Главная / Физика / Поле чудес "Отчизны славные сыны" (внеклассное мероприятие по физике)

Поле чудес "Отчизны славные сыны" (внеклассное мероприятие по физике)

Поле чудес "Отчизны славные сыны"

(внеклассное мероприятие по физике)

Цели мероприятия:

познакомить учащихся с открытиями и изобретениями русских и советских ученых;

патриотическое воспитание;

развивать познавательный интерес.

 Оборудование:

барабан Поле чудес, физическая валюта, две шкатулки

 Ход мероприятия.

История состоит не только из дат, событий и фактов. Время делают люди. Эпоха, как мозаика, слагается из человеческих дел.

Также обстоит дело и с наукой. Наука существует и развивается благодаря усилиям учёных и изобретателей.

Тема сегодняшнего мероприятия: «Отчизны славные сыны». Мы поговорим о выдающихся русских учёных и изобретателях, их вкладе в науку и технику.

Мероприятие мы проведём в виде игры «Поле чудес».

Внимательно послушайте правила игры

В каждом туре побеждает тот, кто правильно назовёт слово. Слово можно назвать сразу или угадывать по буквам. За три последовательно угаданные буквы две шкатулки одна с призом , другая пустая .

Неправильно называете букву -  право игры переходит к следующему игроку .Если вы рискнёте назвать слово, но ошибётесь хоть в одной букве, покидаете игру .

Обратите внимание на секторы

+ - право открыть любую букву ,

0  - переход хода ,

Б - банкрот , все ваши очки сгорают ,

П - приз , если берёте приз , то покидаете игру .

В финале победитель выбирает призы на набранную сумму очков . Победитель финала может принять участие в суперигре.

За подсказки и прочие нарушения правил игры ученик удаляется из класса .  

Первый тур.

На доске фамилия известного советского инженера, изобретателя, учёного, почётного академика, Героя Труда. Вехи его долгой жизни открытия, сооружения, в них живёт память об этом замечательном человеке. Этот учёный разработал конструкции нефтепродуктов, нефтехранилищ, паровых котлов.

Главным делом своей жизни он считал строительство различных сооружений с использованием металлоконструкций. Под его руководством спроектировано и построено около 500 мостов, в том числе через реки Волга, Ока, Енисей.

Позывные первой советской радиостанции, а позднее первые телевизионные программы передавались с антенн, установленных на Шаболовской радио башне в Москве высотой 148 метров. Эта башня была построена по проекту этого ученого.

В двадцатые годы, в период разрухи после гражданской войны, когда в стране не хватало металла, он разрабатывал конструкции деревянных перекрытий, трубопроводов и даже подъемных кранов. В этой работе он шагнул на десятилетия вперед. В наши дни дерево, усиленное полимерами, все смелее спорит с металлом.

Инженерный гений этого ученого оставил след и в истории искусства. Он дал вторую жизнь прекрасному памятнику средневековой архитектуры – минарету медресе Улугбека в Самарканде, который после землетрясения восстановили под руководством этого ученого.

Ученый отличался необычайно разносторонними дарованиями, колоссальной энергией и работоспособностью. За свою жизнь он сделал свыше ста изобретений.

 

Владимир Григорьевич Ш У Х О В  

Второй тур.

На доске фамилия известного русского электротехника, изобретателя лампы накаливания.

В 1874 году он получает патент на свое изобретение, а Петербургская Академия наук присуждает ему Ломоносовскую премию.

Ученый изобрел несколько типов ламп накаливания с металлическими нитями и первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити.

Кроме того, он конструировал приборы электрического отопления, электрические печи для плавки металлов.

Он – один из основателей электротехнического  отдела Русского технического общества, принимал участие в издании журнала «Электричество».

 

Александр Николаевич Л О Д Ы Г И Н

 Третий тур.

На доске фамилия одного из конструкторов первых советских ракет.

В 1930-1931 годах он построил и испытал  реактивный двигатель, работающий на сжатом воздухе с бензином, а в 1931-1932 годах спроектировал установку с жидкостным ракетным двигателем.

Он принял активнейшее участие в организации и работе Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая создала и запустила в 1933 году первую советскую ракету конструкции Тихонравова, а затем вторую – по его проекту.

В современных успехах космонавтики заложена большая доля творческого труда и блестящих инженерных решений этого конструктора.

Его именем назван кратер на обратной стороне Луны. 

Фридрих Артурович Ц А Н Д Е Р

 Финал.

На доске фамилия известного советского кораблестроителя, механика, математика, академика, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий, кавалера трех орденов Ленина.

Ученый создал первую научную теорию корабля. Ему принадлежат выдающиеся работы в области строительной механики корабля.

Он много лет стоял во главе отечественного кораблестроения и корабельной науки.

Он был человеком необычайно широкого кругозора. Его увлекали буквально все науки, где находят применение математика и физика.

 

Алексей Николаевич К Р Ы Л О В

Суперигра.

Ваш выигрыш может быть удвоен (утроен), если Вы победите в суперигре.

Я задаю вопрос, вы можете назвать три буквы, если они есть, я их открою. Затем через минуту вы должны назвать фамилию очень известного изобретателя.

Если вы называете неверный ответ (или нет варианта ответа), у вас остается только один «физический закон». 

Этот русский ученый, фамилия которого закрыта на доске, изобрел телевидение – способ передачи изображения на расстояние. 

Борис Львович Р О З И Н Г

 Давайте повторим фамилии выдающихся русских ученых и изобретателей и вспомним их вклад в развитие науки и техники.

 Литература:

1. Энциклопедический словарь юного техника. М., «Педагогика», 1988.


Занимательные опыты

Цели мероприятия: развивать познавательный интерес, интерес к физике;

развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания  в новой ситуации;

приучать детей к доброжелательному общению

 Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно смотрите и попытайтесь их объяснить. Наиболее отличившиеся в объяснении получат призы – хорошие и отличные оценки  по физике.

(учащиеся 9 класса показывают опыты, а учащиеся 7-8 классов объясняют)

 Опыт 1 «Не замочив рук»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и  поставить на блюдце рядом с монетой.

Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится,  и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

[ 2, стр. 8 ] 

Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

[ 2, стр. 15 ] 

Опыт 3 «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.

При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.

[ 2, стр. 21 ] 

Опыт 4 «Тяжелая газета»

Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.

Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?

Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.

Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать  к рейке и столу.

[ 2, стр. 24 ]

 Опыт 5 «Нервущаяся бумага»

Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.

Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?

Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.

Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см [ 2, стр. 11 ]

Опыт 6

Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра

Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает?

Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению. (третий закон Ньютона)

[ 2, стр. 8  ] 

Опыт 7

Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?

Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.

А вот в вакууме они падали бы одновременно.

[ 2. стр. 12 ]

Опыт 8 « Как быстро погаснет свеча»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд  с водой. Как быстро погаснет свеча?

Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.

Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.

Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.

[ 1, стр. 40 ] 

Опыт 9 «Несгораемая бумага»

Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)

Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?

Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.

[ 1, стр. 64 ]

Опыт 10 «Несгораемый платок»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички

Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?

Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.

[ 1, стр. 69 ] 

Опыт 11 «Несгораемая нитка»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.

Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.

Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли.

Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.

[ 3, стр. 13 ]  

Опыт 12 «Вода кипит в бумажной кастрюле»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.

Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе.

Можно ли закипятить воду в этой кастрюле?

Объяснение: Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.

[ 2, стр. 37; 3, стр. 12 ]

 Пока закипит вода, можно предложить залу вопросы:


1.    Что растет вниз вершиной? (сосулька)

2.    В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка)

3.   Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.)

4.    С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет.(Пушинка)

5.    Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь)

 Опыт 13 «Картофельные весы»

Оборудование:  штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, нить, две картофелины одинаковой массы, спички, спиртовка.

Проведение: Укрепим картофелины на концах стержня. Подвесим стержень на нити на штативе. Уравновесим рычаг, передвигая картофелины.

Нагреем один конец стержня в пламени спиртовки. Почему нарушилось равновесие?

Объяснение: При нагревании длина стержня увеличивается. А значит, и плечо этой силы стало больше. По правилу Архимеда рычаг не может находиться в равновесии, если силы равны, а плечи не равны.

 Опыт 14 «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

[ 3, стр. 10 ]

 Литература:

1.  Билимович Б. Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1977

2. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985

3.  Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964




5


Поле чудес "Отчизны славные сыны" (внеклассное мероприятие по физике)
  • Физика
Описание:

Цели мероприятия:

     познакомить учащихся с открытиями и изобретениями русских и советских ученых;

     патриотическое воспитание;

     развивать познавательный интерес.

      Оборудование:

     барабан Поле чудес, физическая валюта, две шкатулки

      Ход мероприятия.

     История состоит не только из дат, событий и фактов. Время делают люди. Эпоха, как мозаика, слагается из человеческих дел.

     Также обстоит дело и с наукой. Наука существует и развивается благодаря усилиям учёных и изобретателей.

     Тема сегодняшнего мероприятия: «Отчизны славные сыны». Мы поговорим о выдающихся русских учёных и изобретателях, их вкладе в науку и технику.

Автор Тарасова Лариса Васильевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 352
Номер материала 25345
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы