Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПоэзия Николая Заболоцкого (урок-путешествие)

Поэзия Николая Заболоцкого (урок-путешествие)

Скачать материал

Тема: «Николай Заболоцкий. Своеобразие художественного мышления, нравственно-этические искания»

 

Тип урока: изучение нового материала

Цели: 1) познакомить учащихся с основными вехами биографии поэта, дать обзор его поэзии, помочь увидеть своеобразие художественного мышления Заболоцкого, постичь нравственно-эстетические искания поэта;

2) развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные навыки (анализ лирического произведения, выразительное чтение, исследовательская деятельность, отбор необходимой информации, обобщение, вывод );

3) воспитывать гражданственность, нравственность, эстетический вкус.

Вид урока: урок-путешествие

Эпиграф: Откройся, мысль! Стань музыкою, слово…

Н.Заболоцкий

Оборудование: презентация «Николай Заболоцкий », компьютеры, сборники стихов поэта, тетради, аудиозапись стихотворения «Завещание»,   песня на стихи «Очарована, околдована»

Основное содержание урока:

I.                    Побуждение. Стихотворение «Завещание» (аудиозапись, слайд №1).

Каким вы представляете человека, написавшего эти строки? (Философ, очень ценит жизнь, любит её, считает себя частью большого мира – макрокосмоса, утверждает, что смерти нет, думает о том, что он оставит потомкам).

II.                 Реализация.

  • Знакомство с основными вехами биографии Н.Заболоцкого. Слайд №3-8
  • Своеобразие художественного мира поэта. Индивидуальные сообщения учащихся,

чтение стихотворений:

-  философская лирика 40-50-х годов (слайд №9). Выразительное чтение стихотворений «Утренняя песня», «Ночной сад», «Одинокий дуб»

-   человек и природа в лирике Заболоцкого (слайд №10). Выразительное чтение стихотворений «Бетховен», «Сентябрь», «Осень»

-   нравственно-этическая проблематика в стихотворениях 50-х годов (слайд №11,12, 14-18). Выразительное чтение стихотворений «Портрет», «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц», «Старая актриса», «Это было давно», «Можжевеловый куст».

  • Работа в группах. Анализ стихотворений.

I группа. Составьте план – партитуру стихотворения «Журавли». Слайд №20,21

 

Картинный план

Движение чувств

Художественные средства

 

«Вел вожак…»

 

Радость возвращения, восхищение красотой птиц

Эпитеты: отеческий, серебряные  (крылья светлые (серебро), прочные (металл); метафора: утопая в небе

 

«Черное зияющее дуло…»

 

Тревога, страх, напряжение

Эпитет: зияющее дуло; антитеза: озеро, прозрачное насквозь – черное зияющее дуло

«Луч огня ударил…»

Гнев, боль, отчаяние

Метафора: луч огня, обрушилось

«Журавли рванулись…»

Испуг, горе

Метафора и сравнение + звукопись «о»

«Два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну»

«Им природа…»

Стойкость, мужество, гордость

Метафора: природа возвратила, смерть унесла

«А вожак… погружался…»

Печаль, гордость

Звукопись: «А заря над ним образовала золотого зарева  пятно»

О чем это стихотворение? Ваши открытия? (Не только о журавлях это стихотворение, но и добре и зле, о памяти, о преемственности поколений, какие бы испытания не выпали на долю, надо оставаться сильным, мужественным, стойким )

 

II группа. Составьте план – партитуру стихотворения «Сентябрь». Слайд №22,23

 

Картинный план

Движение чувств

Художественные средства

 

 

«Сыплет дождик…»

 

 

Грусть – осень, увядание

Эпитеты: взъерошенный, серебристый; олицетворение: сыплет дождик, закрывается тополь, рвется ветер

 

«Первый луч летит…»

 

Проблеск надежды - солнце

Сравнение: арка из каменных плит; метафора: отверстие облака, царство тумана и морока; олицетворение: луч летит

«Орешина засияла…»

Радость, расцвет природы, чувств

Метафора: орешина засияла, вспыхнув; сравнение с девушкой

«Нарисуй эту девушку…»

Красота, духовность (деревце - девушка), юность

Сравнение:  как огонь, словно деревце;  эпитеты: золотой,  гранатовый, зыбкую; звукопись «ц» (деревце, царевна,  венец, лицо)

О чем это стихотворение? Ваши открытия? (Природа и человек неразрывно связаны, здесь торжество жизни, красоты, хотя эта красота и мгновенна, ее надо успеть увидеть, почувствовать и передать другим в виде картины)

 

III группа  Сравните стихотворения Н.Заболоцкого «Гроза» и Ф.Тютчева «Весенняя гроза». Слайд №24,25

1. Какая картина грозы вам кажется ярче, образней? Почему?

2. Как вы понимаете символический образ «светлоокой девы»? В чем смысл обращения к мифологическим образам в стихотворениях?

3. Какими художественными средствами пользуются поэты для воплощения своего замысла?

(И в том и в другом стихотворениях  авторы показали ощущение мира в стихии и буре.

Авторы одинаково выражают своё отношение к происходящему.

Тютчев:

Люблю грозу в начале мая…

Заболоцкий:

Я люблю это сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья…

В обоих стихотворениях мы видим родственные художественно- изобразительные средства. Так у Тютчева и Заболоцкого присутствуют сравнения.

Природа, как у Тютчева, так и у Заболоцкого одушевлена, поэтому в стихотворениях так часто употребляются олицетворения. Например, у Тютчева: “солнце нити золотит”, гам лесной и шум нагорный вторят весело громам; у Заболоцкого: “человеческий шорох травы”, “травы падают в обморок”, “дождь рвётся”.

В обоих стихотворениях мы видим наличие аллитерации, с помощью которой авторы передают звуковое состояние грозы.

У Тютчева:

Гром,/ Как бы резвяся и играя,/ Грохочет в небе голубом…

Гремят раскаты молодые…

У Заболоцкого преобладание звонких согласных в строке (“Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница”) также передаёт раскаты грома, а глухих и шипящих (“Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке”) – порывы ветра и шуршание травы.

В своём стихотворении Заболоцкий предстаёт и как благодарный ученик, но и, подойдя вплотную к Тютчеву, он показывает пример того, как можно достичь самобытности, оставаясь в пределах традиции. Он просто продолжил мысль на прочном тютчевском фундаменте.

Чем же отличается “Гроза” Заболоцкого от “Весенней грозы” Тютчева?

 В первую очередь бросается в глаза разница в размере стиха, который используют авторы.

У Тютчева это – четырёхстопный ямб, который помогает передать движение, лёгкость, энергию.

У Заболоцкого строки гораздо длиннее. Это пяти-шестистопный анапест. И от этого стихотворение весомое, тяжёлое, что подчёркивает торжественность и величие происходящего.

 Тютчевская “Гроза” существует объективно, вне времени, вне человека, из века в век совершая свой “громокипящий” праздник. Гроза – это общечеловеческий символ свободы, очищения, разрешения. Её за то и любят, что в ней есть игра природы.

У Заболоцкого человек любит грозу за то, что она творит. Тема наступления грозы переплетается с темой творческого вдохновения (“молния мысли”), и реальная картина, пейзаж выражает творческий процесс. Красота грозы создаётся в творческих муках – “содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница” - в процессе творчества; она рождает себя подобно тому, как рождается произведение искусства.

Вывод: Тютчев выявил суть природного явления, Заболоцкий – суть творчества как высшей стадии самореализации человека, главного смысла жизни.

III.              Рефлексия.

Какое слово доминирует в лирике Н.Заболоцкого? («душа»: душа природы,  душа лирического героя (часто двойственного самому автору), просто человеческая душа, а это значит, внутренний мир человека, его сознание)

 О душе и одно из последних стихотворений Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством. Воспринимается оно как завещание. Это стихотворение-заповедь о необходимости постоянного труда человека над своей душой.

Чтение стихотворения “Не позволяй душе лениться” (слайд №13, 26)

Итак, ребята, ваша исследовательская работа помогла раскрыть своеобразие художественного мышления одного из самых удивительных поэтов XX века. Вы прекрасно потрудились, научились осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы. Всю это вы выполняли в процессе сотрудничества, в коллективной работе. И теперь, я думаю, пришёл момент, когда вы можете проявить себя каждый индивидуально.

IV.              Домашнее задание: 1) написать эссе «Мое открытие  поэта Н.Заболоцкого»;

                                                      2) выучить наизусть стихотворение по выбору

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Поэзия Николая Заболоцкого (урок-путешествие)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок- путешествие проведен в 11 классе.Цель данного урока познакомить учащихся с основными вехами биографии поэта, дать обзор его поэзии,  помочь увидеть своеобразие художественного мышления Заболоцкого, постичь нравственно-эстетические искания поэта; развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные компетенции (анализ лирического произведения, выразительное чтение, исследовательская деятельность, отбор необходимой информации, обобщение, вывод ); воспитывать гражданственность, нравственность, эстетический вкус.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 167 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья Реализация регионального компонента на уроках русского языка на примере изучения учащимися темы «Диалектизмы»
  • Учебник: «Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.
  • Тема: § 14. Диалектизмы
  • 03.10.2020
  • 212
  • 0
«Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.
  • 03.10.2020
  • 487
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 827
    • DOCX 55 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нелидова Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нелидова Галина Николаевна
    Нелидова Галина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 76458
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 36 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 334 человека из 61 региона

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 308 человек из 65 регионов

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе