Инфоурок Биология Другие методич. материалыПоложение о научно-исследовательской деятельности учащихся

Положение о научно-исследовательской деятельности учащихся

Скачать материал

Утверждаю:

Директор МОУ Лицей №1

____________З.В.Панова

Пр.от 30.08.2011  №122-О

 

 

Положение

о научно-исследовательской деятельности учащихся

 

1.Общие положения

1.      Исследовательская деятельность учащихся в лицее– это  форма организации работы, которая должна быть связана с решением учащимися исследовательской задачи  / проблемы, гипотезы/.

2.      Главное в работе не овладение новыми, неизвестными фактами, а изучение и применение алгоритма ведения исследования, получение навыков, которые могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематики.

3.      Творческая деятельность учащегося на начальном этапе ведется под руководством опытного компетентного специалиста.

4.      Виды исследовательской деятельности учащегося:

*  научная - направлена на получение новых объективных знаний;

*  учебная - направлена на развитие исследовательского типа мышления учащихся.

 

2.Подготовка к проведению научного исследования

 

Предполагает наличие следующих этапов:

 

 

 

Научное исследование должно носить систематический и целенаправленный характер. Важная задача - четкое определение сферы деятельности.

 

 

2.1.Тема, проблема и актуальность  исследования

 

Тема - узкая сфера деятельности исследования в рамках предмета. Это ракурс, в котором будет рассмотрена проблема, объект изучения.

Чтобы облегчить процесс выбора темы необходимо выделить основные критерии:

1.             тема должна представлять интерес для учащегося;

2.             воспитывать общую перспективу профессионального развития ученика;

3.             иметь обоюдную  мотивацию со стороны ученика и педагога;

4.             должна быть реализуема в имеющихся условиях.

 Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, то есть процесс развития научного познания.

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания, обязательное требование работы.

Помощь в выборе темы исследования учащемуся оказывает  его научный руководитель.

Актуальность темы должна осветить причину, по которой  изучение данной темы необходимо. Показателем актуальности является наличие проблемы – противоречивой ситуации, требующей своего разрешения, а, следовательно, сопряжено с практической необходимостью.

 Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны, так как определяют стратегию исследования, направление научного поиска.

На данном этапе не всегда можно достаточно точно  определить тему исследования, пути и способы её разработки. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу.

 

2.2.Изучение научной литературы и уточнение темы

 

Общие рекомендации:

 

*               изучать научные публикации,  работать с разными источниками информации;

*               формировать собственную базу данных по теме работы (делать выписки);

*               при изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала, необходимо сопоставлять, анализировать полученную информацию.

 

2.3.Определение гипотезы

 

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы (важный момент работы над исследованием).

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

*            быть проверяемой;

*            содержать предположение;

*            быть логически непротиворечивой;

*            соответствовать фактам.

В современной научной практике гипотеза – обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

Следующим этапом за выработкой гипотезы начинается этап  подготовки к исследованию – определение его цели и задачи.

 

2.4.Цели и задачи исследования

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Типичные цели:

ü  определение характеристик явлений, не изученных ранее;

ü  выявление взаимосвязи неких явлений;

ü  изучение развития явлений;

ü  описание нового явления;

ü  обобщение, выявление общих закономерностей;

ü  создание классификаций.

 

Формулировка цели исследования традиционно употребляемая:

ü  выявить…;

ü  установить…;

ü  обосновать…;

ü  уточнить…;

ü  разработать…

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав.

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения поставленной цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

 

2.5. Определение методов исследования

Метод-это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования (его проведение,  получение определенного результата).

Методы научного познания:

1.      теоретические:

*    моделирование (позволяет применять экспериментальный метод к объектам; предполагает мыслительные или практические действия);

*    абстрагирование (состоит в мыслительном  отвлечении);

*    анализ (разложение на составные части)  и синтез (соединение частей в целое). Следует учесть, что анализ и синтез дополняют друг друга;

*    от абстрактного к конкретному.

2.      эмпирические:

*    наблюдения;

*    сравнение (позволяет установить сходство и различие);

*    эксперимент (предполагает вмешательство в естественные условия)

3.      математические:

*           статистические методы;

*           метод визуализации данных (функции, графики и т.п.);

*           методы и модели массового обслуживания;

*           методы и модели динамического программирования;

*           методы и модели теории графов и сетевого моделирования.

 

Выбор метода совершается при обязательном руководстве педагога (методика исследования).

 

3.Проведение научного исследования

Исследование включает в себя два последовательных этапа:

*    технологический (исследование);

*    аналитический, рефлективный.

Необходимо разработать рабочий план, состоящий из блоков:

1.      теоретическая часть;

2.      экспериментальная (практическая часть);

3.      результат.

 

 

 

 

4.      Оформление научно-исследовательской работы

Оформление результатов исследования  - трудоёмкий этап работы.

Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:

*    текст научного сочинения;

*    тезисы (сжатое изложение основных положений и выводов исследования), статья (развернутое содержание тезисов актуальной проблемы);

*    доклад, сообщение;

*    отчёт и т.д.

 

Требования к оформлению тезисов:

 

Øпо содержанию (обоснованность актуальности темы; главный тезис; аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис; основные выводы);

Øпо срокам представления (за 1 месяц до начала конференции);

Øпо форме представления (в электронном и печатном виде; в формате Word, шрифт 14, Times New Roman).

 

Статья - самостоятельный научный текст, в которой исследователь излагает свои мысли по проблеме. В начале статьи выдвигается её главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

!Статьи и тезисы  создаются на основе собственного научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты.

 

Схема работы:

 

Титульный лист научной работы:

 

 

 

Надпись: Оглавление

Введение
Глава 1……………………………………………………………… 3                                                
1.1      …………………….…………………………………………..4                            
1.2      ……………………………………………………………...8
Глава 2 ……………………………………………………………..11
2.1       ………………………………………………………………16
2.2       ………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………..27
Приложения
Приложение 1……………………………..………………………28
Приложение 2………………………………………………………30

Надпись: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 1
«


ТЕМА_________________

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО______________

Ф.И.О. учащегося___________________________________________

                               Класса_________________

Научный руководитель:_______________________________________



г.Аксай
год

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работ

Книга:

1.    Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов.-М.:Интеллектцентр, 2001.-296с.

2.     

Сборник с коллективом авторов:

Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сб.науч.статей / Сост.О.С.Орлов.-Великий Новгород: РИС,2000.-180с.

 

Статьи из газеты и журнала:

Михайлов Г.С.Психология принятия решений//Журнал прикладной психологии.-2001.-№5.-С.2-9

 

Статьи и з энциклопедии и словаря:

Инновация//Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. - Минск, 1995.-С.50-51

 

 
ы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение - ответственная часть работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование.

 

Введение включает в себя:

*    формулировку темы;

*    актуальность исследования;

*    проблему исследования;

*    объект, предмет;

*    цель, задачи;

*    гипотезы;

*    методы исследования;

*    этапы исследования;

*    структуру исследования;

*    его практическую значимость;

*    краткий анализ литературы.

 

Объем введения 2-3 страницы.

 

Основная часть работы может содержать 2- 3 главы.

 

Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования.

Главы  2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента.

 Каждая глава завершается выводами.

 

Заключение обычно составляет не более 1-2 страниц. Основное требование: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предполагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

 

 

Список изученной литературы располагают в алфавитном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение размещается после основного текста. Его содержание: копии документов, статистические материалы, и т.п

 

Особая часть основного текста - примечания. Они располагаются внутри текста:

a)      в круглых скобках;

b)      подстрочно (оформляются как сноски);

c)      после параграфов или глав.

Примечанием может быть:

*    определение терминов или устаревших слов;

*    справочная информация о лицах, событиях, произведениях;

*    перевод иностранных слов и предложений;

*    пояснение основного текста.

 

Рисунки  (таблицы) лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы.

Цитаты в тексте (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника.

 

 

5.      Защита результатов исследования

 

Следует помнить, что на все выступление отводится не более 10 (15) минут. Подготовка доклада должна быть продумана, иметь структуру:

*     Первая часть. Повторяет, по сути, кратко введение исследовательской работы. Обосновывается актуальность, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы.

Лучше начать выступление с приведенного примера, интересной цитаты, образного сравнения, с истории, случая, задания проблемы, оригинального вопроса.

*     Вторая часть – представление содержания глав проведенного исследования, итоги (наличие демонстрационных материалов).

*     Третья часть. Основные выводы.  Варианты дальнейших исследований.

 

Речь докладчика должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной, спокойной, последовательной, аргументированной.

После выступления члены комиссии задают вопросы.

Рекомендации:

*    Если вопрос вышел за рамки  исследования учащегося, допустимо использовать фразу, что это не являлось предметом исследования.

*    По сложившейся этике, принято благодарить за вопрос (оппонент  проявил интерес к работе).

*    Следует правильно выбирать позу, жесты.

*    Желательно, чтобы  доклад  был  прослушан в кругу друзей, родителей.

*    Необходимо контролировать время выступления.

*    Речь можно предварительно записать на любой носитель, после чего её можно будет  оценить на логичность, точность, ясность, доступность, убедительность, интересность, выразительность, уверенность, контакт со слушателями, уместность жестов, выражение лица и т.д.

 

       

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Положение о научно-исследовательской деятельности учащихся"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Положение о научно-исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность учащихся в лицеепредставлена как   форма организации работы, которая должна быть связана с решением учащимися исследовательской задачи  / проблемы, гипотезы/.

Главное в работе не овладение новыми, неизвестными фактами, а изучение и применение алгоритма ведения исследования, получение навыков, которые могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематики.

Творческая деятельность учащегося на начальном этапе предлагается вести под руководством опытного компетентного специалиста.

Представлены виды исследовательской деятельности учащегося:

научная - направлена на получение новых объективных знаний;

 

учебная - направлена на развитие исследовательского типа мышления учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 283 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 614
    • DOCX 283.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мирнова Марина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мирнова Марина Николаевна
    Мирнова Марина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 28869
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 360 человек

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 325 человек

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек