учебная - направлена на развитие исследовательского типа мышления учащихся.


2.Подготовка к проведению научного исследования


Предполагает наличие следующих этапов:


hello_html_3bb815b9.png


Научное исследование должно носить систематический и целенаправленный характер. Важная задача - четкое определение сферы деятельности.



2.1.Тема, проблема и актуальность исследования


Тема - узкая сфера деятельности исследования в рамках предмета. Это ракурс, в котором будет рассмотрена проблема, объект изучения.

Чтобы облегчить процесс выбора темы необходимо выделить основные критерии:

  1. тема должна представлять интерес для учащегося;

  2. воспитывать общую перспективу профессионального развития ученика;

  3. иметь обоюдную мотивацию со стороны ученика и педагога;

  4. должна быть реализуема в имеющихся условиях.

Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, то есть процесс развития научного познания.

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания, обязательное требование работы.

Помощь в выборе темы исследования учащемуся оказывает его научный руководитель.

Актуальность темы должна осветить причину, по которой изучение данной темы необходимо. Показателем актуальности является наличие проблемы – противоречивой ситуации, требующей своего разрешения, а, следовательно, сопряжено с практической необходимостью.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны, так как определяют стратегию исследования, направление научного поиска.

На данном этапе не всегда можно достаточно точно определить тему исследования, пути и способы её разработки. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу.


2.2.Изучение научной литературы и уточнение темы


Общие рекомендации:


  • изучать научные публикации, работать с разными источниками информации;

  • формировать собственную базу данных по теме работы (делать выписки);

  • при изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала, необходимо сопоставлять, анализировать полученную информацию.


2.3.Определение гипотезы


Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы (важный момент работы над исследованием).

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

  • быть проверяемой;

  • содержать предположение;

  • быть логически непротиворечивой;

  • соответствовать фактам.

В современной научной практике гипотеза – обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

Следующим этапом за выработкой гипотезы начинается этап подготовки к исследованию – определение его цели и задачи.


2.4.Цели и задачи исследования

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Типичные цели:

  • определение характеристик явлений, не изученных ранее;

  • выявление взаимосвязи неких явлений;

  • изучение развития явлений;

  • описание нового явления;

  • обобщение, выявление общих закономерностей;

  • создание классификаций.


Формулировка цели исследования традиционно употребляемая:

  • выявить…;

  • установить…;

  • обосновать…;

  • уточнить…;

  • разработать…

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав.

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения поставленной цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.


2.5. Определение методов исследования

Метод-это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования (его проведение, получение определенного результата).

Методы научного познания:

  1. теоретические:

    • моделирование (позволяет применять экспериментальный метод к объектам; предполагает мыслительные или практические действия);

    • абстрагирование (состоит в мыслительном отвлечении);

    • анализ (разложение на составные части) и синтез (соединение частей в целое). Следует учесть, что анализ и синтез дополняют друг друга;

    • от абстрактного к конкретному.

  2. эмпирические:

  • наблюдения;

  • сравнение (позволяет установить сходство и различие);

  • эксперимент (предполагает вмешательство в естественные условия)

  1. математические:

  • статистические методы;

  • метод визуализации данных (функции, графики и т.п.);

  • методы и модели массового обслуживания;

  • методы и модели динамического программирования;

  • методы и модели теории графов и сетевого моделирования.


Выбор метода совершается при обязательном руководстве педагога (методика исследования).


3.Проведение научного исследования

Исследование включает в себя два последовательных этапа:

  • технологический (исследование);

  • аналитический, рефлективный.

Необходимо разработать рабочий план, состоящий из блоков:

  1. теоретическая часть;

  2. экспериментальная (практическая часть);

  3. результат.





  1. Оформление научно-исследовательской работы

Оформление результатов исследования - трудоёмкий этап работы.

Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:

  • текст научного сочинения;

  • тезисы (сжатое изложение основных положений и выводов исследования), статья (развернутое содержание тезисов актуальной проблемы);

  • доклад, сообщение;

  • отчёт и т.д.


Требования к оформлению тезисов:


  • по содержанию (обоснованность актуальности темы; главный тезис; аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис; основные выводы);

  • по срокам представления (за 1 месяц до начала конференции);

  • по форме представления (в электронном и печатном виде; в формате Word, шрифт 14, Times New Roman).


Статья - самостоятельный научный текст, в которой исследователь излагает свои мысли по проблеме. В начале статьи выдвигается её главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

!Статьи и тезисы создаются на основе собственного научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты.


Схема работы:

hello_html_786a94c9.png


Титульный лист научной работы:




hello_html_f6d27e.gif

hello_html_3d1b7e88.gif








Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работhello_html_m2c5623da.gifы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

















Введение - ответственная часть работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование.


Введение включает в себя:

  • формулировку темы;

  • актуальность исследования;

  • проблему исследования;

  • объект, предмет;

  • цель, задачи;

  • гипотезы;

  • методы исследования;

  • этапы исследования;

  • структуру исследования;

  • его практическую значимость;

  • краткий анализ литературы.


Объем введения 2-3 страницы.


Основная часть работы может содержать 2- 3 главы.


Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования.

Главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента.

Каждая глава завершается выводами.


Заключение обычно составляет не более 1-2 страниц. Основное требование: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предполагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.



Список изученной литературы располагают в алфавитном порядке.















Приложение размещается после основного текста. Его содержание: копии документов, статистические материалы, и т.п


Особая часть основного текста - примечания. Они располагаются внутри текста:

  1. в круглых скобках;

  2. подстрочно (оформляются как сноски);

  3. после параграфов или глав.

Примечанием может быть:

  • определение терминов или устаревших слов;

  • справочная информация о лицах, событиях, произведениях;

  • перевод иностранных слов и предложений;

  • пояснение основного текста.


Рисунки (таблицы) лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы.

Цитаты в тексте (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника.



  1. Защита результатов исследования


Следует помнить, что на все выступление отводится не более 10 (15) минут. Подготовка доклада должна быть продумана, иметь структуру:

  • Первая часть. Повторяет, по сути, кратко введение исследовательской работы. Обосновывается актуальность, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы.

Лучше начать выступление с приведенного примера, интересной цитаты, образного сравнения, с истории, случая, задания проблемы, оригинального вопроса.

  • Вторая часть – представление содержания глав проведенного исследования, итоги (наличие демонстрационных материалов).

  • Третья часть. Основные выводы. Варианты дальнейших исследований.


Речь докладчика должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной, спокойной, последовательной, аргументированной.

После выступления члены комиссии задают вопросы.

Рекомендации:

  • Если вопрос вышел за рамки исследования учащегося, допустимо использовать фразу, что это не являлось предметом исследования.

  • По сложившейся этике, принято благодарить за вопрос (оппонент проявил интерес к работе).

  • Следует правильно выбирать позу, жесты.

  • Желательно, чтобы доклад был прослушан в кругу друзей, родителей.

  • Необходимо контролировать время выступления.

  • Речь можно предварительно записать на любой носитель, после чего её можно будет оценить на логичность, точность, ясность, доступность, убедительность, интересность, выразительность, уверенность, контакт со слушателями, уместность жестов, выражение лица и т.д.


hello_html_17eec4e1.gifhello_html_17eec4e1.gifhello_html_17eec4e1.gifhello_html_17eec4e1.gifhello_html_17eec4e1.gifhello_html_17eec4e1.gifhello_html_17eec4e1.gifhello_html_17eec4e1.gifhello_html_17eec4e1.gifhello_html_17eec4e1.gifhello_html_17eec4e1.gifhello_html_17eec4e1.gif


Положение о научно-исследовательской деятельности учащихся
  • Биология
Описание:

Положение о научно-исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность учащихся в лицеепредставлена как   форма организации работы, которая должна быть связана с решением учащимися исследовательской задачи  / проблемы, гипотезы/.

Главное в работе не овладение новыми, неизвестными фактами, а изучение и применение алгоритма ведения исследования, получение навыков, которые могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематики.

Творческая деятельность учащегося на начальном этапе предлагается вести под руководством опытного компетентного специалиста.

Представлены виды исследовательской деятельности учащегося:

научная - направлена на получение новых объективных знаний;

 

учебная - направлена на развитие исследовательского типа мышления учащихся.

Автор Мирнова Марина Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 526
Номер материала 22149
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓